ш
и <
1= О
УДК 329.11
Олег Михалев
m ш
Итоги пребывания у власти в Польше партии «Право и справедливость»
Аннотация. Статья ставит целью проанализировать результаты восьмилетнего пребывания у власти польской партии «Право и справедливость» (ПиС). Автор сосредотачивает внимание на проблемах демократии и верховенства права, экономической ситуации в стране и положении Польши на международной арене. Он отмечает, что, вопреки заверениям политических противников, правление ПиС не нанесло критический ущерб демократическим завоеваниям, так как партия не собиралась ликвидировать демократию. Она лишь пыталась исправить существующие или мнимые недостатки государственной системы. В области экономики при внешне благополучной ситуации накопился немалый груз проблем: высокий уровень инфляции, быстрорастущий государственный долг, сложность налоговой системы и чрезмерное вмешательство государства в экономику. В области внешней политики ключевой задачей нового правительства станет восстановление отношений с Европейским союзом.
Ключевые слова: Польша, парламентские выборы, политическая борьба, «Право и справедливость», нарушение демократических норм, экономическая политика
© Михалев Олег Юрьевич - к.и.н., доцент факультета международных отношений Воронежского государственного университета. E-mail: [email protected]
После парламентских выборов 15 октября 2023 г. пребывавшая в течение восьми лет у власти в Польше партия «Право и Справедливость» Ё (ПиС) была вынуждена уйти в оппозицию. Новое правительство (так ^ называемую «демократическую коалицию» или «коалицию 15 октя-§ бря») составили «Гражданская коалиция», «Третий путь», объединивший
00 «Польшу 2050» и Польскую крестьянскую партию, а также «Новые левые». ^ Победители много критиковали ПиС за проводимый ею политический 5 и экономический курс. По их мнению, за прошедшие годы страна пере-< жила отход от демократических норм и принципов правового государ-
1 ства, правительство допустило ряд серьезных просчетов в экономике,
I м
^ приведших к разгону инфляции и снижению уровня жизни малообеспеченных слоев населения, ухудшились отношения Польши с партнерами по Евросоюзу и прекратились выплаты из европейских фондов. Все эти ошибки требуют немедленного исправления, на чем и намерена сосредоточиться в ближайшее время новая правящая коалиция. Однако не подлежит сомнению, что такие оценки сделаны в ходе острой политической борьбы и вряд ли могут претендовать на объективность. Хорошо известно, что общество в Польше уже не одно десятилетие пребывает в состоянии так называемой «польско-польской войны», в которой речь идет не только о конфликте главных политических сил — ПиС, возглавляемой Ярославом Качиньским, и «Гражданской платформой» (ГП) под руководством Дональда Туска, но и о выборе путей дальнейшего развития страны. В этой борьбе противник всячески демонизируется, ему приписываются намерения и действия, которые он не собирался осуществлять. Поэтому полагаться в оценке политических и экономических процессов только на мнения, существующие в общественном дискурсе, было бы неверным.
В то же время прошло еще слишком мало времени, чтобы период пребывания у власти ПиС получил полное освещение в научной литературе, в том числе и в польской. Хорошо исследованы отдельные аспекты темы. В частности, отечественные авторы изучали обстоятельства победы ПиС в 2015 г. и проведенные ею экономические и политические реформы (Лыкошина, 2015: 89-98; Майорова, 2016: 147-162; Шишелина, Ведерников, 2018: 95-146, Яжборовская, 2016: 49-65), положение дел в стане оппозиции (Михалев, 2018: 61-70), возникшие вследствие ограничения свободы СМИ и самостоятельности судебной системы конфликты о с Брюсселем (Русакова, 2022: 82-90, Шишелина, 2020: 5-15) и ряд других сюжетов. Разумеется, в рамках одной статьи невозможно оценить все < аспекты восьмилетнего пребывания ПиС у власти. Поэтому здесь будет предпринята попытка по возможности объективного рассмотрения итогов ее правления для политической системы Польши, экономической ситуации в стране и решения внешнеполитических проблем. Исходя
ск I
ч
О
из этого, будут проанализированы задачи, которые стоят перед новым правительством, и оценены возможности их выполнения.
Проблемы демократии и верховенства права
О наступлении правительства ПиС на демократические завоевания
00 заговорили и в Польше, и за ее пределами едва ли не на следующий день ^ после победных для партии Качиньского выборов 2015 г. Оппоненты ПиС 5 в течение всего времени ее пребывания у власти не довольствовались < борьбой в парламентских стенах и организовывали уличные протестные
1 акции, в которых принимали участие до нескольких сотен тысяч человек.
I м
^ Главными лозунгами на них были требования остановить наступление на демократические институты. В свою очередь Еврокомиссия уже в январе 2016 г. приняла беспрецедентное решение о возбуждении процедуры контроля над состоянием соблюдения правовых норм в Польше. В последующие годы давление со стороны Брюсселя нарастало, что привело в 2021 г. к настоящему кризису, который превратил отношения Евросоюза с Варшавой фактически в «холодную войну» (Подробнее см.: Михалев О.Ю., 2021: 78-95), затихшую только после начала российской СВО на Украине. Столь распространенное мнение о том, что Польша при ПиС начала отход от демократии, отечественная исследовательница И.С. Яж-боровская еще в 2016 г. выразила термином «неоавторитарный реванш». С ее точки зрения, в Польше «начались демонтаж плюралистической партийной системы, маргинализация оппозиционных партий и подчинение слабых коалициантов, репрессиям подверглись носители иных взглядов и ценностей, иного стиля жизни... Полностью изменился смысл принципа разделения властей, произошел отказ от их перекрестного контроля и уравновешивания в пользу усиления фактических полномочий и роли исполнительной власти и правящей партии. В результате формально демократические институты стали камуфлировать авторитарную систему, выстраивая фасад гибридного режима» (Яжборовская, 2016: 58).
