ИММУНОЛОГИЯ № 6, 2013
ИММУНОЛОГИЯ СПИДА
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013
УДК 615.281.8.03:616.98:578.828.6]-092:612.017.1.064]:33
И.А. Николаева, Э.В. Карамов, И.Г. Сидорович, Г.О. Гудима, Л.С. Сеславина, Х.И. Истамов, Р.М. Хаитов
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА АНТИ-ВИЧ/СПИД-МИКРОБИЦИДОВ В РОССИИ
ФГБУ ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России,115478, г. Москва, Каширское шоссе, д. 24, корп. 2
Проведена оценка размера потенциального российского рынка вагинальных анти-ВИЧ-микробицидов (средства местного применения для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции/СПИДа половым путем). За основу для определения размера целевой группы потребителей принято число ВИЧ-инфицированных в России (женщины - половые партнеры ВИЧ-инфицированных мужчин и ВИЧ-инфицированные женщины). Для препарата с анти-ВИЧ- и контрацептивными свойствами размер рынка может составить от 26 до 874-1200 млн руб.; для препарата, сочетающего анти-ВИЧ-активность с антисептическими, регенераторными и репарационными свойствами - от 37 до 1214 млн руб. Для уточнения прогноза развития рынка микробицидов необходимы исследования целевой группы потребителей и стоимости препарата.
Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, микробициды, объем рынка
I.A. Nikolaeva, E.V Karamov, I.G. Sidorovich, L.S. Seslavina, G.O. Gudima, Kh.I. Istamov, R.M. Khaitov PROSPECTS FOR THE MARKET FOR A MICROBICIDE AGAINST HIV IN RUSSIA
National Research Center “The Institute of Immunology, Federal Medical-Biological Agency, Moscow, Russia Potential size of the market for vaginal microbicide in Russia was estimated. Use of vaginal microbicides, which provide method, controlled by women, is one of the ways to prevent HIV sexual transmission. We assumed that target group includes HIV infected women and women sexual partners of HIV infected men. The potential market size for a microbicide depends critically on the characteristic of the product. Market size estimates for the product with both anti HIV and contraceptive activity can vary from 26 to 874-1200 million roubles, and for the product with anti HIV and regenerative activity from 37 to 1214 million roubles. To obtain more accurate estimate, the studies on target group of consumers and product cost should be performed.
Key words: HIV, AIDS, microbicides, market size
Введение. Эпидемия ВИЧ-инфекции/СПИДа во всем мире и в нашей стране является одной из самых серьезных проблем здравоохранения в области инфекционных заболеваний и серьезнейшей экономической, социальной и демографической проблемой.
Основной путь распространения ВИЧ-инфекции половой. В отличие от рака и сердечно-сосудистых заболеваний ВИЧ-инфекция поражает главным образом молодое трудоспособное население, ведущее активную половую жизнь. Большинство новых случаев ВИЧ-инфекции отмечается среди женщин; половина людей, живущих с ВИЧ в мире,- женщины [1]. В России растет число случаев заражения ВИЧ половым путем прежде всего при гетеросексуальной передаче вируса. Соответственно увеличивается доля женщин, инфицированных ВИЧ, и как следствие риск рождения инфицированных детей. Поэтому среди комплекса задач, связанных с проблемой ВИЧ-инфекции/СПИДа, одной из важнейших является прерывание полового пути передачи ВИЧ. Эффективным средством для этого могут стать препараты местного действия - вагинальные микро-бициды. Микробициды представляют собой гелевые или мазевые композиции, содержащие активные составляющие, способные предотвращать половую передачу ВИЧ и других (или сопутствующих) заболеваний, передаваемых половым путем (таких, как гонорея, хламидиозы, генитальный герпес). Такие продукты предназначены прежде всего для женщин, которые могут пользоваться этими средствами профилактики перед половым контактом независимо от партнера.
Анализ рынка микробицидов. В настоящее время ни в России, ни во всем мире рынок микробицидов не сформиро-
ван. Несмотря на большую потребность и многочисленные исследования, проводимые за рубежом, эффективные микро-бициды на зарубежном рынке отсутствуют, а задача создания действенной стратегии биомедицинской профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа пока не решена. В частности, это связано с трудностями создания микробицидов и проблемами социального, поведенческого характера. Для успеха превентивной стратегии, помимо свойств самого продукта, необходима приверженность целевой группы потребителей к применению микробицидов.
