УДК 341
Еремеев Эдуард Андреевич
аспирант кафедры международного права
Высшей школы экономики
edwards1248@gmail.com
Eremeyev Edward A.
Department of International Law
Postgraduate School of Economics
edwards1248@gmail.com
Арктическая "гонка" России и США. Современный этап. Разработка углеводородных ресурсов на примере арктических вод США
Arctic "race" between Russia and the United States. The modern stage. Development of hydrocarbon resources in the Arctic waters of the United States
example
Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос взаимоотношений России и США по вопросу исследования, разведки и добычи нефти и газа на территории Арктики. Автор анализирует перспективы развития российско-американского сотрудничества в Арктической зоне.
Ключевые слова: Арктика, углеводородные ресурсы, Россия, США.
Abstract. In the present article deals with the question of relations between Russia and the United States on the issue of research, exploration and production of oil and gas in the Arctic. The author analyzes the prospects for Russian-American cooperation in the Arctic zone.
Keywords: Arctic, hydrocarbon resources, Russia, the United States.
Арктика с каждым годом все больше интегрируется в мировые экономические, политические и энергетические процессы, что приводит к резкому росту доли этого региона в формировании глобального валового продукта. Согласно прогнозам, одним из последствий глобального изменения климата может стать переформатирование архитектуры мировых товаропотоков, а также качественное изменение положения арктических транспортных магистралей в мировой транспортно-коммуникационной структуре. В условиях климатических изменений, сопровождающихся стремительным таянием полярных льдов, что, в свою очередь, значительно увеличивает навигационный период по Северному морскому пути, экономические и стратегические возможности Арктики представляют живой интерес, как для приарктических государств, так и для внерегиональных игроков. Не в последнюю очередь это доказывает и наращивание военного присутствия странами, принадлежащими к региону, хотя, стоит отметить, возможность возникновения военного конфликта в Арктике представляется маловероятной. Истощение континентальных мировых запасов природных
ресурсов является причиной начала активного освоения минеральных и энергетических богатств арктического региона, которые в скором будущем позволят в значительной степени изменить систему мировых энергетических процессов и стать основой для построения новой глобальной системы энергетической безопасности. На наших глазах происходит интернационализация региона, и количество игроков (в т.ч. и транснациональных компаний), желающих оказывать влияние или уже активно вовлеченных в решение проблем Арктики, все увеличивается.
Анализ целого ряда опубликованных за последние годы работ иностранных авторов показывает, что разброс мнений о тенденциях развития межгосударственных отношений в Арктике, путях решения арктических проблем относительно невелик. В любом случае в таких работах всё, так или иначе, укладывается в рамки концепции "соуправления" (governance): в пределах, заданных либо Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., либо последующей институциализацией соответствующих международных структур [1],[2],[3],[4] (в контексте этого высказываются, например, пожелания идти по пути дальнейшего усиления "политического веса" Арктического Совета) [5].
Именно в таком диапазоне выдержана официальная позиция Европейского союза в отношении Арктики [6]. Ясно, однако, что для национальных арктических интересов России это, по существу, является двумя сторонами одной и той же медали.
С середины 2000-х годов нынешнего столетия ключевым оппонентом американского государства в арктической зоне стало российское государство.
В начале 2009 года американское правительство разработало документ под названием «Региональная политика США в Арктике» («NSPD-66»), в котором были отображены основные направления американского правительства в отношении арктической зоны. К таковым направлениям относятся такие, как:
1. Ратификация Конвенции ООН по морскому праву.
2. Расширение военно-морского присутствия американского государства на просторах арктического пространства, в пределах своего сектора арктического региона.
3. Расширение военно-воздушного присутствия американского государства на просторах арктического пространства, в пределах своего сектора арктического региона.
Начиная с 2009 года, ни с одной стороны нее было предпринято ни одной попытки конфронтации данного вопроса. В настоящее время оба государства работают над совершенствованием работы Арктического совета, однако не стоит забывать о том, что проблема остается нерешенной и находится лишь в спящем состоянии.
