Научная статья на тему 'Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание?'

Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2975
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАНАДЫ / РОССИЙСКО-КАНАДСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ / CANADA'S ARCTIC STRATEGY / CANADIAN AND RUSSIAN RELATIONS COOPERATION AND RIVALRY IN THE FAR NORTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Анатольевич

Анализируется арктическая политика Канады на современном этапе. Изучаются российско-канадские отношения в этом регионе. Определяются как наиболее «проблемные», так и благоприятные сферы для сотрудничества двух государств на Крайнем Севере. Делается вывод, что среди «официальных» арктических держав именно Канада является наиболее вероятным партнером России в вопросах регионального сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of Canada in the Arctic and Russia: is it possible to find mutual understanding?

Canada's Arctic policy on the modern stage is analyzed in the article. It is also studied Canadian and Russian relations in this region. They are identified, like the most ‛problematic', and also the favourable spheres for cooperating of 2 states in the Far North. It is concluded that among ‛official' arctic powers, Canada is the most likely partner for Russia in the regional cooperating

Текст научной работы на тему «Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание?»

Геополитика

УДК 327.8(71+470)(98)

Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание?1

© Конышев Валерий Николаевич, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ. Автор более 120 научных публикаций, в том числе 5 монографий, 4 учебников и учебных пособий. E-mail: konyshev06@mail.ru.

© Сергунин Александр Анатольевич, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ. Автор более 400 научных публикаций, в том числе 18 монографий, 10 учебников и учебных пособий. E-mail: sergunin60@mail.ru.

Анализируется арктическая политика Канады на современном этапе. Изучаются российско-канадские отношения в этом регионе. Определяются как наиболее «проблемные», так и благоприятные сферы для сотрудничества двух государств на Крайнем Севере. Делается вывод, что среди «официальных» арктических держав именно Канада является наиболее вероятным партнером России в вопросах регионального сотрудничества.

Ключевые слова: арктическая стратегия Канады, российско-канадское соперничество и сотрудничество на Крайнем Севере.

The strategy of Canada in the Arctic and Russia: is it possible to find mutual understanding?

© Konyshev Valery Nikolaevich, Doctor of Political Sciences, Professor of the department of the theories and history of the international relations of the faculty of International relations of SPSU. The Author of more than 120 scientific publications, including 5 books, 4 textbooks and manuals. E-mail: konyshev06@mail.ru.

© Sergunin Alexander Anatolievich, Doctor of Political Sciences, Professor of the department of the theories and history of the international relations of the faculty of International relations of

nv

1 Статья написана в рамках научного проекта, финансировавшегося СПбГУ в 2011-2012 годах (грант № 17.23.482.2011).

SPSU. The author of more than 400 scientific publications, including 18 books, 10 textbooks and mannuals. E-mail: sergunin60@mail.ru.

Abstract

Canada's Arctic policy on the modern stage is analyzed in the article. It is also studied Canadian and Russian relations in this region. They are identified, like the most ' problematic', and also the favourable spheres for cooperating of 2 states in the Far North. It is concluded that among ' official' arctic powers, Canada is the most likely partner for Russia in the regional cooperating. Keywords: Canada's Arctic strategy, Canadian and Russian relations cooperation and rivalry in the Far North.

Канада, наряду с другими «официальными» (прибрежными) арктическими государствами (Россия, США, Норвегия и Дания), является ключевым «игроком» в вопросах региональной политики. И хотя по своим материальным и людским ресурсам она не может сравниться с такими полярными «тяжеловесами», как США и Россия, Канада все же проявляет значительную активность в Арктике, так как обладает жизненно важными для нее интересами в этом регионе. Об этом свидетельствует как растущее внимание Оттавы к развитию своего Крайнего Севера, так интенсификация ее дипломатических усилий в Арктике. Учитывая растущий авторитет Канады в вопросах арктической политики, а также особенности ее позиций по ряду спорных вопросов в этом регионе, Россия заинтересована в том, чтобы «страна кленового листа» стала ее настоящим партнером в этой сфере мировой политики. В данной статье предпринимается попытка как анализа современной арктической стратегии Канады, так и определения возможных сфер сотрудничества между Москвой и Оттавой в этом районе мира.

Чем важна Арктика для Канады?

До относительно недавних пор (до середины 1990-х годов) Канада не проявляла заметного интереса к Арктике. Оттава практически не уделяла внимания развитию своих территорий на Крайнем Севере. Безопасность на арктическом направлении во многом обеспечивалась через механизмы военно-политического сотрудничества с США, которые в годы «холодной войны» рассматривали Арктику как зону военно-стратегического противостояния с СССР и потому были заинтересованы в «прикрытии» заполярной части Северной Америки (включая канадскую территорию) от гипотетической атаки со стороны Москвы через Северный полюс. Именно цели защиты территорий США и Канады от «советской военной угрозы» преследовала система НОРАД (Командование воздушно-космической обороны Северной Америки), функционирующая, между прочим, до сих пор [10]. Однако с окончанием «холод-

ной войны» мотивация Канады в вопросах арктической политики существенно меняется, и на передний план выходят не столько геополитические, сколько экономические, экологические и гуманитарные соображения.

Прежде всего, и в политическом истеблишменте, и в массовом сознании Канады возросло осознание того факта, что она является «северной страной». На канадский Север приходится 40 % сухопутной территории страны, хотя эта территория мало заселена (там проживает только 107 тыс. человек) и плохо освоена в хозяйственном отношении2. Следует отметить, что для канадцев понятие «Север» шире понятия «Арктика» и географически включает в себя и некоторые земли южнее Полярного круга: северо-западные территории, территории Нунавут и Юкон, а также острова и водные пространства до Северного полюса включительно. Учитывая отставание этого региона в социально-экономическом развитии от остальной части страны, Оттава стремится выстроить политический курс, основный смысл которого состоит в комплексном освоении канадского Севера. При этом «дальний прицел» указанного курса - это не только «подтягивание» данной территории по уровню своего развития до общеканадских стандартов, но и создание там стратегической ресурсной базы на будущее, а также укрепление своих геополитических и геоэкономических позиций в Арктике в целом (в условиях растущей международной конкуренции в этом районе планеты). Отметим «в скобках», что схожие задачи ставят перед собой и другие члены арктической «пятерки» [4; 9; 11; 18; 23].

Что касается экономических мотивов, движущих Канадой в сфере арктической политики, то основной интерес для Оттавы представляет перспектива разработки нефтегазовых месторождений на Крайнем Севере. По некоторым оценкам, в Арктике находятся 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м. газа, 44 млрд баррелей газового конденсата, что составляет около 25 % неразведанных запасов углеводородов в мире [38, с. 1]. Наряду с традиционными месторождениями нефти и газа в прибрежной зоне канадской Арктики находятся огромные запасы гидрата метана, которых, если будет налажена его промышленная добыча, хватит, чтобы обеспечить страну на несколько сотен лет [8].

