Научная статья на тему 'Дальний Восток России: реализация программных мероприятий в 2010 г'

Дальний Восток России: реализация программных мероприятий в 2010 г Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПОДПРОГРАММА / КОРРЕКТИВЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ / САММИТ АТЭС / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЗАБАЙКАЛЬЕ / ВЛАДИВОСТОК / PROGRAM / SUBPROGRAM / ADJUSTMENTS / FINANCING / FACILITIES / SUMMIT APEC / RUSSIAN FAR EAST / TRANS-BAILKAL / VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прокапало Ольга Михайловна

Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.» приведены результаты ее выполнения в 2010 г. Рассмотрены коррективы финансовых ресурсов, их территориальная структура, реализация программных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов транспортной системы, энергетического комплекса, социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Прокапало Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As part of monitoring the implementation of the Federal Target Program «Economic and Social Development of the Far East and Trans-Baikal Region until 2013» the results of its implementation in 2010 are given. Considered are adjustments of financial resources, their territorial distribution, implementation of program activities on the construction, reconstruction and modernization of facilities of the transport system, power sector, and social infrastructure.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток России: реализация программных мероприятий в 2010 г»

Пространственная Экономика 2011. № 1. С. 152-165

УДК 338.26(571.6) О. М. Прокапало

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В 2010 г.1

В рамках мониторинга реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.» приведены результаты ее выполнения в 2010 г. Рассмотрены коррективы финансовых ресурсов, их территориальная структура, реализация программных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов транспортной системы, энергетического комплекса, социальной инфраструктуры.

Программа, подпрограмма, коррективы, финансирование, объекты, саммит АТЭС, Дальний Восток, Забайкалье, Владивосток.

На Дальнем Востоке России в течение длительного периода времени реализуется Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (далее — Программа). В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации горизонт планирования Программы ограничивался 2005 г. [30].

Сложившиеся к 2001 г. изменения экономической и политической ситуации, характеризуемые прекращением затяжного спада производства, началом формирования новой стратегии геополитического развития России, в которой существенную роль стали играть интересы стран Северо-Восточной

© Прокапало О. М., 2011

1 При подготовке статьи использованы справочные материалы Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье».

Статья подготовлена при поддержке проектов: № 09-1-П24-01, № 09-11-У0-10-001, № 09-1-00Н-01.

Азии, определили необходимость корректировки программы. В марте 2002 г. была утверждена новая редакция Программы и горизонт планирования увеличен до 2010 г. [27].

В декабре 2006 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации было принято решение об очередной корректировке Программы, вызванное опять формированием новой геополитической стратегии развития государства. В ноябре 2007 г. новая версия Программы была утверждена и горизонт планирования увеличен до 2013 г. [23]. В рамках этой Программы была утверждена подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», направленная на создание современной инфраструктуры для проведения крупных международных мероприятий, в том числе саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в 2012 г.

Целевой функцией Программы является формирование инфраструктуры и создание благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики регионов Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по закреплению населения; снятия инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне; реализации ряда проектов развития инженерных коммуникаций и социальной сферы.

В 2008—2009 гг. в программный документ вносились изменения, которые в основным были связаны с уточнением наименований министерств и ведомств, задействованных в реализации Программы, вызванные структурными преобразованиями; изменением состава государственных заказчиков; корректировкой объема финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию программных мероприятий.

В 2010 г. были внесены очередные коррективы в Программу [24]. С учетом последних изменений общий объем финансирования Программы (включая подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе») на период реализации Программы 2008—2013 гг. составляет 1038,6 млрд руб. Структура программных инвестиций, по сравнению с первоначальной версией Программы, претерпела изменения в сторону увеличения доли внебюджетных средств, тем не менее приоритет бюджетного финансирования сохраняется и в настоящее время (табл. 1).

