Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАНАДЫ В АРКТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАНАДЫ В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Россия / Канада / сотрудничество / международные отношения / Arctic / Russia / Canada / cooperation / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топорикова Я.М.

Россия и Канада – два крупнейших арктических государства, которым присущи схожие природно-географические и социальные особенности, что в значительной степени позволяет рассматривать их как «естественных партнёров». После 2014 года российско-канадское сотрудничество существенно сократилось во многих сферах, и именно Арктика – регион, где страны имеют взаимосвязанные интересы и сталкиваются с одинаковыми вызовами – потенциально может стать платформой для возобновления добрососедских российско-канадских отношений Примечательно, что в политических и научных кругах России и Канады не раз отмечали взаимовыгодный характер двустороннего сотрудничества и демонстрировали готовность пойти на сближение с партнёром. Именно поэтому есть все основания полагать, что российско-канадский диалог в Арктике имеет позитивные шансы на развитие и укрепление. 2021 – 2023 гг., период Председательства Российской Федерации в Арктическом Совете, является оптимальной возможностью выйти на новый этап отношений с Канадой в Арктике (посредством активизации как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества), в связи с чем особый интерес представляет анализ существующих перспектив в арктическом партнёрстве России и Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE RUSSIA-CANADA COOPERATION IN THE ARCTIC

Russia and Canada are the two largest Arctic states with similar natural, geographical and social features, which makes it possible to fairly consider them as “natural partners”. RussiaCanada cooperation has declined in a number of spheres since 2014. The Arctic, being a region where countries possess interrelated interests and encounter similar challenges, is likely to become a relaunching pad for the good-neighborly relations between Russia and Canada. Remarkably, both Russian and Canadian politicians and experts have stressed potential mutual benefits from the bilateral cooperation and expressed the willingness for a rapprochement. Therefore, the Russia-Canada partnership faces positive prospects, which creates opportunities for a progressive development. In 2021-2023, while the Russian Federation is chairing the Arctic Council, there is an appropriate opportunity to launch a new chapter in the relations between Russia and Canada, both through multilateral and bilateral collaboration. Thus, the analysis of the most advantageous spheres of cooperation is of a particular interest.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАНАДЫ В АРКТИКЕ»

УДК 327

РО!: 10.24412/2658-4255-20221-35-44

Для цитирования:

Я.М. Топорикова Перспективы сотрудничества России и Канады в Арктике // Российская Арктика. 2022. № 16. С. 35-44

Получена: 23.11.2021 Принята: 15.04.2022 Опубликована: 20.04.2021

©LEI

Статья распространяется в полнотекстовом формате на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0

Автор заявил об отсутствии конфликта интересов

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАНАДЫ В АРКТИКЕ

Я.М. Топорикова1

1 Московский государственный институт международных отношений (университет); Москва, Россия janatoporikowa@yandex.ru

Аннотация: Россия и Канада - два крупнейших арктических государства, которым присущи схожие природно-географические и социальные особенности, что в значительной степени позволяет рассматривать их как «естественных партнёров». После 2014 года российско-канадское сотрудничество существенно сократилось во многих сферах, и именно Арктика - регион, где страны имеют взаимосвязанные интересы и сталкиваются с одинаковыми вызовами - потенциально может стать платформой для возобновления добрососедских российско-канадских отношений

Примечательно, что в политических и научных кругах России и Канады не раз отмечали взаимовыгодный характер двустороннего сотрудничества и демонстрировали готовность пойти на сближение с партнёром. Именно поэтому есть все основания полагать, что российско-канадский диалог в Арктике имеет позитивные шансы на развитие и укрепление.

2021 - 2023 гг., период Председательства Российской Федерации в Арктическом Совете, является оптимальной возможностью выйти на новый этап отношений с Канадой в Арктике (посредством активизации как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества), в связи с чем особый интерес представляет анализ существующих перспектив в арктическом партнёрстве России и Канады.

