Научная статья на тему 'Перспективы решения основных проблем налогов на добавленную стоимость и прибыль организаций'

Перспективы решения основных проблем налогов на добавленную стоимость и прибыль организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майбуров Игорь Анатольевич

The article is devoted to the main problems of value-added tax and profit tax. It is also analyze the possibilities of their solution with consideration for position of Government of Russia Federation which present in «Basic ways tax policy to 2009-2011 years».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы решения основных проблем налогов на добавленную стоимость и прибыль организаций»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 75-78. © И.А. Майбуров, 2008

УДК 336.226.141

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.А. Майбуров

Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург

The article is devoted to the main problems of value-added tax and profit tax. It is also analyze the possibilities of their solution with consideration for position of Government of Russia Federation which present in «Basic ways tax policy to 2009-2011 years».

Одним из наиболее проблемных, без сомнения, является налог на добавленную стоимость (НДС). Стержневой проблемой данного налога является значительный объем незаконного возмещения НДС из бюджета при превышении сумм налоговых вычетов над суммами начисленного НДС в целом и при экспортных операциях в частности.

Эта проблема стала уже настолько существенной, что для ее решения даже стали предлагать крайние меры: либо вообще перейти на уплату налога с продаж вместо НДС, либо сохранить НДС, но при этом отменить саму возможность возмещения налога из бюджета, обнуляя налоговую базу при превышении сумм вычетов над суммами начисленного налога. Следует, однако, отметить, что столь кардинальные предложения пока не находят правительственной поддержки. Как отмечается в официальных документах [1], невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования налогового законодательства, возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над начисленным приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, и кроме того, это подрывает конкурентоспособность экспортного сектора экономики. Вместе с тем, по мнению Минфина РФ, возмещение сумм налога из бюджета создает возможности для значительных злоупотреблений как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования. Поэтому проблеме возмещения НДС следует уделять особое внимание при разработке и совершенствовании налогового законодательства.

Уже осуществленный в 2007 г. переход к единой декларации по НДС, по мнению Минфина РФ, явился первым шагом приближения российской системы возмещения НДС к лучшей международной практике. Но необходимо иметь в виду, что основные способы уклонения от налогообложения при возмещении налога связаны отнюдь не с неправомерным приме-

нением экспортером нулевой ставки или с необоснованным применением налогоплательщиком права на вычет НДС, уплаченного при приобретении материальных ресурсов, нет. Они связаны прежде всего с неправомерным неначислением и неуплатой НДС в бюджет одним или несколькими поставщиками этого экспортера. В этой связи Минфин предлагает вернуться к рассмотрению вопроса о составе перечня документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки, имея в виду, что это право отражает факт потребления товаров за пределами РФ, т. е. для подтверждения применения нулевой ставки необходимо прежде всего подтвердить факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта. Одновременно с этим осуществляется переход к уведомительному порядку возмещения НДС, не предполагающему обязательного представления в налоговые органы всего комплекта документов каждый раз по окончании того налогового периода, в котором возникло требование о возмещении.

Высвободившиеся ресурсы налоговых органов Минфин РФ предполагает направить на совершенствование налогового контроля в отношении уплаты НДС прочими налогоплательщиками, включая поставщиков материальных ресурсов. Следует отметить, что принятие подобных мер также будет связано со значительным одномоментным снижением поступлений НДС в бюджет (за счет роста возмещения), что также предполагает необходимость их принятия в период благоприятной ситуации с бюджетными доходами, т. е. в ближайшее время.

До сих пор активно, хотя уже и чрезмерно затянуто, обсуждается вопрос о введении системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут по умолчанию признаваться таковыми. Будет создана отдельная система регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваи-

ваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, указываемые в счете-фактуре. При этом реестр налогоплательщиков НДС должен быть публичным и размещен в сети Интернет.

