Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕСТУПНОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Быстро развивающиеся информационно-телекоммуникационные сети выступают в качестве важнейшего из условий увеличения количества преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий. Поэтому в качестве цели проведенного исследования выступила необходимость изучения современных подходов по совершенствованию правового регулирования в сфере информтехнологий. В ходе теоретического анализа научных исследований российских специалистов, последних лет, а также отечественной нормативной правовой базы, связанной с информационными технологиями, автором делается ряд выводов. Так, перечисленные в отечественном уголовном законодательстве уголовно-правовые составы недостаточно адаптированы к некоторым видам противоправных посягательств, которые совершаются в настоящее время в сфере информационных технологий. Кроме того, в настоящее время отсутствует законодательное определение преступных посягательств, связанных с IT-технологиями. Поэтому для успешного разрешения большинства возникающих проблемных вопросов в сфере информтехнологий следует сформулировать единые подходы к определению рассматриваемого понятия. Новизной отличается авторская позиция относительно современных подходов совершенствования правового регулирования в сфере информтехнологий. Практическая направленность проведенного исследования выражается в том, что полученные в процессе исследования результаты могут использоваться в дальнейшей работе по повышению эффективности уголовно-правового реагирования на преступления в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE CRIMINAL LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Rapidly developing information and telecommunication networks act as the most important condition for the increase in the number of crimes committed in the field of information technology. Therefore, the purpose of the study was the need to study modern approaches to improve legal regulation in the field of information technology. In the course of a theoretical analysis of scientific research by Russian specialists, conducted mainly over the past four years, as well as the domestic regulatory legal framework related to information technology, the author draws a number of conclusions. So, in particular, the criminal offenses listed in the domestic criminal legislation are not sufficiently adapted to certain types of illegal encroachments that are currently being committed in the field of information technology. In addition, at present, there is also no legislative definition of criminal encroachments related to IT technologies. All of the above can lead to the fact that it will be more and more difficult to fight crime in the field of information technology, since there will be no unified doctrine of the crimes in question, without which it is very difficult to carry out effective law enforcement and law enforcement work. Therefore, only the formulated unified approaches related to the definition of the term under consideration will successfully resolve most of the emerging problematic issues in the field of information technology. The novelty is the author's position regarding modern approaches to improve legal regulation in the field of information technology. The practical orientation of the study is expressed in the fact that the results obtained during the study can be used in further work to improve the effectiveness of the criminal law response to crimes in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.37523/SUI.2023.52.1.008 УДК 343.2/.7

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник,

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 121069, Россия, г. Москва, ул. Поварская, 25, стр. 1, e-mail: pkobets37@rambler.ru

Peter N. Kobets

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher,

National Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1 b., 25, Povarskaya str, Moscow, Russia, 121069, e-mail: pkobets37@rambler.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Быстро развивающиеся информационно-телекоммуникационные сети выступают в качестве важнейшего из условий увеличения количества преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий. Поэтому в качестве цели проведенного исследования выступила необходимость изучения современных подходов по совершенствованию правового регулирования в сфере информтехнологий. В ходе теоретического анализа научных исследований российских специалистов, последних лет, а также отечественной нормативной правовой базы, связанной с информационными технологиями, автором дел а-ется ряд выводов. Так, перечисленные в отечественном уголовном законодательстве уголовно-правовые составы недостаточно адаптированы к некоторым видам противоправных посягательств, которые совершаются в настоящее время в сфере информационных технологий. Кроме того, в настоящее время отсутствует законодательное определение преступных посягательств, связанных с 1Т-технологиями. Поэтому для успешного разрешения большинства возникающих проблемных вопросов в сфере информтех-нологий следует сформулировать единые подходы к определению рассматриваемого понятия. Новизной отличается авторская позиция относительно современных подходов совершенствования правового регулирования в сфере информтехнологий. Практическая направленность проведенного исследования выражается в том, что полученные в процессе исследования результаты могут использоваться в дальнейшей работе по повышению эффективности уголовно-правового реагирования на преступления в области информационных технологий.

