УДК № 339.9 ББК 65.5
Балашова Александра Анатольевна, Аспирант, РЭА им. Г.В. Плеханова,
Москва, кафедра Мировой Экономики
Balashova A.A., graduate student, Plekhanov’s Russian Economic Academy
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И КИТАЯ В ГАЗОВОЙ
ОТРАСЛИ
PROSPECTS FOR COOPERATION IN RUSSIA AND CHINA GAS INDUSTRY
Аннотация. Сотрудничество России и Китая в газовой сфере является актуальной темой сегодня. В статье объяснены причины отсутствия конкретных договоренностей на данный момент, а также предложено два сценария экспорта российского газа в Китай.
The summary. China-Russia cooperation in gas industry is an issue of the day. The reason of lack in agreements is given in this article. Two ways of possible scenarios of export of Russian gas to China proposed.
Ключевые слова: КНР, энергетическое сотрудничество, экспорт газа Keywords: China energy cooperation, the export of natural gas
Сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты КНР и России и в значительной степени определяет благоприятное развитие двусторонних отношений между странами в последние годы. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов, и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Кроме того, история дружественного взаимодействия КНР и России в различных сферах жизни, включая и экономическую, насчитывают не одно десятилетие. Долгосрочное стратегическое партнерство между странами основано на «Совместной Декларации КНР и РФ о международном порядке в
21 веке» 2005 года, в которой энергетический фактор укрепляет материальную базу такого сотрудничества.
В нефтяной отрасли практическим результатом энергетического партнерства стал запуск 1 января 2011 года нефтепровода Сковородино - Дацин по которому в соответствии с контрактом в течение 20 лет в Китай из России будет поступать 300 млн. т. нефти. В условиях повышенной зависимости страны от импорта нефти поставки ее из России позволят во многом удовлетворить спрос на этот важнейший для страны энергоноситель.
Дефицит газа, ожидаемый в Китае, потребует значительного пополнения его запасов. Разработка и эксплуатация нескольких новых крупных месторождений позволит увеличить объемы газа в среднесрочной перспективе до 100 млрд. куб. м. Одновременно недостаточность внутренних резервов Китай планирует пополнить за счет экспорта энергоносителя.1
Наиболее перспективным партнером в этой области, безусловно, является Россия с ее огромными доказанными запасами. По соглашению сторон с 2006 года предполагалось сооружение крупного газопровода из Восточной Сибири и Дальнего Востока России с расчетной поставкой природного газа к 2020 году в объеме 68 млрд. куб. м. в год. Однако, до сих пор проблема далека от практического решения.
Оценка роли каждого партнера в этом сотрудничестве - один из актуальных вопросов, обсуждаемых как в энергетической сфере, так и в политике. Часть аналитиков просчитывает - насколько эффективным будет это взаимоотношение и не станет ли Россия сырьевым придатком Китая? Противоположный вопрос - не опаздывает ли Россия на китайский рынок со своими энергоресурсами, в частности с газом, и не будет ли упущена возможность расширения сферы сбыта энергоресурсов в очень перспективном регионе.
1 МатвеевВ .Зачем Китаю газовые кладовые Центральной Азии 2011.URL: http://comment.kg/digest/item/347-zachem-kitaju-gazovye-kladovye-tsentralnoj-azii.html?pop=1&tmpl=component&print=1
Попытаемся ответить на эти вопросы, анализируя возможности Китая в производстве собственных необходимых объемов природного газа и потребности в дополнительных поставках энергоносителя из других стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Безусловно, главным препятствием в продуктивном развития сотрудничества является цена на газ. Предлагаемые Россией тарифы соответствуют европейским, что совершенно не устраивает китайскую сторону. За газ, поступающий из Центральной Азии, Китай платит по 165 - 190 долл. за куб.м., что практически в два раза дешевле предлагаемой российской цены. Снижать тариф России не выгодно и она не идет на уступки китайской стороне.
По нашему мнению выжидательная стратегия в двустороннем сотрудничестве в этой области имеет и дополнительные причины.
