УДК 32.327 ББК 66.4
А.А. Алимов, А.П. Терехова
перспективы российско-американского сотрудничества в Арктике в области защиты окружающей среды
Анализируется динамика развития российско-американского сотрудничества в Арктике по вопросам защиты и охраны окружающей среды. Цель - определить, продолжает ли и по каким каналам развивается российско-американское сотрудничество в указанной области в рамках актуального международного политического контекста. Выделяются специфические особенности развития двусторонних взаимоотношений в области защиты окружающей среды в Арктике, характерные для разных исторических периодов (основное внимание уделяется периоду Холодной войны, 90-м гг. XX века, а также современному этапу). Подчеркивается важность развития сотрудничества в Арктическом регионе как в многостороннем, так и в двустороннем формате. Основной вывод заключается в том, что наиболее активно в ближайшей перспективе будет развиваться локальное двустороннее взаимодействие (особенно в районе Берингова пролива).
Ключевые слова:
Арктика, международные отношения, окружающая среда, Россия, США.
Алимов А.А., Терехова А.П. Перспективы российско-американского сотрудничества в Арктике в области защиты окружающей среды // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. - С. 147-151.
© Алимов Андрей Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; руководитель, Научная программа «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития», Санкт-Петербург; е-mail: alimovandrey@yandex.ru © Терехова Анастасия Павловна - магистрантка, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; е-mail: alimovandrey@yandex.ru
Суровые арктические земли всегда были интересны и привлекательны для человека. Путешествия, открытия новых земель, островов, проливов совершались испокон века. Особенно в этом аспекте всегда выделялась роль России. Известно, например, что территории Великого княжества Новгородского, которое не случайно называют феодальной республикой, простирались до северных отрогов Уральских гор. Именно там новгородцы получали лес, пеньку, серебро, рыбу. Иными словами, можно сказать, величие Новгорода в значительной части формировалось за счет полярных районов будущей России. Еще в XVII веке русские купцы-мореплаватели основали город-государство Мангазею, известную своими богатствами и активным населением. Добирались туда купцы на деревянных судах, проходивших примерно по тому направлению, где сегодня пролегает Северный морской путь. М.В. Ломоносов называл Арктику фасадом России, который привлекал внимание жителей не только России, но и других стран. Начало XVIII века связано с активной деятельностью Петра I и известно многократными географическими экспедициями вдоль побережья северных морей в поисках новых земель и новых богатств.
Те давние от нас экспедиции стали свидетелями целого ряда событий и явлений: плавание деревянных судов означает, что в
то время льды Северного ледовитого океана в значительной своей части попросту отсутствовали. А в результате одной из экспедиций, проведенной в XVIII веке, было истреблено редкое животное - морская корова, которую называют также «коровой Стеллера», то есть именем русского путешественника голландского происхождения - Стеллера, который успел только зарисовать это животное.
Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что Арктика стала регионом, активно втягивающимся в практику широкой мирохозяйственной деятельности. Да и интерес к арктическому региону определяется не столько желанием открывать новые земли и острова, осваивать новые природные богатства. Уже хорошо известно, что Арктика обладает колоссальными природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми. Современное мировое сообщество все еще зависит от углеводородного топлива - оно является энергетическим ресурсом, равно как и природный газ. Современную Арктику в первую очередь рассматривают именно как обладателя колоссальных запасов газа и нефти. Поэтому возник спор по вопросу «разделения» Арктики на отдельные реги- 1 оны, которые связаны, в первую очередь с ^ арктическими государствами.
На сегодняшний день оценки текуще- § го состояния российско-американского а.
сотрудничества в Арктическом регионе в целом и в ближайшей перспективе варьируются по шкале от «отправной точки для потепления отношений» между двумя государствами до «битвы за Арктику» как нового витка Холодной войны. Подобная эмоциональность в суждениях отнюдь не скрывает центрального смысла, который заключается в том, что взаимодействие России и Соединенных Штатов необходимо и чрезвычайно важно, и что роль Арктики в двусторонних отношениях непременно будет возрастать, даже несмотря на международный контекст.
