Научная статья на тему 'Трансформация образовательной политики в Европе на современном этапе'

Трансформация образовательной политики в Европе на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / SOCIAL POLICY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION / GLOBALIZATION / SOCIAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин Александр Юрьевич, Костюченко Людмила Степановна

В работе рассматриваются вопросы влияния высшего образования и вузов как социальных институтов на процесс создания общества знания в глобализующемся мире. Проанализированы противоречия между традиционной ролью учреждений высшего образования в обществе и мировыми тенденциями рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of higher education and universities as social institutes on the process of knowledge society construction in globalizing world is considered. Contradictions between traditional roles of higher education institutions in the society and world trends of market economics are analyzed.

Текст научной работы на тему «Трансформация образовательной политики в Европе на современном этапе»

Александр СЛЕПУХИН, Людмила КОСТЮЧЕНКО

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В работе рассматриваются вопросы влияния высшего образования и вузов как социальных институтов на процесс создания общества знания в глобализующемся мире. Проанализированы противоречия между традиционной ролью учреждений высшего образования в обществе и мировыми тенденциями рыночной экономики.

The influence of higher education and universities as social institutes on the process of knowledge society construction in globalizing world is considered. Contradictions between traditional roles of higher education institutions in the society and world trends of market economics are analyzed.

Ключевые слова:

социальная политика, устойчивое развитие, высшее образование, глобализация, социальная трансформация; social policy, sustainable development, higher education, globalization, social transformation.

СЛЕПУХИН Александр Юрьевич — д.соц.н., профессор; профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ ays@sstu.ru

КОСТЮЧЕНКО

Людмила Степановна — к.физ.-мат.н., доцент; доцент кафедры прикладной физики СГТУ sstusay@yandex.ru

В последней четверти ХХ в. тенденции экономического развития стали резко изменяться, что, в конечном счете, привело к кризису концепций экономического национализма и государства всеобщего благосостояния. Стало очевидным, что национальные экономики зависят от мировых цен на сырье и наличия рынков сбыта в других странах. Начали проявляться явные признаки глобализации мирового общественного производства — перемещение капитала и производства в страны с более дешевой рабочей силой. Отток капитала привел к сокращению национальных бюджетов и росту безработицы, что, в свою очередь, сделало невозможным достижение основной цели государства всеобщего благосостояния — равного обеспечения социальными гарантиями всех граждан.

Изменение рынка труда, связанное с сокращением производственных отраслей и ростом сферы услуг, поставило новые задачи перед системой высшего и профессионального образования. Образование как база формирования и развития человеческого капитала должно обеспечить конкурентоспособность государства на мировом рынке. Иначе говоря, именно знание и информация становятся все более востребованными и дорогостоящими товарами в международной экономике. Происходит изменение функций университетов — последние переориентируются от производства «чистого знания» к их выявленной и рационально спроектированной прагматической полезности (значимости) для экономики1. Вместе с государством и образовательными учреждениями на арене появляется третий мощный актор — рынок.

Рынок появляется и начинает свою многостороннюю работу. Она приводит, в частности, к тому, что в конце прошлого столетия начинают активно формироваться новые принципы социальной политики государств всеобщего благосостояния. Проводимая в большинстве стран либерализация социальной политики в областях образования, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения направлена на внедрение рыночных механизмов в эти сферы и уменьшение роли государства.

Хорошо известно, что университеты как центры обучения, про-

1 Neave G. The European Dimension in Higher Education: an Excursion into the Modern Use of Historical Analogues // Higher Education and the Nation State: the International Dimension of Higher Education. / ed. by J. Huisman, P. Vaassen, G. Neave. — Oxford : Elsevier Pergamon, 2001, p. 13—74.

изводства знаний и их распространения эффективно позиционировали себя как в локальном аспекте, благодаря социокультурной близости с местным сообществом, так и в глобальном взаимодействии, участвуя в различных международных образовательных и научно-исследовательских сетях. Это существенно повышает их возможность вносить вклад в человеческое и социальное развитие путем вовлечения все большего числа граждан в эти процессы. Поэтому в настоящее время происходит переосмысление роли высшего образования и высших учебных заведений в устойчивом развитии общества. Каким новым вызовам и влияниям должно отвечать высшее образование на современном этапе? Как университеты могут усилить свою роль в качестве агентов социальных трансформаций?

Вектор глобализации привел к пересмотру самого понятия развития. Исторически развитие всегда трактовалось как экономический рост, результатом которого будет выравнивание уровня промышленного производства и качества жизни отстающих и высокоразвитых стран. Однако сейчас понятие «человеческое развитие» приобрело более сложное содержание.

