Научная статья на тему 'Перспективы реализации экономической программы президента РФ В. В. Путина в свете ретроспективного анализа'

Перспективы реализации экономической программы президента РФ В. В. Путина в свете ретроспективного анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / БЕЗРАБОТИЦА / ECONOMIC PROGRAM / ECONOMIC GROWTH / AVERAGE SALARY / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситохова Т. Е., Хабалонова Т. А.

В данной статье рассматривается прогноз реализации предвыборной программы В.В. Путина в рамках текущего президентского срока. Оригинальность работы заключается в том, что этот прогноз строится на результатах ретроспективного анализа выполнения предвыборных обещаний президентов в предшествующих периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of implementation of the economic program of the Russian Federation president V. V. Putin in the light of the retrospective analysis

In this article the forecast of realization of V. V. Putin's election program during the current presidential term is considered. Original is that this forecast is based on the results of the retrospective analysis of performance of presidents election pledges in the previous periods.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации экономической программы президента РФ В. В. Путина в свете ретроспективного анализа»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В. ПУТИНА В СВЕТЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА

СИТОХОВА Т.Е.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет, e-mail: t_sitohova@mail.ru;

ХАБАЛОНОВА Т.А. ,

студентка, 4 курс, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова e-mail: tanechka_pochta@mail.ru

В данной статье рассматривается прогноз реализации предвыборной программы В.В. Путина в рамках текущего президентского срока. Оригинальность работы заключается в том, что этот прогноз строится на результатах ретроспективного анализа выполнения предвыборных обещаний президентов в предшествующих периодах.

Ключевые слова: экономическая программа; экономический рост; средняя заработная плата; безработица.

In this article the forecast of realization of V. V. Putin's election program during the current presidential term is considered. Original is that this forecast is based on the results of the retrospective analysis of performance of presidents election pledges in the previous periods.

Keywords: economic program; economic growth; average salary; unemployment.

Коды классификатора JEL: E21, E22, E23.

Осталась позади предвыборная гонка. Прошедшие выборы президента РФ вызвали особый интерес у студенческой аудитории, т. к., в основном, это молодые люди, достигшие восемнадцатилетнего возраста и впервые имеющие возможность принять участие в голосовании.

Интересно было наблюдать дебаты кандидатов, которыми были заполнены эфиры всех телеканалов и полосы газет, но, как экономисты, мы с особым вниманием следили за экономическими блоками представленных предвыборных программ.

Ознакомившись с каждой из них, мы решили более подробно исследовать программу В.В. Путина. Вызвано это было двумя основными причинами.

1. Программа имеет конвергентный характер. Путин предлагает смешанную модель экономики, в которой мирно и эффективно сосуществуют госкорпорации и частный капитал, в отличие от программы кандидата Прохорова, который видит будущее экономического развития страны преимущественно в капиталистическом русле, и от программы Зюганова, по мнению которого, Россию нужно вернуть на социалистические рельсы при незначительном сохранении рыночных начал.

2. Вторая причина (скорее обывательская) заключается в том, что Путин представлялся нам самым реальным кандидатом на пост президента (по крайней мере, об этом говорили результаты всех соцопросов и таково было мнение большинства людей).

Если говорить коротко о программе, то она содержит ориентиры по всем направлениям экономического развития России на ближайшее время. Это касается и рынка труда, предпринимательства, и развития инноваций, инвестиций, налогового законодательства, и многих других важных аспектов экономической жизни общества. Но наибольший интерес вызвали предвыборные обещания, связанные с тремя важными для всех студентов и преподавателей ВУЗов аспектами нашей жизни. Это:

• заработная плата преподавателей ВУЗов;

• стипендии студентам и аспирантам;

• создание 25-ти млн высокотехнологичных рабочих мест.

© Т.Е. Ситохова, Т.А. Хабалонова, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Оппоненты Путина однозначно утверждают, что эти обещания не выполнимы и носят популистский характер. Например, Г. Зюганов прямо спрашивает у Путина, где он планирует найти дополнительные 5,3 трлн руб. на выполнение принятых на себя обязательств (именно в эту сумму оцениваются предложения Путина).

Эксперты высказывают различные мнения: одни считают, что программа вполне реалистична, другие придерживаются однозначного мнения, что нет.

Мы решили подойти к поиску ответа на этот вопрос с другой позиции.

