Научная статья на тему 'Перспективы социально-политического развития Польши после парламентских выборов 2023 г.'

Перспективы социально-политического развития Польши после парламентских выборов 2023 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Польша / парламентские выборы / Я. Качиньский / Д. Туск / «польско-польская война» / Poland / parliamentary elections / J. Kaczynski / D. Tusk / “Polish-Polish war’’

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павлова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются итоги парламентских выборов в Польше в октябре 2023 г. в контексте продолжения «польско-польской войны». Переход националконсервативной партии «Право и справедливость» в «тотальную оппозицию» и активное сопротивление любым действиям нового правительства позволяют говорить о новом витке политического противостояния в стране. Сосредоточенность нового либерального правительства в большей степени на ликвидации политического наследия Я. Качиньского, нежели на проведении назревших реформ, также свидетельствует о невозможности «примирения» двух лагерей. Отдельное внимание уделено проблемам реализации новым правительством своих предвыборных обещаний, угрозам стабильности внутриполитического развития Польши в ближайшие несколько лет и политическим перспективам двух противоборствующих коалиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT OF POLAND AFTER 2023 PARLIAMENTARY ELECTIONS

The article examines the results of the parliamentary elections in Poland in October 2023 in the context of the continuation of the “Polish-Polish war”. Transformation of the nationalconservative “Law and Justice” party into the “total opposition” and its active resistance to the policy of the new government marks a new round of political confrontation in the country. The focus of the new liberal government more on eliminating the political legacy of J. Kaczynski rather than on carrying out urgent reforms, also indicates the impossibility of “reconciliation” of these political forces. Special attention is paid to the problems of the implementation of election promises by the new government, threats to the stability of Poland’s political development in the next few years and the political prospects of the two opposing coalitions.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально-политического развития Польши после парламентских выборов 2023 г.»

ш

и <

1= О

УДК 327

Мария Павлова

CL СО Ш

Перспективы социально-политического развития Польши после парламентских выборов 2023 г.

Аннотация. В статье рассматриваются итоги парламентских выборов в Польше в октябре 2023 г. в контексте продолжения «польско-польской войны». Переход национал-консервативной партии «Право и справедливость» в «тотальную оппозицию» и активное сопротивление любым действиям нового правительства позволяют говорить о новом витке политического противостояния в стране. Сосредоточенность нового либерального правительства в большей степени на ликвидации политического наследия Я. Качиньского, нежели на проведении назревших реформ, также свидетельствует о невозможности «примирения» двух лагерей. Отдельное внимание уделено проблемам реализации новым правительством своих предвыборных обещаний, угрозам стабильности внутриполитического развития Польши в ближайшие несколько лет и политическим перспективам двух противоборствующих коалиций.

Ключевые слова: Польша, парламентские выборы, Я. Качиньский, Д. Туск, «польско-польская война»

© Павлова Мария Сергеевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. E-mail: marija.s.pavlova@yandex.ru

15 октября 2023 г. в Польше состоялись парламентские выборы, которые еще весной были названы польскими политиками самыми важ-Ё ными в истории страны с 1989 г., а избирательная кампания со стороны ^ всех партий оказалась крайне жесткой и бескомпромиссной.

С начала 2010-х годов избирательные циклы в Польше характери-

00 зовало прежде всего противостояние двух главных соперников — наци-^ онал-консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) и либе-5 ральной «Гражданской платформы» (ГП), а также их лидеров — Ярослава < Качиньского и Дональда Туска. Вражда этих политиков традиционно

