Научная статья на тему 'Перспективы республики Азербайджан на рынке международного туризма России'

Перспективы республики Азербайджан на рынке международного туризма России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
626
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / СТАБИЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕСТИНАЦИИ / ТУРПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна, Хистева Наталья Валерьевна

Туристов привлекает в страну, главным образом, ее историко-культурное наследие, какие-либо знаменательные события и уникальные природно-климатические особенности территории страны. А способствовать приезду туристов могут такие вторичные факторы, как политическая и социально-экономическая стабильность, развитая инфраструктура, высокий уровень качества обслуживания и технической оснащенности территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна, Хистева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы республики Азербайджан на рынке международного туризма России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА РОССИИ

Аракчеева Зинаида Васильевна, Хистева Наталья Валерьевна, Магнитогорский государственный технический

университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: z.eva1215@yandex.ru

Аннотация: Туристов привлекает в страну, главным образом, ее историко-культурное наследие, какие-либо знаменательные события и уникальные природно-климатические особенности территории страны. Аспособствовать приезду туристов могут такие вторичные факторы, как политическая и социально-экономическая стабильность, развитая инфраструктура, высокий уровень качества обслуживания и технической оснащенности территории.

Ключевые слова: Международный туризм, многонациональный,

стабильность, культурно-познавательный туризм, дестинации, турпродукт.

Среди российских специалистов, занимающихся исследованием туристских ресурсов Азербайджана, можно выделить Т.Н. Третьякову и О.В. Котлярову, которые являются авторами учебного пособия под названием «Туристско-рекреационные ресурсы стран Ближнего Зарубежья». В своем пособии Т.Н. Котлярова и О.В. Котлярова вводят такое наименование, как туристско-рекреационная система Азербайджана, которая объединяет все рекреационные ресурсы страны в единую систему, использующуюся для развития туристической отрасли. [8, с. 106]

Сейчас Азербайджан известен в России как развивающееся постсоветское исламское государство, отраслевой специализацией которой является добыча и переработка нефти. Также россиянам страна известна по некоторым видам продуктов, поставляемых на российский рынок. В России имеют представление о приморском географическом расположении Азербайджана на берегу Каспия и особенностях горного рельефа. Еще с советских времен россияне знакомы со столицей республики городом Баку, известным уже с тех времен как самый многонациональный и крупнейшим мегаполисом Кавказа. Однако это лишь

первое поверхностное представление о стране, сформированное в течение длительного времени. Одной из главных причин отсутствия полного представления у российских потребителей туристской продукции о туристской дестинации Азербайджана является недостаточное продвижение турпродукта страны на рынке международного туризма России. К социально-экономическим фактором формирования имиджа дестинации относят такие факторы как уровень развития экономики, стабильность экономической ситуации в стране, финансовая политика государства, уровень жизни местного населения[6, с. 42].

В 2008 Азербайджан занял первое место в мире по уровню роста ВВП и сейчас находится на 47-м месте в мире по уровню жизни населения, для сравнения в 2003-м году по этому показателю страна занимала только 88-е место. Все это говорит о грамотной финансовой политике правительства и верности избранного пути на развитие таких непромышленных отраслей экономики, как международный туризм и высокие технологии. Развитие экономики позволяет делать инвестиции в индустрию гостеприимства, развивать туристскую инфраструктуру, обеспечивать высокое качество обслуживания. Правильная социальная политика государства способствует стабильной внутриполитической обстановке в стране, что в свою очередь является одним из условий безопасности туристов [6, с. 43].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что туристов привлекает в страну, главным образом, ее историко-культурное наследие, какие-либо знаменательные события и уникальные природно-климатические особенности территории страны. А способствовать приезду туристов могут такие вторичные факторы, как политическая и социально-экономическая стабильность, развитая инфраструктура, высокий уровень качества обслуживания и технической оснащенности территории.

Большой вклад в изучение данного вопроса внес доктор исторических наук ректор Азербайджанского института туризма Джафар Джафаров, который является автором 37 статей, 4 книг и 1 монографии. Одна из основных областей его исследований - это сфера туризма и рекреаций Азербайджана, её проблемы и перспективы развития. Также Джафар Джафаров участвует в различных республиканских и международных конференциях, посвященных данной теме, например, в таких, как «Туризм и рекреация: проблемы и перспективы. Пути ускорения развития туристического потенциала Азербайджанской Республики» (Баку, август 2009 года), «Состояние иностранного туризма в Азербайджане и перспективы его развития» (Таиланд, Бангкок, сентябрь 2007 года) и «Роль туризма в экономике стран-членов Организации Исламской Конференции (ОИК)» (Баку, июнь 2011 года). Одной из известных его работ, подробно освещающих тему развития международного туризма в стране, считается статья «Международный туризм в Азербайджане. Реалии и

перспективы развития».