Определенные основания для столь жестких оценок есть. Действительно, реформы ПиС в значительной мере лишили независимости судебную систему. Сначала партия добилась проведения своих представителей в Конституционный суд, из-за чего в 2015-2016 гг. разгорелся острый 2 политический конфликт. В декабре 2017 г. ПиС приняла новый закон о о Верховном суде, согласно которому в качестве одного из его подразделений создавалась Дисциплинарная палата, наделенная полномочиями привлекать к дисциплинарной ответственности судей Верховного суда и судов общей юрисдикции, в том числе и за содержание выносимых ими решений. Только в июне 2022 г. под жестким давлением Суда ЕС, обязавшего Польшу выплачивать штраф в размере 1 млн евро в сутки
до тех пор, пока работа Дисциплинарной палаты не будет прекращена, польские власти были вынуждены ее ликвидировать. В августе 2017 г. Ё вступили в силу поправки в Закон об организации общих судов, которые ^ позволили министру юстиции по своему усмотрению назначать пред-§ седателей и вице-председателей судов без участия органов судейского
00 сообщества, а те, в свою очередь, могли размещать своих людей на ниже-^ стоящих должностях, а также посредством оказания влияния на условия 5 работы членов суда оказывать давление на политически неугодных судей. < В судебном сообществе эти меры расценили как конец независимости
1 судей и судов (Подробнее см.: Чехарина, 2020: 21-22).
I м
Другим направлением ограничения демократических свобод называют наступление ПиС на свободу средств массовой информации. Действительно, в период пребывания у власти партией были предприняты шаги по взятию под контроль государственных и ряда частных СМИ. Уже на рубеже 2015-2016 гг. принимаются поправки в закон о Национальном совете по телевидению и радиовещанию, которые давали право министерству государственного имущества вносить изменения в руководящий состав крупнейших СМИ. Летом 2016 г. функции назначения и увольнения руководителей государственных СМИ были переданы созданному на основе закона от 29 июня Совету национальных СМИ. Трех из пяти членов Совета назначал Сейм, еще двух президент по рекомендации крупнейших парламентских оппозиционных партий. При этом финансово и организационно Совет полностью зависел от канцелярии Сейма. Это позволило правительству провести чистку среди журналистского корпуса государственных СМИ, в результате которой были уволены или уволились сами около 230 журналистов и редакторов, а теле- и радиоканалы стали рупором правящей партии ^арог! Instytutu Bronislawa Komorowskiego, 2019: 11-12).
Параллельно усилилось давление на частные СМИ, особенно на нелояльные правительству. Государственным компаниям было предписано отказаться от размещения рекламы в частных СМИ, что нанесло им сильный финансовый удар. Доходы таких крупных еженедельников, как «РоШука» и «Neewsweek РоЬка» сократились вдвое. В то же время государственные СМИ получали гранты и дотации. Правительство применяло и другие способы финансового удушения независимых СМИ. Так, о в 2020 г. широких масштабов достигла кампания по подаче судебных исков об оскорблении чести и достоинства государственными институтами или даже отдельными политиками ПиС в отношении критикующих их СМИ. До штрафов дело доходило нечасто, но необходимость оплаты судебных издержек ухудшала финансовое состояние издания. Государство также не оставляло попыток взять частные СМИ под свой прямой или
косвенный контроль. В ноябре 2020 г. нефтеперерабатывающая компания «Орлен», связанная с государством, выкупила сети «Рух» и «Польска Ё Пресс», занимающиеся распространением печатной продукции. В резуль-^ тате в ее руках оказались около 20 региональных газет, 120 еженедельни-§ ков и 500 интернет-порталов, имеющих аудиторию до 17,5 млн человек.
00 Оппозиция назвала эту беспрецедентную для ЕС сделку чисто полити-^ ческой, сравнимой только с деятельностью «Газпрома» на российском 5 медиарынке. Политики ПиС, со своей стороны, утверждали, что этот шаг < нацелен на устранение доминирования иностранного капитала в поль-
1 ских СМИ. Идею «реполонизации» СМИ ПиС вынашивал уже давно, гото-
ш
вя закон, который ограничивал размер капитала, который иностранная фирма могла бы инвестировать в польское издание. В конечном итоге был разработан проект новеллизации закона о Национальном совете по телевидению и радиовещанию, одобренный Сеймом 11 августа 2021 г. Он запрещал неевропейским акционерам владеть контрольным пакетом акций польских медиакомпаний и был нацелен против крупнейшего оппозиционного телеканала TVN, которым владеет американский концерн «Дискавери», из-за чего в прессе был прозван «законом TVN». В конечном итоге под давлением оппозиции и Евросоюза президент Анджей Дуда наложил вето на законопроект (Sitnicka, 2021).
