КОРНУКОВА Мария Сергеевна,
аспирант Российского университета транспорта (МИИТ), кафедра «Теория права, гражданское право и гражданский процесс», заместитель начальника отдела по вопросам адвокатуры Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России (Москва, Россия), e-mail: maryxxxx@icloud.com
КОРЯКИН Виктор Михайлович,
научный руководитель, доктор юридических наук, профессор кафедры «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» Юридического института РУТ (МИИТ),
e-mail: mail@law-books.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОПЫТА
Аннотация. Перевозка грузов с использованием нескольких видов транспортных средств по единому транспортному документу - мультимодальная перевозка в условиях поступательного роста объема грузоперевозок в Российской Федерации представляет собой приоритетное направление развития транспортного сектора. Вместе с тем в силу разрозненности федерального регулирования транспортного сектора усложнена правовая регламентация перевозок в прямом смешанном сообщении в Российской Федерации. Статья посвящена анализу зарубежного регулирования перевозок грузов различными видами транспорта. Автором исследуются основные начала правового регулирования перевозок в прямом смешанном сообщении в Норвегии и Швеции, а также их воздействие на транспортировку грузов и возможность применения аналогичных механизмов к регулированию аналогичных правоотношений в Российской Федерации. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что перевозка грузов с использованием прямого смешанного сообщения содержит широкий ряд преимуществ, в частности сроки, эффективность доставки, а также широкая протяженность транспортных сетей. В связи с чем автором предлагается обратить внимание законодателя на существующее зарубежное регулирование мультимодальных перевозок, а также перспектив развития российского транспортного сектора, оптимизирующих перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
Ключевые слова: прямое смешанное сообщение, мультимодальная перевозка, зарубежное регулирование, Норвегия, Швеция, регулирование перевозки, автомобильная перевозка, перевозка водным транспортом, авиаперевозка
KORNUKOVA Maria Sergeevna,
Ph. D. Student of the Russian University of Transport (MIIT), Legal Theory, Civil Law and Civil Procedure Department, Advocacy Division of the Legal Aid and Legal Services Regulation and Development Department Deputy Head (Moscow, Russia)
KORYAKIN Viktor Mikhailovich,
Scientific Supervisor, Doctor of Law, Legal Theory, Civil Law and Civil Procedure Department of the Law Institute
of the Russian Institute of Law (MIIT)
MULTIMODAL TRANSPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION IMPROVEMENT PROSPECTS BASED ON INTERNATIONAL TRANSPORT EXPERIENCE
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-348-353 NIION: 2021-0079-5/23-311 MOSURED: 77/27-025-2023-05-311
Annotation. Continuous growth of the cargo transport with the use of several vehicle types under a single transport document, multimodal transportation, in the Russian Federation is a priority transport sector development direction. At the same time, due to the lack of system based federal transport regulation, the legal regulation of multimodal transport in the Russian Federation has become more complicated. The article is devoted to the analysis of foreign regulation of cargo transportation by various modes of transport and multimodal transport. The author examines the main principles of legal regulation of multimodal transport in Norway and Sweden, as well as their impact on the transportation of goods and the possibility of similar mechanisms application to the regulation of similar legal relations in the Russian Federation. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that the multimodal transportation of goods contains a wide range of advantages, in particular, the timing, efficiency of delivery, as well as a wide length of transport networks. Author seeks to draw the legislator attention to existing foreign regulation of multimodal transportation, as well as the prospects for the Russian transport sector development, optimizing the transportation of goods in direct mixed traffic.
Key words: direct mixed communication, multimodal transportation, foreign regulation, Norway, Sweden, transportation regulation, road transportation, water transportation, air transportation.
§ 1. Актуальное состояние мультимодальных перевозок
Разнообразие проблем в транспортной сфере связано с важностью этой отрасли для социально-экономического развития страны. При перевозке грузов учитываются потребности заказчиков и особенности транспортной инфраструктуры, что приводит к применению различных видов транспорта. Например, морские, речные и воздушные перевозки часто сопровождаются автомобильной доставкой. На рубеже ХХ-ХХ1 века глобальная экономика поступательно развивается в таких направлениях, как всемирная интеграция и глобализация производства и торговли. Появление интермодальной технологии перевозки грузов относится к середине ХХ века, когда в определенных странах Европы и США начали использовать укрупненные грузовые единицы (далее - УГЕ), известные как «грузовые контейнеры», для перевозки на автомобильных прицепах, которые в свою очередь устанавливались на железнодорожные платформы.