Таблица 1

Структура инвестиций по источникам финансирования по Программе (включая подпрограмму) с учетом вносимых изменений в 2008—2010 гг., %

Версия Программы Объем, млрд руб. Средства бюджетов всех уровней Средства внебюджетных источников

Программа в версии 2007 г.1 567,008 84,9 15,1

Программа в версии 2008 г.2 700,493 84,3 15,7

Программа в версии 2010 г.3 1038,571 56,8 43,2

Источники:1 [23], 2 [25], 3 [24].

Внесены коррективы и в подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (далее — Подпрограмма). В соответствии с последними изменениями, общий объем финансирования по Подпрограмме увеличен и составляет 662,9 млрд руб. Если в первоначальной версии Подпрограммы основной объем работ планировалось осуществить за счет бюджетных ассигнований, то с учетом последних изменений основная нагрузка по выполнению программных заданий ложится на внебюджетные источники финансирования (табл. 2).

Таблица 2

Структура инвестиций по источникам финансирования по Подпрограмме «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» с учетом вносимык изменений в 2008—2010 гг., %

Версия Подпрограммы Объем, млрд руб. Средства бюджетов всех уровней Средства внебюджетных источников

Подпрограмма в версии 2007 г.1 148,522 74,6 25,4

Подпрограмма в версии 2008 г.2 284,156 77,4 22,6

Подпрограмма в версии 2009 г.3 553,405 42,6 57,4

Подпрограмма в версии 2010 г.4 662,876 36,1 63,9

Источники:1 [23], 2 [25], 3 [26], 4 [24].

В соответствии с новой редакцией Подпрограммы, список программных мероприятий расширен за счет включения новых 19 объектов: дополнительное строительство новых линий электропередачи и газопроводной системы, перевод ТЭЦ г. Владивостока на использование природного газа, мероприятия по организации интермодальных пассажирских перевозок мо маршруту г. Владивосток — аэропорт «Кневичи», строительство судостроительных верфей, строительство инженерного центра на о. Русский. С учетом принятых изменений макет Подпрограммы содержит 63 объекта.

В 2010 г. в дальневосточных субъектах РФ продолжались строительство и реконструкция объектов, предусмотренных по Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г. По предварительным данным, в 2010 г. объем финансовых средств, выделенных по Программе (включая Подпрограмму), составил около 240 млрд руб., из которых более 50% обеспечили внебюджетные источники.

Территориальная структура распределения программных финансовых средств по сравнению с 2009 г. не претерпела существенных изменений. Основной объем инвестиций направлялся в Приморский край на строительство объектов, связанных с проведением саммита АТЭС в 2012 г. Но если из общего объема программного финансирования исключить средства, выделяемые по Подпрограмме «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», то территориальная структура распределения программных инвестиций существенно изменится: немногим более 20% приходилось на объекты, реализуемые на территории Якутии, по 13—16% — на объекты, расположенные в Сахалинской, Магаданской, Амурской областях, Хабаровском крае, по 6—7% — на объекты в Еврейской автономной области, Приморском и Камчатском краях (табл. 3).

Таблица 3

Территориальное распределение программных инвестиций в 2010 г. (с учетом и без учета Подпрограммы), %

Субъект РФ Без учета Подпрограммы С учетом Подпрограммы

Республика Саха (Якутия) 21,5 2,7

Камчатский край 6,9 0,9

Приморский край 6,0 88,1

Хабаровский край 15,4 2,0

Амурская область 16,3 2,1

Магаданская область 13,9 1,8

Сахалинская область 13,6 1,7

Еврейская автономная область 5,9 0,7

Чукотский автономный округ 0,5 0,1

В соответствии с целевыми ориентирами Программы в 2010 г. продолжалась работа по строительству, реконструкции и модернизации объектов транспортной системы и регионального энергетического комплекса, социальной инфраструктуры.