Ключевые слова: Арктика, Россия, Канада, сотрудничество, международные отношения

PROSPECTS OF THE RUSSIA-CANADA COOPERATION IN THE ARCTIC

Y.M. Toporikova 1

i Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), Moscow, Russia

Abstract: Russia and Canada are the two largest Arctic states with similar natural, geographical and social features, which makes it possible to fairly consider them as "natural partners". Russia-Canada cooperation has declined in a number of spheres since 2014. The Arctic, being a region where countries possess interrelated interests and encounter similar challenges, is likely to become a relaunching pad for the good-neighborly relations between Russia and Canada. Remarkably, both Russian and Canadian politicians and experts have stressed potential mutual benefits from the bilateral cooperation and expressed the willingness for a rapprochement. Therefore, the Russia-Canada partnership faces positive prospects, which creates opportunities for a progressive development.

In 2021-2023, while the Russian Federation is chairing the Arctic Council, there is an appropriate opportunity to launch a new

chapter in the relations between Russia and Canada, both through multilateral and bilateral collaboration. Thus, the analysis of the most advantageous spheres of cooperation is of a particular interest.

Keywords: Arctic, Russia, Canada, cooperation, international relations

Окончание «холодной войны» привело к заметному потеплению в отношениях России и Канады. Однако уже с начала XXI века российско-канадское взаимодействие становилось всё менее эффективным и после 2014 года минимизировалось во многих сферах, включая совместную деятельность в Арктике. Разногласия между Россией и Канадой по ряду международных вопросов (украинские события 2014 г., ситуация на Ближнем Востоке, расширение НАТО на восток, текущий геополитический кризис), а также политика НАТО, членом которого является Канада, в отношении России, препятствуют улучшению российско-канадских отношений. В то же время тесное сотрудничество отвечает интересам обоих государств, которые имеют схожие природно-географические и социальные особенности и, следовательно, являются естественными партнёрами. По мнению автора, именно арктический вектор может стать начальным этапом в общем улучшении отношений России и Канады. В работе будут рассмотрены основные линии российско-канадского партнёрства в Арктике и сферы, в которых это взаимодействие может быть усилено. Цель статьи - доказать, что Арктический трек играет важную роль в российско-канадских отношениях, поскольку наличие общих интересов и вызовов в Арктике предопределяет необходимость поддерживания контактов двух государств. Для написания работы автором были проанализированы ряд монографий и аналитических статей, посвящённых международному сотрудничеству в Арктике, а также выступления российских и канадских экспертов на международных конференциях по Арктике.

В условиях текущего геополитического кризиса было свернуто не только двустороннее сотрудничество России и Канады в Арктике, но и взаимодействие в рамках многосторонних структур, например, в рамках Арктического совета. Однако важно учитывать, что арктический регион традиционно считался наименее конфликтогенной зоной, на которую в меньшей степени экстраполируется непростая политическая обстановка, а значит, есть шансы, что восстановление отношений России и западных арктических государств начнется именно в Арктике. Подобной позиции придерживается профессор МГИМО, д.ист.н. Л.С. Воронков [1], который характеризует взаимодействие России и отдельных стран-членов НАТО по арктическим вопросам как прагматичные, подчёркивая, что в продвижении своих национальных интересов в Арктике региональным государствам-членам альянса проще обрести общую позицию с Россией, нежели с внерегиональными союзниками по блоку. Л.С. Воронков свидетельствует [1], что международная напряженность не помешала странам-членам Арктического совета, среди которых Россия и Канада, заключить ряд взаимовыгодных соглашений, в частности, о сотрудничестве служб береговой охраны (2015 г.) и о научном сотрудничестве в Арктике (2017 г.). Важно также упомянуть и то, что в 2015 г. Канада объявила о

бойкоте заседания Целевой группы Арктического совета по проблеме выбросов сажи и метана в Москве, однако даже подобный демарш не привел к полному сворачиванию арктического партнёрства с Россией. Обращает на себя внимание и то, что как пишет профессор МГИМО, к.ист.н. А.В.Загорский [2], даже после украинского кризиса Канада не склонна рассматривать Россию в качестве непосредственной военной угрозы: канадские эксперты не раз заявляли, что риски для безопасности их страны в Арктике носят скорее нетрадиционный характер - например, угрозы социального, климатического, техногенного характера. Перечисленные в данном абзаце аргументы подтверждают, что длительная пауза во взаимодействии по арктическим вопросам не отвечает интересам ни одного из арктических государств и есть все основания полагать, что в ближайшее время партнёрство в данной сфере начнет возобновляться.

