Научная статья на тему 'Единые валюты в современном мире и перспективы создания единой валюты в ЕврАзЭС'

Единые валюты в современном мире и перспективы создания единой валюты в ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2220
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ВАЛЮТА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ВАЛЮТА / РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ / ЗОНА ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ / ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А.Н.

В статье представлены данные, характеризующие использование несколькими государствами единых (национальных и коллективных) валют в современном мире. Раскрыта взаимосвязь между характером экономики (сильная и слабая) и характером валюты (сильная и слабая). Раскрыты перспективы создания зоны единой валюты в ЕврАзЭС с участием России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единые валюты в современном мире и перспективы создания единой валюты в ЕврАзЭС»

Международные финансы

УДК 336.74

ЕДИНЫЕ ВАЛЮТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ

В ЕВРАЗЭС

А.Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

В статье представлены данные, характеризующие использование несколькими государствами единых (национальных и коллективных) валют в современном мире. Раскрыта взаимосвязь между характером экономики (сильная и слабая) и характером валюты (сильная и слабая). Раскрыты перспективы создания зоны единой валюты в ЕврАзЭС с участием России.

Ключевые слова: единая валюта, коллективная валюта, российский рубль, зона единой валюты, ЕврАзЭС

Социально-экономическое развитие государств постсоветского пространства объективно требует их интеграции. Договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) был подписан в Астане (Казахстан) 10.10.2000 главами пяти государств: России, Беларуси, Казахстана, Кыргистана и Таджикистана1. Целью Сообщества является усиление торгово-экономической интеграции между странами за счет создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. В дальнейшем три из пяти стран-членов ЕврАзЭс (Россия, Беларусь и Казахстан), руководствуясь

1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 632.

принципом равноскоростной интеграции, создали Таможенный союз (с 01.01.2010), а затем Единое экономическое пространство (с января 2012 г.). С созданием Единого экономического пространства (как более тесной интеграции) Таможенный союз не прекратил своего существования. Это связано с тем, чтобы создать возможность для других государств, не готовых сразу же к вхождению в Единое экономическое пространство, войти сначала в другой тип интеграционного объединения - Таможенный союз. Сегодня ставится задача создания еще более высокого типа интеграционного объединения между странами постсоветского пространства, которая заключается в создании единой валюты ЕврАзЭС.

Межгосударственным Советом ЕврАзЭС на уровне глав государств 09.12.2010 были утверждены согласованные принципы и условия перехода на единую валюту Сообщества2. В рамках этого предусматривается принятие соглашения о гармонизации принципов и механизмов проведения государствами-членами Сообщества денежно-кредитной и валютной политики, создание условий для расширения использования национальных валют во

2 О мероприятиях на 2011-2013 гг. и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭс: решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010. № 533.

внешнеторговых платежах и расчетах (с использованием платежных систем Межгосударственного банка), создание институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты Сообщества.

Объективная необходимость введения единой валюты в ЕврАзЭс состоит в формировании условий для дальнейшей интеграции стран-членов Сообщества на основе повышения определенности хозяйственных связей между отдельными экономическими субъектами этих стран. В условиях колеблющихся друг по отношению к другу курсов национальных валют возникает неопределенность в отношении выгодности или невыгодности будущих торговых отношений между экономическими субъектами, находящимися в разных странах Сообщества. Такая неопределенность повышает степень предпринимательского риска и сдерживает процесс вложения инвестиций в расширение и развитие производства. Более высокий риск также требует использования более высокой ставки дисконтирования для получаемого чистого денежного потока бизнес-сектором, что приводит к более низкой их рыночной капитализации.

Использование странами в качестве внутренних денег не национальной, а коллективной валюты не является редкостью как в современном мире, так и в прошлом. Коллективная валюта - это валюта, используемая несколькими странами в качестве внутренних денег и не являющаяся национальной валютой ни одной из стран.

Понятие «единая валюта» можно рассматривать двояко: во-первых, ее можно рассматривать как национальную валюту, используемую другими странами в качестве внутренних денег; во-вторых, как специально созданную несколькими странами коллективную валюту. Кроме того, единая валюта может иметь разный режим использования: а) в качестве внутренних денег; б) в качестве общей валюты во взаиморасчетах между странами.