В Республике Саха (Якутия) в 2010 г. продолжалась реализация приоритетных и высокозатратных инвестиционных проектов по строительству вы-

соковольтных линий электропередачи Нерюнгринская ГРЭС— Нижний Ку-ранах — Томмот — Майя и Сунтар — Олекминск, на которые приходилось более 80% региональных программных финансовых ресурсов. В текущем году были завершены работы и поставлена под напряжение вторая линия электропередачи 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС — Нижний Куранах протяженностью более 270 км, строительство которой было начато в первом квартале 2009 г. Ввод в работу новой линии позволил повысить надежность электроснабжения потребителей ряда районов Республики (Саха) Якутия, а также крупных золотодобывающих предприятий и объектов нефтепровод-ной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) [12; 5, с. 6]. Также в 2010 г. поставлена под напряжение линия электропередачи 220 кВ Сунтар — Олекминск протяженностью 273 км. Завершение этого объекта является знаковым не только для энергетики, но и для мегапроектов, реализуемых на данной территории. Окончание строительства высоковольтной магистрали позволяет вывести в резерв неэффективную дизельную электростанцию в Олекминске за счет подключения к энергоснабжению от каскада Вилюйских ГЭС, а также обеспечить электроэнергией нефтеперекачивающую станцию 14-го трубопровода ВСТО, которая предназначена для снижения давления на подводном участке ВСТО и является одним из важнейших объектов сопутствующей инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия), необходимых для стабильного функционирования нефтепровода [11].

Для формирования единой системы и обеспечения устойчивого газоснабжения предприятий и жилого комплекса на территории Дальнего Востока продолжались работы по строительству магистральных газопроводов, предусмотренных Программой.

Завершены работы по строительству третьей нитки магистрального газопровода Средневилюйское ГКМ — Мастах — Берге — Якутск, что позволило осуществить перевод на газ ряда котельных и производственных объектов сельского хозяйства, провести газификацию населенных пунктов, расположенных по трассе газопровода.

В Камчатском крае осенью 2010 г. введен в эксплуатацию магистральный газопровод Соболево — Петропавловск-Камчатский протяженностью около 400 км с объемом перекачки 750 млн м3 газа в год [14; 38, с. 60—61]. Реализация проекта по газификации Камчатского края позволит отказаться от привозного дорогостоящего мазута, снизить энерготарифы, повысить энергетическую безопасность.

Одним из приоритетных проектов энергетики Магаданской области, связанных с надежным энергоснабжением предприятий в связи с интенсивным развитием горно- и золотодобывающей промышленности, является строительство Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 69 МВт. В 2010 г. было

освоено более 3 млрд руб., или более 80% общеобластного объема финансирования по Программе. В соответствии с графиком работ, первый агрегат строящейся Усть-Среднеканской ГЭС планируется запустить в 2012 г., что позволит не только обеспечить возрастающие объемы потребления на предприятиях горной промышленности, но и перевести значительную часть жилого фонда области на электропотребление, отказавшись от дорогостоящего привозного топлива [28].

В 2010 г. были начаты подготовительные работы по строительству высоковольтных линий электропередачи, идущих от Усть-Среднеканской ГЭС до населенных пунктов Дукат, Палатка, Сокол, что позволит обеспечить надежное электроснабжение предприятий и жителей южных районов области и г. Магадана.

Одним из перспективных проектов Программы модернизации энергетики Сахалинской области является строительство 4-го энергоблока ЮжноСахалинской ТЭЦ-1, который будет работать на природном газе. Строительство нового энергетического объекта, которое началось осенью 2010 г., даст возможность сахалинской энергосистеме получить 139 МВт резервной генерирующей мощности. Одновременно со строительством нового энергоблока идут работы по модернизации станции и переводу на газ существующих энергоблоков Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, которые планируется завершить к началу 2013 г. Модернизация электростанции позволит обеспечить стабильность работы сахалинской энергосистемы, снять проблему дефицита энергомощностей, улучшить экологическую ситуацию [15; 19].