Первым исследованием экономических аспектов разработки микробицидов, призванным оценить возможный размер рынка микробицидов, стоимость разработки микро-бицидов и возможность возврата инвестиций, стал анализ, выполненный Фармако-экономической рабочей группой Рокфеллеровского фонда инициативы по микробицидам [2]. В исследовании указывалось, что микробициды первого поколения могут быть предназначены для использования во влагалище, с последующим расширением показаний для ректального применения. Высказано предположение о том, что по мере разработки новых микробицидов их микробицидная и контрацептивная действенность возрастет. Ожидалось, что первоначальная эффективность против ВИЧ составит 50% и возрастет до 85%, а контрацептивная эффективность возрастет с 75 до 90%. Авторы отчета предположили, что размер рынка микробицида, отвечающего основным потребностям женщины в развитых и развивающихся странах, может составить 900 млн долларов США к 2011 г. и 1,8 млрд долларов США к 2020 г. Это была так называемая консервативная оценка, исходившая из того, что продукт будут использовать
- 292 -
ИММУНОЛОГИЯ СПИДА
менее 10% сексуально активных женщин. Если же продукт будет отвечать более широкому кругу потребностей, включая повседневные гигиенические потребности, оздоровление влагалища и общую защиту от инфекций, авторы исследования оценивали потенциал рынка на уровне 5 млрд долларов США. Для продукта, не отвечающего высоким стандартам приемлемости для женщин, максимальный размер рынка оценивали как 100 млн долларов США.
Авторы исследования [2] предположили, что микроби-цид первого поколения, предназначенный для вагинального применения, мог бы обеспечить защиту от ВИЧ и некоторых других инфекций, передаваемых половым путем. В дополнение к этому миробицид мог бы иметь противозачаточные свойства. Авторы исследования [2] рассмотрели два сценария для микробицида первого поколения. Они указали, что контрацептивные свойства могут оказать негативное воздействие или не будут иметь никакого влияния на интерес к продукту потребителей в странах с низким уровнем использования противозачаточных средств и оказать положительное действие на интерес потребителей в странах с высоким уровнем использования противозачаточных средств. Рынок развивающихся стран более других испытывает воздействие ВИЧ-инфекции/СПИДа, однако уровень использования противозачаточных средств здесь невысок. В связи с этим авторы исследования предположили, что продукт без противозачаточных свойств может привлечь больше потребителей. Поскольку СПИД представляет собой смертельное заболевание, потребители и врачи будут тщательно оценивать эффективность микробицида, прежде чем решить его использовать или назначать. Поэтому авторы исследования предположили, что вероятность лицензирования микробици-да первого поколения в качестве самостоятельного продукта невысока. Для того чтобы получить разрешение на выпуск со стороны регулирующих органов, продукт должен обеспечить 50% эффективность при типичном применении и лицензироваться вместе с мужским презервативом или влагалищным приспособлением.
Авторы исследования [2] предположили, что микробицид первого поколения в индустриальных странах будет доступен только по назначению врача (с возможным переходом к продаже на кассе при переходе к продуктам второго и третьего поколения), тогда как в развивающихся странах доступность продукта на кассе необходима с самого начала продаж. В противном случае доступ к продукту в развивающихся странах будет резко ограничен.
Развитие рынка микробицидов зависит от самого продукта и от того, как его примет рынок. Авторы исследования [2] рассмотрели три возможных сценария вывода продукта на рынок:
1) ожидаемый вариант - товар, в значительной мере соответствующий требованиям потребителя;
2) оптимистический вариант - продукт, используемый в обычных гигиенических целях;
3) пессимистический вариант - нишевой продукт.
Сценарий ожидаемого варианта представляет собой оценку возможного рынка микробицида, если он отвечает основным потребностям женщин в индустриальных и развивающихся странах. По оценке авторов исследования [2], размер такого рынка мог бы составлять от 0,9 до 1,1 млрд долларов США. Расчеты размера рынка при этом были основаны на том, что небольшая часть женщин используют продукт при 50% половых контактов (исходя из 100 половых контактов в год). В этом случае 3% женщин в развивающихся странах и 7% женщин в развитых странах могли бы применять микро-бициды. В этом случае рынок имеет значительный потенциал для расширения.
Оптимистический вариант может рассматриваться в том случае, если благодаря своим преимуществам микробицид войдет в повседневную жизнь женщин. Однако маловероятно, что продукт первого поколения станет обычным предметом гигиены, а вывод на рынок будет развиваться по оптимистическому сценарию.
Пессимистический сценарий в случае микробицида может реализоваться, если продукт не соответствует стандартам приемлемости женщинами либо быть следствием неэффективного маркетинга. Примерами нишевых продуктов являются женский презерватив (продажи составили 6 млн долларов США) и Today sponge (продажи составили 20 млн долларов США), хотя ожидаемый размер рынка оценивался в 1,8 млрд долларов США. Малый размер рынков может быть связан с приемлемостью продуктов. Женские презервативы дороги, а обучение пользованию Today sponge вызывало трудности. По аналогии с Today sponge авторы исследования [2] оценили размер рынка для микробицида первого поколения в 20 млн долларов США с возможным ростом для ми-кробицида второго поколения до 55 млн долларов США, что сравнимо с рынком спермицидов (55 млн долларов США).
