Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ места стран зарубежной Азии как принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической ситуации современности'

Ретроспективный анализ места стран зарубежной Азии как принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической ситуации современности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
697
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС / PENT-UP DEMAND / СТРАНЫ "АССОРТИМЕНТНОГО" ТУРИЗМА / COUNTRIES OF "ASSORTED" TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Деточенко Лилия Валерьяновна, Лобанова Наталья Анатольевна

Изучены исторические особенности развития международного российского выездного туризма в страны зарубежной Азии. Проведен ретроспективный анализ места азиатских стран в условиях меняющейся геополитической ситуации. Представлены факторы, способствующие и препятствующие развитию выездного туризма россиян в страны Азии, динамика туристских прибытий за 2013-2017 гг., распределение российских туристов по видам туризма в странах азиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the historical features of the development of the international Russian outbound tourism to the countries of Foreign Asia. The authors carry out the retrospective analysis of the place of the Asian countries in the changing geopolitical situation. The factors contributing to and hindering the development of outbound tourism of Russians to Asian countries, the dynamics of tourist arrivals for 2013-2017, the distribution of Russian tourists by types of tourism in the Asian region are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ места стран зарубежной Азии как принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической ситуации современности»

Biogenetic bases of ethnic development

The article deals with the natural and biological parameters of the ethnic development. The specificity of the ethnic genotype is formed as the result of adaptation to the environment. Natural and geographical spaces that provide the reproduction of a particular population of the biological species homo sapiens, become an ecological niche of a particular ethnic group. The connection with its ecological niche is determined socio-culturally.

Key words: ethnic group, biosocial nature of ethnic group, ethnic gene pool, territory of settlement, ecological niche.

(Статья поступила в редакцию 10.04.2018)

Л.В. ДЕТОЧЕНКО, H.A. ЛОБАНОВА (Волгоград)

ретроспективный анализ места стран зарубежной азии как принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической ситуации современности

Изучены исторические особенности развития международного российского выездного туризма в страны зарубежной Азии. Проведен ретроспективный анализ места азиатских стран в условиях меняющейся геополитической ситуации. Представлены факторы, способствующие и препятствующие развитию выездного туризма россиян в страны Азии, динамика туристских прибытий за 20132017 гг., распределение российских туристов по видам туризма в странах Азиатского региона.

Ключевые слова: международный выездной туризм, отложенный спрос, страны «ассортиментного» туризма.

Международный выездной туризм в России, начавший свое активное развитие в условиях перестроечного периода в 90-е гг. XX в., в начале XXI в. демонстрировал достаточно стабильные темпы роста в среднем на 4% в год по

числу выезжающих из РФ туристов [6]. Максимальных значений число российских туристов, выехавших за рубеж, достигло в сравнительно экономически благоприятном 2013 г. 18,291 млн чел. [9]. В этот период число туристов из России, посещавших другие страны мира, почти в семь раз превышало показатель въехавших в Россию иностранных путешественников, и все свидетельствовало о дальнейших благоприятных перспективах международного выездного туризма.

Однако исторически международный туризм - это отрасль, мгновенно реагирующая на все политические, экономические, социальные события, природные катаклизмы, происходящие в стране или в мире, и имеющая колоссальные экономические риски. Оценить влияние геополитических и экономико-географических изменений на картину международного выездного туризма россиян, провести ретроспективный анализ места стран зарубежной Азии как крупного региона, посещаемого российскими туристами, представляется крайне актуальным и своевременным.

События на Украине и в Крыму, а затем и в Сирии резко изменили геополитическую ситуацию в современном мире, а введенные экономические санкции стран Запада в отношении Российской Федерации, низкая стоимость нефти на мировом рынке способствовали ухудшению экономического положения в стране, что не могло не отразиться на индустрии туризма. В 2014 г. сокращение выездного потока российских туристов в условиях осложнившейся экономической ситуации было еще не столь велико - минус 4%, и число туристов уменьшилось до 17,612 млн (табл. 1).

В 2015 г. произошел обвал рынка выездного международного туризма - минус 31,3%, и было совершено 12,107 млн поездок. В 2016 г. этот обвал усугубился - минус 18,5%. Это самое значительное падение выезда туристов из России за последние почти 20 лет [1], которое можно считать кризисом российского международного выездного туризма. Число путешествующих в другие страны мира россиян сократилось до 9,873 млн, почти в два раза по сравнению с 2013 г., т. е. вернулось к показателям кризисного 2009 г.