Вследствие распада СССР становится все более очевидным, что глобальная экономика и международные экономические отношения имеют характер, основанный на трех ключевых областях: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион Более половины общей стоимости международной торговли приходится на товарообмен между самыми развитыми странами, а около 70% экспорта развивающихся стран направляется в промышленные государства [1].
Развитые индустриальные государства, такие как США, Германия и Япония, становятся основными центрами в международной торговле. В этом контексте значительную роль играют комбинированные перевозки, которые представляют собой перемещение грузов с использованием нескольких видов транспорта и оформление
документации с помощью единого транспортного документа. Оплата перевозки осуществляется по унифицированной тарифной системе, и общая ответственность за транспортировку груза часто ложится на одного оператора комбинированных перевозок. Терминология в сфере транспорта достаточно сложна и требует стандартизации.
Модальные перевозки представляют собой перемещение грузов из одного места в другое с координацией из одного центра управления, где одно лицо несет ответственность за всю перевозку. Фактически груз может быть перевозим последовательно, параллельно или в комбинации различных видов транспорта. В отличие от модальных перевозок, сегментированные или раздельные перевозки предполагают, что фактический перевозчик несет ответственность только за определенную часть перевозки.
Авторы отмечают, что вторая половина 1990-х годов была периодом интенсивного развития мультимодальных перевозок, и это связывают с юридическими изменениями, в частности с принятием новой редакции Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов Международной Торговой Палатой с 1 января 1993 года. Статья 26 правил предусматривает использование транспортных документов в качестве платежного основания по аккредитиву [2].
Прежде отсутствовало упоминание о транспортном документе, который регламентирует смешанную перевозку грузов, и это создавало проблемы с признанием таких документов банками в качестве основания для платежей по аккредитиву. Этот пример показывает, как правовое регулирование общественных отношений, включая международное право, зависит от реальных потребностей жизни, особенно коммерческих потребностей. Заинтересованность в правовом регулировании международной транспортной деятельности, включая услуги смешан-
ной перевозки, стала явной с заключением Бернской международной конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 года (далее -МГК), в которой представлена новая накладная, оформляющая смешанную перевозку груза.
Международная обстановка первой половины ХХ века не способствовала решению вопросов, связанных с международно-правовым регулированием смешанных перевозок груза.
На Токийской конференции Международного морского комитета в 1969 году был разработан проект Токийских правил, международной конвенции о смешанных перевозках. Идеи, представленные в Токийских правилах, послужили основой для создания проформ транспортных документов, которые разрабатывались Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и Балтийским и международным морским советом (БИМКО) для оформления смешанных грузовых перевозок. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов была подписана 24 мая 1980 года в Женеве, но до сих пор не вступила в силу из-за недостаточного числа стран, которые бы выразили свою поддержку через ратификацию, принятие, утверждение или присоединение. Новые Правила вступили в силу с 1 января 1992 года, и с 1995 года действует последняя известная редакция этих Правил ЮНКТАД/МТП [3].
Эти Правила пользуются популярностью как у частных лиц, которые включают их в свои контракты, так и в национальном законодательстве, регулирующем смешанную перевозку грузов. Правила ЮНКТАД/МТП применяются только в том случае, если стороны договора международной смешанной перевозки груза явно указывают, что они подчиняются этим нормам при исполнении договора. Одной из самых интересных идей, заложенных еще в Токийских правилах, является определение правового статуса оператора смешанной перевозки (ОСП), который отвечает за предоставление такой специфической
услуги. Даже существует классификация операторов смешанной перевозки:
1. ОСП, занимающиеся эксплуатацией морских судов;
2. ОСП, не эксплуатирующие морские суда;
3. ОСП, не эксплуатирующие никаких транспортных средств вообще.
Перевозкой груза в смешанном сообщении считают ту, в которой доставку грузов от отправителя до получателя осуществляют, по крайней мере, два вида транспорта, когда она осуществляется на всем маршруте под ответственностью только одного перевозчика по единому транспортному документу, подтверждающему заключение договора перевозки, и оплачивается по единой сквозной тарифной ставке. В статье 788 Гражданского кодекса Российской Федерации такая перевозка определяется термином «прямое смешанное сообщение».
