УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
УДК 32
Т.С. Николаева1
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ)
WORKFORCE POLICY IN THE ARCTIC: HISTORY AND CURRENT STATUS
(THE EXAMPLE OF CANADA)
Аннотация. Арктика - активно развивающийся регион. Уменьшение ледяного покрова Северного Ледовитого океана открывает новые возможности для развития экономического потенциала, а также для создания новых путей международного сотрудничества в регионе. На сегодняшний день развитие человеческого капитала на Севере и в Арктике является основным направлением в политиках арктических государств, так как не только способствует экономическому развитию, но и позволяет громче заявить о своих правах на арктическую территорию. Изучение и непосредственный анализ опыта государственной политики Канады на Севере и в Арктике поможет в разработке рекомендаций и перенятию успешного опыта.
Ключевые слова: Арктика, Канада, государственная кадровая политика, человеческий капитал.
Abstract. The shrinking ice cover in the Arctic creates new opportunities for economic and international cooperation. Nowadays, the Arctic states pay great attention to human capital development in the North and in the Arctic. The reason for the increased attention is that human capital development not only contributes economically, but also allows them to talk about their claims to the Arctic territory. Studying and direct analysis of the experience of Canadian public policy in the North and in the Arctic will help to develop recommendations and adopt successful experiences for the Russian government.
Keywords: Arctic, Canada, workforce policy, human capital.
1 Николаева Татьяна Степановна - студентка 1 курса, направление подготовки «Арктическое регионо-ведение», СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: sttianna@gmail.com
Nikolaeva Tatyana Stepanovna - Master's degree (Arctic studies), student at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: sttianna@gmail.com
Значение и сущность понятия «государственная кадровая политика»
Кадровая политика (от англ. labour policy) - это система теоретических знаний, взглядов, установок государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, направленная на установление стратегии, принципов и приоритетов этой политики, на определение кадровой доктрины, эффективных форм и методов кадровой деятельности [1], [7]. Кадровая политика может быть государственной кадровой политикой (федеральная государственная кадровая политика, региональная государственная кадровая политика), корпоративной, частной, а также личной кадровой политикой [7]. Главное требование, предъявляемое ко всем уровням кадровой политики в государстве, звучит следующим образом: они не должны противоречить государственной кадровой политике этого государства.
На глобальном уровне проблема нехватки квалифицированных кадров, а также проблема безработицы среди населения стали активно обсуждаться еще в 1970-1980 гг. наравне с такими проблемами, как развитие общества и науки, ограниченность природных ресурсов и экологической обстановки. В 1987 г. появилась новая, впервые озвученная в докладе комиссии Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (от англ. Our Common Future), концепция устойчивого развития человечества.
Устойчивое развитие (от англ. sustainable development) подразумевает под собой такое развитие, при котором деятельность и удовлетворение потребностей человека не наносит вреда для будущих поколений. В 2015 г. Генеральная ассамблея ООН разработала набор из 17 целей - документ «Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года» (от англ. Sustainable Development Goals (SDGs) или Global Goals) [17]. Цели в области устойчивого развития являются своего рода призывом к действию, исходящим от всех стран, несмотря на их уровень развития. Из 17 целей проблему развития человеческого капитала затрагивают следующие:
- цель 4: обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования, а также поощрение возможности обучения;
- цель 8: содействие поступательному, всеобъемлющему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;
- цель 9: создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;
- цель 10: сокращение неравенства внутри стран и между ними [17].
Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься вместе, то есть параллельно с усилиями по наращиванию экономической мощи и решению вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды. На сегодняшний день «Повестка дня ООН
в области устойчивого развития на период до 2030 года» является ключевым международным обязательством, на основе которого разрабатывают свою политику и арктические государства.
Еще одной, но оттого не менее значимой и также определяющей политику арктических государств является деятельность Арктического совета, а именно деятельность Рабочей группы по устойчивому развитию (от англ. Arctic Council's Sustainable Development Working Group (SDWG). Главным фокусом ее деятельности является непосредственно человек в Арктике.