В Амурской области реализуется проект по строительству высоковольтной линии 500 кВ Зейская ГЭС — Амурская — государственная граница, который будет способствовать экспорту электроэнергии из России в Китай. В 2010 г. основной объем работ проводился на участке Амурская — Хэйхэ, который является первым этапом строительства энергомоста от Зейской ГЭС до государственной границы с КНР общей протяженностью более 510 км. Реализация проекта осуществляется в рамках соглашения между ОАО РАО «ЕЭС России» и Государственной электросетевой корпорацией Китая. Строительство энергомоста планируется завершить к 2013 г., что позволит повысить надежность электроснабжения потребителей в Амурской области, создаст возможность подключения новых потребителей, в том числе осуществлять экспорт электроэнергии в КНР [37].

В Камчатском крае в конце 2010 г. была введена в эксплуатацию новая гидроэлектростанция в каскаде ГЭС на р. Толмачева. Проект включает строительство трех малых электростанций общей установленной мощностью 45,2 МВт, в том числе ГЭС-1 установленной мощностью 2 МВт (введена в 1999 г.), ГЭС-2 — 24,8 МВт, ГЭС-3 — 18,4 МВт (введена в 2001 г.). Проектная

выработка электроэнергии всего каскада составляет 160,9 млн кВт.ч (около 15% от всей потребляемой электроэнергии в Камчатском крае). Ввод новой станции каскада ГЭС на р. Толмачева является реализацией очередного этапа стратегии развития энергетики Камчатского края, а также важным шагом к уходу от зависимости энергетики региона от завозного топлива.

В Программе предусмотрено дальнейшее финансирование строительства каскада ГЭС на р. Толмачева. Планируется строительство ГЭС-4, с вводом в эксплуатацию которой проектная выработка электроэнергии всего каскада в год составит 200 млн кВт.ч [20; 21].

Перспективы развития территорий Дальнего Востока невозможны без надежной и высокоэффективной транспортной системы, поскольку формирование современного транспортного комплекса является важным для социально-экономического развития Дальнего Востока и его интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому в 2010 г. были продолжены строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения.

В рамках реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции участка железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (Хабаровский край) продолжались работы на строительстве нового Кузнецовского тоннеля. К концу 2010 г. пройдено более 2500 м при общей протяженности тоннеля 3890 м. Реализацию проекта планируют завершить в 2013 г. Прокладка тоннеля со строительством железнодорожных подходов к нему позволит устранить серьезные ограничения пропускной способности в направлении портов Ванино и Советская Гавань и к 2016 г. увеличить объемы грузоперевозок через Ванино-Совгаванский транспортный узел до 29,7 млн тонн в год против 12 млн тонн в год в настоящее время [22].

Продолжались работы и на строительстве автодороги Хабаровск — Ли-дога — Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре (Хабаровский край), которая имеет важное стратегическое и экономическое значение не только для развития экономики края, но и соседних регионов. Автомобильная дорога общей протяженностью 330 км после ее завершения обеспечит транспортный выход с федеральных автомагистралей Чита — Хабаровск («Амур»), Хабаровск — Владивосток («Уссури») и строящейся дороги Хабаровск — Находка («Восток») к морским международным портам Ванино и Советская Гавань. В 2010 г. было завершено строительство еще одного участка дороги [7].

Продолжались работы и на другом важном для развития экономики края объекте — автодороге Селихино — Николаевск-на-Амуре, которая связывает практически все населенные пункты, расположенные по правому берегу Амура, от г. Комсомольска-на-Амуре до г. Николаевска-на-Амуре. Строи-

тельство автодороги расширяет транспортную доступность для жителей северных территорий Хабаровского края, поскольку традиционными видами транспорта для этих территорий в течение длительного периода времени был лишь авиационный и водный.

В Магаданской области продолжались работы по реконструкции автомобильной дороги Палатка — Кулу — Нексикан, которая должна обеспечить доступ к месторождениям драгоценных и цветных металлов, расположенным в Яно-Колымской золоторудной провинции.