Туризм - отрасль, имеющая самые высокие риски, но и самую быструю восстанавливаемость, когда фактор отложенного спроса начинает действовать при малейшей стаби-

О Деточенко Л.В., Лобанова H.A., 2018

Таблица 1

выезд за границу российских граждан с целью туризма (составлено авторами по данным [8], пограничной статистики и материалам сайта www.ratanews.ru)

Годы Число выездов российских граждан за границу с целью туризма, тыс. поездок

2000 4 252

2001 3 972

2002 4 426

2003 5 640

2004 6 557

2005 6 785

2006 7 753

2007 9 369

2008 11 314

2009 9 555

2010 12 605

2011 14 495

2012 15 332

2013 18 291

2014 17 612

2015 12 107

2016 9 873

2017 14 588

лизации в обществе. 2017 г. это четко продемонстрировал. Число россиян, выбравших для туризма зарубежные страны, увеличилось на 47,8% по сравнению с 2016 г., и количество международных выездов туристов из России достигло 14,588 млн. (см. табл. 1).

Доля отдельных регионов и стран мира в приеме туристов из россии никогда не была одинаковой, она менялась на протяжении всей истории развития туристской отрасли РФ, но особенно резко и быстро смена лидеров произошла в современный период. На особенностях зарубежной Азии как важнейшей принимающей базы для российских туристов в условиях меняющейся геополитической и экономической ситуации современности остановимся в данной статье.

С прекращением существования СССР и формированием в России туризма на новом качественном уровне почти сразу позиции в первой десятке лидеров в рейтинге по приему туристов из России заняли азиатские страны - Турция, Китай и Египет (мы рассматриваем Египет в соответствии с рубрикатором Всемирной туристской организации как страну Ближневосточного региона Азии). Подтягивались к трем лидерам, то попадая в первую десятку, то выходя из нее, ОАЭ [6]. Туристские выезды россиян в эти страны поступательно увеличивались. И это было неизменно вплоть до 2013 г., который можно условно считать за-

вершающим годом благополучного, без существенных изменений географии туристских выездов жителей России, функционирования туризма [8].

Приведем данные статистики по первым тридцати странам, лидирующим по приему туристов из России (см. табл. 2 на с. 226). Для детализации и упрощения понимания места именно стран зарубежной Азии в российском международном выездом туризме в общемировом рейтинге мы сочли необходимым составить таблицу по изменению мест отдельных азиатских стран по рассматриваемому показателю в разные годы (см. табл. 3 на с. 226).

Проанализируем ситуацию с показателями и распределением потока выездного туризма жителей России в страны зарубежной Азии по годам.

В 2013 г. по приему российских туристов лидировала Турция, которая по количественным данным в полтора раза превосходила занимающий второе место Египет. четвертое и пятое места занимали китай и Таиланд, и в первой десятке были оАЭ. Таким образом, среди десяти лидеров пять азиатских государств, прочие пять - страны Европы [5]. но по числу принятых российских туристов за счет высоких показателей Турции и Египта азиатские страны значительно превосходят европейские.

Таблица 2

Выезд российских граждан за рубеж с целью туризма (по данным Пограничной службы) (тыс. поездок) [2]

Страна % к 2016 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г.