Важным показателем является розничная цена микро-бицида. Авторы исследования [2] оценили среднюю розничную цену для единицы товара в 0,4 доллара США для развивающихся стран и в 1,66 доллара США для развитых стран (средневзвешенное между 3 долларами за упаковку с одной дозой и 1,5 доллара за дозу в упаковке 20 доз стоимостью 30 долларов). Также проведен анализ анкетирования по странам с высоким доходом и развивающимся. В анкете был, в частности, вопрос о стоимости микробицида по сравнению со стоимостью презерватива (однократная, двукратная и пятикратная стоимость презерватива). Отмечено падение интереса к микробициду после того, как стоимость микробицида превысила стоимость презерватива.
Рассматривая результаты исследования [2], можно заключить, что вероятный размер рынка вагинальных микробици-дов первого поколения, сочетающих анти-ВИЧ-активность с контрацептивными свойствами (первоначальная эффективность против ВИЧ 50% и контрацептивная эффективность 75%), может составить от 55 до 900 млн долларов США при реализации пессимистического и вероятного сценария вывода на рынок. Этот разброс позволяет понять важность идентификации основной целевой группы потребителей микро-бицидов и правильного позиционирования этого продукта.
В настоящем исследовании мы остановились на оценке рынка для микробицида первого поколения и не рассматриваем сценарии развития рынка для микробицидов второго и третьего поколений.
В связи с этим мы провели анализ потенциального рынка с учетом рынка контрацептивов, спермицидов и рынка предназначенных для женщин вагинальных суппозиториев с антисептическим действием и суппозиториев, сочетающих антисептические, регенераторные и репарационные свойства. Из исследования были исключены потенциальные потребители ректальных микробицидов и потребители-женщины, использующие суппозитории, действующим веществом которых являются гормоны (например, свечи «Овестин»).
Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и перспективных специализированных мировых рынков. В течение последних лет показатель ежегодного прироста потребления составлял около 30%. Темпы роста фармацевтического рынка в 2005-2006 гг. позволили России войти в ТОП-10 стран по емкости розничного рынка готовых лекарственных средств. Вместе с тем объем лекарственного потребления в денежном выражении значительно уступает аналогичному показателю в странах ЕС и Северной Америки. Так, в указанных странах потребление лекарственных средств в 2007 г. в денежном выражении не опускалось ниже 240 долларов США, тогда как в России этот показатель не превысил 80 долларов США.
Объем фармацевтического рынка РФ, по экспертным данным, в 2008 г. составил около 13,5 млрд долларов США, или около 405 млрд рублей (исходя из 30 рублей за 1 доллар). На суппозитории приходится около 16% российского рынка мягких лекарственных форм (около 2% общего объема рынка лекарственных средств), т. е. около 270 млн долларов США, или около 8,1 млрд рублей [3].
Потенциальный размер рынка микробицидов с анти-ВИЧ-
- 293 -
ИММУНОЛОГИЯ № 6, 2013
активностью зависит от характеристик продукта, причем, вероятно, эти характеристики со временем будут меняться.
Размер целевой группы потребителей. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в РФ до 1 ноября 2012 г, составило 703 781 (по данным, сообщенным территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на 22 ноября 2012 г. [4]), в том числе 6193 детей в возрасте до 15 лет. Из них умерли, по данным персонифицированного учета, 90 396 человек. Среди ВИЧ-инфицированных в РФ на 1 ноября 2012 г. по-прежнему преобладали мужчины (63,8%). К 31 декабря 2011 г в России было зарегистрировано 246 тыс. ВИЧ-инфицированных женщин (36% всех зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции). В 2004-2012 гг. 41-43% новых случаев инфицирования ВИЧ были зарегистрированы среди женщин [4].
Таким образом, за вычетом умерших и детей число ВИЧ-инфицированных в России составляет 607 192. Следовательно, если позиционировать вагинальные суппозитории как монопрепарат с анти-ВИЧ-активностью, максимальное число потенциальных потребителей без вычета гомо- и бисексуалов (МСМ) можно оценивать как 607 тыс. В это число входят 387 тыс. мужчин и 220 тыс. женщин. Женщины составляют основную целевую группу потребителей вагинальных микробицидов. В 2012 г. женщины инфицировались ВИЧ преимущественно при гетеросексуальных контактах (64,5% новых случаев), тогда как мужчины - при внутривенном введении наркотиков (74,2%). С 2002 г. в стране половым путем преимущественно заражаются молодые женщины [4]. Отметим, что препарат с анти-ВИЧ-активностью способен предотвратить заражение не только женщины, но и мужчины.
При определении размера целевой группы ВИЧ-инфицированных мы включили в эту группу женщин, являющихся половыми партнерами ВИЧ-инфицированных мужчин, а также ВИЧ-инфицированных женщин. Сделав допущение, что у каждого ВИЧ-инфицированного имеется только 1 половой партнер, мы определили оптимально минимальный размер целевой группы потребителей в размере около 607 тыс. человек. Именно эту цифру мы использовали в дальнейших расчетах.