С 2012 года, в отношениях двух крупнейших государств арктической зоны начался новый этап, который охарактеризовался возвратом к вопросу о территориальном противоречии в арктическом регионе между правительством американского государства и российским государством.
На сегодняшний день в отношениях американского и российского государств, в части вопроса территорий арктического сектора земли, существует два основных вопроса. Первый вопрос касается разграничения морской акватории Берингова моря, второй же вопрос касается непосредственно арктического пространства.
Данная ситуация сформировалась на фоне воздействия еще нескольких факторов относительно арктического пространства и притязаний на него со стороны нескольких государств единовременно. Непременно надо отметить тот факт, что из пяти стран, имеющих непосредственный интерес в арктической зоне, четыре принадлежат к Североатлантическому альянсу, который, в конечном счете, считается и признается сугубо американской структурой, созданной для обеспечения безопасности стран-участниц данного союза. Также, при рассмотрении настоящего вопроса необходимо заметить, что американское правительство выступает за интернационализацию территорий Северного Ледовитого океана, что должно, в конечном счете, привести к снижению доли владений российского государства в данной морской акватории арктического региона, то есть уменьшению присутствия российского флота в данной местности. И, пожалуй, самой главной причиной противостояния двух держав является такой востребованный и актуальный вопрос международного уровня, как размещение баллистических ракет на подводных лодках. В данном направлении, по прогнозам ученых, противостояние будет только лишь нарастать.
В настоящий момент сложно предсказать, как будут развиваться отношения двух государств в рассматриваемом регионе.
Это будет зависеть, во-первых, от общего настроя в российско-американских отношениях, которые могут поменяться с приходом к власти в американском государстве республиканцев.
Во-вторых, от эффективности российской экономической политики в данном регионе по привлечению иностранных инвестиций и технологий. И здесь уже сделан ряд положительных шагов.
В-третьих, от того, сохранят ли американские власти нынешний курс на преимущественно односторонние действия в регионе или они сделают выбор в пользу многостороннего сотрудничества.
Основным документом американского государства в области регламентации национальной деятельности данного государства в арктическом регионе является директива нынешнего президента американского правительства под названием «Новая арктическая стратегия США». В соответствии с правовыми нормами данного документа, задачами американского правительства в рассматриваемом регионе является наглядная и демонстративная демонстрация мощи государства на морских просторах северных широт, гарантия свободной навигации на морских акваториях и на территории воздушного пространства.
Изучая и анализируя нормы права, заложенные в данном документе, можно прийти к выводу о том, что политика американского правительства в рассматриваемом регионе сводится к овладению и
доминированию позиции государства в данном регионе. Американскому правительству не терпится получить прямой доступ к Северному морскому пути и ряду территорий не только российского государства, но и части территории канадского и норвежского государств. Все это будет способствовать укреплению влияния американского государства в рассматриваемом регионе и сдерживать роль российской стороны, что, безусловно, будет препятствовать российскому государству официально (юридически) закрепить за собой определенные арктические территории.
По оценкам Геологической службы США, прибрежная зона Аляски таит огромные неразведанные запасы углеводородов: 29,96 млрд. баррелей сырой нефти, 221,39 триллиона кубических футов природного газа и 5,90 млрд. баррелей природного газового конденсата [7]. Это означает, что извлекаемые запасы оцениваются в 72,77 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Считается, что скромных размеров арктическая территория Аляски обладает 33 процентами всех неразведанных запасов нефти в зоне Арктики, что делает США обладателем самой большой доли этого сырья среди всех пяти государств, имеющих выход к Арктическому шельфу. На территории региона Аляска Норт Слоуп (АНС) находятся 14 из 100 крупнейших нефтяных месторождений США и 5 из 100 крупнейших газовых месторождений США. Прудхоу-Бей является крупнейшим нефтяным месторождением в Соединенных Штатах. По данным 2009 г., на нем добыто 13,6 млрд. баррелей нефти [8]. Несмотря на то, что на месторождении по-прежнему добывается в среднем 264 тысячи баррелей в сутки, общая производительность месторождения за последние годы сократилась [9]. Сама разработка месторождения Прудхоу-Бей стала возможной благодаря Трансаляскинскому трубопроводу, который тянется от Прудхоу-Бей до теплых вод порта Валдиз на Аляске.