Ключевые слова: законодательное регулирование, информационные технологии, законотворческая деятельность, цифровая трансформация, уголовное законодательство, предупреждение преступности, уголовная политика, преступное посягательство, законотворческая деятельность, правовые нормы.

Summary. Rapidly developing information and telecommunication networks act as the most important condition for the increase in the number of crimes committed in the field of information technology. Therefore, the purpose of the study was the need to study modern approaches to improve legal regulation in the field of information technology. In the course of a theoretical analysis of scientific research by Russian specialists, conducted mainly over the past four years, as well as the domestic regulatory legal framework related to information technology, the author draws a number of conclusions. So, in particular, the criminal offenses listed in the domestic criminal legislation are not sufficiently adapted to certain types of illegal encroachments that are currently being committed in the field of information technology. In addition, at present, there is also no legislative definition of criminal encroachments related to IT technologies. All of the above can lead to the fact that it will be more and more difficult to fight crime in the field of information technology, since there will be no unified doctrine of the crimes in question, without which it is very difficult to carry out effective law enforcement and law enforcement work. Therefore, only the formulated unified approaches related to the definition of the term under consideration will successfully resolve most of the emerging problematic issues in the field of information technology. The novelty is the author's position regarding modern approaches to improve legal regulation in the field of information technology. The practical orientation of the study is expressed in the fact that the results obtained during the study can be used in further work to improve the effectiveness of the criminal law response to crimes in the field of information technology.

Keywords: legislative regulation, information technology, lawmaking, digital transformation, criminal law, crime prevention, criminal policy, criminal infringement, lawmaking, legal norms.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE CRIMINAL LEGAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

© 2023 Кобец П. H.

Продолжающиеся процессы, связанные с развитием информационных технологий, а также научными открытиями в рассматриваемой сфере не могут не оказывать влияние на развитие общественных отношений. В результате сегодня многие из современных достижений в нашей стране все больше взаимосвязаны с информационными технологиями. Информационные данные, научная и техническая документация, телефония, интернет-продукты и многое другое неразрывно связано с использованием информационных технологий (далее - 1Т-технологий, информтехнологий). Это свидетельствует о том, что в настоящее время большинство экономических, социальных и правовых аспектов не могут эффективно функционировать без рассматриваемых технологий. В настоящее время значительная часть общества уже не может представить свою трудовую деятельность и быт без настоящих технологий. Стремительно развивающиеся процессы, связанные с информатизацией современного цифрового общества, в первую очередь обусловлены внедрением информационных технологий в большинство областей жизнедеятельности человека. Данной отраслью с каждым годом все активнее проводится работа, связанная с разработкой и эксплуатацией информационных систем.

В то же время в тех сферах, где наблюдается прогресс и развитие, появляются новые формы и виды преступных проявлений, поэтому широкое использование информационных технологий также связано и с ростом различных преступных посягательств на общественные отношения в этой сфере, поскольку как и любые революционные события в области научно-технического прогресса процессы информатизации общества помимо широкомасштабных положительных перемен способствуют возникновению новых глобальных угроз в сфере охраны общественных отношений.

Основные причины роста преступных посягательств в сфере информационных технологий, в первую очередь, обусловлены массовым переходом с наличных на безналичные формы оплаты товаров и услуг, с возрастающими объемами цифровых платежных систем. Развитие цифровых телекоммуникационных систем, цифровых банковских и торговых услуг привлекло в эту сферу злоумышленников из числа высококвалифицированных киберпреступников. Кроме перечисленных выше причин рост преступных посягательств в сфере 1Т-технологий также вызван сохранением анонимности лиц, совершающих противоправные деяния в рассматриваемой сфере.