Важно учитывать, что на данный момент у власти находится либеральное правительство Дж.Трюдо, в чьей политической линии в отношении России конфронтационная тенденция чередуется с курсом на смягчение напряженности. [3] Однако для арктического измерения представляется важным то, что правительство Дж. Трюдо отделяет арктический вектор взаимодействия с Россией от российско-канадского сотрудничества в целом именно ввиду особой значимости Арктики для Канады.[4] Иными словами, правительство Канады признает, что сохранение контактов с Россией необходимо для благополучия канадской Арктики.

Важным аспектом в отношениях России и Канады в Арктике является отсутствие крупных территориальных споров. Изначально сближению двух государств в некоторой степени способствовало то, что только СССР и Канада из восьми арктических государств поддерживали секторальный подход в своем видении региона и закрепляли на законодательном уровне, хотя в международном праве данный принцип отсутствовал [1] Позднее Россия отошла от этого подхода, о чем может свидетельствовать делимитация морских пространств и континентального шельфа в Баренцевом море в соответствии с соглашением между Россией и Норвегией 2010 года по принципу равного отстояния. Российские заявки в комиссию по границам континентального шельфа также идут вразрез с «секторальным принципом». Отход от данного принципа породил возникновение «спорных зон» в ряде мест континентального шельфа между Россией и Канадой, а также Данией. С 2007 года проводятся регулярные встречи геологических служб этих государств, а после подачи Канадой итоговой заявки в Комиссию по континентальному шельфу в 2019 году стороны приступили к долгосрочным переговорам по поиску компромиссов в «споре» о принадлежности шельфа. В целом, существующие в Арктике территориальные споры носят латентный характер и могут быть решены мирным путем.

Перейдём к конкретным сферам взаимодействия России и Канады в Арктике. Оба государства входят в состав «арктической пятерки» -Дании, Канады, Норвегии, России и США (пять прибрежных государств), которых объединяет стремление к охране и обеспечению благосостояния своих приполярных районов. «Арктическая пятёрка» инициировала принятие ряда важнейших соглашений. Примером может служить Иллулиссатская декларация 2008 г.[6], в которой стороны договорились о совместных действиях в отношении ряда общих арктических вызовов,

и проведение конференции Иллулиссат-2 в 2018 г.[7]. Кроме того, пять арктических государств выступают против «интернационализации» Арктики, вызванной увеличением интереса к региону со стороны внерегиональных акторов.[4] Подобная популярность Арктики в мировом сообществе также сближает позиции государств «пятерки», в том числе России и Канады, и обуславливает необходимость вырабатывать общие принципы управления Арктикой. В продолжение разговора об управлении регионом, отметим, что Россия и Канада владеют крупнейшими исключительными экономическими зонами в Арктическом регионе [8] и, как следствие, заинтересованы в регулировании рыбного вылова в Северном Ледовитом океане, что диктует необходимость координировать действия в данной сфере. Пример сотрудничества по этому вопросу может быть наглядно проиллюстрирован Соглашением о предотвращении нерегулируемого рыбного промысла в открытом море и центральной части Северного Ледовитого океана.

