Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ШАХБОКСА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ШАХБОКСА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахбокс / профессионально-прикладная физическая подготовка / физическая культура студентов / chess boxing / professional-applied physical training / students' physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Шитов Денис Геннадьевич, Милехин Александр Викторович, Пурахина Оксана Владимировна

Проведено исследование, которое позволило рассмотреть возможность включения шахбокса в учебный процесс юридического вуза в рамках профессионально-прикладной физической подготовки специалистов юридического профиля. Определены уровень информированности и мнение студентов и преподавателей о новом виде спорта. Выявлены трудности и проблемы при реализации внедрения в образовательное пространство юридического вуза шахбокса в рамках профессионально-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Шитов Денис Геннадьевич, Милехин Александр Викторович, Пурахина Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF A CHESS BOX FOR PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING AT A LAW SCHOOL

A study was carried out, which allowed considering the possibility of including chess boxing in the educational process of a law school within the framework of professionally applied physical training of legal professionals. The level of awareness and opinion of students and teachers about the new sport has been established. Difficulties and problems in the implementation of the introduction of chess boxing into the educational space of a law school within the framework of professional and applied physical training are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ШАХБОКСА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 796.83:796.011.3

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-33-40

ПЕРСПЕКТИВЫ ШАХБОКСА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А.Н. Онищенко, Д.Г. Шитов, А.В. Милехин, О.В. Пурахина

Проведено исследование, которое позволило рассмотреть возможность включения шахбокса в учебный процесс юридического вуза в рамках профессионально-прикладной физической подготовки специалистов юридического профиля. Определены уровень информированности и мнение студентов и преподавателей о новом виде спорта. Выявлены трудности и проблемы при реализации внедрения в образовательное пространство юридического вуза шахбокса в рамках профессионально-прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: шахбокс, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура студентов.

PROSPECTS OF A CHESS BOX FOR PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING AT A LAW SCHOOL

Onishchenko A.N., doctor of medical sciences, professor, prof-fiz@yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Shitov D.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, shitov5 5 5 @mail. ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Melekhin A.V., candidate of pedagogical sciences, professor, milehin1958@yandex.ru, Saratov, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov,

Purakhina O.V., senior lecturer, kseniya-pov@mail.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy

A study was carried out, which allowed considering the possibility of including chess boxing in the educational process of a law school within the framework of professionally applied physical training of legal professionals. The level of awareness and opinion of students and teachers about the new sport has been established. Difficulties and problems in the implementation of the introduction of chess boxing into the educational space of a law school within the framework of professional and applied physical training are revealed.

Key words: chess boxing, professional-applied physical training, students' physical culture.

Онищенко Александр Николаевич, д-р мед. наук, проф., ргоМ17@уаМех.ги, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Шитов Денис Геннадьевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, shitov555@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Милехин Александр Викторович, канд. пед. наук, проф., milehin1958@vandex.ru, Россия, Саратов, Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова,

Пурахина Оксана Владимировна, старший преподаватель, kseniva-pov@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия

В настоящее время существует устойчивый стереотип о спортсменах, что они являются не самыми образованными людьми с поверхностным мышлением. Особенно если этот вид спорта связан с большими физическими нагрузками или с ударными единоборствами, например, с боксом. В начале нашего исследования необходимо определиться с историей возникновения и со спецификой относительно нового и не очень распространенного вида спорта «шахбокс». Данный вид спорта был придуман французским художником и режиссером Энки Билалом в комиксе «Холодный экватор» в 1992 году, где главный герой из-за не-

обходимости играл и в бокс, и в шахматы. Данный комикс стал прототипом настоящего вида спорта. Впервые соревнования по шахбоксу были проведены 2003 году в Амстердаме Ипе Рубингом, который и стал победителем. Он же, в свою очередь, создал Международную федерацию шах-бокса (WCBO - World Chessboxing Organization) [1, 5, 6].

Шахбокс объединяет две дисциплины - бокс и шахматы, раунды по которым чередуются. Всего 11 раундов, из них: нечетные - четырехминутные шахматные, четные - двухминутные классического бокса. Конечно же, между раундами есть перерывы, но только для снятия или надевания боксерских перчаток. На шахматы дается определенное время: чем медленнее играешь, тем быстрее кончается время на ходы, то есть риск проиграть увеличивается. Наличие двух видов спорта обусловливает достижение победы двумя способами - в шахматах и боксе. Для победы необходимо поставить во время игры в шахматы мат противнику или добиться превышения противником лимита времени на обдумывание. Есть возможность одержать победу в боксе: послать противника в нокаут или добиться прекращения боя по решению судьи. В течение поединка можно победить во время любого вида испытаний - соревнование прекращается. При ничейном результате в шахматной партии ведущая роль отводится подсчету очков в боксе. Победа присуждается спортсмену, набравшему больше очков. При ничье в боксе, победившим является участник, играющий в шахматы черными фигурами [4, 7].