С китайской стороны эти причины следующие:
1. До настоящего времени Китай фактически покрывал потребности газа внутренней добычей и не испытывал острой необходимости в увеличении поставок зарубежного газа в короткие сроки (в 2008 году потребление составило 77,8 млрд. куб.м. при внутреннем производстве в 77,5 млрд., в 2010 году соответственно110 млрд. куб.м. и 94,5 млрд. куб. м. газа. В энергетическом балансе Китая газ занимает лишь 5%.
2.Открытие новых крупных месторождений газа в Китае в последние годы снизило проблему дефицита, а организованный импорт пока был нацелен на дополнение собственных ресурсов и частичное резервирование газа.
3.Наличие больших запасов угля в стране и прогресс в производстве альтернативных видов энергии в Китае также отодвигает закупку российского природного газа на второй план.
4. Прямые поставки Туркменского газа (40 - 60 млрд. куб.м. в год с 2012 года) и большие объемы СПГ, импортируемые из Австралии и Катара и стран
2 Томберг И.Р. Неочевидные последствия газового вторжения Китая в Центральную Азию//25.01.10 URL:http://perevodika.m./artides/Ш390.html
АТР в настоящее время полностью удовлетворяют потребности КНР в этом
3
топливе.
5. Диверсификация поступления газа из различных регионов и стран мира в Китай создает конкурентную среду по поставкам, в частности для России, и позволяет моделировать объемы, сроки и стоимость поставок.
Для российской стороны:
1.Приоритетным направлением в газовом импорте для России многие годы являются европейские страны, в которые идёт не менее 70% экспортного газа. Строительство нового газопровода в Европу «Северный поток» требует огромных капитальных вложений.
2.Создание инфраструктуры производства и транспортировки газа в сложных климатических условиях Восточной Сибири требует гигантских капиталовложений (11-13,6 млрд. долл.).4
3.Расчет точных финансовых параметров и затрат затруднительны без установленных сроков ввода газомагистрали, что определяет высокие риски для инвесторов.
Существенным продвижением в проблеме можно считать согласование формулы цены по поставкам российского газа в КНР в сентябре 2011 года "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (СКРС). Стороны вплотную приблизилось к решению вопроса о том, по какой цене в течение ближайших 30-ти лет Россия будет поставлять в Китай трубопроводный газ с сибирских месторождений.
Остается надеяться, что этапы строительства, подключения и эксплуатации газопровода не будут отложены, как и раньше, на длительный срок.
Интересы Китая в партнерстве с Россией сочетаются с внешнеполитическим курсом страны на обеспечение национальной
3 Виноградова О. Газовый анклав Китая: есть ли там место России// Нефтегазовая вертикаль. 2010. - №18. - С. 72-77
4 Парамонов, В.В. Центральная Азия в энергетической стратегии Китая. Последствия и возможности для России/ В.В. Парамонов, А.В. Строков, О.А. Столповский //Энергетическая политика. -2010. - №4-5. -С.67-79
4
энергетической безопасности, в частности, это касается диверсификации источников поставок газа.
Импорт газа из восточных регионов России, расположенных территориально недалеко от Китая, должен стать для китайской стороны более экономичным и надежным в сравнении с поставками из других регионов.
Активное сотрудничество с Россией в области энергетики будет способствовать развитию инфраструктуры в Дальневосточном регионе, а также формированию региональной системы энергетической безопасности Китая.
Интересы России в сотрудничестве с Китаем выражаются в том, что строительство газопровода создаст условия для функционирования не только энергетических компаний в области поставок энергоресурсов, но и инфраструктуры по производству сопутствующего оборудования, технологий, услуг.
Другим позитивным фактором для России является то, что Китай становится оптимальным партнером в решении стратегической задачи подъёма Сибири и Дальнего Востока. Китай может стать источником капиталовложений и инвестиций для развития социальной и транспортной инфраструктуры в эти регионы.
Успешное российско-китайское экономическое сотрудничество будет также способствовать активизации связей России с другими странами АТР, Республикой Корея, которые также заинтересованы в российском природном газе.