Позиционирование микробицида как препарата с анти-ВИЧ-активностью и контрацептивными свойствами. В случае позиционирования препарата как микробицида с анти-ВИЧ-активностью и контрацептивными свойствами мы оценили потенциальный рынок для такого препарата исходя из аналогии с презервативами.
Российский рынок презервативов переживает период бурного роста. Общий объем рынка в 2005 г. составил около 400 млн штук [5], а коэффициент потребления - более 2,5 презерватива на душу населения в год, что не меньше, чем в большинстве развитых стран. Согласно внутренним оценкам компании «Болеар Медика» [6], в 2011 г. объем потребления презервативов в России приблизился к 450 млн штук, т. е. примерно 3,14 на душу населения. Процент людей, пользующихся презервативами, в России ниже, чем на Западе. Однако люди начинают больше думать о безопасности своей жизни, в том числе и защите от СПИДа, венерических заболеваний, чаще предохраняются от нежелательной беременности [5].
Ранее изделия медицинского назначения - презервативы -продавались в аптеках. В настоящее время примерно 11% объема продаж занимает фуд-рынок (супермаркеты, киоски, заправки и др.). Рост потребления презервативов на фуд-рынке говорит о том, что процесс формирования у россиян культуры пользования барьерными контрацептивами вошел в активную стадию. Презервативы постепенно переходят для многих в разряд привычных и необходимых в повседневной жизни мелочей, таких как дезодорант или зубная паста [6].
Исходя из объема потребления презервативов 3,14 штуки на душу населения, при грубой оценке максимального числа сексуально активных ВИЧ-инфицированных лиц (число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц за вычетом детей и без вычета МСМ) можно оценивать объем потребления как 3,14 • 607 000 = 1 905 980 единиц продукта. При средней стоимости презерватива в средней ценовой категории (упаковка 12 штук - 346 рублей, или 28,8 рубля за единицу; анализ выполнен нами по результатам исследования стоимости презервативов в интернет-магазинах) это составит 54 892 224 рубля, т. е. примерно 55 млн рублей.
Другой метод расчета основан на оценке сексуальной активности, поскольку ВИЧ-инфекция/СПИД более всего поражает молодое трудоспособное население, ведущее активную половую жизнь. При этом сексуально активными считаются лица, совершающие от одного полового акта в неделю, или 50-52 половых акта в год [7], до 100 половых актов в год [2].
Если считать, что ВИЧ-инфицированные лица, ведущие активную половую жизнь, будут использовать презерватив (или микробицид с контрацептивными свойствами) в 50% половых контактов, то потребность составит от 50 контактов • 607 000 человек • 50% = 30 350 000/2 = 15 175 000 единиц продукта до 100 контактов • 607 000 • 50% = 60 700 000/2 = 30 350 000 единиц продукта, что в ценовом выражении составляет от 437 до 874 млн рублей. Если только 3% ВИЧ-инфицированных лиц будут использовать презервативы или микробициды с контрацептивными свойствам в 100% половых контактов, потребность составит от (607 000 • 3% = 18 210 человек) • 50 контактов = 910 500 до (607 000 • 3% = 18 210 человек) • 100 контактов = 1 821 000 единиц продукции, что в ценовом выражении составит от 26,222 до 52,444 млн рублей.
По оценке, выполненной в исследовании Н.Б. Дремовой и Е.В. Холодовой [8], из 178 торговых наименований контрацептивных средств на долю презервативов приходится 111, или 62,4%, тогда как на долю спермицидов - 10, или 5,6%. Отметим, что спермициды относятся к лекарственным средствам и включены в фармакотерапевтическую группу «Контрацептивные средства для местного применения» (код по АТС-классификации G02BB) [9].
Представленные на российском рынке спермициды чаще всего выпускаются в форме вагинальных суппозиториев как наиболее удобных в применении (50%). Два средства представлены в виде вагинальных таблеток (20%), три оставшихся спермицидных препарата - это пленки, крем и тампоны (по 10%) [8]. 40% спермицидов содержат ноноксинол и 40% - бензалкония хлорид.
