Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (УКРАИНСКИЙ ФАКТОР)'

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (УКРАИНСКИЙ ФАКТОР) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
648
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / США / КИТАЙ / ЕС / НАТО / ИНТЕРЕСЫ / ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Ю.В.

В начале 2022 г. Украина вошла в эпицентр геополитического напряжения. Это связано с политикой США, отказавшихся учитывать российские обеспокоенности по поводу вероятного принятия Украины в НАТО, и игнорирование “коллективным Западом” принципа “никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран”, закрепленного статьей 8 Хартии европейской безопасности. В связи с этим, цель данной статьи заключается в проведении анализа американской политики и стратегии в отношении России и Китая и в обосновании возможных путей устранения угроз со стороны “коллективного Запада”. В Заключении статьи приводятся выводы, вытекающие из целей проведенного исследования. Первый вывод заключается в том, что нынешние взаимоотношения РФ, КНР и США выглядят как своеобразный “треугольник”, на одной вершине которого находятся Россия и Китай вместе с государствами - сторонниками многополярности, на другой - США и их союзники, приверженцы однополярной системы международных отношений, третью вершину занимают нейтральные государства, которых становится все меньше. Второй вывод таков: катализатором формирования новой геополитической конфигурации является Украина, чья политика была нацелена на вступление в НАТО и на силовой возврат в свой состав “мятежных” территорий ЛНР и ДНР. Это обусловило для РФ необходимость признания независимости этих республик и проведения военной спецоперации с целью демилитаризации Украины. И, наконец, третий вывод: укрепление стратегического партнерства РФ и КНР является адекватным ответом на угрозы “коллективного Запада”. Для консолидации партнерства с Китаем у России есть природные ресурсы и обширный внутренний рынок, благоприятствующие экономическому взаимодействию с азиатским партнером, и современные вооруженные силы, обладающие боевым опытом. А у Китая - финансы и развитые высокотехнологические отрасли, способные облегчить России процесс преодоления западных санкций, связанных с событиями на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE LIGHT OF THE NEW GEOPOLITICAL SITUATION (UKRAINIAN FACTOR)

At the beginning of 2022, Ukraine has become the epicenter of geopolitical tension due to the US policy, which refused to take into account Russian concerns about the probable Ukraine admission to NATO. In addition, the “collective West” ignored the principle enshrined in Article 8 of the Charter of European Security - “no one should strengthen its security at the expense of the security of other States”. In this connection, the purpose of this article is to analyze American policy and strategy towards Russia and China and outline possible ways to eliminate the threats of the “collective West” to Russian and Chinese national interests. The article offers conclusions resulting from the objectives of this study. They are the following. Firstly, current relations between the Russian Federation, China and the United States look like a kind of “triangle”, on one top of which are Russia and China together with States that support multipolarity, on the other - the United States and its allies adhering to the unipolar system of international relations, the third top is occupied by neutral States. Secondly, the catalyst for the formation of such a geopolitical configuration is Ukraine, whose policy aimed at joining NATO and forcible returning of the “rebellious” territories of the LPR and DPR in Ukraine. This made it necessary for the Russian Federation to recognize the independence of these republics and conduct a special military operation to demilitarize Ukraine. Thirdly, strengthening the strategic partnership of the Russian Federation and China is an adequate response to the threats coming from the “collective West”. To consolidate the partnership with China, Russia has natural resources and an extensive domestic market conducive to economic cooperation with China, and modern armed forces with combat experience. China has finances and developed high-tech industries that can facilitate Russia's process of overcoming Western sanctions related to the events in Ukraine.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (УКРАИНСКИЙ ФАКТОР)»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

DOI: 10.48647ZIFES.2022.55.30.001

Ю.В. Морозов

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (УКРАИНСКИЙ ФАКТОР)

Аннотация. В начале 2022 г. Украина вошла в эпицентр геополитического напряжения. Это связано с политикой США, отказавшихся учитывать российские обеспокоенности по поводу вероятного принятия Украины в НАТО, и игнорирование «коллективным Западом» принципа «никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран», закрепленного статьей 8 Хартии европейской безопасности.