§ 2. Международный опыт Мультимодальная доставка грузов в Швеции
Транспортировки подразумевает поэтапную доставку груза клиенту, вовлекая различные виды транспорта, такие как автомобильный, морской или авиационный. Особенностью этого способа является его выполнение одной компанией на основе единого договора с грузовладельцем. Помимо делегирования доставки одному поставщику, а не нескольким, такая схема обладает и другими преимуществами, включая низкую стоимость. При мультимодальной доставке из Швеции в Россию логистическая компания берет ответственность за транспортировку до пункта назначения.
Сроки и цены мультимодальной перевозки грузов в Швеции
Стоимость и время доставки товаров из Европы зависят от многих факторов - протяженность маршрута, вид груза, его ценность, вес и габариты. В таблице указана ориентировочные данные для перевозки из некоторых шведских городов.
Направление
1 паллета
1 машина
Сроки
Стокгольм
Мальме
Гетеборг
850 €
850 €
850 €
8000 €
8000 €
8000 €
10-12 дней 10-12 дней 10-12 дней
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^
Мультимодальная доставка грузов в Норвегии
Норвегия - самое северное скандинавское государство, граничит с добытчиком нефти и газа, эта страна активно занимается торговлей нефтью. Помимо нефтяных запасов, в Норвегии имеются значительные месторождения железа, никеля, меди, серебра, молибдена, магния, титановой руды, в связи с чем в Норвегии хорошо развита химическая промышленность, производящая клеи, краски, моющие средства и другие продукты тонкой химии. Машиностроительная область Норвегии ориентирована на производство нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего производства. Добыча морепродуктов и рыбообработка - второе по значимости направление экономики в Норвегии. Международные грузоперевозки из России в Норвегию главным образом связаны с торговлей продукцией этих отраслей промышленности.
В практике транспортного права Норвегии грузоперевозчиками при транспортировке грузов в качестве основного регуляторного механизма используются Генеральные положения и правила экспедиторской ассоциации северных стран (далее - Генеральные положения) [4].
В силу вводных положений и параграфа 1 Генеральных положений они применимы к правоотношениям сторон по грузоперевозке, взявшим на себя обязательство по их соблюдению, а также к членам Экспедиторской ассоциации Северных стран. Учитывая наднациональный характер действия, их международно-правовое значение соотносится со значением Международной конвенции по автомобильным грузоперевозкам (далее - КДПГ).
Вместе с тем, Генеральные положения детально регламентируют действия экспедитора по перевозке, а таже ответственность за осуществляемую перевозку в случае исполнения им обязанностей перевозчика самостоятельно. В этой связи внимание при рассмотрении акта необходимо уделить его сравнению с вышеуказанной конвенцией. Рассматривая вопросы ограничения ответственности перевозчика, в том числе, при осуществлении мультимодальной перевозки, отличия Генеральных положений от КДПГ проявляются в ведении в них дополнительного ограничения ответственности перевозчика при возмещении убытков, понесенных заказчиком вследствие упущений перевозчика. Кроме того, документом, принятым Экспедиторской ассоциацией Северных стран детально установления условия по страхованию груза при хранении его на складе перевозчика, в частности объем страхования определен конкретным денежным пределом.
Таким образом, при применении Генеральных положений в качестве нормативной базы, применимой к договору прямой смешанной перевозки в Норвегии перевозчики, а также грузоотправители обладают дополнительными средствами защиты своих интересов.
Международные грузоперевозки не всегда проводятся с использованием одного вида транспорта. Если, например, страны разделены морем и прямого сухопутного пути нет, то сначала грузы доставляют судами в морские порты, из которых перегружают в наземный транспорт и довозят до получателя. При мультимодальных перевозках ответственность за сохранность перевозимой продукции, все погрузочно-разгру-зочные работы, складирование, оформление документации проводится компанией-перевозчиком в рамках единого договора на транспортные услуги. Стоимость доставки одним перевозчиком значительно ниже, чем в случае заключения договора с несколькими транспортными компаниями. Международные грузоперевозки из Норвегии в Россию также могут быть мультимодальными.