В табл. 1 приводятся сведения о стоимостим и действующих веществах некоторых спермицидов, представленных на
Таблица 1
средняя стоимость вагинальных спермицидов в форме суппозиториев, представленных на российском рынке
Вагинальный спермицид Активная субстанция Стоимость упаковки в розничной продаже, производитель Стоимость одного суппозитория
Свечи "Патентексовал" Ноноксинол-9 251 рубль - упаковка 6 штук; Merz, Германия 41,8 рубля
Свечи "Контрацептин Т" Хинозол, борная кислота, танин 41 рубль - упаковка 10 штук; «Нижфарм», Россия 4,1 рубля
Свечи "Фарматекс" Бензалкония хлорид (benzalkonium chloride); является одновременно противозачаточным средством (спермицид) и антисептиком 423,7 рублей - упаковка 10 штук; Иннотек Ин-тернасиональ, Франция, Лаборатория Иннотек Интернасиональ/Иннотера Шузи, Франция 42,3 рубля
- 294 -
ИММУНОЛОГИЯ СПИДА
Таблица 2 розничная стоимость суппозиториев на российском рынке и стоимость курсов лечения и профилактики (по результатам исследования стоимости в интернет-аптеках)
Розничная стоимость Количество на курс; стоимость курса
Наименование Активная субстанция за упаковку за единицу продукта лечебный профилактиче- ский
Полижинакс, капсулы вагинальные, Иннотек Интернасиональ, Франция Антибиотик комбинированного типа (неомицин, нистатин, полимиксин В) 204 рубля; упаковка 6 капсул 34 рубля 12 капсул; 408 рублей 6 капсул; 204 рубля
Синтомициновые свечи, «Ниж-фарм», Россия Хлорамфеникол, антибиотик широкого спектра действия 20 рублей; упаковка 10 свечей 2 рубля 7-10 капсул; 14-20 рублей 7-10 капсул; 14-20 рублей
Гексикон, свечи вагинальные, «Нижфарм», Россия Хлоргексидина биглюконат 222 рубля; упаковка 10 свечей 22,2 рубля 14-40 капсул; 155-444 рубля -
Флагил, свечи вагинальные, Санофи авентис, Франция Метронидазол 388 рублей; упаковка 10 свечей 38,8 рубля 20 свечей; 776 рублей -
Депантол, свечи вагинальные, «Нижфарм», Россия Хлоргексидина глюконат и дексапантенол 352 рубля; упаковка 10 свечей 35 рублей 14-40 свечей 490-1400 рублей -
российском рынке. Анализ выполнен нами по результатам исследования аптечной продукции в интернет-аптеках.
Как видно из табл. 1, стоимость суппозиториев в розничной торговле составляет от 4,1 до 42,3 рубля за единицу. При этом суппозитории отечественного производства в 10 раз дешевле импортных аналогов. Розничная цена импортных спермицидов (около 40 рублей за единицу) составляет примерно 1,25 стоимости презерватива. По-видимому, при оценке рынка микробицидов можно ориентироваться примерно на такую стоимость единицы препарата.
Мы провели оценку потенциального размера рынка микробицидов с анти-ВИЧ-активностью и контрацептивными свойствами. При этом исходили из того, что средняя стоимость презерватива составляет 28,8 рубля за единицу, а также из допущения, что лица, ведущие активную половую жизнь, совершают от одного полового акта в неделю, или 50-52 половых акта в год [7], до 100 половых актов в год [2].
Объем фармацевтического рынка в России составляет 405 000 млн рублей. На долю суппозиториев приходится 8100 млн рублей. При расчете на целевую группу потребителей ВИЧ-инфицированные объем рынка презервативов или ми-кробицидов с контрацептивными свойствами в том случае, если 50% ВИЧ-инфицированных лиц, ведущих активную половую жизнь, будут использовать продукт в 50% половых контактов, может составить 437-874 млн рублей. Объем рынка презервативов или микробицидов с контрацептивными свойствами в случае, если 3% ВИЧ-инфицированных лиц, ведущих активную половую жизнь, будут использовать продукт в 100% половых контактов, может составить 26,2-52,4 млн рублей.
Еще один вариант оценки можно представить, если принять во внимание результаты исследования R-TGI (Российский индекс целевых групп) [5]. Согласно этим данным, среди мужчин старше 16 лет как по России в целом, так и по Москве презервативами пользуются не более 20%. Таким образом, число потребителей суппозиториев с контрацептивными свойствами может составить около 20% от группы ВИЧ-инфицированных. Однако можно рассчитывать на то, что это число может оказаться либо больше (если считать, что лица, знающие о своем ВИЧ-положительном статусе, более ответственно отнесутся к своему партнеру, чем в целом среди населения), либо меньше (если учесть, что ВИЧ-положительные лица ведут более распущенный образ жизни, чем население в целом).
Таким образом, грубая оценка рынка микробицида с контрацептивными свойствами при расчете на целевую группу потребителей ВИЧ-инфицированные дает диапазон потенциального размера рынка от 26 млн рублей (при пессимистической оценке, если 3% ВИЧ-инфицированных лиц, ведущих активную половую жизнь, будут использовать продукт в
100% половых контактов) до 874 млн рублей (при оптимистической оценке, при допущении, что микробицид будет использоваться вместо презерватива). При расчете размера рынка, исходя из средней розничной стоимости импортных спермицидов в форме суппозиториев (около 40 рублей за единицу), его можно увеличить в 1,25 раза. Видно, что рынок такого препарата имеет значительный потенциал и может быть расширен благодаря улучшению потребительских свойств и пропаганде. Для того чтобы приблизиться к реальным цифрам, необходимы серьезные исследования поведения целевой группы потенциальных потребителей.