Нам представляется, что если проследить насколько выполнялись предвыборные обещания ранее, то можно спрогнозировать, насколько будут выполнимы они теперь, тем более, что из трех предыдущих президентских сроков, два срока страной руководил тот же Владимир Путин. В связи с этим наш прогноз будет строиться на ретроспективном анализе.

Одна из наиболее амбициозных целей, поставленных Путиным в 2004 г. - искоренение бедности в России. «Экономический рост, сокращение безработицы, ликвидация задолженностей по пенсиям и зарплатам уже позволили снизить количество людей, живущих ниже прожиточного минимума, до 18 %, - заявлял тогда Путин. - К концу моего второго срока эта цифра должна уменьшиться до 10 %».

На деле же произошло следующее: численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась, по данным Росстата, с 17,6 % в 2004 г. до 13,4 % в 2008 г. (см. табл. 1), однако до желанных 10 % она так и не опустилась.

Вывод: обещание выполнено частично.

Таблица 11

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2004-2008 гг., %

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, от общей численности населения 17,6 17,7 15,2 13,3 13,4

Следующее обещание касается ВВП. Цитата Путина в 2004 году: «За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовый внутренний продукт страны. Удвоение ВВП - это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике».

Эксперты Центра макроэкономических исследований посчитали: чтобы удвоить объем ВВП за 10 лет, каждый год экономика должна расти более чем на 7%.

В анализируемом периоде (2004-2008 гг.) прирост ВВП в среднем составлял 7% (см. табл. 2), т. е. обещание Путина было выполнено в полном объеме.

Таблица 2

Динамика ВВП Российской Федерации в 2000-2011 гг. (в ценах 2008 г.), млрд руб.

Показатель 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ВВП 24799,9 31407,8 33410,5 36134,6 39218,7 41276,8 38048,6 39699,9 41421

Темп изменения ВВП, % (+26,6 к 2000) 6,4 8,2 8,5 5,2 (+31,4 к 2004) -7,8 4,3 4,3

Но не смотря на это, двукратного увеличения ВВП в 2011 г. по сравнению с 2004 г. страна не достигла. Возможно, до 2014 г. это произойдет и тогда можно будет сказать, что этот аспект предвыборной программы полностью реализован.

В 2004 г. в одном из предвыборных выступлений В. Путин заявил о необходимости повышения заработной платы учителям, научным сотрудникам и преподавателям вузов. Цитата Путина: «Если сегодня (в 2004 г.) зарплата преподавателя вуза примерно на 10 % ниже, чем средняя зарплата по стране, то к 2008 г. преподаватель должен получать на треть больше, чем средний россиянин. Для остальных педагогов повышение зарплаты будет чуть ниже - с 66 до 75 % от среднероссийской. Ученые должны получать на треть больше, чем средние труженики».

Что произошло по факту (см. табл. 3, 4). По данным Росстата, в 2004 г. средняя заработная плата по стране составила 6740 руб. А средняя заработная плата преподавателей вузов - 6546 руб.

Таблица 3

Средняя заработная плата в 2004-2008 гг., руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Средняя заработная плата по стране 6740 8555 10634 13593 17290

1 Все таблицы составлены по данным Федеральной службы государственной статистики.

В 2008 г. средняя зарплата по стране - 17290 руб., а зарплата преподавателей - 16928 руб., что на 362 руб. ниже средней.

Таблица 4

Средняя заработная плата преподавателей ВУЗов в 2004-2008 гг., руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Средняя заработная плата преподавателей ВУЗов по стране 6546 8503 10716 13868 16928

То есть средняя заработная плата преподавателей высших учебных заведений как была ниже средней зарплаты по стране в 2004 г, так и осталась. Если бы обещание Путина было выполнено, то в 2008 г. преподаватель получал бы 23053 руб.

Вывод: к сожалению, для преподавателей данное обещание выполнено не было.

Данные о средней зарплате по регионам России на 2008 г. показывают, что в стране есть всего двадцать регионов, где средняя зарплата выше или равна среднероссийской (примерно 17300 руб.). Помимо Москвы и Санкт-Петербурга это, в основном регионы, богатые нефтью и газом (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Сахалинская и Томская области) и другими природными ресурсами (Красноярский край, Якутия).

В остальных 60-ти с лишним регионах России средняя зарплата ниже 17 тыс. руб. в месяц. В республиках Северного Кавказа среднемесячная зарплата за тот же период составляет 7-9 тыс. руб., в областях Центральночерноземного района - 10-13 тыс. руб.