В связи с этим, цель данной статьи заключается в проведении анализа американской политики и стратегии в отношении России и Китая и в обосновании возможных путей устранения угроз со стороны «коллективного Запада». В Заключении статьи приводятся выводы, вытекающие из целей проведенного исследования. Первый вывод заключается в том, что нынешние взаимоотношения РФ, КНР и США выглядят как своеобразный «треугольник», на одной вершине которого находятся Россия и Китай вместе с государствами — сторонниками многополярности, на другой — США и их союзники, приверженцы однополярной системы международных отношений, третью вершину занимают нейтральные государства, которых становится все меньше. Второй вывод таков: катализатором формирования новой геополитической конфигурации является Украина, чья поли-

тика была нацелена на вступление в НАТО и на силовой возврат в свой состав «мятежных» территорий ЛНР и ДНР. Это обусловило для РФ необходимость признания независимости этих республик и проведения военной спецоперации с целью демилитаризации Украины. И, наконец, третий вывод: укрепление стратегического партнерства РФ и КНР является адекватным ответом на угрозы «коллективного Запада». Для консолидации партнерства с Китаем у России есть природные ресурсы и обширный внутренний рынок, благоприятствующие экономическому взаимодействию с азиатским партнером, и современные вооруженные силы, обладающие боевым опытом. А у Китая — финансы и развитые высокотехнологические отрасли, способные облегчить России процесс преодоления западных санкций, связанных с событиями на Украине.

Ключевые слова: Россия, США, Китай, ЕС, НАТО, интересы, политика, стратегия.

Автор: Морозов Юрий Васильевич, кандидат военных наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН и Института США и Канады РАН. ORCID: 0000-0003-2047-6420. E-mail::morozovyury51@yandex.ru

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Yu.V. Morozov

Prospects of Russian-Chinese relations in the light of the new geopolitical situation (Ukrainian factor)

Abstract. At the beginning of 2022, Ukraine has become the epicenter of geopolitical tension due to the US policy, which refused to take into account Russian concerns about the probable Ukraine admission to NATO. In addition, the «collective West» ignored the principle enshrined in Article 8 of the Charter of European Security — «no one should strengthen its security at the expense of the security of other States».

In this connection, the purpose of this article is to analyze American policy and strategy towards Russia and China and outline possible ways to eliminate the threats of the «collective West» to Russian and Chinese national interests. The article offers conclusions resulting from the objectives of this study. They are the following. Firstly, current relations between the Russian Federation, China and the United States look like a kind of "triangle", on one top of which are Russia and China together with States that support multipolarity, on the other — the United States and its allies adhering to the unipolar system of international relations, the third top is occupied by neutral States.

Secondly, the catalyst for the formation of such a geopolitical configuration is Ukraine, whose policy aimed at joining NATO and forcible re-

turning of the "rebellious" territories of the LPR and DPR in Ukraine. This made it necessary for the Russian Federation to recognize the independence of these republics and conduct a special military operation to demilitarize Ukraine.

Thirdly, strengthening the strategic partnership of the Russian Federation and China is an adequate response to the threats coming from the "collective West". To consolidate the partnership with China, Russia has natural resources and an extensive domestic market conducive to economic cooperation with China, and modern armed forces with combat experience. China has finances and developed high—tech industries that can facilitate Russia's process of overcoming Western sanctions related to the events in Ukraine.

Keywords: Russia, USA, China, EU, NATO, interests, policy, strategy.

Author: Yuri V. MOROZOV, Ph.D. (Military Sc.), Professor, Leading Research Fellow, the Institute of the Far Eastern Studiers and the Institute of the USA and Canada Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0003-2047-6420. E-mail: morozovyury51@yandex.ru

Conflict of interests. The author declares that there is no conflict of interests.

Стратегия США в отношении России в Европе

Стремительное ухудшение российско-американских отношений из-за разных подходов к разрешению глобальных и региональных проблем безопасности на фоне обострения военно-стратегической ситуации на юго-востоке Украины обусловило необходимость признания Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик зимой 2022 г., тем более что президент Украины В. Зеленский упорно отказывался выполнять требования Минских соглашений. Он начал сосредотачивать наступательную группировку войск на границах с ЛНР и ДНР, чтобы в начале марта 2022 г. силой вернуть «мятежные» территории в состав Украины. В этом ему помогали США и страны НАТО, поставляя Киеву оружие и обещая принять Украину в этот военный альянс.

