Научная статья на тему 'Единая валюта и проблемы евро'

Единая валюта и проблемы евро Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3198
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРО / ЕВРОЗОНА / ЕДИНАЯ ВАЛЮТА / ОПТИМАЛЬНАЯ ВАЛЮТНАЯ ЗОНА / ЗАМКНУТЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ ПО ТЕРРИТОРИЯМ / МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ВАЛЮТ НА ТЕРРИТОРИИ / СПРОС НА ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулов В.М.

Статья посвящена проблемам, проявившимся в зоне евро. Рассматриваются вопросы организации де¬нежного обращения на наднациональном, национальном и субнациональном уровнях. Проводится сравнительный анализ достоинств и недостатков систем, основанных на принципе единой валюты, и систем, допускающих множественность валют и обращающихся на одной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая валюта и проблемы евро»

Денежное обращение

Удк 336.743

единая валюта и проблемы евро

Статья посвящена проблемам, проявившимся в зоне евро. Рассматриваются вопросы организации денежного обращения на наднациональном, национальном и субнациональном уровнях. Проводится сравнительный анализ достоинств и недостатков систем, основанных на принципе единой валюты, и систем, допускающих множественность валют и обращающихся на одной территории.

Ключевые слова: евро, еврозона, единая валюта, оптимальная валютная зона, замкнутые денежные потоки, открытая экономика, территориальная структура экономики, распределение денежной массы по территориям, множественность валют на территории, спрос на деньги, денежное предложение.

Реальность проблем. Сообщения в СМИ о неприятностях, связанных с государственным бюджетом Греции, заставляют задуматься и об аналогичных проблемах в других странах. В данное время греческие проблемы естественным образом превращаются в проблемы стран еврозоны, а затем плавно перетекают в проблемы Евросоюза и Европы в целом. Ввиду последнего обстоятельства процессы, протекающие в денежной сфере европейских стран, и бюджетные дефициты стран Южной Европы не могут быть безразличны для российской экономики. Это вполне понятно ввиду того обстоятельства, что наша экономика тесно и непосредственно связана с экономикой европейских стран, и благополучие отечественной экономики во многом зависит от экономического состояния Евросоюза.

Источники отмеченного неблагополучия в еврозоне нужно искать в бюджетных дефицитах,

В. М. ПИЩУЛОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории E-mail: dr.haust@mail.ru Уральский государственный лесотехнический университет

спекуляциях государственными облигациями [1], недостаточном финансовом контроле со стороны Европейского центрального банка и национальных центральных банков, правительств, органов управления Евросоюзом и т. д. Дефициты, очевидно, порождаются недостаточными доходами и непомерными расходами бюджетов.

Греция оказалась страной, которая концентрирует на себе негативные факторы, характерные для других стран еврозоны. С весьма сходными проблемами столкнулись страны PIIGS (P — Португалия; I — Ирландия; I — Италия; G — Греция; S — Испания).

Причины нынешнего неблагополучия. В качестве причин, повлекших то положение, в котором оказалась Греция, принято называть следующие:

— во-первых, высокая безработица, кратно превышающая естественный уровень безработицы, в I квартале 2010 г. составила 11,7 % [24]. В соответствии с законом Оукена и принимая естественный уровень безработицы в 6 % и эмпирический коэффициент чувствительности в 2,5, получим, что отставание ВВП от потенциального уровня составляет более 14 %, а при коэффициенте чувствительности, равным 3, отставание составит более 17 %. Это обстоятельство естественным образом уменьшает налоговые базы и поступления в бюджет;

— во-вторых, отмечаемый довольно низкий уровень собираемости налогов. По оценкам экспертов, бюджет теряет ежегодно около 50—70 млрд евро по причине неуплаты налогов крупными бизнесменами [5];

— в-третьих, одной из главных составляющих в расходах бюджетов обычно выступают пенсионные

выплаты. В связи с этим предлагается увеличить пенсионный возраст до 67 лет и ограничить размеры наиболее высоких пенсий [5];

— в-четвертых, чрезвычайно высокие расходы на государственный аппарат. Это побуждает к мерам по сокращению количества госслужащих, снижению размеров заработной платы на 30 % и увеличению продолжительности рабочего дня госслужащих [5].

Насколько эффективными могут быть предлагаемые меры, имея в виду 300 млрд долл. долга [5], значительная часть тяжести которого перекладывается на держателей греческих суверенных облигаций, трудно судить. Между тем речь идет не о погашении долга, а только о снижении темпов его роста.

Экономическое положение Греции. Для того чтобы правильно оценить экономическое положение, в котором оказалась Греция, необходимо рассмотреть структуру экономики страны. Сфера услуг Греции обеспечивает 73,1 % ВВП, промышленность — 23,4 %, сельское хозяйство — 3,5 % [6]. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что более 3/4 ВВП страны производится в сфере услуг и сельском хозяйстве. Следует отметить, что значительная часть услуг, производимых в стране, — это туристические услуги. Имеет место факт превышения импорта в страну над экспортом из страны (82,3 и

27.4 млрд долл. соответственно), результатом чего является факт формирования отрицательного сальдо платежного баланса. Доля экспорта в ВВП составляет 2,9 %, доля импорта — 23,9 % [6]. Суммарная доля экспорта и импорта в ВВП составляет 26,8 %. Тот же самый показатель для Германии в 3 раза выше —

85.5 % ВВП [4]. Германия в данном случае может рассматриваться (в качестве примера) как одна из наиболее благополучных стран еврозоны.