Важнейшей точкой конвергенции Москвы и Оттавы является благополучие коренных народов Арктики, которые проживают на обширной территории как в России, так и в Канаде. В «Основах канадской политики в отношении Арктики и Севера» вопросам прав и благополучия коренных арктических народов уделяется особое внимание: более половины из 8 «опор» (pillars) новой стратегии имеют отношение именно к данной области. [5] Речь идёт о защите прав коренных народов, развитии инфраструктуры в северных регионах и продолжение освоения Севера в целом, о социально-экономическом и административном развитии арктических территорий Канады, куда входят Северо-Западные территории, а также Нунавут и Юкон, составляющие около 40% площади Канады, где проживает порядка 200 тысяч человек. [1] Примечательно, что Россия и Канада имеют опыт успешного взаимодействия по вопросам коренных народов Севера в рамках рабочих групп Арктического совета. Иллюстрацией подобной деятельности служат проекты «Молодёжь коренных народов Арктики, изменение климата и культура питания», «Демографический индекс» и т.д...[9] Активно участвуют Россия и Канада и в Международном союзе циркумполярного здравоохранения.[9] Однако важным является не только межгосударственное, но и межрегиональное сотрудничество. Наиболее активно из числа субъектов РФ подобный формат практиковала, например, Республика Саха (Якутия). Так, в 2006 году был реализован проект по реакклиматизации канадских бизонов в Якутии. [3] Примечательно, что сотрудничество по этой линии, согласно договору между Республикой Саха (Якутия) и Канадскому агентству по управлению национальными парками от декабря 2019 г., продолжалось и в марте 2020 г., несмотря на пандемию [9]. Для российских регионов международное сотрудничество в Арктике имеет важное значение: так, в Концепции международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей республики Саха (Якутия) [10] арктический вектор международного сотрудничества является одним из основных. В пункте 3.4.2. документа обозначено, что «приоритетными направлениями сотрудничества с США, Канадой, странами Евросоюза являются наука, образование, культура, спорт». Межрегиональное партнёрство может активно осуществляться и через многосторонние структуры, например, через Северный Форум (Секретариат располагается в Якутске). Так, в сентябре 2021 состоялись раунды переговоров Секретариата Северного Форума с Канадой по устойчивому развитию в северных регионах, одна из тем, подлежащих

обсуждению, - развитие транспортной инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты.[11] Канадские регионы долгое время не участвовали в работе Северного Форума, и именно поэтому возобновление их участия может благоприятно сказаться на российско-канадском взаимодействии по региональной политике.

Предметом для совместной российско-канадской деятельности может также стать культура коренных народов Севера, включая вопрос сохранения языков арктических народов и поддержка традиционных видов спорта. Во-первых, полезными будут культурные обмены (совместные фестивали, выставки и т.д..), а также обмен опытом в области популяризации культуры коренных народов Арктики. Во-вторых, некоторые народы проживают и в России, и в Канаде, а значит, вопрос сохранения их культуры и традиций является одинаково важным для обоих государств. К таким народам относятся, например, инуиты.

Потенциальным полем для сотрудничества Москвы и Оттавы является сфера инноваций. Актуальность данной области вызвана в том числе пандемией COVID-19, которая продиктовала необходимость активного внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь. В этом контексте особенно важен вопрос бесперебойного доступа к Интернету и получение качественного образования с применением дистанционных технологий. Вероятно, началом для совместной деятельности России и Канады в этой сфере мог бы стать обмен мнениями и существующими практиками. Практические проекты могут быть разработаны также в рамках многосторонних структур. Как уже было ранее упомянуто, оба государства имеют опыт совместной работы в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета (Sustainable Development Working Group), где, в том числе, обсуждается цифровизация арктических регионов.

Продолжая разговор о взаимодействии по достижению благополучия коренных народов, стоит рассмотреть также точку зрения исследователей М.М. Паникар и А.И. Опрышко, которые считают горнодобывающую промышленность наиболее перспективной отраслью для укрепления российско-канадского сотрудничества в Арктике. [12] Авторы данной статьи приводят в пример деятельность канадской золотодобывающей компании «Кинросс Голд», реализующей проекты в России, а также представляющей пример двустороннего сотрудничества в развитии северных регионов. Так, у данной компании имеется фонд «Купол», посредством которого она занимается инвестициями в социально-экономическое развитие Чукотского АО. Таким образом, канадские горнодобывающие компании являются одними из крупнейших инвесторов на Дальнем Востоке России и в Арктической зоне. Кроме того, во время видеоконференции «Сотрудничество России и Канады в Арктике», организованной в апреле 2021 года Центром канадских исследований при Санкт-Петербургском государственном университете при содействии МИД России, правительств Санкт-Петербурга и ряда регионов, вице-президент «Кинросс Голд» С. Бородюк отметил, что кадровая политика компании имеет приоритет найма работников среди малочисленных коренных народов Севера.[13]

