Научная статья на тему 'Перспективы реализации образовательных услуг российского вуза в латиноамериканских странах'

Перспективы реализации образовательных услуг российского вуза в латиноамериканских странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации образовательных услуг российского вуза в латиноамериканских странах»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОГО ВУЗА В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ

Н.Н. Мочалин,

профессор

С. Г. Чернов

Современная гуманитарная академия

Основные приоритеты

На данном этапе развития сферы образования ее неотъемлемой частью стал рынок образовательных услуг. Руководству вузов в своей работе приходится учитывать, что все элементы, вовлеченные в преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность их учреждений, становятся объектами либо субъектами рыночных отношений. Более того, необоснованное представление о приоритете образовательного и научно-исследовательского направлений над организационным и экономическим может привести к невыполнению вузом своей общественной миссии или даже его краху как системы. Прежде всего это относится к российским негосударственным вузам, функционирующим на принципах самофинансирования, организационные структуры которых находятся на стадии становления. Таким образом, современное состояние сферы образования диктует высшему учебному заведению необходимость гармоничного развития, что подразумевает использование всех доступных стратегий, форм и методов совершенствования.

Особое место среди них занимает направленность на внедрение дистанционных форм предоставления образовательных услуг [1]. Если рассматривать различные стратегии развития вуза, деятельность которого основана на самофинансировании, то в краткосрочном периоде стратегия создания высокотехнологичной дистанционной формы преподавания тесно увяза-

на с экономическими показателями работы вуза [2]. Это обстоятельство не может не способствовать сокращению временного лага между решением об открытии новых учебных площадок, организационно подчиненных пилотному центру, и получаемым экономическим эффектом. Кроме того, территориальное и организационное распределение деятельности способно влиять на повышение качества обучения вследствие оптимизации загрузки преподавательского состава и материально-технической базы.

Одним из наиболее перспективных путей расширения деятельности для наиболее прогрессивных учреждений профессионального высшего образования, использующих в своей деятельности инновационный подход, является вхождение в международное образовательное пространство, что предусматривает их присутствие на национальных рынках образования иностранных государств со своей оригинальной технологией обучения. Естественно, что отечественные вузы должны интересовать наиболее перспективные национальные образовательные системы. Это предполагает проведение полного комплекса исследовательских работ, а именно: изучение факторов, оказывающих существенное влияние на образовательную структуру в условиях иностранной общественно-экономической системы; выявление критериев оценки перспективности того или иного образовательного пространства; сравнительно-описательное исследование всей совокупности иностранных образовательных систем по разработанной системе критериев;

выявление наиболее интересных направлений, что и является конечной целью исследования.

Самым приоритетным направлением развития российских вузов на иностранных рынках образования являются страны южноамериканского (латиноамериканского) региона: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Перу, Чили. Этому способствуют следующие социально-политические факторы:

- наибольшая по сравнению с другими выбранными регионами близость образовательных и общекультурных традиций к европейским, что позволяет российскому вузу рассчитывать на быструю адаптацию к местному образовательному рынку;

- наличие единого для всех государств региона общепринятого языка (испанского, кроме Бразилии), что позволяет унифицировать многие образовательные процессы в рамках единой стратегии развития в регионе;

- благоприятная обстановка по принятым в исследовании критериям в других странах региона; среди них в первую очередь: Колумбия, Уругвай, Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго; данное обстоятельство позволяет иметь в этом регионе в качестве одной из стратегических альтернатив область экстенсивного развития;

- отсутствие ярко выраженных неэкономических сдерживающих факторов, таких как ориентация на религиозное воспитание и образование (как в большинстве арабских стран); слабая политическая воля развивать социально-культурные связи с Российской Федерацией (как в большинстве стран Восточной Европы); относительно высокий уровень закрытости внутреннего социально-культурного пространства, в том числе сферы образования для проникновения иностранцев; ориентация на развитие собственными силами с использованием мирового опыта (как в большинстве стран Юго-Восточной Азии);

- разработка и внедрение единой системы аккредитации вузов для всех стран региона [3];

окончательное внедрение этой системы позволит, иметь минимальные административные препятствия на этапе открытия филиалов, тем более, что в системе применяется внешняя экспертная оценка.

Общие характеристики населения стран региона и его благосостояния

Уровень существенных для сферы образования социально-экономических и демографических показателей [4, 5, 6, 7] в исследуемых странах позволяет сделать вывод о том, что они находятся в оптимальном состоянии для функционирования образовательных учреждений. Это обстоятельство можно признать благоприятным фактором во внешнем окружении для существующих вузов и вузов, выходящих на образовательный рынок. Сам же этот фактор свидетельствует о наличии или отсутствии ограничений для образовательной сферы той или иной страны и не является достаточным для формирования политики образовательного учреждения.