Предполагается, что регистрация в качестве налогоплательщиков НДС будет обязательной для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка от реализации услуг которых превышает некоторую законодательно установленную величину (например, 4 млн руб., или 15 млн руб., или 20 млн руб. в год). При этом при регистрации новой компании следует устанавливать срок, в течение которого налогоплательщик должен показать этот объем выручки, для того чтобы получить право на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС. В контексте обязательной регистрации возможным станет внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, обеспечивающих мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными плательщиками НДС.

Основной же спор в настоящее время развернулся вокруг размера новой унифицированной ставки НДС и даты перехода на ее использование. Следует заметить, что упомянутое выше предложение Президента России кардинально снизить ставку до 10 % не находит поддержки у Минфина. Глава этого ведомства А. Кудрин заявляет, что даже снижение ее до 12 % приведет к выпадающим доходам бюджета в объеме 2 % ВВП. Такое сокращение, по расчетам Минфина, адекватно годовому финансированию национальной обороны. Первый заместитель Председателя Правительства РФ С. Иванов высказывается куда более оптимистично. По его мнению, Правительство РФ может принять решение о снижении ставки НДС до 1213 % уже во второй половине 2008 г., а перейти на ее применение - с начала 2009 г. При этом выпадающим доходам, которые могут превысить 1 трлн руб., необходимо найти соответствующую замену. В настоящее время решение о величине ставке не принято.

Второй по значимости и средоточию проблем - это налог на прибыль организаций. Можно выделить несколько ключевых проблем данного налога, на решение которых будет направлена законодательная инициатива в ближайшие годы.

Во-первых, это проблема использования трансфертного ценообразования внутри группы связанных или контролируемых компаний

в целях минимизации налоговых обязательств (в основном по налогу на прибыль и НДС). Как известно, в основе данной проблемы лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той, которая применялась бы независимыми контрагентами, не связанными между собой отношениями участия в капитале, общего контроля или сговора. В результате один из контрагентов получает выгоду за счет издержек другой стороны, а налоговая база становится мобильной к ее переносу как на нормальные предприятия, но расположенные в регионах с более льготными условиями налогообложения, так и на «короткоживущие» предприятия вне зависимости от их расположения.

Действующие нормы Налогового кодекса РФ, по общему мнению, не позволяют эффективно контролировать использование трансфертного ценообразования. Предлагается [2] вместо существующих ныне статей 20 и 40 ввести в Налоговый кодекс РФ новый раздел из шести глав, регулирующий соответствующие правоотношения на основе использования зарекомендовавшего себя в мировой практике принципа «определения цены на расстоянии вытянутой руки», т. е. той цены, которая была бы установлена на аналогичный товар в аналогичной сделке между независимыми лицами. Предусматривается целесообразным:

а) определить взаимозависимость лиц, значительно расширив перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, а также приведя открытый перечень оснований, по которым суд может признать лиц таковыми;

б) установить закрытый перечень контролируемых сделок, цена по которым в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами. Речь идет, конечно же, о сделках между взаимозависимыми лицами, а также о внешнеторговых сделках с фирмами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях, и бартерных сделках;

в) ввести обязанность специального декларирования для организаций, совершающих контролируемые сделки, о фактах их совершения и основных параметрах сделок, если сумма доходов (расходов) от всех сделок в течение календарного года с одним лицом (лицами) превышает 100 млн руб.;

г) ввести институт предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиком, планирующим совершить контролируемую сделку, и налоговым органом. В рамках этого соглашения, которое планируется готовить на возмездной основе, следует фиксировать методы определения цены сделки, ко-

торые не будут приводить к занижению сумм начисляемых налогов;

д) установить новые правила оценки диапазона рыночных цен как некоего расчетного интервала, составляющего два центральных квартиля интервала рыночных цен. Это позволит исключить крайние точки, которые по каким-либо причинам были учтены при оценке данного интервала. Рыночной ценой предлагается считать цену, находящуюся в пределах расчетного интервала цен. И только при несоответствии цены этому расчетному интервалу позволительно будет налоговому органу доначислять налог;

е) установить перечень методов определения соответствия цены сделки рыночным ценам, включив в него метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта), метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли. При этом предусмотреть, что для целей налогообложения может быть использован любой метод, который в условиях фактических обстоятельств позволит наиболее обоснованно определить соответствие цены рыночной, но метод сопоставимых рыночных цен признать приоритетным.