Программа развития ООН (2006 г.) определяет человеческое развитие как нечто большее, чем подъем или падение национальных доходов. Развитие трактуется как создание среды, в которой человек может полностью развить свой потенциал в соответствии со своими запросами и интересами. «Развитие, таким образом, есть расширение возможностей для людей жить так, как они ценят. И это гораздо больше, чем экономическое развитие, которое является только средством, хотя и очень важным, расширения спектра возможностей людей»1.

Социологический анализ роли образования в аспекте преумножения человеческого капитала в настоящее время развивается в трудах как иностранных (Ф. Альтбах, П. Скотт, П. Тейлор, П. Штомпка ), так и российских (Ю.Г. Быченко, В.А. Луков, А.А. Попов, В.Н. Ярская ) ученых.

Общество знания и социальные противоречия глобализации

Тенденция развития современного общества неизбежно приводит к тому, что

1 UN Development Program // www.undp.org (дата обращения 20.02.2011).

экономическое производство, функционирование государственной власти и ее институтов, повседневная жизнь граждан все больше и больше основываются на знаниях. Поэтому образование с точки зрения общества знания будет играть определяющую роль в распространении, применении и создании знаний в глобализующемся мире. В этом процессе роль высшего образования и университетов, по образному выражению голландского социолога Д. Ван Дамма2, заключается в снабжении «топливом приводных сил трансформации глобального мира знаний» и также в наличии «определенной возможности управления и корректировки направления потоков внутри глобализации». Рассмотрим возможные пути влияния высшего образования в целом и университетов как социальных институтов на этот процесс.

В области образования для того, чтобы представить новую реальность, ученые и политики в первую очередь должны определить, какие знания нужны для конструирования общества знания. Также необходимо понимать взаимосвязи между научным знанием и другими формами знания. Для этого требуется разработка новых учебных планов, дающих возможность для обучения, основанного на интерактивных, проблемно-ориентированных и этических подходах. Эти учебные планы должны соответствовать новому пониманию гражданственности. Образование должно носить не узкопрофильный, а междисциплинарный характер.

Вхождение в мировое образовательное пространство и переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования выдвигает задачу гармонизации учебных планов и российских образовательных стандартов с зарубежными аналогами в рамках Болонского процесса. В этом аспекте принципиально важным является расширение участия российских вузов в международных образовательных сетях и программах сотрудничества. Это особенно актуально для провинциальных вузов, возможности которых более ограничены по сравнению со столичными университетами. Так, Саратовский госу-

2 Van Damme D. Outlooks for the International Higher Education Community in Constructing the Global Knowledge Society // First Global Forum on International Quality Assurance. — Paris : UNESCO, 2002.

дарственный технический университет (СГТУ) входит в такие крупные международные сети, как ¡ИЕЕК (международная сеть по инженерному образованию и исследованиям, Нью-Йорк, США) и ОиИ1 (глобальная университетская сеть по инновациям в образовании, Барселона, Испания). В рамках этих объединений проходят регулярные конференции в области инновационных образовательных технологий. Подписано соглашение с ¡ИЕЕК о проведении в 2012 г. крупной конференции в области информационных технологий в СГТУ.

Также весьма эффективным для модернизации образовательного и административного процессов в СГТУ явилось участие в европейской программе сотрудничества в области образования «Темпус-Тасис». За 15 лет действия программы СГТУ выиграл 11 грантов на выполнение совместных проектов с ведущими университетами Германии, Англии, Франции, Швеции, Испании, Португалии, Нидерландов и других стран. Знакомство с опытом западных партнеров в области новейших образовательных методик преподавания, разработки учебных планов и их адаптация к российским условиям позволили СГТУ усовершенствовать систему управления университетом и разработать внутривузовский механизм менеджмента качества образования. В учебный процесс введены новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры по информационным технологиям, экологии и природопользованию, ряду экономических и социально-гуманитарных дисциплин. Реформированы системы непрерывного послевузовского образования, студенты и аспиранты получили возможность совершенствовать изучение иностранных языков после окончания основного курса в специализированном компьютерном классе по разработанным для основных технических специальностей программам.

Основные задачи в области научных исследований — ключевой составляющей высшего образования — лежат в упрочении связей между университетской наукой и окружающей средой, применении научных результатов в интересах местных сообществ. Необходимо также стремиться к преодолению различия в уровне науки в разных университетах, в т.ч. и путем участия в международных исследовательских сетях.

СГТУ является базовым вузом по под-

готовке инженерных кадров не только для Саратовской обл., но и всего Юга России. Вуз явился первым в России разработчиком региональных законов об инновационной деятельности, которые утверждены областной думой. Разработки и предложения СГТУ легли в основу областной инновационной научно-технической программы «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010—2014 гг.». В 1993 г. при университете организован один из первых в стране технопарков «Волга-техника». В настоящее время 40 субъектов его деятельности выпускают 80 видов высокотехнологичной продукции в сфере электроники, энергетики, строительства и транспорта и др. Все это свидетельствует о тесной связи вуза и региона. Расширяются и международные связи университета в области научно-инновационной деятельности. Наиболее значительным событием стало вступление СГТУ в международную сеть инноваторов «Глобеликс» и проведение на базе университета в 2007 г. съезда этой организации, в работе которой приняли участие ученые 55 стран. Ученые вуза сотрудничают также с Центром высоких технологий ЕврАзЭС.