1. Турция 599 3366,9 481,4 2665,8 3278,4 3078,6

2. Китай 29 865,1 668,9 417,2 766,3 1067,5

3. Таиланд 17 821,6 701,0 506,4 933,8 1035,0

4. Испания 15,3 764,3 662,6 580,8 982,3 1012,8

5. Греция 6 693,0 653,0 528,6 1016,1 1175,6

6. Италия 31 676,1 515,4 481,4 747,4 725,8

7. Кипр 4 661,8 635,4 408,6 549,2 579,7

8. Германия 27,4 649,3 509,6 571 820,1 830,9

9. ОАЭ 62 610,9 376,5 356,2 597,4 653,4

10. Тунис -19,4 470,6 584,0 40,9 242,9 282,5

11. Вьетнам 28 422,4 330,2 263,4 276,7 212,8

12. Болгария -12,4 422,2 482,2 352,4 497,7 498,6

13. Чехия 38,5 383,8 277,1 264,9 413,2 473,6

14. Франция 27 313,9 246,7 272,8 361,7 374,9

15. Черногория 3,3 262,6 254,2 233,7 250,4 248,7

16. Израиль 24,4 237,2 190,6 171 221,4 234,5

17. Финляндия -10 204,7 227,2 252,4 379,2 904,7

18. Грузия 72 181,9 105,8 44,7 28,8 22,8

19. Австрия 38 174,9 126,4 142,7 229,0 272,6

20. Доминикана 61 189,7 117,9 26,7 152,9 165,6

21. Индия 21 162,4 134,3 99,7 177,0 172,5

22. Швейцария 13,7 155,5 136,7 152,5 209,2 203,1

23. Нидерланды 32,7 148,5 111,9 116,9 128,9 104,2

24. Южная Корея 16,5 145,8 125,2 100 126,2 107,1

25. Великобритания 27,6 134,2 105,2 119,3 182,2 187,1

26. США 16,3 127,6 109,7 104,3 151,5 146,7

27. Латвия 28 118,8 92,7 72 99,2 99,9

28. Армения 50,7 92,7 61,5 45,0 53,5 48,2

29. Азербайджан 59,6 82,7 51,8 39,4 49,3 43,9

30. Катар 35 75,5 55,9 45,4 46,3 52,1

Всего с целью туризма 14587,9 9873 12107,1 17611,6 18291,7

Таблица 3

места стран Азии по приему туристов из России среди первых 30 стран-лидеров [2]

Место в Азии 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1 Турция (1) Турция (1) Турция (1) Таиланд (1) Турция (1)

2 Египет (2) Египет (2) Египет (2) Китай (2) Китай (2)

3 Китай (4) Таиланд(5) Таиланд (6) Турция(10) Таиланд (3)

4 Таиланд (5) Китай (7) Китай (8) ОАЭ (11) ОАЭ (9)

5 ОАЭ (10) ОАЭ (9) ОАЭ (10) Вьетнам(12) Вьетнам(11)

6 Израиль (19) Вьетнам (15) Вьетнам (14) Израиль(17) Израиль (16)

7 Вьетнам (20) Израиль (19) Израиль (17) Индия (19) Грузия(18)

8 Индия (23) Индия (22) Южная Корея (23) Южная Корея (21) Индия (21)

9 Южная Корея (26) Южная Корея (26) Индия (24) Грузия(25) Южная Корея (24)

10 Гонконг (30) Армения (28) Армения (28)

11 Катар (29) Азербайджан (29)

Азербайджан (30) Катар (30)

Примечание. В скобках указано место страны в общемировом рейтинге по данному показателю.

Объясняется востребованность туристами из России государств зарубежной Азии многими факторами.

• Большинство стран безвизовые для россиян. В некоторых государствах виза не требуется для краткосрочного пребывания либо визу можно получить в аэропорту по прилету.

• Сравнительная дешевизна туров в азиатские государства, поскольку во многих действует политика сдерживания цен местными туроператорами.

• В Азии в основном расположены развивающиеся страны с невысоким уровнем жизни, поэтому пребывание там, туристские услуги доступны для жителей России.

• Относительная географическая близость некоторых стран Азии с РФ. В 3-5-часовой доступности авиатранспортом для населения европейской части России находятся турция, Египет, ОАЭ, Израиль, Иордания, для азиатской части - страны Восточной и Юго-Восточной Азии. к сожалению, дальность перелета и, соответственно, высокая стоимость туров в некоторые государства (Сингапур, Индонезия, Малайзия, Филиппины) негативно сказываются на посещении их российскими туристами.

• Многие страны Азии имеют хорошие возможности для приморского пляжного рекреационного туризма, а именно этот вид туризма наиболее востребован у россиян [6].

• Важный аспект, что только турция среди перечисленных государств является страной летнего пляжного туризма, остальные -страны зимней пляжной рекреации. Выехать среди морозной российской зимы на берега теплого моря или океана - основной фактор популярности для жителей России туризма в рассматриваемых государствах. По этой причине в первые пятьдесят сран по приему российских туристов вошли таиланд, Индия с Гоа, Вьетнам, Индонезия, Мальдивы. Надо отметить, что в последние годы, невзирая на мус-сонные дожди в субрегионах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, жару в Иордании, часть российских туристов посещает эти страны и летом. кроме того, на некоторых территориях тихоокеанской Азии лето все же является туристским сезоном (например, о. Бали в Индонезии, о. Самуи в таиланде).