Доля молодежи в общей численности населения. Состояние показателей (табл. 1) позволяет заключить, что в случае выхода российского вуза на образовательные рынки исследуемых стран, он не встретит серьезных ограничений для своего развития. Этот вывод сделан на основании следующего анализа.

Согласно исследованиям систем образования значения некоторых демографических характеристик оказывают существенное влияние на изменение уровня образования в обществе. Среди них два тесно взаимосвязанных показателя: доля молодежи в населении страны и средняя численность детей в семье. Колебания этих показателей вызывают противоположные изменения в следующих подчиненных им факторах: возможности семьи материально обеспечить образование своих детей и возможности обще-

Таблица 1

Исходные данные

Страна Всего населения, млн чел. (2001 г. [4]) Доля молодежи до 24 лет, % (2000 г. [7]) ВВП на душу населения, дол. США (2001 г. [4]) Уровень грамотности среди молодежи, % (2000 г. [6])

Аргентина 37,4 27 12 900 98,3

Венесуэла 23,9 33 6 200 95,5

Мексика 101,9 32 9 100 95,4

Перу 27,5 32 4 550 94,8

Чили 15,3 28 10 100 98,4

ства использовать свое молодое поколение в качестве потенциальных студентов.

Так, рост доли молодежи (а соответственно, и среднего числа детей в семье) приводит к увеличению армии потенциальных студентов, но понижает материальное благосостояние семей. Многодетные семьи испытывают ограничения в возможностях дать образование высокого уровня всем своим детям. Падение уровня соответствующих показателей приводит к снижению количества потенциальных студентов, но повышает возможности семей способствовать образовательному процессу.

Оптимальными значениями данных показателей являются:

доля молодежи — 25 — 33% общей численности населения;

среднее число детей в семье — 2,5 - 2,7. В целом по исследуемым странам уровень приведенных показателей соответствует оптимальным значениям. (Ввиду наличия сильной положительной корреляции между этими двумя показателями (коэффициент корреляции 0,98) в табл. 1 представлен только показатель доли молодежи в общей численности населения).

Существующая на сегодняшний день емкость рынка образовательных услуг (табл. 2) по программам высшего образования измеряется числом студентов и в денежном выражении (в долларах США по официальному курсу).

Потенциальная емкость рынка. Расчет обычно ведется на основании превышения средней производительности труда. Под ней понимается доля ВВП, в среднем произведенная одним работником отрасли в год.

В исследовании использованы данные по следующим укрупненным отраслям производства: сельское хозяйство (животноводство, растениеводство, рыболовство); промышленность (легкая, тяжелая); сфера услуг (торговля; фи-

нансы; консультационное, бытовое и другое обслуживание; правительственные учреждения).

В данном расчете применена теоретическая установка, принимаемая в расчет идеологами рыночных реформ в России в 1991 — 1996 гг. [8], согласно которой для повышения производительности национальной экономики в перспективе на 1% необходимо увеличить численность обучающихся по программам высшего образования на 2 — 2,5%.

Таким образом, можно считать, что между показателем доли студентов в населении страны и показателем средней производительности труда по отраслям промышленности существует достаточно тесная связь, которую можно использовать для расчета отставания (превышения) числа учащихся вузов от потребностей национальной экономики, используя для этого следующие формулы:

ОП = СЧ +

ОП = СЧ +

2 х СЧх Х% НЮ '

2,5 *СЧхХ% 100

(1)

(2)

где ОП — отставание (превышение) числа студентов от потребностей экономики;

СЧ — среднее число студентов в исследуемых странах;

Х% - превышение (отставание) производительности труда (в процентах) в рассматриваемой отрасли страны над среднемировым показателем.

Данные расчетов по формуле (1) и (2) будут представлены далее в табл. 5.

Возможная причина искажений при применении этого метода заключается в том, что между указанными параметрами может не быть прямо пропорциональной зависимости и при использовании линейного уравнения для про-

Таблица 2

Емкость рынка

Страна Число студентов (всего), тыс. чел. (2001 г. [5]) Число студентов, получающих платное образование, тыс. чел. (2001 г. [5]) Доля платного образования Емкость рынка платных образовательных услуг (2001 г.), млн дол. США

Аргентина 1231 875 0,71 3 295

Венесуэла 681 435,84 0,64 255

Мексика 1 581 1 154,13 0,73 1 978

Перу 948 587,76 0,63 996

Чили 297 234,63 0,79 400

Итого 4 738 3 287,36 3,5 6 924

международный бухгалтерский учет

3 (63) март 2004

гнозов их значительной динамики возможны ошибки. Однако приблизительные данные, полученные в результате расчета, пригодны для предварительной оценки и при необходимости могут быть проверены дополнительно.

