Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВОЙ АСПЕКТ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / INNOVATION / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушара Татьяна Викторовна, Абраамян Симон Мурадович

Глобальные изменения в мировой практике вовлекли высшее образование в новый мир, мир изменений, сформированный интегрированной мировой экономикой, технологиями, международной сетью знаний. Очевидно, что система образования завтрашнего дня будет существенно отличаться от сегодняшней. Инновационные подходы к преподаванию и обучению будут распространяться и будут более эффективно использоваться благодаря технологиям и телекоммуникациям. Рынок образовательных услуг становится безграничным, выходит за пределы национального государства.Global changes in world practice have brought higher education into a new world, a world of change shaped by an integrated world economy, technology, and an international knowledge network. Obviously, tomorrow 's education system will differ significantly from today 's. Innovative approaches to teaching and learning will be disseminated and used more effectively through technology and telecommunications. The market for educational services is becoming limitless, going beyond the national state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВОЙ АСПЕКТ»

основных понятий рыночной экономики, связанных с банковской, финансовой, коммерческой, страховой деятельностью, которые обеспечат формирование общекультурных и профессиональных компетенций, но и систематически их использовать на лекционных или практических занятиях.

Литература:

1. Зеленцов Б.П. Вероятностные задачи с экономически содержанием: практикум. - Новосибирск: САФБД, 2007. - 124 с.

2. Сборник задач по высшей математике для экономистов: учеб. пособие / под ред. Ермакова. - М.: ИНФРА - М. 2003. - 575 с.

3. Шмидт Н.М. О формировании компетенций у студентов через систему учебно-профессиональных задач // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. ст. по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / под ред. д-ра пед. наук, проф. Э.Г. Скибицкого. Новосибирск: САФБД, 2016. С. 165-168.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс-Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/ 1/50534854451088.Мт1. Дата обращения 27.12.2018 г.

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Шушара Татьяна Викторовна

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Абраамян Симон Мурадович

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Глобальные изменения в мировой практике вовлекли высшее образование в новый мир, мир изменений, сформированный интегрированной мировой экономикой, технологиями, международной сетью знаний. Очевидно, что система образования завтрашнего дня будет существенно отличаться от сегодняшней. Инновационные подходы к преподаванию и обучению будут распространяться и будут более эффективно использоваться благодаря технологиям и телекоммуникациям. Рынок образовательных услуг становится безграничным, выходит за пределы национального государства.

Ключевые слова: высшее образование, инновации, технологии, образовательные организации высшего образования, глобализация.

An^tatton. Global changes in world practice have brought higher education into a new world, a world of change shaped by an integrated world economy, technology, and an international knowledge network. Obviously, tomorrow 's education system will differ significantly from today 's. Innovative approaches to teaching and learning will be disseminated and used more effectively through technology and telecommunications. The market for educational services is becoming limitless, going beyond the national state.

Keywords: higher education, innovation, technology, educational organizations of higher education, globalization.

Введение. Исторически высшее образование было требованием к подготовке специалистов и воспринималось как необходимость. Сегодня технологические изменения происходят стремительными темпами. Ученые прогнозируют, что системы образования завтрашнего дня будут резко отличаться от сегодняшних. Они считают, что новые подходы к преподаванию и обучению будут распространяться и будут более эффективно использоваться благодаря образовательным технологиям и телекоммуникациям.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе наблюдаются серьезные изменения в сфере высшего образования, потребность в нем стремительно растет. Однако глобализация, как ключевая реальность XXI века, обязала высшее образование критически проанализировать роль и миссию каждой образовательной организации в глубоких, меняющихся требованиях в современном обществе. Глобализация определяется как реальность, формируемая все более интегрированной мировой экономикой, новыми информационно-коммуникационными технологиями, появлением международной сети знаний. Однако расширяя возможности и программы в образовательной сфере нельзя забывать о необходимости совершенствовать систему качества [1].