Интересы России и Канады совпадают также в области экологии Арктики, где оба государства сталкиваются с одинаковыми вызовами: таяние вечной мерзлоты, влияние изменения климата на благополучие коренных народов, загрязнение морских экосистем и т.д. Подчеркнем,

что Россия и Канада имеют опыт успешного взаимодействия в научно-исследовательской деятельности по экологическим вопросам. Подтверждением тому служит, например, сотрудничество между Арктическим государственным агротехнологическим университетом (Республика Саха) и Мемориальным университетом Ньюфаундленда, которое подразумевает совместные программы по изучению вышеперечисленных проблем. [9] Необходимость объединять усилия двух государств в области сохранения биологического разнообразия продиктована тем, что ввиду схожего географического положения и топографических условий, флора и фауна двух государств в значительной степени совпадают (в том числе, редкие виды), что учёными был предложен проект по восстановлению поголовья северных оленей карибу на территории Канады (Якутия имеет опыт разведения данного вида). [9] Другим примером результативного российско-канадского сотрудничества в рассматриваемой области служат совместные научные экспедиции в северной части Тихого океана, проведенные в 2019-2020 гг. с целью изучить процесс формирования популяции лососевых рыб.[9]

Ранее уже было упомянуто о рисках нетрадиционного характера, с которыми сталкиваются арктические государства, включая Россию и Канаду: изменение климата, таяние льдов и вечной мерзлоты, загрязнение окружающей среды и т.д. Вместе с тем, традиционные проблемы, например, в сфере безопасности, остаются на периферии сотрудничества. По словам А.В. Загорского, [2] в Арктике сохраняется фрагментация сотрудничества по вопросам безопасности - нет ни одной субрегиональной организации, которая бы ими занималась. Тем не менее, необходимость взаимодействия в данной сфере и предупреждения угроз безопасности осознается арктическими государствами уже давно, особенно учитывая, как уже было упомянуто, возрастающее внимание к Арктике со стороны внерегиональных держав. Так, на сайте министерства иностранных дел Канады в разделе «Внешняя политика Канады в Арктике» подчёркнута важность сотрудничества арктических государств по реагированию на чрезвычайные ситуации в Арктике.[14] Примечательно, что арктические государства уже принимали меры для построения инклюзивной архитектуры безопасности в Арктике. Проводились встречи начальников генеральных штабов государств-членов Арктического Совета, организовывался Круглый стол по вопросам арктической безопасности на уровне старших офицеров военно-морских сил и береговой охраны. [4] Сотрудничество в данной области минимизировалось после 2014 года, однако российская сторона все более активно выступает за возобновление работы данных форматов. К примеру, в мае 2021 года С.В. Лавров во время своего выступления в Рейкъявике на министерской встрече Арктического совета предложил провести встречу на уровне военных экспертов генеральных штабов восьми стран Арктического совета.[15]

Проанализируем формат сотрудничества России и Канады в сфере транспорта. Важно, что обе стороны разделяют подход к своим главным транспортным артериям - Северному морскому пути (СМП) и Северо-Западному проходу (СЗП) соответственно. Как в Москве, так и в Оттаве заинтересованы в обеспечении безопасности судоходства по трансарктическим маршрутам, и именно поэтому потенциал для плодотворного двустороннего сотрудничества в этой сфере велик [16]. Конкретные направления сотрудничества - выработка правил

навигации в покрытых льдом морях, развитие международно-правового статуса морских путей и строительство инфраструктуры и ледокольного флота [16]. Кроме того, по словам Л.С. Воронкова, стороны намерены расширять свои транспортные связи для построения солидной сети транспортных дорог в Арктике [1]. Примером общей деятельности в строительстве коммуникаций служит проект пути «Арктический мост» (2003 г.), протягивающегося от российского города-порта Мурманска до канадского порта Черчилл. Из-за закрытия порта маршрут был заморожен, однако «Арктический мост» по-прежнему остается крупным и многообещающим российско-канадским проектом. В случае продолжения ускоренного таяния арктических льдов в регионе могут открыться и другие транспортные маршруты, такие как Трансполярный морской путь, проходящий прямо через Северный полюс[16]. Однако необходимо принимать во внимание, что у сотрудничества в области трансарктических маршрутов есть и другая сторона - развитие транспортных путей не является приоритетом Арктической стратегии Канады, вследствие чего наблюдается недостаток инвестиций в развитие транспортных путей и инфраструктуры со стороны Канады. В целом же, Россия и Канада в транспортной сфере могут получить ощутимые плоды от объединения усилий.