Дефицит бюджета Греции в 2009 г. составил

13.6 % ВВП [8]. Дефицит бюджета Германии по итогам 2009 г. составил 3,1 % ВВП [10]. Для Великобритании, которая не входит в еврозону, этот показатель составил 11,5 % ВВП [7]. Наименьший показатель отношения дефицита бюджета к ВВП из стран Евросоюза зафиксирован в Швеции (0,5 %), также не входящей в еврозону [7].

Источники проблем. Указанные ранее причины высокого уровня дефицита бюджета Греции дают лишь внешнее, поверхностное представление о состоянии экономики и бюджета страны. Можно предположить, что существуют иные факторы, влекущие за собой те негативные последствия, которые реально наблюдаются в экономике в на-

стоящее время. Необходимо хотя бы в самом общем виде попытаться выяснить возможность влияния денежной сферы на экономику стран еврозоны.

Принято считать, что теоретическое обоснование возможности введения единой европейской валюты предложил лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г. Роберт А. Манделл. Такое обоснование возможности перехода к единой валюте для разных стран в свое время оформилось в «теорию оптимальных валютных зон». Вопрос единой валюты привлекает к себе внимание экономистов, по меньшей мере, с начала 1960-х гг. и продолжает обсуждаться в настоящее время. Кроме весьма важных (в смысле постановки вопроса) работ Р. Манделла по этой проблеме [13, 14], отечественному читателю доступны и другие, заслуживающие внимания работы Р. И. Маккиннона [15], П. Кенена [11] и др.

Проблемы, решаемые в рамках теории оптимальных валютных зон, в самом общем виде могут быть представлены следующим образом: определение условий, способствующих переходу на единую валюту; нахождение «оптимальных» размеров зоны, в которой функционирует единая валюта; соотнесение преимуществ и издержек, которые предполагается ожидать от перехода на единую валюту [9].

Выгоды от введения единой валюты. Преимущества от введения единой валюты состоят в упрощении и удешевлении перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между странами [15, с. 89]. Именно эти выгоды, скорее всего, явились главной причиной для перехода к единой валюте.

Довольно значимым фактором формирования валютного союза и перехода на единую валюту в дополнение к достаточно высокой мобильности рабочей силы считается диверсификация производства в странах, входящих в валютный союз [11, с. 102]. Диверсификация производства позволяет регионам противостоять негативным моментам, которые оказывает спрос. Важным показателем считается соотношение торгуемых и неторгуемых товаров, производимых в регионе [15, с. 78—79].

Введению единой валюты предшествует проведение вполне определенных таможенных, фискальных и экономических мероприятий. Также требуется формирование наднациональных органов регулирования макроэкономическими процессами в странах, вводящих единую валюту.

Негативные последствия перехода к единой валюте. Страны, входящие в валютный союз, в значительной мере теряют возможности по проведению самостоятельной кредитно-денежной политики

[9, с. 247]. На них накладываются ограничения по проведению самостоятельной фискальной политики [9, с. 247-248]. Например, 3 %-ный ВВП - это предел бюджетного дефицита для стран еврозоны. Также этими странами утрачивается возможность проведения политики манипулирования обменными курсами национальной валюты, которая требуется для поддержания платежного баланса и необходимого соотношения между показателями инфляции и безработицы [9, с. 248-249]. Проявляется возможность роста цен на некоторые материальные товары и услуги в отдельных странах и территориях (как результат выравнивания цен в зоне единой валюты в переходный период).

Неравномерное распределение преимуществ между странами. Нетрудно заметить, что выгоды от вступления в валютный союз и перехода на единую валюту связаны с внешнеэкономической деятельностью стран-участников: внешней торговлей, перетоками таких факторов производства, какими являются рабочая сила и капитал.

Потери от вступления в валютный союз связаны с внутренней экономической деятельностью в этих странах. К потерям следует отнести факт утраты способности «частного сектора изменять количество внутренних денег в экономике в зависимости от состояния платежного баланса» [12, с. 196] в условиях плавающих или фиксированных курсов национальных валют.

Каким образом эти отрицательные последствия распределяются между странами еврозоны, могут показать только специальные исследования. Нужно полагать, что негативные последствия от введения единой валюты также распределяются весьма неравномерно. Можно лишь предположить, что тяжесть негативных последствий в большей степени проявляется в странах, которые меньше всего выигрывают от введения единой валюты. Такое предположение может исходить из эффекта монополизации в денежной сфере [13, с. 73], который неизбежно проявляется при переходе от множества национальных валют к единой наднациональной валюте. В качестве монополиста в данном случае выступает единый центральный банк [13, с. 63]. В еврозоне в качестве такового выступает Европейский центральный банк, стоящий во главе Европейской системы центральных банков.

Суммарный эффект выгод и потерь от вступления в валютный союз (в зависимости от особенностей строения экономики отдельных стран) распределяется между членами этого союза весьма неравномерно. Общий положительный эффект пе-

рехода на единую валюту не обязательно означает положительный эффект для каждой страны или отдельного региона еврозоны.

Единая валюта. Надо полагать, что исторически (со времен средневековой Европы) сложилось представление о прогрессивности перехода от обращения нескольких или многих денежных единиц на некоторой территории к однообразной денежной единице — единой валюте.

Направление идей по усовершенствованию денежных систем вполне очевидно нацелено на переход к единой валюте, начиная с единой валюты в оптимальных валютных зонах, охватывающих территории нескольких стран, и заканчивая единой мировой валютой. Идея единой мировой валюты (a single world currency, a single global currency, a supranational currency), похоже, приобретает все большую популярность [25]. На данный момент времени действует Ассоциация сторонников единой мировой валюты (Single Global Currency Association) [26]. Однако необходимо отметить различия между понятиями «мировая валюта» и «единая мировая валюта». В качестве мировой валюты в настоящее время функционирует американский доллар. Вместе с тем, говоря о единой мировой валюте, предполагается, что все нынешние валюты должны быть замещены одной общей для всех стран и регионов валютой.