Президент Российской Федерации В. В. Путин во время своего выступления в 2021 г. на расширенной коллегии МВД России акцентировал внимание на необходимости повышения ра с-крываемости рассматриваемых противоправных деяний, число которых за последние шесть лет выросло в десять раз. Главой государства также отмечалось, что поскольку информационные технологии быстро развиваются, за ними сложно успевать, однако за ними будущее. Поэтому с точки зрения В. В. Путина сегодня необходимо заниматься своевременным информированием населения о существующих способах защиты от преступников, правоохранителям - активнее взаимодействовать с представителями банковского сообщества, интернет-провайдерами и операторами сотовой связи. Также, по мнению президента, важно повысить раскрываемость данных преступлений [1].

Ежегодный рост рассматриваемых преступных посягательств приводит к многочисленным социальным, правовым, организационным и технологическим проблемам, характерным прежде всего для сферы обеспечения государственной и общественной безопасности, а также правопорядка. Противодействие все возрастающим противоправным деяниям в информационном пространстве в обязательном порядке послужит позитивным сдвигом не только для экономического роста страны, но и для различных процессов, связанных с инвестиционным и иннов а-ционным развитием государства. Поэтому вопросы предупреждения преступлений данного вида стоят на первом плане по степени значимости. При этом важнейшей составляющей эффективного противодействия рассматриваемым преступлениям выступает соответствующая законодательная база, которая может способствовать необходимому реагированию на указанные преступные проявления [2, с. 64].

Также важно отметить, что рассматриваемые преступления в настоящее время одни из самых латентных преступных посягательств, а проблематика, связанная с их раскрытием и расследованием, является одной из актуальных как для правоохранителей, так и для правоведов. О некоторых преступлениях, совершенных с использованием 1Т-технологий, правоохранители узнают спустя определенный период от самих злоумышленников, привлекаемых за совершение аналогичных

противоправных деяний. Кроме того, особенности раскрытия и расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере 1Т-технологий, не только предъявляют ряд высоких требований к самим правоохранителям, участвующим в противодействии рассматриваемой преступности, но и свидетельствуют о необходимости правильной квалификации совершенных деяний. Обозначенное выше обуславливает важность работы по совершенствованию государственной уголовной политики в сфере противодействия данным преступлениям.

Однако в настоящий исторический период однозначного определения преступных посягательств, связанных с 1Т-технологиями, пока нет, и в первую очередь это вызвано тем, что, как отмечают специалисты в области юриспруденции, им довольно сложно выделить какой-либо один из объектов данного преступления [3, с. 87]. В этой связи возникает необходимость решения возможных проблемных аспектов, которые будут возникать в правоохранительной и правопр именительной деятельности при расследовании преступлений, совершаемых с использованием 1Т-технологий, которые основаны на совершенствовании отечественных законодательных норм в рассматриваемой сфере.

О том, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) нет специального термина, который бы давал понимание тому, какие противоправные деяния относятся к преступлениям в сфере информтехнологий, автором данной работы говорится не впервые. В настоящее время гл. 28 УК РФ регламентирует ответственность только за совершение противоправных деяний в сфере компьютерной информации [4, с. 54]. Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что обозначенные в данной главе УК РФ противоправные деяния, как правило, выступают в качестве промежуточного этапа для реализации преступниками конечных целей своих противоправных деяний, направленных на хищение информационных данных и финансовых средств. Кроме того, перечисленные составы недостаточно адаптированы к ряду противоправных посягательств, которые совершаются сегодня в рассматриваемой сфере.

Помимо УК РФ понятие преступления, совершаемого в сфере информтехнологий, не раскрывают и другие отечественные нормативные правовые акты. При этом правоприменителям терминологическую точность изложения данной дефиниции приходится обеспечивать правильностью применения законов и трактовкой преступного деяния. Поэтому сегодня в правоохранительной деятельности рассматриваемая дефиниция имеет широкую трактовку. Так, форма статистической отчетности по рассматриваемым преступлениям содержится в разделе ©Сведения о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации» [5].

