Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / DIGITAL SKILLS / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / REGIONAL UNIVERSITIES / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Евгения Валерьевна

В настоящее время региональные экономические университеты переживают не лучшие времена. Им приходится конкурировать за абитуриентов с крупными национальными ВУЗами, которые способны предложить обучающимся передовые знания с учетом последних изменений в глобальной экономике. Цифровизация экономической сферы также диктует свои требования к будущим выпускникам. На этом фоне автором сформулирована проблема гармонизации содержания образовательных программ по экономике региональных университетов требованиям изменяющегося регионального рынка труда и тотальной цифровизации нашей жизни. Выделены особенности социально-экономического развития удаленных от федерального центра регионов на примере Иркутской области, которые выражаются в ограниченности предприятий и организаций полного цикла. концентрация капитала в федеральном центре приводит к спросу на профессиональные навыки ограниченного спектра. Для того, чтобы выпускники региональных университетов могли конкурировать за рабочие места с выпускниками ведущих национальных ВУЗов они должны овладеть универсальными кросс-компетенциями: социальными, коммуникативными, познавательными, самоорганизующимися, а также специальными цифровыми навыками. Востребованность цифровых навыков диктуется активным внедрением мобильного интернета, интернета вещей и искусственного интеллекта. Кроме того, актуальным остается вопрос о развитии индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHALLENGE OF ADAPTING THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMMES OF REGIONAL UNIVERSITIES TO THE DIGITAL ECONOMY

At present, regional economic universities are not going through the best of times. They have to compete for applicants with large national universities, which are able to offer students advanced knowledge in the light of recent developments in the global economy. Digitalization of the economic sphere dictates its requirements for future graduates also. Against this background, the author formulated the problem of harmonization of the content of educational programs on the economy of regional universities to the requirements of the changing regional labor market and the total digitalization of our lives. The peculiarities of socio-economic development of regions remote from the federal center are highlighted on the example of the Irkutsk region, which are expressed in the limitation of enterprises and organizations of the full cycle. The concentration of capital in the federal center leads to demand for limited-spectrum professional skills. In order for graduates of regional universities to compete for jobs with graduates of leading national universities, they must acquire universal cross-competences: social, communicative, cognitive, self-organizing, as well as special digital skills. The demand of digital skills is dictated by active introduction of the mobile Internet, Internet of things and artificial intelligence. In addition, the issue of the development of individual educational paths of students remains relevant.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Ageeva Evgeniya Valeryevna

THE CHALLENGE OF ADAPTING ..

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0001

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2020

SPIN: 3996-0376 AuthorlD: 516432 ORCID: 0000-0003-0146-9989

Агеева Евгения Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и финансовые институты» Байкальский государственный университет (664000, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: AgeevaEV@bgu.ru) Аннотация. В настоящее время региональные экономические университеты переживают не лучшие времена. Им приходится конкурировать за абитуриентов с крупными национальными ВУЗами, которые способны предложить обучающимся передовые знания с учетом последних изменений в глобальной экономике. Цифровизация экономической сферы также диктует свои требования к будущим выпускникам. На этом фоне автором сформулирована проблема гармонизации содержания образовательных программ по экономике региональных университетов требованиям изменяющегося регионального рынка труда и тотальной цифровизации нашей жизни. Выделены особенности социально-экономического развития удаленных от федерального центра регионов на примере Иркутской области, которые выражаются в ограниченности предприятий и организаций полного цикла. концентрация капитала в федеральном центре приводит к спросу на профессиональные навыки ограниченного спектра. Для того, чтобы выпускники региональных университетов могли конкурировать за рабочие места с выпускниками ведущих национальных ВУЗов они должны овладеть универсальными кросс-компетенциями: социальными, коммуникативными, познавательными, самоорганизующимися, а также специальными цифровыми навыками. Востребованность цифровых навыков диктуется активным внедрением мобильного интернета, интернета вещей и искусственного интеллекта. Кроме того, актуальным остается вопрос о развитии индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Ключевые слова: цифровые навыки, цифровизация экономики, региональные университеты, профессиональное образование, образовательные программы, региональная экономика, региональный рынок труда.

THE CHALLENGE OF ADAPTING THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMMES OF REGIONAL UNIVERSITIES TO THE DIGITAL ECONOMY

© 2020

Ageeva Evgeniya Valeryevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Finance and financial institutes" Baikal state University (664000, Russia, Irkutsk, Lenin st.11, e-mail: AgeevaEV@bgu.ru) Abstract. At present, regional economic universities are not going through the best of times. They have to compete for applicants with large national universities, which are able to offer students advanced knowledge in the light of recent developments in the global economy. Digitalization of the economic sphere dictates its requirements for future graduates also. Against this background, the author formulated the problem of harmonization of the content of educational programs on the economy of regional universities to the requirements of the changing regional labor market and the total digitalization of our lives. The peculiarities of socio-economic development of regions remote from the federal center are highlighted on the example of the Irkutsk region, which are expressed in the limitation of enterprises and organizations of the full cycle. The concentration of capital in the federal center leads to demand for limited-spectrum professional skills. In order for graduates of regional universities to compete for jobs with graduates of leading national universities, they must acquire universal cross-competences: social, communicative, cognitive, self-organizing, as well as special digital skills. The demand of digital skills is dictated by active introduction of the mobile Internet, Internet of things and artificial intelligence. In addition, the issue of the development of individual educational paths of students remains relevant.