Позиционирование микробицида как комбинированного препарата, сочетающего анти-ВИЧ-активность с антисептическими, регенераторными и репарационными свойствами. В отличие от презервативов, которые относятся к изделиям медицинского назначения, суппозитории относятся к лекарственным средствам. Как указывалось выше, на суппозитории приходится около 2% общего объема рынка лекарственных средств, т.е. около 270 млн долларов США, или около 8,1 млрд рублей. При анализе спроса на суппозитории можно выделить промежуточного (врача) и конечного (пациента) потребителя [10].
В нашем случае конечным потребителем является целевая группа женщины - половые партнеры ВИЧ-инфицированных мужчин, а также ВИЧ-инфицированные женщины. В случае рассмотрения микробицида как препарата с анти-ВИЧ-активностью и контрацептивными свойствами (спермицида), минимально оптимальный размер целевой группы потребителей может быть принят за 607 тыс. человек.
Комбинированный препарат, сочетающий анти-ВИЧ-активность с антисептическими, регенераторными и репарационными свойствами, может быть использован как с целью предохранения от заражения ВИЧ, так и в качестве лекарственного средства. При этом в целевой группе ВИЧ-инфицированные женщины и женщины - половые партнеры ВИЧ-инфицированных мужчин можно выделить подгруппу женщин, нуждающихся в комплексной терапии. В связи с этим мы попытались определить распространенность патологических состояний женского организма, требующих комплексной терапии. Выявили, что в акушерстве и гинекологии существует достаточно много таких состояний. В частности, это эрозия и эктропион шейки матки. Согласно статистическим данным Минздрава России, это заболевание встречается у 1,6% женщин чаще всего в возрасте 16-45 лет (цит. [10]). Мы проанализировали результаты диссертации И.В. Филатовой «Формализация процесса подготовки к регистрации и моделирование вывода на рынок нового комбинированного лекарственного препарата». На основе обзора литературных данных и опроса врачей автором установлено, что в современной акушерско-гинекологической практике имеется по-
- 295 -
ИММУНОЛОГИЯ № 6, 2013
Т аблица 3
Потенциальный размер рынка микробицидов с анти-ВИЧ-активностью и регенераторными свойствами
Показатель Стоимость, млн рублей
Объем рынка микробицидов с регенераторными свойствами в случае, если 50% ВИЧ-инфицированных лиц, ведущих активную половую жизнь*, будут использовать продукт в 50% половых контактов:
при 50 половых контактах в год и стоимости 28,8 рубля за единицу продукции 218,5
при 100 половых контактах в год и стоимости 28,8 рубля за единицу продукции 437
при 50 половых контактах в год и стоимости 40 рублей за единицу продукции 303,5
при 100 половых контактах в год и стоимости 40 рублей за единицу продукции 607,0
Объем рынка микробицидов с регенераторными свойствами в случае, если 3% ВИЧ-инфицированных лиц, ведущих активную половую жизнь*, будут использовать продукт в 100% половых контактов:
при 50 половых контактах в год и стоимости 28,8 рубля за единицу продукции 26,2
при 100 половых контактах в год и стоимости 28,8 рубля за единицу продукции 52,4
при 50 половых контактах в год и стоимости 40 рублей за единицу продукции 36,4
при 100 половых контактах в год и стоимости 40 рублей за единицу продукции 72,8
Дополнительный объем рынка микробицидов с регенераторными свойствами в случае применения курсами независимо от полового контакта с терапевтическими целями при целевом сегменте 15% от 607 тыс. человек (т. е. 91 тыс. человек) 37-127(при стоимости курса лечения 408-1400 рублей соответственно)
Дополнительный объем рынка микробицидов с регенераторными свойствами в случае применения курсами независимо от полового контакта с терапевтическими целями при целевом сегменте 40% от 607 тыс. человек (т. е. 243 тыс. человек) 99-340 (при стоимости курса лечения от 408 до 1400 рублей соответственно)
Примечание. * - характеристика соответствует 50-100 половым контактам в год.
требность и необходимость в проведении фармакотерапии с одновременной репарацией и санацией слизистых в удобной для лечения лекарственной форме - вагинальных суппозиториях. Мы приняли допущение, что частота эрозии и эктро-пиона шейки матки в выделенной нами целевой группе (n = 607 000) не отличается от распространенности в общей популяции и составляет 1,6%, или 9712 человек.
Другое распространенное заболевание женской половой системы - бактериальный вагиноз. Распространенность бактериального вагиноза в различных популяциях женщин и в разных странах составляет от 15 до 80% и более [11]. Существует определенная корреляционная зависимость между возникновением бактериального вагиноза и сексуальным поведением: раннее начало половой жизни, ее особенности, число половых партнеров и др. Число половых партнеров -более значительный фактор для развития бактериального ва-гиноза, чем количество половых контактов. Сексуальная активность при бактериальном вагинозе выше, чем у здоровых женщин [11]. Для определения размера группы, нуждающейся в терапии, мы приняли допущение, что распространенность бактериального вагиноза в целевой группе составляет от 15 до 40%, или от 91 до 243 тыс. человек, что значительно превосходит группу лиц, предположительно нуждающихся в комплексной терапии эрозии и эктропиона шейки матки (n = 9712).
