ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Орлов С. Л.1, Сысоев Н. А.2
'Орлов Сергей Леонидович — доктор экономических наук, профессор, кафедра международного бизнеса и таможенного дела;
2Сысоев Никита Александрович — заместитель начальника отдела, отдел мониторинга и статистики управления организации НИР, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассказывается о социально-экономическом значении бесплатной передачи земельных участков гражданам России в Дальневосточном федеральном округе. В работе проводится параллель со «Столыпинской аграрной реформой» 1906 года. Указано, что осуществление данной реформы, т.н. «дальневосточный гектар», является наглядным примером экономического федерализма на практике. Очевидно, что на настоящий экономический бум может указывать подача более 51 тысячи заявок на получение земельного участка за четверо суток вступления закона в силу.
Ключевые слова: экономический рост, экономический федерализм, дальневосточный гектар, аграрная реформа.
THE PROSPECTS OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FAR EAST Orlov S.1, Sysoev N.2
'Orlov Sergey — PhD, Lecturer, INTERNATIONAL ECONOMY CHAIR; 2Sysoev Nikita — Deputy Head, DEPARTMENT OF SCIENCE AFFAIRS' MONITORING AND STATISTICAL OFFICE, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: an article tells about the social-economic importance of the free of charge granting of the plots of land to Russian citizens in the Far Eastern Federal District. The paper shows an actual parallels with the "Stolypin's agrarian reform" on 1906. It's underlined that the implementation of this reform, which is called as well as "Far Eastern hectare" is a nice example of realization of the economic federalism in practice. Evidently, about real economic booming can indicate supply of more than 51 thousand applications to grant the plots of land during the first four days after entry the law into force. Keywords: economic growth, economic federalism, Far Eastern hectare, agrarian reform.
DOI: '0.20861/2304-2338-20'7-87-003
Нарративом сегодняшнего дня для увеличения темпа роста экономики в Российской Федерации (далее - РФ) стало принятие Федерального закона от 1.05.2016 г. № 119-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. В данный закон 28.12.2016 года был внесен ряд изменений, которые призваны способствовать не только улучшению социально-экономического положения российских граждан, но и способствовать скорейшему решению демографической проблемы при освоении свободных земельных угодий на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).
В частности, согласно Федеральному закону от 1.05.2016 г. № 119-ФЗ гарантировано бесплатное получение гражданами РФ земельных участков площадью до 1 га. Причем, будут предоставляться земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа [1]. С целью оказания содействия гражданам РФ в получении земельных участков с использованием современных информационных технологий была создана федеральная информационная система (далее - ФИС) «На Дальний Восток»,
размещенная в Интернете с постоянной ссылкой https://надальнийвосток.рф/, предоставляющая широкий спектр услуг. При помощи данного сервиса желающий получить земельный участок может выбрать ее и оформить непосредственно через сайт. С 02.02.2017 года в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ (ред. от 28.12.16 г.) право получения земельного участка кроме жителей ДФО предоставлено всем гражданам РФ независимо от их места жительства. По данным ФИС, «На Дальний Восток» уже 06.02.2017 года, т.е. на четвертый день после вступления в силу закона для получения земельного участка было подано 51906 заявок, 47342 заявки имеются на рассмотрении, а 4564 земельных участка отдано в пользование. Представленная информация указывает на огромный интерес российских граждан иметь свой земельный участок и заняться фермерской деятельностью.