1 отражала и противоборство «двух Польш» — явление, которое получило

ш

^ у политологов название «польско-польская война». Понятие «польско-польской войны» ассоциируется прежде всего со словами известного польского режиссера А. Вайды после катастрофы польского президентского самолета под Смоленском в 2010 г., но появилось в политическом дискурсе немного раньше. Впервые, как считается, оно было использовано в статье «Польско-польская война» П. Решки и М. Маевского в газете «Дзенник Польша-Европа-Мир» (Mazurczak J., 2011: 11). Но настоящую популярность понятие «польско-польской войны» получило именно тогда, когда Я. Качиньский объявил о ее завершении на встрече с избирателями в мае 2010 г. и провозгласил, что «мы должны закончить польско-польскую войну раз и навсегда» (Лагно А.Р., Михайлова О.В., 2020: 47). С этого момента, как полагают исследователи, ключевым при обсуждении этого вопроса стала не сама «война» двух политических блоков, а стремление политиков ее завершить (Mazurczak J., 2011:12). Тем не менее, по меткому выражению польского исследователя Я. Мазурчака, в 2010 г. скорее можно было говорить о «временном прекращении боевых действий», которые затем с завидной периодичностью и все большей ожесточенностью возобновлялись перед началом каждой новой предвыборной кампании (Mazurczak J., 2011:12). В 2015 г., когда по итогам президентских и парламентских выборов вся полнота власти оказалась в руках «ПиС», исследователи также делали осторожные предположения об окончательном завершении эпохи «великого противостояния» двух основных политических партий страны «Гражданской платформы» (ГП) и «Права и справедливости», но уже в 2016 г. стало понятно, что «холод- ^ ная гражданская война» будет продолжаться (Лыкошина Л.С., 2015: 74). о На сегодняшний день многие исследователи согласны с тем, что начало

к

войны стоит отнести к 2005 г., а наиболее острые фазы противостояния < пришлись на лето 2010 г. — осень 2015 г. и осень 2015 г. — лето 2023 гг. ¡^ (Лагно А.Р., Михайлова О.В., 2020: 46). ?

По итогам октябрьских парламентских выборов большинство мест в Сейме получила коалиция партий «Гражданская платформа», «Тре-

тий путь» и «Новые левые» под предводительством Д. Туска. Коалиция «Объединенные правые» во главе с партией «Право и справедливость» Ё Я. Качиньского, обладавшей всей полнотой власти на протяжении восьми ^ лет с 2015 г., утратила большинство в парламенте. Хотя «ПиС» сохранила § за собой наибольшую поддержку избирателей, в Сейме коалиция правых

00 сил получила лишь 194 места, и, таким образом, впервые с 2014 г. оказа-^ лась в оппозиции. Коалиция леволиберальных партий получила в сово-5 купности 248 мест, что гарантировало ей большинство в Сейме, однако < не дало возможности заблокировать президентское вето, для которого

1 необходимо иметь 276 голосов. Таким образом, у Я. Качиньского в руках

I м

^ остался эффективный инструмент борьбы против нового правительства в лице действующего президента Польши А. Дуды, который останется на своем посту до 2025 г. и сможет блокировать решения правительства в рамках президентских полномочий. Подобное сочетание факторов позволяло всем наблюдавшим за предвыборной кампанией еще до начала работы нового правительства под руководством Д. Туска говорить о том, что «польско-польская война» не только не завершится, а, напротив, выйдет на новый виток развития конфликта.

Кризис партии «Право и справедливость»

«Пиррова победа» ПиС, которая сохранила наиболее высокую среди всех партий поддержку избирателей (35,38 %), но «потеряла» Сейм, оставила партию Я. Качиньского в сложном положении. Весна-лето 2024 г. станут для нее критическим периодом и последним шансом на сохранение власти. Но к началу 2024 г., спустя три месяца после парламентских выборов, создается впечатление, что партия пока не готова реализовывать какую-либо проработанную стратегию быстрого привлечения электората на свою сторону перед выборами в органы местного самоуправления весной 2024 г. Представляется, что пока ПиС выбрала ту же стратегию поведения, что и либеральная оппозиция в 2015 г. — призывы к соблюдению конституции и законности, свободы слова, обращение к международным институциям, к ЕС и НАТО, массовые уличные протесты. Для многих польских наблюдателей эта тактика «подражания» либеральной оппозиции выглядит несколько комичной, тем более, что она не оправ- 2 дала себя в случае с «Гражданской платформой» ни в 2015, ни в 2019 гг. о Тем не менее, «Право и справедливость» все более отчетливо берет курс на позиционирование себя в качестве «катакомбной оппозиции», ко- < торая буквально из последних сил сражается за свободу и демократию, но при этом не слишком надеется выиграть ближайшие выборы.