Новые роли университетов имеют существенно важное значение для экономического роста путем создания и применения новой информации и знаний. Используя новые технологии в качестве ускорителя, образовательные организации высшего образования превращаются в виртуальную образовательную модель, используемых в экономике знаний [2].

Глобализация создает и охватывает рынки и конкуренцию между образовательными организациями и между странами. Глобализация сделала различные национальные системы более похожими друг на друга по форме, по заданию и организационному языку. Глобализованная конкуренция, финансирование деятельности и транспарентность в целях повышения степени готовности образовательной организации и стран к решению глобальных задач. Глобальное высшее образование более открыто, чем национальные системы, с широким спектром возможностей для инноваций, альянсов и рынков. Для максимальной эффективности в глобальной среде необходимо, чтобы образовательные организации высшего образования сохранили сильное чувство идентичности и цели [3].

Одновременно эффективность глобальной среды означает готовность к изменениям, быстрой и эффективной модификации и адаптации. Во многих странах обсуждается вопрос о том, повышает ли

конкуренция внутри страны конкурентоспособность за рубежом и какое сочетание конкуренции с сотрудничеством даст наилучшие результаты [4]. Глобализация с изменениями в мировой экономике, ростом разнообразия и повсеместным использованием технологий создает беспрецедентные возможности и вызовы для высшего образования. Поскольку глобальная экономика знаний требует высшего образования, университеты сталкиваются с переходом от более формальной традиционной роли работы в интересах общественного блага к пересмотру своей институциональной миссии, включая инновации, предпринимательство и маркетинг. Цифровая экономика предоставляет огромные возможности для образовательных организаций высшего образования. Цифровые технологии создают больший доступ к образованию, новые рынки сбыта и расширяют возможности получения дохода для образовательных организаций высшего образования. Благодаря технологическим инновациям, создающим более широкий доступ к высшему образованию, у образовательных организаций высшего образования появляются все более широкие возможности для расширения источников доходов за счет продажи знаний [5]. Таким образом, образовательных организаций высшего образования можно позиционировать на национальном и международном рынке как предпринимательские модели.

Такие изменения необходимы для того, чтобы образовательные организации высшего образования оставались жизнеспособными. Выживание многих образовательных организаций высшего образования требует адаптации традиционных образовательных парадигм и создания новой модели глобального взаимодействия. Современная модель университета сегодня является комбинационной многомерной моделью образования: физической и онлайн, или онлайн [6]. В связи с этим университеты используют технологию в качестве одного из основных средств установления и поддержания контактов с разнообразным и меняющимся контингентом обучающихся, ищущих образование в разных странах и регионах. Технологические изменения, хотя и создают огромные проблемы, одновременно с этим открывают большие возможности. Использование современных технологий сегодня позволяют продуктам и услугам охватить практически любой уголок мира. Таким образом, в стремлении быть конкурентоспособными во всем мире, большинство стран осуществляют реформирование высшего образования с учетом современных тенденций [7].

Исследователи прогнозируют, что 80 процентов новых рабочих мест, созданных в мировой экономике знаний, потребует высшего образования. Чтобы оставаться жизнеспособными в экономике знаний, образовательным организациям высшего образования необходимо осваивать предпринимательскую деятельность, путем маркетинга самих себя, создания совместных союзов и подготовки к новым, формирующимся технологиям и расширенной студенческой базе [8]. Глобализация заставила образовательные организации высшего образования критически изучить их участие на международной арене и оценить свое участие в меняющемся мире. Высшее образование все чаще рассматривается в качестве одного из основных стимулов как экономического, так и социального развития. Увеличение числа обучающихся представляет собой серьезную проблему для обеспечения доступа к качественному высшему образованию. Глобализация влечет за собой формирование международных рынков, работающих в режиме реального времени в общих финансовых системах с беспрецедентными уровнями прямых иностранных инвестиций и международной подвижностью производства и людей [9]. С другой стороны, глобализация основана на первых международных системах коммуникаций, информации, знания и культуры, склоняющейся к единственному мировому сообществу. Непрерывно простирающиеся сети создают новые методы для человеческой ассоциации беспрецедентного уровня и гибкости, охватывая города и страны с различными культурами и уровнями экономического развития [10].