Процесс изменения климата, который продолжает активно обсуждаться в научных кругах и высших эшелонах власти, имеет свои особенные последствия в Арктическом регионе. Из-за того, что процесс таяния льдов в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в остальном мире, территория открывается для новых возможностей осуществления судоходства по Северному морскому пути и Северо-западному проходу, а также для добычи различных полезных ископаемых. Соответственно, круг заинтересованных в разработке арктических богатств начинает постепенно расширяться, о чем говорит активизация участия в обсуждении арктических вопросов таких неарктических стран как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и Индия. Всё вышеперечисленное подтверждает тот факт, что масштабы разработки Арктики будут увеличиваться, что, следовательно, подводит к вопросу о том, как арктическая экосистема отреагирует на столь повышенное внимание. Ни для кого не секрет, что любой проект в Арктике должен быть согласован с принципом охраны и защиты окружающей среды.
Из истории взаимоотношений
Если рассматривать взаимоотношения России и США в Арктике в ретроспективе, то экологическая составляющая в них начала проявляться с середины 90-х годов XX века. В предыдущие же годы (особенно во времена Холодной войны) Арктика обоими государствами по большому счету рассматривалась в качестве либо плацдарма для размещения военных контингентов, либо потенциального театра возможных военных действий. В частности, именно в годы Второй мировой войны произошло осознание военного значения данного региона. Например, после оккупации Третьим Рейхом Дании США стали опасаться того, что территория Гренландии будет использоваться противником в качестве
базы для нападения, в связи с чем «9 апреля 1941 года Белый дом подписал с послом Дании в США Генриком Кауфманом соглашение, позволявшее американским военно-воздушным силам использовать базы на территории Гренландии» [9, с. 160].
Интересно отметить, что переход к сотрудничеству по охране и защите окружающей среды произошел через сочетание военно-экологического взаимодействия двух государств в начале 90-х гг. XX в. И способствовала этому реализация Договора СНВ-1, подписанного в 1991 году [2]. Основная идея соглашения состоит во взаимном сокращении ядерных арсеналов до указанного в договоре числа. Арктический регион стал местом двустороннего взаимодействия по сокращению вооружения. На помощь были призваны программы Нанна-Лугара и «Программа физической защиты, учета и контроля ядерных материалов».
Программа Нанна-Лугара, или «Программа совместного уменьшения угрозы» 1991 года, представляет собой инициативу Вашингтона оказать Москве содействие в деле контроля над ядерным потенциалом. Предпосылками для создания программы стал распад СССР - возникла реальная угроза того, что огромный советский ядерный потенциал окажется вне контроля со стороны официального руководства. «Финансовых средств не хватало даже на поддержание элементарной безопасности хранения складов с ядерными боеприпасами и ядерными материалами»[1]. В Арктике эта программа работала по направлению ликвидации атомных подводных лодок Северного флота. Проект не стоял на месте, а также привлекал новых международных участников для реализации общей цели. В частности, в 1996 году была запущена трехсторонняя российско-американ-ско-норвежская программа по утилизации жидких радиоактивных отходов - «Экологическое сотрудничество в Арктике в военной сфере»[9, с.164].
Также упомянутая выше «Программа физической защиты, учета и контроля ядерных материалов», запущенная в 1993 году, способствовало тому, что США поставляли в Россию необходимые технологии и оборудование для защиты топливных стержней, выгруженных из атомных подводных лодок.
Таким образом, российско-американское экологическое сотрудничество в Арктике в 90-е гг. XX века имело следующие отличительные черты:
- Сочетание двух сфер взаимодействия: экологической и военной. Экологическое
сотрудничество имело своей целью ликвидацию результатов и опасных компонентов военного оборудования и ядерного арсенала.
- Сотрудничество двух государств нельзя было назвать равноправным. В силу внутри- и внешнеполитической обстановки в начале 90-х гг. XX века это был отнюдь не обоюдный обмен опытом: Россия выступала в качестве «младшего» партнера, принимающего поступающие из США оборудование и технологии. По этой причине экологическая составляющая могла служить средством воздействия одной стороны на другую для достижения определенных целей.
