РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 378.4 ББК 74.484.4
Д. А. Смирнов
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена осмыслению новых задач, которые ставит перед региональным университетом информационное общество. Показано, что важной особенностью регионального университета в структуре информационного обмена по отношению к другим элементам высшего образования становятся не столько централизация и контроль, сколько дифференциация и предоставление знаний и информации. Зафиксирована специфика задач регионального университета, связанных с потребностями конкретного региона. Представлены кейсы, демонстрирующие формы взаимодействия вуза и региона; определены точки роста этого сотрудничества. Сформулирована идея построения университетского коммуникационного метапространства, включающего технопарк для предприятий, дискуссионную площадку для общественных организаций, научный экспертный совет для выработки путей преодоления актуальных региональных проблем.
Ключевые слова: региональный университет, информационное общество, региональное образование.
D. A. Smirnov
PROSPECTS OF THE REGIONAL UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT
The article is devoted to comprehending the new tasks that the information society poses for the regional university. It is shown that an important feature of a regional university in the structure of information exchange in relation to other elements of higher education is not so much centralization and control, but differentiation and provision of knowledge and information. The specifics of the tasks of the regional university related to the needs of a particular region are fixed. Cases are presented that demonstrate the forms of interaction between the university and the region; the points of growth of this cooperation have been identified. The idea of building a meta-university communication space, including a technopark for enterprises, a discussion platform for public organizations, a scientific expert council for developing ways to overcome pressing regional problems, is formulated.
Key words: regional university, information society, regional education.
© Смирнов Д. А., 2020 Ноосферные исследования. 2020. Вып. 4. С. 4—9 •
DOI: 10.46726/NOOS.2020.4.04-09
Ссылка для цитирования: Смирнов Д. А. Перспективы регионального университета в условиях развитиях информационного общества // Ноосферные исследования. 2020. Вып. 4. С. 4—9.
Citation Link: Smimov, D. A. (2020) Perspektivy regional'nogo universiteta v uslovi-yakh razvitiyakh informatsionnogo obshchestva [Prospects of the regional university in the context of the development of the information society], Noosfernyye issledovaniya [Noo-spheric Studies], vol. 4, pp. 4—9.
Дефицит, ограниченность возможности учиться — вот основа преподавания.
Нужно точно показать, чему невозможно научиться.
Хосе Ортега-и-Гассет. Миссия университета
Возрастание фактора информации в современных социальных условиях заставляет иначе взглянуть на структуру высшего образования. В российском высшем образовании это привело к созданию таких элементов, как национальные исследовательские, федеральные и опорные университеты.
Университеты, которые не вовлечены в этот процесс, могут серьезно ограничить свои возможности. Как отмечают исследователи, им будет предначертана роль «транзитного университета», которую «можно определить, как временно используемую зону транзита для получения образования и накопления социального опыта с целью последующей трудовой и образовательной миграции в мегаполисы и вузы более благополучных регионов России» [1, с. 3]. Опасность этого вполне реальна для университетов Ивановской области, где на сегодняшний день не существует новых элементов в структуре высшего образования.
Такое положение регионального университета чревато серьезными последствиями не только для него самого. Как правило, формирующиеся потоки трудовой и образовательной миграции не имеют обратного направления. Это означает, что получившие в регионе образование выпускники университета после своего отъезда в другие города или мегаполисы остаются там, лишая возможности региону питаться теми интеллектуальными ресурсами, которые были вложены в них региональным университетом.
Великий философ современности Хосе Ортега-и-Гассет предлагает положить в основу создания университета «принцип экономии в образовании»: «Принцип экономии вовсе не говорит о необходимости экономить, избавляться от преподаваемых дисциплин, он подразумевает, что при организации высшего образования, при проектировании университета, нужно исходить из студента, а не знания или преподавателя. Университет должен быть институциональной проекцией студента, двумя важными характеристиками которой являются, во-первых, дефицит способности приобретать знания, и во-вторых, насущность приобретаемого знания для жизни» [4, с. 43]. Это определяет для философа минимум для университета, где «студент учится быть культурным человеком и компетентным профессионалом» [4, с. 60].
Оценивая точность слов Ортеги-и-Гассета, нужно признать, что задачи высшего образования в России и пути их выполнения в отношении регионов должны измениться. Процесс появления новых элементов внутри структуры
высшего образования не завершен. Это становится особенно важно, если рассматривать региональный университет не столь в подчиненном положении в плане транзита знаний и информации по отношению к университетам других уровней, сколь в русле его переосмысления в качестве самостоятельного элемента системы высшего образования. Необходимость этого тем более повышается, поскольку объем информации растет, а структура ее распространения и потребления усложняется.