Морские совместно с автомобильными доставки грузов. Грузы в российский порт и из порта Норвегии до пункта назначения груз доставляется автотранспортом. Морские совместно с железнодорожными доставки грузов. Грузы в российский порт и из порта Норвегии до пункта назначения груз доставляется железнодорожным транспортом. Авиационные + автомобильные доставки грузов. Грузы в российский аэропорт и из аэропорта Норвегии до пункта назначения груз доставляется автотранспортом.
Морские грузоперевозки из Норвегии
Регулирование морских перевозок грузов в Норвегии подчинено Норвежскому кодексу мореплавания (далее - НКМ) [5], который включает в себя наиболее успешное международное регулирование Международной конвенции о спасании 1989 года, Брюссельской конвенции о столкновении судов, Международную конвенцию об устранении загрязнений 2007 года, а также Гамбургские и Гааго-висбийские правила. Создание кодекса на основе вышеуказанных международных конвенций представляет собой внедрение в национальное законодательство наиболее комплексного регулирования.
В НКМ исчерпывающим образом урегулированы положения о порядке и возможности предъявления претензий к перевозчику грузов, в случае если утрата или повреждение груза происходят в момент, когда он находится в распоряжении перевозчика. В силу статьи 280 НМК ответственность перевозчика ограничена объемом в 667 Специальных Прав Заимствования за
каждую единицу либо каждый килограмм товара, который поврежден при перевозке. Вместе с тем, статья 288 НМК дополнительно ограничивает возможность предъявления претензий к перевозчику в случае, если товар полностью принят грузополучателем без замечаний к нему. При полном безоговорочном принятии последний теряет право на оспаривание ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчика.
§ 3. Перспективы развития мультимодальных перевозок
В условиях конкуренции лучшая стратегия - разработка мультимодальных транспортных маршрутов и логистических систем на основе существующих грузовых направлений и инфраструктуры региона. Это включает определение маршрутов перевозок, выбор перевозчиков, использование оптовых складов, торговых центров, складских объектов, а также торговых площадок, финансовых учреждений и информационных центров. Участие водного транспорта в мультимодальных перевозках в Центральной и Восточной России будет определяться прежде всего возможностями развития продольных перевозок. В современных условиях успешное участие водных транспортных компаний в мультимодаль-ных перевозках сильно зависит от эффективности их маркетинговых действий. Анализ рынка вылепляет несколько групп грузов, для которых использование речного транспорта может значительно увеличиться, таких как нефтепродукты, уголь, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары.
Каждая группа грузов обладает определенной спецификой и требует отдельной логистической проработки по типу и характеристикам подвижного состава, терминалов, складского хозяйства. В соответствии с современными тенденциями транспортным предприятиям и экспедиторским фирмам все в большей мере необходимо углублять свою специализацию. Другой тенденцией должно стать расширение набора транс-портно-экспедиторских услуг, стремление к обслуживанию клиентов на уровне мировых стандартов, внедрение современных транспортных
и информационных технологий. Для достижения этой цели требуется модернизация инфраструктуры хранения и перевозки грузов, установка производственных баз, обеспечивающих прямую доставку товаров от производителя к потребителю. Также необходима организационная перестройка транспортных компаний в соответствии с принципами логистики и логистическими концепциями. Восточные речные перевозки, помимо транспортного флота, включают в себя обслужи-
вающие, вспомогательные, портовые и промышленные предприятия. Принципы логистики требуют ясного определения функций и органов, отвечающих за организацию материальных потоков. Мультимодальные перевозки представляют собой эффективное сочетание возможностей морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Такой подход позволяет быстро и экономично доставлять грузы в любую точку мира.
§ 4. Преимущества мультимодальных перевозок
1. Доставка «от двери до двери» в международных грузовых перевозках на большие расстояния часто требует мультимодальных перевозок, использующих различные виды транспорта.
2. Контейнерная перевозка подходит для мультимодальных схем, позволяющих использовать различные типы контейнеров в зависимости от размеров и особенностей груза.
3. Мультимодальные перевозки учитывают развитие транспортной инфраструктуры в каждом регионе маршрута, что позволяет выбрать наиболее подходящий и экономичный вид транспорта.