Keywords: Digital skills, digitalization of the economy, regional universities, vocational education, educational programs, regional economy, regional labor market.

ВВЕДЕНИЕ профессиональными знаниями в нужной области, но и

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- определенными универсальными навыками и умениями,

ными научными и практическими задачами. В эпоху которые позволят им быстро адаптироваться в изменяю-

четвертой технологической революции вся наша жизнь щимся мире цифровой экономики. Цифровая трансфор-

переживает удивительные метаморфозы как в обычной мация — это не только современные цифровые техноло-

жизни, так и в профессиональной. Буквально за не- гии, но и изменение мышления в новых условиях новой

сколько лет все бизнес-процессы на финансовом рын- цифровой экономики. И образовательные организации,

ке претерпели глобальные изменения в силу всеобщей работающие в сфере профессионального образования,

цифровизации и компьютеризации всех процессов и должны оперативно реагировать на эти преобразования,

взаимосвязей. В соответствии с программой «Цифровая чтобы не потерять свою нишу на рынке образователь-

экономика Российской Федерации», утвержденной рас- ных услуг.

поряжением Правительства РФ в июле 2017 года [1], Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

происходит активная модернизация российской эконо- торых рассматривались аспекты этой проблемы и на

мики на основе интеграции цифровых технологий во все которых обосновывается автор; выделение неразре-

этапы бизнес-деятельности. Это потребовало не только шенных раньше частей общей проблемы.

внесения изменений в саму технологию создания, произ- Многие авторы отмечают новую для нашей страны

водства и продвижения товаров и услуг, но и пересмотр тенденцию - студенты сомневаются в практической цен-

прежних правил, требований, моделей и процедур вза- ности традиционного образования и не проявляют ин-

имодействия субъектов бизнеса как с внешней средой, терес к академической учебе. При этом сами работода-

так и внутри своей организационной структуры. тели отмечают отрыв профессионального образования,

Такие цифровые преобразования требуют от со- предлагаемого большинством региональных ВУЗов, от

временных выпускников вузов обладания не просто реальных потребностей экономики регионов [2-13]. «Им 16 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Агеева Евгения Валерьевна ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ...

нужно интересное и эффективное образование, имеющее практическую направленность, для получения часто несвязанных, суммируемых дипломов и документов о профессиональной подготовке для решения своих проблем» [14, с.16]. Сам бизнес активно внедряет современные дорогостоящие информационные технологии, доступ к которым система профессионального образования, особенно на региональном уровне, просто не имеет. Таким образом, наблюдается противоречие между постепенно устаревающими профессиональными знаниями, даваемыми в рамках образовательных программ ВУЗов, и реальными потребностями меняющегося рынка труда в условиях глобальной цифровизации. Возникает проблема гармонизации профессионального образования с потребностями работодателей на фоне цифровизации российской экономики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель исследования -на основе анализа эмпирических данных по содержанию основных образовательных программ региональных вузов (на примере Иркутской области) и имеющихся научных публикаций раскрыть проблему адаптации содержания образовательных программ высшего образования потребностям развивающейся цифровой экономики страны с учетом региональных особенностей отдельных территорий.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе исследования автор обращался к источникам по теме проблемам актуализации высшего профессионального образования в целом. Методологической основой был избран интерпретационный метод анализа литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Если рассматривать потребности региональных рынков труда, то справедливо предположить, что именно региональные университеты имеют реальное представление о нуждах регионального бизнеса и запросах регионального управления [15]. Более того, в соответствии с федеральными образовательными стандартами, университеты обязаны привлекать качестве преподавателей представителей работодателей именно для формирования потенциально актуальных знаний, умений и навыков будущих выпускников.

Именно эти возможности в сочетании с новыми технологиями обучения и управления, при поддержке ведущих университетов, например, так, как это предусматривает проект Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях» дают российским региональным университетам шансы в конкурентной борьбе на уже сформировавшемся, хотим мы того или нет, глобальном рынке образовательных услуг [16].

Но существует ряд тенденций как в развитии самой региональной экономики, так и на соответствующем региональном рынке труда, которые нарушают шансы региональных университетов активно конкурировать с мощными национальными университетами.