К месту прозвучат слова другого великого философа Макса Вебера, который подчеркивал, считая университет именно площадкой знакомства с научными достижениями: «Во-первых, наука прежде всего разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей — путем расчета. Однако это на уровне торговки овощами, скажете вы. Я целиком с вами согласен. Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними, чего обычно не делает торговка овощами. Вы, может быть, скажете: ну, наука не овощи, но это тоже не более как средство приобретения овощей. Хорошо, оставим сегодня данный вопрос открытым. Но на этом дело науки, к счастью, еще не кончается; мы в состоянии содействовать вам в чем-то третьем, а именно в обретении ясности. Разумеется, при условии, что она есть у нас самих» [2, с. 729].
В этой связи следующим этапом должна стать реализация модели регионального университета, который сможет эффективно реагировать на запросы локального социального и экономического развития. Именно региональный университет выполняет задачу «обретения ясности». Ее решение предлагается и в плане выхода за границы «транзитного университета» через превращение его в «трасформационный, транзитивный университет», который претендует «не только на оптимизацию традиционных видов университетской деятельности, но и на реализацию "третьей миссии", на создание новых партнерских региональных корпораций, обеспечивающих развитие новых направлений подготовки и высокотехнологичных отраслей в регионе» [1, с. 3].
Важной особенностью регионального университета в структуре информационного обмена информацией по отношению к другим элементам высшего образования становится не столько централизация и контроль, сколько дифференциация и распределение потоков знаний и информации. Эффективность реализации этой особенности способствует поиску региональных партнеров прежде всего в сфере производства и управления и созданию партнерских региональных корпораций.
Исходной точкой для начала такого поиска может стать сформированный региональным университетом образовательный фундамент и установившиеся на текущий момент связи с предприятиями региона по подготовке профессиональных кадров. Однако зачастую эти связи не отвечают актуальным задачам развития предприятий, поскольку были сформированы до наступления информационного общества и в условиях иного технологического уклада.
К тому же к данному моменту значительно усложнилась структура экономики. Появились предприятия в новых отраслях производства. Они также требуют удовлетворения своих потребностей в подготовке профессиональных кадров. Источником новых знаний для будущих работников таких предприятий также должен стать региональный университет.
Именно к региональному университету со своими запросами обращаются его прежние и новые партнеры, даже если причины этого различны. Такие обращения отражают новый статус регионального университета. Он становится не столько транслятором определенного универсального и стандартного объема знаний и информации, сколько проводником задач и местом реализации запросов конкретного предприятия. Отсюда и возникновение новых форм образовательного процесса в структуре регионального университета, таких как базовые кафедры, которые демонстрируют его тесную связь с реальными предприятиями в регионе. Именно такую программу в своем развитии реализует в последние годы Ивановский государственный политехнический университет.
Программа открытия базовых кафедр тесно связана с реализацией задач формирования «soft Skills». Знакомство с конкретными формами производственных процессов стимулирует студентов не только в обучении по дисциплинам, передающим им информацию и помогающим логически осмысливать ее, но также по дисциплинам, излагающим то, что не может быть наглядно продемонстрировано именно как «soft Skills». Именно они позволяют формироваться специалистам, креативно решающим обычные задачи. В этот круг навыков входят вопросы, связанные с коммуникацией с сотрудниками, проведением переговоров с партнерами, умением убеждать и работать в команде. В определенной степени для студентов именно знакомство с предприятием на базовых кафедрах становится своеобразным испытательным сроком, важным прежде всего им самим.
Продолжением развития и возможностью продемонстрировать свои «soft Skills» по постигаемым дисциплинам для студента служат другие мероприятия подобного плана. Так, в целях реализации программы стратегического развития университета, повышения качества подготовки и стимулирования интереса обучающихся к отдельным учебным дисциплинам, к образовательной и будущей профессиональной деятельности впервые в ИВГПУ проводится полидисциплинарная олимпиада «Polytechnical Skills».
Именно обретение «soft Skills» благодаря работе базовых кафедр университета и через демонстрацию их на олимпиаде «Polytechnical Skills» гарантирует студентам интегративное качество личности, формирующее способность осуществлять в будущем свою работу в течение продолжительного времени на высоком эмоциональном уровне, плодотворно и эффективно, особенно в динамично меняющихся и экстремальных ситуациях.
Студент, познакомившийся через базовые кафедры с работой конкретных региональных предприятий, обретает и профессиональную гибкость, служащую адаптации к изменению условий профессиональной среды, отказу от стереотипов профессионального поведения, поиску новых вариантов профессиональных задач, обеспечению пластичности и гибкости поведенческих реакций.
Близкой к вопросу создания базовых кафедр в региональном университете может быть тема развития проектной деятельности студентов. Ивановский государственный политехнический университет проводит в этом направлении широкую работу. Для студентов появляется возможность реализовать свои инициативы под руководством преподавателей, что не только является обязательной частью образовательного процесса, но и может выходить за его рамки. Проектная деятельность стимулирует выработку у студентов навыков принятия управленческого решения [5]. Пробудить их интерес к постижению прежде всего
специальных дисциплин образовательного цикла можно эффективно, обращаясь к вопросам практического плана на уровне региона.
