Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / направления развития / железнодорожный транспорт / железные дороги / безопасность движения / обновления / инновации / новшества / путевое хозяйство / перевозки. / development strategy / development directions / railway transport / railways / traffic safety / updates / innovations / innovations / track facilities / transportation.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ляшенко Григорий Сергеевич, Филобок Анатолий Анатольевич

в статье раскрыта стратегия возможного развития железнодорожного транспорта России в свете имеющейся перспективы. Показаны самые приоритетные направления, освещено повышение безопасности движения поездов, обновления вагонного хозяйства, внедрение новшеств в путевом хозяйстве, автоматике, используемой на железных дорогах, пассажирских и грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ляшенко Григорий Сергеевич, Филобок Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

the article reveals the strategy of possible development of Russian railway transport in the light of the existing perspective. The most priority directions are shown, improving the safety of train traffic, updating the carriage facilities, introducing innovations in track facilities, automation used on railways, passenger and freight transportation are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Ляшенко Г.С.1, Филобок А.А.2

1Ляшенко Григорий Сергеевич - студент, 2Филобок Анатолий Анатольевич - доцент, кафедра экономической, социальной и политической географии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье раскрыта стратегия возможного развития железнодорожного транспорта России в свете имеющейся перспективы. Показаны самые приоритетные направления, освещено повышение безопасности движения поездов, обновления вагонного хозяйства, внедрение новшеств в путевом хозяйстве, автоматике, используемой на железных дорогах, пассажирских и грузовых перевозок. Ключевые слова: стратегия развития, направления развития, железнодорожный транспорт, железные дороги, безопасность движения, обновления, инновации, новшества, путевое хозяйство, перевозки.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA

Lyashenko G.S.1, Filobok A.A.2

1Lyashenko Grigory Sergeevich - student, 2Filobok Anatoly Anatolyevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC, SOCIAL AND POLITICAL GEOGRAPHY, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the article reveals the strategy of possible development of Russian railway transport in the light of the existing perspective. The most priority directions are shown, improving the safety of train traffic, updating the carriage facilities, introducing innovations in track facilities, automation used on railways, passenger and freight transportation are highlighted.

Keywords: development strategy, development directions, railway transport, railways, traffic safety, updates, innovations, innovations, track facilities, transportation.

Введение. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы страны. Железнодорожный транспорт во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, исходя из следующих принципов: устойчивость его работы; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции; согласованность функционирования единой транспортной системы.

Основное назначение железнодорожного транспорта - это транспортировка (перемещение) в вагонах по железнодорожному пути пассажиров, грузов, багажа (вещей пассажиров, принятых для перевозки) и грузобагажа (объектов, принятых от физических или юридических лиц для перевозки).

Железнодорожный транспорт в России располагает рядом перспектив, о которых и пойдёт речь в статье.

Цель исследования: осветить современное состояние и перспективы транспортной системы РФ.

Материалы и методы исследования: в целях исследования, была проведена работа с бумажными и электронными источниками информации, с полным списком которых можно ознакомиться в библиографическом списке.

Методы исследования: сравнительный, описательный, анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования: Для развития системы железнодорожного транспорта РФ необходимо предпринять меры, часть которых предпринимается уже сейчас, и в этой статье они будут изложены.

Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям: управляющие информационные системы и новые технологии новые технические средства совершенствование финансовой экономической и маркетинговой работы, безопасность движения, социальная защищенность [1].

Научный потенциал отрасли и привлекаемых научных организаций концентрируется на работах, входящих в 9 наиболее приоритетных направлений: ресурсосберегающие технологии (17%), повышение доходов (3%), развитие телекоммуникаций и информатизации (21%), технические средства нового поколения (33%), усовершенствование технологии перевозочного процесса (6%), обеспечение повышенной эффективности финансово-экономической деятельности транспорта (4%), повышение безопасности движения (7%), решение экологических проблем (2%), улучшение условий труда и безопасности (2%), прочие (5%).