Главная негативная тенденция - это концентрация капитала (как финансового, так и производственного) в центральных регионах нашей страны. Рассматривая Иркутскую область, можно отметить, что регионального промышленного производства в регионе практически нет. Нет и региональных игроков на финансовом рынке. Несколько крупных предприятий, являющиеся основой экономики области, принадлежат финансово-промышленным группам, местонахождение которых в г. Москва или за рубежом. А финансовый рынок области уже давно представлен только крупными национальными финансовыми институтами: банками, страховыми компаниями и т.п. В качестве примера представлена динамика числа страховых компаний, работающих на рынке Иркутской области, и числа страховых компаний, образованных в

самой области (см. табл.1).

Таблица 1 - Динамика числа страховых компаний в Иркутской области за период с 2013 по 2018 гг.

Год Число страховых компаний, работающих на рынке Иркутской области Число региональных страховых компаний, созданных в Иркутской области

2013 79 6

2014 86 4

2015 73 4

2016 70 4

2017 76 4

2018 72 3

* составлено автором по данным Центрального банка России [17]

Такая ситуация приводит к тому, что на местах требуются специалисты очень ограниченного круга обязанностей, в функциональные обязанности которых входит небольшой набор умений и знаний. А основной производственный, управленческий и финансовый цикл бизнес-процессов происходит вне региона. Но при этом взаимодействие региональных подразделений с центральным офисом происходит в цифровом формате с использование современных коммуникационных технологий и программного обеспечения. При этом набор и функционал этого программного обеспечения уникален для каждого предприятия или организации.

Анализ содержания основных образовательных программ, предлагаемых университетами Иркутской области показал, что преподавание информационных технологий для экономистов ограничен освоением стандартного пакета Microsoft Office. При этом обучающиеся практически не получают профессиональных знаний о современных цифровых технологиях, используемых в финансовой сфере или в сфере ведения бизнеса. При этом все понимают, что в силу уникальности программного обеспечения для конкретного потребителя, невозможно обеспечить знакомство с ним студентов университета.

Возникает вопрос - чему же должны учить региональные университеты, чтобы сохранить, с одной стороны, конкурентоспособность и качество образования на образовательном рынке, а с другой стороны, удовлетворить потребности регионального рынка труда.

Работодатели считают наиболее полезными компетенции (независимо от профессии, для которой они искали сотрудников): - самоорганизующиеся компетенции, т.е. управление временем, независимость, принятие решений и проявление инициативы, устойчивость к стрессу, готовность работать; - межличностные компетенции, т.е. умение общаться с людьми, быть общительным, сотрудничать в группе и разрешать межличностные конфликты. Работодателям «белых воротничков» (все экономические и юридические специальности) также требуются языковые и когнитивные навыки (поиск и анализ информации и получение выводов, постоянное изучение новых вещей, логическое мышление, анализ фактов, способность быстро обобщать большие объемы текста), знание специализированных компьютерных программ и математических расчётов [18, С. 5-10]. Согласно докладу Всемирного банка «Развитие навыков для инновационного роста в России», российской экономике нужны специалисты, обладающие социальными, поведенческими и развитыми познавательными навыками, способные принимать решения [19, С.54].

Но помимо этого, проанализировав реальные запросы работодателей на региональном рынке (на примере Иркутской области) и современные тенденции по циф-ровизации бизнес-процессов, мы определили, что для регионального рынка становится актуальным, в первую очередь, освоение цифровых финансовых технологий. Финансовые технологии или финтех (англ. FinTech) — это отрасль, состоящая из компаний, которые исполь-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

17

Ageeva Evgeniya Valeryevna

THE CHALLENGE OF ADAPTING ..

pedagogical sciences

зуют технологии и инновации, чтобы конкурировать с традиционными финансовыми организациями в лице банков и посредников на рынке финансовых услуг. В настоящее время к финтеху себя относят не только многочисленные технологические стартапы, но и крупные состоявшиеся организации, которые стараются оптимизировать предоставляемые финансовые услуги на основе использования информационных технологий [20, С. 49]. Наибольшее влияние на бизнес-процессы и востребованность цифровых навыков в работе сейчас и в ближайшем будущем будут оказывать следующие технологические тренды:

- развитие мобильного Интернета,

- Интернет вещей,

- искусственный интеллект,

- большие данные и машинное обучение, и т.п.

Для освоения подобных технологий и дальнейшего

обучения им региональные ВУЗы должны прийти к пониманию необходимости привлечения ведущих экспертов через использования технологий дистанционного образования. Это позволит одновременно обеспечить студентам, обучающимся в регионах, доступ к новейшим знаниям и применять коммуникативные навыки при общении с независимыми экспертами [21, С.287].