• В государствах Азии великолепные возможности и для других разнообразных видов туризма. Второй в предпочтениях россиян экскурсионно-познавательный туризм. Ряд азиатских государств почти исключительно привлекают туристов из России экскурсионными турами - Япония, Южная Корея, Гон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конг, Макао (как административные районы КНР), Сингапур. В некоторых хорошие возможности для сочетания пляжного и экскурсионного туризма - Китай, ОАЭ, Южная Корея, Израиль, Шри-Ланка, Мьянма, Филиппины.

• Азиатско-Тихоокеанский регион ныне в мире один из лидеров по темпам и уровню экономического развития, поэтому наиболее высокоразвитые страны региона привлекают россиян, которые участвуют в деловом, научном, образовательном туризме, - Китай, ОАЭ, Япония, Южная Корея, гонконг, Сингапур, Израиль.

• В государствах Азии популярен у российских туристов бальнеологический туризм -Израиль и Иордания (с курортами Мертвого моря), Индия с аюрведическим лечением (особенно знаменит штат Керала), Китай с тибетской медициной, Таиланд.

• Экзотичность, эксклюзивность территорий также привлекают туристов в зарубежную Азию. Для значительной части российских туристов произошло и происходит «старение» европейского туристского продукта, необходимо что-то новое, и азиатский туристский рынок эти потребности удовлетворяет.

Все рассмотренные факторы активно действовали до 2013 г., и именно они определяли список азиатских стран, востребованных туристами из России. Эти же факторы действуют и в последующие годы, и сейчас, но на них накладывают отпечаток события, происходящие на мировой арене, и ситуация в российско-азиатском туризме претерпевает изменения.

В 2014 г. российские туристы экономического кризиса в полной мере еще не ощутили. И хотя международный выездной туристский поток россиян уменьшился за год на 4%, но на 200 тыс. поездок выросло число посещений Турции, а рост Египта был просто колоссальным - больше чем на 600 тыс. поездок (практически на треть). Этой стране предрекали в перспективе первое место по приему туристов из России. Выросло посещение туристами из РФ достаточно бюджетных Вьетнама, Иордании. Увеличился поток россиян в Южную Корею в связи с отменой между странами визового режима. Из стран-лидеров сильно уменьшилось посещение россиянами Китая, незначительно ОАЭ, наблюдалось большое сокращение визитов в Индонезию как в одно из дорогих азиатских направлений.

В 2015 г. экономические сложности в России вылились фактически в кризис международного выездного туризма, когда спад российского турпотока составил 31,3%. Уровень благосостояния жителей России резко упал, а

рост курсов евро и доллара по отношению к рублю сделал крайне дорогими поездки за границу. Либо россияне не поехали отдыхать совсем, либо произошло перераспределение туристского потока на маршруты внутреннего туризма. Пострадали практически все азиатские направления. Самое большое снижение приема российских туристов испытали Китай, Таиланд, Индия и ОАЭ (свыше 40%), страны, которые можно назвать средними по стоимости туров для россиян. Максимальное снижение показала, как уже говорилось, достаточно дорогая Индонезия (-96,6%). Спад Японии, Южной Кореи, Иордании составлял от 20 до 30% [8]. Самое незначительное снижение российского потока туристов (-5%) не только в Азии, но и в мире продемонстрировал не так давно открытый жителями России для туризма бюджетный экзотичный Вьетнам с великолепными возможностями для пляжного отдыха и доброжелательнейшим к россиянам отношением местных жителей, помнящих недавнее совместное социалистическое прошлое.

Два лидера для российского выездного туристского потока - Турция и Египет - первую половину года еще демонстрировали неплохие тенденции, но уже к октябрю 2015 г. Египет потерял 17% российского турпотока, а после теракта в самолете российские туристы Египет практически не посещали. В 2015 г. в Египте было 1,6-1,8 млн туристов из России, примерно на 0,8-1 млн чел. меньше, чем в предыдущем году [4], спад составил 28,3%. Турцию после сбитого российского самолета и резкого охлаждения геополитических отношений, свертывания экономического сотрудничества россияне посещать перестали. Эта страна потеряла свыше 0,5 млн российских туристов, продемонстрировав спад на 19%. Тем не менее в 2015 г. эти государства так еще и продолжали возглавлять рейтинг стран по посещаемости российскими туристами.