Во-вторых, это проблема отсутствия особого порядка исчисления налога на прибыль для налогоплательщиков, входящих в один холдинг или группу компаний, что также создает стимулы для применения трансфертных цен внутри таких групп. Для ликвидации этого пробела предлагается [2] внедрить в России институт консолидированной отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль. Основные положения здесь следующие:

• консолидированной группой предлагается признавать добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора. Такой договор подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета лица, ответственного за исполнение консолидированных обязанностей группы;

• в состав группы могут включаться компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Не могут включаться в состав группы резиденты особых экономических зон, а также организации, применяющие специальные налоговые режимы. По организациям ряда секторов экономики (банкам, страховым организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и т. п.) могут создаваться только монопро-фильные группы, т. е. банки могут создавать

группу исключительно с участием других банков и т. д.;

• такая группа будет составлять единую налоговую декларацию путем построчного суммирования данных индивидуальных деклараций всех ее участников. При этом в нее не будут включаться доходы и расходы по операциям между участниками группы и, соответственно, прибыли и убытки от таких операций;

• суммы налога на прибыль будут распределяться между бюджетами субъектов РФ так же, как и сейчас он распределяется по обособленным подразделениям, т. е. пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

В-третьих, это проблема отсутствия должных стимулов в налоге на прибыль для увеличения капитальных вложений в основные средства. Для формирования таких стимулов предлагается от существующего ныне пообъектного начисления амортизации перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). Использование нового метода планируется осуществить на основе следующих положений:

1) разграничиваются пулы числом предположительно до 10, для каждого пула устанавливается определенная норма амортизации;

2) определяется период, за который начисляется амортизация;

3) в каждом периоде сумма начисленной амортизации равна остаточной стоимости пула, умноженной на норму амортизации, установленной для данного пула. При этом остаточная стоимость пула уменьшается на сумму начисленной амортизации;

4) при приобретении актива стоимость его добавляется к остаточной стоимости соответствующего пула, а при реализации актива из остаточной стоимости соответствующего пула вычитается цена, по которой актив был продан;

5) ускоренные нормы амортизации сохраняют свое применение, но реализуются путем выделения отдельных субпулов, к которым можно применять повышенные коэффициенты амортизации;

6) если остаточная стоимость пула становится меньше определенной величины, следует единовременно отнести на расходы эту стоимость, обнулив ее и тем самым ликвидировав данный пул.

Данному методу, без сомнения, присуща исключительная простота использования и прозрачность контроля. Он по силам даже ма-

лому бизнесу, использующему традиционную систему налогообложения. Но главное, что применение пулов, как показывает зарубежная практика, стимулирует использование активов, выполняющих аналогичные функции, но имеющих при этом более продолжительный срок службы.

Две вышеприведенных новации предлагается вводить в 2009-2010 гг. одновременно, а третью чуть позже - в 2010-2011 гг. В целом инициативы по налогу на прибыль выглядят значительно более проработанными и аргументированными по сравнению с изменениями в НДС. Основная причина, на наш взгляд, - их заимствование из зарубежной практики обложения прибыли, в то время как новации в

НДС - отечественного происхождения. Может быть, не надо его «латать», а тщательно изучив опыт построения и администрирования НДС в Евросоюзе, попытаться разработать новую модель данного налога.

1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 20082010 гг. Одобрены на заседании Правительства РФ (протокол № 8 от 2 марта 2007 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govemment.gov.ru

2. Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.