Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТАХ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОК САМБО / УРОК ШАХМАТ / ШАХБОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Пигида Кристина Сергеевна

В статье авторы рассуждают о новых методиках к проведению уроков физической культуры в школе с учетом современного подхода здоровьесберегающего образования детей, обозначенного национальными интересами государства. В научно - педагогическом исследовании показывается социальная значимость всероссийского проекта «Самбо в школу» - ориентирован на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо, создание условий для патриотического, физического и духовнонравственного воспитания молодого поколения. Урок Самбо в школе представлен как унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания вне зависимости от веры исповедания. Уроки шахмат введены для популяризации шахмат и повышения интеллектуального уровня школьников. Каждый регион обозначает главные направления и показывает уровни реализации всероссийских проектов, направленных на сохранения здоровья детей и нации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Пигида Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AT SCHOOL IN ALL-RUSSIAN PROJECTS

In the article, the authors discuss new methods for conducting physical education lessons at school, taking into account the modern approach of healthy - saving education of children, indicated by the national interests of the state. The scientific and pedagogical study shows the social significance of the All - Russian project «Sambo to school» - it is aimed at introducing schoolchildren to the study of the basics of sambo struggle, creating conditions for patriotic, physical and spiritual and moral education of the younger generation. Sambo's lesson at school is presented as a unified teaching and upbringing method, consisting of a system of physical, mental and spiritual exercises, which can be used for teaching and upbringing regardless of faith confession. Chess lessons were introduced to popularize chess and increase the intellectual level of schoolchildren. Each region indicates the main areas and shows the levels of implementation of all-Russian projects aimed at preserving the health of children and.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТАХ»

УДК 796

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОЕКТАХ PHYSICAL EDUCATION AT SCHOOL IN ALL-RUSSIAN PROJECTS

Овчинников Юрий Дмитриевич

кандидат технических наук, доцент кафедра биохимии и биомеханики и естественнонаучных дисциплин Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма г. Краснодар, Россия Ovchinnikov Yuri Dmitrievich Ph. D., associate professor department of biochemistry and biomechanics and natural sciences Kuban state university of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Пигида Кристина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент заместитель декана факультета спорта

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Pigida Kristina Sergeevna, Ph. D., associate professor deputy dean of the faculty of sports Kuban state university of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Аннотация: В статье авторы рассуждают о новых методиках к проведению уроков физической культуры в школе с учетом современного подхода здоровьесберегающе-го образования детей, обозначенного национальными интересами государства. В научно-педагогическом исследовании показывается социальная значимость всероссийского проекта «Самбо в школу» - ориентирован на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо, создание условий для патриотического, физического и духовнонравст-венного воспитания молодого поколения. Урок Самбо в школе представлен как унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, пси -хических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспи-тания вне зависимости от веры исповедания. Уроки шахмат введены для популяризации шахмат и повышения интеллектуального уровня школьников. Каждый регион обозначает главные направления и показывает уровни реализации всероссийских проек-тов, направленных на сохранения здоровья детей и нации в целом.

Abstract. In the article, the authors discuss new methods for conducting physical education lessons at school, taking into account the modern approach of healthy-saving education of children, indicated by the national interests of the state. The scientific and pedagogical study shows the social significance of the All-Russian project «Sambo to school» - it is aimed at introducing schoolchildren to the study of the basics of sambo struggle, creating conditions for patriotic, physical and spiritual and moral education of the younger generation. Sambo's lesson

at school is presented as a unified teaching and upbringing method, consisting of a system of physical, mental and spiritual exercises, which can be used for teaching and upbringing regardless of faith confession. Chess lessons were introduced to popularize chess and increase the intellectual level of schoolchildren. Each region indicates the main areas and shows the levels of implementation of all-Russian projects aimed at preserving the health of children and.

Ключевые слова: физическая культура в школе; инновационные подходы; здо-ровьесберегающее образование; урок самбо; урок шахмат; шахбокс.

Keywords: physical culture at school; innovative approaches; health-saving education; sambo lesson; chess lesson; chess box.

Современные оздоровительные технологии приобретают новые формы [1]. Потребитель оздоровительных услуг имеет возможность выбрать способ и метод оздоровления. Система дополнительного образования детей позволяет родителям и ребенку выбрать понравившийся вид спорта, но важно, чтобы он подходил по меди-цинским показаниям [2]. Возникло понятие детского спорта [3].