Концепция устойчивого развития арктического региона присутствовала в повестке Арктического совета с момента его образования в 1996 г. Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике предлагает арктическим государствам меры по укреплению устойчивого развития. Деятельность рабочей группы посвящена тематическим направлениям: экономика, образование, культура, здоровье, инфраструктура, устранение неравенства, наука, бизнес и т. д. [4].
Особенности государственной кадровой политики в Арктике
Арктика является неотъемлемой частью глобальной климатической системы, а также одним из наиболее уязвимых регионов мира. Потепление климата в арктическом регионе происходит в два-три раза быстрее, чем во всем остальном мире [13].
Несмотря на то, что у международного сообщества появляется ряд новых возможностей, оно также сталкивается с проблемами, требующими незамедлительного решения. Среди таких проблем особенно выделяется проблема нехватки кадров в регионе. По этой причине на данный момент арктические государства одной из первостепенных задач ставят развитие человеческого капитала на Севере и в Арктике. Обеспечение арктической зоны квалифицированными рабочими кадрами означает успешное ее освоение, а вместе с тем и закрепление своих прав на использование и расширение территории.
Арктический регион состоит из восьми суверенных государств (России, США, Канады, Норвегии, Дании, Исландии, Финляндии, Швеции), несущих ответственность за благосостояние своих жителей.
На протяжении всей истории человечества Арктика и Северный полюс привлекали внимание путешественников и исследователей со всех концов света. По свидетельству ученых, первые люди начали осваивать эти территории еще 10 тыс. лет назад, именно они в дальнейшем стали коренными жителями Арктического региона [10]. В дальнейшем освоение арктической территории продолжилось в Гренландии и северных районах Канадского арктического архипелага. До XV в. северные народы в основном занимались традиционными видами деятельности, такими как собирательство и охота. Тогда не существовало централизации и иерархии, эти этнические группы жили обособленно друг от друга [6].
С исторической ретроспективы освоение арктического региона в интересующем нас аспекте условно можно поделить на три похода, или три периода.
При первом подходе главная цель центра не улучшить жизнь коренных народов, а как можно выгоднее с экономической стороны эксплуатировать колонизированную территорию.
Примером тому становится период освоения европейцами арктической территории. С XV в. начинается первая волна европейской колонизации Севера и Арктики, происходит экспансия на севере Европы, Россия начинает расширять свои территории за счет северных и восточных регионов. Позднее в XVI в. европейская экспансия начинается и в Северной Америке. Англичане и французы начинают осваивать северные территории в поисках золота, пушнины и других богатств; на этих территориях появляются первые европейские поселения, представляющие собой форты стратегического значения и торговые точки [11].
В 1867 г., после покупки Аляски, правительства США и Канады предпринимают попытку ассимилировать коренное население с помощью создания резерваций [7]. Изначально резервации были временной мерой, предпринимаемой для более мягкого перехода аборигенного населения к цивилизации. В резервациях внедрялась система образования, создавались школы-интернаты. Однако результатом данной политики стало вытеснение коренных народов с привычных мест проживания, утрата ими традиционного образа жизни, а также появление таких социальных проблем, как бедность, безработица, алкоголизм и т. д.
Процесс экспансии на российском севере проходил примерно таким же образом. Первое время коренные народы сохраняли свою автономию, многие уходили как можно дальше от русских поселенцев на север и восток [7].
При втором подходе центр берет на себя обязательства покровителя, материальные блага распределяются справедливо, в пользу местного населения. Так, в первые годы советской власти государство проводило прогрессивную политику, направленную на сохранение языка и культуры коренных малочисленных народов [7]. Однако коллективизация оленеводческих хозяйств подорвала традиционный уклад жизни коренного населения Севера и Арктики.