В ответ Москва в качестве последнего предупреждения размести -ла группировку войск вблизи границ Украины, заявив, что воинственные планы Зеленского могут привести к катастрофическим последствиям для киевских властей. Но тот продолжал верить, что в случае чего «Запад ему поможет», поэтому на конференции по безопасности в Мюнхене в 2022 г., Зеленский заявил о способности

Украины иметь собственное ядерное оружие и призвал Вашингтон и Брюссель совместно с Киевом выступить единым фронтом против России1.

Однако президент США Дж. Байден не собирался бороться за Украину, предпочитая действовать «чужими руками» в опоре на украинских военнослужащих и наемников из других стран. Причин для этого несколько, но основные — две. Во-первых, США не намерены ввязываться в войну с ядерной державой — Россией, и во-вторых, военнослужащие США крайне негативно отнеслись к перспективе воевать за интересы чужедальней Украины, даже за предложенные им весьма немалые доплаты, а в случае их гибели — компенсации родственникам в размере 400 тыс. долл.2

Поэтому, когда 24 февраля 2022 г. ВС РФ начали спецоперацию с целью демилитаризации Украины, Белый дом отказал Зеленскому в командировании в помощь ВСУ подразделений ВС США и в закрытии воздушного пространства Украины. Аналогичным образом на эти просьбы ответил и Брюссель: «коллективному Западу» Украина нужна как постоянный очаг напряженности на границе с Россией, а ее военнослужащие рассматриваются им как расходный материал. Что касается участия наемников в боевых действиях, то «холодным душем» для них стала отправка в зону военного противостояния вооруженных подразделений из Чеченской республики3.

Однако проведение спецоперации РФ позволило США консолидировать НАТО и ЕС и ввести совместные санкции, чтобы замедлить развитие России и при помощи информационной войны изолировать Россию от глобальных процессов. Это полностью соответствует идее З. Бжезинского о том, что «без Украины Россия не будет евразийской империей» [Brzezinski Z.]. Поэтому антироссийская направленность «коллективного Запада» отвечает целям Стратегии национальной безопасности США, в которой их главными глобальными соперниками определены Россия и Китай4. В связи с этим первоочередная цель Вашингтона, согласно принципу «разделяй и властвуй», состоит в

1 Украина была очень близка к созданию ядерного оружия. URL: https://ria.ru/ 20220306/ukraina-1776880095.html (дата обращения: 02.03. 2022).

2 За гибель американского солдата семье могут заплатить полмиллиона долларов. URL: https://lenta.ru/world/2005/02/01/benefit (дата обращения: 02.03. 2022).

3 Чеченский батальон «Восток» отправили на Украину воевать с ВСУ. URL: https:// www.mk.ru/politics/2022/02/26/chechenskiy-batalon-vostok-otpravili-na-ukrainu-voevat-s-vsu.html (дата обращения: 04.03. 2022).

4 National Security Strategy of the United States of America. December 2017. P. 3.

том, чтобы сначала «разобраться» с Россией, а затем — с более экономически сильным соперником — Китаем.

Такая последовательность не случайна, так как в экономическом отношении США, и их основные союзники сильнее России. Об этом свидетельствует ВВП за 2019 г. основных антироссийски настроенных стран мира: США — 21,44 трлн долл., Япония — 5,15 трлн долл., Германия — 3,86 трлн долл., Великобритания — 2,97 трлн долл., Франция — 2,876 трлн долл. ВВП же России — всего 1,7 трлн долл.1, что в 21 раз меньше совокупного показателя указанных стран. При этом до начала спецоперации РФ на Украине основой российского экспорта являлись топливно-энергетические ресурсы, удельный вес которых в структуре экспорта в 2021 г. составил 54,3 %. Это свидетельствует о том, что объем поступлений в казну России до сих пор находится в зависимости от поставок этих ресурсов в Европу. При этом, после «замораживания» пуска «Северного потока-2» стоимость газа в Европе достигла 2400 долл. за 1000 кубометров, хотя до 22 февраля он стоил 900 долл.2 Что выгодно Вашингтону, так это увеличить зависимость стран ЕС от поставок американского газа по завышенным ценам.

Антироссийские санкции, введенные Евросоюзом, отвечают интересам США еще и потому, что нанесенный ущерб финансово-экономической сфере РФ и ее СМИ поначалу позволил увеличить стоимость доллара на международной бирже и воспрепятствовал российским масс-медиа в доведении правдивой информации о событиях на Украине до мирового сообщества. Вашингтон также заставил союзников по НАТО увеличить военные расходы на оборону, тем самым снизив собственное финансовое бремя.