Как видим, даже в сфере установления контроля над СМИ правительство имело ограниченные успехи. Да, оно подчинило государственное телевидение, радио и частично печатную прессу. В то же время, невзирая на трудности, продолжали работать многочисленные частные СМИ, в большинстве своем настроенные критически в отношении властей: телеканал TVN, радиостанции TOK FM, RMF и Radio ZET, еженедельники «Polityka» и «Neewsweek Polska», крупнейшая национальная газета «Gazeta Wyborcza». Помимо того, оппозиция полностью доминировала в интернете. Крупнейшие новостные порталы «Onet», «Wirtualna Polska», «Oko.Rress» и другие трудно подозревать в симпатиях к ПиС, а их аудитория в течение восьми лет только увеличивалась. Да и в целом Польша не избежала судьбы всех развитых стран, где доля интернета в информационном поле все более возрастает, а телевидение и пресса перестает диктовать повестку дня. Поэтому говорить о монополии ПиС ^ на информацию или хотя бы о контроле ею над национальными СМИ о говорить не приходится.
Если учесть, что в области контроля над судебной системой ПиС < также преуспела далеко не в полной мере, напрашивается вопрос, на- ¡^
<с
сколько в целом в период правления ПиС была создана угроза польской демократии, и не являются ли разговоры о «неоавторитарном реванше» изрядным преувеличением? В сущности ведь, помимо рассмотренных
сфер суда и СМИ даже политическим противникам поставить что-то еще в вину ПиС фактически нечего. Вопреки вышеприведенным словам Ё Яжборовской, никакого «демонтажа плюралистической партийной си-^ стемы» не произошло. Все восемь лет свободно функционировали оппо-§ зиционные партии, причем их представители управляли большинством m крупных городов страны, в том числе столицей, а с 2019 г. контролиро-^ вали верхнюю палату парламента — Сенат. Не были внесены изменения 5 в законодательство, которые затрудняли бы образование новых партий. < А их возникновение причиняло немало проблем ПиС. Так, ее поражение I на выборах 2023 г. вряд ли произошло бы, если бы не появление на поли-
I и
тической сцене «Польши 2050» Шимона Холовни. Оппозиционные силы регулярно прибегали к уличной протестной борьбе, и не было предпринято никаких попыток ее ограничить, вынудив, к примеру, политических противников согласовывать место и время проведения митингов с властями. Наконец, все избирательные кампании в период нахождения ПиС у власти протекали в открытой конкурентной борьбе, результат которой невозможно было предсказать заранее. Правительство даже не попыталось внести изменений в избирательное законодательство и функционирование избирательной системы, которые бы затруднили или даже вовсе сделали невозможной победу оппозиции. В январе 2023 г. Сейм, правда, утвердил новеллизацию избирательного кодекса, и часть изменений должна была сыграть на руку правящей партии. В частности, уменьшались размеры избирательных округов, что могло увеличить явку в сельской местности, где позиции ПиС традиционно сильны. Однако в такой важнейший элемент избирательной системы, как формирование избирательных комиссий, существенных нововведений не последовало. Более того, расширялись возможности контроля со стороны доверенных лиц за их деятельностью (Wolters Kluwer, 2023). А ведь партия, склонная к авторитарным методам правления, должна была попытаться подчинить себе избирательную систему, что гарантировало бы ее от поражения на выборах.
Таким образом, представляется, что утверждения о том, что политика ПиС была нацелена на сознательное ограничение демократических завоеваний и возвращение к авторитарным практикам, являются поро- < ждением политической борьбы, они не подтверждаются достаточным о количеством фактов и не являются убедительно доказанными. Можно лишь говорить об отдельных отступлениях от демократических норм. < Но если они не ставили целью сворачивание демократии, то тогда какие задачи решали? Думается, здесь вполне можно верить тем заявлениям, что на протяжении многих лет делала сама ПиС. В своих программах она утверждала, что реформы, начатые в стране в 1989 г., не были завершены:
не произошла полная демократизация общественной жизни, не в полной мере обновились государственные институты, не состоялась смена поколений в секторе государственного управления и частных фирмах. ^ Поэтому Третья Речь Посполитая унаследовала многие пороки своей § предшественницы, социалистической Польши, такие как социальную
00 несправедливость, экономическую неэффективность, коррупцию. Еще ^ в начале 2000-х гг. ПиС выдвинула лозунг создания Четвертой Речи По-5 сполитой, которая будет свободна от недостатков Третьей. Однако в прав-< ление либеральной коалиции во главе с ГП в 2007-2015 гг. эта система
1 была законсервирована, вследствие чего демократия работала со сбоями,
ш
^ подвергаясь манипуляциям со стороны правящих партий. Именно тогда правительство установило контроль над парламентскими процедурами, судопроизводством и важнейшими СМИ. Поэтому ПиС только стремится исправить недостатки «системы Туска» (См.: Prawo i Sprawiedliwosc, 2023).