Несмотря на то, что сотрудничество Китая и России в энергетике представляется выгодным обеим сторонам, очевидно, что Китай в отсутствии российского газа уже располагает сложившимися источниками импорта и находит новые, например, центрально - азиатские страны. Главным
поставщиком газа стала Туркмения после ввода в конце 2009 года в строй газомагистрали «Центральная Азия - Китай» через Казахстан и Узбекистан.5
В 2010 году по ней было прокачано около 6 млрд. куб.м. газа (Таблица 16). Остальные объёмы Китай получает в виде СПГ из Австралии, Индонезии, Малайзии, Катара и других стран.
В 2020 году газопровод должен выйти на плановую мощность - до 60 млрд. куб. м. газа в год.6
Китай не просто закупает природный газ в Туркмении, но и интенсифицирует свое участие в разведке и разработке ресурсов этого государства, строительстве газопровода через Казахстан и Узбекистан, скупке активов местных компаний. Это позволит и в будущем Китаю иметь стабильные и гарантированные объемы добычи газа. К этому объему добавится и 10-12 млрд. куб. м. газа в год из Мьянмы, а также закупки СПГ. В ближайшей перспективе намечено ответвление на Китай от строящегося газопровода в Иране. По некоторым данным, к 2015 г. Китай сможет довести мощности по приему сжиженного газа до 70 млрд. куб. м. в год.
Таким образом, Туркменистан, обладающий большими ресурсами природного газа, интересен Китаю и он строит с ним долгосрочные стратегические отношения.
Мы изучили прогнозные оценки к 2020 году различных аналитических агентств: International Energy Agency, Energy Information Administration, Macquarie group и энергетических компаний: Total Gas and Power, Petrochina, CNPC. Эти прогнозы представлены в Таблице 1. Как мы видим, прогнозы существенно различаются, поэтому мы рассмотрим два варианта - исходя из максимального потребления и из минимального.
5 Лукин О. Китай обходит Россию на газовом рынке Туркменистана // Нефтегазовая вертикаль. - 2009. - № 24. -С.70 - 72
6Лукин О. Конкуренция с отсрочкой // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. -№2. - С.68-70
7 Макаров, А.А. Тенденции развития мировой энергетики и евразийское энергетическое пространство: роль России/ А.А. Макаров, Т.А. Митрова //Энергетическая политика. -2010. - №4-5. -С.3-12
Таблица 1.
Прогноз потребления и импорта газа в Китае в 2020 году по данным различных аналитических агентств и энергетических компаний (млн.т.)
Источник 2020год
потребление импорт
Аналитические агентства:
International Energy Agency более 300 80-160
Energy Information Administration 200 80
Macquarie group 277 120
Энергетические компании:
Total Gas and Power 250-400 120
Petrochina 300 60
CNPC 350 80
Источник: Составлено автором на основании прогнозных оценок 201
года
На основании их отчетов в Таблице 2 дана предположительная потребность Китая в газе в 2020 году, рассчитанные по двум вариантам.
Вариант №1. При максимальном прогнозируемом потреблении газа в 400 млрд. куб.м. и собственном производстве (добыче) в 180 млрд. куб.м. импорт должен будет составить 220 млрд. куб. м. В этой ситуации импорт СПГ увеличится в два раза, дополнительно поступит трубопроводный газ из России и Ирана. Дефицит газа составит 48 млрд. куб. м.
Вариант №2. При минимальном прогнозируемом потреблении газа в 200 млрд. куб.м. и собственном производстве (добыче) в 120 млрд. куб. м. импорт должен составить 80 млрд. куб.м. Это ситуация, при которой: все страны, импортирующие СПГ, будут импортировать его как и в 2010 году, добавится трубопроводный газ, гарантированно поступающий из Туркменистана и Мьянмы, импорта газа из России нет. Профицит газа составит 12,21 млрд. куб.м.
Таблица 2.
Г еографическая структура импорта газа в Китай в 2010 году и два прогнозных варианта по максимальному и минимальному потреблению (млн.
т.)