Другая угроза достоверности расчетов заключается в том, что приведенная выше теоретическая установка касается динамических процессов, и, кроме того, существует временной лаг между увеличением числа студентов и повышением производительности труда, а расчеты делаются на основании статических данных. Тем не менее эта угроза в расчетах нейтрализуется вследствие того, что экономика исследуемых стран с периода 1980 — 1985 гг. находится в состоянии устойчивого роста и интенсификации (кроме проблемной ситуации в экономике Аргентины в 1999 — 2001 гг.), что подтверждается данными национальных статистических агентств и международных организаций. Из этого обстоятельства можно сделать следующий вывод: если образовательный потенциал исследуемых стран не обеспечивает требуемых количественных показателей подготовки студентов на сегодняшний день, то в перспективе он тем более будет отставать от потребностей экономики. Таким образом, практическая ценность представленных расчетов только повышается.

Логика расчета заключается в том, чтобы понять, явилось ли превышение производитель-

ности труда в исследуемых государствах над среднемировой следствием полноценного использования такого ресурса интенсификации экономики, как уровень образованности и образовательный потенциал общества, или оно было достигнуто в результате использования других факторов.

Таблица 3

Средняя производительность труда по отраслям в мире (согласно расчетам, опубликованным на www.odci.gov [4])

Показатель (дол. США)

Сельское хозяйство 2 565,4

Промышленность 15 562,2

Услуги 15 837,5

Примечание. Данные табл. 3 определены как средневзвешенный показатель по формуле

I (/77>Ю,)

1тг = ^-,

ИЩ

п

(3)

где пт - средняя производительность труда в исследуемой отрасли;

п — исследуемая совокупность стран; / — элемент совокупности я; ПТ. — производительность труда в исследуемой отрасли /-Й страны;

КЗ. — количество занятых в исследуемой отрасли /-й страны.

Таблица 4

Средняя производительность труда по отраслям в исследуемых странах (согласно расчетам, опубликованным на www.odci.gov [4])

Страна Сельское хозяйство (производительность/ индекс) Промышленность (производительность/ индекс) Услуги (производительность/ индекс) Общий индекс Среднее превышение производительности (Х%)

Аргентина 10 047/3,9 32 765/2,13 40 351/2,55 2,68 1,68

Венесуэла 5 761/2,25 15 630/1 16 617/1,05 1,19 0,19

Мексика 5 823/2,27 26 206/1,68 28 286/1,79 1,86 0,86

Перу 8 227/3,2 19 745/1,3 20215/1,28 1,86 0,86

Чили 15 252/5,95 37 566/2,42 24 430/1,54 2,39 1,39

Примечание. Индекс производительности труда в табл. 4 определен по формуле (4), а общий индекс — по формуле (5).

/ =

ПТ [ = 1 •

< ПТ' Т.(КЗх1)

т. КЗ

(4)

(5)

Таблица 5

Предполагаемый дефицит образовательных услуг

Страна Число студентов на 10 000 чел. населения Потребность (min) Потребность (тах) Отставание (превышение) (ОГГ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аргентина 329 349 416 20-87

Венесуэла 285 110 118 (-175)-(-167)

Мексика 155 218 252 63-97

Перу 345 218 252 (-127)-(-93)

Чили 194 302 358 108-164

Следующим шагом расчетов, представленным в табл. 5, будет расчет отставания (превышения) показателей масштабов предоставляемого образования по формулам (1) и (2). Поскольку производительность труда в указанных странах сравнивалась со среднемировой, то и для оценки масштабов высшего образования в этих государствах также требуется их сравнение со среднемировым показателем. Согласно расчетам по данным ЮНЕСКО [5] средняя численность студентов — показатель СЧ в формулах (1) и (2) — третьей образовательной ступени в мире в 2001 г. составила 80 на 10 ООО человек населения. Этот средневзвешенный показатель определен по формуле

Т(СЧ хН)

ГЦ =____I_'

где Я. — численность населения /-Й страны.

Выводы. Полученные данные выявили отставание в подготовке специалистов от имеющейся в экономике средней производительности труда в трех из пяти исследуемых стран. Это обстоятельство позволяет предположить наличие в данных государствах неудовлетворенной потребности в услугах по программам высшего образования. Благоприятным обстоятельством для решения о выходе на образовательные рынки региона является тот факт, что к выявленным странам с дефицитом образования относятся Мексика и Аргентина, рынки образовательных услуг которых являются наиболее емкими.

Полученные результаты подтверждаются другими данными. Наличие дефицита образовательных услуг в перечисленных странах косвенно объясняется темпами появления в них новых образовательных учреждений. Так с 1985 по 2001 г. среднее число ежегодно открываемых вузов в Аргентине — 4,19; в Мексике — 8,37; в Чили - 3,93 [9].