Для определения потенциального размера рынка мы рас-
смотрели группу лекарственных препаратов в форме суппозиториев, предназначенных для лечения и профилактики вагинозов. Результаты исследования розничной стоимости суппозиториев на российском рынке представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, розничная стоимость продукта составляет от 2 рублей (синтомициновые свечи) до 38,8 рубля за один суппозиторий (флагил), а стоимость курса лечения - от 20 до 1400 рублей. При дальнейшем анализе мы исключили монопрепараты (синтомициновые свечи, флагил и гексикон) и рассматривали комбинированные препараты - де-пантол и полижинакс. В этом случае стоимость курса лечения составляет от 408 до 1400 рублей.
Потенциальный размер рынка микробицидов с анти-ВИЧ-активностью и регенераторными свойствами зависит от того, будет ли применение микро-бицида приурочено к половому контакту или ми-кробицид будет использоваться в терапевтических целях, курсами, независимо от полового контакта.
Для случая применения микробицида при половом контакте использовали следующую формулу:
Y = X ■ К% ■ L ■ М% ■ X рублей, где Y - объем рынка, X - число потребителей, К - % (доля) потребителей, предположительно использующих продукт; L - количество половых контактов в год; М - процент (доля) половых актов с использованием микробицида; N - розничная стоимость единицы продукта.
Для случая применения микробицида в терапевтических целях мы, как указывалось выше, приняли допущение, что распространенность бактериального вагиноза у ВИЧ-инфицированных женщин и женщин - половых партнеров ВИЧ-инфицированных мужчин составляет от 15 до 40%, или от 91 до 243 тыс. человек. При расчете стоимости лечения мы исходили из стоимости одного курса лечения в год с применением препаратов депантол и полижинакс (от 804 до 1400 рублей). Результаты расчета потенциального размера рынка микробицидов с анти-ВИЧ-активностью и регенераторными свойствами приведены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, потенциальный размер рынка микробицидов с анти-ВИЧ-активностью и регенераторными свойствами может составлять от 218,5 до 607 млн рублей. В случае применения микробицида в терапевтических целях, курсами независимо от полового контакта дополнительный прирост размера потенциального рынка может составить от 37 до 127 млн рублей при величине целевой группы ВИЧ-инфицированные женщины и половые партнеры ВИЧ-инфицированных мужчин 91 тыс. человек и от 99 до 340 млн рублей при величине целевой группы 243 тыс. человек.
Заключение. В настоящее время ни в России, ни во всем мире рынок микробицидов не сформирован. Несмотря на большую потребность, эффективные анти-ВИЧ-микробициды на зарубежном и российском рынке пока отсутствуют.
Результаты проведенного анализа позволили выделить целевой сегмент: женщины - половые партнеры ВИЧ-инфицированных мужчин и ВИЧ-инфицированные женщины.
При анализе рынка установили, что при позиционировании разрабатываемого микробицида как комбинированного препарата с анти-ВИЧ-активностью и контрацептивной активностью дает диапазон потенциального размера российского рынка от 26 млн рублей (при пессимистической оценке) до 874 млн рублей (при оптимистической оценке, при допущении, что микробицид будет использоваться вместо презерватива). При расчете размера рынка, исходя из средней розничной стоимости импортных спермицидов в форме суппозиториев (около 40 рублей за единицу), его можно увели-
- 296 -
ИММУНОЛОГИЯ СПИДА
чить примерно в 1,25 раза, т. е. до 1,2 млрд рублей. Рынок такого препарата имеет значительный потенциал и может быть расширен благодаря улучшению потребительских свойств и пропаганде. Необходима активная пропаганда здорового образа жизни и правильного полового поведения как среди населения вообще, так и среди группы ВИЧ-инфицированных. Для того чтобы приблизиться к реальным цифрам объема рынка микробицидов, необходимы серьезные исследования поведения целевой группы потенциальных потребителей.
При позиционировании разрабатываемого микробицида как комбинированного препарата, сочетающего анти-ВИЧ-активность с антисептическими, регенераторными и репарационными свойствами, размер потенциального рынка может быть грубо определен, исходя из потребностей целевого сегмента подгруппы, использующей препарат с анти-ВИЧ-свойствами, и потребностей целевого сегмента подгруппы, заинтересованной в терапевтическом (санирующем и регенерирующем) действии. Эти сегменты могут до определенной степени накладываться один на другой или суммироваться.