В отличие от нефти, история природного газа в регионе Аляска Норт Слоуп - это история нереализованных возможностей, т.к. 35,4 триллиона кубических футов обнаруженных запасов остаются по большей части нетронутыми. Природный газ из этого региона не имеет выхода на рынок. Перевозка природного газа грузовым автотранспортом из Норт Слоуп на материк (г. Фэрбенкс) должна начаться в 2015 г. в качестве временной меры, пока не будет построен трубопровод [10]. Поэтому в целом у арктического шельфа США относительно высокий потенциал разработки нефтяных ресурсов. Помимо возможных открытий новых крупных месторождений нефти, доступ к имеющейся инфраструктуре, наличие дружелюбного политического климата и довольно благоприятных бюджетно-налоговых условий делают американскую Арктику привлекательным местом для развития морского нефтяного промысла.
Арктические воды побережья Аляски бросают вызовы, подобные тем, что существуют и в других регионах Аляски, где добываются нефть и газ. Суровый климат Аляски берет дань с людей и техники. Паковый лед, способный серьезно повредить морские сооружения и суда, представляет целый клубок проблем с точки зрения оперативного и стратегического планирования, техники безопасности, проведения спасательно-розыскных мероприятий. Удаленность намеченных промысловых участков от населенных пунктов также сказывается
на осуществимости геологической разведки и добычи, потому что суда, оборудование, материалы, а также люди вынуждены преодолевать более протяженные расстояния до пункта назначения. Отсутствие общей полярной инфраструктуры для поиска и спасения пропавших людей является вполне реальной проблемой, осложняющей работу в этом регионе. Эти вызовы могут привести к более длительным срокам подготовки и осуществления проектов, еще более увеличивая затраты на добычу и без того недешевой арктической нефти.
Арктика неоднородна, каждый ее регион обладает своими уникальными характеристиками. Например, погодные условия американской Арктики осложняются отсутствием эффекта Гольфстрима, который несколько смягчает суровость климата в норвежской Арктике. Даже на территории собственно американской Арктики имеются отличия, когда в Чукотском море наблюдаются более высокие волны и более низкие температуры, чем в море Бофорта.
Активные изыскательские работы возобновились на арктическом внешнем континентальном шельфе (ВКШ) США в 2012г. Компания "Шелл" начала бурение первой направляющей скважины в Чукотском море в сентябре, а в море Бофорта - в октябре 2012 г. после завершения долгой процедуры получения разрешений в уполномоченных органах США и целого ряда задержек, вызванных соображениями техники безопасности, необходимости судов и оборудования для предотвращения разливов нефти [11]. Потратив более 4,5 млрд. долларов, "Шелл" пробурила две верхние скважины в конце сезона 2012 г. А 31 декабря 2012 г. "Куллук", одна из двух буровых платформ "Шелл", села на мель в Аляскинском заливе. Спустя десять дней Агентство по охране окружающей среды заявило, что компания нарушила условия разрешений по Закону о чистом воздухе в отношении своих обоих арктических буровых судов [11]. Министерство природных ресурсов (МПР) начало расследование работы "Шелл" в Арктике, издав отчет об этом в марте 2013 г. Под давлением инвесторов, государственных органов и общественных групп по защите окружающей среды "Шелл" объявила о приостановлении разведочного бурения на 2013г. в море Бофорта и Чукотском море, сообщив о том, что она будет готовить оборудование и планирует возобновить эту работу позднее. А затем и компания "Коноко Филипс" отложила запуск программы разведочного бурения в водах арктической Аляски в 2014 г [12].
В настоящее время, рассматриваемый регион стал своеобразным полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры многих государств и международных организаций.
В то же время, арктическое побережье - это наименее оборудованная и охраняемая полоса государственной границы российского государства и одновременно передовая линия системы обороны ее территории. Охрана и защита северной границы сопряжены с особыми трудностями, связанными с удалённостью, тяжёлыми климатическими условиями и недостаточно развитой инфраструктурой.
