Научная статья на тему 'Перспективы регулирования деятельности суверенных фондов России и Казахстана в рамках Единого экономиче-ского пространства'

Перспективы регулирования деятельности суверенных фондов России и Казахстана в рамках Единого экономиче-ского пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ / SOVEREIGN FUNDS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ / GOVERNMENT RESERVES / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Келимбетов Кайрат Нематович

В статье проанали-зированы казахстанский и российский опыт функционирования суверенных фондов и их роль в поддержании социальной и экономической стабильности. Обоснована перспектива коорди-нации регулирования деятельности фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on Kazakh and Russian expe-rience in the functioning of the sovereign funds and their role for the maintenance of social and economic stability

Текст научной работы на тему «Перспективы регулирования деятельности суверенных фондов России и Казахстана в рамках Единого экономиче-ского пространства»

К.Н. КЕЛИМБЕТОВ

кандидат экономических наук, заместитель премьер-министра Республики Казахстан*

Перспективы регулирования деятельности

суверенных фондов России и Казахстана в рамках Единого экономического пространства

С 1 января 2012 г., сотрудничество трех государств Таможенного

л

союза - Казахстана, России и Белоруссии1 - поднялось на новый уровень интеграции - формирование Единого экономического пространства.

Под единым экономическим пространством подразумевается экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами, в пределах которой в том числе достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, а также закладываются основы единой экономической политики2.

Таким образом, создание Единого экономического пространства предусматривает формирование такого пространства, на котором будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, существовать единая инфраструктура и проводиться согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политики.

В связи с тем, что Единое экономическое пространство является более глубокой формой экономической интеграции, оно в дополнение

* Келимбетов Кайрат Нематович, е-таМ: kai.keli@mail.ru

1 На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), состоявшемся 19 октября 2011 г. был рассмотрен вопрос о присоединении Кыргызской Республики к Таможенному союзу. В настоящее время создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

2 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М., 1999.

к условиям действующего Таможенного союза должно обеспечить согласованную макроэкономическую политику, свободное движение капитала, услуг, рабочей силы, а также полноценный доступ к инфраструктуре государств-членов ЕЭП.

Именно таким способом могут быть обеспечены более тесная интеграция и сближение экономик в целях ускорения социально-экономического прогресса стран-участниц, роста благосостояния их граждан'.

Очевидно, что формирование Единого экономического пространства станет мощным двигателем модернизации всех сфер экономической активности в странах-участницах, позволит отойти от устаревших стандартов и перейти к производству конкурентоспособных продуктов и продукции. Многостороннее взаимодействие стран-участниц Единого экономического пространства выступит в качестве «мультипликатора» возможностей для эффективной диверсификации и модернизации национальных экономик за счет соединения потенциалов и реализации совместных стратегий экономического роста, особенно Казахстана и России -«локомотивов» интеграции на постсоветском пространстве.

При этом надо учитывать, что ключевым залогом успеха реализации данной инициативы выступает качественное обеспечение гармонизации всех системных направлений экономических политик, а также стратегий и параметров развития соответствующих экономических инфраструктур стран-организаторов современных евразийских интеграционных процессов, а именно - Казахстана и России как ведущих участников Таможенного союза и Единого экономического пространства.

1 Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г.

В этом направлении в настоящее время ведется масштабная работа, принят, а также разрабатывается ряд документов, нацеленных на обеспечение и сбалансированное развитие экономических процессов между государствами-участниками. В частности, осуществляется реализация Плана мероприятий по выполнению соглашений, формирующих ЕЭП1.

Данным документом предусматривается комплекс мер, направленных на реализацию ряда важных соглашений Единого экономического пространства. Например, Соглашения о согласованной макроэкономической политике, Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах Единого экономического пространства, Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

Так, для реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике2 предусматривается разработка методики расчетов макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, методики определения сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития на трехлетний период, согласование ряда среднесрочных интервальных количественных внешних параметров, а также применение ряда количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития стран-участниц ЕЭП.