В подобном контексте наибольший интерес вызывает, конечно, фигура лидера национал-консерваторов Я. Качиньского. «Право и спра-

ведливость» — партия, построенная на единовластии, и в силу этой специфики может оказаться неспособной изменить свою политическую Ё риторику и модель поведения, если этого прежде всего не сделает сам ^ Я. Качиньский. Как отмечала Л.С. Лыкошина еще в 2015 г., когда ПиС § на фоне падения рейтингов ГП отчаянно сражалась на парламентских

00 и президентских выборах, именно от успеха Я. Качиньского зависела ^ судьба ПиС (Лыкошина Л.С., 2015: 74). В своих выступлениях в ноябре-де-5 кабре 2023 г. Качиньский предстает в образе политика проигравшего, < но не смирившегося с поражением, а главное — не осознающего причин

1 этого поражения. Несмотря на это, партия не отказывается от попыток

I м

^ создать новую партийную мифологию, подобно тому, как после 2010 г. она создавала «смоленскую мифологию» (теорию заговора польских либеральных элит и России против президента Польши Л. Качиньского). Из последних интервью лидера «Права и справедливости» можно предположить, что новая мифология будет концентрироваться на представлении ПиС как единственной партии, охраняющей независимость и суверенитет Польши и борющейся против правительства, действующего «по приказам Берлина и Брюсселя». Во время публичных выступлений по случаю Дня Независимости Польши 11 ноября 2023 г. лидер ПиС озвучил несколько основных тезисов этой мифологии: «существует подготовленный план, реализация которого приведет к уничтожению польского государства Европейским союзом, а Польша превратится в „территорию, заселенную поляками''»; «это немецкий план, содержащийся в коалиционном соглашении германского правительства и прямо представленный канцлером Шольцем как стремление к немецкой гегемонии»; «во главе этой (правящей) коалиции стоит не польская партия, а немецкая, внешняя партия. Генерал де Голль так называл коммунистов, а мы можем таким образом смело называть ГП» (Kaczynski о рагШ Тшка... 2023).

Подобную риторику сложно назвать новой для этой партии — она использует ее с начала 2010-х гг. В тот период ПиС также переживала не лучшие времена — после президентских выборов 2010 г., завершившихся победой Б. Коморовского и поражением Я. Качиньского, партия проиграла и на выборах в органы местного самоуправления в ноябре-декабре 2010 г., растеряв почти половину своего электората. А в 2011 г. 2 «ПиС» пришлось смириться и с проигрышем на парламентских выборах. о После трех поражений подряд партия Качиньского, однако, смогла переломить ситуацию и к 2013 г. выйти на политический ринг с обновленной идеологией. В программных заявлениях ведущих политиков партии звучали идеи морального обновления государства, патриотизма, отказа от «исторической политики стыда» (Wystapienie Prezesa Jaroslawa Kaczynskiego...). Именно тогда «Гражданская платформа» стала пред-

ставляться идеологами ПиС как партия, не соответствующая интересам Польши и поляков, «далекая от идеалов «польскости» и более того — Ё христианских ценностей» (Лыкошина Л.С., 2015: 87). Но, если в 2011 г., ^ после проигранных парламентских выборов у Качиньского было три года § на перегруппировку сил и развитие партийной мифологии, сейчас же

00 до выборов в самоуправления всего три месяца и полгода — до выборов ^ в Европарламент. Если же будут проиграны и эти выборы, то останется 5 еще год до президентских выборов 2025 г., к которым партия подойдет < с багажом в три проигранных тура выборов подряд.

«Право и справедливость» продолжают поддерживать около 7,5 млн

1 м

^ избирателей, но ее значительно ослабляет начавшаяся внутрипартийная борьба за то, кто станет преемником Качиньского. Партия должна сохранить единство и мобилизовать все силы накануне выборов в органы местного самоуправления, которые для Польши будут гораздо более важными, нежели летние выборы в Европарламент. Но если ПиС и эти выборы проиграет, то партия окажется в сильнейшем кризисе, и борьба за партийное наследство начнется раньше.

В подобных политических декорациях Сейм перестает быть ареной политической борьбы и соперничества партий, а становится местом практически «священной войны» за суверенитет и само существование Польши. Кажется, именно подобный дискурс Я. Качиньский собирается навязать новому правительству и электорату. При этом основную ставку ПиС делает на уличные протесты, которые начались с демонстрации «свободных поляков» перед Сеймом 11 января 2024 г.