Экономист Р. Манделл обсуждает вопрос о гипотетической возможности существования нескольких оптимальных валютных зон внутри одной страны [13, с. 67—68]. Однако допущение такой возможности не выливается в предложение о введении нескольких внутринациональных валют или денежных единиц.

Скорее всего, вопрос усовершенствования валютных систем посредством введения нескольких валют, функционирующих на одной и той же территории, достаточно серьезно не рассматривается. Это направление идей, очевидно, не пользуется популярностью. Определение того, насколько могли бы быть эффективны денежные системы, в рамках которых находятся в обращении несколько различных валют, функционирующих на одной и той же территории, является вопросом данного исследования. Автор полагает, что денежная система является более эффективной, если при прочих равных условиях обеспечивает более высокие показатели объемов производства, занятости, степени использования ресурсов.

Денежная система характеризуется такими институциональными факторами, как устройство

банковской системы, в том числе форма организации центрального банка, способы государственного воздействия на денежное обращение, механизмы государственных финансов. Важным институциональным фактором является законодательство, регулирующее денежное обращение и определяющее возможность хождения в стране иных валют, кроме той, которая принята в качестве национальной. Вопрос состоит в том, чтобы с указанных институциональных позиций попытаться определить возможность и оценить эффективность действия такой денежной системы, в рамках которой на одной и той же территории функционируют несколько различных валют.

Открытость и замкнутость экономик. Процессы производства, обмена, распределения и потребления продукта, т. е. воспроизводственные процессы, протекающие в различных социально-экономических структурах, так же как и сами эти структуры весьма неоднородны. Все фазы воспроизводственного процесса опосредованы соответствующими денежными потоками. Состояния этих структур находят свое проявление в накопленных денежных фондах.

Одним из важных понятий, характеризующих протекание воспроизводственных процессов в рамках определенной территории, является понятие «замкнутости» этих процессов. Воспроизводственный процесс является замкнутым на данной территории, если процессы производства, обмена, распределения и потребления продукта не выходят за пределы этой территории. По сути дела, речь идет о движении продукта. Замкнутость воспроизводственных процессов связана с представлением о «иммобильности» ресурсов [15, с. 90]. Если продукт, производимый в рамках некоторой территории, также и потребляется в пределах этой территории, то воспроизводственный процесс является замкнутым.

Понятию «замкнутости» воспроизводственных процессов соответствует деление товаров (торгуемые и неторгуемые) в рамках территории, очерченной национальными границами. Обратным понятием выступает понятие «открытости» экономики определенной территории [15, с. 77]. Отношение объема неторгуемых товаров к общей товарной массе (т. е. к сумме торгуемых и неторгу-емых товаров) в рамках территории, очерченной национальными границами, выводит показатель значения «замкнутости» движения товаров для определенной страны. Отношение объема торгуемых товаров к сумме торгуемых и неторгуемых товаров

выводит показатель открытости экономики. Товар может выступать как в материальной форме, так и в форме услуги.

Замкнутость денежных потоков. Движение товаров (товарные потоки) опосредовано встречным движением денег, т. е. денежными потоками. Понятию «замкнутость движения товаров на определенной территории» соответствует понятие «замкнутость движения денег», т. е. «замкнутость денежных потоков». Очевидным условием беспрепятственного движения товаров является наличие достаточного количества денег, опосредующих перемещение товаров. Общепризнано, что недостаточность объема денежной массы в обращении ведет к кризисным явлениям. В качестве одной из главных причин Великой депрессии указывается именно денежный фактор [16].

Понятие «замкнутость денежных потоков» важно для выделения самостоятельных (самодовлеющих) территориальных социально-экономических структур или территориально организованных хозяйствующих субъектов. Если степень замкнутости воспроизводственных процессов на некоторой территории достаточно велика, то соответствующие социально-экономические структуры в рамках данной территории могут рассматриваться в качестве единого самостоятельного территориального субъекта [19, с. 39—40].

Территориальная структура экономик. Социально-экономические структуры достаточно крупных территорий могут рассматриваться как составленные из более мелких и относительно самостоятельных территориальных структур. Можно сказать, что территориальная организация социально-экономических структур имеет дискретный характер. Если выделить наименьшие территориальные структуры, определяемые по достаточно высокой степени замкнутости воспроизводственных процессов, то из них могут быть составлены более крупные территориальные структуры, связанные взаимными перетоками товаров и ресурсов и характеризующиеся определенной степенью уже собственной замкнутости. В свою очередь, территориальные структуры этого укрупненного уровня могут быть объединены со схожими по размерам экономиками в еще более крупные территориальные структуры (в силу наличия взаимных потоков товаров и ресурсов) и замкнутые на этом новом уровне и т. д. Таким образом, любые достаточно крупные территориальные структуры могут рассматриваться как многоуровневые системы, составленные из относительно меньших

территориальных структур. Это можно сравнить с системой матрешек с тем условием, что внутри каждой матрешки находится не одна, а несколько матрешек поменьше.

Сложные многоуровневые территориальные структуры формируются, главным образом, благодаря наличию системы территориальных рынков. Наименьшие территориальные социально-экономические структуры возникают благодаря наличию собственного внутреннего рынка. Это может быть деревенский рынок или рынок небольшого города, на котором обычно обращаются продукты сельского хозяйства и какие-то виды услуг, не выходящие за пределы рассматриваемой территории. Благодаря обмену товарами между такими элементарными территориальными образованиями формируются более крупные рынки относительно небольших сельскохозяйственных районов и т. д.