При написании работы внимание автора привлекло то, что в 2021 г. состоялся ряд международных мероприятий, в рамках которых представители России и Канады подтвердили свою готовность улучшить двусторонние отношения. Так, в начале сентября 2021 года во Владивостоке состоялся Восточный экономический форум (ВЭФ-2021). Канаду на форуме представляли как официальные представители, так и делегаты от ряда компаний и организаций, интересующихся Дальним Востоком и Арктикой. В рамках форума состоялся круглый стол «Россия-Канада», а также было подписано соглашение между Фондом Росконгресс и Канадской ассоциацией вечной мерзлоты, которое будет способствовать сотрудничеству двух организаций, экспертных и научных сообществ в изучении климатических изменений и их воздействия на окружающую среду Арктики. В рамках того же форума состоялись встречи между Чрезвычайным и Полномочным Послом Канады Э.М. Леклер и руководителями образовательных учреждений, в частности, и.о. ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Алексеем Кошелем. Посол Канады подтвердила стремление Канады расширять научно-образовательные связи с Россией. [17] В декабре 2021 г. состоялась конференция «Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона». Конференция является частью проекта ТЫпкАгс^с и осуществляется Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ в рамках председательство России в Арктическом совете.

В результате проделанной работы автору удалось прийти к следующим выводам. Полное прекращение сотрудничества России и Канады в Арктике не только невыгодно обеим сторонам, но и отрицательно скажется на благополучии региона; именно поэтому даже в условиях сложной политической обстановки Россия и Канада есть все основания полагать, что взаимодействие по арктическим вопросам продолжится. Арктика предоставляет большое количество путей для укрепления российско-канадского сотрудничества: коренные народы Севера,

туризм, экология, безопасность региона, строительство инфраструктуры, транспортные пути и т.д. Прочному партнёрству благоприятствует и то, что Россия и Канада уже имеют опыт успешного взаимодействия по ряду арктических вопросов не только в рамках многосторонних структур, но и в плоскости двусторонних отношений. Таким образом, реализация совместных проектов и достижение общих целей в Арктике действительно может стать точкой отсчёта для общего потепления в отношениях России и Канады.

Список литературы:

1. Воронков Л.С. Геополитические и международные проблемы современной Арктики: монография. М.: МГИМО-Университет, 2021. 498 с.

2. Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике .М. : ИМЭМО РАН, 2016. 140 с.

3. Отв. ред. В.И.Соколов. Коллективная монография Института США и Канады РАН. Ка-нада:современные тенденции развития. К 150-летию государства. М:Весь мир, 2017. 430 с.

4. Отв. ред. В. Н. Гарбузов ; ред.-сост. Т. Р. Кузьмина ; ред. Е. Н. Катасонова Российско-канадские отношения: от экономики до культуры. М: Весь Мир, 2019. 167 с.

5. Основы канадской политики в отношении Арктики и Севера от 2019 г. Сайт правительства Канады. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/15605233305 87 (дата обращения:18.08.2021).