Далее Белый дом объявил о многочисленных санкциях против РФ, большинство которых являются «продолжением» ранее наложенных. Но они не нанесли катастрофического вреда России, поскольку РФ уже адаптировалась к санкциям, введенным против нее после присоединения Крыма в 2014 г. Поэтому Москва заранее подготовилась к новым санкциям, накопив более 620 млрд долл. финансовых резервов, позволяющих продержаться 2 года. Помимо этого, российские вложения в казначейские облигации США за последние два года

1 GDP of European Union countries 2019 — StatisticsTimes. URL: https://statisticstimes. com/economy/european-union-countries-by-gdp.php (accessed: 22.02.2022).

2 Экспорт России 2021: статистика по странам и товарам, таблица по годам. URL: https://top-rf.ru/business/141-eksport.html (дата обращения: 04.03. 2022).

сократились примерно на 80 %1. Российские власти также легализовали криптовалюту, чтобы защитить государство от экономических санкций. Однако они больно ударили по простым гражданам России.

В качестве ответной реакции на введенные санкции и также на отказ США и НАТО/ЕС учитывать озабоченности РФ по поводу ее безопасности, в перспективе можно ожидать изменение конфигурации безопасности в Европе, в которой вместо принципа «обеспечение равной безопасности для всех» во главу угла встанет принцип «равной угрозы для всех», так как «коллективный Запад» не намерен следовать зафиксированному в Стамбуле принципу, предусмотренному статьей 8 Хартии европейской безопасности, — «никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран»2.

Нарастание напряженности в Европе позволило Вашингтону переложить ответственность за сдерживание России на европейцев и сосредоточить свои усилия против главного соперника в мире — Пекина, который в отношении событий на Украине занял «нейтрально-позитивную» позицию, наблюдая за действиями США и реакцией на них России, с целью заранее разработать свои контрмеры на аналогичные действия США в АТР.

Антикитайская направленность политики и стратегии США

Растущая враждебность Вашингтона по отношению к Китаю связана с осознанием в США, что они могут в ближайшем будущем потерять свое доминирующее положение в мире. Об этом свидетельствуют 3-кратное превышение темпов роста ВВП КНР (6,1 %) по сравнению с ВВП США (2,1 %), в связи с которым Белый дом усиленно педалирует китайскую псевдоугрозу в международных СМИ и перекладывает вину за свои экономические и социальные проблемы на Китай3. При этом его попытки остановить развитие Китая при помощи санкций постоянно терпят неудачу.

Так, США запретили продажу оружия Китаю, вынудив его усиленно развивать собственный ВПК. Благодаря этому, КНР стала

1 США ввели против России «жесткие санкции». Но их успех под вопросом. URL: https://inosmi.ru/20220301/sanktsii-253234478.html (дата обращения: 05.03. 2022).

2 Хартия европейской безопасности, принятая в Стамбуле в 1999 г. URL: https:// pasmi.ru/archive/83117/(дата обращения: 18.02.2022).

3 Will China go bankrupt in a few years? URL: https://www.quora.com/ (accessed: 23.02.2022).

третьим по величине экспортером оружия в мире. США запретили американским компаниям экспортировать чипы в Китай, чтобы остановить там строительство суперкомпьютеров. В ответ КНР разработала собственный суперкомпьютер TaihuLight и вытеснила США с мирового рынка, произведя в 2020 г. 250 млн компьютеров и 1,5 млрд смартфонов1. Помимо этого, Китай стал серьезным конкурентом США в основополагающих технологиях XXI века: искусственном интеллекте, квантовой информатики и биотехнологии и т. д. [Allison, Klyman, Barbesino, Yen].

При этом США полагают, что их государственная система является образцом для остальных стран мира. Но в реальности это означает наложение американской военной силы и внешнего управления на другие страны мира. Это в корне противоречит интересам Китая, который видит себя Срединным государством — высшей формой цивилизации. В связи с этим председатель КНР Си Цзиньпин нацелен на то, чтобы к середине этого века построить в Китае общество «благоденствия», которое «затмит» американскую модель развития и будет притягательным для других государств мира2. И по прогнозам американского политолога Сильвэна Сора (Sylvain Saure) к 2030 г. Китай достигнет своей цели — стать ведущей экономической державой мира .