Замкнутые сельскохозяйственные рынки. В свое время (1985 г.) автором статьи проводилось исследование экономических связей довольно крупного производителя сельскохозяйственной продукции -совхоза «Ревдинский» на территории г. Ревда (Свердловская обл.). Исследование показало весьма высокую степень замкнутости экономических связей совхоза. Подавляющая часть продукции этого производителя сельскохозяйственной продукции подлежала реализации потребителям, находящимся в непосредственной близости от места производства.

На территории, подчиненной г. Ревда (ныне городской округ Ревда), продавалось 26,2 % от всего объема реализованной продукции совхоза [20, с. 31]. На территориях административных образований, непосредственно граничащих с г. Ревда (Полевской и Нижне-Сергиевский районы, территории, подчиненные г. Первоуральску и г. Свердловску), объем реализации продукции совхоза составил 51,2 % [20, с. 31]. Таким образом, на территориях, удаленных от мест производства совхоза «Ревдинский» не более чем на 40 км, осуществлялась реализация 78,3 % от общего объема продукции. Если добавить к указанным территориям г. Свердловск, расстояние до которого около 50 км (на город приходилось 18,2 % от объема реализации [20, с. 31]), то степень замкнутости связей совхоза по продажам своей продукции достигает 96,5 %. Степень замкнутости связей совхоза по покупкам товаров составляет 82,7 % на последней из указанных территорий. На территории Свердловской области замыкались 99,99 % связей совхоза по продажам своей продукции и 99,3 % связей по

покупкам товаров. Совхоз «Ревдинский» существует и по настоящее время.

Есть основания полагать, что характер рынков совхоза и степень замкнутости связей по продажам и по покупкам до настоящего времени существенно не изменились. Основными причинами высокой степени замкнутости товарных потоков на указанных территориях являются невозможность транспортировки продукции на значительные расстояния [15, с. 78] или экономическая нецелесообразность такой транспортировки. Этот пример является характерным для многих производителей продукции сельского хозяйства.

Сельхозпроизводитель и введение единых наднациональных валют. Какое отношение имеет высокая степень замкнутости связей сельхозпроизводителей к системам денежного обращения? Дело в том, что денежные потоки, обслуживающие реализацию продукции рассматриваемого производителя и приобретение им необходимых товаров, имеют ту же самую степень замкнутости на рассматриваемых территориях. Эти деньги практически не выходили за пределы относительно небольшой части Свердловской области (два района и три городские территории). На территории Свердловской области эти денежные потоки замыкаются фактически полностью.

Вопрос состоит в следующем. Нужна ли для обслуживания этого товарного оборота единая мировая валюта, доллары, евро и т.д.? Ответ представляется очевидным. Никаких видимых преимуществ (в данном случае) введение единых мировых или иных единых наднациональных валют производителю и потребителю не принесет. Более того, можно утверждать, что производитель и потребитель в указанных условиях вполне удовлетворились бы валютой более низкого уровня, чем общенациональная валюта.

Наднациональные валюты для регионов внутри страны. Необходимо отметить, что не только сельскохозяйственной отрасли свойственна выявленная ранее особенность - высокая степень замкнутости движения продуктов и обслуживающих их денежных потоков. Это свойство может быть отмечено для многих видов деятельности в сфере услуг, в частности для туристических услуг, которые столь типичны для Греции. Существует множество иных видов деятельности, характеризуемых той же самой особенностью -высокой степенью замкнутости движения продукта на сравнительно небольшой территории.

Если рассматривать совокупные денежные потоки относительно более крупных регионов,

то можно обнаружить это же самое свойство (довольно высокую степень замкнутости). По инициативе автора в 1989—1995 гг. рабочей группой из представителей вузов г. Екатеринбурга совместно с Главным управлением Центрального банка РФ по Свердловской области проводились работы по измерению денежных потоков Свердловской области. Велись исследования денежных потоков, связывающих Свердловскую область с другими субъектами РФ, а также денежных потоков, связывающих область с бывшими союзными республиками [21]. Кроме того, осуществлялись исследования денежных потоков, циркулирующих в пределах территории области.

Измерения показывали, что степень замкнутости денежных потоков на территории Свердловской области составляла около 75 % [20, с. 186]. Значение этого показателя с течением времени обычно меняется довольно незначительно, поскольку обусловлено такими консервативными факторами, как отраслевая структура региона, специализация производственных ресурсов, которые складываются и накапливаются на протяжении многих десятилетий, иногда столетий.

Этот показатель замкнутости денежных потоков (75 %) является довольно характерным, принимая во внимание то обстоятельство, что Свердловская область представляет собой регион с высоким уровнем специализации (производство цветных, черных металлов, металлоизделий, продукция машиностроения, химическая продукция) и экспортного фактора. Для менее урбанизированных регионов, имеющих меньшую долю промышленного производства и более низкую степень межрегиональной специализации, значение показателя замкнутости денежных потоков соответствующей территории следует ожидать более высоким.

Значение показателя замкнутости денежных потоков представляет ту часть денежных потоков, которая не покидает некоторой территории. Для Свердловской области это примерно 3/4 от общего объема денежного оборота. Это означает, что для обслуживания внутриобластного хозяйственного оборота не требуются не только мировые или наднациональные валюты, но даже не требуется и общенациональная валюта, т. е. вполне достаточно иметь местную валюту.