Эти сети обеспечивают возможность передачи сложных данных, имеющих важное значение для наукоемкого производства. Процессы коммуникации и информации, в рамках которых объединяются экономические и культурные аспекты, представляют собой то, что является новым в области глобализации [11].

Исторически высшее образование считалось общественным благом, приносящим огромную пользу не только отдельным людям, но и всему обществу. Высшее образование представляет собой само по себе общественное благо, производящее общественные блага, приносящее пользу одновременно гражданам и обществу. Высшее образование как общественное благо должно распространять выгоды на граждан [12]. Кроме того, образовательные организации высшего образования преследуют многочисленные цели, а не только экономические. В период, когда экологические, социальные, культурные и экономические проблемы требуют новаторских решений и новых концепций, высшее образование должно давать и креативность для устойчивости, и устойчивость для подотчетности. Несмотря на то, что глобальное высшее образование может расширить доступ к высшему образованию, существует серьезная обеспокоенность по поводу равенства доступа [13]. По мере того как обучение становится все более безграничным, политика в области высшего образования, вероятно, будет занимать все более важное место в национальных повестках дня. Развивающиеся страны считают, что расширение участия в системе высшего образования имеет решающее значение для их перехода к развитой стране и для создания возможностей для их граждан в экономике знаний. Аргумент о том, что высшее образование является основным драйвером экономической конкурентоспособности во все более глобальной экономике знаний, в настоящее время широко принят [14].

Понимание новых информационно-коммуникационных технологий крайне важно для администраторов систем высшего образования как в локальной, так и в глобальной перспективе [15].

Высшие учебные заведения как никогда играют ключевую роль в построении широкого спектра отношений и непрерывном потоке ресурсов. Технология трансформирует высшее образование, обеспечивая глобальную направленность, тем самым усиливая глобальную взаимосвязанность. Технологии теперь стали центральным элементом глобальных изменений: перестройка социальной, экономической и культурной жизни, а также высшего образования. Технология не создала международных университетов, но на всех влияет концептуальное и реалистичное влияние глобализма как с точки зрения образования (обучения), так и ресурсов (обучающихся). Первые всемирные системы связи, информации, знаний и культуры связывают мир вместе и создают глобальное взаимосвязанное государство [16].

За последнее десятилетие технические инновации изменили необходимый набор знаний, умений и навыков, необходимых для успеха на рабочем месте и в обществе [17]. Подготовка технически образованных и квалифицированных специалистов имеет большое экономическое значение для стран и требует значительного внимания как со стороны педагогов, так и работодателей. Образовательные организации

высшего образования по всему миру предоставляют обучающимся знания и навыки, необходимые для функционирования в обществе как в личностном плане, так и производственном. Теперь, когда общество взяло на себя глобальную направленность, поддерживаемую технологиями, образовательным организациям высшего образования предлагается предложить высококачественное образование, особенно технологическую грамотность, широкой разнообразной аудитории [18].

Экономические и технологические изменения происходят ускоряющимися темпами в обществе знаний, что делает обучение на протяжении всей жизни для каждого необходимым условием успеха на производстве. Это особенно характерно для переходного периода от промышленного производства к экономике, основанной на знаниях. Сегодняшние выпускники будут многократно менять карьеру, каждое изменение требует доступа к обучению на протяжении всей жизни, при этом при каждой смене карьеры требуется дополнительное образование [19].

Поэтому доступ к высшему образованию является необходимостью для мобильности рабочих мест и экономического успеха. Глобализация высшего образования делает новый акцент на содержании и процессе образования в сочетании с глобальными и экономическими последствиями для получения образования [20]. Следовательно, высшее образование все чаще рассматривается как крупный двигатель экономического развития во всем мире. Во всем мире университеты вынуждены пересматривать свои миссии и цели. Демографические изменения также создают прямые, долгосрочные проблемы для университетов [21].