Полученные результаты требуют выявить (хотя бы на обзорном уровне) те факторы,

которые «заменили» образовательный уровень в экономиках Аргентины, Мексики и Чили в качестве фактора интенсификации. Согласно данным Всемирного банка, а также экономическим обзорам по региону эти государства в большей мере, чем другие страны Южной Америки, получали финансовую, техническую и технологическую помощь в осуществлении рыночных реформ от следующих источников: Всемирный банк, Международный валютный фонд, Правительство США.

Таким образом, в качестве искомого фактора интенсификации можно предположить помощь извне. Этот фактор не является стабильным, что позволяет предположить, что в краткосрочной перспективе (через 3 — 4 года) правительство и общество указанных государств столкнутся с необходимостью развития других источников интенсификации, если они имеют заинтересованность в сохранении ее темпов, т.е. в перспективе можно предполагать усиление развития образовательной сферы, в том числе и в результате открытия новых вузов. Данное обстоятельство является благоприятным для вхождения на образовательный рынок нового вуза.

Анализ общих данных по платному образованию

Исходные данные по оплате образовательных услуг по программам высшего образования в исследуемых странах представлены в табл. 6.

На основании обзора этих сведений можно заключить, что существующий на сегодняшний день уровень внутренних цен на услуги большинства российских вузов, не относящихся к элитным, сопоставим с минимальным уровнем оплаты в каждом из исследуемых государств. Такой уровень оплаты применяется государственными вузами этих стран, получающими дотацию из бюджета.

Таблица 6

Исходные данные

Страна Всего вузов Государственные/ частные Средняя плата Минимальная плата Максимальная плата

Аргентина 87 37/50 3 766 525 15 000

Венесуэла 33 18/15 585 168 800

Мексика 174 72/102 1 714 30 2 273

Перу 47 27/20 1 721 283 3 600

Чили 71 22/49 1 706 1 050 4010

Примечание. В расчет принимались только данные по вузам, зарегистрированным Международной ассоциацией университетов и опубликованные в ее справочниках [9].

С учетом того что между вузами, не имеющими мощного бренда, в мировой практике применяются, в основном, ценовые методы конкуренции, можно заключить, что отечественные учреждения профессионального высшего образования имеют возможность планировать свой выход на латиноамериканские рынки с высокой долей уверенности.

Проблемы, способствующие развитию частного вуза. Многие обозреватели образовательных систем латиноамериканских государств [3, 10] сходятся во мнении, что быстрые темпы экстенсивного развития образовательных систем указанных стран отразились на качестве преподавания и на уровне подготовки выпускников вузов.

Широкий общественный резонанс, вызванный осознанием этого положения в образовательной сфере, привел к падению престижа местных вузов и снижению их конкурентоспособности, что благоприятно для иностранного аккредитованного согласно мировым стандартам вуза, пытающегося выйти на рынки данных стран.

Проблемы, препятствующие развитию частного вуза. Те же наблюдатели [3, 10] критикуют бюрократический и централизованный характер систем образования многих латиноамериканских стран (в том числе исследуемых), которые традиционно были централизованы. Это обстоятельство может представлять угрозу на этапе открытия филиалов (аккредитация, лицензирование, поиск помещений и т.д.).

Оценку силы и направленности угроз такого рода целесообразно проводить на последующих этапах исследований рынков образовательных услуг, цель которых — технико-эко-номическое обоснование проекта по созданию филиалов. В этом случае значительно понизят-

ся финансовые и временные расходы на проведение исследований при повышении их эффективности.

Ближайшие перспективы аргентинского рынка образовательных услуг для российского высшего образования. Современная политическая и социально-экономическая ситуация в Республике Аргентина складывается таким образом, что кризис, произошедший в экономике, а затем и в общественно-политической сфере страны в декабре 2001 - марте 2002 г. в значительной мере изменил конкурентную обстановку на ее рынке образовательных услуг. Конкурентные условия изменились в таком направлении, что для российского вуза, предоставляющего дистанционное образование, открывается возможность охватить значительный его сектор из-за утраченных позиций местных конкурентов. Данное предположение сделано на основании анализа следующей информации.

По оценкам аргентинских, а также иностранных аналитиков ситуация в общественно-политической и экономической сферах страны рассматривается как кризисная, и это обстоятельство является негативным фактором развития национального образования [11, 12, 13]. Наиболее зримые результаты этого влияния — забастовки преподавателей, пропуски в занятиях по вине учебных заведений, однако наиболее болезненные проявления кризиса заключаются в подрыве доверия к системе образования в обществе, а также в ослаблении ее экономической базы. Возможность восстановления деятельности образовательной системы в прежнем виде в следующем учебном году (2003 — 2004) оценивается как маловероятная.