Идентификация территориальных образований на межрегиональном уровне. Требуется обратить внимание еще на одно обстоятельство, которое выявилось в процессе проведения исследования денежных потоков Свердловской области. Это

территориальный характер связей области с субъектами РФ, что находит свое проявление в некоторых обстоятельствах. На субъекты Федерации, которые непосредственно граничат со Свердловской областью, приходилось 25,4 % от ее внешнего денежного оборота [21, с. 90]. Если к указанным субъектам добавить географически близко расположенные области и республики, то получим значение в 37,4 % от суммарного внешнего оборота Свердловской области. Добавив к этой сумме оборот с Москвой, получим значение в 66,7 % внешнего оборота области [21, с. 90—91]. Таким образом, территориальная замкнутость денежного оборота Свердловской области с субъектами РФ представляется вполне очевидной [21, с. 93]. Для обслуживания этого регионального оборота также не требуются мировые или иные наднациональные валюты. Приведенные данные служат подтверждением высказанного ранее суждения о дискретном характере территориального строения социально-экономических структур и рынков страны.

Распределение денег в экономическом пространстве. Похоже, что существует одно негласное положение, лежащее в основе идеологии единой валюты. Оно состоит в том, что деньги равномерно и без препятствий растекаются в экономическом пространстве. Это предполагает, что деньги равнодоступны для любого субъекта, способного рационально с ними обращаться. Упоминавшееся ранее исследование показало, что деньги распределяются в экономике весьма неравномерно. Денежная масса может концентрироваться в некоторых регионах, в то время как будет ощущаться неудовлетворенная потребность в деньгах на других территориях. Внешними признаками недостаточности денежной массы на определенных территориях выступают высокий уровень безработицы, низкая загруженность производственных мощностей, слабая инвестиционная активность и, как следствие, бюджетный дефицит.

Результаты уже упомянутого исследования показывают реальную возможность наличия ситуации весьма неравномерного распределения денежной массы по территориям в пределах одной страны. Особенностью первой половины 1990-х гг. в денежной сфере страны являлся высокий уровень рублевой эмиссии. Механизм денежной эмиссии состоял в том, что первоначально рублевая масса эмитировалась в безналичной форме, а затем, с заметным опозданием, дополнительная безналичная денежная масса перетекала в наличную рублевую массу. Время от момента эмиссии до скачка рознич-

ных цен представляет собой период инфляционного цикла [20, с. 167—172]. Наблюдалось опоздание или временной лаг между безналичной эмиссией и наличной эмиссией. Это порождало проблемы, связанные с обналичиванием рублей и недостатком наличности в обороте. Подтверждением этого является проведение централизованной акции по введению расчетных чеков в 1992 г.

В июле—августе 1992 г. (в результате кампании по проведению взаимозачетов в целях снижения взаимных задолженностей предприятий) был зафиксирован скачок инфляции. В процессе упомянутого исследования в августе 1992 г. было отмечено максимальное за все время наблюдений значение индекса величины денежного оборота внутри Свердловской области (198,6 %) [19, с. 164]. При этом проявилась группа счетов, обладающая тем свойством, что при отсутствии поступлений на эти счета с них списывались весьма значительные суммы денежных средств. В эту группу, в частности, входили балансовые счета второго порядка (счет 721 — счета хозорганов по межгосударственному зачету взаимных требований, счет 725 — счета хозорганов по разовым зачетам) [22].

Это были весьма специфические источники безналичной эмиссии, присущие конкретным условиям и определенному времени. Имеются основания полагать, что такого рода безналичная эмиссия осуществлялась по регионам весьма неравномерно. Вместе с тем ожидать какую бы то ни было равномерность распределения денежной эмиссии по регионам внутри страны, в какой бы форме она не осуществлялась, будь то бюджетная форма или кредитная форма, было бы излишне оптимистичным.

Неравномерность распределения объемов безналичной эмиссии по территории страны обусловливала неравномерность распределения денежной массы между регионами. Эта неравномерность находила свое проявление в перетоках денег между регионами. Для Свердловской области была отмечена высокая степень несбалансированности входящих и выходящих (исходящих) денежных потоков. На протяжении 1990-х гг. наблюдались высокие значения положительных сальдо платежей области, наибольшие значения которых приходились на начало 1990-х гг. Ежемесячно измеряемая величина положительного сальдо достигала 21—22 % от оборота (сентябрь 1992, июнь—июль 1994 г.) [19, с. 190]. Приток денег из других регионов указывал на их недостаточность в Свердловской области и относительную избыточность в некоторых иных

регионах, в первую очередь в центре (в Москве). Те регионы, которые испытывали недостаток денежной массы в силу относительно меньших объемов эмиссии, были вынуждены приобретать деньги, расплачиваясь своими товарами и ресурсами, т. е. попросту покупать деньги за товары.

Распределение денежной массы по территориям в еврозоне. Довольно сложно определить, в какой степени весьма специфические примеры из прошлого могут оказаться полезными для того, чтобы оценить современную ситуацию в еврозоне.

Если говорить в целом, то создается впечатление, что столь грандиозный проект, как замена нынешних шестнадцати национальных валют на единую европейскую валюту, требовал бы, наверное, несколько больших объемов исследований и обоснований, в частности, эмпирических исследований. В данном случае совершенно необходим учет различий в структурах экономик и уровнях развития стран еврозоны. Одна из главных проблем состоит в том, чтобы определить, насколько полно денежное предложение в различных странах и регионах внутри стран еврозоны соответствует потребностям экономических субъектов. Требуется установить, существует ли проблема относительной недостаточности денежной массы в некоторых частях еврозоны?

На данное время имеются лишь косвенные свидетельства недостаточности денежной массы в отдельных регионах еврозоны. В качестве таких признаков выступают высокие уровни безработицы и дефицитов бюджетов в отдельных странах, на что указывалось ранее. Выявление связи между неравномерностью распределения денежной массы и функционированием единой валюты требует проведения специальных исследований.

