Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с финансированием терроризма'

Перспективы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с финансированием терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзюба Анна Александровна

В научной статье анализируются перспективы совершенствования уголовного законодательства в целях снижения финансово-экономической целесообразности совершения преступлений террористического характера, а также содержатся выводы о необходимости совершенствования и модернизации уголовной законодательства с целью повышения степени эффективности решения задач уголовного закона в части борьбы с терроризмом посредством применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с финансированием терроризма»

УДК 343

Дзюба Анна Александровна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России тел.: +79284876205 Anna A. Dzyuba

graduated in a military academy of department of criminal law and criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia tel.: +79284876205.

Перспективы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с финансированием терроризма

Prospects of improvement of criminal-legal measures to combat the financing of terrorism

Аннотация. В научной статье анализируются перспективы совершенствования уголовного законодательства в целях снижения финансово-экономической целесообразности совершения преступлений террористического характера, а также содержатся выводы о необходимости совершенствования и модернизации уголовной законодательства с целью повышения степени эффективности решения задач уголовного закона в части борьбы с терроризмом посредством применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера.

Ключевые слова: терроризм, финансирование терроризма, конфискация имущества, преступления террористического характера.

Abstract. In the scientific article analyzes the prospects of improving criminal legislation in order to reduce the financial and economic feasibility of committing crimes of a terrorist nature, and provides insights about the need for improvement and modernization of the criminal legislation with the aim of increasing the degree of efficiency of the decision of problems of criminal law in fighting terrorism through the application of confiscation of property as other measures of criminal-legal nature.

Key words: terrorism, the financing of terrorism, the confiscation of property, crimes of a terrorist nature.

В процессе анализа содержания п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ сквозь призму минимизации экономической целесообразности совершения преступлений террористического характера и, как следствие, снижения мотивации их совершения мы пришли к выводу о необходимости его совершенствования и модернизации. В частности, действующая редакция п.

«в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ регламентирует возможность конфискации «денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)» [1]. В целях исключения или снижения экономической целесообразности совершения преступлений террористического характера, с нашей точки зрения, конфискации должно подлежать не только имущество, предназначенное или используемое для финансирования терроризма, но и имущество лица, уже осуществившего такое финансирование, в размере, эквивалентном стоимости имущества, уже использованного в этих целях.

Экономическая целесообразность совершения любой возмездной сделки, сопряженной с передачей денег, ценностей или иного имущества в обмен на совершение каких-либо действий для финансирования терроризма, т.е. для осуществления террористической деятельности или для совершения преступления террористического характера, оценивается не одним, а двумя субъектами, участвующими в такой сделке. При этом один из таких субъектов (исполнитель) оценивает экономическую целесообразность совершения преступления террористического характера, сопоставляя размер вознаграждения за эти действия с уголовно-правовыми последствиями их совершения, включая возможные уголовное наказание и конфискацию имущества в размере такого вознаграждения. Второй субъект сделки (заказчик) оценивает экономическую целесообразность финансирования терроризма, сопоставляя значимость преследуемых результатов со своей способностью оплатить заказанные услуги и учитывая при этом только непосредственную их стоимость в размере средств, передаваемых исполнителю, т.е. без учета безусловных финансовых издержек, связанных с обращением в доход государства имущества, эквивалентного стоимости имущества, переданного для финансирования терроризма.

Такой вывод можно сделать вследствие того, что в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация осуществляется в отношении «денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)». Термины «используемых или предназначенных», употребленные в настоящем времени, с точки зрения их толкования с учетом правил русского языка означают, что деньги, ценности или иное имущество, предназначенные для финансирования терроризма, еще не переданы исполнителю, или не потрачены, или не использованы последним, а только лишь предназначаются и еще не использованы для финансирования терроризма. В случае, когда эти деньги, ценности или иное имущество уже потрачены или иным образом реализованы в целях финансирования терроризма, буквальное прочтение п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ не позволяет

конфисковать у заказчика ни данное имущество (по причине его передачи исполнителю), ни иное имущество заказчика эквивалентной стоимости.

В соответствии с положениями ст. 104.2 УК РФ «если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 настоящего Кодекса, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета» [2]. Необходимо отметить, что ст. 104.2 УК РФ «Конфискация денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации» также неприменима в рассматриваемом случае, поскольку сама по себе передача заказчиком исполнителю денежных средств или иного имущества не означает невозможности его конфискации либо конфискации эквивалента его стоимости у исполнителя террористической деятельности или отдельного преступления террористического характера. Следовательно, при передаче исполнителю имущества, предназначенного для финансирования терроризма, все негативные в финансово-экономическом смысле уголовно-правовые последствия в виде конфискации такого имущества реализуются только посредством применения конфискации имущества лица, получившего данные деньги, ценности или имущество в результате совершения преступления террористического характера, т.е. на основании п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Такой подход исключает какие-либо дополнительные негативные финансово-экономические последствия для заказчика совершения преступления террористического характера, кроме как отсутствие ожидаемых результатов финансовых инвестиций в террористическую деятельность по причине, к примеру, ее пресечения правоохранительными органами.

Представляется, что подобный подход не вполне оправдан с точки зрения создания такого механизма уголовно-правового регулирования конфискации имущества, который бы исключал экономическую целесообразность терроризма не только для исполнителя, но и для заказчика террористической деятельности или отдельных преступлений террористического характера. Цинизм и прагматизм, неизбежно присущие любой оценке экономической целесообразности сделки по финансированию и непосредственному осуществлению теракта, позволяют утверждать, что, с одной стороны, у любого действия есть конкретная, диктуемая «законами рынка» цена, а с другой - нет бездонных кошельков и неограниченных банковских счетов, что, в свою очередь, ограничивает рост выше обозначенной цены теракта до тех же диктуемых рынком размеров. Вместе с тем, ввиду человеческой слабости многие, на первый взгляд, непререкаемые ценности становятся предметом купли-продажи и обретают вполне реальную цену (если говорить об отдельном теракте) или стоимость (применительно к оценке размеров финансирования террористической деятельности как

целенаправленной совокупной множественности преступлений террористического характера).

Таким образом, нам представляется, что регламентация возможности конфискации денег, ценностей или иного имущества, эквивалентного по стоимости имущества, использованного заказчиком или организатором для финансирования терроризма, способствовала бы переоценке им экономической целесообразности как каждого отдельно взятого акта финансирования терроризма, так и систематического осуществления такой деятельности.

В целях уголовно-правовой регламентации обозначенных предложений и обеспечения государственно-правового механизма их реализации предлагаем дополнить п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ ссылкой на возможность конфискации денег, ценностей или иного имущества, эквивалентных стоимости имущества, использованного для финансирования терроризма, изложив предлагаемые нововведения в следующей редакции:

«в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) или эквивалентных стоимости имущества, использованного в указанных целях».

Обозначенные изменения и дополнения положений п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ о конфискации имущества заказчика при осуществлении им финансировании терроризма, с нашей точки зрения, будут, с одной стороны, способствовать минимизации экономической целесообразности такой деятельности и, как следствие, снижению мотивации криминального поведения лиц, ее осуществляющих, а с другой стороны, - способствовать сокращению и ослаблению финансово-экономической базы ее осуществления. В конечном итоге, как нам представляется, это приведет к повышению степени эффективности решения задач уголовного закона в части борьбы с терроризмом посредством применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера.

Литература:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 26. Ст. 3385.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Literature:

1. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law d.d. June 28, 2014 № 179-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 26. Art. 3385.

2. Criminal code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on July 29, 2017). Access from legal reference system «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.