В Камчатском крае в 2010 г. на развитие транспортной инфраструктуры было направлено более 80% общекраевых программных средств, которые были инвестированы в реконструкцию автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский — Мильково (укладка асфальтобетонного покрытия), строительство зимнего варианта дороги Анавгай — Палана, реконструкцию объектов федеральной собственности в аэропорту Петропавловск-Камчатский. В 2010 г. был сдан в эксплуатацию участок автозимника продленного действия Анавгай — Палана протяженностью 67 км. В 2011 г. продолжится строительство участка 350—415 км и начнется строительство нового участка 308—350 км. По оценкам специалистов, объем финансирования в 2011 г. составит 224,3 млн руб. [17].

Программой предусмотрены также строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, которые были продолжены в 2010 г.

Так, в перечень программных проектов, реализуемых в Хабаровском крае, включено освоение Тунгусского месторождения для снабжения питьевой водой жителей г. Хабаровска, которые в настоящее время для своих нужд используют воду низкого качества из Амура и Уссури. В 2010 г. на строительство водовода выделено более 1,5 млрд руб., а в целом стоимость проекта оценивается в 7 млрд руб. По оценкам специалистов, ввод первой очереди Тунгусского водозабора с пропускной способностью 25 тыс. м3 воды в сутки планируется осуществить в 2011 г., а к 2013 г. объемы подачи воды увеличить до 105 тыс. м3 в сутки [32, с. 7].

В Сахалинской области продолжались работы по реконструкции и расширению областного онкологического диспансера на 110 коек (г. Южно-Сахалинск), в Хабаровском крае продолжалось строительство больничного корпуса Краевой клинической больницы № 2 (г. Хабаровск), в Амурской области завершено строительство детской поликлиники на 450 посещений в день (г. Белогорск), введен в эксплуатацию новый лечебно-диагностический корпус в районной больнице (с. Ивановка).

Как было отмечено выше, в 2010 г. основные программные ресурсы (210 млрд руб.) были направлены на строительство объектов, предусмо-

тренных Подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». В 2010 г. в стадии строительно-монтажных работ находилось 34 объекта, в стадии проектно-изыскательских работ — 15 объектов, в стадии выполненных строительно-монтажных работ — 2 объекта, в стадии предпроектных работ — 9 объектов, в стадии изменения местоположения и структуры — 3 объекта [34].

Одним из основных мероприятий Подпрограммы является строительство магистрального газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, которое направлено на развитие газоснабжения и газификации территорий Дальнего Востока. Общая протяженность газопровода по территории Приморского края составляет 575,7 км. В настоящее время сварено в нитку 470 км трубы, из них 392 км уложено в траншею. Завершение строительных работ запланировано на IV квартал 2011 г.

Одновременно с магистральным ведется строительство ветки газопровода от газораспределительной станции во Владивостоке до о. Русский. Готовность этого участка газопровода составляет более 50%. Из 34 км трассы сварено в нитку 25 км, 20 —засыпано в траншеи. На его строительстве занято более 200 человек, 70 единиц тяжелой техники. Также продолжались работы по прокладке дюкеров под дном пролива Босфор Восточный, по которым сахалинский газ будет транспортироваться на о. Русский. Пробурена пилотная скважина и ведутся работы по расширению ее диаметра до 800 мм, бурится резервная скважина. При этом используется уникальный метод наклонно направленного бурения. Владивостокская ТЭЦ-2 и объекты саммита АТЭС, расположенные на о. Русский, станут первыми потребителями газа в Приморье. Реализация проекта по газификации Приморского края позволит перевести на использование газа объекты коммунальной энергетики и местные промышленные предприятия, тем самым снизив уровень вредных выбросов в атмосферу. В перспективе планируется также создать завод по производству сжиженного газа и газохимический комбинат [6; 35].

В рамках Подпрограммы запланирована реализация мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры г. Владивостока, в том числе строительство объектов водоснабжения. В конце 2010 г. был сдан в эксплуатацию новый водовод, благодаря которому из подземных источников ежедневно во Владивосток будет подаваться 120 тыс. м3 воды, увеличив тем самым подачу воды в город на 30%. На проектирование и строительство водовода затрачено 1,9 млрд руб. из федерального бюджета. С вводом нового водовода решен вопрос стабильного водоснабжения предприятий и жителей города, а также строящихся на о. Русский объектов для проведения саммита АТЭС. В начале 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию очистные сооружения, которые

позволят прекратить сброс неочищенных сточных вод в залив Петра Великого и улучшить экологию региона [33].