Между тем отечественные правоведы по-разному излагают свою позицию относительно отсутствия дефиниции, которая бы на законодательном уровне давала определение преступлениям, совершаемым в сфере информационных технологий. Многие специалисты такое положение дел связывают с большим разнообразием рассматриваемых противоправных деяний. Также большинство из них все больше сходятся во мнении, что сегодня отсутствует единообразная докторальная позиция по данной проблеме [6, с. 229]. Отдельные ученые вообще полагают абсолютно оправданными правовые подходы, согласно которым в отечественном законодательстве нет четкого описания дефиниции преступных посягательств, совершаемых в сфере информтехнологий, поскольку, по их мнению, постоянное появление новых противоправных деяний в рассматриваемой сфере затрудняет определение их исчерпывающего перечня. Кроме того, они также считают, что при введении данного определения правоохранители будут ограничены заниматься совместной деятельностью по борьбе с этими деяниями, поэтому четкое определение рассматриваемой дефиниции нецелесообразно. Исходя из этого, ими предлагается сформулировать совокупность преступных посягательств, которые связаны с использованием информтехнологий [7, с. 37].

Справедливости ради необходимо упомянуть и о том, что различные попытки относительно систематизации и унификации понятийного аппарата, дающего характеристику преступлениям, совершаемым в сфере информационных технологий, была предпринята в нашей стране еще тридцать лет назад, «в 1993 г. в г. Москве, когда проходил межведомственный семинар «Криминалистика и компьютерная преступность», организаторами которого выступали НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры России и ЭКЦ МВД России» [8, с. 96]. Во время данного научно-представительского мероприятия его участниками обсуждалась проблематика,

касающаяся противоправных деяний в сфере 1Т-технологий, которую многие российские правоведы и практики на тот момент отождествили с преступностью в сфере компьютерной информации. В процессе дискуссии одни эксперты были несогласны с предложенной терминологией, обосновывая свой отказ невозможностью дифференциации преступных деяний по видам технических устройств, при помощи которых они были совершены. Других устраивала дефиниция -компьютерные преступления, поскольку данная терминология широко применялась как за рубежом, так и отечественными правоведами [9, с. 7]. В конечном итоге за прошедшие тридцать лет так и не было сформулировано единого понятия, определяющего преступления, совершенные в сфере информтехнологий.

Деяния, предусмотренные гл. 28 УК РФ, а также ряд иных уголовно -правовых составов, которые совершаются с использованием информационных технологий, как население страны, так и некоторые из специалистов просто называют киберпреступлениями. В действительности неимение закрепленной на законодательном уровне дефиниции, дающей характеристику преступлениям, совершаемым в сфере информтехнологий, продолжает ведение дискуссии по данной проблеме. Поэтому сегодня среди ученых и практиков широко используются различные определения противоправных деяний, совершаемых в сфере информтехнологий. Так, часто к ним относят преступления в сфере электронной информации, компьютерной информации, «против информационной безопасности» [10, с. 11], «в области информационных телекоммуникационных технологий» [11, с. 101], «совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» [12, с. 53], «совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [13, с. 674-681] и др.

В то же время сегодня все чаще наблюдаются различные подходы к определению рассматриваемых противоправных деяний. Например, «п. 96 Приказа МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» использует дефиницию - преступления в сфере высоких технологий» [14]. О данных деяниях «также говорится и в Распоряжении Правительства РФ от 22 октября 1999 г. № 1701-р «О мерах по усилению борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий» [15]. В то же время в «п. п. 47 и 51 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, речь уже идет о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий» [16]. В Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213, в разделе 11 п. 8. (г) указывается на то, что среди основных угроз международной безопасности является использование информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» [17], в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, в п. 14 говорится об увеличении преступлений с использованием информационных технологий» [18]. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г., ратифицированное Федеральным законом от 01.07.2021 № 237 -ФЗ с оговоркой и вступившее в силу для Российской Федерации 17 июля 2022 г. [19], полностью посвящено борьбе с преступлениями в сфере информтехнологий.