Однако до настоящего времени около трети разведанных запасов нефти и газа Канады остаются неиспользованными. Пока еще не разработаны достаточно безопасные технологии, и Канада не ведет бурения на своем арктическом шельфе. Не проработан и механизм

2 Hannaford J. Canada's Arctic Foreign Policy. 2011. 24 January. P. 4. URL: http://www.circumpolar.gc.ca (дата обращения: 12.08.2012).

страхового обеспечения на случай крупной аварии и возникновения угрозы окружающей среде.

Помимо нефтегазовых ресурсов на канадском Севере расположены значительные запасы ценных минералов: залежи алмазов, меди, цинка, ртути, золота, редкоземельных металлов, урана. Так, благодаря арктическим ресурсам Канада является третьим по значимости в мире производителем алмазов3. В Арктической зоне России (далее - АЗР) канадские компании привлекают огромные запасы редких и редкоземельных металлов, минералов, руд и другого сырья, имеющего стратегическое значение - апатитового концентрата, никеля, кобальта, меди, вольфрама, титана, хрома, марганца, платиноидов, олова, ртути, золота, серебра, алмазов и пр. Важной особенностью, например, никелевых месторождений в АЗР является комплексный состав руд, из которых попутно извлекается большое количество меди, металлов платиновой группы, а также золото, серебро, селен и теллур, что резко повышает ценность руды, несмотря на высокую себестоимость добычи и производства в условиях Крайнего Севера [2, с. 128].

Арктика привлекает Канаду и своими - в значительной степени нетронутыми - биоресурсами. Арктические моря служат ареалом существования множества уникальных видов рыб и животных, среди которых белый медведь, песец, нарвал, касатка, морж, белуха. Более 150 видов рыб населяют арктические и субарктические воды, в том числе важнейшие для рыбного промысла треска, сельдь, пикша, камбала [16].

Оттава также учитывает тот факт, что Арктика - это интенсивно формирующийся международный транспортный коридор (точнее - коридоры), имеющий большие перспективы на будущее. Что касается морских путей, то таяние полярных льдов увеличивает время навигации по так называемому Северо-Западному проходу (СЗП), на контроль за которым претендует Канада. В случае освобождения ото льда этот пролив будет сопоставим по экономической привлекательности с Северным морским путем (СМП) вокруг арктического побережья России. Дело в том, что он значительно сокращает путь из Восточной Азии в Европу и на Восточное побережье США и Канады (по сравнению с маршрутами через Панамский и Суэцкий каналы), и при этом не требуется транзитных платежей для прохода по нему. Так, путь из Лондона до Йокогамы через СЗП составляет всего 14 062 км, в то время как путь через Панамский канал - 23 300 км, а через Суэцкий канал - 21 200 км [19].

3 Statement on Canada's Arctic foreign policy. Exercising Sovereignty and Promoting Northern Strategy Abroad. Ottawa: Government of Canada, 2010. P. 12. URL: http://www.international.gc.ca/polar-polaire/assets/pdfs/CAFP_booklet-PECA_livret-eng.pdf (дата обращения: 15.08.2012).

Что касается воздушных путей, то кроссполярные маршруты - наиболее динамично развивающееся авиатранспортное направление в мире. Интенсивность авиаперевозок из Северной Америки в Европу и Азию (и обратно) через Северный полюс с каждым годом растет, причем примерно в четыре раза быстрее, чем в среднем на рынке авиаперевозок. По некоторым экспертным оценкам северное направление с транзитом через сибирские аэропорты в перспективе могут стать основным на рынке азиатско-североамериканских авиаперевозок [17].

Канада, как и многие другие государства мира, озабочена глобальными изменениями климата, непосредственно влияющими на экологию, хозяйственную деятельность и здоровье людей. И в этом смысле наблюдение за ситуацией в Арктике, которую образно называют «кузницей погоды» на Земле, является первостепенной задачей для научного сообщества этой страны. Для этих целей в Канаде созданы центры полярных исследований, занимающихся мониторингом состояния окружающей среды в Арктике.

Повышенный интерес Канады к Арктике в последнее десятилетие был обусловлен также активизацией других арктических и неарктических держав (Китай, Япония, Индия, Южная Корея и др.) и международных организаций (НАТО, Евросоюз) в регионе. К концу первого десятилетия XXI века почти все арктические державы приняли доктринальные документы, в которых обозначили свои территориальные претензии в регионе (в том числе задевающие интересы Канады). Особый резонанс в Канаде вызвала российская экспедиция с участием А. Чилингарова летом 2007 года, в ходе которой на дне океана в точке Северного полюса был установлен флаг России. Крайне негативную реакцию Оттавы вызвало также известие о перехвате российского стратегического бомбардировщика вблизи канадского воздушного пространства в феврале 2009 года. Все это способствовало росту алармистских настроений в «стране кленового листа» [6; 30]. Напористая политика азиатских «тигров» и «драконов», которые не скрывали своих намерений поучаствовать в дележе арктического «пирога», также заставили Канаду поторопиться с определением своих приоритетов на Крайнем Севере.

Все эти факторы - наличие значительных экономических интересов в регионе, обширных заполярных территорий, обостряющаяся международная конкуренция из-за Арктики и прочее - обусловили активную политику Оттавы на Крайнем Севере, включая претензии на раздел его территориальных пространств. Отметим, что канадский сектор Арктики по своей величине (25 %) уступает только российскому (40 %). Как уже отмечалось, Канада входит в «пятерку» так называемых «официальных» арктических государств, которые, согласно со-

временному международному праву, имеют преимущественные юридические основания для экономического освоения прилегающего арктического шельфа.

Как и Россия, Канада придерживается секторального принципа деления арктических пространств, который нацелен на контроль за арктическими пространствами вплоть до Северного полюса (то есть разграничительная линия условно проводится от Северного полюса по меридиану до крайних восточной и западной точек континентального арктического побережья Канады).

Интересно отметить, что Канада чуть ли не первой среди арктических держав заявила о своих суверенных правах на все примыкающие к ее границам водные пространства и острова вплоть до Северного полюса. В 1903 году, когда Канада была еще доминионом Британской империи, министерство обороны этой страны выпустило карту с нанесенными линиями сектора между меридианами 60о и 141о западной долготы и сходящимися в Северном полюсе. В 1907 году сенатор П. Пуарье, выступая в канадском парламенте, заявил, что все острова и земли, расположенные между указанными меридианами, находятся под суверенитетом Канады. В 1925 году было принято дополнение к королевскому указу 1880 года о северозападных территориях, в соответствии с которым Канаде передавались все британские владения в Северной Америке. По этому закону всем иностранным государствам было запрещено заниматься какой-либо деятельностью на арктическом пространстве Канады без разрешения ее правительства. Законами, изданными в 1926 и 1938 годах, был подтвержден суверенитет Канады над островами и землями, расположенными в секторе между меридианами 60о и 141о западной долготы [1, с. 28]. В 2006 году, на волне интереса к Арктике, связанной с потеплением климата, канадское правительство вновь подтвердило свой суверенитет над Арктикой и заявило о необходимости усиления вооруженных сил для осуществления эффективного контроля над этим регионом [27].