Еще одним интересным примером такого подхода можно назвать современную политику, проводимую в странах Скандинавии, где оленеводческая деятельность регулируется национальным законодательством. При этом значительная часть решений принимается оленеводческими советами, правлениями, комитетами, ассоциациями кооперативов. Внедрение современных технологий дает возможность содержать большие стада, но также увеличивает затраты на транспорт и оборудование. В Финляндии правительство оказывает помощь оленеводам, выделяя инвестиции, организуя обучение и совершенствование профессиональных навыков [5].
При третьем подходе главным является взаимное доверие, совместная работа и учет интересов всех сторон - правительства и коренных народов, проживающих на Севере и в Арктике. Именно такой подход может рассматриваться как некий идеал, к которому должны стремиться арктические государства.
Как подчеркивается в отчетах Арктического совета, самоуправление является важным элементом благополучия населения.
Еще одним примером такого подхода является национальная политика устойчивого развития Финляндии. Цель правительства обозначена в ней как возвращение на путь устойчивого роста и растущей занятости; при этом огромное внимание в данной политике отведено экологическому аспекту [16].
История развития кадровой политики Канады в Арктике
Канадский сектор Арктики по своей величине (25 %) уступает только российскому (40 %). Почти 40 % территории Канады считается арктической и северной, состоящей из Северо-Западных территорий, Нунавута, Юкона и северных частей нескольких провинций. В Канадской Арктике проживает приблизительно 150 тыс. человек, из которых более половины являются коренными жителями. Несмотря на то, что канадский арктический регион огромен, в нем проживает менее одного процента населения Канады [2].
Изначально европейцы пришли на север в поисках торговых путей, а также в поисках ресурсов, таких как мех и золото. Большинство ранних контактов с коренным населением были непродолжительными. Однако со временем, после первых контактов последовали более длительные. В конечном счете, наступил период глубоко разрушительного европейского господства и колонизации.
Последствия колониализма на Севере и в Арктике Канады затронули коренные народы во многих аспектах, включая культурную ассимиляцию, в том числе через школы-интернаты, принудительное переселение и установление международных границ, разрывающих семейные и культурные связи.
Достаточно долгое время на Севере и в Арктике Канады преобладал вахтовый метод работы. В первую очередь такой подход применялся по причине нехватки кадров на местах. Вахтовый метод работы (от англ. fly-in fly-out) - это такая форма осуществления трудового процесса, которая происходит вне места постоянного проживания работников. Такой вид трудовой деятельности распространен в крупных добывающих регионах, например в Австралии и России.
Современное самоопределение на Севере и в Арктике Канады развивалось последние 50 лет и было оформлено в соглашениях по земельным искам между коренными народами и правительством Канады. Земельные иски направлены на исправление ошибок, которые были допущены канадским правительством в сторону коренных народов, их прав и исконных земель проживания. Многие из этих земельных исков устанавливают новаторские формы совместного управления (вместе - коренными народами и территориальными, провинциальными, федеральными правительствами) над земельными, водными и другими ресурсами.
В начале 1970-х г. впервые был предложен проект по транспортировке природного газа из моря Бофорта через Северо-Западные территории до Альберты. Однако после расследования, проведенного судом, строительство
трубопровода в долине реки Макензи (от англ. Mackenzie Valley Pipeline) приостановилось. Во многом причиной этого стал тот факт, что трубопровод пересекал территории, принадлежавшие коренным народам. Все это время геологоразведочные работы продолжались [15].
В 1985 г. был разработан Canada Oil and Gas Operations Act (COGOA). Данный акт применяется в таких видах деятельности как разведка и бурение, а также добыча, консервация, переработка и транспортировка нефти и природного газа на определенных территориях Канады, включая северные и арктические территории страны. Актом предусматривается то, чтобы та или иная добывающая компания предоставляла справедливые и равные возможности трудоустройства и обучения для коренного населения и других граждан, проживающих на севере [8].