Многие страны вынуждены конкурировать за талантливых обучающихся, стремясь не только удержать их, но и набирать и удерживать талантливых обучающихся из других стран. Кроме того, постоянно расширяющееся многообразное общество, уверяет, что университетам потребуются дополнительные ресурсы для удовлетворения потребностей этих разнородных обучающихся [22]. Университеты являются важными инкубаторами финансов, талантов и инноваций. Они обладают уникальными возможностями для обеспечения лидерства в отношении будущих инноваций, развития и изменений. Экономические соображения, связанные с международной конкурентоспособностью, стали значительной движущей силой глобализации преподавания и обучения. Наряду с движением товаров и общих услуг в последнее десятилетие значительно улучшилось движение образовательных услуг и продуктов [23]. Высшее образование все чаще рассматривается не только как экспортный товар, но и как ключевой национальный бренд для владения знаниями в стране. Образовательные организации, занимающиеся вопросами знаний, будь то частные или государственные, рассматриваются в качестве важных заинтересованных сторон в деле обеспечения глобальной и местной конкурентоспособности страны [24].

Исторически образование рассматривалось как одна из основных потребностей человека, а некоторые -как право и ключевой фактор социально-экономического развития [25]. Считается, что инвестиции в образование повышают благосостояние людей, одновременно повышая их «человеческий капитал» и экономический потенциал. Возможности стран по внедрению, распространению и максимальному использованию быстрых технологических и образовательных улучшений зависят от надлежащих систем образования [26].

Выводы. Таким образом, путь к высшему образованию наполнен проблемами, рисками и неопределенностями, которые начинаются с того, что образование оценивается как нечто большее, чем простой товар: образование становится общественным благом. Высшее образование все чаще рассматривается в качестве одного из основных инструментов экономического развития. Высшее образование является ключевым элементом в формировании международной среды, которая пронизана глобальной маркетизацией. Высшее образование имеет важное значение для создания, обмена и внедрения знаний на мировом рынке. Глобализация создает атмосферу в системе высшего образования, в которой знания и информация высоко ценятся за их способность расширять интеграцию. Таким образом, под влиянием глобализации изменения в высшем образовании предоставляют большинству университетов значительные возможности для успеха на рынке услуг высшего образования. На пути к измерению экономической ценности высшего образования.

Литература:

1. Аудретч, Д.Б. От предпринимательского университета до университета для предпринимательского общества. Журнал передачи технологии, 2014. - № 39 (3). - С. 313-321

2. Авдеева, Т.И., Кулик, А.Д., Косарева, Л.А., Жилкина, Т.А., Белогуров, А.Я. Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в современном обществе. Журнал европейских исследований, 2017, - №20 (4B). - С. 112-124.

3. Багли, С.С., Портной, Л.М. Установление этапа: Глобальная конкуренция в сфере высшего образования. Новые направления для высшего образования, 2014. - № 168. - С. 5-11.

4. Болл, С.Я. (2010). Приватизация образования, приватизация политики в области образования, приватизация исследований в области образования: управление сетью и «конкурентное государство». Журнал политики образования, 2010. - № 24 (1). - С. 83-99.

5. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития [Текст]: В.А. Галичин, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 60 с.

6. Доклад ЮНЕСКО «Переосмысливая образование». М., 2015 / https://vk.com/@-173090900-doklad-unesko-pereosmyslivaya-obrazovanie

7. Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации // Фундаментальные исследования, 2006. - № 7. - С. 78-80.

8. Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционный подход к глобальным исследованиям и образованию: теоретико-методологические проблемы // Век глобализации, 2010. - № 1. - С. 3-17.

9. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии, 2004. - № 4. - С. 58-69.

10. Кризис общественной миссии в вузах. Международное высшее образование, 2015. - № 80. - С. 4-5 / https://doi.org/10.6017/ihe.2015.80.6130.

11. Кудашов В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации // Философия образования, - 2012. - № 6(45). - С. 78-82.

12. Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций [Электронный ресурс]: Мир России, 2000. - № 3. - С. 3-47. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/363/008/1220/2000_n3_p3-47.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

13. Музыкантский А.И. Образование как стратегический ресурс общества // Вестник Московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование», 2008. - № 1. - С. 59-68.