Северная стратегия Канады

Канада последней из стран полярной «пятерки» приняла официальную арктическую доктрину. Разработка доктринальных основ политики Оттавы в Арктике относится к началу 2000-х годов. В 2002 году был принят документ под названием «Северное измерение внешней политики Канады», предусматривавший ряд действий правительства по обеспечению международного сотрудничества в Арктике [22, с. 8]. В 2008 году была обнародована оборонительная стратегия «Канада - прежде всего», в которой значительное внимание уделяется

арктическим вопросам4. Впервые в системном виде арктическая доктрина Оттавы была изложена в официальном документе «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (далее - Стратегия или Северная стратегия), опубликованном в 2009 году5. Основные направления этой Стратегии включают следующее:

• Защита суверенитета Канады в арктическом секторе. Осуществление суверенных прав Канады в Арктике имеет два измерения - внутреннее и внешнее. Что касается внутреннего аспекта этого суверенитета, то речь идет, прежде всего, о создании надлежащей законодательной, социально-экономической, научно-исследовательской и институциональной базы для управления северными территориями Канады. При этом Оттава активно модифицирует свое национальное законодательство с тем, чтобы ужесточить экологические требования, применяемые к иностранным судам, пересекающим не только территориальные воды Канады, но и ее исключительную экономическую зону. Эти корабли также обязаны уведомлять службу береговой охраны Канады, что многие иностранные державы (прежде всего США) считают нарушением принципа свободы мореплавания.

Внешнее измерение канадского суверенитета в Арктике включает в себя три основных аспекта: урегулирование территориальных споров с соседями; расширение исключительной экономической зоны за счет «приращения» континентального шельфа в Арктике; развитие механизма многостороннего сотрудничества в регионе, включая совершенствование системы безопасности перед лицом природных и антропогенных вызовов6. В Стратегии подчеркивается, что, наряду с экономическими, политическими и правовыми механизмами, для защиты своего суверенитета в Арктике Канада может использовать и военные инструменты. Так, планируется наращивание военного присутствия для усиления контроля над сухопутными территориями, морским и воздушным пространствами Арктики.

• Обеспечение социально-экономического развития канадского севера. Речь идет о масштабных программах развития добывающих производств и соответствующей инфраструктуры в этом районе (при сохранении и развитии хозяйственного уклада коренных народностей). Главными источниками благосостояния региона в ближайшей перспективе будут разработка нефтегазовых месторождений недалеко от устья реки Маккензи и добыча алмазов. Вдобавок к этому предусмотрены ежегодные федеральные

4 National Defence. Canada First Defence Strategy. 2008. URL: http://www.forces.gc.ca/site/pri/first-

premier/June18_0910_CFDS_english_low-res.pdf (дата обращения: 01.08.2012).

5 Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp (дата обращения: 01.08.2012).

6 Statement on Canada's Arctic foreign policy. P. 8-11.

дотации северным территориям в размере 2,5 млрд канадских долларов на развитие системы здравоохранения, образования и социального обслуживания. Было также создано специальное федеральное агентство по развитию северных территорий, главной задачей которого стало привлечение инвестиций в экономику этого региона.

• Защита окружающей среды и адаптация к изменениям климата. В Стратегии подчеркивается, что экономическое планирование будет учитывать сбережение экосистем, создание национальных парков, переход на источники энергии, которые не сопровождаются выбросами углерода в атмосферу, участие в создании международных стандартов, регулирующих хозяйственную деятельность в Арктике. Федеральное правительство выделило 3,5 млрд канадских долларов сроком на 15 лет на ликвидацию зон экологического бедствия, большая часть которых находится на северных территориях7. В Стратегии также была поставлена задача сохранения за Канадой позиций лидирующей державы в сфере научных исследований Арктики.

• Развитие самоуправления, хозяйственной и политической активности северных территорий как части политики по освоению севера. Помимо федеральных дотаций на эти цели направляются доходы от добычи полезных ископаемых путем передачи общинам коренных народностей в собственность части прибыльных объектов, таких как газовые трубопроводы и пр. Намечена программа деволюции (децентрализации) системы управления северными территориями и передачи последним больших полномочий.

Очевидно, что большинство приоритетов политики Оттавы в арктическом регионе лежит в сфере обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития канадского Севера. Ее арктическая стратегия имеет скорее внутреннюю, чем внешнюю направленность (что, кстати, роднит ее с российской политикой на Крайнем Севере).

Военно-политический аспект является важным, но не определяющим в Северной стратегии Оттавы. Для Канады прямые военные угрозы в арктическом регионе отсутствуют. Главный мотив обеспечения и даже определенного наращивания военного присутствия Канады в регионе состоит в том, что сегодня она не имеет ни ресурсов для реального контроля за огромными пространствами Крайнего Севера, ни опыта военных операций в Арктике. Канада исторически не проявляла заметной военной активности в Арктике, в годы «холодной войны» во многом полагаясь на США, и поэтому не имеет здесь оборудованных глубоководных портов, развитых систем коммуникаций и связи, ледоколов и значительных вооружен-

7 Ibid. P. 22.

ных формирований. Задачи военного характера, поставленные в Северной стратегии Канады, весьма ограниченны по своим масштабам и направлены, в основном, на ликвидацию очевидных «брешей» в системе национальной безопасности на арктическом направлении и защиту экономических интересов страны в данном регионе. В этом плане действия Оттавы созвучны тому, что предпринимают другие арктические державы [14].

Что толкает Канаду и Россию к конфликту в Арктике?

Мировое экспертно-аналитическое сообщество обычно предпочитает акцентировать внимание на «проблемных» областях российско-канадских отношений в Арктике, которые включают в себя следующее:

• Территориальные споры. Как и Россия с Данией, Канада претендует на расширение своего шельфа за счет подводного хребта Ломоносова. Аналогично конкурентам, Оттава намерена подать заявку в Комиссию ООН по шельфу (ориентировочно - в 2013 году). Именно с целью доказать, что хребет Ломоносова является продолжением североамериканской континентальной платформы, с 2007 года проводятся совместные американоканадские исследования по изучению шельфа в районе к северу от Аляски до хребта Альфа-Менделеева и на восток до Канадского арктического архипелага [25]. Россия готовит аналогичную заявку (и уже подавала ее в 2001 году, правда, безуспешно), так что в этом вопросе Россия и Канада выступают соперниками.

Конфликт из-за хребта Ломоносова - не единственный территориальный спор Оттавы со своими арктическими соседями. Канада также оспаривает у Дании принадлежность небольшого (площадью всего 1,3 кв. км) необитаемого острова Ханс (этот конфликт уже близок к урегулированию) и разграничительную линию в море Линкольна. У США Канада оспаривает морскую границу в море Бофорта, а именно морское пространство площадью 6 250 морских миль, предположительно богатый нефтью и газом. Оттава и Вашингтон также расходятся во взглядах на статус СЗП. Канада настаивает на своих суверенных правах на этот проход, а США считают его международными водами. Однако эти споры не считаются настолько серьезными, чтобы препятствовать сотрудничеству с этими государствами, включая военнополитическую сферу [31].