Шахбокс находится в управлении Всемирной организации шах-бокса (WCBO). Данная организация проводит соревнования по всему миру. Самым большой спортивный клуб шахбокса, членами которого являются более 50 спортсменов, находится в г. Берлине. В России шахбокс не включен в реестр видов спорта, а Федерация создана только 15 июня 2020 года, то есть для России этот вид спорта считается новым [6].

По нашему мнению, шахбокс за счет своей комбинации из двух дисциплин способствует гармоничному развитию и позволяет формировать: психофизические качества (быстрота реакции, быстрота движений, точность координация движений, выносливость, силовые способности), качества и свойства мышления (аналитическое и стратегическое, быстрота и самостоятельность мышления, абстрактное и логическое мышление, концентрация внимания, способствует прогрессу в интеллектуальных и аналитических способностях, развитию различных видов памяти, умению сосредотачиваться на решении конкретной задачи), качества личности (целеустремленность, организованность, волю).

Установлено, что во время шахматной партии повышаются возможности оперативной памяти головного мозга, а также развиваются функции долговременной памяти, что в комбинации с боксом позволяет формировать способности управлять своими эмоциями и приводит к чувству уверенности в себе [4, 8].

Профессию юриста можно отнести к профессиям умственного труда. Она характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением на фоне сниженной двигательной активности. Деятельность юриста многогранна, ее спектр напрямую зависит от специальности, некоторые из которых имеют выраженную специфику, например, юрист-следователь, юрист-переводчик и др. В любом случае, специалист должен обладать эмоциональной устойчивостью, навыками преодоления стресса и развития стрес-соустойчивости. Специфической особенностью юридических профессий является работа с различными потоками информации: текстовыми, цифро -выми, табличными, схемаобразными. Для этого необходима логика, терпение, умение сосредоточиться, мотивация к работе с информацией, хорошее внимание, усидчивость, концентрация внимания. Деятельность юриста требует высокой организованности и собранности, умения замечать детали и обобщать. Это интеллектуальный труд, выполняемый, как правило, в условиях дефицита времени и нервного напряжения [2, 3].

Также существует ряд специальностей, требующих отличной физической подготовки и проявления различных физических качеств и способностей. Таким образом, у выпускников юридического вуза должны быть сформированы следующие профессионально-важные качества: нравственность, высокий интеллект, пунктуальность, справедливость, коммуникативность, стрессоустойчивость, умение анализировать, сила воли, концентрация внимания, отличная физическая подготовка и др.

Из вышесказанного несложно сделать вывод, что занятия шахбок-сом способствуют развитию определенных качеств, большинство из которых являются профессионально-важными для юристов.

Авторам представлялось интересным для изучения компетентности студенческой молодежи в вопросе специфики и развития шахбокса в России, а также определения целесообразности его включения в образовательное пространство в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки, провести социологическое исследование среди обучающихся в юридическом вузе.

Цель исследования - определить возможность включения в образовательный процесс и перспективу шахбокса, как вида спорта, в профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридического вуза на основе результатов социологического исследования.

Задачи исследования:

1) оценить социологические базовые показатели неспециального физкультурного образования студентов;

2) установить уровень информированности и мнение студентов и преподавателей о новом для России виде спорта «шахбокс»;

3) определить целесообразность внедрения в образовательное пространство юридического вуза шахбокса в рамках профессионально-прикладной физической подготовки.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» в первом полугодии 2022 года в реальных условиях учебного процесса. Использовались следующие методы исследования: изучение специальной литературы по теме исследования, сбор первичной социологической информации при помощи анкеты, статистическая обработка с применением программы «Statistica», обобщение и анализ полученных данных.

Содержание анкет было разработано коллективом кафедры физической культуры и спорта. Всего в анкетировании приняли участие 240 студентов 2-3-х курсов и 18 преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Принявшие участие в исследовании студенты в целом относятся к физической культуре и спорту положительно - 73 %, нейтрально - 20 %, отрицательно - 6 %, не имеют определенного мнения - 1 %. Из них 81 % обучающихся регулярно посещали учебные занятия в вузе, 15 % - периодически, 4 % - не занимались. После завершения обучения в юридической академии 75 % респондентов хотели бы трудиться в прокуратуре, 7 % - в следственных органах, 8 % - в судебной системе, 5 % - в адвокатуре, 5 % - не определились.

Наряду с этим 96 % студентов высказались о положительном влиянии физической культуры на здоровье человека, но только 51 % опрошенных считают, что обычный двигательный режим в процессе профессионального обучения достаточен для нормального функционирования организма.