Общая валюта может использоваться в качестве внутренних денег:

- на основе специально заключенного между странами соглашения, которое, в частности, может предусматривать одной страной (которая эмитирует общую валюту) передачу другой стране своей валюты в целях поддержания и нормального функционирования денежного обращения (например, это технические кредиты Банка России бывшим союзным республикам, которые еще не успели ввести

собственных национальных валют непосредственно после распада СССР);

- на основе введения национальных денег другой страны в качестве внутренних денег какой-либо страны без получения согласия страны - эмитента валюты и получения от нее национальной валюты для обеспечения денежного обращения. Стране, которая вводит иностранную валюту другой страны, необходимо иметь ее в необходимом количестве, которое может быть получено за счет внешней торговли (положительного торгового баланса) и притока иностранного капитала. В этом случае произойдет увеличение спроса на валюту страны-эмитента, которая будет получать от этого больший сеньораж, а страна, которая ввела иностранную валюту в качестве внутренних денег - потеряет возможность получения дохода от эмиссии денег [2].

Следует различать два понятия: «валютная зона» и «зона единой валюты». Валютная зона предполагает не только введение единой валюты, но и просто жесткую (или сначала гибкую) привязку валют различных стран друг к другу. Такая растянутая во времени привязка валют позволяет постепенно повысить степень экономической интеграции экономик стран и оценить макроэкономические риски такой интеграции (способны ли экономики этих стран поддерживать устойчивые хозяйственные связи между собою без их корректировки с использованием валютного курса). В дальнейшем на основе валютной зоны целесообразно создать зону единой валюты, которая позволит снизить трансакционные издержки и облегчить взаимный товарооборот стран-членов зоны единой валюты.

Наиболее значительный вклад в изучение макроэкономических последствий создания оптимальных валютных зон внес Р. Манделл3. Стоит или не стоит какой-либо стране вступать в валютную зону с другой страной или странами? По Манделлу, ответ на этот вопрос будет зависеть от того, чего будет больше: выгоды или издержек. В качестве критериев оптимальности принято рассматривать: степень экономической интеграции стран друг с другом, степень диверсификации экономик, схожесть темпов инфляции, схожесть мер макроэкономической политики и др. Так, например, чем в большей степени экономики стран интегрированы, тем более вероятным будет то, что создание ими валютной зоны приведет к превышению выгод над возможными издержками.

3 Роберт Манделл (1932 г.р.) - канадский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.

Или, если страны имеют различные темпы инфляции, то создание ими валютной зоны может иметь негативные последствия для ее участников из-за невозможности реализации эффективной денежно-кредитной политики. В то время как в одной стране экономическая динамика будет зависеть от темпов инфляции, в другой стране ускорение инфляции приведет к дестабилизации экономики. Таким образом, выбор критериев оптимальности позволяет оценивать эффективность формирования валютных зон и, соответственно, и зон единой валюты.

С позиции теории денег введение единой валюты повышает ценность денег для всех тех, кто ими обладает, включая экономических агентов всех стран, членов зоны такой валюты. Под ценностью денег здесь понимается их способность в лучшей степени выполнять все их функции, прежде всего функцию средства обращения (обмена) за счет снижения трансакционных издержек, а впоследствии и дальнейшего развития самого обмена. Наиболее ярко ценность денег проявляется при сравнении денежного и бартерного хозяйства друг с другом. Бартерное хозяйство оказывается ограниченным не только высокими трансакционными издержками, но и вообще способностью осуществлять широкий обмен товаров между множеством товаропроизводителей. Это накладывает ограничение на возможность расширения и специализацию производства и вообще ограничивает количество производимых в обществе товаров. Наоборот, денежное хозяйство обеспечивает широкие возможности для расширения и углубления обмена. Создание единой валюты для ряда стран позволяет еще больше расширить рамки обмена товарами, работами и услугами между ними, а также способствует повышению интеграции финансовых рынков, что только еще больше увеличивает ценность денег.

Сегодня в мире коллективными валютами являются:

а) евро - используется 23 странами Европы, из которых 17 стран образуют еврозону (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония) и имеют право эмиссии евро в пределах, установленных ЕЦБ. Еще 6 стран (Андорра, Ватикан, Республика Косово, Монако, Сан-Марино и Черногория) используют евро без права ее эмиссии (не считая монет, которые могут иметь свою платежную силу в пределах данных стран). С 2014 г. в еврозону должна также войти Латвия, а с 2015 г. - Литва;

б) франк КФА BCEAO (франк Африканского финансового сообщества) - эмитируется Центральным банком государств Западной Африки и используется в качестве коллективной валюты 7 странами (Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того);

в) франк КФА BEAC (франк финансового сотрудничества в Центральной Африке) - эмитируется Банком государств Центральной Африки и используется в качестве коллективной валюты 6 странами (Габон, Камерун, Республика Конго, Цен-тральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея);

г) восточно-карибский доллар - эмитируется Восточно-Карибским центральным банком и используется 8 странами (Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ангилья, Монт-серрат).