Новое коалиционное правительство: в разнообразии — сила?

В начале декабря 2023 г. новое польское коалиционное правительство было приведено к присяге, премьер-министром стал Д. Туск, уже возглавлявший польское правительство в 2007-2014 гг. и Европейский совет в 2014-2019 гг. Его либерально-центристская партия «Гражданская платформа», вновь, после восьмилетнего перерыва, стала правящей. Отличительной чертой нового правительства является его идеологическая и программная гетерогенность, т.к. в его составе оказались политики с порой диаметрально противоположными взглядами на проблемы развития Польши — экономические и социальные либералы, представители аграр- о ной партии, центристы, социал-демократы и умеренные социал-консерваторы. Подобные коалиционные правительства — не самый эффективный инструмент для проведения обещанных лидерами партий реформ, тем более что этот довольно пестрый союз скрепляет пока только оппозиция ПиС и стремление ликвидировать политическое наследие Я. Качиньского.

Одним из самых серьёзных вызовов станет выработка единого подхода коалициантов к важнейшим реформам.

Разделительные линии в альянсе трех правительственных партий ~ в основном проходят по социально-политическим и морально-цен-§ ностным вопросам. Со стороны экономического блока серьезную угро-

00 зу для единства и стабильности правящей коалиции представляют ее ^ предвыборные финансовые обещания, которые правительство должно 5 выполнить, чтобы не потерять поддержки электората накануне выборов < в органы местного самоуправления и в Европарламент. Среди основных

1 экономических обещаний — повышение зарплат учителям на 30 %, зара-

I м

^ ботной платы остальным бюджетникам на 20 %, введение новых социальных выплат для семей с детьми (т.н. ЬаЬсюм>е — «бабушкины выплаты», которые должны поощрять женщин выходить на работу сразу после декретного отпуска или до его завершения). К концу 2023 г. под вопросом уже оказалось одно из самых «дорогих» предвыборных обещаний «Гражданской коалиции» — поднять необлагаемый налогом ежегодный доход до 15 тыс. долл. (часть их предвыборной программы «100 пунктов на 100 дней»), однако пока партии отказались от этой реформы на ближайший год.

Политика ценностей также обладает серьезным потенциалом для того, чтобы стать яблоком раздора между членами правительственной коалиции. Большое символическое значение для либеральных партий сохраняет вопрос абортов, т.к., по наблюдениям польских политологов и данным соцопросов, именно практический запрет правительства ПиС на проведение абортов в стране осенью 2020 г. стал основным катализатором резкого падения электоральной поддержки «Права и справедливости». Можно говорить о том, что в правительстве существует определенный консенсус по этому вопросу, но мнения о конкретной форме разрешения абортов все же довольно сильно различаются. Представители ГП и «Новых левых» готовы к радикальной либерализации законодательства и разрешению проведения абортов по желанию женщины до 12-ой недели беременности. «Третий путь», однако, остается более консервативным в социальной и ценностной политике и, скорее, склонен вернуться к компромиссной ситуации, существовавшей в польском < законодательстве до 2020 г., а также считает необходимым проведение о национального референдума по вопросу запрета и разрешения абортов в стране. <

Угрозой единству коалиции неминуемо станет и подготовка к президентским выборам 2025 г., поскольку новое правительство характеризует не только достаточно заметная политическая и идеологическая разнородность, но и наличие критического для ее единства числа политиков,

способных успешно конкурировать между собой в предвыборной гонке. Очевидным кандидатом представляется мэр Варшавы Р. Тшасковский 2 (ГП), который проиграл предыдущие президентские выборы А. Дуде ^ с минимальным разрывом в 2020 г., и может снова стать основным кан-§ дидатом от коалиции. Еще одним харизматичным политиком остается

00 Ш. Холовня, основатель партии «Польша 2050», занявший на президент-^ ских выборах 2020 г. третье место. На участие в президентской гонке 5 может также претендовать и Д. Туск, если он не сможет гарантировать < себе высокую позицию в ЕС после окончания каденции нынешней Евро-

1 пейской комиссии в 2024 г.

ш

Первые решения нового правительства говорят, однако, о том, что пока что главной целью коалиционного правительства является не укрепление своего единства и не завершение «польско-польской войны» в смысле объединения поляков вокруг идеи модернизации и реформирования страны, а сведение политических счетов с противниками и демонтаж политического наследия ПиС.