На этом следует остановиться и больше не перечислять различные формулировки рассматриваемых преступных посягательств, поскольку подобный список терминов, которыми апеллируют специалисты в рассматриваемой сфере, определяя, по их мнению, однородные противоправные деяния, может быть весьма внушительным. Как видно из сказанного, различная трактовка схожих преступных проявлений говорит об отсутствии общих подходов среди представителей современного научного сообщества к рассматриваемой проблематике.

Также следует сказать и о том, что многие из обозначенных дефиниций не одинаковы по смыслу, а разного рода трактовки преступлений, совершаемых в сфере информтехнологий, существенно затрудняют квалификацию указанных противоправных деяний в процессе их

расследования. Поэтому участникам нормотворческой деятельности следовало бы законодательно определить, какое из противоправных деяний может быть квалифицировано как преступление, совершенное в сфере информационных технологий, окончательно расставив точки в определении основных элементов данного состава. Тогда многочисленные научные толкования и авторские определения данной дефиниции не выступали бы в качестве причин ошибочных действий, которые допускаются правоохранителями при квалификации рассматриваемых противоправных деяний. В настоящее время только сформулированные единые подходы, связанные с определением рассматриваемого термина, позволят успешно разрешить данную проблему.

В этой связи также хотелось бы особо подчеркнуть, что окончательно разобраться с понятием преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий, очень затруднительно без переосмысления в современных реалиях дефиниции ©информационные технологии», которая закреплена ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [20], поскольку вокруг рассматриваемого автором определения продолжается ведение различных дискуссий, в том числе о классификации данного термина, о его сущности и др. Поэтому в сложившейся ситуации следовало бы подумать о целесообразности проведения мониторинга по данной проблеме либо провести научное исследование относительно необходимости определения единообразного юридического смысла данной дефиниции.

Конечно, можно возлагать надежды и на другие подходы к решению рассматриваемого вопроса, которые ранее применялись в отечественной юридической практике. В частности, когда отсутствовали четкие определения противоправных деяний, как, например, коррупции, в качестве источника ее определения выступала Конвенция ООН против коррупции, которая не определяла обозначенный термин, однако в ней были сформулированы основные наказуемые противоправные деяния по данному составу.

В заключение хотелось бы отметить, что различные возможности, которые в настоящее время представляют информационные технологии благодаря своей широкой распространенности и доступности, способствовали привлечению в данную область криминала. Стремительно развивающиеся информационно-телекоммуникационные сети послужили одним из условий увеличения количества преступлений, совершаемых в рассматриваемой сфере. Однако сегодня российское законодательство не располагает нормативными правовыми актами, которые бы четко формулировали понятие данных преступлений.

В связи с этим особо хотелось бы подчеркнуть, что без точной, закрепленной высшими законодательными уровнями трактовки рассматриваемого в работе понятия, которое необходимо для использования в нормативных правовых актах, сложно будет осуществлять ее практическое использование, проводить единообразную и корректную квалификацию преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий, а также различными способами противодействовать рассматриваемой преступности.

Кроме того, до тех пор пока представители законотворческой деятельности не сформируют и на законодательном уровне не закрепят содержание дефиниции преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий, в отечественной юридической литературе постоянно можно будет фиксировать различные авторские трактовки данного понятия. И чем чаще и больше будут совершенствоваться технологии, связанные с обменом информационных данных, тем больше различных определений можно будет наблюдать.

Такое положение дел может привести к тому, что бороться с преступностью в сфере ин-формтехнологий будет все сложнее, поскольку не будет единого учения о рассматриваемых преступлениях, без которого очень трудно осуществлять эффективную правоприменительную и правоохранительную работу в данном направлении. Между тем деятельность по совершенствованию отечественных законодательных норм в рассматриваемой сфере представляется серьезным инструментом по повышению эффективности уголовно-правового реагирования на преступления в области информтехнологий.