Особым видом коллективной валюты можно считать французский тихоокеанский франк, выпускаемый французским государственным учреждением (эмиссионным институтом заморских территорий Франции). В зону этой валюты входят заморские территории Франции (Новая Каледония, Уоллис и Футуна, Французская Полинезия). Эти территории, с одной стороны, являются составными частями Франции, а с другой - представляют собой автономии с большими правами. Эти территории, являясь отдельными государствами, можно считать некими квазигосударственными образованиями.

Коллективной валютой также является сукре -безналичная общая денежная единица 6 стран: Боливии, Венесуэлы, Гондураса, Кубы, Никарагуа, Эквадора. При этом каждая страна использует свою национальную валюту в качестве внутренних денег. Миссия сукре состоит в замене доллара при расчетах между странами - участницами зоны единой коллективной валюты.

Национальными валютами, используемыми другими странами в качестве внутренних денег, являются:

а) американский доллар, выпускаемый США (ФРС США), который, не будучи коллективной валютой, является общей валютой для ряда стран мира. Кроме США ее в качестве внутренних денег у себя ввели Восточный Тимор, Гаити, Зимбабве, Маршалловы Острова, Микронезия, Палау, Панама, Пуэрто-Рико, Сальвадор, Федеративные штаты Микронезии, Эквадор;

б) швейцарский франк, выпускаемый Швейцарией (Национальный банк Швейцарии) и являющейся одновременно внутренними деньгами для Лихтенштейна;

в) российский рубль, выпускаемый Россией (Банк России) и использующийся как внутренние деньги в Южной Осетии и Абхазии;

г) австралийский доллар, выпускаемый Австралией (Резервный банк Австралии) и используемый также в Кирибати, Наупу, Тувалу;

д) иорданский динар, выпускаемый Иорданией (Центральный банк Иордании), который также неофициально в качестве внутренних денег используется частично признанным государством Палестиной;

е) армянский драм, выпускаемый Арменией (Центральный банк Республики Армения) и неофициально также используемый непризнанным государством Нагорно-Карабахская Республика, в котором, несмотря на то, что официальной валютой является выпускаемый карабахский драм, фактической внутренней валютой стал армянский драм. Соотношение между этими двумя валютами установлено как 1:1;

ж) турецкая лира, выпускаемая Турцией (Центральный банк Турецкой Республики) и неофициально используемая в качестве внутренних денег на территории частично признанного государства Турецкая Республика Северного Кипра;

з) индийская рупия - национальная валюта Индии, одновременно является общей валютой для Бутана и Непала, которые одновременно в качестве внутренних денег используют свою национальную валюту (Бутан - нгултрум или рупию Бутана, Непал -непальскую рупию). Курсы этих валют жестко привязаны к курсу индийской рупии.

Единую валютную зону образуют ЮАР, Лесото, Набимия и Свазиленд. Несмотря на то, что каждая из этих стран имеет свою внутреннюю валюту (Лесото - лоти, Намибия - намибийский доллар, Свазиленд - лилангени), они также используют южноафриканский ранд в качестве общей валюты, а курсы национальных валют жестко привязаны к курсу южноафриканского ранда. Во внутренних платежах Сингапура и Брунея существует взаимозаменяемость сингапурского доллара и брунейского доллара, между которыми установлено твердое соотношение - 1:1.

Особо следует сказать о СДР (специальные права заимствования) - безналичной валюте, эмитируемой

МВФ в целях обеспечения международной ликвидности и являющейся средством взаиморасчетов между государствами - членами МВФ. СДР - это особая коллективная валюта, курс которой рассчитывается как средневзвешенное курсов ряда мировых валют. СДР не используется в частном обороте, хотя банки могут принимать вклады, номинированные в СДР. В этом случае СДР будет соответствовать корзина валют, а прием и выдача средств, номинированных в СДР, не производятся, а осуществляются в другой валюте по курсу с СДР. СДР, не являясь внутренними деньгами, не участвуют в формировании товарных цен, а их потенциальная «покупательная способность» зависит от покупательной способности корзины валют, которые ее составляют.

