Научная статья на тему 'Перспективы развития транспортной инфраструктуры Приморского края'

Перспективы развития транспортной инфраструктуры Приморского края Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
983
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коптяева Ксения Борисовна, Король Алина Николаевна

Транспортная инфраструктура является «кровеносной системой» экономики любой страны. Наличие развитой инфраструктуры морских портов, аэропортов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог дает возможность налаживать отношения с соседними государствами, привлекать иностранные инвестиции, а также создает благоприятные условия для жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution perspective of the transport infrastructure of Primorsky Region

Transport infrastructure is “blood system” of economic any country. Well-developed infrastructure of maritime port, airports, railway lines and automobile road enables patches up relations with neighboring countries, mobilizes foreign investments and makes favorable conditions for citizen.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития транспортной инфраструктуры Приморского края»

УДК 338.47

К. Б. Коптяева1, А. Н. Король2

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Транспортная инфраструктура является «кровеносной системой» экономики любой страны. Наличие развитой инфраструктуры морских портов, аэропортов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог дает возможность налаживать отношения с соседними государствами, привлекать иностранные инвестиции, а также создает благоприятные условия для жителей.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, эффективность инвестирования транспортной инфраструктуры.

В современном мире экономическая интервенция принимает глобальный характер. Налаживание выгодных внешнеэкономических торговых отношений во многом определяется степенью развитости транспортной инфраструктуры. При этом большое значение имеет не только существующая транспортная инфраструктура, но и перспективность дальнейшего ее развития. В этом отношении Приморский край обладает рядом преимуществ, имея выгодное географическое и геополитическое расположение.

Учитывая перспективность экономического и социального развития Приморья, на международном уровне принято решение провести Саммит АТЭС в крае.

В рамках подготовки к проведению Саммита в Приморье предполагается строительство следующих объектов:

1. Реконструкция аэропорта «Владивосток», которая включает в себя строительство нового аэровокзального комплекса, международного терминала и реконструкцию аэродромной инфраструктуры.

2. Реконструкция и строительство автодорог региона: строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог на автомагистрали, связываю-

1 © Ксения Борисовна Коптяева, преподаватель лицея при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, г Владивосток, Приморский край, 690000, Россия, E-mail:81_zebra@mail.ru.

2 © Алина Николаевна Король, аспирантка ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», ул. Светланская 25, г. Владивосток, Приморский край, 690000, Россия, E-mail: korol_an8@mail.ru.

щей федеральную автомобильную дорогу М-60 Хабаровск - Владивосток с островом Русский; строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный; строительство автомобильной дороги пос. Новый -полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководной эстакадой; реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - федеральная автомобильная дорога, связывающая Хабаровск и Владивосток; работы по развитию улично-дорожной сети о. Русский.

3. Строительство и реконструкция портовых терминалов, а именно: возведение грузового терминала для обеспечения объектов саммита АТЭС-2012 на мысе Поспелова; реконструкция причалов Владивостокского морского порта.

4. Возведение объектов так называемого конференц-центра, включающего строительство гостиниц на материковой части города и возведение Театра оперы и балета.

5. Реконструкция и развитие системы коммунальной инфраструктуры: водоснабжение города, очистные и канализационные сооружения, рекультивация полигона твердых бытовых отходов.

6. Строительство и реконструкция объектов тепло- и энергоснабжения.

7. Строительство Дальневосточного федерального университета [1].

8. Возведение перечисленных объектов транспортной инфраструктуры, несомненно, окажет влияние на социальную и экономическую сферы жизни Приморья. При этом необходимо отметить, что эффект от самого процесса строительства и от объектов после их введения в эксплуатацию может быть как положительным, так и отрицательным.