Интересным в этом контексте представляется экспозе Д. Туска в Сейме 11 декабря. Его сложно назвать классическим выступлением нового главы правительства, и сам Туск в начале своей речи признал, что «это экспозе нетипично, как нетипична ситуация, в которой мы оказались» (Exposé premiera Donalda Tuska... 2023). В своем выступлении премьер не стал подробно останавливаться на программе правительства и основных задачах в социальной, экономической или энергетической сфере. В основном поверхностно касаясь этих вопросов, Туск ссылался на предвыборную программу объединенной оппозиции «100 пунктов на 100 дней», среди которых отдельно упомянул лишь семь. Среди них — повышение зарплат бюджетникам и, в частности, учителям, индексация зарплат и пенсий в случае роста инфляции более 5 %, введение «бабушкиных выплат» и др. В основном же речь Туска, по комментариям СМИ, напоминала скорее не классическое экспозе, а «национальный гимн» (Tusk wciqz broni Polski przed ZOMO...). Действительно, слово «Польша» и производные от него в выступлении премьера прозвучали 111 раз, «Отечество» — 9 раз, кроме того, Туск на протяжении своей речи неоднократно объяснялся в любви к своей стране: «я люблю свое Отечество, 2 Польшу, без памяти и не представляю себе политики без любви» (Exposé о premiera Donalda Tuska. 2023).

Не обошлось и без определённой героизации событий 15 октября, когда, по словам Туска, «миллионы полек и поляков до позднего ночного времени ждали возможности отдать свой голос за Польшу» (Exposé premiera Donalda Tuska. 2023). Представленное Туском в экспозе новое название коалиции — «Коалиция 15 октября» (вместо «Гражданская

коалиция») также придает возвышенный и отчасти героический статус альянсу трех партий, которые в реальности мало что объединяет кроме общего фронта против ПиС. Выборы 15 октября также были приравне-^ ны Туском к другим важным национальным историческим событиям: § «15 октября было немного похоже на 31 августа 1980 г. или 4 июня 1989 г., оо когда мы вернули себе независимость, свободу» (Exposé premiera Donalda Tuska... 2023).

Поскольку главной скрепляющей идеей для партий коалиции оста-< ется идея «сведения счетов» с ПиС, одним из первых решений правительства стало создание эффективных инструментов для реализации этой

ш

цели. Ими стали специальные парламентские комиссии для расследования правомочности действий политиков «Права и справедливости» в самых различных сферах в 2015-2023 гг. Одной из первых стала комиссия для расследования возможных нарушений закона при принятии решения о проведении т.н. «почтовых выборов» (весной 2020 г. в условиях пандемийных ограничений ПиС попыталась провести президентские выборы «по почте», когда избирателям предлагалось вложить свои бюллетени в почтовые ящики, откуда почтальоны должны были доставить их на избирательные участки). Попытка организации подобных выборов обошлась польским налогоплательщикам, по данным СМИ, в 17 млн долл. Представители же ПиС настаивают, что они действовали в рамках закона, который обязывал их и провести президентские выборы в срок, и одновременно обеспечить максимальную безопасность граждан в период пандемии. Кроме того, созданы комиссии по расследованию «визового скандала» (продажи шенгенских виз польскими дипломатами, работавшими в польских дипломатических представительствах в странах Азии и Африки при предыдущем главе МИД в правительстве ПиС З. Рау) и нескольких других громко прогремевших в СМИ «коррупционных афер».

Пока же основным полем «боя» правительства со сторонниками ПиС стали СМИ и государственные институты. Деполитизация польских государственных СМИ была одним из главных предвыборных обещаний коалиции. Ее лидеры утверждали, что в период правления ПиС государственные СМИ, прежде всего телеканал TVP INFO и главное польское информационное агентство «Польское агентство печати» (PAP), существующие на деньги налогоплательщиков, вместо того чтобы предоставлять о гражданам объективную и свободную информацию, превратились в пропагандистский рупор партии. Эти обвинения подкреплялись ссылками на данные докладов ОБСЕ, делегации которой во время мониторинговых миссий на выборах также неоднократно обращали внимание на ситуацию со свободой слова и информации в стране. Представители ПиС в ответ отмечали, что усиление влияния государственных СМИ, поддерживавших