В эпоху СССР была создана коллективная безналичная валюта - переводной рубль - как средство взаиморасчетов между странами - членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Переводной рубль просуществовал 27 лет (1964-1990) и был призван осуществлять взаимные расчеты в рамках внешнеэкономической деятельности между странами - членами СЭВ. У разных стран - членов СЭВ при торговле друг с другом образовывались либо дефициты, либо профициты. Используя специально созданную расчетную единицу (переводной рубль), можно было осуществить взаимные расчеты между странами СЭВ. При этом не допускалось образования сколько-нибудь устойчивых и накапливающихся дефицитов и профицитов отдельных стран. Альтернативой для расчета между странами - членами СЭВ могло бы быть использовано золото или доллар США, но социалистические государства не могли опираться во внешней торговли друг с другом на средства, использующиеся в капиталистическом мире по идейны соображениям, а также чисто экономически - чтобы не оказаться в зависимости от крупнейших стран капитализма.

Эмиссию переводных рублей (только в безналичной форме) осуществлял Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), а его официально золотое содержание было установлено таким, какое было у советского рубля того периода: 1 переводной рубль = 0,987412 г золота. Вместе с тем переводной рубль не был разменным на золото, его привязка к золоту была осуществлена в целях необходимости определения его соотношения к другим валютам стран - членов СЭВ.

В 1979-1998 гг. в Европе (ЕЭС) существовала наднациональная расчетная денежная единица -

экю, которая представляла собой этап в валютной интеграции европейских стран. Экю была безналичной валютой и рассчитывалась на основе корзины валют. В дальнейшем на базе экю было введено евро исходя из соотношения 1:1.

При введении единой валюты следует учитывать эффект взаимосвязи между характером валюты и характером экономики. Под характером валюты условно можно понимать следующее: сильная или слабая валюта. Под характером экономики - сильная или слабая экономика.

Сильная валюта - это валюта, показывающая свою устойчивость в течение достаточно длительного периода времени в условиях колебаний макроэкономических показателей страны или группы стран, в которой она является внутренними деньгами. Эта устойчивость выражается в сохранении относительно стабильного курса валюты к группе основных мировых валют, а также в подверженности незначительному обесценению (инфляции). Слабая валюта, наоборот, характеризуется как неустойчивостью курса, так и процессом значительного обесценения (инфляции). Качество валюты (сильная или слабая) определяется многими факторами, в числе которых:

- состояние и характер экономики страны, которая ее эмитировала;

- состояние государственных финансов (наличие дефицита или профицита бюджета, уровень государственного долга и/или накопленных государственных финансовых резервов);

- характер проводимой денежными властями денежно-кредитной и валютной политики.

Сильная экономика - это диверсифицированная высокоразвитая экономика, характеризующаяся устойчивой динамикой к росту и в наименьшей степени подверженная внутренним и внешним шо-кам. Наоборот, слабая экономика характеризуется нестабильность и не имеет внутреннего потенциала развития.

Между характером национальной экономики и характером валюты существует диалектическая взаимосвязь, находящая свое проявление в следующем:

1) чем сильнее становится экономика, тем больше потенциал для повышения устойчивости валюты такой страны, т.е. тем самым она в большей степени имеет возможность стать более сильной;

2) чем сильнее валюта страны, тем создается больше условий для развития экономики страны.

Сочетание между характером валюты и характером национальной экономики представлено в табл. 1. Так, сильная валюта и сильная экономика обеспечивают самоподдерживающийся и самоусиливающийся процесс развития экономики, что сопровождается повышением качества валюты. Наоборот, слабая экономика в сочетании со слабой валютой обусловливают «заколдаванный» круг экономических проблем страны. Квадранты «условно слабая экономика - условно сильная валюта» и «условно сильная валюта - условно слабая экономика» показывают несоответствие между характером экономики и характером валюты, но они носят временной характер.

При введении единой валюты в ЕврАзЭС следует учитывать качество валюты. В связи с этим можно привести слова С.М. Борисова, который пишет, что «мировой рынок отвернется от валюты, если она не будет опираться на политическую стабильность в стране, более или менее сбалансированную внутреннюю экономику, сравнительную устойчивость кредитно-денежной и финансовой системы, достаточность материальных и валютных резервов» [1].