• Усиление военной активности Канады в Арктике. Как уже отмечалось, в последние годы Оттава, стремясь ликвидировать свое отставание в сфере обеспечения военной безопасности в Арктике и стремясь подкрепить свои экономические интересы «силовыми аргументами», усиливает свое военное присутствие в регионе. В частности, намечено строительство военно-тренировочного центра на берегу СЗП в местечке

Ресолют-Бэй (595 км от Северного полюса) и объектов морской инфраструктуры. Для усиления возможностей службы береговой охраны запланировано строительство глубоководного причала (г. Нанисивик), нового ледокола Diefenbaker и 6-8 патрульных кораблей, способных действовать в ледовой обстановке8. Для мониторинга арктических пространств будет использоваться новейший канадский космический спутник типа RADARSAT-II, а также возможности совместной канадско-американской системы НОРАД, разведывательной станции перехвата сигналов в местечке Элерт (о. Элсмир, Канадский арктический архипелаг). Намечены программы по модернизации и увеличению подразделений канадских рейнджеров к концу 2012 года до 5 тыс. человек. Они набираются в основном из местного коренного населения и должны вести наблюдение и проводить поисково-спасательные операции в арктических условиях [14].

В 2010 году правительство Канады объявило о закупке у США 65 новейших истребителей F-35 Lightning II на общую сумму 16 млрд долларов, включающую обслуживание самолетов в течение 20 лет. Не совсем понятно, правда, против кого их намерены использовать в Арктике: F-35 предназначены для выполнения тактических задач по поддержке наземных операций, бомбометанию и ведению ближнего воздушного боя, однако высадку войск на территории канадского Севера никто из арктических «игроков» не планирует и пара устаревших российских бомбардировщиков, выполняющих в основном тренировочные полеты до воздушной границы Канады, не представляет собой сколько-нибудь серьезной угрозы. По мнению экспертов Канадского института по вопросам обороны и внешней политики, эти закупки скорее гарантия безопасности на будущее, чем ответ на сегодняшние вызовы [33]. Согласно другим оценкам, для Канады актуальны другие задачи: развитие патрульной авиации для наблюдения за побережьем и наращивание морской мощи [37]. Эти и другие инициативы привели к удвоению общих военных расходов Канады по сравнению концом 1990-х годов [28, с. 127].

С 2008 года Канада начала проводить в Арктике регулярные военные учения. Их заявленная цель - защита суверенитета Канады на Крайнем Севере. В апреле 2010 года, впервые в истории канадских военных учений, были проведены приземление и взлет с ледового покрытия самолетов типа Falcon СС-117. Тогда же были проведены учения водолазов с подледным погружением на длительное время.

С августа 2010 года на ежегодной основе проводятся арктические учения «Нанук» с участием военно-морских сил США и Дании [7; 32] (как отмечают эксперты, такой активности

8 Statement on Canada's Arctic foreign policy. P. 7.

по отработке совместных действий не было даже в годы «холодной войны»). В этих учениях были задействованы лучшие корабли с каждой стороны: ракетный эсминец «Портер» (США), несущий новейший зенитно-ракетный комплекс семейства «Стандартная ракета-3»; один из немногих в мире фрегатов «Вэдэрэн» (Дания), приспособленный к действиям в арктических льдах; фрегат «Галифакс» (Канада), единственный из иностранных кораблей в составе американской авианосной группы [34]. Приглашать на подобные учения Россию Канада не планирует. Канада, США и Дания в Арктике совместно не только проводят учения, но и выполняют патрульные функции, а также отрабатывают операции по спасению на водах.

Впрочем, российские и зарубежные эксперты призывают не переоценивать значимость этих канадских военных приготовлений, так как, по их мнению, это скорее демонстрация своей готовности защищать свои экономические интересы и отвечать на «нетрадиционные» (невоенные) вызовы в регионе, чем подготовка к широкомасштабному военному конфликту [5; 35]. Для последнего у Канады нет ни желания, ни материально-технических возможностей. В сфере стратегической обороны Оттава по-прежнему намеревается полагаться на США. Этот сценарий представляется ей наиболее выгодным в финансовом и функциональном отношениях. Последние доктринальные документы США в сфере национальной безопасности9 подтверждают намерение Вашингтона взять на себя «ответственность» за оборону всего «западного сектора» Арктики (очевидно от России?) [13; 15].

• Влияние внутриполитической конъюнктуры на арктическую политику Оттавы. К сожалению, арктический курс Канады часто становится заложником политических (особенно предвыборных) баталий внутри этой страны. Политики, принадлежащие к разным лагерям, учитывают тот факт, что большинство канадцев считает: подтверждение суверенных прав на Арктику - приоритет номер один во внешней политике страны. По данным одного из опросов общественного мнения, 52 % канадских «северян» (жители трех северных территорий) и 60 % «южан» (жители 10 южных провинций) считают, что военное присутствие Канады в Арктике должно быть усилено; 50 % канадцев считают, что территориальные споры в Арктике нужно решать в пользу их страны (даже ценой ухудшения отношений с соседями) [39]. Согласно другому опросу, 40 % канадских респондентов выступают за «жесткую линию» в вопросах арктической политики [29].

Особенно часто во внутриполитической борьбе арктическую «карту» разыгрывают канадские консерваторы. Например, их глава (нынешний премьер-министр Канады) С. Хар-

9 The National Military Strategy of the United States of America 2011: redefining America's leadership. Washington: Department of Defense, 2011. P. 11 . URL: http://www.army.mil/info/references/docs/NMS%20FEB%202011.pdf (дата обращения: 13.01.2012).

пер нередко выступает с антироссийскими и проамериканскими заявлениями (особенно в период предвыборных кампаний)10. Несмотря на то, что далеко не все канадцы одобряют антироссийскую риторику С. Харпера, подобные действия канадского руководства не способствуют сближению позиций Москвы и Оттавы по арктическим вопросам.

В поисках общих точек соприкосновения: перспективы российско-канадского сотрудничества в Арктике

Сотрудничество России и Канады в Арктике началось не сегодня и даже не вчера. Оно уходит своими корнями в период Второй мировой войны. В 1941-1945 годах канадские моряки участвовали в конвоях, ходивших из Северной Америки и Великобритании в северные порты СССР Мурманска и Архангельска и сыгравших важную роль в снабжении советского фронта оружием и боеприпасами. Арктическое сотрудничество уже не в военной, а в гражданских областях началось в середине 1960-х годов. В июне 1965 года канадский министр по делам Севера Артур Лэнг приехал с визитом в Сибирь. Затем канадские северные территории посетила группа советских специалистов. Примерно в это же время начала формироваться концепция «полярного соседства», было подписано соглашение о сотрудничестве между канадским Министерством энергетики, горнодобывающей промышленности и ресурсов и Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике [20]. Особенный интерес к арктическому сотрудничеству проявлял А. Н. Яковлев, который десять лет был послом СССР в Канаде, а позже являлся одним из ближайших советников М. С. Горбачёва и «авторов» «перестройки» и «нового политического мышления». Именно он задал векторы сотрудничества в этой области. В 1984 году был подписан советско-канадский протокол по научно-техническому сотрудничеству в Арктике, который впоследствии неоднократно совершенствовался и расширялся.