К концу 1990 г. добывающие компании всерьез задумались над возобновлением проекта по строительству трубопровода. После урегулирования первой волны земельных исков начались переговоры между нефтегазовыми компаниями и коренными народами. В октябре 2001 г. такие компании как ConocoPhillips, Shell, ExxonMobil и Imperial Oil подписали Меморандум о взаимопонимании (от англ. Memorandum of Understanding) с Aboriginal Pipeline Group (созданной специально для того, чтобы представлять интересы коренных народов) [14]. Меморандум не только позволяет коренному населению влиять на строительство трубопровода, но и определяет принципы, направленные на расширение возможностей коренного населения в области образования, профессиональной подготовки, трудоустройства и развития бизнеса.
На Севере и в Арктике Канады существует так называемая смешанная экономика: часть населения зависит от традиционных видов деятельности (охота, рыболовство и собирательство), другая часть зависит от заработной платы (работая на государственные или частные структуры), а остальные же зависят от того и другого.
В дополнение к процессу земельных исков и предоставления самоуправления коренным народам в XX - начале XXI вв. произошло и усиление государственного управления на Севере и в Арктике Канады.
Территориальные правительства стали более демократичными и увеличили зону своей ответственности. Полномочия в отношении земель и ресурсов были переданы от федерального правительства Юкону в 2003 г., а Северо-Западным территориям в 2014 г. [9]. Переговоры с Нунавутом по поводу этих полномочий и расширения ответственности продолжаются.
Каждая территория и провинция разработали уникальные способы взаимодействия с коренными народами и с правительствами коренных народов:
- правительство Юкона работает в партнерстве с коренными народами, включая 11 самоуправляющихся;
- правительство Северо-Западных территорий сотрудничает с правительствами коренных народов через свой Межправительственный совет (от англ.
Intergovernmental Council), а также через официальные обязательства перед правительствами коренных народов, изложенные в документе Respect, Récognition, Responsibility: Government of the Northwest Territories' Approach to Engaging with Aboriginal Governments (2012);
- правительство Нунавута работает с региональными ассоциациями инуи-тов в рамках рабочего партнерства для достижения общих целей, включая положения Соглашения о Нунавуте (от англ. Nunavut Agreement);
- основываясь на традициях коренных народов, законодательные органы Северо-Западных территорий и Нунавута принимают решения путем консенсуса;
- правительство Квебека работает с: 1) региональным правительством Ка-тивик (от англ. Kativik Regional Government), созданного на основании Соглашения о заливе Джеймс и Северном Квебеке (от англ. James Bay and Northern Quebec Agreement); 2) корпорацией Макивик (от англ. Makivik Corporation), также учрежденной Соглашением о заливе Джеймс и Северном Квебеке; корпорация представляет инуитов Нунавика в их отношениях с правительствами Квебека и Канады по вопросам, непосредственно касающимся их прав коренных народов [9].
Образование и развитие навыков, включая дошкольное образование, улучшение начального, среднего и послесреднего образования, доступ к высшему образованию, а также необходимость расширения возможностей для местного высшего образования в регионе поднимались на региональных круглых столах и других формах. В письменных материалах и во время круглых столов с заинтересованными сторонами представители отрасли говорили о необходимости в более квалифицированных сотрудниках на местах и о согласовании обучения с возможностями трудоустройства. На данный момент существует серьезная проблема в сфере образования среди коренного населения на Севере и в Арктике Канады:
1. Только 34 % инуитов в Инуит-Нунангате в возрасте от 25 до 64 лет имеют аттестат о среднем образовании, тогда как среди остальных канадцев этой же возрастной группы данный показатель составляет 86 %.
2. В 2016 г. 74 % некоренных жителей Северо-Западных территорий в возрасте от 25 до 64 лет имели аттестат о высшем образовании, диплом или же ученую степень по сравнению с 43 % коренных жителей этой же возрастной группы [9].
Занятость населения и образование неразрывно связаны. Занятость и образование также тесно связаны с уменьшением проблем со здоровьем, уровнем преступности и обеспеченности жильем.