Исходя из этой логики, ПиС не брала под контроль суды и СМИ, она пыталась вырвать их из рук порочной старой системы, к тому же работающей не на благо страны, а в интересах зарубежных покровителей. ПиС не затрудняла возможность деятельности оппозиции — она стремилась не допустить к власти людей, желающих не отстаивать национальные интересы, а реализовывать личные амбиции. Политики ПиС считали, что они не ограничивают демократию, а очищают ее от искажений. Можно утверждать, что у них действительно не было цели свернуть демократию в Польше, да, пожалуй, этого и трудно ожидать от партии, руководимой Ярославом Качиньским, который значительную часть жизни посвятил борьбе с коммунистической системой и за демократические свободы. ПиС пыталась построить идеальную модель в своем понимании, предполагающую очищение от коррумпированных, недостойных, антинациональных сил. Политическими противниками же это воспринималось как наступление на их права и демократические свободы.
О том, что в Польше не сложилось реальной угрозы демократии, говорит и сам факт победы оппозиции на выборах (недемократический режим не оставил бы такой возможности), и легкость, с которой немалая часть проведенных ПиС мер была отыграна назад новым правительством. Не прошло и месяца после его формирования, как оно взяло под свой 2 контроль государственные СМИ, не остановившись перед такой жесткой о мерой, как поставить их состояние ликвидации в ответ на вето президента на выделение для них финансирования. ПиС пыталась защищать «свободу СМИ», прибегая в том числе к оккупации здания государственного телевидения и выводя сторонников на уличные акции, но безуспешно. Однако если встать на точку зрения последователей Качиньского, то разве не будут действия новой власти нарушением демократии? Чем они отли-
чаются от вызвавших всеобщее осуждение действий ПиС после 2015 г.? Ответить на эти вопросы можно будет только по прошествии времени, Ё когда станет ясно, насколько действительно свободными и избавленными ^ от партийного контроля являются государственные СМИ.
Очевидно, что новое правительство продолжит ликвидацию «го-m сударства ПиС». О серьезности его намерений говорит уже тот факт, ^ что в предвыборной программе «Гражданской коалиции» содержится 5 целый раздел об оценке деятельности ПиС. В нем говорилось о наме-< рении привлечь к ответственности всю верхушку партии Качиньского: I за уничтожение независимых СМИ, за меры против независимости судов и прокуратуры, за нецелевое использование бюджетных средств, за коррупцию, за проведение голосования по почте на президентских выборах 2020 г., за меры, принятые во время пандемии Covid-19, и пр. (Koalicja Obywatelska, 2023). Уже в начале декабря была создана комиссия Сейма по расследованию законности голосования по почте в 2020 г. На очереди учреждение новых следственных комиссий. Чтобы исправление искажений демократии не превратилось в заурядное уничтожение политических противников, новая правящая коалиция, называющая себя демократической, должна пройти по очень тонкой грани, оставив в стороне амбиции и желание отомстить за нападки и оскорбления прошлых лет. В своей речи 12 декабря при вступлении в должность премьер-министра, так называемом exposé, Дональд Туск призывал поляков к объединению, восстановлению духа солидарности, взаимоуважению, справедливо утверждая, что на этом основываются демократия и законность (Newswek Polska, 2023). Пока не похоже, что действия правительства Туска будут вести к смягчению затяжного политического конфликта, разделяющего польское общество. А значит, будущее демократии нельзя считать обеспеченным, несмотря на заверения новых властей.
Ситуация в сфере экономики
Экономическая политика ПиС подвергается не менее жесткой критике со стороны оппонентов: как политических противников, так и специалистов. Правда, на первый взгляд польская экономика в предыдущие восемь лет развивалась вполне благополучно. Согласно данным 2 Главного статистического управления, в 2015-2022 гг. польский ВВП о прирастал в среднем на 4-5 % ежегодно (за исключением 2020 г., когда на фоне пандемии Ковид-19 произошел спад на 2 %). В результате ВВП вырос с 1,8 до 3,0 млрд злотых в текущих ценах (для более справедливой оценки следует учитывать довольно высокий уровень инфляции, особенно в последние два года). В пересчете на одного жителя ВВП возрос (опять же в текущих ценах) с 46,8 до 81 тыс. злотых, что позволило Поль-
ше подняться по этому показателю с 69 до 79 % от среднеевропейского уровня. В это же время стремительно рос уровень зарплат. Ежемесячная Ё минимальная зарплата с 1750 злотых в 2015 г. поднялась до 3600 в 2023 г., ^ а в 2024 г. должна составить 4300 злотых. Даже с поправкой на темпы § инфляции рост превысил 100 %. Средняя месячная зарплата (на крупных
00 предприятиях) выросла с 4200 до 7500 злотых. При этом, что немало-^ важно, на рекордно низкой отметке сохранялся уровень безработицы. 5 С 9,7 % в 2015 г. он упал до 5,4 % в 2021 г. и оставался примерно на той < же отметке в последующее время, даже несмотря на приток беженцев
1 с Украины после начала российской СВО (G16wny Statustyczny,
ш
^ 2023). В целом за счет предпринятых ПиС мер уровень жизни населения ощутимо вырос: пенсионеры стали получать 13-ю и 14-ю пенсии, молодежь — налоговые льготы, семьи с детьми — выплаты в рамках программы «Семья 500+», по которой на каждого ребенка в месяц выплачивалось по 500 злотых. Этот рост доходов стал важнейшей причиной, по которой партия Качиньского смогла сохранить свою электоральную базу и в 2023 г. получить на выборах лишь чуть меньший процент избирателей, чем восемью годами ранее.