Одним из решающих направлений научно-технического прогресса в отрасли является создание нового поколения технических средств. В рамках целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России» учеными и специалистами отрасли совместно с организациями транспортного машиностроения и предприятиями оборонного комплекса ведутся работы по созданию подвижного состава, отвечающего современному мировому уровню. В частности, изготовлены и испытаны два опытных отечественных электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкционной скоростью 140 км/ч. Эти электровозы предназначены для скоростных участков железных дорог. В путевом хозяйстве реализуется Программа оснащения железных дорог путевыми машинами и средствами контроля состояния пути. На заводах отечественных, частично с привлечением передовых зарубежных фирм, освоено производство путевой техники нового поколения. Это, прежде всего, машины для глубокой очистки балласта. В ближайшей перспективе главной задачей является комплексное оздоровление пути, в частности, на важнейших пассажиронапряженных направлениях и на этой основе - обеспечение устойчивого обращения пассажирских поездов с повышенными скоростями [2].

Железнодорожный транспорт, как и все остальные виды, располагает рядом факторов, ограничивающих его распространение. Это проблема инвестиционных возможностей отрасли, высокая степень износа основных фондов наиболее ответственных участков инфраструктуры железной дороги, как следствие -понижение средней скорости сообщения, низкий уровень развития научно-технического потенциала. Но существуют и значительные конкурентные преимущества - это огромные грузоподъёмность и пассажирооборот, на порядки превышающие таковую у большинства видов транспорта, надежность и безопасность перевозок, экономичность и эффективность использования ресурсов, помощь в развитии торговли и промышленности, создание рабочих мест и способствование развитию регионов.

Повышение безопасности движения поездов

За период реализации программы по повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте России созданы и внедряются устройства безопасности, средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети, позволяющие заранее определить появляющиеся неисправности и своевременно их устранять; системы, предупреждающие ошибки человека и способные в таком случае взять на себя управление; тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке, а также психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов. В рамках обновления основных технических средств в отрасли предусмотрена реализация программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики.

Необходимость этой программы обусловлена старением технических средств, отвечающих непосредственно за безопасность движения, а также диктуется требованиями низовой базы для создания высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий. Опыт реализации программы ресурсосбережения на сети дорог показал, что такой концентрированный подход к управлению процессом снижения эксплуатационных затрат себя полностью оправдывает.

Важное значение при реализации инновационной политики отрасли имеет ее структура по хозяйствам железнодорожного транспорта. В хозяйстве движения инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: снижение эксплуатационных расходов путем создания и внедрения более экономичных технологий и совершенствования основных нормативных технологических документов; создание условий для повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей; основных технологических процессов автоматизация управления перевозками; модернизация технических средств на станциях; улучшение условий труда и безопасности. Наибольшую экономическую эффективность имеют автоматизированные технологии управления перевозочным процессом [6].

Инновации в локомотивном хозяйстве

Локомотивное хозяйство является одним из крупнейших потребителей инноваций. Из выделяемых локомотивному хозяйству средств (22% от общего объема) 57% направляется на создание опытных образцов подвижного состава нового поколения. Основными инновационными направлениями являются: совершенствование технологий капитально-восстановительного ремонта электровозов, тепловозов и электропоездов; экономия электроэнергии, топлива и масла, трудозатрат и материалов; разрешение проблемы импортозамещения, а именно - разработка конструкторской документации на оборудование, детали; ведется подбор отечественных аналогов материалов для импортного тягового подвижного состава; совершенствование технологии и оборудования для технического обслуживания и ремонта ТПС; создание средств диагностики, контроля и измерений; переход от системы планово-предупредительного ремонта ТПС к системе ремонта по техническому состоянию; разработка специализированного технологического оборудования для ремонта и обслуживания специализированного тягового подвижного состава.

Инновации в вагонном хозяйстве

Основными задачами реализации инновационной политики в вагонном хозяйстве являются: создание подвижного состава нового поколения; совершенствование системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работ (пробег в км); внедрение ресурсосберегающих технологий.

Для решения этих и других задач в вагонном хозяйстве создаются универсальные и специализированные вагоны безремонтной конструкции с увеличенной производительностью, оснащенные тележками с

увеличенными осевыми нагрузками для скоростных поездов и для международных перевозок с пробегом между ремонтами не менее 450 тыс. км; системами автоматических тормозов с равномерным распределением тормозных сил по тележкам и вагонам в целом; ударно-тяговыми устройствами с полужесткой автосцепкой с износостойким контуром зацепления. Создается многофункциональная ремонтная установка нового поколения для пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам. Формируется новая информационная база о техническом состоянии вагонного парка и технология ее внедрения с ремонтно-эксплуатационным паспортом грузового вагона. Осуществляется развитие системы технического обслуживания и ремонта вагонов по фактически выполненному объему работ. Совершенствуется система информационного обслуживания с целью повышения уровня управляемости вагонным хозяйством. Планируется разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств и контроля качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов; реализуется программа совершенствования системы неразрушающего контроля грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта [1].

