Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ БРИКС+ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЦБ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ БРИКС+ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЦБ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС+ / цифровая валюта / центральные банки / трансграничные платежи / санкции / дедолларизация / BRICS+ / digital currency / central banks / cross-border payments / sanctions / dedollarization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Битюк, М.В. Глизнуца

Статья посвящена оценке возможностей оптимизации системы трансграничных платежей между странами, участвующих в межгосударственном объединении БРИКС+, посредством использования цифровых валют центральных банков, которые на данный момент внедряются странами-участниками; обосновывается необходимость их использования на фоне возрастающего объема трансграничных операций между странами БРИКС+ и стремлении некоторых из них ускорить процесс дедолларизации и нарастить объем операций в национальных валютах; обозначаются проблемы, которые могут столкнуться страны БРИКС при построении общей системы трансграничных платежей на основе национальных цифровых валют, а также предлагаются возможные меры по решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A CROSS-BORDER PAYMENT SYSTEM WITHIN BRICS+ USING CBDC

The article is devoted to assessing the possibilities of optimizing the system of crossborder payments between countries participating in the BRICS+ interstate association through the use of digital currencies of central banks, which are currently being implemented by the participating countries; the need for their use is substantiated against the background of the growing volume of cross-border transactions between the BRICS+ countries and the desire of some of them to accelerate the process of de-dollarization and increase the volume of transactions in national currencies; problems that the BRICS countries may encounter when building a common system of cross-border payments based on national digital currencies are identified, and possible measures to solve the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ БРИКС+ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЦБ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ БРИКС+ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЦБ

А.А. Битюк, магистрант М.В. Глизнуца, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-25-29

Аннотация. Статья посвящена оценке возможностей оптимизации системы трансграничных платежей между странами, участвующих в межгосударственном объединении БРИКС+, посредством использования цифровых валют центральных банков, которые на данный момент внедряются странами-участниками; обосновывается необходимость их использования на фоне возрастающего объема трансграничных операций между странами БРИКС+ и стремлении некоторых из них ускорить процесс дедолларизации и нарастить объем операций в национальных валютах; обозначаются проблемы, которые могут столкнуться страны БРИКС при построении общей системы трансграничных платежей на основе национальных цифровых валют, а также предлагаются возможные меры по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: БРИКС+, цифровая валюта, центральные банки, трансграничные платежи, санкции, дедолларизация.

На современном этапе страны БРИКС+ (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, а также с 1 января 2024 года Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия), являются крупными игроками в различных секторах мировой экономики, например таких как производство, технологии, энергетика и финансы. БРИКС+ -это более 40% населения земного шара и около 30% прироста мирового ВВП. Однако, несмотря на то, какую экономическую значимость они представляют, перед альянсом стоит ряд вызовов для обеспечения плодотворного экономического сотрудничества и дальнейшего роста каждой из стран-членов. Одним из основных направлений работы является оптимизация и совершенствование механизмов осуществления трансграничных платежей в рамках альянса. Несмотря на технологический прогресс, достигнутый в финансовой в сфере в настоящее время, при проведении трансграничных платежей страны по-прежнему сталкиваются с многочисленными проблемами, которые снижают эффективность совместной деятельности. Одним из инструментов оптимизации трансграничных операций между странами-членами альянса предполагается ис-

пользование цифровых валют центральных банков.

Цифровая валюта центральных банков (CBDC или Central banks digital currency) представляет собой цифровую форму валюты, эмитируемой центральными банками. Она имеет схожие черты с криптова-лютой, однако между ними существует расхождение по ключевым признакам, которые присущи криптовалюте: стоимость ЦВЦБ фиксируется регулятором, а также она имеет эквивалент фиатной валюте страны. Основными целями введения ЦВЦБ для многих стран является повышение конфиденциальности и прозрачности транзакционных операций для ее пользователей, а также снижение издержек, связанных с их обслуживанием и посредничеством финансовых институтов (в основном, банков). Снижение транзакционных издержек особенно актуально в контексте трансграничных операций, так как в данном случае необходимо учитывать издержки, связанные с посредничеством иностранных банков.

Необходимость внедрения такого инструмента, как ЦВЦБ, при проведении трансграничных операций между странами БРИКС обуславливается тем, что объем

торговли между странами-участницами стабильно растет: к 2023 году за 5 лет он увеличился на 56% и составил 456 млрд долларов [1]. Однако, если сравнивать объем торговли между странами БРИКС с общемировым показателем за 2023 год, то он составит незначительные 1,4%. Это обуславливается тем, что страны-участницы используют совершенно разные механизмы реализации трансграничных операции, что существенно увеличивает издержки, связанные с их осуществлением. Это, в свою очередь, снижает стимул к наращиванию взаимной торговли. Разнятся и условия их осуществления, которые могут отличаться большей или меньшей степенью прозрачности.