В системе государственных образовательных учреждений можно назвать следующие причины кризиса:

- прекращение финансирования образовательных учреждений всех уровней в период с декабря 2001 по март 2002 г. и перебои с финансированием из бюджетных средств в последующий период (вплоть до сегодняшнего дня); это обстоятельство касается в равной мере и государственного и местного бюджетов;

- значительное сужение денежных потоков по так называемым collaborations (сотрудничество)-, это добровольные, но все же ожидаемые администрациями практически всех учебных заведений платежи в фонды поддержания материальной базы;

- наличие во всех кругах образовательной системы (как в руководстве государством и его сферой образования, так и среди преподавателей) стереотипа, который в реальных социально-экономических условиях входит в противоречие с возможностями страны. Этот стереотип заключается во взглядах на образование, как на одну из функций государства, несмотря на наличие в системе образования частного платного сектора. Данный фактор отмечен рядом исследователей латиноамериканского образования. Его действие оказывает разрушительный эффект в периоды кризисов, дополнительно раскачивая ситуацию. Проявляется он в виде многочисленных массовых акций протеста и требований к правительству немедленно стабилизировать ситуацию. Между тем, как показывают обзоры истории системы образования в Аргентине, преподавательский состав всегда охотно трудоустраивается в негосударственном образовательном секторе. Таким образом, можно констатировать, что представленный фактор, способствуя разрушению государственной системы образования, является скорее не угрозой, а возможностью для российского вуза на аргентинском рынке.

В системе частных образовательных учреждений можно отметить значительное снижение покупательной способности населения вследствие обесценения местной валюты, угрозы дефолта, замораживания банковских вкладов граждан, в результате чего согласно местным социологическим исследованиям средний класс Аргентины уменьшил расходы на образование, отдых, удовлетворение культурных потребностей. Поэтому, финансовые поступления в образовательные учреждения всех уровней сократились, причем в вузы — в наибольшей степени, так как от высшего образования легче от-

казаться, чем от среднего, которое является обязательным. Значительная часть молодых людей была вынуждена прекратить свое образование. Оценивая силу и направленность влияния данного фактора на возможную деятельность российского вуза в Аргентине, можно отметить, что он — минимум — не будет оказывать существенного неблагоприятного эффекта, если ценообразование вуза будет ориентировано на покупательную способность данной категории потребителей образования, и максимум — окажет благоприятное воздействие в связи с ослаблением конкурентов.

Вывод. Изменения в образовательной системе Аргентины, вызванные кризисом 2001 — 2002 гг., носят не структурный, а организационный характер, что означает следующее. Ухудшения вызваны не внутренним системным кризисом сферы образования, а внезапно изменившимися условиями внешнего окружения (политика, экономика), которые вынуждают все звенья образовательной системы проявлять приспо-сабливаемость в целях поддержания жизнеспособности и выполнения общественных задач. Для вуза, как единицы образовательной системы, это обстоятельство имеет следующее значение:

во-первых, правила функционирования данной системы, устанавливаемые государством и обществом, не должны претерпевать кардинальных изменений, а значит, в ближайшее время не следует ожидать усиления состояния неопределенности в этой сфере;

во-вторых, если его организационная структура и принципы предоставления образовательных услуг будут лучше адаптированы к условиям образовательного рынка в любой момент времени, чем у других подобных единиц образовательной системы (других вузов), его рыночный сегмент получит предпосылку к расширению.

Факторы внешнего окружения аргентинского рынка образовательных услуг. Международный рынок образовательных услуг имеет следующую специфику: на деятельность вуза в другой стране, в особенности на этапе выхода на ее рынок (аккредитация, открытие и т.д.), большое влияние оказывает уровень развития общекультурных связей между двумя государствами, а именно: двусторонние межправительственные договоры, деловые соглашения между министерствами, ведомствами и организациями, культурный обмен.

Межправительственные соглашения. Договор о дружбе и сотрудничестве заключен 12 декабря 1957 г. Республика Аргентина входит в список государств, участвующих в Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации официальных иностранных документов об образовании (российские дипломы и аттестаты; свидетельства о прохождении дополнительного обучения, учебных курсов; дипломы кандидатов и докторов наук; квалификационные документы).

Деловые отношения. С октября 1958 г. СССР (РФ) имеет постоянно возобновляемые межправительственные договоры по развитию экономического сотрудничества. Кроме того, развиваются деловые контакты на частном уровне. На сегодняшний день наибольшее развитие получили взаимоотношения в отраслях машиностроения (главным образом, в производстве оборудования для нефтяной промышленности), в сельском хозяйстве. Экспорт из Аргентины в РФ (СССР) около 0,8 - 1,2% общего объема в период с 1982 по 2002 г.