4. В процессе мультимодальной перевозки возможна переадресация груза и корректировка маршрута, если изменяется адрес получателя.
5. В случае использования авиационного транспорта срок мультимодальной доставки значительно сокращается, хотя сама перевозка увеличивается в цене.
6. Поскольку доставка груза при этом способе перевозок осуществляется одним перевозчиком, то это помогает избежать различных технических «накладок».
7. Мультимодальная доставка обеспечивает быстрые сроки доставки, особенно при использовании авиационного транспорта, но с увеличением стоимости перевозки. Однако, она позволяет избежать технических проблем, так как осуществляется одним перевозчиком.
8. Владелец груза может ограничить свое участие в мультимодальной перевозке только оформлением документов, но также имеет возможность принимать активное участие в планировании маршрута, поиске транспорта и его подготовке.
9. Мультимодальные перевозки обычно стоят клиентам дешевле, так как объединение всех работ в одной компании экономически
выгоднее. Единые тарифы также способствуют экономии средств.
10. Мультимодальные перевозки позволяют доставлять грузы на любые расстояния и в труднодоступные места.
11. Гибкие логистические схемы мультимодаль-ных перевозок позволяют выбирать между быстрой, но дорогой доставкой и более длительной, но экономичной доставкой. Использование воздушных судов обеспечивает быструю доставку, а схема сборных грузов позволяет сэкономить, хотя может занять больше времени.
12. Одна компания берет на себя ответственность за всю мультимодальную перевозку, включая использование различных видов транспорта, гарантируя доставку груза. Мультимодальный транспорт в России
имеет огромный потенциал, но его использование пока недостаточно. Для его развития необходим правильный подход со стороны правительства, железных дорог и автотранспортных предприятий. Мультимодальный транспорт представляет собой новую альтернативу для оптимального функционирования транспортной системы. Его успешное развитие требует наличия достаточного объема грузов, отправляемых на большие расстояния. Мультимодальные перевозки на основе железнодорожного или морского транспорта могут быть эффективной альтернативой другим видам перевозок.
В заключение, одним из ключевых факторов для развития мультимодальных перевозок в России является необходимость преодоления местной конкуренции между разными видами транспорта. Это требует приватизации транспортного рынка, установления равных условий для всех участников и разделения оставшихся транспортных монополий на более мелкие структуры.
Список литературы:
[1] Иванов, С.Е. Транспортная инфраструктура: учеб. пособие / С. Е. Иванов, Д. С. Панфилов. - СПб., 2012. С.89.
[2] Маргунова В. И Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В.И. Маргунова - Минск: Вышэйшая школа, 2011. С.213.
[3] Еремеева, Л. Э. Интермодальные и муль-тимодальные перевозки: учебное пособие / Л. Э. Еремеева, 2014.С.68.
[4] Генеральные положения и правила экспедиторской ассоциации северных стран. Режим доступа: URL: https://www.cardel.ru/pdf/NSAB%20 2000%20rus.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
[5] Norwegian Maritime Code. Режим доступа: URL: https://www.sdir.no/en/shipping/legislation/ laws/norwegian-maritime-code/ (accessed: 18.02.2023)
Spisok literatury:
[1] Ivanov, S.E. Transportnaia infrastruktura: ucheb. posobie / S. E. Ivanov, D. S. Panfilov. - SPb., 2012. S.89.
[2] Margunova V. I Logistika: uchebnoe posobie dlia studentov uchrezhdenii vysshego obrazovaniia po ekonomicheskim spetsial'nostiam / V.I. Margunova - Minsk: Vysheishaia shkola, 2011. S.213.
[3] Eremeeva, L. E. Intermodal'nye i mul'timod-al'nye perevozki: uchebnoe posobie / L. E. Eremeeva, 2014.S.68.
[4] General'nye polozheniia i pravila ekspedi-torskoi assotsiatsii severnykh stran. Rezhim dos-tupa: URL: https://www.cardel.ru/pdf/NSAB%20 2000%20rus.pdf (data obrashcheniia: 15.02.2023).
[5] Norwegian Maritime Code. Rezhim dos-tupa: URL: https://www.sdir.no/en/shipping/legisla-tion/laws/norwegian-maritime-code/ (accessed: 18.02.2023)