«Дальневосточный гектар», без всякого сомнения, является чрезвычайно важной и эффективной социальной инициативой Правительства РФ, которая сможет повлиять не только на темпы экономического роста, прежде всего в ДФО, а в дальнейшем и в целом в РФ, но и коренным образом изменить демографическую ситуацию на российском Дальнем Востоке. Ко всему прочему, бесплатная раздача гражданам по одному гектару земельного участка вместе с возможностью предоставления льготных ссуд для стимулирования экономической активности на этих землях открывается реальная перспектива как для развития фермерского движения на Дальнем Востоке, так и какой-либо другой хозяйственной деятельности и стартап (англ. startup company, startup, что буквальном переводе означает «стартующий») активности. Возможность работать на собственной земле и тем более запустить свой бизнес издавна привлекала российских граждан. Здесь уместно было бы вспомнить «Столыпинскую аграрную реформу», которая предполагала собой широкий комплекс мероприятий в области сельского хозяйства, предложенную в 1906 году премьер-министром России П. А. Столыпиным. В то время основными направлениями реформы были: во-первых, - передача надельных земель в собственность крестьян, а во-вторых, - широкое кредитование крестьян, в том числе для выкупа помещичьих земель для их последующей передачи крестьянам на льготных условиях, что должно было способствовать решению аграрного вопроса в государстве и повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
Следует подчеркнуть, что инициатива бесплатной передачи свободных земельных участков гражданам РФ была выдвинута в 2016 году руководством Дальневосточного федерального округа, которая была активно поддержана Президентом В. В. Путином, и в кратчайший срок данная инициатива приобрела вид Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ [1]. Не в этом ли заключается истинная сущность экономического федерализма?! Сущность и значение экономического федерализма нами были рассмотрены в одной из недавней научной публикации под названием «Экономический федерализм России: конституционно-правовые аспекты» [4]. Однозначно, что осуществление предусмотренного вышеуказанным законом государственного акта доброй воли имеет далеко идущий прагматичный характер, т.к. освоение земель кроме чисто фискального эффекта для региона и страны, помимо прочего, одновременно направлено на улучшение качества жизни граждан РФ, решение демографической проблемы и стимулирование роста численности населения в отдельном наименее заселенном регионе страны (плотность населения всего лишь 1 человек на 1 кв. км), освоение малообитаемых просторов России, стимулирование фермерского типа хозяйствования на экологически чистой основе, обеспечение продуктами питания и разнообразной сельскохозяйственной продукцией не только жителей отдельного региона, но и в целом страны, и, наконец, решение вопроса продовольственной безопасности страны, что имеет исключительное значение в условиях существующей политической обстановки в мире по отношению к РФ. Такой подход отвечает существующей государственной политике [2, 5] Кроме того, современный Дальний Восток представляет собой регион, в котором концентрируются значительные природные ресурсы и немалый стратегический потенциал, требующий приоритетного и планомерного освоения [3]. Следует учесть, что освоение новых земель сопряжено с многоплановым развитием различных отраслей народного хозяйства в регионе, включая инфраструктуру, логистику, связь, коммуникации, розничную торговлю и т.д.
Таким образом, смело можно утверждать, что российское общество находится в преддверии великих свершений по ускоренному освоению огромных необжитых просторов Дальнего Востока, направленных на значительный экономический прорыв и резкое увеличение благосостояния населения РФ.
Список литературы / References
1. ФЗ от 1.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ред. от 28.12.2016 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc&base=LAW&n=201816&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.3559188679162525/ (дата обращения: 05.02.2017).
2. Сысоев Н. А. Политика государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства России на современном этапе / Новая индустриализация России. Теоретические и управленческие аспекты: Коллективная монография / под научн. ред. д.э.н. Н. Ф. Газизуллина. СПб.: НПК «РОСТ», 2014. С. 157-163. 237 с.
3. Орлов С. Л., Сысоев Н. А. Важнейший социально-экономический императив Дальнего Востока // Вестник экономики, права и социологии, 2016. № 4. С. 81-85.
4. Сысоев Н. А. Экономический федерализм России: конституционно-правовые аспекты // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. № 5 (89). С. 53-58.
5. Сысоев Н. А. Четверть века в условиях рыночной экономики России: исторический, правовой и институциональный аспект / Н. А.Сысоев; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2015. 52 с. Деп.: ФГБУ РГБ 16.10.2015 г., № 1168241.
КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА ОТ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НАСЕЛЕНИЯ Семененко В. С.
Семененко Виктория Сергеевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра управления персоналом и экономики труда, Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь
Аннотация: в статье изучены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации, такие как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» с учетом изменений и дополнений, уточнена сущность экономической дефиниции «минимальный размер оплаты труда», изучена динамика изменения МРОТ и прожиточного минимума за период с 2000 по 2017 гг., обоснована зависимость минимального размера оплаты труда от прожиточного минимума населения, определена теснота связи данных экономических показателей посредством использования корреляционно-регрессионного анализа. Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум населения, корреляционно-регрессионный анализ, Федеральный закон, Трудовой кодекс Российской Федерации.
CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS OF DEPENDENCE OF MINIMUM WAGE OF THE SUBSISTENCE MINIMUM POPULATION
Semenenko V.
Semenenko Victoriya - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT AND LABOUR ECONOMICS, INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT (A DIVISION) FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION V. I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: the article studied the basic regulations governing the minimum wage in the Russian Federation, such as the Labor Code of the Russian Federation, Federal Law "On the Minimum Wage" to reflect changes and additions, refined essence of the economic definition of "minimum wage", studied the dynamics of changes in the minimum wage and a living wage for the period from 2000 to