Инновации в путевом хозяйстве

Основным направлением инновационной деятельности в путевом хозяйстве является повышение надежности пути и сооружений, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение поездов при одновременном повышении допускаемых скоростей движения и снижении затрат на содержание и ремонт пути. Для реализации поставленных задач осуществляется инновационная деятельность по следующим приоритетным направлениям в путевом хозяйстве: создание машинизированных комплексов для ремонта и содержания пути и инженерных сооружений; система диагностики пути и инженерных сооружений; технические решения по системе ведения путевого хозяйства на основе ресурсосберегающих технологий, включая вопросы нормативной базы и улучшения условий труда; создание комплексов технических средств для восстановления и увеличения ресурса материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов; разработка малообслуживаемых конструкций пути и стрелочных переводов, включая участки с интенсивным движением поездов и скоростями 200 км/ч; комплексы технических средств для эффективной защиты и очистки перегонов и станций от снега и засорителей, включая вопросы экологической безопасности в путевом хозяйстве; создание инженерных сооружений из новых конструкционных материалов на основе современных технических решений; технические решения по восстановлению ресурса действующих инженерных сооружений [2].

Инновации в областях железнодорожной автоматики и телемеханики

Основной задачей хозяйства сигнализации и связи является обновление и развитие средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Для решения этой задачи в хозяйстве осуществляется инновационная деятельность по следующим направлениям: внедрение диспетчерской централизации на микропроцессорной технике для малодеятельных участков с контролем свободности перегона внедрение систем обеспечения автодействия станций на однопутных линиях внедрение электронной кодовой автоблокировки внедрение микропроцессорной централизации и управления движением (ЭЦ- ЕМ) на базе управляющего вычислительного комплекса (УВК РА) внедрение релейно-процессорной централизации стрелок разработка системы координатного управления и регулирования движением поездов на базе цифрового радиоканала спутниковая навигация для скоростных и малодеятельных участков разработка средств железнодорожной автоматики и телемеханики на отечественной элементной базе. Приоритетными задачами инновационной политики в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок являются: создание ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы грузовых тарифов, создание и внедрение комплекса автоматизированных систем управления, технических средств и технологий нового поколения [7]. Инновации в хозяйстве электрификации и электроснабжения

Основными направлениями инновационной деятельности хозяйства электрификации и электроснабжения являются: разработка технических решений для конструкции контактной подвески для скоростей движения до 160 км/ч; внедрение передвижных подстанций постоянного и переменного тока; использование биметаллического контактного провода со стальной жилой; совершенствование нормативной базы по планированию эксплуатационных расходов, структуре управления хозяйством [5].

Инновации в сфере пассажирских перевозок

Главным в инновационной политике в сфере пассажирских перевозок являются разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России, создание и внедрение новых продуктов по перемещению и обслуживанию пассажиров. В основу этих работ положено создание образцов вагонов нового поколения, призванных гарантировать высокую безопасность движения, повышение комфорта. К важнейшим направлениям инновационной деятельности относится совершенствование комплексной системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей. Переход к новой системе «Экспресс-3», которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ «Экспресс- 2», позволит осуществить информационную поддержку процессов организации и повышения эффективности пассажирских перевозок [4].

Инновации в информатизации железнодорожной сферы

В области информатизации ведутся работы по переработке основных действующих и созданию новых прикладных систем с одновременным развитием инфраструктуры. В составе инфраструктуры информатизации на железных дорогах и в ГВЦ завершено создание программно-технических комплексов. Вместе с тем, предстоит дооснастить ПТК дорожно-сетевого уровня для ввода системы «Экспресс-3» и укрепить ГВЦ для внедрения новых централизованных информационных систем, что становится возможным благодаря развитию телекоммуникаций. В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию производства, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области телекоммуникаций и информатизации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось в кратчайшие сроки создать механизм реализации инвестиционных проектов на сети железных дорог и создать систему управления проектами. Задачей на ближайшую перспективу является завершение строительства сетей передачи данных и создание развитой сети локальных сетей вычислительных 3000 предприятий, удовлетворяющей требованиям прикладных автоматизированных систем, в первую очередь -интегрированных систем управления финансами и ресурсами на базе продукта системы R/3 фирмы САП АГ.