От атомных подводных лодок к белым медведям
На сегодняшний день сотрудничество России и США в Арктике по вопросам защиты и охраны окружающей среды можно структурировать следующим образом: двустороннее взаимодействие и сотрудничество на многостороннем уровне.
Один из примеров эффективного многостороннего взаимодействия акторов Арктического региона, включая Россию и США, является принятие в 2013 году второго юридически обязывающего документа, подписанного в рамках Арктического совета - Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности реагирования на загрязнение нефтью арктических морей. В случае разлива нефти где-либо в экологически уязвимой Арктике это соглашение будет тем инструментом, который должен помочь циркумполярным странам в общей работе по ликвидации такого разлива. Документ устанавливает порядок взаимодействия, координации усилий и распределения обязанностей между странами. «Другими словами, каждая страна берёт на себя обязательства подготовиться к ликвидации нефтяных разливов, то есть иметь наготове технику и планы действий. Даже если ничего этого пока нет» [7].
Даже несмотря на то, что Россия и США имеют разные взгляды относительно того, что должен в будущем собой представлять Арктический совет (в частности, США настаивают, чтобы совет продолжал оставаться форумом для дискуссий, а не международным органом, уполномоченным принимать юридически обязательные решения).
Что касается сугубо двустороннего формата сотрудничества, то одним из наиболее активных участков его развития является район Берингова пролива. «Пролив шириной в 46 морских миль историчес-
ки никогда не был местом, через которое осуществлялось активное международное морское сообщение. Однако данная тенденция меняется в связи с увеличением продолжительности сезона навигации» [12]. И российско-американское сотрудничество в данном регионе, соответственно, приобретает иное значение.
26 мая 2011 года было опубликовано Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Соединенных Штатов Америки по сотрудничеству в регионе Берингова пролива [6]. В рамках данного заявления оба главы государств признают всемирное культурное и природное значение региона, а также уникальность арктических экосистем Чукотки и Аляски, и выражают намерение способствовать развитию и углублению сотрудничества между РФ и США, включая расширение взаимодействия между национальными органами, отвечающими за особо охраняемые природные территории в Чукотском автономном округе и штате Аляска, в том числе «о своей приверженности развитию диалога с коренными народами для определения конкретных задач и методов такого сотрудничества» [6].
Безусловно, это не первый документ, который бы очерчивал границы взаимодействия двух государств данном регионе. В этой связи нельзя не обратить внимания на соглашение о сотрудничестве между НОАА (Национальная Администрация США по Океанам и Атмосфере) и РАН (Российской Академией Наук) от 2003 года, которое впоследствии вылилось в проект международного частно-государственного партнерства «РУСАЛКА», цель которого - проведение научных исследований для более полного понимания причин и последствий климатических изменений в тихоокеанском секторе Северного Ледовитого океана. Географические рамки проекта - Берингов пролив, Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Цель реализуется посредством проведения ежегодных экспедиций с участием специалистов в различных областях науки из обеих стран. Первая подобная экспедиция стартовала 23 июля 2004 г. [11]. Последняя на сегодняшний день была проведена в период с августа по октябрь 2015 г. и объединила такие исследовательские институты, как Международный Центр Арктических исследований (International Arctic Research Center - IARC), Институт морских исследований Университета Аляски (Institute of Marine Science - IMS), Лабораторию прикладной физики Вашингтонского Универ-
о
ситета (Applied physics laboratory) и Арктический и Антарктический Научно-Исследовательский Институт Санкт-Петербурга (ААНИИ) [10, с. 2].