Таким образом, действующие законодательные нормы по регулированию общественных отношений в области борьбы с преступностью в сфере информационных технологий требуют серьезной унификации, разработки и принятия современного, отвечающего реалиям сегодняшнего

дня дискурсивного аппарата, в том числе и детализирования рассматриваемого определения. Обозначенные инициированные и реализованные меры смогут обеспечить общее понимание рассматриваемой нормы лицами, участвующими в различных правоотношениях, затрагивающих область информтехнологий. Кроме того, предпринятые действия, вне всякого сомнения, повлияют и на более ясное и конкретное толкование данной дефиниции, что, в свою очередь, положительно отразится на правильной квалификации противоправных деяний в рассматриваемой сфере и применении необходимых мер реагирования в отношении лиц, совершающих данные преступления.

Библиографический список

1. Путин заявил о резком росте преступности в IT-сфере [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210224/putin-1598783523.html (дата обращения: 11.01.2023).

2. Кобец П. Н. Роль Президента Российской Федерации В. В. Путина в объединении усилий мирового сообщества по совершенствованию информационной безопасности в киберпро-странстве // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 2 (33). С. 62-68.

3. Гайдамакин А. А., Косоротов А. П., Чуянов А. Г., Горев. А. И. Информационная безопасность в органах внутренних дел и применение информационных технологий в борьбе с преступностью. Омск, 2010. 180 с.

4. Кобец П. Н. Проблемы и перспективы развития уголовного законодательства Российской Федерации в сфере борьбы с киберпреступностью // 25-летний опыт применения Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: сборник материалов круглого стола в рамках XII Пермского конгресса ученых-юристов, Пермь, 29 октября 2022 г. / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2022. С. 53-57.

5. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2022 г. М., 2023.

6. Гончар В. В. О важности формирования единообразного понятийного аппарата необходимого для расследования преступлений в сфере компьютерной информации // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 225-230.

7. Головко Д. И. Квалификация преступлений в сфере электронной информации, совершенных группой лиц по предварительному сговору и организованной преступной группой // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2011. № 59. С. 36-39.

8. Леокумович Н. В. Анализ преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в Забайкальском крае // Современность в творчестве начинающего исследователя: материалы научно-практической конференции молодых ученых, Иркутск, 26 марта 2021 г. Иркутск, 2021. С. 96-103.

9. Курило А. П. О проблеме компьютерной безопасности // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы: ежемесячный научно-технический сборник. 1993. № 8. С. 7.

10. Юрченко И. А. Преступления против информационной безопасности. М., 2021. 208 с.

11. Кобец П. Н. Современные вызовы, обусловленные ростом киберпреступности и особенности стратегии борьбы с этим феноменом // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Москва, 25 октября 2022 г. М., 2022. С. 100-108.

12. Бойко О. А., Унукович А. С. Детерминанты латентных преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 3. С. 53-59.

13. Боргдорф А. Е. Проблематика расследований киберпреступлений в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 1. С. 674-681.

14. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, Федеральной службы охраны, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС ©Гарант» (дата обращения: 11.01.2023).

15. Об усилении борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий и реализации международных договоренностей и обязательств РФ: распоряжение Правительства РФ от 22 октября 1999 г. № 1701-р [Электронный ресурс] // СПС ©Гарант» (дата обращения: 11.01.2023).

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 11.01.2023).

17. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности: указ Президента Российской Федерации от 12.04.2021 № 213 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/46614/page/1 (дата обращения: 11.01.2023).

18. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41460/page/1 (дата обращения: 11.01.2023).

19. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г. (ратифицировано Федеральным законом от 01.07.2021 № 237-ФЗ с оговоркой, вступило в силу для Российской Федерации 17 июля 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207180005 (дата обращения: 11.01.2023).

20. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 11.01.2023).

References

1. Putin zayavil o rezkom roste prestupnosti v IT-sfere [Putin announced a sharp increase in crime in the IT field]. URL: https://news.rambler.ru/incidents/45929476-putin-zayavil-o-rezkom-roste-prestupnosti-v-it-sfere/ https://ria.ru/20210224/putin-1598783523.html (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

2. Kobets P. N. Rol' Prezidenta Rossiiskoi Federatsii V. V. Putina v ob"edinenii usilii mirovogo soobshchestva po sovershenstvovaniyu informatsionnoi bezopasnosti v kiberprostranstve [The role of the President of the Russian Federation V. V. Putin in uniting the efforts of the world community to improve information security in cyberspace]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Law and order: history, theory, practice], 2022, no. 2 (33), рр. 62-68 [in Russian].

3. Gaidamakin A. A., Kosorotov A. P., Chuyanov A. G., Gorev. A. 1. Informatsionnaya bezopas-nost' v organakh vnutrennikh del i primenenie informatsionnykh tekhnologii v bor'be s prestupnost'yu [1nformation security in the internal affairs bodies and the use of information technology in the fight against crime]. Omsk, 2010, 180 р. [in Russian].

4. Kobets P. N. Problemy i perspektivy razvitiya ugolovnogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Feder-atsii v sfere bor'by s kiberprestupnost'yu [Problems and prospects for the development of the criminal legislation of the Russian Federation in the field of combating cybercrime]. 25-letnii opyt primeneniya Ugolovnogo i Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksov Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy razvitiya: Sbornik materialov kruglogo stola v ramkakh XII Permskogo kongressa uchenykh-yuristov, Perm', 29 oktyabrya 2022 goda [25 years of experience in the application of the Criminal and Penitentiary Codes of the Russian Federation: problems and development prospects: Collection of materials of the round table within the framework of the XII Perm Congress of Legal Scientists, Perm, 29 October 2022]. Perm, 2022, рр. 53-57 [in Russian].

5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' - dekabr' 2022 goda [The state of crime in Russia for January - December 2022]. Moscow, 2023 [in Russian].

6. Gonchar V. V. O vazhnosti formirovaniya edinoobraznogo ponyatiinogo apparata neobkhodi-mogo dlya rassledovaniya prestuplenii v sfere komp'yuternoi informatsii [On the Importance of Forming a Uniform Conceptual Apparatus Necessary for Investigating Crimes in the Sphere of Computer Information]. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti [Bulletin of Economic Security], 2018, no. 1, рр. 225-230 [in Russian].

7. Golovko D. 1. Kvalifikatsiya prestuplenii v sfere elektronnoi informatsii, sovershennykh gruppoi lits po predvaritel'nomu sgovoru i organizovannoi prestupnoi gruppoi [Qualification of crimes in the field of electronic information committed by a group of persons by prior agreement and an organized criminal group]. Yuridicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Legal Bulletin of the Rostov State Economic University ], 2011, no. 59, рр. 36-39 [in Russian].

8. Leokumovich N. V. Analiz prestuplenii, sovershaemykh s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh tekhnologii v Zabaikal'skom krae [Analysis of crimes committed using information and telecommunication technologies in the Trans-Baikal Territory]. Sovremennost' v tvorchestve nachinayushchego issledovatelya: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, Irkutsk, 26 marta 2021 goda [Modernity in the work of a novice researcher: proceedings of the scientific and practical conference of young scientists]. Irkutsk, 2021, pp. 96-103 [in Russian].

9. Kurilo A. P. О probleme komp'yuternoi bezo~pasnosti [On the problem of computer security]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1, Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty: ezhemesyachnyi nauchno-tekhnicheskii sbornik [Scientific and technical information. Series 1, Organization and methodology of information work], 1993, no. 8, p. 7 [in Russian].