В процессе анкетирования респонденты отметили появление признаков сильного утомления во время учебы. Причинами этого (по их мнению) являлись: интенсивность учебы на фоне отсутствия вариабельности учебных занятий (монотонность), длительность ежедневного учебного процесса, дефицит выделяемого времени для отдыха, не полное соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий, несбалансированность режима учебы, низкая двигательная активность (нехватка движений).

Результаты исследования позволили установить, что 74 % студентов считают физическую культуру необходимым элементом общей культуры личности, а 75 % - подтвердили, что занятия физической культурой в вузе способствуют поддержанию хорошего самочувствия.

Две трети обучаемых отметили, что они не ведут активный образ жизни, 84 % - не занимаются ни в каких спортивных секциях.

Вызывает особый интерес, что 85 % студентов не знают о существовании шахбокса, 60 % - не интересуются новостями российского спорта, а 70 % - мирового. При этом 95 % считают профессионально-прикладную физическую подготовку необходимой для успешной будущей профессиональной деятельности. Однако 90 % студентов-юношей и 95 % студентов-девушек не представляли себя занимающимися шахбоксом.

Обобщение и анализ полученных данных позволили установить, что 85 % респондентов считают шахбокс непопулярным в России, а 75 % -в мире. Определено, что 91 % студентов не стали бы смотреть видеотрансляции таких соревнований, несмотря на то, что все опрошенные высказались о формировании при занятиях таким видом спорта следующих качеств: выдержки, самообладания, внимательности, дисциплинированности, трудолюбия, силы, ловкости, выносливости, логики, стратегического мышления, интеллекта, прогнозирования поведения.

Прискорбно, что на вопрос «Могут ли занятия шахбоксом способствовать формированию профессионально-важных качеств для осуществления будущей профессиональной деятельности?» респонденты ответили следующим образом: «Да» - 24 %, «Нет» - 59 %, «Не знаю» - 17 %. При этом 82 % студентов высказались о ненужности спортивной секции шах-бокса в вузе.

Вызывает особый интерес мнение студентов об оптимальной организации физкультурно-спортивной работы: занятия в рамках учебного процесса (24 %), большой выбор бесплатных секций (70 %), выбор дополнительных платных секций (6 %), хорошая материально-техническая база (80 %), высокий уровень квалификации сотрудников кафедры физической культуры и спорта (80 %), большое количество соревнований, в которых можно принять участие (30 %). Вместо шахбокса респонденты предлагали ввести в учебные программы занятия различными видами единоборств, дартсом, стрельбой.

К сожалению, 55 % студентов считают, что занятия физической культурой должны быть необязательными в плановом учебном процессе юридической академии. Результаты исследования позволили установить, что в случае обязательных занятий 80 % респондентов хотели посещать секционные занятия по видам спорта, а 20 % - традиционные (общепринятые для вузов) учебные занятия.

Необходимо отметить, что 17 % опрошенных отдали приоритет занятиям по баскетболу, 28 % - волейболу, 20 % - футболу, 14 % - легкой атлетике и лыжному спорту, 18 % - шейпингу и аэробике, 16 % - настольному теннису и бадминтону, 11 % - атлетической подготовке, силовой гимнастике и гиревому спорту, 21 % - единоборствам, 15 % - оздоровительным системам упражнений, 19 % - спортивному скалолазанию, 6,0 % - дартсу (можно было выбрать несколько видов). Шахбокс выбран не был.

Обращает на себя внимание, что только треть студентов готовы оплачивать спортивно-оздоровительные услуги.

В случае организации платных занятий 35 % студентов готовы посещать плавательный бассейн, 11 % - занятия шейпингом и аэробикой, 35 % - тренажерный зал, 31 % - сеансы массажа, 11 % - занятия йогой, 14 % - арендовать спортивные залы для игр. Шахбокс также не был в приоритете.

Полученные в социологическом исследовании данные преподавателей свидетельствуют о том, что:

- занятия шахбоксом определенно могли бы способствовать формированию и развитию профессионально-важных качеств будущего юриста;

- необходимо развивать мотивационно-ценностное отношение студентов к данному виду спорта;

- при внедрении таких занятий могут возникнуть проблемы с материально-техническим оснащением, подбором специалистов тренеров и преподавателей (первоначально можно привлекать двух тренеров - по шахматам и боксу);

- необходимо учитывать гендерную направленность шахбокса (подавляющее число занимающихся в клубах - мужчины);

- для тренировок и проведения соревнований требуется специальный медицинский контроль и медперсонал.