Чтобы не допустить этого, Белый дом в отношении Китая желал бы применить тактику, аналогичную используемой на Украине: чужими руками задержать развитие страны, расшатав внутреннюю обстановку при помощи сепаратистов (в Тибете, Синьцзяне, Гонконге и Тайване). В свете этого глава МИД КНР Ван И призвал выполнить ряд обещаний, данных президентом США Д. Байденом, в том числе — не сдерживать Китай своей Индо-Тихоокеанской стратегией и не накалять обстановку вокруг вопроса об объединении материкового Китая с Тайванем4. И хотя США на словах официально выступают за

1 What will happen if USA stop importing from China completely? URL: https:// translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.a801a738-62219df0-8f91288c-74722d776562/ https/www.quora.com/ (accessed: 23.02.2022).

2 Xi Jinping's Speech at the Unveiling of the New Chinese Leadership. (2012). South China Morning Post, November 15, 2012.

3 Saure, Sylvain. China's GDP may exceed the United States for the first time this year. Do you think that this will be permanent? URL: https://mail.yandex.ru/?uid=68109018# message/178736610211332367 (accessed: 22.02.2022).

4 Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region / The Department of Defense. July 1, 2019.

их воссоединение в соответствии с принципом «одно государство, две системы», но на деле они ведут секретную деятельность на Тайване с целью укрепления его оборонного потенциала. В связи с чем 29 января 2021 г. посол КНР в США Цинь Ган предупредил, что если Вашингтон будет подталкивать тайваньские власти к провозглашению независимости Тайваня, то между Китаем и США может возникнуть военный конфликт1. Однако стороны вряд ли дойдут до прямого военного столкновения из-за крайне высокой цены разрыва важной взаимной торгово-экономической связки. Поэтому во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США подчеркивается: «мы признаем, что стратегическая конкуренция не препятствует и не должна препятствовать сотрудничеству с Китаем»2.

Параллельно этому, для усиления своих позиций в противостоянии Пекину в АТР Вашингтон делает ставку на военные альянсы — AUKUS3 и QUAD [Торопчин Г.], что отвечает индо-тихоокеанской стратегии США. Но, по словам командующего Индо-Тихоокеанским командованием ВС США адмирала Ф. Дэвидсона, «КНР располагает крупнейшими в мире военно-морскими силами, численность которых за последние два десятилетия увеличилась втрое только в 2020 г. ВМС КНР ввели в эксплуатацию более 25 крупных кораблей, включая боевые корабли, боевые корабли-амфибии и две атомные подводные лодки с баллистическими ракетами... и истребитель-невидимку 5-го поколения J-20». Вывод командующего однозначен: в АТР США теряют качественное превосходство над потенциальным противни-ком4. В связи с этим Байден «пристегнул» к существующей антикитайской коалиции в АТР блок НАТО, который опубликовала доклад #NAT02030 с 138 предложениями по методике борьбы с экономическим ростом Китая5.

Помимо этого, усиливается информационная война США против КНР, основанная на лжи и искажении фактов, чтобы наравне с Рос-

1 Китай предупредил США об угрозе военного конфликта из-за Тайваня. URL: https://lenta.ru/news/2022/01/29/conflict/ (дата обращения: 04.03. 2022).

2 Interim National Security Strategic Guidance. The White House. March 03, 2021. Р. 21.

3 США, Британия и Австралия заключили антикитайский военный союз // Российская газета. 16.09.2021.

4 Statement of Admiral Philip S. Davidson, U.S. Navy Commander, U.S. Indo-Pacific Command before the Senate Armed Services committee on U.S. Indo-Pacific Command Posture. 09 March 2021. Рp. 3, 32—33.

5 The NATO 2030 Report (2021). Strategic Priorities of the Alliance. June17. NATO Press

& Media Section. 5p.

сией превратить Китай в «изгоя» в глазах международного сообщества. В связи с этим проф. Д.Л. Гэддис считает: «нет сомнений в том, что США и Китай вступают в новую холодную войну друг с другом» [Брэндс Х., Гэддис Д.Л.].

Возможные пути устранения угроз «коллективного Запада» в адрес РФ и КНР

Адекватным ответом Пекина и Москвы «коллективному Западу» в условиях «холодной войны-2» может стать усиление их стратегического партнерства. К этому их подталкивает агрессивная политика Запада в тех регионах мира, которые входят в сферу национальных интересов РФ и КНР. А выход США из международных договоров по безопасности, развертывание их систем ПРО в Евразии и сохранение там ядерного американского оружия усиливают военные угрозы в отношении РФ и КНР.