Правовой основной современных российско-канадских отношений являются политический Договор о согласии и сотрудничестве от 19 июня 1992 года, а также ряд экономических соглашений: Соглашение о торговых и коммерческих отношениях (1992), Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1991), Соглашение об экономическом сотрудничестве (1993), Соглашение об избежании двойного налогообложения (1995), Соглашение о воздушном сообщении и Соглашение о принципах и основах сотрудничества

10 См., например: Prime Minister Steven Harper's 2011 Convention Speech, June 13, 2011. URL: http://www.conse rvative.ca/press/news_releases/ prime_minister_stephen_harper_s_2011 _convention_ speech (дата обращения: 01.08.2012).

между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады (2000), Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атома (1989)11.

Существует и ряд двусторонних документов, непосредственно посвященных арктическим вопросам. Так, 18 декабря 2000 года было принято Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере, в котором намечались основные направления двустороннего взаимодействия в регионе12. В ноябре 2007 года во время визита в Канаду председателя правительства РФ были заключены девять отраслевых соглашений: по российско-канадскому сотрудничеству в Арктике, об использовании атомной энергии в мирных целях, в области сельского хозяйства, рыболовства, ветеринарного и фитосанитарного контроля, финансовой.

Наряду с правовой, укрепляется и институциональная база российско-канадских отношений. В 1995 году была создана российско-канадская Межправительственная экономическая комиссия. В состав МЭК входят подкомиссия по агропромышленному комплексу и рабочие группы по строительству, топливу и энергетике, горнодобывающей промышленности, сотрудничеству в Арктике и на Севере. К настоящему времени проведено восемь заседаний МЭК. Последняя сессия была проведена в Оттаве в 2011 году совместно с Российско-канадским форумом по животноводству и заседанием Российско-канадского делового совета в формате Российско-канадского делового саммита. Проведение очередного, девятого

13

заседания МЭК запланировано на 2013 год в Москве .

Кроме того, с сентября 2002 года действует (формально - вне рамок МЭК) российско-канадская рабочая группа по сотрудничеству в области изменения климата. В октябре 2005 года был создан Российско-канадский деловой совет (РКДС), в составе которого действуют рабочие группы по сельскому хозяйству, горной добыче, энергетике, информационным и телекоммуникационным технологиям, транспорту, финансам, лесной промышленности.

Несмотря на наличие указанного выше конфликтного потенциала, у России и Канады имеется немало возможностей и для налаживания арктического сотрудничества:

• Торгово-экономическое сотрудничество включает в себя несколько перспективных направлений. Так, проект «Северный воздушный мост» предполагает создание

11 Справочный материал МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rsam.nsf/1f773bcd33ec925d432569e 7004196dd/ 852c88fa2fd18a9f43256a2c0049b418!OpenDocument. Российско-канадские торгово-экономические отношения. URL: http://www.montreal.mid.ru/ (дата обращения: 01.08.2012).

12 Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере (Оттава, 18 декабря 2000 года). URL: http://www.minregion.ru/Arctic/548/561/1356.html (дата обращения: 01.08.2012).

13 Российско-канадское торгово-экономическое сотрудничество. 1^1.: http://www.economy.gov.ru/

minec/about/structure/depamerica/doc20120313_02?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7b c8044687de796f0f7af753c8a7e&WCM_Page.ResetAll=TRUE&CACHE=NONE&CONTENTCACHE=NONE&CONNECTORCACHE=NONE (дата обращения: 01.08.2012).

комплексной системы связи в арктических широтах (в частности, путем запуска спутников на высокоэллиптическую орбиту и развития необходимой наземной инфраструктуры) для обеспечения авиационного сообщения между аэропортами городов Красноярск и Виннипег. В мае 2011 года рабочая группа по Арктике и Северу российско-канадской МЭК одобрила намерение Красноярского края и канадской провинции Манитоба приступить к совместной реализации данного проекта. В ноябре 2011 года состоялось заседание Руководящего комитета по этому проекту, на котором был согласован план мероприятий

14

по реализации данного проекта . В настоящее время ведется поиск инвесторов, решаются вопросы государственного участия в проекте.

Другой проект - «Арктический мост» - предполагает обеспечение кроссполярных морских перевозок между портами Мурманска и Черчилла. Одним из условий его реализа-

W W /— Ч/ и |->

ции должно стать развитие мурманской портовой особой экономической зоны. В настоящее время стороны разрабатывают бизнес-план реализации проекта15.

Наиболее крупные совместные инвестиционные проекты в Российской Арктике включают: 1) покупку и освоение золоторудных месторождений «Купол» и «Двойное» на Чукотке (компания Kinross Gold); 2) разработку серебряно-полиметаллического месторождения «Мангазейское» в Якутии (ЗАО «Прогнозл/Silver Bear Resources); 3) выполнение проектных работ и поставку оборудования по третьей фазе строительства проекта «Коряга нефтяные поля» в Ненецком автономном округе («Глобалстрой Инжиниринг»/SNC LAVALIN); 4) освоение месторождения «Федорова тундра» (Мурманская область); 5) освоение канадской технологии «холодный асфальт» в строительстве автодорог в условиях экстремального климата Арктики (Якутия); 6) разработку и производство арктических мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах; 7) содействие внедрению на территории Ненецкого автономного округа ветродизельных комплексов, приспособленных для работы в арктических условиях и пр.16.

• Научно-техническое сотрудничество. 2 июня 2011 года было принято Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в области науки, техники и инноваций, в котором были намечены следующие приоритеты: энергия и энергоэффективность,

14 V V V

Протокол № 1 заседания российско-канадского Руководящего комитета по проекту «Северный воздушный мост». URL: http://pda.www.minregion.ru/upload/documents/2011/12/011211-4-1.pdf (дата обращения: 01.08.2012).

15 Российско-канадское торгово-экономическое сотрудничество.

16 Российско-канадское торгово-экономическое сотрудничество, план мероприятий рабочей группы по Арктике и Северу

Межправительственной российско-канадской экономической комиссии на 2012-2013 годы. иК1_: http://pda.

www.minregion.ru/Arctic/552/650/1693.html (дата обращения: 01.08.2012).

нанотехнологии, биомедицинские технологии, исследование климата и Арктики17. Что касается собственно Арктики, то следует отметить, что при отсутствии ледоколов, специальных судов для ведения исследований в ледовых условиях, надежных систем космической связи Канада заинтересована в привлечении соответствующего потенциала России для проведения совместных научных исследований в регионе.

Многочисленные научно-образовательные проекты России и Канады также включают сотрудничество канадских университетов с САФУ имени М. В. Ломоносова (Архангельск). Развитию всесторонних связей между странами немало содействует Российское общество изучения Канады, созданное еще в советские времена (1989 год) и которое объединяет более 100 преподавателей, научных работников, студентов и аспирантов, специализирующихся на изучении «северного соседа»18.