Одним из масштабных объектов является новая автодорога Новый — п-ов Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл с низководным мостом-эстакадой. Трасса пройдет в обход санаторно-курортной и рекреационной зон п-ова Муравьева-Амурского и позволит в несколько раз быстрее добираться из города до аэропорта Владивостока. Низководный мост-эстакада через Амурский залив длиной 4368 м, с четырехполосным движением, высотой над уровнем моря 6 м, является уникальным сооружением и по конструктивным особенностям, и по сжатым срокам строительства, и по непростым погодным условиям в акватории морского залива. В соответствии с технологией проведения работ сооружение моста ведется с обоих берегов, и стыковку технологических комплексов планируется завершить к середине 2011 г. [2; 8].

Еще одним уникальным проектом является строительство мостов через бухту Золотой Рог и на о. Русский через пролив Босфор Восточный.

Строительство моста через бухту Золотой Рог имеет важное социальное и градостроительное значение в связи с тем, что позволит открыть прямое сообщение между двумя районами города (центральной части и мысом Чурки-на), создать равные условия для проживания, снизить транспортные издержки, улучшить экологическую ситуацию. Длина мостового перехода превысит 2 км, высота над зеркалом воды — 64 м. Работы ведутся в круглосуточном режиме, и, в соответствии с графиком, планируется полностью завершить строительство моста и ввести его в эксплуатацию осенью 2011 г. [31].

Продолжалось строительство и моста через пролив Босфор Восточный, который, по оценкам специалистов, будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире. Всего мост над проливом Босфор Восточный будут держать 168 вант длиной от 135 до 580 м. Их общая протяженность составит около 55 км, а расчетный срок эксплуатации — не менее 100 лет. Самый длинный в мире вантовый пролет протяженностью 1104 м протянется между двумя пи-лонными опорами высотой в 320 м, которые также станут самыми высокими подобными сооружениями в мире. В настоящее время выполнено около 60% всего объема работ, на проектную отметку выведена 31 опора из 33. Ведутся работы по монтажу конструкций, из которых будут собирать центральный пролет моста. Параллельно по обе стороны пролива продолжается сооружение пилонов, стойки которых уже выведены на отметку 140 м над уровнем моря. Окончание строительства моста намечено на конец 2011 г. [36].

В 2010 г. продолжались строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта «Владивосток» (Кневичи), которые проводятся в соответствии с графиком. В конце года были завершены работы по рекон-

струкции взлетно-посадочной полосы, предусматривающие ее удлинение с 2,5 до 3,5 км и смену покрытия, что дает возможность принимать широкофюзеляжные самолеты типа аэробус А-330 и «Боинг-747» без ограничений. По графику продолжались работы и на строительстве нового международного пассажирского терминала ориентировочной площадью 50 тыс. м2 и пропускной способностью 3,5 млн пассажиров в год. Открытие терминала запланировано на конец 2011 г. [1].

Одним из показательных объектов является строительство Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), здания которого первоначально будут оборудованы для проведения саммита АТЭС в 2012 г. В 2010 г. построены все 11 гостиничных корпусов, пять из которых предназначены для проживания президентов и глав правительственных делегаций стран-участниц саммита АТЭС. В течение года были проведены работы по остеклению, утеплению, подводу коммуникаций, внешнему благоустройству территории. В пяти корпусах класса «VIP» ведутся дизайн-работы по отделке президентских номеров, в оформлении которых будут использованы элементы национального колорита. Завершен монтаж металлоконструкций конференц-центра и пресс-центра, в которых пройдут основные мероприятия саммита АТЭС. В соответствии с графиком ведутся работы по остеклению корпусов витражными конструкциями и наружной отделке фасадов. На строительстве объектов ДВФУ и конференц-центра задействовано более 9 тыс. человек, а к середине 2011 г. ожидается увеличение числа работающих еще на 6 тыс. человек [9; 10; 18].