6. The 2008 Illulissat Declaration. https://web.archive.Org/web/20120310172346/http://www. oceanlaw.org/downloads/arctic/Nulissat_Declaration.pdf ((дата обращения: 01.02.2022)

7. Конышев В., Сергунин А. Арктика - 2018. Жив ли дух Илулиссатской декларации? // Российский совет по международным делам. 2018. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/arktika-2018-zhiv-li-dukh-ilulissatskoy-deklaratsii/ (дата обращения: 02.02.2022)

8. Андреа Чаррон. Большие и северные. Могут ли Россия и Канада сотрудничать в Арктике. // Московский центр Карнеги. 2021. URL: https://carnegie.ru/commentary/85070 (дата обращения: 02.02.2022)

9. Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития арктического региона // Росконгресс. 2021. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/852/ Think-Arktic_rus_canada.pdf (дата обращения: 20.01.2022)

10. Концепция международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия) // Глава Республики Саха (Якутия) . 2020. URL: от 4 сентября 2020 г. № 1405 (sakha.gov.ru) (дата обращения: 10.10.2021)

11. Серия встреч с Канадой // Северный Форум. 2021. URL: Серия встреч с Канадой: он-лайн-конференция "Развитие транспортной инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты" - The Northern Forum (Дата обращения: 10.11.2021)

12. Паникар М.М. Опрышко А.И. Российско-канадские отношения в Арктическом регионе в начале XXI века: состояние и перспективы. Канадский ежегодник. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kanadskie-otnosheniya-v-arkticheskom-regione-v-nachale-xxi-veka-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 19.08.2021)

13. Международная научно-практическая конференция «Сотрудничество России и Канады в Арктике на федеральном и региональном уровне: инфраструктура, экономические возможности и благополучие северян» // Санкт-Петербургский государственный университет . 2021. URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/ mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sotrudnichestvo-rossii (дата обращения: 01.02.2022)

14. Внешняя политика Канады в Арктике // Сайт правительства Канады. 2017. URL: https:// www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/ arctic-arctique/arctic_policy-canada-politique_arctique.aspx?lang=eng (дата обращения: 05.11.2021)

15. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на XII министерской сессии Арктического совета, Рейкьявик, 20 мая 2021 года // Министерство иностранных дел РФ. URL: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4738773

16. Киргизов-Барский А.В. Развитие Северного морского пути: перспективы международного сотрудничества. Россия и мир: научный диалог. 2021;1(1):67-77. https://doi. org/!0.53658/RW202!-l-l-67-77

17. Итоги ВЭФ-2021 // Восточный экономический форум. Росконгресс. URL: Итоги ВЭФ -2021 (forumvostok.ru) (дата обращения: 05.11.2021)

References:

1. Voronkov L.S. Geopoliticheskie i mezhdunarodnye problemy sovremennoj Arktiki: monografiya. [Geopolitical and International Problems of the modern Arctic] M.: MGIMO-Universitet, 2021. 498 s.(In Russian)

2. Otv. red. V.I.Sokolov. Kollektivnaya monografiya Instituta SSHA i Kanady RAN. Kanada:sovremennye tendencii razvitiya. K 150-letiyu gosudarstva. M:Ves' mir, 2017. 430 s.

3. Otv. red. V. N. Garbuzov ; red.-sost. T. R. Kuz'mina ; red. E. N. Katasonova Rossijsko-kanadskie otnosheniya: ot ekonomiki do kul'tury. [Russia-Canada relations: from economy to culture. ]M: Ves' Mir, 2019. 167 s. (In Russian)

4. Osnovy kanadskoj politiki v otnoshenii Arktiki i Severa ot 2019 g. [Canada's Arctic and Northern Policy Framework]. Sajt pravitel'stva Kanady.[Government of Canada]. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (accessed:18.08.2021). (In English).

5. Zagorskij A.V. Nestrategicheskie voprosy bezopasnosti i sotrudnichestva v Arktike . [Non-Strategic Security and Cooperation Issues in the Arctic]. M. : IMEMO RAN, 2016. 140 s.(In Russian)

6. The 2008 Illulissat Declaration. https://web.archive.org/web/20120310172346/http://www. oceanlaw.org/downloads/arctic /Ilulissat_Declaration.pdf (accessed: 01.02.2022) (In English)

7. Konyshev V., Sergunin A. Arktika - 2018. ZHiv li duh Ilulissatskoj deklaracii? [Does the spirit of the Illulisat Declaration still exist?] // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. [Russian International Affairs Council]. 2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arktika-2018-zhiv-li-dukh-ilulissatskoy-deklaratsii/ (accessed: 02.02.2022) (In Russian)