Национальный совет по экономическому развитию аборигенов (от англ. National Aboriginal Economic Development Board) выявил, что коренные народы, работающие на трех территориях, могли бы получить дополнительный годовой доход в размере 1,1 млрд долларов, если бы имели такое же образование и подготовку, как некоренные люди, работающие на этих же территориях [9].
Современная кадровая политика Канады в Арктике
Главной особенностью государственной политики Канады в отношении Севера и Арктики является то, что эта страна первой сформировала концептуальную базу для реализации своих национальных интересов в регионе.
В 1996 г. Канада была единственным государством, что создало соответствующую нормативно-правовую базу, организационную структуру и модель международного сотрудничества в Арктическом бассейне. Ярким примером такой модели стало образование по ее инициативе Арктического совета, правила и особенности функционирования которого были приняты другими арктическими государствами по умолчанию.
В 2009 г. был принят документ, в котором была определена внешняя и внутренняя политика Канады под названием «Северная стратегия Канады: Наш Север, наше наследие, наше будущее» (англ. Canada's Northern Strategy: Our North, Our Future, Our Heritage). Направления стратегии, на которые стоит обратить внимание, заключаются в следующем.
Во-первых, обеспечение социально-экономического развития канадского Севера и Арктики. Речь идет о ежегодных дотациях северным и арктическим территориям в размере 2,5 млрд долларов на развитие системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Главными источниками благосостояния в ближайшей перспективе будут разработка нефтегазовых месторождений недалеко от устья реки Маккензи и добыча алмазов.
Во-вторых, развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных и арктических территорий как части политики по освоению Севера и Арктики. Помимо федеральных дотаций на эти цели направляются доходы от добычи полезных ископаемых путем передачи общинам коренных народов в собственность части прибыльных объектов (газовые трубопроводы и пр.) [3].
В 2019 г. правительство Канады опубликовало программу в отношении Севера и Арктики, которая определяет приоритеты, общие направления деятельности и инвестиций правительства в период до 2030 г. Рамочная программа в отношении Севера и Арктики (от англ. The Arctic and Northern Policy Framework) заменяет Северную стратегию Канады (2009) и Положения о внешней политике Канады (от англ. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy; 2010). Новая программа является серьезной сменой государственной политики канадского правительства.
Долгое время резиденты канадского Севера и Арктики, в особенности коренное население, не имели доступа ко всем тем благам (услуги, возможности, условия жизнедеятельности), которые были доступны резидентам остальной части Канады. Присутствует существенная разница в доступе к транспорту, энергии, коммуникациям, также проблемы с трудоустройством, инфраструктурой, здравоохранением и образованием. Несмотря на то, что в прошлом правительство уже не раз обращало внимание к проблемам Севера и Арктики, так
и не удалось решить проблемы резидентов, а также создать прочную базу для устойчивого экономического развития Севера и Арктики [9].
Совместная работа над разработкой программы стала прекрасной возможностью сотрудничества с северными и арктическими правительствами, а также с организациями коренных народов. Обычных консультаций было недостаточно для решения проблем и использования открывающихся возможностей на Севере и в Арктике. Произошел значительный сдвиг: федеральное правительство, коренные народы, инуиты, индейцы и метисы, 6 территориальных и провинциальных правительств (Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут, Ньюфаундленд и Лабрадор, Квебек и Манитоба) внесли совместный вклад в формирование программы.
На сегодняшний день общее видение будущего для жителей Севера и Арктики сформировано. Федеральное правительство и его партнеры установили четкие приоритеты и направления программы:
- укрепление здоровых семей и общин;
- инвестирование в энергетическую, транспортную и коммуникационную инфраструктуру, в которой нуждаются северные и арктические правительства, экономики и общины;
- создание рабочих мест, способствование инновациям и развитие экономик;
- поддержка науки и исследований, которые имеют значение для сообществ и для принятия решений;
- противостояние последствиям изменения климата и поддержание здоровых экосистем на севере и в Арктике;
- гарантия того, что Канада, ее северные и арктические жители находятся в безопасности, надежно и хорошо защищены;
- восстановление места Канады как международного лидера Арктики;
- способствование примирению и улучшению отношений между коренными и некоренными народами [9].