За последнее десятилетие установились и развиваются социально-экономические отношения и на региональном уровне. Эта практика не имела места ранее (в том числе в период СССР), что свидетельствует о положительной динамике российско-аргентинских отношений. Двусторонние контакты установлены со следующими регионами Российской Федерации: г. Москва, Московская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Екатеринбургская область.

Культурные связи. Аргентина — одна из первых стран, где в начале XX в. произошли массовые народные движения за признание СССР (май — июнь 1924 г.). С начала 1990-х гг. Аргентина принимает большое количество иммигрантов из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Отношение к этой «новой» волне эмиграции среди местного населения нормальное. Самой большой являются украинская и еврейская диаспоры. Организованной русской диаспоры в Аргентине не сформировалось.

Факторы внутреннего окружения аргентинского рынка. Данный анализ произведен из расчета того, что российские вузы в состоянии в краткосрочном периоде представить на образовательный рынок Аргентины два вида образовательных комплексов [14, 15], а именно: во-первых, систему образования с использованием филиальной сети, отработанную в российских условиях; во-вторых, дистанционную сис-

тему образования, построенную по принципу виртуального обучения.

Отметим благоприятные обстоятельства для распространения системы образования первого вида. Анализ территориальных характеристик системы образования Аргентины выявляет остаточные признаки ее отсталости в дореформенный период (до 1980-х гг.). К таким признакам относится концентрация небольшого количества крупных образовательных учреждений в столице и нескольких наиболее населенных городах страны, а также сосредоточение в них преподавания по фундаментальным и прикладным наукам [9] (табл. 7).

Таблица 7

Распределение студентов по провинциям

Провинция Доля студентов вузов, %

Буэнос-Айрес (столица) 43,6

Буэнос-Айрес (провинция) 17,6

Кордова 11,7

Санта-Фе 7,3

Мендоса 3,7

Тукуман 5

Корриентес 3

Сальта 2

Другие 6

100

Это обстоятельство не позволяет системе высшего образования гибко реагировать на быстро меняющиеся потребности государства и общества, а также в полной мере удовлетворять потребности населения в образовательных услугах.

После начала (в 1985 г.) активных реформ образования средние темпы увеличения числа вузов в Аргентине составили 4,19 вуза в год, при этом собственные вузы появились в 10 провинциях.

Однако количественные показатели, аналитические материалы и обзоры системы высшего образования в стране (в том числе и по докризисному периоду), позволяют сделать общий вывод, что планы по расширению сети вузов в рамках реформ еще далеки от окончательной реализации.

Детальные количественные данные, характеризующие территориальную распределенность системы высшего образования Аргентины, представлены в табл. 8.

Аргентина — одна из наиболее урбанизированных стран Латинской Америки. В городах проживает около 70% населения, причем 1/2 городского населения и почти 1/3 всего насе-

Таблица 8

Количественные показатели распределенности сети вузов по провинциям [9, 16, 17]

Провинция Население, чел. Гос. вузов Частных вузов Всего вузов Студентов в гос. вузах Студентов в частных вузах Всего студентов Студентов гос. вузов на 10 000 населения Студентов частных вузов на 10 000 населения Всего студентов на 10 000 населения

Буэнос-Айрес (провинция) 12 594 974 11 6 17 123 458 29 312 152 770 98,0 23,3 121,3

Буэнос-Айрес (столица) 2 965 403 5 22 27 289 983 87 798 377 781 977,9 296,1 1 274,0