Проблема состояла в том, чтобы видоизменить уроки физической культуры, сделать их не только интересными, но и полезными. И если говорить с точки зрения современного образовательного маркетинга и менеджмента, более технологичными с использованием различных форм и методов современного спорта. Физическая культура для массового потребителя есть не только ежедневная ходьба и массовые забеги, но и восприятие собственного организма с точки зрения физической активности [4]. С возрастом физическая активность снижается и формировать ее необходимо в детском возрасте с учетом индивидуальных особенностей не только орга -низма, но и личности в целом. В каждом регионе для детей разных возрастов проводятся спортивные мероприятия, но в них участвуют не все дети общеобразовательных школ, а преимущественно те, которые посещают спортивные секции имеют специальную подготовку.

Региональные власти пересматривают свое видение на развитие физической культуры, пытаются внедрить новые методы и подходы, помогающие оздоравливать и развивать школьников не только физически, но и интеллектуально.

Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил ввести в школах региона уроки самбо к 2021 году [5]. В две трети школ ввели обязательные уроки шахмат [6]. С 1 сентября 2019 года занятия по самбо появились в 146 школах в качестве третьего урока физкультуры. Через четыре года они станут обязатель-ными во всех учебных заведениях края.

В Краснодарском крае 141 учитель физкультуры прошел переподготовку для того, чтобы заниматься первичным занятием самбо с учениками школ. На оборудование спортивных залов и переподготовку учителей физкультуры было направлено 20 млн рублей.

И если эксперимент пройдет успешно, школы края перейдут на обязательное занятие на уроке физкультуры. Самбо российский вид спорта, который учит управ -лять своим телом, но закономерен вопрос о медицинском допуске детей к занятиям [7, 8]. Важно разработать идеологическую концепцию среди молодого поколения, что самооборона без оружия, позволит быть сильными и физически, и духовно [9].

Следует отметить тот факт, что Краснодарский край входит в число рейтинговых

регионов среди 85 регионов по развитию физической культуры и спорта.

В 2017 году 188 тысяч жителей Краснодарского края приняли участие в сдаче норм ГТО, по этому показателю регион занимает второе место в стране.

В 2019 году на введение уроков самбо в школах Кубани направят 28 млн рублей.

Рассматривая методологическую составляющую уроков, следует отметить, что самбо состоит из 3-х дополняющих друг друга разделов - спортивного, боевого и приемов самозащиты. Его техника построена на основе приемов, которыми поль -зуются многие виды борьбы, правила спортивного самбо разрешают любой прием при условии, что он не повредит здоровью спортсмена.

Анализ учебных программ учителей показал, что на уроках используются следующие методы обучения:

- словесные (доступное объяснение упражнений и целесообразность их выполнения);

- наглядные (показ правильного исполнения конкретного упражнения тренером-преподавателем или с помощью учащегося);

- проверки на практике (выполнение упражнения учащимися целиком для простых упражнений, пошагово и целиком для сложных).

Младшие школьники должны понимать, что они делают в движении и для чего. Для этого педагогически целесообразно во 2-х классах использовать игровые методы. Ценность уроков самбо состоит не только как средство самообороны, а как сред -ство развития биомеханических качеств своего организма: силы, ловкости, гибкости, выносливости и развития системы координации движений на весь жизненный цикл. Современный человек получает травмы при падениях, потому что его не научили в детстве как правильно падать. Совершая движения в доме, на улице, на работе получает травмы, при падениях которых можно бы было избежать, если зная, как правильно упасть.

Необходимо в процессе обучения школьников основам самбо, особое внимание уделить навыкам безопасных падений. Основная задача упражнений самостра -ховки и страховки сводится к формированию навыков приземления при падениях.

Помимо самбо, еще один инновационный урок появился на Кубани. В школах Краснодарского края вводят обязательные уроки шахмат. В прошлом году их прово -дили в 270 учебных заведениях для 26 тысяч ребят. В новом году внедрение шахмат в программу продолжится.

Сравнительный анализ показал, что в 2018/2019 учебном году в проекте «Шахматы в школе» примут участие 816 из 1211 школ Краснодарского края [10].

Уроки вводят для повышения интеллектуального уровня школьников и популяризации шахмат. Но проблема состоит в том, что каждый ли ребенок морально-психологически готов играть в шахматы, и подготовлен ли учитель к данному инновационному уроку. В советское время обучение детей и подростков велось в системе дополнительного образования в форме шахматного клуба или шахматного кружка на базе общеобразовательной школы.

Проведенный комплексный анализ показал, какие личностные качества необходимые в практической жизнедеятельности могут развиться у ребенка с помощью

игры в шахматы с учетом индивидуальных особенностей:

1. Игра в шахматы развивает способность мыслить в любой жизненной си -туации. В этой интеллектуальной игре необходима быстрота в выборе и принятии решений (так как отведено время хода в партии).

2. Логическое мышление, память и внимательность. Хождение фигур позво-ляет по правилам выстроить логическую цепочку.