14. Налетова И.В. Высшее образование как один из приоритетов государственного развития в современном мире. Тамбов, 2009. - С. 16-24.

15. Панибратцев А.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России. Научный вестник МГТУ ГА, 2014. - №203. - С. 49-55.

16. Рыжкова И.В. Образование как геополитический ресурс в пространстве Баренцева Евро-Арктического региона // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. -№ 2(77). - С. 8-12.

17. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Д. Салми. - М.: Издательство «Весь мир», 2009. - 132 с.

18. Семеко Г.В. Высшее образование в условиях глобализации экономики // Экономика образования,2010. - № 6. - С. 39-45.

19. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки, 2008. - № 4. - С. 5-24.

20. Фролов А.В. Влияние мирового экономического кризиса 2008- 2009 гг. на высшее образование и его глобализацию // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3.

21. Чумаков А.Н. Культурно-цивилизационное измерение глобального мира // Материалы ежегодных Моисеевских чтений, 2015. -Т. 4. - С. 56-61.

22. Щелкунов М.Д. Образование в эпоху глобализации // Вестник экономики, права и социологии, 2008. - № 2. - С. 95-100.

23. Atkinson R.D., Ezell S. The Case for a National Manufacturing Strategy. April 26, 2011: [URL] http://www.itif.org/files/2011-national-manufacturing-strategy.pdf.

24. De Wit H. Trends and Drivers in Internationalization. March 20, 2011: [URL] http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110318125131371

25. Knight J. Borderless, Offshore, Transnational and Cross-border Education: Definition and Data Dilemmas. London : The Observatory on Borderless Higher Education, 2005.

26. Smith A. D. Towards a Global Culture? // Global Culture. Nationalism, Globalization, Modernity / ed. by M. Featherstone. London, 1990. Pp. 171-192.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье автор раскрывает содержательную структуру патриотического воспитания младших школьников, рассматривает основные задачи воспитания младших школьников в «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития российской государственности», «Концепции национального воспитания», «Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования». Современная российская школа находится в процессе динамичного развития, творческого поиска, преобразования и активизации научно-педагогических проектов. Школа должна стать для учащихся и учителей местом духовного обогащения каждого из участников учебно-воспитательного процесса, где формировалась бы гражданственность, ответственность за свой вклад в национальное возрождение России, в развитие государства. Большую роль в этом играет воспитание патриотических чувств младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, нравственность, уважение, развитие, формирование.

Annotation. In the article the author reveals the meaningful structure of Patriotic education of Junior schoolchildren, examines the main objectives of education in primary school in the "Concept of civic education of the individual in terms of development of the Russian statehood", "the concept of national education, Concepts of education of children and youth in the national education system". The modern Russian school is in the process of dynamic development, creative search, transformation and activation of scientific and pedagogical projects. The school should become for students and teachers a place of spiritual enrichment for each of the participants in the educational process, where citizenship and responsibility for their contribution to the national revival of Russia and to the development of the state would be formed. An important role in this is played by the education of Patriotic feelings of younger students.

Keywords: Patriotic education, patriotism, morality, respect, development, formation.

Введение. «Заботливый садовник укрепляет корень, от силы которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких лет, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский).

Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями постепенное формирование государств, способствующие формированию привязанности к родной земле, языку, традициям. В условиях образования народов и различных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражает общенациональные моменты в его становлении и развитии.

Патриотическое воспитание в начальной школе представляет собой совместную деятельность педагогов и учеников по развитию комплекса моральных норм и черт поведения. Это заключается прежде всего в уважении к Родине, преданности ей, совместной работе на благо своего государства, стремление к укреплению чести и достоинства своей страны, любви к родному краю, дружба с другими народами, и многое другое. Школа имеет большие возможности для осуществления и формирования патриотического воспитания. Во время учебной деятельности младшие школьники знакомятся с историей родного народа, его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.