• Экология. Сотрудничество в этой области идет по линии как двусторонних программ, так и международных организаций. Рабочая группа по Арктике и Северу МЭК реализует целый комплекс проектов по программе «Сохранение и восстановление биологического разнообразия северных территорий и защиты окружающей среды, сотрудничество в области сельского и лесного хозяйства»19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 году правительство РФ приняло решение о выделении 10 млн евро на 20112013 годы в Инструмент поддержки проектов, создаваемый под эгидой Арктического совета (АС). Тем самым был «запущен» коллективный фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию источников экологических загрязнений и на устранение так называемых экологических «горячих точек» в Арктике20. В рамках АС готовится юридически обязывающий документ о предотвращении разливов нефти в арктическом регионе и борьбе с их последст-виями21. Среди новых крупных проектов Совета на ближайший период - создание механизмов экосистемного управления окружающей средой в Арктике, интегрированная оценка многосторонних факторов происходящих в регионе изменений и тенденций в развитии человека в меняющихся условиях Арктики.

17 Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в области науки, техники и инноваций. и^: http://old.mon. gov.ru/press/reliz/8568,print/ (дата обращения: 01.08.2012).

18 См. официальный сайт РОИК: http://www.racs.ru.

19 План мероприятий рабочей группы по Арктике и Северу Межправительственной российско-канадской экономической комиссии на 2012-2013 годы.

20 Тезисы выступления министра иностранных дел России С. В. Лаврова на министерской сессии Арктического совета (г. Нуук, Гренландия, 12 мая 2011 года). и^: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/0A903DB9D0991BABC325788F00364B7B (дата обращения: 22.05.2011).

21 V

Стенограмма интервью министра иностранных дел России С. В. Лаврова российским СМИ по итогам участия в заседании Арктического совета (г. Нуук, Гренландия, 12 мая 2011 года). и^: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/

0/1C9544E2A6C34E6EC325788F00506EE0 (дата обращения: 22.05.2011).

• Коренные народности. В этой области у России и Канады особенно много общих точек соприкосновения, поскольку в арктических зонах обеих стран проживают родственные

1-. V V V

друг другу северные народы. В соответствии с российско-канадской декларацией о сотрудничестве в Арктике 2000 года реализуется ряд программ, нацеленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности коренных народов Севера. Одна из таких программ («Обмен опытом управления северными территориями»), стартовавшая в 2011 году, осуществляется при участии аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе и Министерства по делам индейцев и развитию Севера Канады. Научное сопровождение оказывает Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) Северного отделения РАН. За последние десять лет в рамках этой программы было проведено множество совместных семинаров по федерализму и региональному развитию при участии коренных народов. Так, сотрудники ИОЭПП изучили канадский опыт и разработали учебный курс «Учет интересов коренных народов при принятии решений в сфере недропользования», который был предложен к изучению представителям Российской ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Другой компонент программы связан с обменом опытом в области корпоративной социальной ответственности и внедрения механизмов частногосударственного партнерства на Севере [24].

В 2006-2009 годах при участии Канадского агентства международного развития, Минрегионразвития РФ, а также ряда российских организаций по делам малочисленных северных народов была реализована российско-канадская программа сотрудничества по развитию Севера. Она проводилась на территории Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО и Хабаровского края. Среди ее проектов, направленных в основном на гуманитарное сотрудничество, развитие природопользования и малого бизнеса, есть, например, такие: «Технологии ювенальной юстиции или специализация правосудия как один из способов защиты прав ребенка», «Мастера тундры: содействие местному населению отдаленных поселков (общин) Ямала в развитии малого бизнеса по производству традиционных национальных сувениров» или «Интродукция канадского лесного бизона в Ямало-Ненецкий автономный округ». Объем финансирования программы с канадской стороны составил порядка 500 тыс. канадских долларов.

По линии рабочей группы по Арктике и Северу МЭК реализуются многочисленные проекты по созданию модельной территории традиционного природопользования корен-

ных малочисленных народов, развитию местных видов спорта, культурным обменам между коренными народами российского и канадского Севера22.

В январе 2012 года Канадский фонд местных инициатив поддержал проекта Института народов Севера РГПУ имени А. И. Герцена по созданию ресурсного центра «Лаборатория по изучению языков и культур коренных народов Севера». Перед проектом стоит задача сформировать у молодого поколения малочисленных северных народов интерес к инновациям, научным исследованиям и разработкам в области сохранения родных языков и культур. В частности, лаборатория планирует создавать электронные архивы, сайты, мультимедийные пособия и виртуальные музеи по фольклорным традициям, традиционным знаниям, верованиям и исчезающим языкам северных этносов. Объем поддержки составил 728 тыс. рублей и будет направлен на техническое оснащение центра [24].

В рамках АС Россия ведет работу по созданию общедоступного интернет-архива данных об освоении и культуре Арктики — «Электронная память Арктики», а также оказание поддержки молодым оленеводам Севера, совместная работа с организациями коренных

23

народов по очистке территорий от источников экологических загрязнений и др. .

• Решение территориальных споров. Несмотря на то, что Россия и Канада являются соперниками в вопросе о разделе арктических пространств, они разделяют ряд общих принципов, которые делают возможным их сотрудничество даже в этой проблемной сфере. Во-первых, оба государства выступают за решение спорных вопросов путем переговоров и на основе норм международного права. Именно так Москва и Оттава собираются решать их спор относительно подводного хребта Ломоносова, потенциально богатого нефтегазовыми ресурсами. Во-вторых, обе страны выступают за секторальный принцип деления арктических пространств (когда Северный полюс рассматривается в качестве точки, от которой проводятся прямые линии вдоль долгот). Этот принцип им более выгоден, чем так называемый «медианный линейный метод», когда разделение происходит по принципу равноудаленности граничной линии от береговой линии (или базовых точек береговой линии) сопредельных государств. Применение секторального принципа могло бы значительно увеличить контролируемые площади арктических пространств России и Канады. В-третьих, Россия и Канада выступают за закрепление

22 План мероприятий рабочей группы по Арктике и Северу Межправительственной российско-канадской экономической комиссии на 2012-2013 годы.

23 Об участии министра иностранных дел России С. В. Лаврова в заседании Арктического совета. Нуук, Гренландия, 12 мая 2011 года. и^: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/DF738F6B00993389C325788F0029145B (дата обращения: 22.05.2011).

статуса транзитных морских путей в Арктике (СМП и СЗП) как внутренних вод, что могло бы принести обеим странам немалые экономические выгоды.

Ряд экспертов считают, что степень противоречий между Канадой и Россией по разделу шельфа преувеличена, и компромисс между двумя этими странами вполне возможен. «Континентальная природа хребта Ломоносова не вызывает сомнений у мирового научного сообщества, - заявил заместитель директора НИИ океангеологии по научной работе Виктор Поселов. - Все заявки подаются строго в соответствии с Конвенцией ООН, которую ратифицировали все, кроме США. Разумеется, эти площади соприкасаются, и по точным границам нужно будет договариваться. Но никаких принципиальных споров с Данией и Канадой по поводу шельфа нет» [21].