3. Навык самостоятельности: шахматист может рассчитывать на собственные знания, ибо игра в шахматы изначально нацелена на поглощение большого объема информации и постоянного его пополнения, таким образом происходит мотивация к знаниям и по общеобразовательным предметам. Не случайно было выявлено, что дети, хорошо играющие в шахматы, хорошо знают предмет «Математика». Более того, больше всего курсов повышения квалификации по урокам шахмат проходят учителя математики.

4. Философия победы и поражения видна в шахматах. Вместо эмоционального выгорания при поражениях, проводится целая цепочка анализа и работа над ошибками. Формируется стратегическое и системное умение мыслить.

5. Концентрация внимания, усидчивость важные факторы в развитии и успешности ребенка для родителя и учителя.

6. Скорость реакции на ход противника, вариативность комбинированных ходов в шахматах заставляет мозг работать нестандартно и видеть зрительно комби -национные ходы свои и противника в определенном зрительном ракурсе - плоскость шахматной доске. При этом работает мелкая моторика рук, так тактильные ощущения пальцев, берущих фигуру уже мозгу, дают информационные сигналы о решении проблемы. Деревянные шахматы, в отличие от онлайн фигур, позволяют ребенку не только на ощупь почувствовать предмет, но и увидеть красоту форм шахматных фигур. Дети с бионическими протезами рук совершают перемещения на шахматной доске не просто так, а выполняют мини задания для проработки моторики, отработки точных уверенных действий (брать фигурки, передвигать предметы, скользить) и, при этом, тренировать свой мозг интеллектуально. Им нужно научиться не поднимать плечо руки с биопротезом, в противном случае появляется риск перенапряжения мышц и, как следствие, проблем с осанкой при сидении и стоянии. Таким образом, с помощью шахмат проводятся исследования в биоинженерии и инженерной биомеханике направлениях взаимосвязанных с движениями чело -века.

Шахматы, древняя игра, признанная у многих народов мира, и, неслучайно данную игру называют языком дипломатии и мирового содружества. В разных стра -нах мира фигуры имеют экзотические формы и являются предметом искусства и хорошим подарком. Хотя шахматы пришли к нам из Индии, но самой играющей страной является Россия. Существует шахматная версия «Дипломат». Доска состоит из трех концентрических кругов по 14 ячеек в каждом и центральной ячейки. Фигуры идентичны фигурам в ортодоксальных шахматах, добавляется дополнительная фигура, называемая Дипломатом. Следует отметить, что есть Конь, но нет никакой Королевы.

В 2017 году был проведен педагогический эксперимент студентка Кубанского

государственного университета физической культуры, спорта и туризма Л. В. Хорь-кова в процессе прохождения педагогической практики в школе провела серию интегрированных уроков по физкультуре с включением в них элементов настольного тенниса, шахмат в МОУ СОШ № 54 г. Краснодара (Фото1).

Фото 1. Студентка Любовь Хорькова (специализация «Женский бокс) освоила новый вид спорта шахбокс и провела интегрированный урок в МОУ СОШ № 54 г. Краснодара

Ученики 5-6 классов МОУ СОШ № 54 г. Краснодара с увлечением познакоми -лись с новым видом спорта - шахбоксом, ибо спортсменка специализируется в женском боксе. Для данной возрастной категории детей интересно попробовать все занятия, и не важно одержит ли игрок победу, главное коллективное участие. Для студентки важно было проследить систему движений в сочетании с двигательной и умственной деятельностью.

И такой формат полностью вписывается в региональную концепцию здо-ровьесберегающего образования.

В регионе есть резервы для привлечения детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой. Так, в этом году планируется строительство 20 малобюджетных спортивных залов и 10 универсальных спортплощадок.

Спортивная инфраструктура должна быть в пешей доступности. Комплексы соз -дают совсем другую жизнь и в городе, и на селе, которые создают новый формат социального общения молодежи. На этих площадках старшее поколение делает утреннюю зарядку на свежем воздухе, ибо привыкло ее делать в молодости. А младшее поколение не умеет делать зарядку и играть в игры самостоятельно без учителя физкультуры. Основная игра мальчишек, игра в футбол. Хотелось бы, чтобы на придомовых спортивных площадках студенты проходили педагогическую практику, накапливая педагогический опыт, знакомя детей с различными играми в дви -

жении и тем самым не прерывалась связь поколений ребят нашего двора, ибо из-за плотной городской застройки не осталось дворов.

Фото 2. На придомовых территориях г. Краснодара в 2021 году сооружены высокотехнологичные спортивные площадки, на которых могут заниматься спортом дети и взрослые в любую погоду

Литература

1. Овчинников Ю. Д., Шевченко В. В. Грэплинг-тактический вид борьбы // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической куль-туры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 17-18 апреля 2017 г.) Челябинск : Челябинский государственный университет, 2017. С. 20-23.