Основные показатели стран - членов ЕврАзЭС представлены в табл. 2. Россия в Сообществе занимает доминирующее положение. Доля численности населения России в Сообществе составляет 78%, а в Таможенном союзе - 84,4%. Доля России в ВВП

Таблица 1

Сочетание характера валюты с характером

национальной экономики

Характер Характер национальной экономики

валюты Условно сильная Условно слабая

Условно Самоподдерживаю- Усиление негативных

сильная щийся и самоусили- социально-экономи-

вающийся процесс ческих процессов,

развития экономики включая падение

и повышения качес- ВВП и рост безрабо-

тва валюты тицы. В долгосрочном периоде - усиление характеристик, соответствующих условно сильной экономике

Условно Снижение темпов «Заколдованный»

слабая экономического раз- круг экономических

вития, повышение проблем страны

во сприимчиво сти

экономики к эконо-

мическим шокам

Источник: авторская разработка.

Таблица 2

Основные показатели стран - членов ЕврАзЭс

Страна Численность населения (на 01.01.2013), млн чел. Доля в численности ЕврАзЭс, % Доля в численности Таможенного союза ЕврАзЭс, % ВВП по ППС (2012 г.)

Всего, млрд долл. На душу населения, долл.

Россия 143,5 78,0 84,4 3 379 23 549

Беларусь 9,5 5,2 5,6 1 480 15 579

Казахстан 17,1 9,3 10,0 238 13 892

Киргизия 5,7 3,1 - 14 2 409

Таджикистан 8,1 4,4 - 18 2 247

Итого... 183,9 100,0 100,0 5 129

В среднем: - простая средняя - средневзвешенное значение 11 535 27 890

Источник: URL: http://www.imf.org.

по паритету покупательной способности в Сообществе составляет 65,9%, а в Таможенном союзе -66,3%. Россия также имеет наиболее высокие среднедушевые доходы в ЕврАзЭС, которые на 51% превышают среднедушевые доходы в Республике Беларусь, на 69,5% - в Казахстане, они в 9,8 раза больше, чем в Киргизии, и в 10,5 раза больше, чем в Таджикистане. Все это свидетельствует об асимметричности ЕврАзЭС и возможности использования в качестве единой валюты российского рубля. Однако в политическом плане формирование зоны единой валюты в ЕврАзЭС все же следует производить на основе создания новой (коллективной) валюты. В противном случае проект использования российского рубля в качестве единой валюты будет восприниматься как политическое доминирование России и ущемление национального суверенитета других стран - членов ЕврАзЭС.

В целях повышения устойчивости единой валюты ЕврАзЭс и снижения в дальнейшем негативных макроэкономических последствий для стран, имеющих намерение вступить в зону единой валюты, необходимо выполнить ряд условий, которые должны быть в некотором роде аналогичны Маастрихтским, которые необходимо было выполнить странам для вхождения в Европейский валютный союз (Маастрихтский договор 1992 г.), на основе которого была создана еврозона и введена единая валюта (сначала в безналичной форме, а затем и в наличной).

В соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. было установлено пять критериев [6]:

- непревышение дефицита центральным правительством (3% ВВП);

- непревышение государственного долга центральным правительством (60% ВВП);

- непревышение инфляции в стране (не более чем на 1,5 п.п. от среднего значения трех стран-членов ЕС, имеющих наименьшие показатели по инфляции);

- непревышение процентной ставки по долгосрочным государственным облигациям (не более чем на 2 п.п. от среднего значения трех стран-членов ЕС, имеющих наименьшую инфляцию);

- участие в течение двух лет в системе по подержанию курса национальной валюты в заданном диапазоне.

Выполнение данных критериев должно позволить стране без каких-либо финансово-экономических проблем перейти на коллективную валюту. Это не приведет к ухудшению фундаментальных макроэкономических показателей страны и не вызовет негативных социально-экономических последствий, связанных с необходимостью адаптации к новым реалиям в денежно-кредитной и валютной сферах. Вместе с тем, для того чтобы соответствовать установленным критериям, необходимо достижение достаточно большой интеграции в экономической сфере между странами-членами ЕС. Вероятно, введение единой валюты в ЕврАзЭс потребует разработки аналогичных критериев для стран-претендентов, которые перейдут на эту валюту.

