Научная статья на тему 'Перспективы развития туристского бизнеса путем становления стратегических альянсов'

Перспективы развития туристского бизнеса путем становления стратегических альянсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ССП) / ВЫЕЗДНОЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / BALANCED SCORECARD (BSC) / TOURIST BUSINESS / STRATEGIC ALLIANCE / OUTGOING AND INCOMING TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышев Дмитрий Андреевич

В статье говорится о современных тенденциях развития российской туристской отрасли, проведен анализ статистических данных индустрии туризма. В качестве одного из эффективных направлений развития туристского предприятия путем формирования стратегического альянса автор статьи предлагает рассмотреть управление туристскими предприятиями на основе сбалансированной системы показателей (ССП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for development of tourist business by establishing strategic alliances

The article says about modern trends in Russia's tourism industry, the analysis of statistical data of the tourism industry. As one of the most effective directions for development of tourism enterprises by forming a strategic alliance, the author of the article proposes to consider the management of tourist enterprises on the basis of balanced Scorecard (BSC).

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристского бизнеса путем становления стратегических альянсов»

12.14. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА ПУТЕМ СТАНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ

Чернышев Дмитрий Андреевич, соискатель, Российская Академия Предпринимательства

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье говорится о современных тенденциях развития российской туристской отрасли, проведен анализ статистических данных индустрии туризма. В качестве одного из эффективных направлений развития туристского предприятия путем формирования стратегического альянса автор статьи предлагает рассмотреть управление туристскими предприятиями на основе сбалансированной системы показателей (ССП). Ключевые слова: туристский бизнес, стратегический альянс, сбалансированная система показателей (ССП), выездной и въездной туризм

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF TOURIST BUSINESS BY ESTABLISHING STRATEGIC ALLIANCES

Chernyshev D.A., Russian Business Academy, applicant

Annotation: The article says about modern trends in Russia's tourism industry, the analysis of statistical data of the tourism industry. As one of the most effective directions for development of tourism enterprises by forming a strategic alliance, the author of the article proposes to consider the management of tourist enterprises on the basis of balanced Scorecard (BSC).

Keywords: tourist business, Strategic Alliance, Balanced Scorecard (BSC), outgoing and incoming tourism

Туристская индустрия представляет собой взаимоувязанную систему предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары1.

Статистические данные, представленные в таблице 1 и рис.12, свидетельствуют о развитии российской туристской отрасли.

В последние годы наблюдается тенденция ежегодного роста выезда российских граждан за границу (см. рис. 2), что объясняется повышенным спросом на внешний туристский продукт, обусловленный многолетним дефицитом выездного туризма в СССР.

Из рис. 2 наблюдается влияние финансового кризиса 2008 года, который привел к тому, что мировой турпо-ток в 2009 году упал на -4.3%, примерно на 40% упал объём авиаперевозок, а, в частности, убыток авиасек-

тора достиг рекордных $11 миллиардов, что привело к банкротству 40 авиакомпаний3.

Таблица 1

Количество российских туристских фирм

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число туристских фирм (на конец года) -всего 4010 5079 5842 6639 6477 6897

в том числе занимались:

турагентской деятельно- стью 2558 3523 4060 4761 4787 5238

туроператорской деятельностью 938 970 1007 1008 928 906

только продвижением туров (путевок) 189 149 174 183 164 125

только экскурсионной деятельностью - 166 251 310 308 347

иной туристской деятельностью 325 271 350 377 290 281

Рис. 1. Динамика количества российских туристских фирм в 2004-2009 гг.

Рис. 2. Динамика роста выездов российских граждан за границу с туристской целью (тысяч поездок) 4

1 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М: Герда, 2005. - С.9.

2 По данным Российского статистического ежегодника: Россий-

ский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76. М.,

2010. - 813 с.

3 Гордиец А. Мировой туризм в 2010 году вырастет на 4%. Прогноз CNN для UNWTO // Новости туризма, 15.03.2010 г. http ://www.to urprom. ru/news/8400/.

4 По данным Российского статистического ежегодника: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76 М.,

2010. - 813 с.