ск I

о

партию власти, помогло привнести больший плюрализм мнений и оценок в общественно-политическую дискуссию, в которой до этого «доминировали финансируемые из-за рубежа либеральные СМИ». К примеру, по словам сторонников Я. Качиньского, до медиа-реформы ПиС в 2015 г. все три

и <

§ вечерних выпуска новостей на разных телеканалах пропагандировали

00 антиконсервативные настроения, а усиление традиционалистского па-^ фоса на государственных телеканалах было необходимо для того, чтобы 5 уравновесить либеральную и левую пропаганду в частных СМИ.

Во время предвыборной кампании Д.Туск и его соратники обеща-

1 ли начать свое правление именно с «зачистки» государственных СМИ.

ш

Поэтому одним из первых решений нового Сейма стало принятие постановления «О восстановлении правопорядка, беспристрастности и надежности средств массовой информации и Польского агентства печати», за которым последовали увольнения всего руководства государственных теле- и радиокомпаний и информагентств. Вещание TVP INFO был полностью остановлено. Действия коалиции в медиасфере были ожидаемыми, но многие сторонники либеральных партий оказались неприятно удивлены тем, что правительство Туска вместо масштабной реформы СМИ пошло по «простому» пути закрытия телеканала и увольнений наиболее популярных при ПиС ведущих и журналистов. К критике нового правительства присоединились не только сторонники «Права и справедливости», но и некоторые юристы и правозащитники, которых сложно заподозрить в симпатиях к партии Качиньского, а также Хельсинкская группа по правам человека (Minister odwoluje wladze mediow, jak chce?.. 2023).

Кроме того, решение правительства спровоцировало один из первых, но, совершенно очевидно, далеко не последних конфликтов правительства и действующего президента А. Дуды, который заявил об отсутствии у правительства достаточных полномочий для увольнения руководителей государственных СМИ. Сторонники ПиС в ответ на действия Туска начали протесты и даже предприняли попытки взять штурмом здания госСМИ. Хотя Я. Качиньский в пылу эмоций обвинил Дуду в том, что он недостаточно активно противодействует новому правительству в ситуации со СМИ, решения польского президента продемонстрировали, что он не намерен безропотно смиряться со всеми реше- 2 ниями правящей коалиции. В конце декабря Дуда преподнес коалиции о «подарок под рождественскую елочку» и заветировал околобюджетный закон, который предполагал выделение 3 млрд злотых (более 750 млн < долл.) на государственные СМИ и повышение зарплат учителей на 30 %, а именно зарплатные обещания бюджетникам были одним из главных предвыборных обещаний коалиции Туска. По словам Дуды, это решение было принято из-за его несогласия «с грубыми нарушениями

Конституции и принципов демократического правового государства» (Prezydent zawetuje 3 тМ zl...). Острое противостояние правительства Ё и президента комментаторы называют по-разному — и классической ^ ситуацией двоевластия, типичной для Польши, и самым серьезным кон-§ ституционным кризисом с 1989 г. Очевидно только то, что продолжение

00 подобного противостояния правительства и президента будет ослаблять ^ именно правящую коалицию. Еще одной опасностью для сторонников 5 Туска станет то, что поддержка правительства может достаточно быстро < снизиться, если его действия будут и дальше напоминать в большей сте-

1 пени месть, нежели реформы, а решения будут проводиться законными,

I м

^ но «окольными» путями для избегания блокировки законопроектов президентским вето. Подобная тактика, пока что избранная правительством, неминуемо повлечет за собой все новые обвинения в том, что теперь уже «люди Туска», а не Качиньского нарушают верховенство закона в стране.

Представляется, что к началу 2024 г. — спустя три месяца после парламентских выборов — обе партийные коалиции находятся в довольно сложном положении. «Право и справедливость» сохраняет поддержку своего «ядерного электората» и стремится его мобилизовать перед весенне-летними выборами 2024 г., но при этом открыто не демонстрирует ни понимания причин своего условного поражения, ни способности к быстрой выработке новой политической стратегии.