Вместе с тем применительно к ЕврАзЭС необходимо учитывать свои особенности, в числе которых - наличие в числе участников будущей зоны единой валюты одной достаточно крупной страны (Россия), добившейся наилучших макрофинансо-вых и макроэкономических показателей, среди других стран Сообщества. Поэтому скорее необходимо исходить из критерия «подтягивания» аналогичных показателей других стран под соответствующие

показатели России (с возможной помощью с ее стороны). Уже в рамках этого должно произойти улучшение макрофинансовых и макроэкономических показателей остальных стран - членов Сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт еврозоны свидетельствует о необходимости создания специального финансового стабилизационного механизма для стран-членов зоны единой валюты [3-5]. В частности, в ЕС были созданы Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский финансовый стабилизационный механизм (в мае 2009 г.), а в октябре 2012 г. - Европейский стабилизационный механизм, который с 01.01.2013 стал единственным фондом по предоставлению финансовой помощи странам-членам ЕврАзЭс.

По аналогии с ЕС в ЕврАзЭс был создан Антикризисный фонд (июнь 2009 г.)4. Его целями являются: предоставление суверенных займов государствам-участникам Фонда для преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса, предоставление стабилизационных кредитов государствам-участникам Фонда с низким уровнем дохода, а также финансирование межгосударственных инвестиционных программ5.

4 Об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и о создании Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества: решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 № 420 [документ не опубликован].

5 Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества: приложение к решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 № 420 [документ не опубликован]. Ст. 2.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что объективная необходимость экономической интеграции на постсоветском пространстве требует создания зоны единой валюты с участием России. С экономической точки зрения в качестве такой валюты мог бы выступить российский рубль, однако с точки зрения политической целесообразности необходимо, чтобы была создана новая (коллективная) валюта стран - членов зоны единой валюты ЕврАзЭС.

Список литературы

1. Борисов С.М. Рубль: золотой, червонный, советский, российский: проблема конвертируемости. М.: ИНФРА-М. 1997.

2. Смирнова О.В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40. С. 24-29.

3. Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 11. С. 40-46.

4. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2010. № 17. С. 31-37.

5. Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. 2010. № 18. С. 28-33.

6. Treaty on European Union. Maastricht, 7 February 1992. URL: http://www.cvce.eu.

International finance

SINGLE CURRENCIES IN THE MODERN WORLD AND PROSPECTS OF CREATION

OF SINGLE CURRENCY IN EURASEC

Aleksandr N. SUKHAREV

Abstract

The article presents the data characterizing use by several states single (national and collective) currencies in the modern world. The author reveals the interrelation between character of economy (strong and weak) and character of currency (strong and weak). The paper discloses the prospects of creation of a zone of single currency in EurAsEC with participation of Russia.

Keywords: uniform currency, collective currency, Russian ruble, zone of uniform currency, EurAsEC

References

1. Borisov S.M. Rubl': zolotoi, chervonnyi, sovetskii, rossiiski: problema konvertiruemosti [Rubl: gold, red, Soviet, Russian: problem of convertibility]. Moscow, INFRA-M Publ., 1997, 288 p.

2. Smimova O.V. Sen'orazh: mekhanizmy formi-rovaniia i metody rascheta [Seniorage: mechanisms of formation and calculation methods]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: science and experience, 2012, no. 40, pp. 24-29.

3. Sukharev A.N. Stabilizatsionnyi finansovyi me-khanizm sovremennykh gosudarstv: teoriia, praktika i perspektivy [Stabilization financial mechanism of the modern states: theory, practice and prospects]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: science and experience, 2010, no. 11, pp. 40-46.

4. Sukharev A.N. Suverennye fondy blagosos-toianiia: mezhdunarodnyi i rossiiskii opyt [Sovereign funds of welfare: international and Russian experience].

Finansy i kredit - Finance and credit, 2010, no. 17, pp. 31-37.

5. Sukharev A.N. Finansovye mekhanizmy formi-rovaniia i ispol'zovaniia suverennykh fondov [Financial mechanisms of formation and use of sovereign funds].

Finansy i kredit - Finance and credit, 2010, no. 18, pp.28-33.

6. Treaty on European Union. Maastricht, 7 February 1992. Available at: http://www.cvce.eu.

Aleksandr N. SUKHAREV

Tver State University, Tver, Russian Federation su500005@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.