Бизнес в законе

3'2011

Однако на фоне стабилизации мировой экономики, которая началась в 2010 году, туристский сектор также стал показывать признаки роста. Этому способствует и отложенный спрос 2009 года: при появлении признаков стабильности потенциальные туристы решаются на покупку туров.

Негативной для российской экономики особенностью национального туризма является многократное превышение рынка выездного туризма над рынком въездного туризма (см. рис. 35).

ДВІ

□ Число поездок российских граждан за границу

□ Число поездок иностранных граждан в Россию

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Год

Рис. 3. Динамика въездных поездок в Россию иностранных граждан и выездных поездок за границу российских граждан (страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)

Решение многих основных задач, стоящих перед туристским предприятием в сложившихся условиях глобальной конкурентной борьбы, в числе которых: экономия за счет увеличения масштабов производства предлагаемых услуг, диверсификация, развитие управленческих технологий, логистики, применение новых подходов к организационным аспектам деятельности туристского предприятия, возможно, за счет интеграционного объединения предприятий в индустрии туризма. Все это делает актуальным формирование стратегических альянсов.

Бесспорно, что спрос на туристские услуги зависит от ряда факторов, в том числе от покупательской способности потребителей, т. е. наличия у населения денежных средств и желания потратить их на путешествия. Следовательно, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм как отрасли экономики и поддержания его на высоком уровне являются: увеличение свободного времени и рост благосостояния общества.

Развитие российской туристкой отрасли в ближайшей перспективе, на взгляд автора, будет зависеть, в том числе, и от способности туристских предприятий к реорганизации в рамках координации межфирменного взаимодействия работы с персоналом; к привлечению инвесторов; к организации менеджмента; к совершенству корпоративной культуры и т.п.

Очевидно, что в жесткой конкурентной борьбе в туристской отрасли приоритет будет у тех туристских предприятий, которые будут предлагать своим клиентам услуги высокого качества, что возможно при условии клиентоориентированности, высокой профессиональной подготовке персонала, применении управленческой парадигмы с преобладанием корректной иерархии с возможностью свободного принятия решений со

стороны сотрудников и отсутствием формального отношения.

Понятно, что развитие туристского бизнеса в России возможно при условии активного продвижения национального российского туристского продукта на международном рынке и формирования за рубежом образа России как страны, благоприятной для туризма.

Решение обозначенной выше проблемы недостаточной популярности российских туристических зон для иностранцев видится автору в разработке наиболее эффективной ценовой политики, в предложении более низких цен на туристические программы внутренних направлений, так как именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его неконкурентоспособным с международным. В таком контексте процесс консолидации туристских предприятий (например, организаторов туризма и авиаперевозчиков) следует рассматривать как тенденцию развития российского туристского бизнеса. Действительно, сегодня количество независимых туристских фирм неуклонно сокращается, увеличиваются темпы роста туристических сетей6.

Актуальна данная тенденция и в свете вступления России в ВТО. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020

г. число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2001 г. (с 692,6 млн. до 1,561 млрд. поездок). В своих прогнозах ВТО отводит России на 2020 г. почетное 9 место как по отправке, так и по приему туристов. Предполагается, что в России будут отмечаться самые высокие, после Китая и Гонконга, темпы роста въездного туризма - 6,7 % в год (до 47,1 млн. чел. в абсолютном исчислении), при этом опережая темпы роста выездного туризма (29,7 млн. чел. в год), в 3,5 раза7.

При проведении работы, связанной с присоединением к вТо/ГАТС и требующей серьезной подготовки, следует обратить внимание на вопрос обеспечения конкурентоспособности этого важнейшего сектора экономики.

Основные проблемы при этом будут связаны с необходимостью открытия туристского рынка для иностранных организаторов. Может показаться, что это приведет к негативным последствиям для российской туристской отрасли. В частности, крупные иностранные операторы, как, например, немецкий концерн Touristic Union International (TUI), пойдут на российский рынок с целью возмещения своих убытков в целом по миру, представляя на нем более качественные и менее дорогие туристские услуги по всем дестинациям.