Также в 2004 г. во время предвыборной кампании Владимир Путин обещал повысить стипендии студентам, не уточняя при этом конкретный размер грядущих повышений.

В 2004 г. академическая стипендия составляла 600 руб., а социальная - 900 руб. В 2007 г. стипендии повысили на 300 руб. и академическая стипендия достигла 900 руб. После, в 2008 г., стипендии студентам вузов повысили на 22 % до 1100 руб.

Если не брать во внимание высокие темпы инфляции, то можно сказать, что за время второго президентского срока В. Путина стипендии выросли на 45 %. В принципе, обещание выполнено.

И, наконец, обещания по поводу сокращения безработицы. Конкретных цифр в 2004 г. Путин не озвучивал, обещая сократить количество безработных. При этом основной акцент он предлагал сделать не просто на трудоустройстве, а, прежде всего, на повышении квалификации работников и создании условий для того, чтобы люди могли получить новую, более востребованную специальность и более высокооплачиваемую работу.

На деле же произошло следующее (см. табл. 5). Количество безработных с 2004 по 2008 гг. снизилось на 883 тыс. чел, что составляет 15,6 % от общей массы безработных.

Таблица 5

Численность безработных в Российской Федерации в 2004-2008 гг. (в среднем за год), тыс. чел.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Численность безработных 5674,8 5262,8 5311,9 4588,5 4791,5

Вывод: обещание выполнено.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: из 5 рассмотренных обещаний Путин во время 2-го президентского срока полностью выполнил 3, частично выполнил одно и не выполнил также одно.

Теперь рассмотрим степень реализации предвыборных обещаний Медведева к концу его президентского срока.

Экономический блок его предвыборной программы строился на своеобразных четырех «И»: развитии институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций. Для реализации этой цели им были сформулированы 7 основных задач:

• обеспечение независимости судебной системы;

• радикальное снижение административных барьеров;

• снижение налогового бремени;

• превращение рубля в одну из региональных резервных валют;

• модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;

• формирование основ национальной инновационной системы;

• реализация программы социального развития страны.

Рассмотрим, что ему удалось.

С 2010 г. единый социальный налог со ставкой 26 % был заменен тремя страховыми взносами общим размером 34 % от фонда заработной платы. Такое решение, безусловно, противоречило предвыборным обещаниям и вызвало негативную реакцию со стороны российского бизнеса. Некоторые эксперты прокомментировали его так: «Если можно было бы выбрать самый неудачный момент для увеличения налоговой нагрузки, то он выбран. Мы не только

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

уменьшим темпы экономического роста, но вообще обнулим их в 2009 г.». Действительно, падение ВВП в 2009 г. составило 7,8 % по сравнению с 2008 г., в последующие годы темп роста существенно снизился в среднем с 7 % при Путине до 4 %. Конечно, отрицательное влияние оказал и мировой финансовый кризис. Но не смотря на это, экономика Российской Федерации в 2010 г. вошла в шестерку крупнейших экономик мира.

Что касается модернизации российской экономики, то наша страна на сегодняшний день входит в десятку мировых лидеров по финансированию НИОКР - в прошлом 2011 г. расходы по этому направлению составляли порядка 1 % ВВП (что, конечно же, еще недостаточно). В то же время за последние годы Россия наращивала госрасходы на эти цели быстрее среднемировых темпов и вышла на восьмое место в мире по инвестициям в исследования и разработки, сравнявшись с Великобританией и Францией и опередив Канаду и Италию. По доле в бюджете расходы на науку выросли в полтора раза. Но инновационная активность организаций РФ за анализируемый период не изменилась (см. табл. 6).

Таблица 6

Динамика инновационной активности организаций РФ в 2008-2010 гг., %

Показатель 2008 2009 2010

Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций 9,4 9,3 9,5

Наряду с увеличением финансирования существующих научных центров было принято решение о создании в России современного иннограда, деятельность которого будет сконцентрирована именно в сфере научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок. В сентябре 2010 г. Медведев подписал закон о создании в России инновационного центра «Сколково», и уже через несколько месяцев началось строительство российского аналога Кремниевой долины. Там работают предприятия, специализирующиеся на телекоммуникациях, космических исследованиях, медицинской технике, энергетике, информационных и ядерных технологиях.