2020 (прогноз 2020 (прогноз
максимального минимального
2010 потребления) потребления)
потребление 113,2 400 200
производство 94,5 180 120
импорт 18,7 220 80
Туркмения 6 60 60
Австралия 5,21 10,42 5,21
Индонезия 2,45 4,9 2,45
Малайзия 1,68 3,36 1,68
Катар 1,61 3,22 1,61
Папуа Новая Г винея 0,08 0,16 0,08
Тринидад и Тобаго 0,07 0,14 0,07
Перу 0,08 0,16 0,08
Бельгия 0,08 0,16 0,08
РФ 0,51 68 0
Египет 0,08 0,16 0,08
Нигерия 0,17 0,34 0,17
Йемен 0,7 0,14 0,7
Мьянма нет 12 12
Иран нет 8 0
дефицит - 48,84 -12,21
Источник: Составлено автором по данным BP Statistical Review 2011, IEA World Energy Outlook, 2011
Следует отметить, что максимально прогнозируемое производство собственного газа объемом в 180 млрд. куб.м. (вариант №1) основан на разработанной в Китае « Программе развития газовой отрасли до 2020 года»
Что же касается российского газа, то как видно из варианта №2 отсутствие его импорта не создаст дефицита в газовом балансе Китая. Только при максимальном прогностическом потреблении газа в 400 млрд. куб. м. в 2020 году может появиться необходимость в дополнительных поставках,
g
прежде всего из России и Центральной Азии.
8Томберг И. Проблемы энергосотрудничества России с Китаем. Фонд стратегической культуры. 2008 URL:http://expert.mgimo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=956
Таким образом, на основании проведенного нами анализа различных вариантов обеспечения газом Китая можно заключить, что в среднесрочной перспективе Китай вполне может обойтись без российского газа и на его закупку по европейским ценам навряд ли согласится.
Мобильность в энергообеспечении дает Китаю наличие других энергоресурсов ( в частности, больших запасов угля); развитой транспортной системы, обеспечивающей морские поставки нефти и СПГ, предложения по которому на мировом рынке превышают спрос.
Не стоит забывать и об Иране, занимающем второе место в мире по запасам газа.9 Он располагает запасами в 29,6 трлн. куб. м. природного газа, это 16% от мировых: больше - только у России - 43,3трлн. куб. м. Добыча газа в Иране в настоящее время составляет всего 219 млрд. куб. м в год (в России — почти 600 млрд. куб. м.). Но к 2015 году добыча газа в стране удвоится. При этом доля экспорта в объеме производства вырастет с 6% до 21%.
Уже сейчас очень активно и, главное, с двусторонней заинтересованностью прорабатывается проект подключения к стоящейся газотранспортной магистрали из Ирана в Пакистан ветки в Китай. Для «Газпрома» это может означать потерю восточных рынков. Иран готов, закрыть все потребности в природном газе Китая, Индии и Пакистана по цене, которая значительно ниже предлагаемой Россией и способен гарантированно обеспечивать поставки газа более, на 50 лет.
Экспорт газа — приоритет иранской политики, но пока существуют санкции Совета безопасности ООН на экспорт газа в Европу - он просто вынужден занимать восточные рынки, в том числе и Китая.
Руководство КНР приняло важное решение о постепенном повышении внутренней цены на газ до мирового уровня из-за быстрого роста его потребления, высокой стоимости разведки, добычи и транспортировки, а также
9 Парамонов В. Энергетический клуб ШОС и потенциал Ирана:проблемы и рекомендации. 18.01.2010. URL: http: lasttime/ru/reganalitic/2/230. html
из-за определенного давления на китайские компании со стороны иностранных акционеров.
Пересмотр внутренней цены на газ сделает китайский рынок более привлекательным для многих стран - экспортеров, а позицию Пекина более гибкой и склонной к конструктивному сотрудничеству.