Другой ученный, изучающий непосредственно развитие туристских ресурсов страны для их предложения на внешнем рынке, - не менее известный в Азербайджане специалист по туризму профессор, доктор географических наук Ариф Салманов. Сфера его научных интересов — это рекреология, регионоведение, политическая география, природопользование и охрана окружающей среды. Более 30 лет А. Салманов работал в Институте географии Национальной Академии Наук (НАН) Азербайджана заведующим отделом экономической и социальной географии. С 2000 года работает ведущим специалистом в Центре экономических реформ Министерства экономического развития. Автор популярных путеводителей «Посетите солнечный Азербайджан», «В краю горных озер», монографии «Отдых на юге: проекты и решения» и более 100 научных трудов, популярных статей. Директор треста «Кавказская туристическая информационная система», глава Общества маркетологов Азербайджана, член Президиума Азербайджанского совета по туризму и экскурсиям. По мнению профессора Салманова с развалом СССР и переходом к рыночной экономике Азербайджан получил возможность самостоятельно развивать свою сферу туризма, начиная освоение международного рынка именно с России, население которой было главным потребителем туристских ресурсов республики в советский период. При том, это необходимо делать с четко сформулированной программой комплексных мер по развитию инфраструктуры и созданию положительного туристского имиджа страны.

Туристская дестинации Азербайджана изучается не только местными, но и зарубежными специалистами. Например, немецкий ученный профессор Михаил Зуков, являясь большим знатоком природно-климатических рекреационных ресурсов и исследуя азербайджанские заповедники, считает, что при формировании туристского имиджа Азербайджана, основной акцент нужно сделать на уникальные природно-климатические особенности страны. А директор Института исследований Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса С. Корнел предлагает построить концепцию развития международного туризма, базирующуюся на богатом историкокультурном наследии Азербайджана.

А турецкий специалист по туризму доктор Сельджук Олджайток помимо научной деятельности вносит и практический вклад в развитие международного туризма в Азербайджане: применяя накопленный опыт, он участвует в проводимой на территории Турции подготовке азербайджанских специалистов в области туризма. По мнению доктора С. Олджайтока у Азербайджана очень большой потенциал для развития туризма, так как у него есть море, горы, исторические достопримечательности, но нужно проделать очень много работы

для развития этого сектора. Он считает, что Азербайджан должен воспользоваться опытом Турции в развитии рекреаций и внедрить его на своей территории.

На данный момент отдых в Азербайджане из-за малой популярности и высокой себестоимости предлагают немногие туроператоры, работающие на российском рынке. Это вызвано несколькими факторами: во-первых, это противоречивый имидж. Россияне, зная общие сведения о культуре и истории, тем не менее, предполагают, что из-за ранее объединявшего страны единого государства СССР в Азербайджане жизнь мало отличается от российской действительности. Безусловно, у двух стран много, но при этом Азербайджану есть чем заинтересовать российских туристов, путешествующих в оздоровительных целях, но и тех россиян, предпочитающих культурно -познавательный туризм. Малая популярность данного направления объяснима высокой ценой по сравнению даже с географически более дальними, но разработанными популярными направлениями. В данном случае один фактор вытекает из другого: из-за низкой посещаемости формируется высокая

себестоимость тура, для снижения цен туроператорам необходим больший турпоток.

По данным Федерального агентства по туризму за 2012 год наиболее посещаемыми российскими странами были следующие: Турция, Китай, Египет, Испания, Германия, Финляндия, ОАЭ, Греция, Таиланд, Италия [9]. Азербайджан при высоких современных темпах развития туризма с учетом и внедрением опыта популярных направлений российского выездного туризма имеет возможность войти в десятку популярных среди российских туристов. Доля российских туристов в общем числе иностранных туристов, посещающих Азербайджан, составила в 2012 году 9,5 %. За прошлый год страну посетило 2,4 миллиона иностранных туристов, из которых около 230 тысяч человек -граждане России [9]. С таким показателем Азербайджан среди российских направлений выездного туризма уступает таким странам и территориям бывшего СССР, как Украина (Киев, курорты Крыма), Литва, Латвия и ставшей в последнее время популярной среди российских туристов благодаря относительной ценовой доступности Абхазия, даже, не смотря на риск военного конфликта с Грузией, имеющей претензию на территорию республики. Но при этом следует отметить, что Азербайджан по данному показателю опережает остальные страны СНГ.