Среди реализуемых проектов наиболее важными считаются инфраструктурные. Конечно, наиболее крупными в этой сфере являются Олимпиада в Сочи в 2014 г., чемпионаты мира по футболу в 2018 г. и по хоккею в 2016 г., реализация которых дает тысячи новых рабочих мест.

Помимо этого можно перечислить и множество других проектов: высокоскоростной электропоезд «Сапсан», российская доменная печь на Новолипецком металлургическом комбинате, крупнейший в России завод LCD-телевизоров TPV Technology под Санкт-Петербургом, завод General Motors (2008), Nissan (2009), Volkswagen (2010), и др.

Несомненно, возрастает и поступление иностранных инвестиций в экономику страны, которые способствуют формированию основ национальной инновационной системы (см. табл. 7).

Таблица 7

Динамика поступления иностранных инвестиций, млн долларов США

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Иностранные инвестиции 120941 103769 81927 114746 190643

Темп относительного изменения, % -14,2 -21,0 40,1 66,1

Если проанализировать реализацию программы социального развития страны за 2008-2012 гг., то, не конкретизируя, можно сделать следующие выводы: средняя заработная плата увеличивается (2011 - 21100 руб.), безработица по сравнению с докризисным 2007 г. возросла на 9,4 %, но имеет тенденцию к снижению, инфляция в 2011 г. достигла минимума за предыдущие 11 лет и составила 6,1 %. Расходы российского бюджета на здравоохранение и образование по-прежнему очень низкие. Если в нашей стране 2008-2012 гг. расходы на здравоохранение составили примерно 3,5-3,7 % от ВВП, то в США, Франции, Великобритании, Канаде и Японии их ежегодная доля - 7,1-7,9 % от ВВП (по данным Счетной палаты).

В целом довольно сложно сделать определенные выводы о том, насколько реализованы предвыборные обещания Медведева, поскольку никаких конкретных цифр во время предвыборной гонки не приводилось. Но по каждому из упомянутых ранее направлений были предприняты соответствующие усилия.

Теперь, на основании проведенного ретроспективного анализа, спрогнозируем вероятность реализации последних обещаний Путина, из которых в наибольшей степени нас заинтересовали заработная плата преподавателей ВУЗов, стипендии студентам и аспирантам и создание 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест к 2020 г.

Преподавателям вузов с 1 сентября 2012 г. было обещано увеличение зарплаты до средней по региону. В нашей республике это составит 15000 руб. в месяц. Скорее всего, эта часть обещания будет выполнена. Кроме того, до 2018 г. ее размер должен достичь 200 % от средней по региону. Здесь у меня возникают определенные сомнения, т. к. это, во-первых, перспектива дальняя, а во-вторых, прошлый опыт показывает, что аналогичное обещание в полном объеме выполнено не было.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентам Путин обещает увеличить стипендии до прожиточного минимума с помощью прибавки на 5000 руб. ежемесячно. Думаю, что свое слово он сдержит, т. к. в прошлый период повышение проводилось, хотя было и не столь значительным.

Создание 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест - задача сверхмасштабная и, по моему прогнозу, выполнена она будет лишь частично.

Подводя итог, следует отметить, что вопреки мнению скептиков, мы полагаем, что программа Путина выполнима, и знаем, что президент - это не сказочный герой, который в одиночку может сделать нашу жизнь лучше. Для этого каждый из нас должен реализовать свою собственную программу развития и приложить к этому все усилия.

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронный ресурс]. Режим

2. [Электронный ресурс]. Режим

3. [Электронный ресурс]. Режим

4. [Электронный ресурс]. Режим

5. [Электронный ресурс]. Режим

6. [Электронный ресурс]. Режим

7. [Электронный ресурс]. Режим

8. [Электронный ресурс]. Режим

9. [Электронный ресурс]. Режим

10. [Электронный ресурс]. Режим

11. [Электронный ресурс]. Режим

12. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.putin-itogi.ru/. доступа: http://www.vibori.net/. доступа: http://ru.wikipedia.org/. доступа: medvedev2008.ru/. доступа: premier.gov.ru/. доступа: putin2012.ru/. доступа: ria.ru/. доступа: www.gks.ru/. доступа: www.novayagazeta.ru/. доступа: www.putin.ru/. доступа: www.putin2000.ru/. доступа: www.vedomosti.ru/.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.