Однако за внешне благополучной картиной скрываются серьезные проблемы, которые обобщил в своем докладе основанный Лешеком Баль-церовичем фонд «Форум гражданского развития» ^еНшЫ, Wachowiec et а1, 2023: 8-26). Он выделил следующие фундаментальные слабости экономической политики ПиС, которые пока не дали эффекта, но в долгосрочной перспективе обязательно станут причиной трудностей.
- Ограничение экономической свободы посредством введения чрезмерного государственного регулирования и национализации частных предприятий. Первое проявляется в издании многочисленных правовых актов, вводящих различные ограничения, далеко не всегда обоснованные. К наиболее известным из них относятся запрет торговли по воскресениям, принятый еще в первый срок пребывания ПиС у власти, запреты в сфере оборота сельскохозяйственных земель, введенные главным образом для предотвращения их скупки иностранцами, но затрудняющие формирование высокоэффективных крупных хозяйств, ограничения на открытие новых аптек, препятствующие развитию конкуренции < на этом рынке. Количество регулирующих правовых актов исчисляется о сотнями. Ежегодно вводились в жизнь от 20 до 35 тыс. страниц правовых норм, и приспосабливаться к постоянным изменениям хозяйствующим субъектам очень непросто. Что касается национализации, то она прово- ¡^ дилась прежде всего в рамках борьбы за «реполонизацию» предприятий, ранее отданных иностранному капиталу. В наибольшей мере она кос-
<
нулась энергетического и банковского секторов, где государство вышло Ё на лидирующие позиции.
— Чрезмерное усложнение и запутывание налоговой системы. Хотя § в начале пребывания у власти политики ПиС уверяли, что намерены
00 не повышать, а снижать налоги, обещание они не выполнили. Журналист-^ ка портала Money.pl Катаржина Бартман насчитала свыше 30 повышений 5 налогов, плат и взносов, а также ликвидированных льгот и преференций, < произошедших после 2015 г. Среди них повышение акцизов на топливо
1 и сигареты, налога на банки, судебных оплат, абонентской платы за поль-^ зование теле- и радиоантеннами, взносов в фонд социального страхования и пр. (ВаЛтап, 2023). В результате, по данным аналитиков «Форума гражданского развития», обременение физических и юридических лиц налогами и взносами с 33,4 % ВВП в 2015 г. выросло до 37,7 % в 2021 г. По этому показателю Польша заняла второе место среди государств Центральной и Юго-Восточной Европы, пропустив вперед только Словению. Усложнение налоговой системы и правовых норм в свою очередь отрицательно сказались на инвестиционной активности. За восемь лет объем инвестиций по отношению к ВВП снизился с 20,4 до 16,6 %, тогда как в среднем по Евросоюзу он вырос на 2 %. В перспективе спад инвестиций может сказаться на пробуксовке темпов роста производительности труда и приведет к недостатку новых рабочих мест.
— Рост дефицита госбюджета и государственного долга. Он стал закономерным следствием разрастания социальных программ, а также необходимости преодолевать форс-мажорные обстоятельства, такие как пандемия Со^-19, мировой рост цен на энергоносители и приток беженцев с Украины. В конце 2015 г. государственный долг составлял чуть более 900 млрд злотых, через год он превысил 1000 млрд, в 2022 г. пересек черту в 1500 млрд, а к концу 2024 г. может достичь 2000 млрд. Впрочем, он пока составляет по европейским меркам небольшую долю ВВП, причем из-за инфляции она даже сокращается: в 2015 г. превышала 51 %, в 2022 гг. опустилась до 49,1 %. Также растет стоимость обслуживания долга. В 2023 г. она приблизилась к 70 млрд. злотых, что сопоставимо с расходами на программу «800+» (с начала 2024 г. выплаты на детей ^ увеличены с 500 до 800 злотых). Рост задолженности может заставить о правительство начать сворачивание социальных программ, что приведет к падению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения. <
— Высокий уровень инфляции. Большую часть времени пребывания ПиС у власти рост цен удавалось удерживать на весьма низком уровне — не более 2-3 % в год. Однако на рубеже 2021-2022 гг. они быстро и неуклонно поползли вверх. В 2022 г. цены выросли на 14,4 %, что стало
ск I
ч
О
< I
одним из самых высоких показателей в Евросоюзе, а всего за 2016-2023 гг. инфляция составила почти 44 %, тогда как в этот же период в сфере евро она была почти вдвое ниже — 24 %. Свой вклад в разгон инфляции внесли неблагоприятные внешние факторы, такие как рост цен на энер-
и
<
§ гоносители, но первопричиной все-таки являлась политика щедрых со-
00 циальных раздач. Помимо отрицательного влияния на экономику, она, по выражению составителей доклада «Форума гражданского развития», «раскручивает спираль популизма», поскольку в погоне за голосами оп-
< позиционные партии тоже начали изыскивать возможности для новых
1 выплат. Однако это тупиковый путь, и международные институты, такие
ш
^ как МВФ, уже рекомендуют ограничивать социальные выплаты и направлять их только тем слоям населения, которые действительно в этом нуждаются ^еНшЫ, Wachowiec et а1, 2023: 20-26).