К сожалению, по нашему мнению, время шахбокса для образовательного пространства высшего учебного заведения еще не пришло. Рано говорить о том, что основой оптимизации физического воспитания студентов может служить личностно-ориентированное образование с учетом индивидуальных физических особенностей и потребностей, заменяющее традиционные занятия по расписанию в рамках учебного процесса. В первую очередь кафедре физической культуры и спорта необходимо сосредоточить усилия на профессионально-ориентированной организации учебного процесса, формировании и развитии мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в занятиях физической культурой, внедрении инновационных форм, средств и методов обучения на основе расширения и модернизации учебно-материальной базы.

Как вариант преподаватели предложили организацию в юридических вузах комплексных (комбинированных) учебных занятий с использованием (синтезом) элементов различных единоборств, интеллектуальных видов, дартса, различных видов стрельбы и т. д. На перспективу в рамках профессионально-прикладной физической подготовки можно рассмотреть создание комбинированных видов спорта «ШахСамбо», «ШахДзюдо», «СамбоДартс» и т. д.

Заключение. Проведенное исследование позволило рассмотреть возможность применения в учебном процессе юридического вуза на материале шахбокса новых видов спорта. Полученные данные свидетельствуют о ряде трудностей и проблем при реализации этой идеи. Однако в перспективе реально провести расширенное междисциплинарное исследование для обоснования и внедрения новых видов спорта (или специальных комплексных, комбинированных учебных занятий) для профессионально-прикладной физической подготовки специалистов юридического профиля.

Список литературы

1. Береснев И.М. История возникновения. Концепция шахбокса (chessboxing) // Школа Бокса ЕГИЛЬ [Электронный ресурс]. URL: https:// kazan-boxing.ru/about-chessboxing (дата обращения: 20.02.2023).

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. 6-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 608 с.

3. Гайдамашко И.В., Талашманова К.А. Модель профессионально важных качеств юриста // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2020. № 3. С. 6-13.

4. Кишибаев И.Я., Иванов М.А. Шахбокс как путь реализации права ребенка на физическое и интеллектуальное развитие и формирование навыков здорового образа жизни // Альманах мировой науки. 2018. № 5 (25). С. 147-148.

5. Лебедянцев Р.В. ШахБокс - комбинация шахмат и бокса // World of chess [Электронный ресурс]. URL: https://worldofchess.ru/articles/shah-boks-kombinaciya-shahmat-i-boksa (дата обращения: 02.03.2021).

6. Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В. Шахматы плюс бокс - получается шахбокс // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1 (4). С. 46-50.

7. Правила вида спорта «шахбокс» (утв. Президиумом Федерации шахбокса России 27.10.2020 г.). М., 2020. 28 с.

8. Шахматы как предмет исследования и как учебный предмет в школе / Д.Г. Шитов [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 4. С. 63-65.

References

1. Beresnev I.M. Istoriya vozniknoveniya. Koncepciya shahboksa (chessboxing) [History of occurrence. The concept of chessboxing] // School of Boxing YEGIL [Electronic resource]. URL: https://kazan-boxing.ru/about-chessboxing (date of access: 20.02.2023).

2. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psihologiya [Legal psychology]: a textbook. 6th ed. St. Petersburg: Publishing House "Piter", 2009. 608 p.

3. Gajdamashko I.V., Talashmanova K.A. Model' professional'no vazhnyh kachestv yurista [Model of professionally important qualities of a lawyer] // Pedagogika i psihologiya: voprosy teorii i praktiki [Pedagogy and psychology: questions of theory and practice]. 2020. No. 3. P. 6-13.

4. Kishibaev I.Ya., Ivanov M.A. Shahboks kak put' realizacii prava rebenka na fizicheskoe i intellektual'noe razvitie i formirovanie navykov zdorovogo obraza zhizni [Chess box as a way to realize the child's right to physical and intellectual development and the formation of healthy lifestyle skills] // Al'manah mirovoj nauki [Almanac of world science]. 2018. No. 5 (25). P. 147-148.

5. Lebedyancev R.V. ShahBoks - kombinaciya shahmat i boksa [ShahBox - a combination of chess and boxing] // World of chess [Electronic resource]. URL: https:// worldofchess.ru/articles/shahboks-kombinaciya-shahmat-i-boksa (date of access: 02.03.2023).

6. Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. Shahmaty plyus boks - poluchaetsya shahboks [Chess plus boxing - it turns out chess box] // Voprosy doshkol'noj pedagogiki [Questions of preschool pedagogy]. 2016. No. 1 (4). P. 46-50.

7. Pravila vida sporta «shahboks» [Rules of the sport "chessboxing"] (approved by the Presidium of the Chessboxing Federation of Russia on 27.10.2020). M., 2020. 28 p.

8. Shahmaty kak predmet issledovaniya i kak uchebnyj predmet v shkole [Chess as a subject of research and as a school subject] / D.G. Shitov [et al.] // Fizicheskaya kul'tura: vos-pitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2020. No. 4. P. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.