Научная статья на тему 'Перспективы развития туризма в Республике Хакасия'

Перспективы развития туризма в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1092
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРПОТОК / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕЗИДЕНТ / TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL ECONOMIC ZONES / INVESTMENTS / RESIDENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ултургашева Олеся Георгиевна

Проанализированы перспективы развития туризма как одного из путей диверсификации экономики природно-ресурсного региона. Рассмотрены вопросы создания туристско-рекреационных особых экономических зон в регионах Российской Федерации, направления развития таких зон в Республике Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF KHAKASSIYA

The article analyses prospects of tourism development as a way of economic diversification in a region with natural resources. The author studies issues of creating tourist and recreational economic zones in some regions of the Russian Federation, and ways of their development in Republic of Khakassiya.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туризма в Республике Хакасия»

%

О

(N

УДК 338.48(571.513) О.Г. Ултургашева

ББК 65.433

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Проанализированы перспективы развития туризма как одного из путей диверсификации экономики природно-ресурсного региона. Рассмотрены вопросы создания туристско-рекреационных особых экономических зон в регионах Российской Федерации, направления развития таких зон в Республике Хакасия.

Ключевые слова: туризм, турпоток, туристско-рекреационные особые экономические зоны, инвестиции, резидент.

O.G. Ulturgasheva PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF KHAKASSIYA

The article analyses prospects of tourism development as a way of economic diversification in a region with natural resources. The author studies issues of creating tourist and recreational economic zones in some regions of the Russian Federation, and ways of their development in Republic of Khakassiya.

Keywords: tourism, tourist and recreational economic zones, investments, resident.

SS1

2sl

KS г

il1

НА

Ой"

^ 1

Р« I

^ Л £

« tf I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО I

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

В связи с развитием мирового туризма возрастает интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли и в России, причем как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей. В настоящее время туризм стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики России, хотя пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником пополнения бюджета страны, как в других странах.

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, туристский рынок нашей страны в ближайшее десятилетие будет «бурно развиваться, переживет бум инвестиций, войдет в тройку мировых лидеров по объемам капиталовложений в туристскую отрасль». Россия будет лидировать по среднегодовому росту капитальных инвестиций в туристский сектор (9,8%) и в итоге превратится в один из ведущих центров международной индустрии гостеприимства. Для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран — главным источником дохода.

Масштабы финансовых поступлений в казну государства от туризма зависят от многих факторов, в том числе от экономического и социального положения потенциальных потребителей туристских услуг, совокупности природных богатств страны (региона), объектов культурноисторического наследия, а также методов экономической деятельности, используемых для организации системы туризма. По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг в целом, и прежде всего туристских услуг, будет возрастать. Повышенный спрос на туристские услуги по сравнению со спросом на чисто материальные блага не может не найти отражения в стоимости этих услуг и соответс-

© О.Г. Ултургашева, 2011

%

^ твенно в стоимости этих ресурсов. Не случайно во многих странах со

смешанной и развитой экономикой норма прибыли в сфере рекреации и туризма выше, чем в земледелии и добывающих отраслях.

Технический прогресс, рост уровня жизни и появление у населения ^ большего количества свободного времени создают предпосылки для мас-

5^ штабного развития индустрии туризма, в то время как непрерывный про-

цесс урбанизации, динамика и интенсивность современной жизни обусловливают постоянный рост рекреационных потребностей населения. Туризм, являясь отраслью экономики, аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона. Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие сектора экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Это позволяет государству решить вопрос

о пополнении доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней. Однако в России вклад в ВВП от туризма составляет всего 1%, несмотря на то что наша страна обладает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом, с помощью которого реально развивать различные виды туризма: экологический, оздоровительный, экстремальный, бизнес-туризм, морские и речные круизы и т.д.

Создание на территориях туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов.

Особые экономические зоны являются одной из наиболее эффективных и перспективных форм международного сотрудничества, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала любого государства. В мировом сообществе эта форма хозяйствования за последние десятилетия получила широкое распростра-; нение. Особые экономические зоны создаются государством с учетом его

экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве ой § перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих

^1 хорошими предпосылками для образования центров роста.

^ | Появление свободных (особых) экономических зон в России приезд 1 шлось на середину 1990-х гг. Основными являлись учрежденные в

в1994 г. зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и зона | льготного налогообложения в Республике Калмыкия.

| Ситуация изменилась с принятием федерального закона «Об осо-

йо I бых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.

к®3 № 116-ФЗ, который закрепил их правовое определение. В соответствии

с законом особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

1^ На территории Российской Федерации могут создаваться особые эко-

номические зоны трех типов: промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие и туристско-рекреацион-

Нные особые экономические зоны.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом для развития наукоемких

н

о

%

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§| ь Е

« ¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, развития туризма.

С 9 июля 2006 г. вступили в действие два федеральных закона — № 76-ФЗ и № 75-ФЗ от 3 июня 2006 г. Закон № 76-ФЗ дополнил положения федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» изменениями: введен новый вид ОЭЗ — туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ. Закон № 75-ФЗ дополнил некоторые главы НК РФ, установив налоговые льготы для резидентов таких ОЭЗ.

Данным федеральным законом внесены поправки, определяющие порядок создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В течение летних месяцев вышел ряд подзаконных актов, которые устанавливают критерии оценки целесообразности и эффективности создания туристско-рекреационных зон, дополнительные требования к заявке на их создание и т.д.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Стать резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ могут индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий). Для этого необходимо зарегистрироваться на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключить с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Управлением ОЭЗ занимаются Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы. Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 закона № 116-ФЗ). Какой-либо иной деятельностью резиденты ОЭЗ заниматься не вправе. Кроме того, им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.