Кроме того, необходимо развивать возможности по развитию индивидуальных образовательных траекторий студентов, которые позволят обучающимся адаптироваться к рынку труда с учетом индивидуальных способностей и увлечений [22].

В таких условиях вузы должны, прежде всего, закладывать базовые компетенции, позволяющие будущему специалисту адаптироваться к меняющимся требованиям рынка и учиться в течение всей трудовой жизни, а фундаментальная подготовка будущего специалиста-профессионала должна работать не на потребности сегодняшнего дня, а на перспективу [23]. Цифровизация экономики, сопровождаемая быстрым развитием технологий и экономической неопределенностью, создает спрос на универсальные навыки и новые формы профессионального образования и обучения. Таким образом, задача университета — формирование творческих работников, способных адаптироваться к любым ситуациям и готовых работать самостоятельно или в коллективе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Изменение технологий и скорости накопления и использования данных в экономике, трансформация бизнес-процессов и глобальная цифро-визация приводит к тому, что традиционная модель высшего образования, в которой университет сам решал, чему и как надо учить, становится тормозом развития, в том числе регионального. Адаптация образовательных программ региональных экономических университетов должна строится не на расширение узкоспециализированных профессиональных компетенций, а на освоение кросс-компетенций, направленных на развитие когнитивных, коммуникационных и социальных компетенций, а также на освоении цифровых навыков. Это станет залогом конкурентоспособности выпускников ВУЗов.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В ходе нашего исследования были проанализированы проблемы интеграции высшего профессионального образования, науки и производства, изучены факторы, влияющие на интеграцию, изучены современные научные подходы к изучению интеграционных процессов, изучен понятийный аппарат. Установлено, что интеграция образования, науки и производства является одним из ключевых условий развития качества инженерно-технического образования и экономики отдельно взятых регионов и всей страны. Таким образом, необходимо в дальнейшем изучать способы реализации механизмов интеграции современной науки, образования и производства в рамках действующего законодательства и с учетом новых задач и вызовов, стоящих перед современным обществом. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р http:// static.government.ru/

2. Цифровизация финансово-кредитной сферы в современной России: монография. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019. 407 с.

3. Малышева А.С., Коротаева Т.В. Высшее образование как фактор развития экономики в современном мире// Известия института систем управления СГЭУ. 2018. С.108-109.

4. Гаврилюк Е.С., Козырская И.Е. Высшее образование как необходимое условие социально-экономического развития страны: // Восьмые востоковедные чтения БГУ: сборник научных трудов. Иркутск: Байкальский государственный университет., 2017. С. 37-46.

5. Скобина Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета// Universum: психология и образование. 2017. № 2 (32). С. 20-27.

6. Гарась А.В. Проблема реализации высшего образования на региональном уровне в условиях интеграции в международное образовательное пространство// Социально-экономические явления и процес-сыю 2017. № 4. С. 110-116.

7. Бойко В.Н., Горбылёва Е.В. Концептуальный анализ проблемы интеграции науки, образования и производства при подготовке инженеров// Вестник Академии гражданской защиты. 2019. № 2 (18). С. 8-13.

8. Жаворонкова О.Р., Бузни А.Н. Формирование партнерских отношений высшего образования в контексте социально-экономического развития региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 118-121.

9. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 92-95.

10. Худяков В.А., Гуськова Т.В. Обеспечение гарантии качества в системе высшего образования //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 163-169.

11. Платонова Р.И., Бубякина Е.В., Парфенов И.Я. Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 153-157.

12. Молокова Е.Л., Благодатских В.Г., Львова М.И. Рынок высшего образования как сеть контрактов //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-267.

13. Балашов А.М. Интеграция науки, образования и бизнеса в новосибирской области //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 93-95.

14. Переосмысление роли технологий в сфере высшего образования. Дополнение к Национальному плану развития технологий обучения (Reimagining the Role of Technology in Higher Education. A Supplement to the National Education Technology Plan). Министерство образования США. 2017 год.

15. Былков В. Г. Закономерные трансформации спроса на рынке труда // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 416-425. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425

16. Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики. Доклад: Двенадцать решений для нового образования URL : https:// kai. ru/documents/10181/6946092/Доклад_образование.pdf.

17. Центральный Банк России URL :https://www.cbr.ru/today/cbrf_ itm/cbrf_sub/

18. Суходолов А. П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины XX века //Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27, № 1. С 5-10.

19. Развитие навыков для инновационного роста в России (Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation), доклад Всемирного банка № ACS1549. июнь 2013 года.

20. Пшеничников В.В. Влияние финансовых технологий на изменение модели банковского обслуживания клиентов / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 1(35). C 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Татаринов К. А. Проблемы и возможности дистанционного обучения студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 285-288.

22. Тактарова С. В. Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 2 (22). C. 101-113.

23. Пензина О.Н., Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11

Статья поступила в редакцию 07.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.