Как видим, новому правительству придется вносить существенные коррективы в экономическую политику, дабы предотвратить надвигающиеся кризисные явления. Однако далеко не факт, что ему удастся это сделать. Правящая коалиция составлена из сил, имеющих очень разные взгляды на экономические вопросы: от либеральной «Польши 2050» до склонных к патернализму Польской крестьянской партии и «Новых левых». При этом главный коалициант, «Гражданская платформа», похоже, не выработал четкой позиции в отношении экономического курса. Соответствующие разделы ее программы довольно скудны: снижение подоходного налога (точнее сказать введение достаточно высокого порога, до которого этот налог не будет платиться), снижение НДС для общественного транспорта и индустрии красоты, отмена запрета на торговлю в воскресение, поддержка малого предпринимательства. Социальный раздел как самостоятельный компонент программы полностью отсутствует, и максимум, что обещала «Платформа» — доплачивать молодым семьям за наем жилья, а пенсионерам — внепланово повышать пенсии, если годовой уровень инфляции превысит 5 %. (КоаН^а Obywate1ska, 2023). ГП уже упрекали в непостоянстве. На протяжении многих лет подвергая критике программу «500+», она в 2023 г., в предвыборный период, развернулась на 180 градусов и поддержала инициативу ПиС о ее расширении до «800+» с 1 января 2024 г., заверяя, что выданное ранее 2 отобрано не будет. о
Возможно, вследствие столь уклончивой позиции ГП социально-экономические разделы коалиционного соглашения, выработанного партиями-союзницами в начале декабря 2023 г., содержат немного конкретики. В них говорится о возвращении «предсказуемости налоговой системы», «транспарентности государственных финансов», «выгодных условий ведения экономической деятельности», «обеспечении интересов поль-
ских аграриев», а также повышении зарплат для учителей и работников системы государственного и муниципального управления, судов и прокуратуры (RMF24, 2023). Пока ничто не говорит о том, что в правительстве существует консенсус относительно того, как улучшить экономическую ситуацию в стране. Партии объединило главным образом стремление отстранить ПиС от власти и рассчитаться с ней за допущенные нарушения законности, а экономические проблемы отложены в дальний угол. Не исключено, что впоследствии в коалиции начнутся трения, что станет более вероятным, если экономика начнет испытывать серьезные трудности. Вероятность этого из-за действия вышеозначенных внутренних, а также внешних факторов достаточно высока. Возможно также, что эпоха пребывания ПиС у власти с течением времени будет восприниматься как один из наиболее благоприятных периодов для польской экономики в новейшей истории страны.
Положение Польши на международной арене
В сравнении с внутренней ситуацией оценка внешнеполитических результатов правления партии «Право и справедливость» выглядит наиболее однозначной. Прежде всего, это касается европейского направления. Как выше уже отмечалось, ПиС, с самого начала стоявшая на евроскептических позициях, к 2021 г. оказалась в состоянии конфликта с руководством ЕС. Мало того, что он стоил Польше штрафа за невыполнение решения Суда ЕС о ликвидации Дисциплинарной палаты, его результатом стала блокировка поступления средств из европейского бюджета. Еще в июне 2022 г. Еврокомиссия одобрила польский Национальный план восстановления экономики после пандемии COVID-19, согласно которому ЕС должен выделить Польше 36,5 млрд евро, из которых 24,6 млрд составят дотации, а остальное — льготные займы. Деньги страна так и не получила. Ей был выдвинут целый ряд требований, как чисто технических, так и политических, включая главное — восстановление верховенства права. Эти средства очень пригодились бы испытывающей трудности польской экономике, однако шансов решить эти вопросы у правительства ПиС не было. Поэтому оппозиционные партии резко критиковали европейскую политику правительства, обещая восстановить отношения с Брюсселем и разблокировать поступление средств из бюджета ЕС. Последующие шаги нового правительства нетрудно было предвидеть. В конце октября, фактически как только стали известны результаты выборов, Дональд Туск побывал в Брюсселе, где обсуждал возможность скорейшего начала выплаты средств из фонда восстановления. Во время следующей поездки в Брюссель в середине декабря, уже в качестве главы правительства, Туск договорился с главой
ск I
ч
О
и <
П
О
< I
<
к
<
и <
Еврокомиссии Урсулой вон дер Ляйен о том, что Польша получит первую выплату из фонда восстановления в размере 5 млрд евро до конца Ё 2023 г. Дальнейшее поступление средств будет зависеть от возвращения ^ независимости судебной системы (Rakosza-Napieraj, 2023). Не подлежит § сомнению, что новое правительство и далее будет проводить проевро-
00 пейскую политику, пытаясь выправить отношения с Брюсселем, а также ^ Берлином, испорченные в период правления ПиС.
Несколько сложнее с предсказанием поведения нового прави-< тельства на другом внешнеполитическом направлении — восточном.