Со стороны российского государства основная цель в развитии инфраструктур, имеющих военное значение, видится не в последующем
значительном наращивании военного присутствия, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению экономического освоения рассматриваемого региона.
Интересы российского государства и американской стороны в рассматриваемом регионе объективно пересекаются. В первую очередь, это обусловлено географическим положением обеих стран - наличием обширных территорий на Крайнем Севере, выхода к Северному Ледовитому океану и общей границей в Беринговом проливе, разделяющем российский Чукотский автономный округ и американский штат Аляска.
Взаимная заинтересованность в развитии отношений в рамках освоения ресурсного потенциала Арктики создает уникальную возможность для обеих стран. Российская Федерация крайне заинтересована в конструктивном использовании возможностей российско-китайского сотрудничества, основанного на стратегическом партнерстве. Ведь именно арктический регион может придать новый импульс экономическому росту страны, модернизации экономики и возрастанию роли РФ как усиливающейся глобальной державы. США, в свою очередь, стремящийся войти в число глобальных лидеров, сегодня как никогда ранее зависим от импорта энергоносителей. Эффективное и стратегически выверенное использование возможностей арктического региона способно принести солидные дивиденды обеим сторонам и, вместе с тем, перекроить в определенной степени карту мировой энергетики [11].
В этой связи, многое будет решать политическая воля российского руководства, а также устойчивые механизмы ее реализации в отношениях России и США. Благоприятное и эффективное сочетание этих факторов может наделить арктический регион статусом стержня российско-китайских отношений, что сегодня особенно важно, поскольку в среднесрочной перспективе в контексте формирования полицентричной системы международных отношений стратегические интересы РФ и США либо совпадают, либо достаточно схожи, в силу геополитических, геостратегических и экономических причин. Но следует учитывать возрастающую конкуренцию за расположение китайского руководства и его финансовых возможностей среди стран арктического региона. Ведь Пекин располагает относительной свободой в выборе потенциальных партнеров, а пассивность в данном вопросе может стать очередной внешнеполитической неудачей, которая обернется материальными и политическими потерями для России.
На фоне климатических изменений и развития технологий открываются реальные перспективы международного освоения природных ресурсов и задействования выгодных транспортных маршрутов в ранее недоступных районах арктической зоны. В таких условиях налаживание разнопланового российско-американского сотрудничества в этом регионе, как на международном уровне, так и по линии приграничных областей, приобретает еще большую актуальность.
Нарастающие масштабы коммерческой деятельности в полярных областях, прежде всего в Арктике - по добыче нефти и газа, загрязнение ее
отходами производства создают серьезные проблемы, как для жителей приграничных регионов, так и для всего климата Земли в целом
Литература:
1. Stokke O. A Legal Regime to the Arctic?: Interplay With the Law of the Sea Convention //Marine Policy. 2007. Volume 31. Issue 4.- P. 402 - 408;
2. Young O. The Arctic in Play: Governance in a Time of Rapid Change // International Journal of Marine & Coastal Law. 2009. Vol. 24. Issue 2. - P. 423 -442;
3. Hoel A. Do We Need a New Legal Regime for the Arctic Ocean? // Ibid. - P. 443 - 456;
4. Berkman P., Young O. Governance and Environmental Change in the Arctic Ocean // Science. 2009. Vol. 324. Issue 5925. - P. 339 - 340.
5. Axworthy T. Canada Bypasses Key Players in Arctic Meeting // Toronto Star. 2010. March 29.
6. Овлащенко А.В. Формирование арктической политики ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 2009. N 7. - С. 28 - 36
7. Оценка ресурсов всего арктического региона: оценка неразвед. запасов нефти и газа за Поляр. кругом / Геолог. служба США. 2013. Вып. 4. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/.
8. Будзик Ф. Потенциал нефти и газа в Арктике / Ф. Будзик; Информ. упр. М-ва энергетики США, Офис интегриров. анализа и прогнозирования, Отдел нефти и газа. Вып. 4 (окт. 2009 г.).