10. Yurchenko I. A. Prestupleniya protiv informatsionnoi bezopasnosti. Moskovskii gosudarstven-nyi yuridicheskii universitet imeni О. E. Kutafina (MGYuA) [Crimes against information security. Moscow State Law University named after O. E. Kutafin (MSLA)]. Moscow, 2021, 208 p. [in Russian].

11. Kobets P. N. Sovremennye vyzovy, obuslovlennye rostom kiberprestupnosti i osobennosti strategii bor'by s etim fenomenom [Modern challenges caused by the growth of cybercrime and features of the strategy to combat this phenomenon]. Vyzovy sovremennosti i strategii razvitiya obshchestva v usloviyakh novoi real'nosti: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 25 oktyabrya 2022 goda [Challenges of modernity and strategies for the development of society in a new reality: a collection of materials from the XI International Scientific and Practical Conference, Moscow, October 25, 2022]. Moscow, 2022, pp. 100-108 [in Russian].

12. Boiko O. A., Unukovich A. S. Determinanty latentnykh prestuplenii, sovershaemykh s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh tekhnologii [Determinants of latent crimes committed with the use of information and telecommunication technologies]. Yuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [LegalBulletin of Samara University], 2020, vol. 6, no. 3, pp. 53-59 [in Russian].

13. Borgdorf A. E. Problematika rassledovanii kiberprestuplenii v otnoshenii nesovershen-noletnikh s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh setei [Problems of investigating cybercrimes against minors using information and telecommunication networks]. Intellektual'nye resursy -regional'nomu razvitiyu [Intellectual resources for regional development], 2021, no. 1, pp. 674-681 [in Russian].

14. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii informatsionnogo obespecheniya sotrudnichestva po linii Interpola: prikaz MVD RF, Minyusta RF, FSB RF, Federal'noi sluzhby okhrany, Federal'noi slu-zhby po kontrolyu za oborotom narkotikov i Federal'noi tamozhennoi sluzhby ot 6 oktyabrya 2006 g. no. 786/310/470/454/333/971 (s izm. i dop.) [On approval of the Instructions for organizing information support for cooperation through Interpol: Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Justice of the Russian Federation, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Federal Service of the Russian Federation for Drug Control and the Federal Customs Service of October 6, 2006 no. 786/310/470/454/333/971 (with amendments and additions)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

15. Ob usilenii bor'by s prestupleniyami v sfere vysokikh tekhnologii i realizatsii mezhdunarod-nykh dogovorennostei i obyazatel'stv RF: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22 oktyabrya 1999 g. no. 1701-r [On strengthening the fight against crimes in the field of high technologies and the implementation of international agreements and obligations of the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation of October 22, 1999 no. 1701-r]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

16. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. no. 400 [On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 no. 400]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

17. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti: ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 12.04.2021 g. no. 213 [On approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of international information security: Decree of the President of the Russian Federation of April 12, 2021 no. 213]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46614/page/1 (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

18. Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 05.12.2016 g. no. 646 [On Approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 no. 646]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460/pageZ1 (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

19. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosu-darstv v bor'be s prestupleniyami v sfere informatsionnykh tekhnologii ot 28 sentyabrya 2018 g. (ratifitsi-rovano Federal'nym zakonom ot 01.07.2021 no. 237-FZ s ogovorkoi, vstupilo v silu dlya Rossiiskoi Federatsii 17 iyulya 2022 g.) [Agreement on cooperation between the member states of the Commonwealth of Independent States in the fight against crimes in the field of information technology of September 28, 2018 (ratified by Federal Law no. 237-FZ of July 1, 2021 with a reservation, entered into force for the Russian Federation on July 17, 2022)]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207180005 (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

20. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii: federal'nyi zakon ot 27.07.2006 no. 149-FZ [On Information, Information Technologies and Information Protection: Federal Law no. 149-FZ of July 27, 2006]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (Accessed: 11.01.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.