Санта-Фе 2 798 422 2 2 4 59 500 3 700 63 200 212,6 13,2 225,8

Кордова 2 766 863 4 3 7 92 900 8 792 101 692 335,8 31,8 367,5

Мендоса 1 412481 1 5 6 26 512 5 940 32 452 187,7 42,1 229,8

Тукуман 1 142 105 1 1 2 39 000 3 963 42 963 341,5 34,7 376,2

Энтре-Риос 1 020 257 1 2 3 7 150 2 000 9 150 70,1 19,6 89,7

Сальта 866 153 1 1 2 15 636 1 940 17 576 180,5 22,4 202,9

Чако 839 677 0 0 0 0 0 0 0,0 0,0 0,0

Корриентес 795 594 1 1 2 25 000 1 000 26 000 314,2 12,6 326,8

Мисьонес 788 915 1 0 1 6 860 0 6 860 87,0 0,0 87,0

Сантьяго-дель-Эстеро 671 988 1 2 3 4 536 4 020 8 556 67,5 59,8 127,3

Сан-Хуан 528 715 0 1 1 0 1 280 1 280 0,0 24,2 24,2

Жужуй 512 329 1 0 1 5 836 0 5 836 113,9 0,0 113,9

Рио-Негро 506 772 0 0 0 0 0 0,0 0,0 0,0

Формоса 398 413 1 0 1 1 000 0 1 000 25,1 0,0 25,1

Неукен 388 833 1 0 1 2 950 0 2 950 75,9 0,0 75,9

Чубут 357 189 1 0 1 1 000 0 1 000 28,0 0,0 28,0

Сан-Луис 286 458 1 0 1 7 700 0 7 700 268,8 0,0 268,8

Катамарка 264 234 1 0 1 1 670 0 1 670 63,2 0,0 63,2

Ла-Пампа 259 996 1 0 1 2 550 0 2 550 98,1 0,0 98,1

Ла-Риоха 220 729 1 0 1 2 650 0 2 650 120,1 0,0 120,1

Санта-Крус 159 839 1 0 1 1 000 0 1 000 62,6 0,0 62,6

Огненная Земля 69 369 0 0 0 0 0 0 0,0 0,0 0,0

ления проживают в столице и ее пригородах. Большинство крупных городов с населением свыше 150 тыс. человек расположено в Пампе (территория в центре и на востоке страны) [17]. При этом сеть вузов явно не соответствует распределению населения по городам, что подтверждает сделанный выше вывод о концентрации образовательной системы в столице и ее пригородах. Как показывают исследования, подтвержденные данными в табл. 9, в Аргентине распространены выезды студентов на временное место жительства в крупные университетские города для получения образования. Например, вузы Буэнос-Айреса в значительной мере обеспечивают образовательными услугами население Росарио и Ла-Платы (соответственно второй и четвертый по размерам города страны).

Таблица 9

Крупные города Аргентины с населением свыше 150 ООО чел. и число вузов в них (кроме Буэнос-Айреса) [9, 17]

Города Население, тыс. чел. Число вузов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Росарио 1 209,1 2

Кордова 1 059,8 7

Ла-Плата 593,8 4

Тукуман 489,4 2

Санта-Фе 467,8 1

Мар-дель-Плата 379,6 2

Вайя-Бланка 269,9 1

Парана 224,9 0

Сальта 210,5 1

Мендоса 196,1 4

Сан-Хуан 192,5 1

Примечание. В обзор включены только вузы, зарегистрированные Международной ассоциацией университетов (1Аи).

Подтверждением эффективности стратегии формирования рыночного сегмента, в крупных населенных пунктах, слабо охваченных сетью вузов, в качестве примера может служить успех провинции Корриентес в развитии местного образования (2 университета, из них один государственный, 25 ООО студентов, и один частный, около 1 ООО студентов). Ранее (до 1985 г.) эта провинция считалась сателлитом провинции Буэнос-Айрес ввиду близкого территориального расположения и соответствующей транспортной системы и прочей инфраструктуры. На этом фоне выглядит явно отсталым положение в провинции Чако: отсутствие собственных вузов при большей (чем в Корриентесе) населенности и такой же удаленности от столицы и других университетских центров.

Рассмотрим благоприятные обстоятельства для распространения системы образования второго вида (дистанционное образование).

Специфика данной системы позволяет ориентироваться на территории с малой плотностью населения, преимущественно сельского. Общее число жителей малозаселенных провинций составляет около 7 915 тыс. или 24,2% населения страны. При этом вузы данных провинций обучают менее 10% студентов.

Аргентина одна из наиболее перспективных латиноамериканских стран по введению дистанционного обучения, что объясняется следующими факторами:

этот образовательный метод не приобрел еще в стране достаточного развития (см. далее перечень организаций, его применяющих);

потребности в образовательных услугах в целом неудовлетворены;

существует достаточно большой сегмент в потребительском секторе, который может удовлетворить свои потребности только через систему дистанционного образования; величина этого сегмента объясняется большой территорией Аргентины, малой плотностью жителей в большинстве провинций (менее 500 тыс. в 9 из 24 провинций и менее 1 млн жителей в 5 из 24 провинций); уровнем жизни большинства аргентинских семей, не позволяющим оплачивать традиционное образование, но дающим возможность покупать образовательные услуги по системе дистанционного образования.

Местные конкуренты в секторе дистанционного образования [18]

ESA (Программа Открытой средней школы).

Предназначена для тех, кто не смог закончить среднюю школу, но имеет начальное образование. Использует в качестве стратегических инструментов радио и телевидение, а также сеть учебных центров, где распределяет принтерные материалы, видеокассеты и организует экзамены.

FAA (Военно-воздушные силы Аргентины). Программа дистанционного обучения согласована с Министерством образования. Служащие ВВС могут обучаться по этой программе внутри страны или за рубежом, через посольства и консульства Аргентины. Включает два уровня: средняя школа и бакалавриат.