Еще одним препятствием является то, что в настоящее время большинство стран БРИКС сохраняют свою зависимость от традиционных платежных инфраструктур, в которых доминируют институты западных стран. Доминирование доллара США в международных операциях создает дополнительные проблемы для стран-участниц, которые нацелены на диверсификацию своих валютных резервов и снижение зависимости. Учитывая то, каким значительным потенциалом обладают входящие в БРИКС страны, трансграничные платежи играют решающую роль в его дальнейшем развитие, так как они обеспечивают движение финансовых потоков, международную торговлю и инвестиции. В этой связи остро стоит вопрос о том, чтобы внедрить механизм для осуществления платежей внутри альянса с целью ускорения процессов интеграции и повышения финансового суверенитета и устойчивости, укрепив тем самым экономическую автономию стран БРИКС.

Традиционным международным платежным системам свойственен ряд недостатков, таких как:

1. Высокие транзакционные издержки, так как в процессе участвует многочисленные посредники - банки, платежные системы, каждый из которых взимает свою комиссию, что приводит к увеличению совокупных трат.

2. Комиссия за конвертацию валют -когда средства переводятся между страна-

ми с разными валютами, комиссия за конвертацию может значительно варьироваться и приводит к увеличению общей стоимости проведения платежей.

3. Длительные сроки расчетов - в силу сложного характера международных платежных систем переводы часто доходят до адресатов в течение нескольких дней, а порой и недель.

4. Функциональная совместимость -различия в технических инфраструктурах, нормативно-правовых базах и операционных стандартах осложняют проведение средств между различными юрисдикция-ми.

5. Ограниченная прозрачность процессов - участники сталкиваются с трудностями при отслеживании статусов своих транзакций.

Немаловажным является тот факт, что некоторые из стран БРИКС на данный момент имеют ограниченный доступ к традиционным трансграничным платежным системам (Иран и Россия), что также подчеркивает необходимость реализации общей системы, которая могла функционировать обособленно и обладала достаточной степенью безопасности.

В последние годы появления цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) стало многообещающим решением вышеперечисленных проблем. В рамках БРИКС применение ЦВЦБ для совершенствования осуществления трансграничных платежей обладает значительным потенциалом. Использование ЦВЦБ во взаимных расчетах способно упростить процесс проведения подобных транзакций, сократить совокупные затраты, время обработки платежей и повысить прозрачность, предоставляя участникам полную и своевременную информацию о статусе операций.

Во-первых ЦВЦБ с помощью смарт-контрактов могут быть запрограммированы на автоматизированные платежи, что повышает гибкость и эффективность транзакций. Возможность осуществления мгновенных и безопасных операций играет ключевую роль при трансграничных платежах.

Во-вторых, значительное снижение транзакционных издержек может быть до-

стигнуто благодаря отсутствию посредников, которые необходимы для традиционных платежных систем, что в итоге приведет к расширению доступности финансовых услуг большему числу экономических субъектов.

В-третьих, в централизованной системе ЦВЦБ обеспечивается высокий уровень надзора и контроля за всеми операциями, что гарантирует прозрачность и понятность всех процессов для участвующих сторон.

Внедрение ЦВЦБ набирает обороты во всем мире, и страны БРИКС не исключение. У всех изначальных участников альянса в настоящее время есть проекты на основе ЦВЦБ:

- Бразилия начала работу над своей ЦВЦБ с 2020 года, когда была создана целевая группа исследования для изучения данного направления. В 2022 году был учрежден конкурс «Lift Challenge» в целях поиска среди коммерческих компаний тех, которые бы могли на основе имеющегося у них опыта предложить вариант платформы для использования цифрового бразильского реала. В 2023 году, совместно с отобранными в ходе конкурса компаниями, было проведено успешное пилотное тестирование. Согласно заявлению Центрального банка страны выпуск цифрового бразильского реала намечен на конец 2024 - начало 2025 года. Цифровая валюта будет находиться в обращении совместно с традиционной фиатной [2].

- В России с 2020 года началась разработка законодательной базы для цифрового рубля и платформы его применения. В августе 2023 года Центральный Банк объявил о запуске пилотного проекта по внедрению ЦВЦБ, в рамках которого приняли участие крупнейшие российские банки. В 2024 году планируется увеличение количества участвующих в пилоте банков до 34, на 2025 год запланировано более широкое внедрение, в том числе подключение физических лиц к платформе [3].

- В Индии еще в 2017 году была сформирована целевая группа по изучению внедрения ЦВЦБ. В 2021 году был принят закон о цифровом рупии, в 2022 году уже был запущен пилотный проект сперва

оптовой версии, а затем и розничной в 2023 году [4].