1 Но не в том плане, что может произойти смена позиции в отношении
ш
^ России или поддержки Украины. До 2014 г. основные политические силы в Польше различались в подходах к России, хотя и не слишком сильно, и ПиС проводила среди всех самую жесткую линию. Поэтому в период пребывания у власти она неизменно обличала политику правительства Туска в 2007-2014 гг. как пророссийскую, капитулянтскую, граничащую с предательством национальных интересов. 29 мая 2023 г. ПиС даже приняла закон «О Государственной комиссии по изучению влияния России на внутреннюю безопасность Республики Польша в 2007-2022 гг.», который в СМИ получил альтернативное название «закон Туска». Его единственная цель — компрометация с последующим закрытием доступа к исполнению общественных функций неугодным политикам, прежде всего Туску, обвиняемому в связях с Москвой (Подробнее см.: Михалев, 2023Ь). Однако в настоящее время сколь-либо заметных различий в подходах к России у системных польских политиков нет, и все разговоры о пророссийских симпатиях являются лишь картой во внутриполитической борьбе. Это со всей очевидностью показала речь Туска при вступлении в должность премьер-министра, где он говорил, что Польша будет «ключевым, сильным, суверенным звеном Североатлантического альянса», «лояльным, стабильным, уверенным в своей силе союзником США», что она приложит все силы «для полной мобилизации свободного мира, мира Запада для помощи Украине» в противостоянии с Россией (Newswek Po1ska, 2023). Поэтому изменений в польской внешнеполитической линии Москве ожидать не стоит.
Однако перемены могут произойти в военной политике страны. 2 Дело в том, что ПиС в период пребывания у власти предприняла реши- о тельные и очень дорогостоящие меры по усилению армии. Только за период 2016-2021 гг. правительство увеличило военный бюджет более чем
в 1,5 раза, доведя его до 2,34 % ВВП. А в апреле 2022 г. был введен в силу ¡^
<
закон «О защите отечества», предусматривавший, что с 2023 г. расходы на оборону должны составлять не менее 3 % ВВП. Резко возросшее финансирование позволило как увеличить численность вооруженных
сил (ее предполагалось довести до 300 тыс. человек), так и развернуть масштабную программу по модернизации техники и вооружений. Ё В 2022-2023 гг. Польша подписала контракты на приобретение более ^ 350 американских танков «Абрамс» и около тысячи южнокорейских § танков К2, 600 самоходных гаубиц К9, 288 реактивных систем залпового
00 огня К239 CHUNMOO и 48 истребителей FA-50 также производства Южной ^ Кореи, 38 итальянских многоцелевых вертолетов AW149. Готовились 5 контракты на закупку РСЗО «Хаймарс», зенитно-ракетных комплексов < «Пэтриот», ударных вертолетов «Апач», и это, не считая военных заказов
1 внутри страны. Всего выделение средств предусмотрено на целый ряд
I м
^ программ по обновлению систем противоракетной обороны, боевой и транспортной авиации, танков, артиллерии, боевых машин пехоты, систем наблюдения, разведки и связи, противотанковых комплексов, компонентов индивидуального снаряжения солдата и многого другого. Тогдашний министр обороны Мариуш Блащак уверял, что Польша через два года будет обладать сильнейшей сухопутной армией Европы (Подробнее см: Михалев, 2023а: 10-17).
Но такие закупки требуют расходования очень больших средств. Только приобретение оружия за рубежом может обойтись в сумму не менее 40 млрд долларов (почти два военных бюджета 2023 г.). К этому надо добавить затраты на обслуживание и содержание приобретенной техники, а также расходы на покупку оружия у польских производителей. Даже с учетом существенно увеличившихся расходов на оборону такие траты бюджет вряд ли способен осилить. Поэтому новому правительству придется либо залезать в долги, что может осложнить и без того не блестящую экономическую ситуацию в стране, либо пересматривать заключенные соглашения. Высока вероятность того, что оно предпочтет пойти по второму пути. России, не исключающей возможность военного столкновения с Польшей вследствие развития конфликта на Украине, неисполнение амбициозных планов правительства ПиС может принести некоторое удовлетворение.
Итоги восьмилетнего пребывания «Право и справедливости» у вла- < сти сложно оценить однозначно. Партия стремилась исправить пороки о государственной системы, но допускала многочисленные нарушения демократических норм и верховенства права, пыталась поднять уровень жизни малообеспеченных поляков, но перегрузила бюджет социальными обязательствами, отстаивала национальные интересы (так, как она их понимала), но вступила в конфликт с Брюсселем, маргинализировавший Польшу в ЕС. Подобные противоречия можно найти и в других сферах
к
<
и <
внутренней и внешней политики. Споры вокруг оценки деятельности партии Качиньского будут продолжаться еще долго, так как внутриполи-Ё тическое противостояние в стране продолжает оставаться напряженным, ^ и победившая сторона будет связывать возникающие проблемы с на-§ следием предшественников. Очевидно, что таких проблем будет много. оо Насколько хорошо так называемой «демократической коалиции» удастся ^ с ними справиться, покажет время.
<
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Лыкошина, Л.С. (2015). «Десять лет спустя: о выборах 2015 г. в Польше» // Современная
Европа. № 6. С. 89-98. DOI: 10.15211/soveurope620158998 Майорова, О.Н. (2016). Правый поворот в Польше. Президентские и парламентские выборы
2015 г. // Славянский альманах. № 1-2. С. 147-163. Михалев, О.Ю. (2018). Состояние и перспективы либеральных партий в Польше // Современная Европа. № 7. С. 61-71. DOI: 10.15211/soveurope720186274 Михалев, О.Ю. (2021). Куда ведет Польшу кризис в отношениях с ЕС?» // Вишеградская Европа. № 2. С. 78-95.