2. Овчинников Ю. Д., Лызарь О. Г., Колбасин В. В. К вопросу о допуске к занятиям в секциях каратэ // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1 (61). С. 31-34.

3. Зайцева Т. В., Овчинников Ю. Д., Абраамян А. А. Трансляция педагогического опыта в социальном восприятии детского спорта // Социальная педагогика в России. 2018. № 5. С. 51-54.

4. Развитие физической культуры и спорта как основы укрепления общественного здоровья в г. Великие Луки / А. Г. Беляев [и др.] // Физическая культура в школе. 2021. № 4. С. 52-62.

5. Эффективность внедрения борьбы Самбо в процесс физического воспитания учащихся старшего подросткового возраста общеобразовательной школы / С. С. Лядов [и др.]// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 189-194.

6. Никанова Е. А. Шахматы как третий урок физической культуры в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 4. С. 40-43.

7. Горбачев А. И., Горбачева О. А. Повышение эффективности уроков физической культуры старшеклассников с использованием элементов Самбо // Наука-2020. 2019. № 1 (26). С. 93-97.

8. Кожеев Н. А. Самбо в Карельском селе: история, развитие, достижения // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2020. № 2. С. 39-45.

9. Тверитнев К. А., Драндров Г. Л. Особенности развития волевой сферы у подростков, занимающихся самбо // Вестник Чувашского государственного педагогичес-кого университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 216-222.

10. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А. И. Алифиров [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 53-55.

References

1. Ovchinnikov Yu. D., Shevchenko V. V. [Grappling-tactical type of wrestling]. Aktual'nye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoj kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noj rekreacii v sovremennom mire. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheljabinsk, 17-18 aprelja 2017 g.) [Actual problems and prospects of the theory and practice of physical culture, sports, tourism and motor recreation in the modern world. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, April 17-18, 20170. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2017, pp. 20-23. (In Russia).

2. Ovchinnikov Ju. D., Lyzar' O. G., Kolbasin V. V. K voprosu o dopuske k zanjatijam v sekcijah karatje [On the issue of admission to classes in karate sections]. Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e - Physical culture and health, 2017, no. 1 (61), pp. 31-34.

3. Zajceva T. V., Ovchinnikov Ju. D., Abraamjan A. A. Transljacija pedagogicheskogo opyta v social'nom vosprijatii detskogo sporta [Translation of pedagogical experience in the social perception of children's sports]. Social'naja pedagogika v Rossii - Social Pedagogy in Russia.

Scientific and methodical journal, 2018, no. 5, pp. 51-54.

4. Belyaev A. G. Belyukov D. A., Flotskaya D. I., Yaryshkina Yu. A. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta kak osnovy ukreplenija obshhestvennogo zdorov'ja v g. Velikie Luki [Development of physical culture and sports as the basis for strengthening public health in the city of Velikiye Luki]. Fizicheskaja kul'tura v shkole - Physical culture at school, 2021, no. 4, pp. 52-62.

5. Lyadov S. S., Gureeva T. M., Sudorgina V. P., Chumash V. V. Jeffektivnost' vnedrenija bor'by Sambo v process fizicheskogo vospitanija uchashhihsja starshego podrostkovogo vozrasta obshheobrazovatel'noj shkoly [The effectiveness of the implementation of Sambo wrestling in the process of physical education of students of senior adolescence of a general education school]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft, 2018, no. 11 (165), pp. 189-194.

6. Nikanova E. A. Shahmaty kak tretij urok fizicheskoj kul'tury v obshheobrazovatel'noj shkole [Chess as the third lesson of physical culture in a secondary school]. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2014, no. 4, pp. 40-43.

7. Gorbachev A. I., Gorbacheva O. A. Povyshenie jeffektivnosti urokov fizicheskoj kul'tury starsheklassnikov s ispol'zovaniem jelementov Sambo [Increasing the effectiveness of physical education lessons for high school students using Sambo elements]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 1 (26), pp. 93-97.

8. Kozheev N. A. Sambo v Karel'skom sele: istorija, razvitie, dostizhenija [Sambo in the Karelian Village: History, Development, Achievements]. Fizicheskoe vospitanie i detsko-junosheskij sport - Physical education and youth sports, 2020, no. 2, pp. 39-45.

9. Tveritnev K. A., Drandrov G. L. Osobennosti razvitija volevoj sfery u pod-rostkov, zanimajushhihsja sambo [Features of the development of the volitional sphere in adolescents involved in sambo]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva - Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University after named I. Yakovleva, 2019, no. 2 (102), pp. 216-222.

10. Alifirov A. I., Mikhailova I. V., Makhov A. S., Belov M. S. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty vnedrenija shahmat v rossijskoj shkole [Theoretical and practical aspects of the introduction of chess in the Russian school]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2018, no. 5, pp. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.