Идеальный микробицид должен сочетать анти-ВИЧ-активность со способностью к оздоровлению влагалища. Мы можем грубо определить потенциальный размер рынка такого препарата в диапазоне 437-874 млн рублей (при стоимости 28,8 рубля за единицу продукта), или 607-1214 млн рублей (при стоимости 40 рублей за единицу продукта) (при использовании анти-ВИЧ-свойств), или 37-127 млн рублей (при стоимости курса лечения 408 и 1400 рублей соответственно, если принять долю женщин, нуждающихся в лечении ваги-нозов за 15%), или 95,9-329 млн рублей (при стоимости курса лечения 408 и 1400 рублей соответственно, если принять долю женщин, нуждающихся в лечении вагинозов за 40%) при использовании курсами в терапевтических целях (один курс ежегодно). Для того чтобы понять, будут ли эти сегменты частично перекрываться или суммироваться и до какой степени, необходимы дополнительные исследования целевой группы потенциальных потребителей. В дальнейшем для моделирования вывода препарата на рынок понадобятся также исследования по определению стоимости препарата.
Результаты дальнейших исследований в области создания микробицидов комбинированного действия, сочетающих анти-ВИЧ-активность и способность к оздоровлению влагалища, а также исследований рынка (целевой группы потенциальных потребителей, определение стоимости ми-кробицида) способны привести к созданию перспективного и конкурентоспособного препарата и в конечном счете способствовать сдерживанию эпидемии ВИЧ-инфекции/СПИДа в нашей стране.
Работа поддержана грантом № 16.512.11.2232 Министерства образования и наук России и грантом № 22.006.13.800 ФМБА России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад ЮНЭЙДС о глобальной эпидемии СПИДа, 2010, UNAIDS Report on the global AIDS epidemic-2010, http:// www/unaids.org/ru
2. The Economics of Microbicide Development, A Report of the Pharmaco-Economics Working Group of the Rockefeller Foundation Microbicide Initiative, http://www.global-camaign.org/ clientfiles/rep3 economics.pdf
3. Отчет Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ оборудования для производства суппозиториев» http://www/investing.su/index.php/marketing/822-proizvodst-vo suppozitoriev v rossii
4. Отчет Федерального центра СПИД за 2012 г. Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2012 г.», http://www. hivrussia.ru/stat/2012-3.shtml
5. Краткий обзор российского рынка презервативов, Консалтинг-Центр «ШАГ», Группа компаний «ШАГ», http:// stepconsulting .ru/publ/19072011. shtml]
6. Рост потребления презервативов в России обеспечивают мужчины http://www.doktor.ru/articles/article.html?id=48497
7. MTN-001. Phase 2 Adherence and Pharmacokinetics Study of Oral and Vaginal Preparations of Tenofovir. A Study of the Microbicide Trials Network http://www.mtnstophiv.org/sites/ default/files/attachments/MTN-001/Final Version 2 0 03Sept08. pdf
8. Дремова Н.Б., Холодова Е.В. Современный рынок контрацептивных средств: маркетинговый анализ. Маркетинг в России и за рубежом. 2004; 6: 30-9. http://www.dis.ru/library/ detail.php?ID=25250
9. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М.: АстраФармСервис, 2009.
10. Филатова И.В. Формализация процесса подготовки к регистрации и моделирование вывода на рынок нового комбинированного лекарственного препарата: Дис. Мю; 2010.
11. Кулаков В.И., Савельева ГМ, Манухин И.Б., ред. Гинекология: Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.
REFERENCES
1. UNAIDS Report on the global AIDS epidemic-2010, http:// www/unaids.org/ru
2. The Economics of Microbicide Development, A Report of the Pharmaco-Economics working Group of the Rockefeller Foundation Microbicide Initiative, http://www.global-camaign. org/clientfiles/rep3_economics.pdf
3. The report of the Academy of Industrial Markets Analysis equipment for the production of suppositories» http:// www/investing.su/index.php/marketing/822-proizvodstvo_ suppozitoriev_v_rossii
4. Report to the Federal AIDS centre for 2012 Help HIV-infection in the Russian Federation in 2012», http://www.hivrussia.ru/ stat/2012-3 .shtml
5. A brief review of Russian market of condoms, Consulting Center «STEP»Group of companies «SHAG», http://stepconsulting.ru/ publ/19072011.shtml
6. Growth of consumption of condoms in Russia provide men http:// www.doktor.ru/articles/article.html?id=48497
7. MTN-001. Phase 2. Adherence and Pharmacokinetics Study of Oral and Vaginal Preparations of Tenofovir. A Study of the Microbicide Trials Network http://www.mtnstophiv.org/sites/default/files/ attachments/MTN-001/Final Version 2 0 03Sept08.pdf
8. Dremova N.B., Kholodova E.V. The market contraceptives: marketing analysis. Marketing in Russia and abroad, 2004; 6: 30-9. http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=25250
9. On The Main Page. Drugs in Russia. M: AstraPharmServis. 2009; 1760.
10. Filatov I.V Formalization of the process of preparation for the registration and modelling introduction of a new combined medicinal product. Abstract of dissertation for the scientific degree of the candidate of pharmaceutical sciences, Moscow; 2010.
11. Kulakov V.I., Savelieva G.M., Manukhin I.B., eds. Gynecology: national manual. Moscow: GEOTAR-Media. 2009; 1088.
Поступила 14.06.13
- 297 -