Коляго Петр Владимирович
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612584062)_
Совершенствование состава средств академических занятий по физической культуре в вузе
В статье предпринята попытка показать актуальность научных исследований в области физической культуры и спорта по совершенствованию состава средств академических занятий по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, физические упражнения.
P.V. Kolyago, Master of Pedagogics, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.
Improvement of the composition of the facilities of academic classes by physical culture in high school
In article is undertaken attempt to show urgency of the scientific studies in the field of physical culture and sport on improvement of the composition of the facilities of academic classes by physical culture in high school.
Key words: physical education, physical culture, physical exercises.
Построение занятий по физической культуре со студентами вуза, использование тех или иных средств и методов физической культуры основываются на примерной учебной программе дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений (2000). Однако эффективность той или иной программы занятий определяется не только содержанием, а в значительно большей мере парциальными объемами используемых на занятиях средств и методов выполнения физических упражнений.
Основными средствами, которые используются в вузе на занятиях физической культурой со студентами, являются физические упражнения и естественносредовые факторы. В последнее время в практике физического воспитания студентов вуза используются как уже проверенные практикой (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика и т.д.), так и новые средства физической культуры (элементы восточных единоборств, шейпинг и т.д.), которые раньше не применялись. Анализ диссертационных работ за последние десять лет свидетельствует о расширении числа средств, используемых в физическом воспитании студентов вуза. Преимущественное воздействие тех или иных средств физической культуры
тесно связано с длительностью и интенсивностью выполнения упражнения, режимом выполнения упражнения и т.д.
За последнее время выполнено значительное количество исследований, тематика которых связана со спецификой вуза: технического, сельскохозяйственного, экономического, гуманитарного и др. [1; 2]. В этих работах рассматриваются вопросы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов [3; 4].
Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессией. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
114
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры, и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические
факторы (личная гигиена: распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
В практике физического воспитания студентов вуза предпринимаются попытки разработки и совершенствования методики занятий физической культурой с включением в этот процесс силовых упражнений. Физические упражнения, направленно стимулирующие увеличение степени напряжения мышц благодаря повышенным (сравнительно с другими упражнениями) отягощениям, принято называть силовыми упражнениями [5; 6].
Результатом деятельности в физической культуре являются физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Таким образом, совершенствование состава средств академических занятий физической культурой в вузе, саму физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
1. Колокатова Л.Ф. Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов: автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 2008.
2. Аллянов Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2007.
3. Вершинина Е.П. Особенности прикладной физической подготовки по специальности «Референт»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2003.
1. Kolokatova L.F. Didactic system of information support of psychophysical preparation student of technical high school: auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. M., 2008.
2. Allyanov Yu.N. Technology of the forming to motivations of self-aducational activity beside students of economic high school on discipline «Physical culture»: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Smolensk, 2007.
3. Vershinina E.P. The particularities of applied physical preparation on professions «Referent»: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Maykop, 2003.
115
4. Шарыпов Н.П. Формирование физической культуры личности студентов в процессе музыкально-ритмического воспитания: на примере подготовки учителей начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006.
5. Воложанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007.
6. Виноградов И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.
4. Sharypov N.P. Forming the physical culture to personalities student in music-rhythmic education process: on example of preparing the teachers of the initial classes: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Maykop, 2006.
5. Volozhanin S.E. Increasing level to physical preparedness of student in high school by facilities of athletics: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Ulan-Ude, 2007.
6. Vinogradov I.G. The contents of recreation class by athletics with students of high school: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. SPb., 2008.
116