В общественной жизни необходимо расширение участия университетов в повышении потенциала человеческого и социального развития. Университеты XXI в. должны отражать критические проблемы широких слоев общества, местного окружения и глобального мира, взять на себя новые функции и ответственность за конструирование общества знаний, стать движущей силой социальных изменений.

Ведущие высшие учебные заведения имеют достаточный потенциал для исследования этих проблем и формулировки новых целей в контексте глобализую -щихся экономических сил. Они должны не только находить решение возникающих проблем, но также работать в пространстве новых, неизвестных задач на уровне постановки концепций, стать центрами прогнозирования новых тенденций глобализации.

Однако процесс глобализации высшей школы, несмотря на свою реальность и неизбежность, если рассмотреть его социальные последствия для общества, имеет противоречивый характер. Социальные аспекты реформирования высшего образования необходимо прогнозировать и изучать с целью минимизации опасности

появления новых форм социального неравенства, распространения академического империализма, менеджерализации университетской культуры и увеличения роли наднациональных институтов контроля.

Формирование общества знания не отменяет геополитического неравенства и глобальных иерархий, углубляет социальную дифференциацию. Развивающиеся и периферийные страны по-прежнему характеризуются высоким уровнем академической иммиграции и низким уровнем интернационализации. Возникают противоречия между центром и провинцией: универсализация образования может превратиться в его централизацию.

Расширение мобильности студентов, преподавателей и научных работников вследствие интернационализации высшей школы также может усугубить социальное неравенство — мобильность повышает статус тех, кто может в ней участвовать, но, с другой стороны, приводит к маргинализации социальных групп, не имеющих такой возможности. По выражению З. Баумана1, происходит поляризация на глобализированное богатство и локализированную бедность.

Отделение преподавания от управления образованием приводит к усилению влияния менеджерализма на профессиональную независимость как исследований, так и преподавания. Ограниченность бюджетных средств ведет к усилению контроля над вузами и преподавателями, что может привести к тотальной бюрократизации образования и, как следствие, к депрофессионализации академического труда.

Проблема общественного блага

Одной из наиболее дискутируемых в последнее время проблем, связанных с ролью высшего образования в устойчивом развитии общества, является проблема отнесения высшего образования к общественному или частному благу2. Высшее образование, рассматриваемое как общественное благо, выполняет свою традиционную миссию — повышение ценности общества путем образования его членов.

1 Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества. — М. : Весь Мир, 2004.

2 Altbach P.G. The Complex Roles of Universities in the Period of Globalization // Higher Education in the World: New Challenges and Emerging Roles for Human and Social Development. — London : Palgrave Macmillan, 2008, vol. 3, p. 5-14.

Однако в современных условиях эта социальная миссия вступает в противоречие с рыночными механизмами глобализации, которые рассматривают образование как услугу, т.е. как частное благо, которое представляет выгоду для индивидуумов, получающих больше возможностей для повышения своего жизненного уровня. Это приводит к противоречивости дискурсов исследования высшего образования в связи с изменением его задачи при переходе к постсовременной эпохе: миссия противопоставляется потреблению, общечеловеческие ценности — доходу, а традиции — эффективности.

В последние годы концепция частного блага получила широкое распространение и поддержку. Следствием этого, в частности, стало сокращение бюджетов на образование во многих странах, что заставило многие вузы искать пути получения внебюджетных доходов и, в первую очередь, путем введения системы платного обучения. Учреждения образования встали перед необходимостью коммерциализации и продажи интеллектуальной собственности на рынке.

Массовое высшее образование предполагает его доступность для всех слоев населения. Однако если благополучные семьи могут оплачивать обучение своих детей, то для семей малообеспеченных введение платного образования в вузах может стать серьезным препятствием к его получению. Таким образом, ориентирование на концепцию частного блага без четко действующей системы стипендий и образовательных грантов ограничит доступ к высшему образованию для значительной части населения.

Вторая немаловажная проблема концепции частного блага связана с коммерциализацией научных исследований. Университеты, особенно классические, традиционно проводят фундаментальные исследования, которые в большинстве своем не являются самоокупаемыми и не приносят быстрого прямого дохода. Фундаментальная наука — это общественный товар и поэтому требует поддержки.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что идея общественного блага является ключевым фактором поддержки высшего образования, напрямую связанным с социальной ролью академических учреждений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.