Для увеличения числа российских туристов, посещающих Азербайджан, и выхода, по крайней мере, в лидеры по посещаемости среди стран бывшего СССР прикаспийская республика может воспользоваться опытом развития международного туризма на территории самой популярной среди российских туристов страны Турции. С Турецкой Республикой Азербайджан связывают

многовековые дружеские отношения и близкое этническое родство титульных наций двух стран. Турция является стратегическим союзником Азербайджана в социально-экономической, военно-политической, промышленной и других важных сферах жизни общества, поэтому эта страна также является партнером прикаспийского соседа в проектах связанных с развитием международного туризма на территории прикаспийского государства.

Успешный опыт Турции на российском туристском рынке является наиболее показательным для перспективы интенсивного освоения данного рынка азербайджанским турпродуктом. Бесспорно, Турция является одним из лидеров мирового рынка туристских услуг и во многом это благодаря организации успешной кампании по продвижению на иностранных рынка своих туристских услуг. В 2011 году по данным Всемирной Туристской Организации Турция заняла пятое место в мире по размеру доходов от туризма, уступая позиции лишь Испании, Франции, Италии и Китаю. Стоит отметить, что число туристов, посещающих эту страну, с каждым неуклонно растет, например, в 2007 турецкая виза была оформлена 14,3 миллионов иностранных туристов, что на 1,7 миллиона больше, чем в 2006 году. В тот год страну на полуострове Малая Азия посетило больше всего немецких туристов -3,28 миллиона человек, на втором месте были британцы, коих приехало в 2007 году 1,46 млн. человек, российские граждане с цифрой в 740 тысяч человек были на третьем месте [5, с. 53]. Но к настоящему времени, как показывают данные различных исследований, увеличилась платежоспособность россиян, а соответственно и количество туристов, отдыхающих заграницей, тоже стало больше. Все это не могло не сказаться на количестве российских туристов в Турции, которых ежегодно становилось больше, и число которых в 2011 году составило 2,9 миллиона человек.

Исходя из вышеперечисленных показателей, можно утверждать, что усилия страны по продвижению на российском туристском рынке, безусловно, привели к положительным результатам. Тот факт, что правительство должно способствовать развитию туризма, в особенности въездного, не должен вызывать сомнений. Турецкое правительство приняло комплекс мер для развития международного туризма на своей территории. В 1982 году в государстве был принят «Закон об инвестициях в области туризма». Данный нормативноправовой акт предполагает, что государство предоставляет возможность пользоваться земельным капиталом в течение 49 лет. Кроме того, турецкие законодатели приняли законы в налоговом и таможенном кодексе, благодаря которым 40% от общего объема затрат на инвестиции в сферу туризма не облагаются налогом на добавочную стоимость и предоставлены льготы по пошлинам на импорт соответствующего оборудования для туристских объектов. При закупке местного оборудования для развития туристской индустрии

предоставляют значительные льготы на налоги и пошлины [6, с. 52].

В Турции есть министерство, которое занимается ведением политики в области туризма. Ежегодно данное министерство получает из бюджета около 50 миллионов долларов США на развитие туризма. Почти во всех европейских и многих других стран мира есть представительства министерства. Есть представительство Министерства культуры и туризма Турции и в России, оно занимается обеспечением рекламной кампании страны в России; участием в туристских выставках от имени своего правительства; организацией презентаций национального туристского продукта в Москве и российских регионах; проведением совместных рекламных кампаний в партнерстве с туроператорами России и Турции, рассылкой информационных материалов по Турции; организацией ознакомительных поездок в Турцию для турфирм и представителей средств массовой информации [5, с. 71].

Потребители туристского продукта могут оценить положительные результаты государственной политики Турции, не вникая в юридические и экономические подробности. К примеру, гражданам, собирающимся провести отдых в Турции не приходиться стоять в очередях в посольство или консульство для оформления визы. В стране действует упрошенный вариант получения туристических виз, ее можно приобрести в аэропорту.

Другой туристической страной, опыт которой показателен для развития международного туризма и привлечения российских туристов, являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Азербайджан и ОАЭ ведут сотрудничество в экономической и политической сфере. Многие турецкие исследователи туризма часто проводят параллели между туристским потенциалом ОАЭ и аналогичными ресурсами Азербайджана, при этом делая приоритет в пользу последнего благодаря наличию большего количества и возраста, а значит и исторической ценности объектов культурно-познавательного туризма [9]. У данных стран много общего: оба государства являются нефтедобывающими и наработали имеющийся экономический потенциал благодаря добыче и переработке нефти, у Азербайджана и ОАЭ почти равные по площади территории 86,6 и 83,6 квадратных километров соответственно, культурные связи между странами, выраженные в религиозном единстве, и, наконец, большой потенциал рекреационного туризма.