Понятно, что российские туроператоры, ориентированные, прежде всего, на выездной туризм, будут вынуждены, не выдержав конкуренции, уйти с рынка или превратиться в их младших партнеров или агентов.

Поэтому привлечение иностранных операторов на определенных условиях позволит инвестировать в развитие инфраструктуры туризма в России, без чего национального туризма как сложнейшего межотраслевого комплекса существовать не может по определению. В данном случае формирование стратегических альянсов может послужить стимулом для привлечения клиентов (туристов) этих операторов в Россию.

5 По данным Российского статистического ежегодника: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76 М.,

2010. - 813 с.

6 Тенденция развития туристического бизнеса в России // http://www.3vozrast.ru/article/travel/marshrut/919/.

Соммерсби Стенли. ВТО и туристический бизнес в России // Корпоративный бизнес-блок, 15.07.2007 г.

http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html.

25000

20000

10000

5000

Необходимо разработать систему продвижения национального туристского продукта через зарубежные представительства по туризму, что подчеркивает также значимость участия российских туристских предприятий в стратегических альянсах.

Одним из эффективных путей формирования стратегического альянса в индустрии туризма, на взгляд автора статьи, является управление туристскими предприятиями на основе сбалансированной системы показателей (ССП), которая обеспечит возможность одновременного развития партнеров по альянсу, позволит четко сформулировать стратегию, контролировать ее реализацию и изменить привычные подходы и внутренние установки сотрудников.

Методология ССП позволит менеджменту туристского предприятия сформулировать взвешенный набор монетарных и немонетарных показателей для достижения управленческих целей и увязать показатели в денежном выражении с операционными измерителями таких аспектов деятельности предприятия, как: удовлетворенность клиентов, хозяйственные процессы, инновационная активность, мероприятия по улучшению финансовых результатов.

Список литературы:

1. Гордиец А. Мировой туризм в 2010 году вырастет на 4 %. Прогноз CNN для UNWTO // Новости туризма, 15.03.2010 г. http://www.tourprom.ru/news/8400/.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М: Герда, 2005. - С. 9.

3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76. М., 2010. - 813 с.

4. Соммерсби Стенли. ВТО и туристический бизнес в России // Корпоративный бизнес-блок, 15.07.2007 г. http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html.

5. Тенденция развития туристического бизнеса в России // http://www.3vozrast.ru/article/travel/marshrut/919/.

Reference list:

1. Gordiets A. World tourism in 2010 will grow by 4%. Forecast for CNN UNWTO / / Tourism News, 3/15/2010, the http://www. tourprom.ru/news/8400/.

2. Zorin, IV, quarterly, VA Tourism as an activity. M: Gerd, 2005. - S. 9.

3. Russian Statistical Yearbook. 2010: Stat.sb. / Rosstat. R76. M., 2010. - 813 sec.

4. Sommersby Stanley. WTO and the tourist business in Russia / / Corporate business unit, 15.07.2007, the http://www.djoen.ru /notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html.

5. The tendency of development of tourist business in Russia / / http://www.3vozrast.ru/article/travel/marshrut/919/.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье «Перспективы развития туристского бизнеса путем становления стратегических альянсов» автор констатирует, что негативной для российской экономики особенностью национального туризма является многократное превышение рынка выездного туризма над рынком въездного туризма.

Решение обозначенной проблемы Чернышеву Д.А. видится в недостаточной популярности российских туристических зон для иностранцев, в разработке наиболее эффективной ценовой политики, в предложении более низких цен на туристические программы внутренних направлений, так как именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его неконкурентоспособным с международным.

Одним из эффективных путей формирования стратегического альянса в индустрии туризма, на взгляд автора статьи, является управление туристскими предприятиями на основе сбалансированной системы показателей (ССП), которая обеспечит возможность одновременного развития партнеров по альянсу, позволит четко сформулировать стратегию, контролировать ее реализацию и изменить привычные подходы и внутренние установки сотрудников.

Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»

д.э.н. Е.В. Акулова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.