Студенты, участвующие в проектах, могут самостоятельно выявить для него реальную задачу, которая может быть предложена, а также оценить практическую, теоретическую, познавательную значимость результатов проекта. Кроме того, студенты приобретают опыт индивидуальной или групповой деятельности, особенно с учетом столь же важного опыта осуществления определенной последовательности действий в реализации проекта: от определения проблемы через сбор материала для решения и подбор методов к анализу и выводам.
В будущем участие в решении проектных задач различного плана поможет им взглянуть по-новому на них как на части сложных глобальных проблем, как на отражение мировых процессов. Поэтому приобретенные навыки принятия управленческого решения помогут будущим выпускникам в их профессиональной деятельности.
Исходя из этого согласен важным представляется круг социальных задач, стоящих перед региональным университетом. Он может своеобразно прогнозировать возможный рост интереса к конкретному профессиональному образованию, если будет учитывать в процессе формирования программы своего развития перспективные особенности социально-демографического плана в региональной жизни. Это позволит к моменту роста в регионе потребностей в новых знаниях уже предлагать абитуриентам готовый образовательный продукт. В этом также будут проявляться изменения в положении регионального университета, поскольку он продемонстрирует, что занимает важное место в распределении и дифференциации новой информации для всех региональных субъектов.
Такое взаимодействие региональных субъектов производства и потребления информации формирует широкий круг коммуникаций. Они позволяют региональному университету организовать вокруг себя технопарк в качестве места реализации потребностей предприятий, управленческих структур и учреждений образования различного уровня в подготовке и переподготовке профессиональных кадров, в разработке и опытном применении новых технологий, а также выработки программ дальнейшего роста. Как отмечает О. С. Наумова, «миссия университетов состояла не только в престижных публикациях, но в подвижничестве и формировании идеалов студенчества... [поскольку] никакие учебно-методические комплексы не фиксируют так называемый дух и магию университета, порождавшую уважение города, региона и страны» [3, с. 102].
Это воплощает и еще одну важную сторону деятельности регионального университета. Через сотрудничество с общественными организациями университет способен находить значимые для региона социальные проблемы и вместе с их активистами вырабатывать и предлагать их решения. Поэтому он способен стать дискуссионной площадкой для общественных организаций и местом научного анализа данных проблем для экспертного обоснования путей их преодоления. Волонтерская работа вокруг регионального университета дополняет выполнение им основных образовательных задач.
Библиографический список
1. Богуславский М. В. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Глобальные, национальные и региональные вызовы как условия развития транзитивного университета // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 4. С. 1—14. URL: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN418.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 707—735.
3. Наумова О. С. Гуманитарные стимулы в пространстве современного инженерно-технического университета // Наука сегодня. Проблемы и пути решения: материалы Международной научно-практической конференции, 28 марта 2018 г.: в 3 ч. / Научный центр «Диспут». Самара, 2018. Ч. 2. С. 101—104.
4. Ортега-и-Гассет X Миссия университета. Минск, 2005. 104 с.
5. Юсупов В. З. Сущность и модель процесса принятия управленческих решений в проектной деятельности образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 286—290.
References
Boguslavskiy, M. V., Ladyzhets, N. S., Neborskiy, E. V., Sannikova, O. V. (2018) Global'nyye, natsional'nyye i regional'nyye vyzovy kak usloviya razvitiya tranzitivnogo univer-siteta [Global, national and regional challenges as conditions for the development of a transitive university], Internet journal «World of Science» [Internet-zhurnal «Mir nauki»], no. 4, pp. 1—14.
Naumova, O. S. (2018) Gumanitarnyye stimuly v prostranstve sovremennogo inzhener-no-tekhnicheskogo universiteta [Humanitarian incentives in the space of a modern engineering and technical university], in Nauka segodnya. Problemy i puti resheniya [Science today. Problems and solutions] v 3 ch. Samara: Nauchnyy tsentr «Disput», ch. 2, pp. 101—104.
Ortega y Gasset, J. (2005) Missiya universiteta [Mission of the University]. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet.
Weber, M. (1990) Nauka kak prizvaniye i professiya [Science as a vocation and profession], in Weber, M. Izbrannyyeproizvedeniya [Selected works], Moscow: Progress, pp. 707—735.
Yusupov, V. Z. (2018) Sushchnost' i model' protsessa prinyatiya upravlencheskikh re-sheniy v proyektnoy deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii [The essence and model of the process of making managerial decisions in the design activities of an educational organization], Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], no. 58, pp. 286—290.
Статья поступила в редакцию 1.11.2020 г.
Сведения об авторе
Смирнов Дмитрий Александрович — доктор исторических наук, заведующий кафедрой, Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново, Россия, [email protected].
Information about the author
Smirnov Dmitry Aleksandrovich — Dr. Sc. (Historical Sciences), Head of Department, Ivanovo State Polytechnic University, Ivanovo, Russian Federation, [email protected]