Анализ рынка выездного международного туризма в России в 2015 г. показал, что ситуацию с выездным туризмом даже в кризисные годы несколько спасает то обстоятельство, что в туризме участвуют в большом процентном соотношении высокодоходные группы россиян. Достаточно обеспеченные жители России и в условиях сложной экономической ситуации не отказываются от выездного туризма, а покупают более дешевые туры или перераспределяют свой бюджет, оставляя приоритетом туризм. А на туристские предпочтения немногочисленного сегмента очень высокообеспеченных россиян совсем никак не повлияли кризисные явления в экономике России. Рос-

сийские УГР-туристы «поддержали» востребованность дорогих азиатских направлений -Индонезии, Малайзии, Мальдив, Сингапура.

2015 г. поставил перед туроператорами проблему пересмотреть ранее как бы отрегулированный рынок международного туризма в изменившихся геоэкономических реалиях и перераспределить поток российского туризма по другим международным направлениям при отсутствии бывших лидеров - Турции и Египта. Поток этот серьезно уменьшился, но сохранился, и контингент россиян, уже привыкших отдыхать и путешествовать, формировал спрос на заграничные туры. Чтобы хоть как-то удержать ситуацию с провалом выездного туризма под контролем, в течение 2015 г. туроператоры прилагали значительные усилия, в первую очередь решая проблему перераспределения пляжно-рекреационных «турецких» и «египетских» российских туристов по другим схожим относительно бюджетным направлениям [8]. Огромное внимание было уделено продвижению турпродукта стран Европы (Кипра, Греции, Болгарии, Испании) [5], Африки (Туниса, Марокко) [4], Латинской Америки (Куба, Мексика, Доминикана) [4; 7], но особенно Азии. Можно сказать, что азиатские страны в 2016 г. получили карт-бланш на прием туристов из России. И открывшиеся возможности были использованы.

Показатели 2016 г. демонстрировали сильно изменившуюся картину выездного туризма россиян. Поток выездных туристов из России все еще сокращался, но это сокращение было уже меньше по сравнению с 2015 г. Хотя благосостояние граждан России продолжало снижаться, тем не менее россияне привыкли к существующему курсу рубля, а фактор отложенного спроса на туристские выезды действует очень мощно. В результате, если за 2015 г. практически все значимые направления демонстрировали отрицательную динамику, то за 2016 г. больше половины стран из первых пятидесяти лидеров показали рост приема туристов из России, а остальные значительно сократили свои «минусы».

Первая десятка стран-лидеров изменилась кардинально первые за все время существования туризма в постсоветской России. Закрытый весь 2016 г. Египет и не принимающая туристов из России до конца июля Турция способствовали появлению новых лидеров, в успехах которых четко проявилось разделение «турецко-египетского пирога». Ярко был выражен рост пляжных направлений. Страны экскурсионного туризма показали отрицательную динамику, поскольку на экскурси-

онных турах в период кризиса туристы всегда экономят. Заменой Турции в летней пляжной рекреации послужили средиземноморско-черноморские страны Европы, Закавказья, Ближнего Востока и африканский Тунис, а заменой зимней для России пляжной рекреации Египта стали в основном страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

В 2016 г. впервые в истории Таиланд занял первую строчку рейтинга с ростом 38%, поднявшись с традиционных для него 5-6 мест. Китай с пляжным о. Хайнань и с интереснейшей экскурсионной программой оказался на втором месте и показал прирост туристов из России за год на 60%. Велик рост других азиатских пляжных и пляжно-экскурсионных направлений по сравнению с 2015 г.: Грузия (137%), Индия с Гоа (35%), Южная Корея (25%), Вьетнам (25%) [3] - это также ситуация перехвата турецких и египетских туристов. Внеконкурентным лидером роста стала Иордания с показателем +554%, которая вместе с африканским Тунисом перенаправила «на себя» египетских туристов.