Католический университет. Разрабатывает программы университетского уровня для дистанционного обучения и распространяет их по всей стране. Ведет работы по исследованию возможностей кабельного телевидения для доставки дистанционного обучения.

Университет Белгарно. В своей работе использует следующие средства: мультимедийные материалы, разрабатываемые командами аргентинских и зарубежных специалистов (среди них: принтерные материалы, телепрограммы, компакт-дис-ки); тьюторские услуги по телефону, факсу и электронной почте; экзамены и консультации в учебных центрах, размещенных по всей стране.

Университет Салвадора. В своей работе использует следующие средства: большое разнообразие графиков обучения; программу нерезидентных семинаров (по курсу писательского мастерства); тьюторские услуги по телефону, факсу и электронной почте (возможны личные встречи).

SAEDH Система дистанционного обучения.

Предназначена для тех, кто хочет завершить университетское образование, не посещая учебных центров, пользуясь гибким индивидуальным графиком обучения.

Литература

1. Карпенко М.П., Помогайбин В.Н., Спасский С.А.

Проблема дистанционного образования:

теоретический аспект. Труды СГУ, выпуск

17, 2000.

2. Соколов JI.A. Управление стратегией вуза. КГТУ. 2001.

3. Системы аккредитации за рубежом. НИЦ государственной аккредитации. АНВУЗ. М., 1998.

4. www.odci.gov/cia/publications/factbook // ЦРУ США. Статистика по национальным экономико-политическим системам.

5. www.uis.unesco.org/en/stats/statistics/indicators/ indic0.htm // ЮНЕСКО. Статистика по национальным образовательным системам.

6. www.undp.oig/hdr2000/home-ru.html // ПРО-ОН. Доклад о развитии человека за 2000 г.

7. Россия и страны мира // Госкомстат РФ. М., 2000.

8. Гайдар ЕЛ. и др. Экономика переходного периода: Очерки об экономике и политике посткоммунистической России 1991 — 1997. М., 1998.

9. Guevara Gilberto Niebla. Learning system of Mexico. UNESCO report. 2000.

10. Argentina: economic policy analysis. 2002. // http://www.mkeever.com/argentina.html.

11. Обзор Интерфакс-Украина // http://www. ifc.ua.com/mfk/rus/research.html

12. School in Argentina reeling from collapse of economy. R.C. Johnson. 2002. //http://www.edweek. org/ew/newstory.cfm?slug= 22argentina.h21.

13. ФФПМП / Проект «Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг», http:// ffpmp. siora. ru/project/obrazO 1. asp.

14. Шереги Ф.Э., Дмитриев H.M., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) М. ЦСП. 2002.

15. International Handbook Of Universities, fifteenth edition, IAU, UK, 2001.

16. www.uis.unesco.oig/en/stats/statistics/indicators/ indic0.htm // ЮНЕСКО. Статистика по национальным образовательным системам.

17. Instituto Nacional de Estadistica de la republica Argentina, Censo 2001. // http://www.mdec. mecon.ar

18. «Commonwealth of learning» annual report, 2002.

ЛУЛ1 i'T

CE'MH НЛРЫ в москвг : 3 А РУН 1 ;ж 1 ibi II СЕМИНАР Ы КОНСУЛЬТАЦИИ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ КОРГЮ РАТИ ПН Ы'Р С Р.М Н'НЛ РЫ

13 апреля 2004 г. Составление квартальной бухгалтерской отчетности.

Лектор: Иванус Ирина Ивановна - зам. генерального директора, ведущий аудитор ООО АФ «СТАТУС», профессиональный бухгалтер, к.э.н., доцент (2 .440 рублей. НДС не облагается, в стоимость входит обед)

1-18 июня 2004 г. Вечерние курсы повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров. Лекторы: Иванус И.И., Лихникевич И.П., Скапенкер М.Ю., Рябова Р.И., Ефимова О.В., Воробьева Е.В. После обучения выдается СЕРТИФИКАТ установленного образца в зачет ежегодной 40-часовой программы повышения квалификации. (250 евро. НДС не облагается)

2-8 мая 2004 г. Новое в бухгалтерском учете. ФРАНЦИЯ. Париж + путешествие по средневековой Франции

Лектор: Лихникевич И.П. или Иванус И.И. Затраты на участие относятся на себестоимость!!! Результат обучения: выдается сертификат ИПБ России и сертификат повышения квалификации аудиторов.

Бесплатная горячая линия (095) 135-70-15

Подробные программы московских и зарубежных семинаров можно найти на сайте или у менеджеров агентства

www.statusaudit.ru (095) 135-32-73, 135-43-67

СТАТУС

аудит и консалтинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.