В этом контексте Пекин намерен прагматично развивать партнерство с Москвой, так как Россия является одним из важнейших акторов Евразийского континента. Как считает начальник управления анализа рынков «Открытие — Инвестиции» А. Затолокин, «Китай может сыграть очень важную роль в развитии Евразии как поставщик промышленного оборудования и комплектующих, что позволит ему занять новую нишу и расти, несмотря на тяжелые проблемы на Западе». При этом рост Китая может продолжиться, но ориентироваться он будет уже не на Запад1.

С учетом этих нюансов китайской внешней политики Москве разумно будет опираться на те сферы, где имеет место подлинное совпадение ее интересов с интересами Пекина, ибо в ряде случаев тезисы о «совпадении стратегических интересов РФ и КНР» не соответствуют действительности ввиду наличия у каждой из сторон собственных интересов в каждом конкретном случае.

Поэтому в условиях западных санкций российской власти целесообразно проводить внешнюю политику с учетом общих интересов с властями КНР и укреплять позиции обеих стран в СБ ООН в качестве гарантов глобальной и региональной безопасности; активизировать сотрудничество в рамках ШОС, БРИКС и РИК; содействовать

1 Байден провалил задачу: Китай меняет ориентацию. URL: https://1prime.ru/exclu sive/20220516/836905022.html (дата обращения: 16.05.2022).

стабильности в АТР; противодействовать региональным системам ПРО США, направленным против РФ и КНР; и наращивать сотрудничество в Евразии в интересах реализации проектов ЕАЭС и «Пояс и путь».

Для реализации этих проектов Москве и Пекину необходимо провести работы по их практическому сопряжению по следующим направлениям:

• модернизация транспортных коридоров в Евразии и формирование «дорожной карты», включающей конкретные мероприятия по сближению интересов РФ с КНР на этом континенте;

• Москве: разработать концепцию развития ЕАЭС с учетом экономических интересов Пекина;

• увеличить пропускную способность Транссибирской железнодорожной магистрали, чтобы грузы из Китая в Европу шли по российской территории;

• И Москве, и Пекину — кроме транспортной артерии «Восток— Запад», развивать транспортный коридор «Север—Юг» с подключением к строительству Индии, Пакистана и Афганистана. В результате реализации этих мероприятий транзитные пути из Азии в Европу (за исключением пути через Суэцкий канал), окажутся под контролем России и Китая, что будет способствовать развитию их транспортных коммуникаций в Евразии.

А для улучшения регионального взаимодействия видится необходимым:

• ускорить строительство логистических платформ и упорядочить процесс прохождения грузов через госграницы;

• совершенствовать национальные законодательства об инвестициях, устраняя административные барьеры и прибегая к более гибким методам финансирования совместных проектов по важным для РФ и КНР направлениям.

Финансовые потери России, связанные с блокадой «Северного потока-2», возможно компенсировать за счет повышения объемов поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» и ускорения ввода в строй газопровода «Союз-Восток», что также позволит «подтянуть» развитие Дальнего Востока до уровня западных областей РФ.

Важным направлением развития финансовых взаимоотношений в условиях западных санкций является расширение взаиморасчетов РФ и КНР в национальных валютах. Это позволит России минимизировать негативные последствия отключения от системы SWIFT и

продолжить развитие своей банковской сферы. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: начиная с 2014 г. Россия работает над созданием собственной системы SPFS, которая в скором времени может соединиться с китайской CIPS, тем самым продемонстрировав всему миру наличие системы, альтернативной SWIFT.

В промышленной сфере для РФ большое значение будет иметь ускорение реализации совместных проектов с КНР на основе высоких технологий, чтобы компенсировать потери из-за западных санкций. Наиболее важными для России являются совместные проекты в области авиастроения, освоения космоса и добычи энергоресурсов. Для них она обладает достаточным потенциалом: 35 % мировых запасов палладия и 90 % неона, используемых для производства полупроводников и чипов. Китай же имеет материальную базу для производства последних1.

Несмотря на то, что РФ и КНР совместно выступают против военной гегемонии США в мире, создание российско-китайского военно-политического союза преждевременно, поскольку это противоречит официальной политике Китая.