Важно отметить большую востребованность Турции у туристов из России. Хотя Турцию открыли для туризма лишь в конце июля 2016 г., т. е. фактически в конце сезона, тем не менее сразу сформировался поток российских туристов, что позволило Турции удержаться на позиции третьей страны по приему туристов из РФ среди стран Азии и десятой в общемировом рейтинге.

В первые тридцать стран не входят, но вызывают большой интерес и посещаются туристами из России и другие азиатские государства - Сингапур, Малайзия, Мальдивы, Филиппины, Мьянма, Шри-Ланка, Камбоджа. Другими словами, география российско-азиатских туристских связей достаточно широка.

Еще одна очевидная тенденция 2016 г. -это всплеск интереса российских туристов к азиатским странам ближнего зарубежья, еще недавно рассматривавшимся лишь как «ассортиментные». Они расположены недалеко от России, т. е. доступна транспортная составляющая, страны сравнительно недороги для туризма, нет языкового барьера. Все это очень привлекает туристов из России, и поток туристов в Грузию, Армению, Азербайджан заметно вырос. Страны вошли в первую тридцатку.

Тенденции уже 2016 г. позволяли предполагать, что 2017 г. будет годом восстановления российского выездного туризма, а открытая для российских туристов Турция ситуацию изменит. При продолжающих действовать с 2016 г. факторах, благоприятствующих

развитию международного выездного туризма из России, общий прирост турпотока составил 47,8% за год. Турция в этот рост внесла огромный вклад - турпоток в страну россиян вырос на 599%. Отложенный спрос был реализован, прием россиян в Турции в 2017 г. превзошел все существовавшие до этого показатели туризма между двумя странами. Отсутствие виз, относительная географическая близость, наличие перелетов из регионов, предлагаемый турпродукт на разный вкус и кошелек, любимый россиянами All inclusive мощно сработали и поставили Турцию на внеконкурентное первое место среди приоритетных для жителей россии туристских направлений.

Однако и другие азиатские направления показали значительный рост: ОАЭ (62%), Катар (35%), Китай (29%), Вьетнам (28%), Израиль (24,4%), Индия (21%), Таиланд (17%), Южная Корея (16,5%) [2]. Отдельно необходимо отметить азиатские страны постсоветского пространства, в 2017 г. перешедшие из «ассортиментных» направлений в приоритетные для российских туристов: турпоток в Грузию вырос на 72%, в Азербайджан - на 59,6%, в Армению - на 50,7%.

все перечисленные государства сформировали первую десятку стран зарубежной Азии по приему российских туристов. во всех «сыграли» общие уже перечисленные факторы, способствующие приему россиян на территориях данных государств, к ним также можно присовокупить определенное привыкание за последние годы жителей россии к дальним перелетам, уменьшение боязни путешествовать по развивающимся странам, мощные рекламные компании своих турпродуктов азиатскими государствами.

Однако были и аспекты, индивидуальные для каждой отдельной страны. вьетнам значительно демпинговал цены, и это позволило ему прочно укрепиться на пятой строчке рейтинга. ОАЭ, Катар и не вошедшая в число лидеров дорогая по стоимости турпродук-та Япония (прирост на 55%), как двумя годами ранее Южная Корея, серьезно упрочили свои позиции благодаря послаблению визового режима для российских туристов. ОАЭ и Катар выигрывали из-за мощного развития транзитного туризма и предложения новых территорий пляжной рекреации. Китай сделал безвизовым посещение до 72 часов отдельных городов (Пекина, Шанхая) при транзите через его территорию и полностью безвизовое посещение Гонконга и Макао.

Анализ данных таблиц 2 и 3 позволяет констатировать, что в первой тридцатке даже по

Таблица 4

доля стран Азии в приеме туристов из россии (составлено авторами по данным табл. 2)

2013 г. 2016 г. 2017 г

страны Азии страны других регионов страны Азии страны других регионов страны Азии страны других регионов

в тыс. прибытий 8470,6 9820,4 3275,2 6597,8 7081,1 7502,8

в % 46,3 57,7 32,7 67,3 48,5 51,5

Из них Турция Египет 16,8 10,4 4,9 23,1

Без Турции и Египта 19,1 27,8 25,4

сравнению с 2013 г. стало значительно больше азиатских государств, добавились и серьезно упрочили свои позиции Грузия, Армения, Азербайджан и Катар.

