Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования содержательно-технологических аспектов физического воспитания студентов вузов'

Перспективы совершенствования содержательно-технологических аспектов физического воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / MOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строкун Сергей Андреевич

В статье предпринята попытка анализа эффективности различных программ по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений, обусловленной не только их содержанием, но и методикой реализации. Отмечается, что совершенствование процесса физического воспитания студентов вузов является актуальным даже при использовании спортивно-ориентированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the improvement of profound-technological aspects of the physical education of students in high school

In article is undertaken attempt of the analysis of efficiency of the different programs on discipline «Physical culture» for high educational institutions, conditioned not only by their contents, but also methods of realization. Installed that improvement of the process of the physical education of students in high school is actual even when use atheletic-oriented technology.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования содержательно-технологических аспектов физического воспитания студентов вузов»

Строкун Сергей Андреевич

старший преподаватель

кафедры физической подготовки и спорта

Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612584062)_

Перспективы совершенствования содержательно-технологических аспектов физического воспитания студентов вузов

В статье предпринята попытка анализа эффективности различных программ по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений, обусловленной не только их содержанием, но и методикой реализации. Отмечается, что совершенствование процесса физического воспитания студентов вузов является актуальным даже при использовании спортивно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, двигательные способности.

S.A. Strokun, Senior Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.

Prospects of the improvement of profound-technological aspects of the physical education of students in high school

In article is undertaken attempt of the analysis of efficiency of the different programs on discipline «Physical culture» for high educational institutions, conditioned not only by their contents, but also methods of realization. Installed that improvement of the process of the physical education of students in high school is actual even when use atheletic-oriented technology. Key words: physical education, physical culture, motor abilities.

Занятия физической культурой со студентами вуза строятся на основе примерной учебной программы дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений.

Известно, что эффективность той или иной программы обусловлена не только ее содержанием, а в значительно большей мере методикой ее реализации конкретным преподавателем в конкретных условиях учебного процесса, парциальными объемами используемых на занятиях средств и методов выполнения физических упражнений. Поэтому высказывания о несостоятельности той или иной программы представляются некорректными, хотя необходимость совершенствования ее содержания и методики реализации несомненна.

В последнее время в практике физического воспитания студентов вузов используются как уже проверенные практикой, так и новые средства физической культуры (элементы восточных единоборств, шейпинг и т.д.), которые раньше не применялись. Анализ работ за последние 10 лет свидетельствует об увеличении исследований по расширению числа средств,

используемых в физическом воспитании студентов вуза.

В частности, в практике физического воспитания студентов вуза предпринимаются попытки разработки и совершенствования методики занятий физической культурой с включением в этот процесс силовых упражнений:

атлетизм, атлетическая гимнастика (И.Г. Виноградов, С.Е. Волжанин); авторами обоснована и экспериментально подтверждена последовательность применения силовых рекреационных нагрузок различной направленности в течение учебного года, определено влияние данных нагрузок на свойства кратковременной памяти и развитие отдельных двигательных способностей студентов;

пауэрлифтинг (О.Ю. Похоруков); гиревой спорт (В.Л. Ануров); занятия силовой направленности на тренажерах с силовыми добавками (А.В. Павлючен-ко и др.);

занятия силовым фитнес-тренингом (РН. Испу-лова) и т.д.

Существует целая группа исследований, посвященных совершенствованию процесса

128

физического воспитания студентов на основе включения его в состав средств:

аэробики (О.В. Булгакова и др.), которая представляет собой динамическое выполнение продолжительных, умеренных по интенсивности аэробных физических упражнений; рассматривая эффект занятий аэробикой, авторы отмечают, что аэробные циклические упражнения, такие как ходьба, быстрая ходьба, бег на месте, обычный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п., в последнее время очень мало используются в практике физического воспитания, хотя это одни из наиболее доступных видов физической культуры;

шейпинга (Л.А. Романова) и оздоровительных видов гимнастики (А.Ю. Зубкова и др.); авторы доказывают, что эти группы упражнений могут рассматриваться как перспективное направление, в значительной степени касающееся модернизации физического воспитания, особенно девушек.

Авторы других работ связывают повышение эффективности академических занятий физической культурой в вузах с включением в состав средств физического воспитания широкого круга различных видов спорта.

В работах С.С. Шлейхер [1] и других рассматриваются вопросы повышения оздоровительной эффективности, организационно-методического обеспечения вариативного курса по плаванию в системе физического воспитания студентов вуза. Авторами справедливо отмечается положительное влияние, которое оказывают занятия плаванием на организм студентов, однако вопросы определения и контроля величины нагрузки практически не рассматриваются. На наш взгляд, именно эти аспекты любой методики оказывают важное влияние на получаемые результаты.