9. Департамент природных ресурсов Аляски, Отдел нефти и газа. URL: http://dog.dnr.alaska.gov/ (дата обращения: 30.09.2014).
10. Бросс Д. Детали проекта по автоперевозкам добытого природного газа в Фэрбенкс / Д. Бросс, KUAC Radio (Fairbanks). 2013. 18 июня. URL: http://www.alaskapublic.org/2013/06/18/fairbanks-natural-gas-releases-trucking-project-details/.
11. Кроудер Д.М. Лед вынуждает "Шелл" остановить работы на арктической скважине // Нью-Йорк Таймс. 2012. 11 сент. URL: http://query. nytimes.com/gst/fullpage.html?res =9E02EFDD123EF932A2575A C0A96 49D8B63&ref=shellroyaldutchplc.
12. Краусс К. "КонокоФилипс" приостанавливает программу бурения в Арктике // Нью-Йорк Таймс. 2013. 10 апр. URL: http://www.nytimes.com/2013/04/11/business/energy-environment/conocophil-lips-suspends-arctic-drilling-plans.html.
13. Неопределенность регулирования приводит к тому, что компания приостанавливает реализацию планов по разведочному бурению в Чукотском море в 2014 г. 2013. 10 апр. URL: http://alaska.conocophillips.com/EN/news/newsreleases/Documents/NR-AK-Chukchi%20Sea-FINAL%204-9-2013.pdf).
References.
1. Stokke O. A Legal Regime to the Arctic ?: Interplay With the Law of the Sea Convention //Marine Policy. 2007. Volume 31. Issue 4. - P. 402 - 408;
2. Young O. The Arctic in Play: Governance in a Time of Rapid Change // International Journal of Marine & Coastal Law. 2009. Vol. 24. Issue 2. -P. 423 -442;
3. Hoel A. Do We Need a New Legal Regime for the Arctic Ocean? // Ibid. - P. 443 - 456;
4. Berkman P., Young O. Governance and Environmental Change in the Arctic Ocean // Science. 2009. Vol. 324. Issue 5925. - P. 339 - 340.
5. Axworthy T. Canada Bypasses Key Players in Arctic Meeting // Toronto Star. 2010. March 29.
6 Ovlaschenko A.V. Formation of the EU Arctic policy // World Economy and International Relations. 2009. N 7. - P. 28 - 36
7 Resource assessment of the entire Arctic region: assessment nerazved. oil and gas reserves for Polar. Circle / Geologist. Service of the United States. 2013 issue. 4. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/.
8 Budzik F. potential oil and gas in the Arctic / F. Budzik; Inform. Exercise. Mol of Energy, Office integrates. Analysis and Forecasting, Division of Oil and Gas. MY. 4 (Oct. 2009).
9 Alaska Department of Natural Resources, Division of Oil and Gas. URL: http://dog.dnr.alaska.gov/ (date accessed: 30.09.2014).
10 Bross D. Details of the project on road transportation of natural gas produced in the Fairbanks / D. Bross, KUAC Radio (Fairbanks). 2013 on 18 June. URL: http://www.alaskapublic.org/2013/06/18/fairbanks-natural-gas-releases-trucking-project-details/.
11 Crowder D.M. Ice forces "Shell" to stop work on the Arctic well // New York Times. Sep 11, 2012. URL: http://query. nytimes.com/gst/fullpage.html?res =9E02EFDD123EF932A2575A C0A96 49D8B63&ref=shellroyaldutchplc.
12 K. Krauss "ConocoPhillips" suspends drilling program in the Arctic // New York Times. 2013 April 10. URL: http://www.nytimes.com/2013/04/11/business/energy-environment/conocophil-lips-suspends-arctic-drilling-plans.html.
13 The uncertainty of regulation leads to the fact that the company plans to suspend the implementation of exploratory drilling in the Chukchi Sea in 2014, 2013 April 10. URL: http://alaska.conocophillips.com/EN/news/newsreleases/Documents/NR-AK-Chukchi%20Sea-FINAL%204-9-2013.pdf).