Территориальные правительства формируют главы, в которых излагаются их приоритеты в отношении новых инвестиций и подходов в таких областях, как экономическое развитие, инфраструктура и высшее образование. Юкон, Северо-Западные территории и Нунавут участвуют в разработке главы, в которой сформулированы их общие проблемы и возможности. Опираясь на Пан-Территориальное видение устойчивого развития от 2017 года (от англ. Pan-Territorial Vision for Sustainable Development), правительства территорий предлагают свое видение того, как Рамочная программа в отношении Севера и Арктики может поддерживать общины на основе ответственного освоения ресурсов, экономической диверсификации, инфраструктуры и инноваций [9].
В отличие от предыдущей политики в отношении Севера и Арктики, данная программа лучше соотносит текущие национальные и международные цели политики Канады с приоритетами коренных народов и некоренным населе-
нием Севера и Арктики. В связи с актуализацией Арктики на международной арене, Канада таким образом стремится продемонстрировать свое лидерство в регионе.
Касательно развития кадрового потенциала региона в новой государственной программе следует обратить внимание на некоторые моменты.
Образование (профессиональные кадры). Инвестиции в поддержку лучшего, более актуального и доступного образования были определены в главе «Инуиты Нунангат и Северо-Западные территории» (от англ. The Inuit Nunangat and Northwest Territories), а также правительством Юкона. В федеральный бюджет на 2019 г. вошли:
1. Финансирование рабочей группы по изучению высшего образования, которая будет давать рекомендации по системе высшего образования на Севере и в Арктике.
2. Поддержка культурно приемлемых и разработанных сообществом курсов для студентов Севера и Арктики из числа коренных и некоренных народов через Центр исследований и обучения Дечинта (от англ. the Dechinta Centre for Research and Learning).
3. Стратегия высшего образования под руководством инуитов [9].
Кроме того, новое научное здание колледжа Yukon College построят с целью дальнейшего преобразования этого учебного заведения в Первый университет Канады на Севере (от англ. Canada's first university in the North) [12].
Для укрепления общин существует отдельное финансирование проектов по производству продуктов питания под руководством самих общин и обучение навыкам местных и коренных способов производства продуктов питания. Недавние федеральные инвестиции и разработка политики, предпринятые в сотрудничестве с коренными народами, должны укрепить продовольственную безопасность в общинах, а также улучшить связи коренных народов с дикой природой (предусмотрено в главе об инуитах Нунангат).
Правительство Канады инвестировало 62,6 млн долларов в течение 5 лет, начиная с 2019 финансового года по 2020 финансовый год, из которых 10,4 млн долларов для поддержки изменений в программе The Nutrition North, включая грант на закупку оборудования, для того, чтобы помочь снизить высокие затраты, связанные с традиционными занятиями (охота и сбор урожая) [16].
В главе «Северо-западные территории» сказано, что рост диверсифицированной и устойчивой экономики чрезвычайно важен для защиты северной экономики от подъемов и спадов. Федеральная инициатива «Занятость населения и туризм» будет поддерживать культурный обмен и расширять возможности торговли, в то время как новая инициатива «Инклюзивная диверсификация и экономическое развитие на Севере» предоставит средства для более широкого круга объектов инфраструктуры, таких как дороги и туристические центры [9].
Международные интересы Канады финансируются первым постоянным секретариатом Арктического совета в Канаде (конкретнее - Рабочей группой по устойчивому развитию), тем самым позволяя северянам участвовать непосредственно в деятельности самого Арктического совета и его исследовательской деятельности в Арктике. Помимо этого предоставляются возможности обучения за рубежом для молодежи, проживающей на Севере и в Арктике Канады.
Таким образом, современная государственная кадровая политика Канады заменила Северную стратегию Канады (2009) и Положения о внешней политике Канады (2010).
На сегодняшний день проблема освоения Арктического региона является актуальной. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются арктические государства, является проблема развития человеческого потенциала.