Для возможности реализации Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах Единого экономического пространства планируется принятие Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-участников до конца 2013 г., завершение процесса гармонизации

1 Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного Союза) на уровне глав правительств от 15.03.2011г. №77

2 Соглашение о согласованной макроэкономической политике стран ЕврАзЭС от 09.12.2010г.

национальных законодательств к 2020 г. в секторах банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг.

В рамках реализации Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала1 до конца 2013 г. планируется реализация мер по гармонизации отдельных аспектов в банковской сфере, на валютном рынке, рынке ценных бумаг и в сфере страхования.

Анализ существующей нормативной правовой базы по формированию Единого экономического пространства показывает, что несмотря на присутствие достаточно широкого спектра вопросов, косвенно влияющих на формат и политику функционирования суверенных фондов в странах-участницах Единого экономического пространства, предметный фокус развития данного аспекта в работе, проводимой государственными органами стран-участниц, отсутствует.

Между тем следует отметить, что как в Казахстане, так и в России созданы и функционируют достаточно мощные суверенные фонды2, выполняющие важнейшие экономические функции -макроэкономического регулирования и обеспечения устойчивого экономического роста.

Действительно, суверенные фонды способны не только выполнять ряд традиционных функций, включая макроэкономическую стабилизацию и предоставление «длинных денег», но и способствовать осуществлению трансферта знаний и технологий при помощи инвестиций, повышению эффективности экономической деятельности государственных предприятий.

Кроме того в экономическом сообществе как Казахстана, так и России в основном сформировалось понимание того, что эффективная пенсионная система должна выступать не бременем для

1 Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 09.12.2010 г.

2 Оценочно, в 2011 г. Казахстан и Россия входят в десятку стран, имеющих наибольшие активы суверенных фондов.

государственного бюджета, а серьезным и перспективным макроэкономическим инструментом, способным решать двуединую задачу - содействие сбалансированному развитию социального сектора через эффективное управление значительным внутренним инвестиционным ресурсом в виде пенсионных накоплений.

В результате реформирования пенсионных систем в обеих странах созданы и развиваются пенсионные накопительные системы, оперирующие значительными объемами активов. Однако результаты их функционирования скорее проблемны, чем успешны, что требует системного переосмысления перспектив развития, параметров и принципов управления активами пенсионных накоплений, например, в контексте функционирования в форме суверенных фондов.

Постановка в данной статье проблемы обеспечения системной гармонизации в деятельности суверенных фондов Казахстана и России, формирования понятных и четких правил их регулирования, функционирования и формирования политик актуальна и объективна в силу того, что данные институты являются серьезными инструментами, способными оказывать существенное влияние (как позитивное, так и негативное) на развитие экономических процессов не только в масштабах отдельных стран, но и в масштабах региональных и мировых финансовых рынков.

Во-первых, в мировом сообществе на протяжении последних лет присутствует серьезная озабоченность тем, что в силу своей масштабности и низкой прозрачности суверенные фонды представляют опасность для финансовой системы любого масштаба. Например, в 2007 г. в Комитете по иностранным делам сената США сообщалось, что «ряд старших официальных лиц в администрации США считают суверенные фонды серьезной угрозой»1.

IMF joins call for sovereign funds scrutiny // Financial Times, 26 June 2007.

Кроме того в результате обращения министерства финансов США к МВФ и ВБ по поводу разработки рекомендаций для деятельности суверенных фондов как институтов, потенциально несущих риски для международной финансовой системы, Международной группой по суверенным фондам при МВФ были разработаны «Принципы Сантьяго»1.

Во-вторых, следует учитывать, что деятельность суверенных фондов как важных элементов экономических политик требует упорядочения и выработки системных стратегических подходов не только на международном, но и на межстрановом уровнях в рамках интеграционных объединений. Как показывает мировой опыт, даже незначительная асимметрия ключевых параметров и характеров экономического развития способна привести к долгосрочным и трудноразрешимым проблемам.