Однако для Пекина существует угроза развязывания Соединенными Штатами «чужими руками» военной агрессии в Южно-Китайском море, например, из-за спорных островов в ЮКМ или под прикрытием защиты «независимости Тайваня», чтобы в последствии обвинить Пекин в агрессии и на этом основании блокировать реализацию проекта «Пояс и путь» в Евразии и других регионах мира. И чем больше вероятность воплощения такого сценария в АТР, тем вероятнее Пекин сочтет необходимым пойти на военно-политический союз с Москвой.

В качестве первого шага в этом направлении будет необходимо уточнить 9-ую статью Договора о дружбе. Ее содержание должно стать близким к статье 5 устава НАТО, которая гласит: «вооруженное нападение на одну страну будет рассматриваться как нападение на них в целом»2. При этом, необходимость одновременного сдерживания России и Китая в Европе и АТР вынуждает «коллективный Запад» распылять силы, не позволяя добиться решающего военного превосходства, так как Москва и Пекин поддерживают свои стратегические ядерные силы на должном уровне, а совокупная военная мощь их

1 Сможет ли Россия делать чипы? // Аргументы и факты. 2022. № 9.

2 The NATO 2030 Report (2021)...

предполагаемого военно-политического союза будет превосходить мощь любого захватчика.

* * *

Подводя итоги анализа стремительных изменений геополитической ситуации в мире в 2022 г. и связанных с ними перспектив российско-китайских отношений, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, в основу стратегии США по отношению к России и Китаю заложен принцип «разделяй и властвуй», соответствующий американским интересам сохранения однополярного мира. В связи с этим, нынешние взаимоотношения трех стран выглядят как своеобразный «треугольник», на одной вершине которого находятся Россия и Китай вместе с государствами — сторонниками многополярности, на другой — США и их союзники, придерживающиеся однополярной системы международных отношений, третью вершину занимают нейтральные государства, которых становится все меньше.

Во-вторых, катализатором формирования такой геополитической конфигурации является Украина, чья политика была нацелена на вступление в НАТО и на силовой возврат в свой состав «мятежных» территорий ЛНР и ДНР. Это обусловило для РФ необходимость признания независимости этих республик и проведения военной спецоперации с целью демилитаризации Украины.

В-третьих, укрепление стратегического партнерства РФ и КНР на основе баланса их национальных интересов является адекватным ответом на угрозы «коллективного Запада». Для консолидации партнерства с Китаем у России есть природные ресурсы и обширный внутренний рынок, благоприятствующие экономическому взаимодействию с КНР, и современные вооруженные силы, обладающие боевым опытом, а у Китая — финансы и развитые высокотехнологические отрасли, способные облегчить России процесс преодоления западных санкций, связанных с событиями на Украине.

Библиографический список

Брэнде Х., Гэддис Д.Л. Новая холодная война // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. С. 150—165.

Торопчин Г. Quo vadis, Quad? История и перспективы «четырехугольника» // Российский совет по международным делам. 28 января 2020. URL: https://russianco uncil.ru/analytics-and-comments/analytics/quo-vadis-quad-istoriya-i-perspektivy-chet yryekhugolnika (дата обращения: 04.03. 2022).

References

Brends H., Geddis D.L. (2022). Novaya holodnaya volna [The New Cold War], Rossiya vglobalnoipolitike[Russia in Global Politics]: 20: 150—165. (In Russian).

Toropchin G. (2020). Quo vadis, Quad? Istoriya i perspektivi «chetirehugolnika» [Quo vadis, Quad? The history and prospects of the "quadrangle"], Rossiiskii sovet po mejdunarodnim delam [Russian Councilfor International Affairs]. 28 January. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/quo-vadis-quad-istoriya-i-perspek

tivy-chetyryekhugolnika (accessed: 4 March, 2022). (in Russian).

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Allison Graham, Klyman Kevin, Barbesino Karina, Yen Hugo (2021). Great Tech Rivalry China vs US. Belfer Center for Science and International Affairs/Harvard Kennedy School, 2021 URL: https://www.belfercenter.org/sites/default/files/GreatTechRivalry_ ChinavsUS_211207.pdf (accessed: 23. February, 2022).

Brzeziski Z. (1997). The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, Basic Books. 223 p.

Martin F., Lawrence S. (2013). Understanding China's Political System. Congressional Research Service, 41p.

Ron Paul (2017). Russia gate is not about Trump, and It Isn't Even Ultimately about Russia. The Institute for Peace and Prosperity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.