Велись работы и на объектах сопутствующей инфраструктуры: началась опытная эксплуатация грузового терминала на о. Русский, введены в эксплуатацию две мини-ТЭЦ для нужд строительства федерального университета, завершено строительство двух малоэтажных домов на о. Русский для жителей острова, попавших под переселение.

В целях создания культурного центра, развития оперного и балетного искусства, повышения туристической привлекательности Приморья в рамках Подпрограммы запланировано строительство театра оперы и балета в г. Владивостоке, возведение которого началось в 2010 г. При проектировании в качестве образца был выбран оперный театр в г. Коян (Республика Корея) — один из самых современных театров в мире. В театре будут большой и малый залы, рассчитанные на 1500 и 300 мест соответственно. Предусмотрены подземная парковка, ресторан. Техническое оснащение театра в г. Владивостоке, звуковое и световое оборудование, механизация сцены позволят создавать сложные оперные и балетные постановки. Общая стоимость объекта составляет почти 2,5 млрд руб. В 2010 г. на строительство предусмотрено 308 млн руб. из федерального бюджета и 240 млн руб. из краевого бюдже-

та. Театр оперы и балета запланировано ввести в эксплуатацию к сентябрю 2012 г. [3; 13; 24].

Таким образом, проведенный мониторинг свидетельствует о том, что программные мероприятия, реализуемые на Дальнем Востоке, имеют приоритетное государственное значение. Проекты, направленные на создание надежной транспортной и энергетической инфраструктуры, призваны обеспечить доступность и эксплуатацию как дальневосточных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, так и выполнять транзитные функции по транспортировке и экспорту природных ресурсов из других регионов России. Важное общегосударственное и международное значение имеют проекты, направленные на обеспечение проведения в 2012 г. саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество».

Чтобы достичь поставленных в Программе целей, финансирование должно осуществляться по всем программным объектами и в полном объеме. Постоянная корректировка программного финансирования в сторону сокращения инвестиций по большинству программных мероприятий может привести к тому, что многие важные для территорий Дальнего Востока объекты не будут введены в эксплуатацию.

На состоявшемся в марте 2010 г. совещании в Министерстве регионального развития РФ представители министерства и руководители дальневосточных субъектов РФ в ходе обсуждения вопросов реализации «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [29] высказали мнение, что для достижения поставленных в Стратегии целей необходима разработка новой программы на период 2014—2018 гг. В программу на период 2014—2018 гг. необходимо включить новые инфраструктурные объекты для повышения благополучия и создания условий комфортной жизни на Дальнем Востоке.

Для координации действий региональных и федеральных властей под эгидой Министерства регионального развития РФ решено создать межведомственную рабочую группу по подготовке концепции программы и проекта государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2014—2018 гг. [4, с. 6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аэропорт готовится к новой жизни //Дальневосточный капитал. 2010. № 2.

2. Баранник И. Четыре километра над Амурским заливом //Дальневосточный капитал. 2010. № 12.

3. В 2012 году во Владивостоке откроют театр оперы и балета. http://www.tvkultura. ru/news.html?id=515568&cid=178.

4. Дальневосточники задумываются о новой ФЦП //Дальневосточный капитал. 2010. № 4.

5. Дальневосточный капитал. 2010. № 11.

6. Дробышева И. Строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток выполнено на 70 процентов // Российская газета. www.rg.ru.

7. Завершилось строительство еще одного участка дороги Лидога — Ванино. http://www.vostokmedia.com/n86984.html

8. Кудинов В. Дороги длиною в жизнь // Дальневосточный капитал. 2010. № 5.

9. Кузнецова А. Сделано немало, а предстоит — еще больше // Дальневосточный капитал. 2011. № 1.