Исходя из общих соображений, можно лишь констатировать, что денежное предложение относительно выше в тех странах и регионах, где преобладает крупное и высокодоходное производство, ориентированное на экспорт. В отличие от этого в регионах, в которых высока доля сельскохозяйственного производства, обеспечивающего местное потребление, а также доля сферы услуг, представленных множеством небольших компаний, денежное предложение относительно низкое. Дело в том, что эти небольшие производства вряд ли привлекут внимание крупных банков, не склонных столь же активно и охотно кредитовать большое количество мелких производителей, как это делается в отношении крупных производителей и экспортеров.

Деньги текут туда, где их больше ценят. Единая валюта, не знающая преград в форме националь-

ных границ, естественным образом перетекает в те регионы и страны, в которых эти деньги приносят большие доходы. Очевидно, что единая валюта лучше работает в тех сферах экономики, для обеспечения деятельности которых эта валюта, собственно, и создавалась (крупное производство, международная торговля).

Существование множественности валют. В определенных случаях множественность валют или параллельное хождение валют на одной территории имело место не только в исторически зафиксированных случаях, это явление присутствует и в настоящее время. Не нужно объяснять тот факт, что во многих странах американские доллары используются наряду с национальной валютой. Этому повсеместно наблюдаемому явлению могут быть даны оценки с самых различных позиций, но трудно подвергать сомнению экономическую целесообразность такого положения. Доллар обычно заполняет те ниши, которые оставляет свободными национальная валюта. Доллар, как правило, выполняет функции средства сбережения, мировых денег, счетной единицы (меры стоимости). Национальная валюта и доллар в этом случае дополняют друг друга. Экономические агенты имеют свободу выбирать, какая из валют более удобна для совершения конкретных сделок.

За пределами еврозоны евро (во многих случаях) выполняет те же функции, что и американский доллар. В рамках еврозоны в переходный период 1999-2002 гг. имело место параллельное хождение безналичного евро, обслуживавшего международные и крупные внутренние сделки, а также национальных валют. Ранее (1979-1998 гг.) практически те же функции выполняла европейская валютная единица ЭКЮ. Можно вспомнить в целом положительный опыт использования «параллельного» национальным валютам переводного рубля в расчетах между странами - членами СЭВ. Эти примеры вполне сопоставимы с использованием «единой» валюты.

Национальные валюты в еврозоне и евро. Ранее автор уже высказывал мысль, что существование и обращение национальной валюты не вредит и не мешает выполнению своих функций наднациональной региональной валютой, такой как евро. Более того, разделение функций между национальными валютами и наднациональной валютой, скорее всего, делает денежную систему более гибкой, устойчивой, управляемой, эффективной. Во всяком случае, проблема равномерного обеспечения отдельных стран внутри еврозоны достаточным объемом денежной массы решается более надежно

уже в силу того обстоятельства, что значительный отток национальной валюты с территории страны гораздо менее вероятен, чем в случае использования единой наднациональной валюты.

В случае параллельного использования как национальной, так и наднациональной валют, правительства стран зоны евро получают дополнительные возможности воздействовать на состояния платежных балансов своих стран, сокращать дефициты бюджетов, принимать меры по снижению безработицы.

Принцип функционирования современных национальных валют. Статья 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: «Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации» [18]. Вместе с тем российское законодательство не исключает хождение иностранной валюты на территории РФ. Статья 140 Гражданского кодекса РФ гласит: «Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке» [3].

Видится вполне естественным, что те недостатки и негативные факторы, которые проявляются при функционировании единой европейской валюты, находят свое проявление также и на уровне отдельных стран, использующих единую национальную валюту. Единая национальная валюта, так же как и единая наднациональная валюта, обладает свойством относительно неравномерно распределяться по территориям внутри страны в силу различия экономических условий, неравномерности денежного предложения и перетоков денежной массы в более благополучные регионы.

Местные деньги. Обоснованность идеи единой валюты требует рассмотрения с позиций возможности использования валют, имеющих хождение на отдельных территориях внутри национальных границ, так называемых местных денег. Идея местных денег возникает в тех случаях, когда национальная валюта не удовлетворяет потребностям жителей определенных регионов [17]. Это обычно наблюдается в условиях недостаточности денежной массы и высоких уровней безработицы в отдельных регионах внутри страны.

Попытки введения и использования местных денег довольно многочисленны. Торговая система местного обмена LETS (Local Exchange Trading System) была создана Майклом Линтоном в 1983 г. и

признана в качестве одной из наиболее удачных. В различных странах действуют более полутора тысяч таких систем. «С начала 1990-х гг. дефицит декретных денег в местных общинах снова вызвал быстрый рост числа СМВ (систем местных валют)..., что... выступило местным или региональным ответом на глобализацию капитала, вымывающую деньги из местных экономик. Системы местных валют.... появились во множестве в США, Австралии и Новой Зеландии (там их поддержали местные правительства), в Великобритании, Франции и Японии. В странах третьего мира примерно с середины 1990-х гг. СМВ были «запущены» в Мексике, Сальвадоре, Перу, Аргентине, Бразилии, Сенегале, Таиланде, Индонезии» [17].

Действующие в рамках «систем местных валют» инструменты обмена не всегда и не вполне могут рассматриваться в качестве полноценных денег. Эти инструменты, как правило, не выполняют в полном объеме функции денег, в частности, функцию сбережения. Между тем и в нашей стране в условиях острой нехватки объема денежной массы, в первую очередь наличной денежной массы, в регионах имели место попытки введения региональных суррогатов денег. Это опыт Нерюнгри, Магнитогорска и Челябинска по созданию систем безналичных расчетов для населения на основе пластиковых карт «Золотая корона».