Не вызывает сомнений, что зарубежная Азия - это один из главных регионов мира по приему российских туристов. Подсчет нами числа прибытий туристов и доли стран Азии в приеме туристов из России позволил составить таблицу 4 и сделать вывод, что с 2013 по 2017 г. доля Азии даже без такого мощного игрока туристского рынка, каким является Египет, существенно выросла (табл. 4).

Важно отметить, что в 2013 г. из 46,7% доли стран Азии по приему туристов из россии лишь 19,1% приходились на все азиатские государства без внеконкурентных лидеров того периода - Турции и Египта. В кризисном 2016 г. с низкой долей Турции и отсутствующим Египтом доля других азиатских стран выросла до 27,8%. Это говорит о том, что в кризис россияне резко переориентировались с европейских и американских на азиатские направления. Причины тут не только в стоимости туров, но и в неблагоприятной для россии геополитической ситуации, сложившейся со многими странами Европы и США, во введении санкций. Страны Азии к России гораздо более политически лояльны, и российские туристы выбрали их. В 2017 г. к «политическим страстям» произошло некоторое привыкание, и европейские туристские направления вернули себе поток туристов, но выход Турции на туристскую арену только упрочил положение Азии на рынке российского туризма, приблизив долю региона к 50%.

В заключение можно констатировать, что при всех изменениях политической, экономической ситуации в мире поток туристов из России в страны Азии демонстрирует быструю восстанавливаемость. Доля зарубежной Азии -одного из главных регионов мира по приему

российских туристов - будет только увеличиваться. В 2018 г. на российскую арену выходит Египет, с которым в апреле восстанавливается авиасообщение, и туроператоры уже предлагают очень востребованный турпро-дукт этой страны. Кроме того, события вокруг «дела Скрипаля», высылки дипломатов, новых экономических санкций против РФ однозначно оттолкнут часть российских туристов от европейских и американских турпродуктов, усилив важность азиатского направления.

список литературы

1. Выездной турпоток из России показал наибольшее падение с 1998 года [Электронный ресурс] // RATA-news: ежедн. электрон. газ. Рос. союза туриндустрии. 2016. № 4008. URL: http://www. ratanews.ru/news/news_9032016_1.stm (дата обращения: 09.03.2018).

2. Выезд россиян на отдых за рубеж показал самый высокий рост с 2000 года [Электронный ресурс] // RATA-news: ежедн. электрон. газ. Рос. союза туриндустрии. 2018. № 4517. URL: http://www. ratanews.ru/news/news_14122016_2.stm (дата обращения: 25.03.2018).

3. Десятка самых популярных туристических направлений кардинально изменилась впервые за 14 лет [Электронный ресурс] // RATA-news: ежедн. электрон. газ. Рос. союза туриндустрии. 2017. № 4272. URL: http://www.ratanews.ru/news/ news_23032017_2.stm (дата обращения: 27.02.2018).

4. Деточенко Л.В. Меняющаяся региональная география международного выездного пляжно-рекреационного туризма россиян в зимние сезоны 2014-2016 гг. // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: материалы Междунар. науч. конф. (г. Грозный, 20-25 сент. 2016 г.). Ростов н/Д.: Изд-во Южн. фед. ун-та, 2016. С. 175-180.

5. Деточенко Л.В. Место и роль России в туристском пространстве европейского региона на современном этапе // геополитические процессы на современном евразийском пространстве: материа-

лы Междунар. науч. конф. (г. Баня-Лука, Республика Сербская, 31 мая - 4 июня 2017 г.). Баня-Лука: ВИЛУКС, 2017. С. 369-384.

6. Деточенко Л.В. Особенности развития международного туризма на современном этапе [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2013. № 3(23). URL: http:// grani.vspu.ru/files/publics/1369830800.pdf (дата обращения: 03.02.2018).

7. Деточенко Л.В., Лобанова Н.А. Латиноамериканский регион - перспективное направление для российских туристов // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Биробиджан, 8 апр. 2016 г.): в 3 ч. / Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016. Ч. 2. C. 77-83.

8. Деточенко Л.В., Лобанова Н.А. Туристская отрасль России в условиях кризисного этапа развития экономики 2014-2016 годов // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. №2 (39). С. 97-107.