10. Материалы сайта Дальневосточной дирекции Минрегиона РФ. http://ddmr.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Материалы сайта ОАО «Якутскэнерго». http://www.yakutskenergo.ru/news/ press/?id=1863.

12. Материалы сайта ООО «Инжиниринговый центр ЭНЕРГО». www.ec-energo.ru.

13. Материалы сайта. http://primamedia.ru.

14. Медведев запустит газопровод Соболево — Петропавловск-Камчатский. http://www.bfm.ru/news/2010/09/29/medvedev-zapustit-gazoprovod-sobolevo-petropavlovsk-kamchatskij.html#text.

15. Модернизация Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 идет по графику. http:// primamedia.ru/news/21.06.2010/127072/modernizatsiya-yuzhno-sahalinskoy-tets-1-idet-po-grafiku.html.

16. Мост через бухту Золотой Рог будет достроен до конца года. http://vestiregion. ru/2011/01/13/most-cherez-buxtu-zolotoj-rog-budet-dostroen-do-konca-goda.

17. На Камчатке сдан в эксплуатацию первый участок автозимника Анавгай — Палана. http://www.vostokmedia.com/_print90001.html.

18. На Русском приступили к отделке и благоустройству кампуса // Дальневосточный капитал. 2010. № 12.

19. Начато строительство 4-го «газового» энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. http://www.sakhalin.info/news/64489.

20. Новая гидроэлектростанция заработает в Усть-Большерецком районе. http:// severdv.ru/news/show/?id=46036&r.

21. Новая гидроэлектростанция пущена на Камчатке. http://www.rian.ru/ economy/20101201/302942967.html.

22. Новый Кузнецовский тоннель. http://dvzd.rzd.ru/isvp/public/ dvzd?STRUCTURE_ID=4087&layer_id=4069&refererLayerId=3307&date_ begin=&date_end=&id=Ш942.

23. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480: пост. Правительства РФ от 21.11.2007 № 801 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

24. О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 975: пост. Правительства РФ от 08.12.2010 № 1004 // Справочная правовая система Кон-сультантПлюс.

25. О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»: пост. Правительства РФ от 25.08.2008 № 644 // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс.

26. О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»: пост. Правительства РФ от 28.11.2009 № 965 // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс.

27. О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 и до 2010 года»: пост. Правительства РФ от 19.03.2002 № 169 (ред. от 21.11.2007) // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс.

28. ОАО «Усть-Среднеканская ГЭС» получит 1 млрд рублей на строительство станции. http://primamedia.ru/news/20.11.2010/140419/oao-quot-ust-srednekanskaya-ges-quot-poluchit-1-mlrd-rubley-na-stroitelstvo.html.

29. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

30. Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»: пост. Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 (ред. от 08.12.2010) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

31. Опора южной стороны моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке достигла отметки 163,91 метра. http://www.interfax-russia.ru/FarEast/photo.asp?id=207445.

32. Освоение Тунгусского месторождения продолжается //Дальневосточный капитал. 2010. № 12.

33. Первый объект саммита АТЭС: подача воды Владивостоку увеличена. http:// www.vesti.ru/doc.html?id=413399.

34. Подведены итоги работы на объектах саммита АТЭС-2012 в 2010 году // Материалы сайта Дальневосточной дирекции Минрегиона РФ. http://ddmr.ru.

35. Приморский участок газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» построен на треть. http://www.rzd-partner.ru/news/2010/07/20/356204.html.

36. Строители моста на о. Русский во Владивостоке приступили к монтажу ван-товых узлов. http://ptr-vlad.ru/news/event_of_day/41025-stroiteli-mosta-na-o.russkijj-vo-vladivostoke.html.

37. «ФСК ЕЭС» планирует во 2-м полугодии завершить строительство ЛЭП 500 кВ для выдачи мощности э/источников Амурской области в КНР. http://www. bigpowernews.ru/news/document27781.phtml.

38. Энергетики приняли газ //Дальневосточный капитал. 2010. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.