Двусторонний формат работы по изучению процесса изменения климата продолжается: в апреле 2016 года в Сибири состоялся симпозиум экологов и климатологов по проблеме образования сажи в промышленности РФ и США, по итогам которого стороны подписали протокол о сотрудничестве. Данный протокол также отражает вопрос взаимодействия по изучению влияния изменения климата в Арктическом регионе. Документ будет определять, в том числе, методы взаимодействия и планы совместных исследований. «Специалисты надеются, что совместные результаты позволят, в том числе, принять необходимые для защиты Арктики политические решения» [4]. Кроме того, по словам Джулии Бригхэм-Гретте, профессора климатологии из Университета Массачусетса, совместные исследования также помогут лучше понять «динамику загрязнения воздуха в северных широтах и последствия данного процесса для человеческого здоровья в глобальном масштабе» [14].
Другим направлением сотрудничества России и США в районе Берингова пролива является совместная работа по обеспечению функционирования национальных парков. В 2014 году был подготовлен меморандум о символическом объединении национальных парков в районе Берингова пролива по обе стороны границы между Россией и США, что «поспособствует активизации сотрудничества в сфере сохранения флоры, фауны и природных экосистем» [8]. Территория сотрудничества в рамках меморандума - это район Берингова пролива, включая трансграничную область в пределах российского национального парка «Берингия», американского национального резервата Bering Land Bridge и американского национального памятника «Мыс Крузенштерна» на Аляске.
Правительства Соединенных Штатов и России уже в течение долгого времени поддерживают создание международной охраняемой территории в районе Берингова пролива. «Во время встречи в верхах, прошедшей 1 июня 1990 г., президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев совместно призвали к подобному соглашению с целью сохранения общих природного и культурного наследия, находящегося в обеих стра-нах»[3, с. 95]. Таким образом, пограничная область Берингова пролива, территории Чукотки и Аляски, учитывая уже накоплен-
ный опыт, являются перспективной зоной двустороннего сотрудничества и не только в сфере защиты и охраны окружающей среды. В силу исторических, культурных и семейных связей между Аляской и Чукоткой данный район остается активным в плане разработки и реализации различных проектов - от появления идеи о строительстве железнодорожного моста через пролив (пока проект находится в замороженном состоянии, однако он остается одним из пунктов «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года») до непосредственного введения безвизового режима для коренных жителей Аляски и Чукотки в 2015 году.
Еще одной важной областью российско-американского взаимодействия в Арктике является совместная деятельность по сохранению популяции белого медведя. Однако у РФ и США два разных подхода к данной проблеме: в России белый медведь уже долгое время находится под особой опекой со стороны государства как редкий вид, а в Америке, согласно законодательству, коренным жителям прибрежных поселков Аляски разрешено охотиться и добывать белого медведя для обеспечения традиционной жизнедеятельности. Это и побудило обе стороны в 2000 г. подписать двустороннее соглашение «О сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя», которое вступило в силу в 2007 г. Данный документ определяет, что охота на белого медведя должна восприниматься и регулироваться как традиционное занятие коренного населения Арктики. «С этой целью договор устанавливает равные квоты на разрешенную законодательством охоту на определенное количество особей белого медведя в России и в США. Введение квот необходимо с той целью, чтобы охота на животное не угрожала их общему количеству в регионе Берингова пролива» [13]. А в марте 2016 г. специалисты обоих государств договорились и приняли проект программы о проведении совместного мониторинга чукотско-аляскинской популяции белого медведя. Стороны также обсудили результаты совместного изучения состояния и динамики экосистем Берингова и Чукотского морей и многие другие вопросы. По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Амирхана Амир-ханова, «наше сотрудничество доказало за эти годы свою эффективность. Была проведена большая работа, в частности разработан проект программы сотрудничества по сохранению видов дикой флоры и фауны на 2016-2018 годы»[5].
Заключение что, очевидно, обусловлено географичес-
Можно подытожить, что начало двус- кими, историческими и культурными фак-
тороннего сотрудничества России и США торами.