Но Россия, по нашему мнению, упускает благоприятный для себя момент вхождения в газовый рынок. Когда же цены на газ приблизятся к мировым, то России придется это делать в условиях конкуренции со стороны Туркменистана, Ирана и других стран Центральной Азии. Важно отметить, что с опозданием продвижения России в Восточную Азию она теряет не только Китай, но и других заинтересованных в российском газе импортеров - Японию, Республику Корея.
В таком случае встаёт вопрос о том, есть ли у России другие варианты экспорта своего газа, или Китай единственная возможность для его расширения.
В последнее время спрос на газ в Европе растет, а его производство уменьшается почти во всех странах, кроме Норвегии. Дополнительная потребность в газе к 2020 году, по расчетным данным, может составить от 100 до 170 млрд. куб. м. Это связано с плановым закрытием многих европейских АЭС, сокращением угольной генерации по экологическим причинам, уменьшением объемов возобновляемой энергетики из-за сокращения финансирования проектов по причине бюджетного кризиса.
Сейчас крупнейший поставщик газа в европейские страны - Россия (более 70% газа из Западной Сибири), однако в пополнении газового потока ЕС уже рассчитывает не только на «Газпром». Евросоюз стал выражать свои претензии из-за перебоев в поставках (хотя и по вине стран-транспортеров). Турция в сентябре 2011 года вообще отказалась от продления 25-летнего контракта на поставку газа из России.
Мы полагаем, что в такой ситуации, наиболее разумной политикой
России должна стать диверсификация поставок газа в Европу и Китай, что
10
усилит ее экономическое и политическое влияние на мировое энергетическое сообщество.
До момента реализации соглашения о поступлении газа в Китай России необходимо активизировать и другие межгосударственные договоренности в газовой сфере. Они касаются современной разработки нефтегазовых месторождений в Китае, создания там газотранспортной и газораспределительной систем, строительство и эксплуатация подземных хранилищ газа, а также взаимодействия в области геологоразведки, добычи, транспортировки и реализации газа. КНР проявляет готовность учитывать интересы российского партнера, увеличить закупки современного оборудования, пойти на масштабные инвестиции в российскую экономику.
Сегодня Восток развивается намного динамичнее, чем Запад. Роль его в мировой экономике постоянно растет. По нашему мнению, России необходимо уделять намного больше внимания Китаю, так как выход России на Восток лежит именно через него. Китай должен стать главным торговым партнером России в газовой сфере в самое ближайшее время иначе ее место займут другие страны.
Библиография.
1. МатвеевВ .Зачем Китаю газовые кладовые Центральной Азии
2011.ЦКЬ: http://comment.kg/digest/item/347-zachem-kitaju-gazovye-kladovye-
tsentralnoj-azii.html?pop=1&tmpl=component&print=1
2. Томберг И.Р. Неочевидные последствия газового вторжения Китая в Центральную Азию // 25.01.10 URL:http://perevodika.ru./articles/10390.html
3. Виноградова О. Газовый анклав Китая: есть ли там место России// Нефтегазовая вертикаль. 2010. - №18. - С. 72-77
4. Парамонов, В.В. Центральная Азия в энергетической стратегии Китая. Последствия и возможности для России/ В.В. Парамонов, А.В. Строков, О.А. Столповский // Энергетическая политика. -2010. - №4-5. -С.67-79
5. Лукин О. Конкуренция с отсрочкой // Нефтегазовая вертикаль. -2010. -№2. - С.68-70
6. Лукин О. Китай обходит Россию на газовом рынке Туркменистана // Нефтегазовая вертикаль. - 2009. - № 24. - С.70 - 72
7. Макаров, А.А. Тенденции развития мировой энергетики и евразийское энергетическое пространство: роль России/ А.А. Макаров, Т.А. Митрова // Энергетическая политика. -2010. - №4-5. -С.3-12
8. Томберг И. Проблемы энергосотрудничества России с Китаем.
Фонд стратегической культуры. 2008
URL:http://expert.mgimo.ru/index.php?option=com content&task=view&id=956
9. Парамонов В. Энергетический клуб ШОС и потенциал
Ирана:проблемы и рекомендации. 18.01.2010.
URL:http: lasttime/ru/re ganalitic/2/23 0.html