Ключевым международным обязательством в области образования, социальной защиты и трудоустройства является «Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года». Для арктических же государств огромную роль в построении политики играет деятельность Арктического совета и разрабатываемые его рабочими группами рекомендации.
Основными проблемами, с которыми сталкивается канадское правительство на Севере и в Арктике, являются безработица среди населения, низкий уровень образованности среди коренного населения, а также нехватка квалифицированных кадров.
Актуальная государственная кадровая политика Канады на Севере и в Арктике изложена в Рамочной программе в отношении Севера и Арктики. Данная программа начала свое действие только в 2019 г.
Политика канадского правительства подстраивается под международную повестку, обозначенную ООН и Арктическим советом.
Рамочная программа в отношении Севера и Арктики имеет в запасе около 10 лет для реализации своих целей и задач. За это время правительство Канады и его партнеры планируют устранить социально-экономический разрыв, существующий между этим регионом, особенно в отношении его коренных народов и остальной частью страны.
Литература
1. Воронцов, Д. Ф. Государственная политика : понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики / Д. Ф. Воронцов. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - № 3. - C. 12-21.
2. Канада. - URL : https://arctic-council.org/ru/about/states/canada (дата обращения : 22.04.2021). - Текст : электронный.
3. Конышев, В. Стратегия Канады в освоении Арктики / В. Конышев, А. Сергунин. -
Текст : электронный. - URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ strategiya-kanady-v-osvoenii-ar (дата обращения: 22.04.2021).
4. Рабочая группа по устойчивому развитию. - URL : https://arctic-council.org/www/ www/ru/about/working-groups/sdwg (дата обращения: 22.04.2021). - Текст : электронный.
5. Сафронов, В. М. Международный семинар «Устойчивое оленеводство» / В. М. Сафронов. - Текст : непосредственный // Наука и техника в Якутии. - 2005. - № 1 (8). - С. 30-33.
6. Серикова, У. С. История освоения Арктики / У. С. Серикова. - Текст : непосредственный // История и педагогика естествознания. - 2016. - № 4. - С. 35-39.
7. Черепанов, В. В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы : Учебное пособие. Москва : Финакадемия, 2009. -144 с. - Текст : непосредственный.
8. Canada Oil and Gas Operations Act. R.S., 1985, pp. O-7. - P. 11992, p. 35, p. 2. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. - URL : https://www.rcaanc-cirnac. gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (дата обращения : 03.02.2021). - Tekst : elektronnyj.
10. Gadacz René R. First Nations. The Canadian Encyclopedia. - 2019. - URL : https:// thecanadianencyclopedia.ca/en/article/first-nations (дата обращения : 22.04.2021).
- Tekst : elektronnyj.
11. Hunter Douglas, John Cabot. The Canadian Encyclopedia. - 2017. - URL : https:// www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/john-cabot (дата обращения : 22.04.2021).
- Tekst : elektronnyj.
12. Interim report on the Shared Arctic Leadership Model. - URL : https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1481656672979/1537886690726 (дата обращения : 22.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
13. Masson-Delmotte, V., P. Zhai, H.-O. Portner, D. Roberts, J. Skea, P.R. Shukla, A. Pirani, W. Moufouma-Okia, C. Péan, R. Pidcock, S. Connors, J.B.R. Matthews, Y. Chen, X. Zhou, M.I. Gomis, E. Lonnoy, T. Maycock, M. Tignor, and T. Waterfield (eds.). Summary for Policymakers. IPCC. - 2018. - Tekst : elektronnyj.
14. Mackenzie Gathering System Canada Benefits Plan. Imperial Oil Resources Ventures Limited. - 2010. - Tekst : elektronnyj.
15. Petroleum Exploration in Northern Canada : A Guide to Oil and Gas Exploration and Potential. Northern Oil and Gas Directorate; Indian and Northern Affairs Canada. - 1995. -Tekst : elektronnyj.