по вопросам защиты и охраны окружаю- Общий международный контекст и щей среды в Арктике началось в 90-х гг. сложные отношения двух государств по те-XX века и продолжается по сей день. Оба кущим конфликтам на Украине и в Сирии, государства прошли путь от военно-эко- безусловно, накладывают свой отпечаток логического сотрудничества в утилиза- на характер взаимоотношений России и ции продуктов, оставшихся после перио- США в Арктическом регионе и, возможно, да холодной войны, который превратил усугубляют противоречия между двумя Арктику в плацдарм для развертывания сторонами по ряду вопросов: по поводу военных частей и испытания оружия мас- статуса Арктического совета и юридичес-сового уничтожения, до кооперации по за- кого характера его документов, относи-щите исчезающих видов животных и сов- тельно статуса таких морских магистралей местных научных исследований. как Северо-Западный проход и Северный На сегодняшний день необходимо отме- морской путь. Именно поэтому наиболее тить два уровня взаимодействия России и интенсивным будет локальное развитие США в экологическом регулировании Ар- двусторонних отношений (в районе Бе-ктики: многосторонний и двусторонний. рингова пролива), поскольку оно, разуме-Многосторонний формат сотрудничества ется, подвержено влиянию довольно непроявляется в рамках Арктического Со- благоприятного международного контек-вета. В свою очередь двусторонние отно- ста, но не настолько, чтобы категорично шения наиболее активно и плодотворно обрывать связи и сворачивать намеченные развиваются в районе Берингова пролива, проекты.
список литературы:
[1] В чем заключается сотрудничество Росспп п США по программе Нанна-Лугара? // Аргументы п факты. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://www.aif.ru/dontknows/file/1145460
[2] Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. 31.07.1991 г. // Документы ООН. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/russia_usa.shtml
[3] Международное сотрудничество. Материалы Конференции «Дней Берппгпп 2011» // National Park Cervice. - С. 93-99. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.nps.gov/akso/beringia/about/ beringiadays/beringiadays2011/proceedings_RUS/internaional_cooperation.pdf
[4] Россия и США договорились сообща защитить Арктику от потепления // Московский комсомолец. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://www.mk.ru/science/2016/04/08/rossiya-i-ssha-dogovorilis-soobshha-zashhitit-arktiku-ot-potepleniya.html
[5] Россия п США проведут совместный моппторппг чукотско-аляскппской популяцпп белого медведя // The Arctic. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://ru.arctic.ru/environmental/20160325/322916.html
[6] Совместное заявление Президента Российской Федерации п Президента Соединенных Штатов Амерпкп по сотрудничеству в регпопе Берппгова пролпва 26 мая 2011 года // Официальные сетевые ресурсы Президента Росспп. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://kremlin.ru/supplement/938
[7] Соглашение о ликвидации нефтяных разливов // PRO arctic. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://pro-arctic.ru/20/05/2013/news/3257/
[8] США п Россия объединят национальные паркп у Берппгова пролпва // GISMETEO. - Иптерпет-ре-сурс. Режпм доступа: https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/8341-ssha-i-rossiya-obedinyat-natsionalnye-parki-u-beringova-proliva/
[9] Фепепко А.В. Москва п Вашингтон в Арктическом пространстве // Арктический регпоп: Проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах^ Том 1. / Под общ. ред. И.С. Иванова. - М.: Аспект-Пресс Москва, 2013. - С. 157-170.
[10] Crane K. Cruise Report RUSALKA 2015 // National Oceanic and Atmospheric Administration. RUSALKA. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://www.pmel.noaa.gov/rusalca/sites/default/files/atoms/files/Rusal ca15%20North%2C%20South%20expedition%20Reports%2010%2027%202015.pdf
[11] RUSALKA Introduction // National Oceanic and Atmospheric Administration. RUSALKA. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.arctic.noaa.gov/rusalca/about
[12] Russia, U.S. Need To Cooperate In The Arctic // Climate Dispatch. - Иптерпет-ресурс. Режпм доступа: http://www.climatechangedispatch.com
[13] The Polar Bear Program // Animal Protection: Special projects. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://programmes.putin.kremlin.ru/en/bear/news/11730
[14] US Researchers to Study Arctic Climate Change With Siberian Colleagues // Sputnik International. - Интернет-ресурс. Режпм доступа: http://sputniknews.com/world/20160408/1037705866/russia-us-research-arctic.html
о