Известна, вероятно, единственная в последние десятилетия попытка введения в обращение полноценных региональных денег, так называемых «уральских франков», отпечатанных в 1991 г. по инициативе предпринимателя и политика Антона Бакова. Выпуск их в обращение в то время не состоялся. Возвращение к идее «уральских франков» на уровне правительства Свердловской области и администрации губернатора области было вызвано очередным обострением «кризиса наличности» и необходимостью погашения задолженностей по заработной плате (1997 г.).

В данном случае «уральские франки» не рассматривались в качестве суррогатов, посредников в бартерном обмене или внутризаводских талонов на питание и получение предметов первой необходимости. Предполагалось, что «уральские франки» должны в достаточно полной мере выполнять функции региональных денег. Мыслилось их обращение в безналичной форме и наличной форме, что позволило бы восполнить недостаток рублевой денежной массы в обращении внутри региона. Естественно, что они не могли дополнять или замещать рубли в межрегиональном обороте.

В качестве резервного фонда для выпуска в обращение «уральских франков» предлагалось использовать часть фонда Гохрана, переданную к тому времени Свердловской области в соответствии с указом Б. Ельцина. Объем эмиссии определялся из предположения 10 %-ного резервирования. В качестве эмитента должен был выступить департамент финансов Свердловской области. Вероятно, наиболее сложным был вопрос определения банка или банков, готовых открыть счета для размещения безналичных франков и обслуживать их наличное и безналичное обращение. Проблема состояла в том, что региональные банки находились под достаточно строгим контролем Центрального банка РФ. В начале 1998 г. в г. Екатеринбурге появился региональный банк под названием «Свердловский губернский банк», часть доли уставного капитала которого принадлежала правительству Свердловской области. Однако впоследствии проблема недостаточности денежной массы, в том числе наличной денежной массы, в регионе потеряла свою остроту.

Пути выхода. Апокалипсические прогнозы по поводу будущего зоны евро и самой единой валюты пока еще существуют [23]. В качестве решения проблем Греции монетарными властями Евросоюза и МВФ избрано самое простое, можно сказать тривиальное решение — это укрепление ослабевшей части конструкции еврозоны посредством «накачивания» денег. Формируются планы по созданию стабилизационного (антикризисного) фонда [2]. Основная идея конструкции еврозоны — принцип единой валюты, похоже, под сомнение не ставится.

Насколько способны справиться с нынешними проблемами правительства и монетарные власти еврозоны, предлагая займы странам PIIGS, довольно трудно прогнозировать. Самым нежелательным исходом видится исключение некоторых стран из еврозоны. В качестве альтернативы представляется разумным для таких стран, как Греция, восстановление национальной валюты и равноправное хождение этой валюты (драхма) и евро в стране. Желательно оставить экономическим агентам право выбора: в каком случае и когда использовать ту или иную валюту.

Недостатки единой наднациональной валюты предвиделись разработчиками теории оптимальных валютных зон. Восемь лет полноценного функционирования еврозоны показывают реальность ее проблем. Похоже, что главным источником указанных проблем является идея единой валюты (реализованная на практике).

Множественность валют. Представляется, что исправить положение возможно посредством отказа от принципа единой валюты и допущения множественности валют в стране, регионе. Множественность валют в данном случае подразумевает не только равноправное с национальной валютой обращение наднациональной валюты (или валют), но и равноправное обращение местных или региональных валют. Хождение местных валют внутри страны позволяет надеяться исправить многие из тех негативных проявлений, которые свойственны единой национальной валюте.

При условии допущения множественности валют в стране очевидно усложнение денежной системы. В этом случае денежная система неизбежно становится многоуровневой. Если говорить о многоуровневой системе валют, то она может включать в себя следующие уровни: мировой уровень; региональный наднациональный уровень (еврозона); национальный уровень (национальные валюты); субнациональные уровни (местные и региональные валюты). Для введения многоуровневой системы валют требуется создание соответствующей инфраструктуры.

В настоящее время в еврозоне действует двухуровневая европейская система центральных банков (ЕСЦБ). В состав ЕСЦБ входят Европейский центральный банк (European Central Bank) и национальные центральные банки. Таким образом, инфраструктура, необходимая для перехода на двухуровневую систему валют в еврозоне (наднациональная валюта (евро) плюс национальные валюты), в принципе существует.

Инфраструктура на субнациональных уровнях может быть представлена относительно небольшими региональными банками, достаточно тесно взаимодействующими с местными органами власти.

Для того чтобы обеспечить единство многоуровневой денежной системы, требуется формирование единой методологии действий банков, осуществляющих предложение многообразных валют на различных уровнях денежной системы, и целостной законодательной, нормативной базы. Общее денежное предложение на некоторой территории в данном случае распадается на составляющие денежного предложения отдельных валют на разных уровнях денежной системы. Общему денежному предложению соответствующим образом противостоит общий спрос на деньги, который, в свою очередь, распадается на величину спроса, предъявляемого на каждую отдельную валюту. Ведущей стороной в данном случае должен быть

денежный спрос экономических агентов, для удовлетворения которого банки формируют денежное предложение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что введение неформальной множественности валют в стране подразумевает достаточную степень независимости монетарных властей на каждом уровне денежной системы. Это, в свою очередь, имеет в виду подвижность курсов валют, равноправно обращающихся как в стране, так и на наднациональном уровне. Привязка курсов валют к некоторому стандарту (золото, доллар, корзина валют), установление фиксированных курсов валют не решают обозначенных ранее проблем, поскольку приближают систему множественных валют к системе единой валюты.

Достоинства и недостатки системы множественных валют. Допущение множественности валют в стране естественным образом имеет свои преимущества и недостатки. Нужно отметить, что в условиях множественности валют присутствуют издержки при переводе одной валюты в другую и возникают риски, обусловленные подвижностью обменных курсов. Эти издержки и риски могут быть минимизированы посредством изначального выбора экономическими субъектами из равноправного множества валют такой, которая наиболее соответствует их потребностям.