В марте 2012 года, еще в бытность свою председателем правительства России, В. В. Путин предложил сформировать российско-канадскую группу ученых для определения границ арктического шельфа. «Сотрудничество в Арктике было бы очень кстати, на мой взгляд, повысило бы степень доверия (между Россией и Канадой). Давайте вместе будем здесь работать. Создадим совместные группы наших специалистов, ученых, которые могли бы представить свои исследования на правительственный уровень», - заявил он на встрече с представителями иностранных СМИ [3].

• Сотрудничество в рамках международных организаций. Из всех международных организаций, занимающимися вопросами Крайнего Севера, Москва и Оттава главную роль в этой сфере отводят Арктическому совету, созданному по инициативе Канады в 1996 году. Общей целью обоих государств является превращение АС в ведущую (и полноценную) международную организацию с правом принятия обязательных (для ее членов) решений. По мнению Москвы и Оттавы, именно АС должен стать тем органом, в котором бы решались все основные проблемы арктического региона (от вопросов экологии и обеспечения транспортной безопасности до обеспечения прав малых народов Арктики и культурного сотрудничества). Как уже отмечалось, далеко не все члены Совета согласны с подобными планами, а США практически на протяжении всего времени его существования де-факто саботировали его деятельность (хотя на словах говорят о важности этого международного института).

Москва и Оттава имеют сходные позиции по вопросу о предоставлении статуса постоянного наблюдателя в АС для неарктических государств и международных организаций. Дело в том, что ряд членов Совета, нуждающихся в привлечении дополнительных финансовых средств и передовых технологий (Норвегия, Дания, Исландия), выступают за предоставление

указанного статуса Китаю, Японии и Южной Корее. Дания, Финляндия и Швеция, будучи членами ЕС, заинтересованными в усилении позиций этой организации в Арктике, предлагают наделить Евросоюз статусом постоянного наблюдателя в АС [12]. Россия и Канада давно предлагали точнее определить статус постоянных наблюдателей АС для неарктических государств и международных организаций. Тем самым для неарктических государств и международных организаций был бы четко прописан предел их возможностей в Арктике и одновременно подтверждался бы приоритет пяти арктических государств. Это выгодно как России, так и Канаде, имеющим самые протяженные границы в Арктике. Такой документ, позволяющий упорядочить процесс предоставления статуса наблюдателя внеарктическим государствам и организациям, а также ясно определяющий права и обязанности наблюдателей АС, в конце концов был разработан и подписан на министерской встрече Совета в Нууке (Гренландия) в мае 2011 года24. На следующей министерской встрече АС, которая планируется на 2013 году, будут приняты первые решения о том, кому еще будет предоставлен статус наблюдателя в Совете.

В целях дальнейшей институционализации АС Москва и Оттава давно предлагали сформировать постоянно действующий секретариат и выделять финансовые средства для более эффективной деятельности рабочих групп совета. Именно под российским и канадским влиянием на министерской встрече в Нууке было решено создать полноценный секретариат АС, базирующийся в Тромсё (Норвегия). Бюджет секретариата будет относительно небольшим. Его основную часть составят средства для оплаты работы десяти сотрудников, включая главу секретариата. Бюджетом также предусмотрены их содержание и команди-

25

ровки на различные мероприятия. Ориентировочная сумма составляет 1 млн евро . Для программных проектов будут использоваться взносы в дополнение к регулярному бюджету.

Важно отметить, что усиление влияния Совета в регионе препятствует претензиям НАТО на то, чтобы стать главным «провайдером» безопасности в Арктике (за что особенно рьяно выступают США). Ожидается, что с началом канадского президентства в АС в мае 2013 года произойдет значительная активизация работы Совета.

• Сфера безопасности. Параллельно с укреплением своего военного потенциала для защиты своих экономических интересов Канада выступает за демилитаризацию Арктики, как и Россия. Эксперты авторитетного Канадского международного совета считают, что Канаде не следует увлекаться военной составляющей безопасности в Арктике. Гораздо

24 V

Стенограмма интервью министра иностранных дел России С. В. Лаврова российским СМИ по итогам участия в заседании Арктического совета.

25 Там же.

продуктивнее традиционно сильная функция Канады как посредника и миротворца [36, с. 58].

Москва и Оттава предприняли определенные шаги по налаживанию сотрудничества в сфере безопасности. С 1994 года действует межведомственный меморандум о сотрудничестве в военной области, в соответствии с которым стороны обмениваются визитами высокопоставленных военных чиновников и проводятся военно-штабные переговоры. С 2002 года Канада участвует в программе глобального партнерства, в рамках которой в 2004 года было подписано двустороннее межправительственное соглашение о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ. Канада объявила о выделении в течение десяти лет 1 млрд канадских долларов (ежегодно по 100 млн канадских долларов) на эти цели26. Отметим, что значительная часть этих проектов реализуется в Российском Заполярье.

В русле политики Оттавы по демилитаризации Арктики следует воспринимать ее инициативу по созданию в Арктике зоны, свободной от ядерного оружия [26]. В свое время Оттава, несмотря на недовольство Вашингтона, объявила свою территорию безъядерной, а затем предложила распространить этот статус на весь регион. На практике это означает, что в регионе нельзя использовать, иметь, совершенствовать, испытывать или производить ядерное оружие. Кроме того, требуются согласованные меры по мониторингу соблюдения соглашения о безъядерной зоне. Россия в целом воспринимает эту идею положительно (напомним, что Москва выступала с подобной идеей еще во времена М. С. Горбачёва), но у нее есть вопросы относительно географических рамок подобной зоны. Она согласна на создание безъядерной зоны в Арктике при условии, что под нее не подпадет дислокация и деятельность Северного флота РФ, в составе которого находится две трети стратегических подлодок, оснащенных ядерным оружием.

В последние годы развивается российско-канадское сотрудничество, главным образом, в том, что касается новых угроз и вызовов, порождаемых как климатическими изменениями, так и расширением хозяйственной деятельности в Арктике (вопросы так называемой «мягкой безопасности»). На передний план все больше выходят такие проблемы, как безопасность судоходства, опасность загрязнения морской среды, расширение масштабов трансграничной незаконной деятельности, в частности незаконной миграции, трансграничной организованной преступной и террористической деятельности.

26 Российско-канадские отношения. URL: http://www.montreal.mid.ru/ (дата обращения: 01.08.2012).

* * *

В настоящее время политика Канады в Арктике характеризуется сочетанием противоречивых тенденций. С одной стороны, Оттава, как и другие члены арктического «клуба», пытается достаточно жестко отстаивать свои национальные интересы на Крайнем Севере (особенно в вопросе о разделе континентального шельфа), что вызывает конфликты с другими региональными «игроками», включая Россию. С другой стороны, Канада не стремится решить спорные вопросы «силовым» путем. Наоборот, она открыта для сотрудничества с другими заинтересованными сторонами и выступает за повышение авторитета международных права и организаций в Арктике, демилитаризацию региона, усиление международного сотрудничества в сфере науки, защиты окружающей среды, обеспечения благоприятных условий для развития коренных народов и пр. Все это создает условия для превращения Канады в потенциального партнера России в решении арктических вопросов. По крайней мере, если сравнивать Канаду с другими членами арктической «пятерки», у нее с Россией гораздо больше общих точек соприкосновения в сфере регионального сотрудничества, чем, скажем, с США или Данией. Думается, что при наличии политической воли у обеих сторон можно бы-

W W и I и

ло бы совместными усилиями, с одной стороны, нейтрализовать имеющийся конфликтный потенциал в российско-канадских отношениях, а с другой - укрепить механизмы дву- и многостороннего, внеблокового сотрудничества в Арктике.