К положительным экономическим эффектам можно отнести:

- создание новых рабочих мест;

- увеличение занятости населения;

- привлечение иностранных партнеров;

- толчок в развитии предпринимательства в регионе;

- возможное строительство платных скоростных автотрасс на возводимых мостах, что в свою очередь обеспечит пополнение казны региона и создание дополнительного фонда, необходимого для содержания объектов транспортной инфраструктуры;

- повышение международного интереса к Приморскому краю как к новому перспективному рынку сбыта;

- возможность введения новых видов государственных пошлин/налогов для иностранных граждан, въезжающих на территорию Приморского края в качестве дополнительного вливания в бюджет края.

Кроме того, немаловажное значение имеют социальные эффекты, которые во многом определяют успешность использования объектов Саммита.

К положительным социальным эффектам можно отнести:

- снижение напряженности в части безработицы за счет создания новых рабочих мест;

- комфорт для жителей (рост пропускной способности дорог);

- спад иммиграционных процессов в регионе, в т.ч. отток высококвалифицированных специалистов;

- увеличение числа международных корпораций на территории региона;

- развитие международных социально-культурных центров различного класса, позволяющих населению региона ознакомиться с менталитетом стран АТР (языковое обучение, изучение культурных ценностей и т.д.);

- возможное достижение договоренности об упрощении системы паспортно-визового контроля между Россией и странами АТР.

Наряду с положительными эффектами возможно возникновение и отрицательного экономического и социального эффектов.

Из отрицательных экономических эффектов можно выделить:

- выкуп жилья у граждан по стоимости ниже рыночной и неполноценный размен жилья;

- из-за сжатых сроков и быстрого строительства возможно несоблюдение техрегламента при строительстве объектов, влекущее дополнительные экономические затраты (необходимость перестройки, восстановления объектов дорожно-транспортного строительства).

К отрицательным социальным эффектам можно отнести:

- социальные потери вследствие нарушения техрегламента и техники безопасности строительства (гибель как рабочих на строящихся объектах, так и других граждан на объектах, сданных в эксплуатацию). В качестве примера можно привести неоднократное обрушение виадука в районе весового контроля на въезде во Владивосток, повлекшее гибель людей;

- ухудшение экологической обстановки в районах возведения мостов и транспортных развязок из-за нарушение границ природоохранных зон в санаторно-курортных районах, таких, как район Седанкинского водохранилища, станций Санаторная и Садгород.

На данный момент Приморский край находится в инвестиционной фазе строительства объектов к Саммиту АТЭС 2012. В случае отсутствия в финансовом плане статьи расходов на форс-мажорные обстоятельства краевой бюджет может оказаться в большом дефиците. Следовательно,

начнется стагнация, сокращение рабочих мест, безработица, потеря авторитета власти в регионе, отток жителей и т.д.

По нашему мнению, на сегодняшний день нет достаточного жесткого контроля за продвижением строительства объектов Саммита АТЭС. В связи с чем идет расхождение в сроках возведения объектов между плановыми и фактическими. Как следствие, сроки сдачи объектов могут быть нарушены и передвинуты на более поздний срок, что также повлечет недоверие населения края и Правительства РФ к представителям региональной власти.

Мы считаем, что для предотвращения подобного варианта развития событий необходимо:

- ввести мониторинг возведения объектов незавершенного строительства объектов Саммита АТЭС 2012 (как в дорожно-транспортной сфере, так и в сфере жилого и нежилого строительства) на еженедельной основе;

- организовать более тесное взаимодействие с экологами региона на предмет постоянного мониторинга экологической ситуации в регионе.

Таким образом, транспортная инфраструктура является одним инструментов улучшения экономического состояния региона, дает возможность регулировать отдельные проблемы социальной сферы (увеличение занятости населения, улучшение качества жизни и т.п.). Строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках проводимого Саммита является толчком для развития внешнеэкономических торгово-рыночных отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Создаются все условия для процветания социально-экономической жизни Приморского края.

1. Официальный сайт администрации Приморского края http://apec.primorsky.ru/apec-objects.html.

2. «Российская газета» - Спецвыпуск № 216 (5040) от 18.11.2009 г. Доступно на ЦКЬ: http://apec.primorsky.ru/information/ all_about_apec/ smi-o-sammite/printed/369.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.