Разработана концепция информационной безопасности создаваемых систем и, начиная с 2000 г., проектирование и создание информационных систем, выполняется с учетом ее требований. Развитие информационных сетей позволит решить следующие задачи: повышение эффективности управления на основе повышения качества и надежности связи, достоверности передачи информации; удовлетворение требований по передаче данных в рамках, существующих и внедряемых информационных комплексов; повышение оперативности управления; сокращение обслуживающего персонала и затрат на обслуживание оборудования связи и вычислительных комплексов [7].

На правительственном уровне впервые поддержана инициатива разработки и внедрения в транспортную систему России технологии магнитной левитации.

В 2023 году был создан консорциум разработчиков, производителей и эксплуатантов магнитно -левитационной транспортной системы «Российский маглев», более формализованная структура, нежели кластер. В консорциум вошел ряд организаций из периметра госкорпорации «Росатом».

В своем новом письме в адрес Минпромторга Минтранс полностью поддержал нашу инициативу строительства полигона в Санкт-Петербурге и второго полигона — в условиях вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия). Министерство также готово делегировать своих сотрудников в рабочую группу, которая создается консорциумом «Росмаглев», корпорацией «Росатом» и, соответственно, Минтрансом. Эта группа будет мониторить результаты проводимых испытаний, соотносить полученные результаты с заявленными характеристиками.

Проекты новых железных дорог

Тихоокеанская железная дорога (ТЖД), строящаяся на Дальнем Востоке, даст выход к океану углю с Эльгинского месторождения, что в Якутии. И сделает компанию ЭЛСИ не только разработчиком крупнейшего месторождения коксующегося угля в России и третьей в стране угледобывающей компанией с запасами в 3 млрд тонн, но и владельцем крупнейшей в стране сети частных железных дорог.

Однопутная неэлектрифицированная дорога соединит строящийся порт Эльга с месторождением. Уже построены со стороны океана первые 85 км пути, всего же длина ТЖД составит 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км. Северный широтный ход (СШХ) — проект строительства железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая сможет связать воедино ныне разрозненные железнодорожные линии Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и тем самым дать возможность вывоза нефтегазовых материалов региона в западном направлении без колоссального крюка на юг через Тюмень. Протяженность СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции Обская.

Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб) — еще один «привет из прошлого». Магистраль протяженностью около 1900 км (точная протяженность будет зависеть от ныне отсутствующей детальной трассировки) сможет связать промышленный и транспортный центр Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономной округе (ХМАО) с Байкало-Амурской магистралью через территории ХМАО, Томской области, Красноярского края, Иркутской области. На пути следования магистрали могут оказаться города Стрежевой, Белый Яр, Лесосибирск, Усть-Илимск и Богучанский промышленный узел (одноименная ГЭС, алюминиевый завод на 600 тыс. тонн продукции в год, планируется строительство крупного — 1 млн тонн в год — ЦБК). Три промежуточные «перемычки» должны соединить Севсиб с пролегающей южнее Транссибирской магистралью (Транссибом), а 110 км ответвление от основной трассы — с Чадобецким рудным залеганием (крупные запасы бокситов).

Элегест — Кызыл — Курагино — проект строительства железнодорожной линии протяженностью 412 км, которая соединила бы угольное месторождение Элегест в Туве с административным центром региона Кызылом и Курагино — ближайшей железнодорожной станцией в Красноярском крае. При успешной реализации это будет первая железнодорожная линия в Туве. На территории региона всего учтено 11 угольных месторождений с совокупными балансовыми запасами в 1,1 млрд тонн, из которых 0,9 млрд

относятся к особо ценным коксующимся углям. Общие ресурсы угля, расположенного в регионе Улуг-Хемского бассейна, оцениваются в 20 млрд тонн, из которых 14 млрд — коксующиеся угли. Это значительные ресурсы, на основе которых можно было бы развернуть серьезные мощности по добыче.