Технические трудности пересчета цен и настройки кассовых аппаратов при использовании разных валют в процессе приобретения товаров вполне преодолимы.

К положительным сторонам системы множественных валют вполне можно отнести, как уже отмечалось ранее, повышение относительной устойчивости, гибкости, эффективности таких систем по сравнению с системами единых валют, как национальных, так и наднациональных.

Главное преимущество системы множественных валют видится в способности обеспечить достаточность денежной массы и ее оптимальное распределение по территориям. Это позволяет лучшим образом удовлетворять потребности самых разнообразных субъектов экономики в денежном предложении. Результатом следует ожидать повышение степени использования имеющихся в наличии ресурсов, снижение уровня безработицы, рост показателей объемов производства. Эти обстоятельства обеспечивают лучшую наполняемость бюджетов, сокращение дефицитов бюджетов. Решению проблемы дефицитов бюджетов может способствовать также и то обстоятельство, что бюджеты окажется возможным наполнять различными

видами валют [11, с. 98]: наднациональной (евро), национальной и субнациональными.

Многоуровневая инфраструктура денежных рынков позволяет снизить степень монополизации в этой сфере. При этом повышается роль и значение средних и малых банков.

Одно из достоинств системы множественных валют состоит в возможности гибкого ценообразования. Формирование цен в этом случае позволяет предлагать на рынках материальные товары и услуги, которые в иных условиях не в состоянии появиться на рынке, в том числе это товары, ориентированные на удовлетворение индивидуальных потребностей.

В заключение необходимо отметить, что для решения проблем еврозоны предлагается «вернуть» европейские национальные валюты, не отказываясь от евро. Кроме того, желательно и формирование системы местных субнациональных валют в странах еврозоны.

Список литературы

1. А. Меркель решительно призвала к прекращению спекуляций по поводу растущих проблем еврозоны в связи с долговым кризисом Греции // Информ. агентство «Выгодные финансы». 07.05.2010. URL: http://www.profit-finances.ru/rossiya/news/17834.html.

2. Богданов Т. Евро защитят стабилизационным фондом. 11.05.2010. URL: http://fintimes.km.ru/obzory/ krizis/11120.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

4. Германия. Краткая справка. URL: http://countries. inapro. ru/countries/deu/germany. shtml.

5. Греция: причины кризиса, кто выходил на улицы, почему в выигрыше туристы // ПРАВО. RU. 16.06.2010. URL: http://www.pravo.ru/review/open_ review/view/32138/.

6. Греция. Краткая справка. URL: http://countries. inapro. ru/countries/grc/greece. shtml.

7. Дефицит бюджета Греции в 2009 г. резко пересмотрен вверх — до 13,6 % ВВП // BusinesStyle. Новости экономики России. URL: http://mybusinesstyle. blogspot.com/2010/04/defitsit-byudzheta-gretsii-v-2009-g.html.

8. Еврокомиссия похвалила Грецию за сокращение дефицита // Росбалт. 07.07.2010. URL: http://www. rosbalt. ru/2010/07/07/751725.html.

9. Ишияма И. Теория оптимальных валютных зон: обзор. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 221-270.

10. Кабинет министров Германии одобрил бюджет на 2011 г., предусматривающий снижение расходов на

3,8 % // РБК. 07.07.2010. URL: http://www.quote. ru/stocks/fond/2010/07/07/32875743.shtml.

11. Кенен П. Б. Теория оптимальных валютных зон: эклектичный подход. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 92-116.

12. Лаффер А. Б. Два аргумента в защиту фиксированных курсов. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 196—220.

13. Манделл Р.А. Теория оптимальных валютных зон. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 77—91.

14. Манделл Р. А. План создания европейской валюты. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 151—195.

15. Маккиннон Р. И. Оптимальные валютные зоны. Опубл. Евро — дитя Манделла? Теория оптимальных валютных зон: сборник статей / пер. с англ. М.: Дело. 2002. С. 77—91.

16. Маслов О. Ю. Бен Бернанке и мировой кризис (хроника текущего мирового кризиса). URL: http://www. polit.nnov.ru/2009/04/07/bernanke/.

17. Николаев И. Глобализм и местные деньги. 16.10.2009. URL: http://betula-alba.livejournal.com/3637.html.

18. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

19. Пищулов В. М. Отображение воспроизводственных процессов территории в денежных потоках / Уральск. гос. лесотехн. акад. Екатеринбург, 1996. 234 с.

20. Пищулов В. М. Территориальный характер экономи -ческих связей сельскохозяйственного предприятия и проблемы территориального управления агропромышленным производством / Свердловский ин-т народного хоз-ва. Свердловск, 1986. 36 с.

21. Пищулов В. М. Территория: воспроизводство, управление, рынок (методология экономического исследования). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ. 1995. 127 с.

22. План счетов бухгалтерского учета в банках СССР, коммерческих и кооперативных банках. Опубл. О плане счетов бухгалтерского учета в банках СССР, коммерческих и кооперативных банках: письмо Государственного банка СССР от 21.12.1898 № 254.

23. Савиных А., Арсюхин Е. Евро горит и тонет // Известия. 06.05.2010. URL: http://www.izvestia.ru/ economic/article3141569/.

24. Торбинский А. Бедная, богатая Европа: дефолт в Британии, безработица в Греции и профицит в Голландии // Глобалист. 19.06.2010. URL: http://globalist. org.ua/?p=49232.

25. Are you ready for a global currency? URL: http:// moneycentral.msn.com/content/banking/p91828.asp.

26. Single Global Currency Association. URL: http://www. singleglobalcurrency. org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.