Сенсационным событием в жизни этой арабской страны стало открытие нефтяных месторождений в 1958 году в Абу-Даби. За несколько лет скромный эмират превратился в великое нефтедобывающее государство Среднего Востока. В 60-е годы было принято решение о создании суверенных государств в Персидском заливе, а в 1971 году семь эмиратов объединились в одно государство известное сейчас как ОАЭ. Беспрецедентные в истории темпы социально-экономического развития стали возможны благодаря экспорту нефти,

которая обеспечила один из самых высоких в мире показателей объема внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения (к середине 1990-х годов, 3 место в мировом рейтинге) [7, с. 43].. Не смотря на наличие у страны огромных нефтяных ресурсов, в 2001 году принц Дубаи шейх Рашид аль-Мактуб заявил о намерении превратить Дубай в азиатскую столицу мирового туризма. Страна в рекордные сроки достигла поставленной цели: так в 2005 году Дубай посетили 6 миллионов туристов, потратив при этом около 9,5 миллиардов долларов США на приобретение электробытовой техники, автомобилей и других товаров производства ОАЭ [4, с. 26] .

ОАЭ уже несколько лет входят в десятку наиболее популярных среди российских туристов стран. Также следует отметить, что спрос на данное направление ежегодно увеличивается на российском рынке международного туризма благодаря высокому уровню качества обслуживания и возможности совершить выгодные покупки. Так в 2012 голу страна показала увеличение числа российских туристов на 55% по сравнению с 2011 годом, что позволило ей с 10го места в рейтинге посещаемости стран российскими туристами подняться на 7 -ое [10].

Правительством Азербайджана международный туризм также выбран одним из приоритетных направлений развития непромышленных отраслей экономики. В Баку так же, как и в Дубае, большое количество современных архитектурных форм с использованием масштабных проектов и высокотехнологичных разработок. В стране также туризм с целью шопинга, так как, не смотря на высокий курс азербайджанского маната по отношению к российскому рублю (1 манат = 40 рублей), цены на многие товары народного потребления (одежда, обувь, бытовая техника и т.п.) гораздо ниже, чем в России. При повышении качества обслуживания прикаспийская страна также имеет перспективы роста числа российских туристов на своей территории, подобно росту числа отдыхающих в ОАЭ россиян.

Ознакомившись с туристским потенциалом Азербайджана, оценив уровень развития международного туризма в этой постсоветской республике, можно утверждать, что одним из подобных перспективных направлений выездного туризма на российском туристском рынке может стать данная туристская дестинация с богатыми ресурсами для развития, главным образом, столь актуального сейчас культурно-познавательного туризма. Также увеличению конкурентоспособности данного направления выездного туризма может способствовать партнерство Азербайджана с популярными на российском туристском рынке странами и развитие международного туризма на своей территории с учетом их опыта.

SCIENCE TIME

Литература:

1. Алисов Н. В. Экономическая и социальная география мира / Н.В. Алисов, Б.С. Хореев. - М.: Высшая школа, 2008. - 268 с.

2. Богатырева Т.Г. Качество жизни и культурно-образовательный туризм / Т.Г. Богатырева, В.Ю. Воскресенский. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2004. - 178 с.

3. Джафаров Дж. Международный туризм в Азербайджане: учебное пособие для вузов / Дж. Джафаров, А.Г. Алекперов. - Баку: издательство Азербайджанского института туризма, 2009. - 187 с.

4. Микаилов С.Р. Баку - новый Дубай. Проекты и перспективы. / С.Р Микаилов, К.М. Гасанзаде. - Баку: Сабах, 2011. - 278 с.

5. Озджан М. Т. История развития международного туризма на территории Турции / М.Т. Озджан, С.Кенан, Д.Г. Анвар. - Анкара: Анадолу Тюркийе, 2007. -287 с.

6. Самедов А.Н. Туризм в Азербайджане. / А.Н. Самедов, Б.З. Ибрагимбейли. -Баку: Озан, 2011, 178 с.

7. Теймурзаде Г.В. Туристские ресурсы Азербайджана: учебное пособие для студентов Азербайджанского института туризма / Г.В. Теймурзаде, М.Т. Гасанбейли, Н.Г. Мамедханов. - Баку: издательство Азербайджанского института туризма, 2013. - 198 с.

8. Третьякова Т.Н. Туристско-рекреационные ресурсы стран Ближнего Зарубежья: учебное пособие для студентов специальности 230500 «Социальнокультурный сервис и туризм» / Т.Н. Третьякова, О.В. Котлярова. - Челябинск: УралГАФК, 2005. - 152 с.

9. Официальный сайт Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mct.gov.az

10. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры и туризма Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rus siatourism. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.