Литература

1. Арктика: зона мира и сотрудничества. Под ред. А. В. Загорского. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 195 с. URL: http://www.imemo.ru/ru/publ/2011/11011.pdf (дата обращения:

15.08.2012).

2. Витязева В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие российского и зарубежного Севера. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2007. 224 с.

3. Владимир Путин предложил развивать российско-канадское сотрудничество в

Арктике. 02.03.2012. URL: http://benzol.ru/news/newsone.php?id=188243 (дата

обращения: 01.08.2012).

4. Голдин В. И. Арктика в международных отношениях и геополитике в XX - начале XXI века: вехи истории и современность // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 22-34.

5. Загорский А. Милитаризация Арктики: не так страшен черт, как его малюют // Сайт

Российского совета международных отношений. 19.04.2012. URL: http://

russiancouncil.ru/inner/?id_4=327#top (дата обращения: 23.04.2012).

6. Исраелян Е. В. Доктрина С. Харпера и российско-канадские отношения // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 3. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=306 (дата обращения: 01.08.2012).

7. Канада вновь проявила свое присутствие в Арктике // China Radio International.

27.08.2010. URL: http://russian.cri.cn/841/2010/08/27/1s350671.htm (дата обращения: 15.09.2010).

8. Канада и Япония начали добычу газа в Арктике. URL: http://test.actualcomment.ru/news/17083/ (дата обращения: 13.03.2012).

9. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 9. С. 43-53.

10. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктические стратегии стран Северной Америки и Россия // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2.

11. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктическое направление внешней политики России: проблемы и перспективы // Обозреватель. 2011. № 3. C. 13-20.

12. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 27-36.

13. Конышев В. Н., Сергунин А. А. О новой военной доктрине Б. Обамы // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 3. С. 98-113.

14. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Ремилитаризация Арктики и безопасность России // Национальная безопасность. 2011. № 3-4. С. 55-67.

15. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: старое вино в новых мехах? // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 1. С. 23-36.

16. Кочемасов Ю. В., Моргунов Б. А., Соломатин В. И. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики. URL: http://www.ecoenergy.ru/Article54.html (дата обращения: 12.08.2012).

17. Кросс-полярный экспресс. URL: http://www.zubow.ru/page/1/225_1.shtml (дата

обращения: 12.08.2012).

18. Лукин Ю. Ф. Концептуальные подходы к определению внутренних границ и развитию Российской Арктики в изменяющемся мире // Арктика и Север. 2012. № 6. С. 95-109.

19. Максимова Д. Д. О некоторых проблемах межгосударственных отношений Канады в Арктическом регионе // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. URL: http://www. rusus.ru/print.php?id=274 (дата обращения: 01.08.2012).

20. Пекаревская О. Дружба длиной в 70 лет // Коммерсант.ш. Guide Канада (приложение). 14.05.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1927640/print (дата обращения: 01.08.2012).

21. По хребту Ломоносова вопросов нет // BarentsObserver.com. 02.02.2011. URL: http://www.barentsobserver.com/no-dispute-over-lomonosov-ridge.4879802-16149.html (дата обращения: 07.02.2011).

22. Проблемы канадоведения в российских и зарубежных исследованиях: Сборник статей. Выпуск 4. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010. 216 с.

23. Тамицкий А. М. Государственная политика современной России в Арктике: этапы, приоритеты и некоторые итоги // Арктика и Север. 2012. № 6. С. 110-117.

24. Хвостунова О. Арктическая дружба // Коммерсантъ. 14.05.2012. URL: http://www. kommersant.ru/doc/1927764/print (дата обращения: 01.08.2012).

25. Экспедиция в Арктику // Оружие России (интернет-портал). 30.07.2010. URL: www.arms-expo.ru/site.xp/049057054050124049055049049051.html (дата обращения:

15.07.2012).

26. A nuclear-weapon-free zone in the Arctic. URL: www.arcticsecurity.org/?p=421 (дата обращения: 12.07.2012).

27. Bayers M. Re-packaging Arctic sovereignty // Ottawa citizen. 05.08.2009.

28. Blunden M. The new problem of Arctic stability // Survival. 2009. Vol. 51. No 5.

29. Boswell R. Tory focus on Arctic sovereignty buoys poll results // PostMedia News.

26.01.2011. URL: http://byers.typepad.com/arctic/2011/01/tory-focus-on-arctic-

sovereignty-buoys-poll-results.html (дата обращения: 08.02.2011).

30. Carter L. Canada in Arctic show of strength // BBC News. 16.08.2009. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/americas/8204531.stm (дата обращения: 16.08.2012).

31. Drawing lines in the Arctic ice // Globe and Mail. 24.08.2010. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/editorials/drawing-lines-in-the-arctic-ice/article1683956/ (дата обращения: 12.08.2012).

32. Gabriel D. US-Canada Joint Arctic Security and Control? // Geopolitical Monitor.

02.07.2010. URL: http://www.geopoliticalmonitor.com/us-canada-joint-arctic-security-

and-control-4008/ (дата обращения: 17.09.2010).

33. Granatstein J. Our F-35 future: We need someone to watch over us // The Globe and Mail.

01.09.2010. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/our-f-35-future-we-need-someone-to-watch-over-us/article1691878/ (дата обращения: 17.09.2010).

34. Huebert R. Welcome to a new era of Arctic security // The Globe and Mail. 24.08.2010.

URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/welcome-to-a-new-era-of-arctic-

security/article1682704/ (дата обращения: 17.09.2010).

35. Lackenbauer W. High Arctic theatre for all audiences // Globe and Mail. 17.08.2010. URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/high-arctic-theatre-for-all-audiences/article1674912/ (дата обращения: 08.02.2011).

36. Open Canada: a Global Positioning Strategy for a new age. Toronto: Canadian International

Council. 2010. URL: http://www.opencanada.org/wp-content/uploads/2011/06/Open-

Canada-A-Global-Positioning-Strategy-for-a-Networked-Age-GPS-Panel.pdf (дата

обращения: 18.09.2011).

37. Simpson J. Just what we need: a $16-billion fighter jet // The Globe and Mail. 16.07.2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://www.theglobeandmail.com/news/opinions/just-what-we-need-a-16-billion-

fighter-jet/article1641373/ (дата обращения: 17.09.2010).

38. Smith M., Giles K. Russia and the Arctic: The last Dash North // Russia Series (Defenсe Academy of the United Kingdom). 2007. No 07/26.

39. Weese B. Canucks cling to Arctic. URL: http:// stthomastimesjournal.com/

ArticleDisplay.aspx?e=2947773 (дата обращения: 08.02.2011).

Рецензент - Голдин Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.