16. Report on the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. Prime Minister's Office. Helsinki. - 2020. - Tekst : elektronnyj.
17. Transforming our world : the 2030 Agenda for Sustainable Development. UN General Assembly. - 2015. - Tekst : elektronnyj.
References
1. Voroncov, D. F. Gosudarstvennaya politika : ponyatie, vidy, sootvetstvie pravu i spravedlivosti kak element resheniya problem sovremennoj ekonomiki / D. F. Voroncov. -Tekst : neposredstvennyj // Aktualnye problemy rossijskogo prava. - 2011. - № 3. - C. 12-21.
2. Kanada. - URL : https://arctic-council.org/ru/about/states/canada (data obrashcheniya : 22.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
3. Konyshev, V. Strategiya Kanady v osvoenii Arktiki / V. Konyshev, A. Sergunin. - Tekst : elektronnyj. - URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-kanady-v-osvoenii-ar (data obrashcheniya : 22.04.2021).
4. Rabochaya gruppa po ustojchivomu razvitiyu. - URL : https://arctic-council.org/www/ www/ru/about/working-groups/sdwg (data obrashcheniya : 22.04.2021). - Tekst : elektronnyj.
5. Safronov, V. M. Mezhdunarodnyj seminar «Ustojchivoe olenevodstvo» / V. M. Safronov.
- Tekst : neposredstvennyj // Nauka i tekhnika v Yakutii. - 2005. - № 1 (8). - S. 30-33.
6. Serikova, U. S. Istoriya osvoeniya Arktiki / U. S. Serikova. - Tekst : neposredstvennyj // Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. - 2016. - № 4. - S. 35-39.
7. Cherepanov, V. V. Gosudarstvennaya kadrovaya politika i kadrovaya deyatelnost v sisteme grazhdanskoj sluzhby : Uchebnoe posobie. Moskva : Finakademiya, 2009. -144 s. - Tekst : neposredstvennyj.
8. Canada Oil and Gas Operations Act. R.S., 1985, pp. O-7. - P. 11992, p. 35, p. 2. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Canada's Arctic and Northern Policy Framework. - URL : https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/ eng/1560523306861/1560523330587 (data obrashcheniya : 03.02.2021). - Tekst : elektronnyj.
10. Gadacz René R. First Nations. The Canadian Encyclopedia. - 2019. - URL : https:// thecanadianencyclopedia.ca/en/article/first-nations (data obrashcheniya : 22.04.2021). -Tekst : elektronnyj.
11. Hunter Douglas, John Cabot. The Canadian Encyclopedia. - 2017. - URL : https:// www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/john-cabot (data obrashcheniya : 22.04.2021).
- Tekst : elektronnyj.
12. Interim report on the Shared Arctic Leadership Model. - URL : https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1481656672979/1537886690726 (data obrashcheniya : 22.04.2021). -Tekst : elektronnyj.
13. Masson-Delmotte, V., P. Zhai, H.-O. Portner, D. Roberts, J. Skea, P.R. Shukla, A. Pirani, W. Moufouma-Okia, C. Péan, R. Pidcock, S. Connors, J.B.R. Matthews, Y. Chen, X. Zhou, M.I. Gomis, E. Lonnoy, T. Maycock, M. Tignor, and T. Waterfield (eds.). Summary for Policymakers. IPCC. - 2018. - Tekst : elektronnyj.
14. Mackenzie Gathering System Canada Benefits Plan. Imperial Oil Resources Ventures Limited. - 2010. - Tekst : elektronnyj.
15. Petroleum Exploration in Northern Canada: A Guide to Oil and Gas Exploration and Potential. Northern Oil and Gas Directorate; Indian and Northern Affairs Canada. - 1995. -Tekst : elektronnyj.
16. Report on the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. Prime Minister's Office. Helsinki. - 2020. - Tekst : elektronnyj.
17. Transforming our world : the 2030 Agenda for Sustainable Development. UN General Assembly. - 2015. - Tekst : elektronnyj.