Михалев, О.Ю. (2023a). Модернизация польских вооруженных сил в 2014-2023 гг. // Вишеградская Европа. № 1. С. 5-22. Михалев, О.Ю. (2023b). Проблемы безопасности в избирательной кампании в Польше. РСМД. 19.10.2023. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ problemy-bezopasnosti-v-izbiratelnoy-kampanii-v-polshe/ (accessed 18.12.2023). Русакова, М.Ю. (2022). Венгрия и Польша: новый этап противостояния с Брюсселем //
Современная Европа. № 7. С. 82-91. DOI: 10.31857/S0201708322070075 Чехарина, В.И. (2020). «Проблема дисциплинарной ответственности судей в непрекращающемся споре Польши и органов Евросоюза // Юридическая наука. № 6. С. 21-25. Шишелина, Л.Н. (2020). Будапешт и Варшава: противостояние с Брюсселем // Современная
Европа. № 7. С. 5-15. DOI 10.15211/soveurope720200515 Шишелина, Л.Н., Ведерников, М.В. (ред.) (2018). Центральная Европа: политический портрет
на фоне 100-летия. М.: ИЕ РАН, 2018. Яжборовская, И.С. (2016). Польша 2015-2016 гг. Хроника неоавторитарного реванша // Полис.
Политические исследования. № 5. С. 49-65. Bartman, K. (2023) Oto skladki, daniny i oplaty, ktore wzrosfy od pocz^tku rz^dow PiS. 22.03.2023. Available at: https://www.money.pl/podatki/oto-skladki-daniny-i-oplaty-ktore-wzrosly-od-poczatku-kadencji-pis-6876397513673504a.html (accessed 10.12.2023). Glowny Urz^d Statustyczny (2023). Bank danych makroekonomicznych». Available at: https://
bdm.stat.gov.pl/ (Accessed 16.12.2023). с
Koalicja Obywatelska (2023). 100 konkretow na pierwsze 100 dni rz^dow. Program Koalicji
Obywatelskiej. Available at: https://100konkretow.pl/ (accessed 15.12.2023). ^
Newswek Polska (2023). Exposé Donalda Tuska. Co siç w nim znalazlo? [Pelna tresc]. 12.01.2023. 2 Available at: https://www.newsweek.pl/polska/polityka/expose-donalda-tuska-co-sie-w- c^ nim-znalazlo-pelna-tresc/lxm5jx0 (accessed 15.12.2023). Prawo i Sprawiedliwosc (2023). Bezpieczna przyszlosc Polakow. Program PiS 2023. 09.09.2023. Available at: https://pis.org.pl/dokumenty (accessed 15.12.2023).
• Rakosza-Napieraj K. (2023). Mamy to! Donald Tusk zalatwil miliardy z Brukseli. INNPoland.
15.12.2023. Available at: https://innpoland.pl/202429,kpo-zaliczka-ue-zapowiada-wyplate-srodkow (accessed 16.12.2023). uli Raport Instytutu Bronislawa Komorowskiego (2019). Media publiczne 2015-2019: stadium upadku. I co dalej? Warszawa, wrzesien 2019. Available at: http://bronislawkomorowski. org/wp-content/uploads/2019/10/Raport-IBK-Media-publiczne.pdf (accessed 15.12.2023). m RMF24 (2023). Umowa koalicyjna. 10.11.2023. Available at: https://www.rmf24.pl/raporty/
LU
raport-wybory-parlamentarne-2023/news-umowa-koalicyjna-publikujemy-caly-x tekst,nId,7140751#crp_state=1 (accessed 08.12.2023).
_Q
c; Sitnicka, D. (2021). Jak PiS podkopuje niezalezne media. Raport mi^dzynarodowych organizacji», Oko.Press, 11.02, available at: https://oko.press/pis-wolnosc-mediow-raport (Accessed 15.12.2023).
-1 Wolters Kluwer (2023). «Nowelizacja Kodeksu wyborczego 2023. Co zmienia i od kiedy?», 28.04, available at: https://www.profinfo.pl/blog/nowelizacja-kodeksu-wyborczego-co-zmienia-i-od-kiedy/ (Accessed 15.12.2023). Zielinski M., Wachowiec P. et al (2023). 8 lay PiS: niszczenie gospodarki i praworz^dnosci. Raport Forum Obywatielskiego Rozwoju. Available at: https://for.org.pl/pl/a/9465,8-lat-pis-niszczenie-gospodarki-i-praworzadnosci (accessed 15.12.2023).
RESULTS OF THE RULE OF THE "LAW AND JUSTICE" PARTY IN POLAND
Oleg Mikhalev
Voronezh State University, Voronezh, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the article is to analyze the results of the eight-year stay in power of the 'Law and Justice' (PiS) party. The author focuses on the problems of democracy and the rule of law, the economic situation in the country and the position of Poland in the international arena. He notes that, contrary to the assurances of political opponents, the rule of the PiS did not cause critical damage to democratic gains, since the party did not intend to eliminate democracy. It was only trying to correct the existing or imaginary disadvantages of the state system. In the sphere of economics, with an apparently prosperous situation, a considerable load of problems have accumulated: high inflation, rapidly growing public debt, the complexity of the tax system and excessive government intervention in the economy. The key task of the new government in the sphere of foreign policy will be to restore relations with the European Union.
o
Key words; Poland, parliamentary elections, political struggle, Law and Justice party, violation of ^f democratic norms, economic policy. ^