В последние годы сформировались и активно развиваются игровые виды массового спорта, такие как пляжный волейбол, пляжный гандбол, стритбол и т.д., что заставляет уделять серьезное внимание их изучению. К примеру, использованию пляжного гандбола в физическом воспитании студентов вуза посвящена работа И.Н. Овсянниковой. Рассмотренные автором особенности мотивационно-потреб-ностной сферы студентов, оказывающие влияние на интерес к этому виду спорта, позволяют повысить интерес к академическим занятиям физической культурой.

А.В. Мазуриной [2] предложена рекреационно-оздоровительная методика повышения эффективности физического воспитания студентов на основе занятий стритболом. Эффект от занятий стритболом выразился в повышении

уровня физической подготовленности и функциональных показателей студентов.

Вместе с тем, при наличии целого спектра положительных эффектов от занятий спортивными играми введение в состав средств физического воспитания разнообразных командных видов спорта несколько затрудняет индивидуальное дифференцирование величины нагрузки выполняемых упражнений.

В последние годы появилось много научных исследований, посвященных эффекту занятий физической культурой через включение в их содержание различных видов единоборств:

исследование по совершенствованию физической подготовки студентов на основе рационального применения специальных упражнений восточных единоборств в сочетании с упражнениями программных дисциплин физического воспитания (С.А. Литвинов);

исследование по разработке и реализации на практике модели физического воспитания студентов на основе оздоровительного потенциала тхэквондо, которая включает в себя проектировочно-целевой компонент, содержательно-процессуальную часть и оценочную систему (В.В. Тверских);

исследование, в котором доказана эффективность спортизации физического воспитания студентов вузов на основе применения средств и методов, используемых в спортивной подготовке дзюдоистов, что обеспечивает успешное овладение технико-тактическими действиями дзюдо, всестороннюю физическую подготовку, формирует мотивационное отношение к физической культуре и спорту (О.В. Долганов);

исследование, в котором показано, что занятия карате-до со студентами вуза повышают интерес к занятиям физической культурой, улучшают уровень физической подготовленности (М.В. Опейкин).

Это далеко не полный перечень работ по исследованию эффективности занятий тем или иным видом единоборств со студентами вуза.

Спортивно-ориентированные технологии в последние годы все шире внедряются в физическое воспитание студенческой молодежи (Б.К. Бальсевич и др.), что способствует повышению интереса студентов к физической культуре в образовательных учреждениях разного уровня.

Представляется, что подобное направление вполне подходит для построения факультативных занятий со студентами вуза, однако создает определенные организационно-методические сложности при проведении регламентированных занятий физической культурой в

129

рамках учебного расписания. Набрать группу студентов для занятий тем или иным видом спорта в рамках одного курса, определить, какими видами спорта необходимо заниматься, создать материальную базу - это только малая часть проблем, которые необходимо решить.

Управление процессом физического воспитания студентов вуза невозможно без рационально организованного контроля за состоянием физической подготовленности и соматического здоровья. Определенную сложность представляет собой выбор показателей контроля, т.к. от него зависит правильность принятия управленческих решений. А.С. Соколовым [3] представлена принципиальная схема комплексного автоматизированного дина-

1. Шлейхер С.С. Организационно-педагогические особенности обеспечения вариативного курса по плаванию в системе физического воспитания студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005.

2. Мазурина А.В. Рекреационно-оздорови-тельная методика на основе стритбола в физическом воспитании студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006.

3. Соколов А.С. Управление физической подготовкой студентов на основе системы автоматизированного динамического контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2008.

мического контроля в управлении физической подготовкой студентов вуза, применение которой позволило повысить уровень физической подготовленности по результатам применяемых тестов на 2-11%. Величина положительной динамики рассматриваемых показателей имеет тесную связь с направленностью процесса физического воспитания и применяемыми средствами. Однако этот аспект работы автором изложен не очень подробно, что создает определенные трудности для внедрения полученных результатов в практику физического воспитания студентов вуза.

Таким образом, актуальность исследований, связанных с совершенствованием процесса физического воспитания студентов вузов, очевидна.

1. Shleyher S.S. Organizing pedagogical particularities of the ensuring the variant course on sail in system of the physical education of students: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Maykop, 2005.

2. Mazurina A.V. Recreation and wellness methods on steetballs base in physical education of students in high educational institutions: auth. abstr.... Master of Pedagogics. Smolensk, 2006.

3. Sokolov A.S. Management of physical training of students on base of the system automated dynamic checking: auth. abstr.... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2008.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.