8. Andrea CHarron. Bol'shie i severnye. Mogut li Rossiya i Kanada sotrudnichat' v Arktike. [Large and Northern. Can Russia and Canada cooperate in the Arctic].// Moskovskij centr Karnegi. [Carnegie Moscow Center]. 2021. URL: https://carnegie.ru/commentary/85070 (accessed: 02.02.2022) (In Russian)

9. Rossijsko-kanadskoe sotrudnichestvo v sfere ustojchivogo razvitiya arkticheskogo regiona [Russia-Canada cooperation in the sustainable development of the Arctic region].// Roskongress. 2021. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/852/Think-Arktic_ rus_canada.pdf (accessed: 20.01.2022) (In Russian)

10. Koncepciya mezhdunarodnyh, vneshneekonomicheskih i mezhregional'nyh svyaze Respubliki Saha (Yakutiya). [Yakutia's Framework for international, economic and interregional affairs]; // Glava Respubliki Saha (YAkutiya) [Head of the Republic of

Sakha(Yakutia)]. 2020. URL: https://glava.sakha.gov.ru/ot-4-sentyabrya-2020-g-----1405

(sakha.gov.ru) (accessed: 10.10.2021)

11. Series of meetings with Canada // Northern Forum. 2021. URL: https://www.northernforum. org/ru/news/n ews2/949-seriya-vstrech-s-kanadoj-onlajn-konferentsiya-razvitie-transportnoj-infrastruktury-v-usloviyakh-vechnoj-merzloty (accessed: 10.11.2021)

12. Panikar M.M. Opryshko A.I. Rossijsko-kanadskie otnosheniya v Arkticheskom regione v nachale XXI veka: sostoyanie i perspektivy.[Russia-Canada relations in the Arctic at the beginning of the XXI century: current situations and prospects]. Kanadskij ezhegodnik. [Canada's Yearbook]. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kanadskie-otnosheniya-v-arkticheskom-regione-v-nachale-xxi-veka-sostoyanie-i-perspektivy (accessed 19.08.2021)

13. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sotrudnichestvo Rossii i Kanady v Arktike na federal'nom i regional'nom urovne: infrastruktura, ekonomicheskie vozmozhnosti i blagopoluchie severyan» [International scientific conference 'Cooperation between Russia and Canada in the Arctic at the federal and regional levels: infrastructure, economic opportunities and well-being of northern peoples]// Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet [Saint-Petersburg State University]. 2021. URL: https://spbu. ru/openuniversity/documents/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sotrudnichestvo-rossii (accessed: 01.02.2022)

14. Vneshnyaya politika Kanady v Arktike [Canada's Foreign Policy in the Arctic]// Pravitel'stvo

Kanady. [Government of Canada] 2017. URL: https://www.international.gc.ca/world-monde/ internationaLrelations-relations_internationales/arctic-arctique/arctic_policy-canada-politique_arctique.aspx?lang=eng (accessed: 05.11.2021)

15. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S.V.Lavrova na XII ministerskoj sessii Arkticheskogo soveta, Rejk'yavik, 20 maya 2021 goda [e Russian Foreign Minister Sergey Lavrov's statement at the 12th Ministerial meeting of the Arctic Council, Reykjavik, May 20, 2021] // Ministerstvo inostrannyh del RF [Russian Foreign Ministry]. URL: https:// archive.mid.ru/ru/foreig n_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/4738773

16. Kirgizov-Barskij A.V. Razvitie Severnogo morskogo puti: perspektivy mezhdunarodnogo sotrudnichestva. [The development of the Northern Sea Route. Prospects of the international cooperation]. Rossiya i mir: nauchnyj dialog. [Russia and the world: scientific cooperation]. 2021;1(1):67-77. https://doi.org/10.53658/RW2021-1-1-67-77

17. Itogi VEF-2021 [Outcomes of the EEF-2021]// Vostochnyj ekonomicheskij forum. [Eastern Economic Forum]. Roskongress. URL: https://forumvostok.ru/archive/2021/outcomes-of-the-eef-2021/ (accessed: 05.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.