Например, рассматривая опыт функционирования экономических интеграционных объединений в мире, следует обратить внимание на современные результаты функционирования Европейского Союза.

Острые проблемы и неоднозначность экономических процессов, происходящих в настоящее время в Европейском Союзе, в первую очередь являются следствием преждевременного включения в общее экономическое пространство «неготовых» стран-участниц (например, Греции, Ирландии, Португалии), т. е. стран, экономические политики, экономические процессы и экономические инфраструктуры которых не отвечали тенденциям и параметрам развития соответствующих

Принципы распространяются на такие аспекты деятельности суверенных фондов, как правовая основа, цели и координация с макроэкономической политикой, институциональная основа, структура управления, основа управления инвестициями и рисками. «Принципы опираются на основополагающие цели: поддерживать прозрачную и прочную структуру управления, предполагающую надлежащие операционный контроль, управление рисками и подотчетность; обеспечивать соблюдение всех применимых нормативных требований и требований по раскрытию информации, предъявляемых в тех странах, где СФБ осуществляют инвестиции; гарантировать, что СФБ инвестируют с учетом экономического и финансового риска, а также соображений доходности; содействовать поддержанию стабильности глобальной финансовой системы и свободного потока капитала и инвестиций» (см.: Пресс-релиз МВФ № 08/06 от 11.10.2008г.: http://www.iwg-swf.org/pr/pdf/rus/pr0806r.pdf).

экономических составляющих стран, являющихся ключевыми участниками Европейского Союза - Германии и Франции.

В частности, как отмечалось экспертами в рамках обсуждения «Кризис в зоне евро: причины и последствия», проведенного на базе Центра ситуационного анализа Института мировой экономики и международных отношений РАН, актуальные проблемы Европейского Союза являются «следствием противоречия, порожденного тем, что в рамках Европейского союза осуществляется единая наднациональная валютная политика, в то время как экономический союз строится на координации национальных экономических политик стран-членов ЕС. При этом единая денежно-кредитная политика осуществляется без учета различий в уровне развития и структуре хозяйств стран, входящих в союз», «другая особенность кризиса в зоне евро - его связь с накоплением огромных долговых обязательств. Они стали результатом значительного (а порою и безудержного) роста заимствований... Большинство государств не соблюдали так называемые Маастрихтские критерии, согласно которым отрицательное сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году. А в Португалии, Испании, Греции и Ирландии этот показатель был еще выше». «Наконец, имеет место и кризис доверия к проблемным странам. Огромными объемами гособлигаций этих стран (около 2 триллионов евро) владеют банки, прежде всего Франции и Германии, что усиливает их риски. В этой связи было высказано предположение, что критическим является даже не столько уровень задолженности,

сколько вопрос доверия инвесторов к устойчивости экономик

л

соответствующих стран, эффективности их правительств»1.

Таким образом, считаем, что вопросы гармонизации политик и процессов развития суверенных фондов, выступающих в качестве действенных макроэкономических инструментов как в Казахстане, так и в России, являются важной составляющей общей стратегии по гармонизации экономических политик стран-участниц Единого экономического пространства.

Келимбетов К.Н. Перспективы регулирования деятельности суверенных фондов России и Казахстана в рамках Единого экономического пространства. В статье проанализирован казахстанский и российский опыт функционирования суверенных фондов и их роль в поддержании социальной и экономической стабильности. Обоснована перспектива координации регулирования деятельности фондов.

Ключевые слова: суверенные фонды, государственные резервы, финансово-экономический кризис.

Kelimbetov K.N. Prospects of regulation of activity of sovereign funds of Russia and Kazakhstan within the limits of Eurasian integration. This article focuses on Kazakh and Russian experience in the functioning of the sovereign bunds and their role for the maintenance of social and economic stability.

Key words: sovereign funds, government reserves, financial and economic crisis.

1

Кризис в зоне евро: причины и последствия // Российская газета - Федеральный выпуск №5225 (146) 06.07.2010, http://www.rg.ru/2010/07/05/primakov-poln.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.