9. Статистические рекорды 2013 года: три страны перешагнули миллион, Турция - три миллиона [Электронный ресурс] // RATA-news: ежедн. электрон. газ. Рос. союза туриндустрии. 2014. № 3499. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_5032014_5.

stm (дата обращения: 03.03.2018).

* * *

1. Vyezdnoj turpotok iz Rossii pokazal naibol'shee padenie s 1998 goda [Jelektronnyj resurs] // RATA-news: ezhedn. jelektron. gaz. Ros. sojuza turindustrii. 2016. № 4008. URL: http://www.ratanews.ru/news/ news_9032016_1.stm (data obrashhenija: 09.03.2018).

2. Vyezd rossijan na otdyh za rubezh pokazal samyj vysokij rost s 2000 goda [Jelektronnyj resurs] // RATA-news: ezhedn. jelektron. gaz. Ros. sojuza turindustrii. 2018. № 4517. URL: http://www.ratanews. ru/news/news_14122016_2.stm (data obrashhenija: 25.03.2018).

3. Desjatka samyh populjarnyh turisticheskih napravlenij kardinal'no izmenilas' vpervye za 14 let [Jelektronnyj resurs] // RATA-news: ezhedn. jelektron. gaz. Ros. sojuza turindustrii. 2017. № 4272. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_23032017_2.stm (data obrashhenija: 27.02.2018).

4. Detochenko L.V. Menjajushhajasja regional'-naja geografija mezhdunarodnogo vyezdnogo pljazh-no-rekreacionnogo turizma rossijan v zimnie sezony 2014-2016 gg. // Faktory i strategii regional'nogo razvitija v menjajushhemsja geopoliticheskom i geo-jekonomicheskom kontekste: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Groznyj, 20-25 sent. 2016 g.). Rostov n/D.: Izd-vo Juzhn. fed. un-ta, 2016. S. 175-180.

5. Detochenko L.V. Mesto i rol' Rossii v turist-skom prostranstve evropejskogo regiona na sovre-mennom jetape // Geopoliticheskie processy na so-vremennom evrazijskom prostranstve: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Banja-Luka, Respublika Serbskaja, 31 maja - 4 ijunja 2017 g.). Banja-Luka: VILUKS, 2017. S. 369-384.

6. Detochenko L.V. Osobennosti razvitija mezhdunarodnogo turizma na sovremennom jetape [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2013. № 3(23). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1369830800.pdf (data obrashhenija: 03.02.2018).

7. Detochenko L.V., Lobanova N.A. Latinoame-rikanskij region - perspektivnoe napravlenie dlja rossijskih turistov // Arhitektura mnogopoljarnogo mira v XXI veke: jekologija, jekonomika, geopolitika, kul'-tura i obrazovanie: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Birobidzhan, 8 apr. 2016 g.): v 3 ch. / Priamur. gos. un-t im. Sholom-Alejhema. Birobidzhan: IC PGU im. Sholom-Alejhema, 2016. Ch. 2. C. 77-83.

8. Detochenko L.V., Lobanova N.A. Turistskaja otrasl' Rossii v uslovijah krizisnogo jetapa razvitija jekonomiki 2014-2016 godov // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 3: Jekonomika. Jekologija. 2017. T. 19. № 2 (39). S. 97-107.

9. Statisticheskie rekordy 2013 goda: tri stra-ny pereshagnuli million, Turcija - tri milliona [Jelektronnyj resurs] // RATA-news: ezhedn. jelektron. gaz. Ros. sojuza turindustrii. 2014. № 3499. URL: http:// www.ratanews.ru/news/news_5032014_5.stm (data obrashhenija: 03.03.2018).

Retrospective analysis of the place of Foreign Asia as a host base for Russian tourists in the changing geopolitical situation of the present

The article deals with the historical features of the development of the international Russian outbound tourism to the countries of Foreign Asia. The authors carry out the retrospective analysis of the place of the Asian countries in the changing geopolitical situation. The factors contributing to and hindering the development of outbound tourism of Russians to Asian countries, the dynamics of tourist arrivals for 2013-2017, the distribution of Russian tourists by types of tourism in the Asian region are presented in the article.

Key words: international tourism, pent-up demand, countries of "assorted" tourism.

(Статья поступила в редакцию 03.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.