Летом 2022 года министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев на полях конференции «Путь на Магадан» оценил стоимость строительства железнодорожной линии Якутск-Магадан в 1,6 трлн рублей. Весной 2023 года глава РЖД Олег Белозеров сообщил в Совете Федерации, что стоимость реализации проекта составит 3 трлн рублей. В целом в РЖД в настоящее время предварительно отобрали вариант строительства однопутной линии протяженностью 1979 км (Нижний Бестях — Хандыга — Сусуман — Магадан). По оценкам, потребуется возвести свыше 1300 малых и средних мостов (совокупной протяженностью 92 км) и 96 больших мостов (47 км), включая трехкилометровый мост через реку Алдан в Якутии. Сложность также заключается в том, что маршрут потенциальной магистрали пройдет по районам с преимущественно сплошным распространением многолетнемерзлых пород мощностью 120-250 метров и более. Но в случае реализации потенциальная магистраль Якутск — Магадан (с учетом наличия выходов от Якутска на БАМ) станет своего рода дублером БАМа в восточной, наиболее сложной, части его маршрута[8]. Причем даже по характеру грузопотока.

В феврале 2024 года состоялось совещание у президента РФ, на котором ВСМ Москва — Санкт-Петербург не просто получила очередное одобрение, но и были прояснены многие важные детали проекта. А 14 марта глава государства дал старт строительству. Проект перешел из стадии вялотекущего обсуждения к стадии активного продвижения в прошлом году, когда интерес к нему проявили Сбербанк и правительство Москвы. За последний год был достигнут значительный прогресс в его проработке. Были определены и утверждены трассировка и общие рамки организационно-правовой модели проекта. Финансовая модель проекта стоимостью 1,7 трлн рублей прошла ряд межведомственных согласований (на ней мы подробнее остановимся ниже). Проектирование ВСМ-линии должно завершиться не позднее конца 2024 года, а прохождение проектом Главгосэкспертизы — до апреля 2025-го. Завершить строительство ВСМ планируется до конца 2028 года и с 2029-го передать линию в эксплуатацию.

Есть проекты и постройки линий для магнитопланов, поездов на магнитной подушке. Планируется их запустить пока что в Санкт-Петербурге и Якутии. Магнитная железная дорога в Якутии особенно поможет с обеспечением жизнедеятельности портов Северного морского пути. Сейчас их курирует «Росатом», ответственный ещё и за развитие редкоземельной промышленности. А это постоянные магниты, которые необходимы для технологии магнитной левитации [9].

Заключение: железнодорожный транспорт России характеризуется рядом существенных проблем. Главными из них являются:

повышение безопасности движения поездов, введение инноваций в локомотивное, вагонное, путевое хозяйство, в сферу телемеханики и автоматики, электрификации, электроснабжения, пассажирских и грузовых перевозок, информатизацию железнодорожной сферы.

Таким образом, развитие инновационной деятельности, мотивация инновационных процессов на железнодорожном транспорте, внедрение нововведений в работу ОАО «РЖД» и других железнодорожных компаний позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и улучшить конкурентные позиции в условиях развития межвидовой конкуренции.

Список литературы /References

1. Гагарина Л.Г. «Перспективы развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gagarinalg.m/ld/1/154.pdf. (дата обращения: 20.04.2024)

2. Заседание Правительства Российской Федерации. Первый вопрос повестки — о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018-2020 годы. /16 ноября 2017 года, Дом Правительства, Москва. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/30144/ (дата обращения: 15.04.2024)

3. Железнодорожные перевозки. Транспортал. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.transportall.ru/info/railways/881/ (дата обращения: 23.04.2024)

4. Журнал «Монокль» апрель 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://monocle.ru/monocle/2024/04/?ysclid=lvxhfzlp9g273897014 (дата обращения: 25.04.2024)

5. Журнал «Монокль» январь 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://monocle.ru/monocle/2024/14 (дата обращения: 02.05.2024)

6. Транспортная стратегия до 2030. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: www.mintrans.ru. (дата обращения: 03.05.2024)

7. Основные показатели транспорта [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 04.05.2024)

8. Российские железные дороги / Деятельность / Итоги. [Электронный ресурс]. -URL: http://rzd.ru/static/public/rzd?STRUCTURE_ID=5149. (дата обращения: 06.05.2024)

9. Революция на рельсах: как Россия строит современную железную дорогу [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/articles/727830/ (дата обращения: 07.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.