В политике экономического развития России создание особых экономических зон рассматривается как перспективный инструмент для решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития.

История ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Российской Федерации началась с 2007 г., когда постановлением Правительства России

%

^ было создано семь особых экономических зон туристско-рекреацион-

ного типа:

- в Краснодарском крае — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70;

_ . - в Ставропольском крае — постановление Правительства России

5^ от 3 февраля 2007 г. № 71;

- в Иркутской области — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в Республике Бурятия — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68;

- «Алтайская долина» в Республике Алтай — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67;

- «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69;

- в Калининградской области — постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 73.

Широкомасштабное привлечение инвестиций в экономику российских регионов посредством создания ОЭЗ способствовало решению таких задач, как обновление технологической производственной базы, модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала России, передовых форм и методов организации производства, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры и др. Таким образом, рассматриваемые федеральные законы создают правовые основы для улучшения инвестиционного климата и имеют важное значение для тех российских регионов, которые обладают природно-рекреационным, культурным, этнографическим потенциалом. Однако и администрации субъектов Федерации должны быть заинтересованы в развитии туризма. Развитие этой отрасли должно являться одним из приоритетных направлений социально-экономического развития регионов.

В стратегии развития туристской индустрии на территории Респуб-; лики Хакасия в качестве важнейшего элемента отраслевой системы

рассматривается создание материальной базы туристской индустрии на ой § принципах государственно-частного партнерства с привлечением част-

ного капитала как основы инвестиционной программы и государствен-^ | ных вложений в объекты, представляющие предмет национального до-

1 стояния, и многофункциональные объекты инфраструктуры.

в Ежегодно природные и культурно-исторические достопримечатель-

§к§ ности Хакасии посещают от 50 до 100 тыс. туристов. Основываясь на

в мониторинге интересов туристов, Министерство спорта, туризма и мо-

иоэ лодежной политики Республики Хакасия разработало концепцию разка! вития туризма в Хакасии до 2020 г. Стратегический период концепции

развития туризма в регионе рассчитан на период до 2020 г.:

- Республика Хакасия включается в сеть развитых туристских цен-

23 тров России;

- создается имидж, характерный только для Республики Хакасия, достигается его узнаваемость.

К 2015 г. (долгосрочный период) намечаются стратегические цели, достижение которых возможно в указанный период, а именно:

- объекты размещения туристов и обеспечивающая инфраструктура доводятся до уровня международных стандартов;

Н- разрабатываются базовые туристические и экскурсионные маршруты (в том числе межрегиональные), они наполняются объектами туристического показа и презентуются на уровне России и зарубежья;

%

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HS5

n3i

Ен^ I

Ой"

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

« Р I

8s!

"Jo

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

- проводятся работы по ландшафтной архитектуре — восстанавливаются утерянные, создаются новые искусственные природные достопримечательности;

- формируется сеть местных сувенирных производств и народных промыслов.

До 2011 г. (краткосрочный период) осуществляется подготовка к реализации долгосрочной программы, а именно:

- формируется система управления программой;

- проводится оценка существующей инфраструктуры туризма (собственность, состояние, профиль объектов, ориентированность на группы населения по интересам и по доходам, наличие «пробелов» в инфраструктуре);

- выделяются и нормативно защищаются территории, используемые преимущественно в интересах развития туризма (туристско-рекреационные зоны), разрабатывается комплекс мероприятий по наполнению их объектами инфраструктуры;

- формируется и популяризуется взаимосвязанная сеть событийных мероприятий культурного, спортивного, делового характера;

- разрабатывается и согласовывается межрегиональная схема развития туризма (соглашения, межрегиональные маршруты, система мероприятий и т.д.).

В настоящее время намечены приоритетные направления развития туристско-рекреационных зон:

- обеспечение благоприятных условий для отдыхающих на озерах Ширинского района;

- создание природного парка «Ивановские озера» (Орджоникидзев-ский район);

- формирование туристского комплекса на базе поселков Майна, Черемушки и горнолыжного курорта «Гладенькая»;

- развитие спортивно-туристского комплекса «Кедр» в поселке Вершина Теи Аскизского района.

Республика имеет ряд потенциальных преимуществ перед другими регионами России, которые могут составить основу для успешного развития туристской отрасли. Однако, учитывая, что на этом направлении уже имеются признанные туристские центры в Западной Европе, в Южно-Уральском регионе России развивать туризм придется в условиях конкуренции с ближними и отдаленными соседями.

Это говорит о том, что содержание стратегии и непосредственные действия по формированию туристской среды на территории Хакасии должны преследовать цель создания оригинального набора туристских продуктов исходя из возможностей, предоставленных природой, созданных человеком и всей историей развития цивилизации на территории республики.

Информация об авторе

Ултургашева Олеся Георгиевна — кандидат экономических наук, доцент, зам. директора по научной и воспитательной работе, Хакасский филиал Красноярского государственного аграрного университета, г. Абакан, e-mail: lesia17@mail.ru.

Author

Ulturgasheva Olesya Georgievna — PhD in Economics, Associate Professor, Deputy Director on Science and Discipline, Khakassiya Branch of Krasnoyarsk State Agrarian University, Abakan, e-mail: lesia17@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.