Единство «Коалиции 15 октября» пока что поддерживается за счет сплочения против «общего врага» и героизации своей победы над ПиС, а правительство все еще концентрируется на крайне болезненном процессе смены политической элиты и демонтаже социально-политического наследия «Права и справедливости». Несмотря на то, что часть электората «Коалиции 15 октября» в период предвыборной кампании активно поддерживала идею «сведения счетов» с политиками предыдущего правительства, поляки в целом довольно быстро устают от подобных политических «вендетт» и предпочитают, чтобы правительство концентрировалось на реформах и построении будущего, нежели на расчетах с прошлым. Но пока к запросу общества на завершение уже почти двад- о цатилетней «польско-польской войны» не готова прислушаться ни одна из противоборствующих политических сил.

к

<

и <

• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

ск

сЗ Лагно, А.Р., Михайлова, О.В. (2020). «Польско-польская война»: причины и последствия для политической системы // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 2. С. 42-52.

<

i= Лыкошина, Л.С. (2015). Братья Качиньские и десятилетняя «польско-польская война». Конец «великого противостояния?» // Россия и современный мир. 2015. №4. C.73-89.

СП

ш Exposé premiera Donalda Tuska. „Polacy czuj^ dzis, ze maj^ wplyw na sprawy kraju". Gazeta Wyborcza. 12.12.2023. Available at: https://wyborcza.pl/7,75398,30497495,expose-premiera-donalda-tuska-nie-wyobrazam-sobie-polityki.html (accessed 12.01.2024).

< Kaczynski o partii Tuska: jesli dojdzie do wladzy, bçdzie realizowac decyzje, ktore zapadaj^ w Berlinie. Niezalezna. 02.10.2023. Available at: https://niezalezna.pl/polityka/kaczynski-o-partii-tuska-jesli-dojdzie-do-wladzy-bedzie-realizowac-decyzje-ktore-zapadaja-w-berlinie/499429 (accessed 20.01.2024).

Mazurczak J. Wojna polsko-polska a kryzys postindustrialny// Refleksje. 2011. № 3. S. 11-25

Minister odwoluje wladze mediow, jak chce? Ekspert po akcji w TVP: „To nie jest niezaleznosc". Tok FM. 23.12.203. Available at: https://www.tokfm.pl/Tokfm/7,103087,30537654,otwarcie-krytykuja-rzad-tuska-za-akcje-z-tvp-niedzwiedzia.html (accessed 20.01.2024).

Prezydent zawetuje 3 mld zl dla TVP i Polskiego Radia. Tusk odpowiada. Wirtualne media. 24.12.2023. Available at: https://www.wirtualnemedia.pl/artykul/andrzej-duda-weto-3-mld-zl-tvp-polskie-radio-pap-ustawa-okolobudzetowa (accessed 20.01.2024).

Tusk wci^z broni Polski przed ZOMO. Przypowiesc o patriotyzmie pokolenia 60+. Oko press. 15.12.2023. Available at: https://oko.press/expose-tusk-wciaz-broni-polski-przed-zomo (accessed 20.01.2024).

Wystapienie Prezesa Jaroslawa Kaczynskiego otwierajace IV Kongres PiS. IV Kongres Prawa i Sprawiedliwosci. 01.07.2023. Available at: http://www.kongres.pis.org.pl/aktualnosci/ nasza-ojczyzna-nasza-przyszlosc-wystapienie-prezesa-jaroslawakaczynskiego.22/ (accessed 20.01.2024).

PROSPECTS FOR SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT OF POLAND AFTER 2023 PARLIAMENTARY ELECTIONS

Maria Pavlova IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: marija.s.pavlova@yandex.ru

Abstract. The article examines the results of the parliamentary elections in Poland in October 2023 in the context of the continuation of the "Polish-Polish war". Transformation of the national-conservative "Law and Justice" party into the "total opposition" and its active resistance to the policy of the new government marks a new round of political confrontation in the country. The focus of the new liberal government more on eliminating the political legacy of J. Kaczynski rather than on carrying out urgent reforms, also indicates the impossibility of "reconciliation" of these political forces. Special attention is paid to the problems of the implementation of election promises by the new government, threats to the stability of Poland's political development in the next few years and the political prospects of the two opposing coalitions.

Key words: Poland, parliamentary elections, J. Kaczynski, D. Tusk, "Polish-Polish war''

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.