- Подготовку к разработке своей ЦВЦБ Китай начал еще в 2014 году, о запуске плотного проекта было объявлено в 2019 году Народным Банком Китая. В 2020 году участниками первого этапа стали четыре города, суммарное население которых составляло 50 млн человек, а к концу 2022 года, с расширением географии проекта, число граждан, использующих цифровой юань, достигло порядка 270 млн [5].

- В ЮАР анонс проекта, связанного с ЦВЦБ, состоялся в 2016 году, далее был этап исследования, разработки, а также внутреннего тестирования. В 2021 году был запущен пилотный проект оптовой версии цифровой валюты. В настоящее время проходит изучение возможностей применения розничной версии в рамках пилотного проекта [6].

Страны БРИКС+ ведут работу по исследованию и применению ЦВЦБ преследуя собственные цели и решая свои задачи в той или иной области, концентрируясь на оптовых версиях или же на розничных версиях цифровых валют, а иногда и развивая параллельно оба варианта. Однако, явно наблюдается интерес к возможностям применения ЦВЦБ в области трансграничных платежей. Китай, например, принимал участие в проекте m-CBDC Bridge совместно с Таиландом, Гонконгом и ОАЭ, в рамках которого государства исследовали возможности работы с ЦВЦБ при осуществлении международных торговых расчетов и валютных операций [7]. ЮАР также участвовала в аналогичном проекте - Project Dunbar. Помимо Южной Африки в нем принимали участие Австралия, Сингапур и Малайзия. Учитывая этот факт, видится целесообразным проведение аналогичной работы в рамках БРИКС. С учетом того, что в большинстве стран проекты в рамках ЦВЦБ находятся в пилотной стадии, проведение совместных исследований в рамках трансграничных переводов позволят «сверить часы» и выявить те направления, на которых необходимо скорректировать работу для того чтобы идти дальше в одном направлении в рамках развития ЦВЦБ. В целях совместной

интеграции ЦВЦБ стран-участниц альянса в будущем уже сейчас необходимо начинать плотное сотрудничество на данном направлении. Процесс, несомненно, будет трудоемким и затратным, но результат будет иметь важное значения для дальнейшего экономического развития БРИКС.

Для создания и внедрения общей системы на основе ЦВЦБ в рамках БРИКС+ необходимо наличие надежной технической инфраструктуры, стандартов функциональной совместимости и нормативно-правовой базы для бесперебойных и безопасных транзакций. В этих целях необходимо:

1. Осуществлять совместную разработку технической инфраструктуры для трансграничных платежей, которая бы предполагала масштабируемость и инте-роперабельность в целях эффективной обработки большого объема транзакций.

2. Разрабатывать четкую нормативно-правовую базу, а также руководящие принципы для обеспечения соответствия трансграничных платежей с использованием ЦВЦБ общепринятым требованиям и стандартам.

Библиографический список

1. BRICS enlargement - a "non-event" or a stage victory against the West? // Friedrich Naumann Foundation: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.freiheit.org/latin-america/brics-enlargement-non-event-or-stage-victory-against-west (дата обращения: 25.05.2024).

2. Бразилия планирует выпуск цифрового реала к началу 2025 года // It World: [сайт]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.it-world.ru/it-news/market/215701.html (дата обращения: 26.05.2024).

3. Массовое внедрение цифрового рубля ожидается в 2025 году. Каковы риски // РБК: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/news/655228a89a79472e3926eb3d (дата обращения: 26.05.2024).

4. Индия рассматривает возможность проведения операций с цифровой валютой Ъ // Рамблер/финансы: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/markets/49982205-indiya-rassmatrivaet-vozmozhnost-provedeniya-operatsiy-s-tsifrovoy-valyutoy/ (дата обращения: 27.05.2024).

5. Цифровая валюта центральных банков: где используют и тестируют // ТАСС: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/info/17624617 (дата обращения: 27.05.2024).

6. Страны участники реализации цифровой валюты CBDC // Central Bank Digital Currency: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbdc.ru/cifrovaya-valyuta/strany-uchastniki/ (дата обращения: 27.05.2024).

7. mBridge cross border CBDC participants, China, Thailand sign local currency agreement // Ledger Insights: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ledgerinsights.com/mbridge-cross-border-cbdc-participants-china-thailand-sign-local-currency-agreement/ (дата обращения: 27.05.2024).

3. Установить общие стандарты для форматов транзакций, протоколов обмена данными для облегчения взаимодействия между различными системами ЦВЦБ

4. Внедрение надежных мер безопасности для защиты от киберугроз и обеспечения конфиденциальности, целостности и подлинности транзакций.

В заключении следует отметить, что вышеперечисленные меры отражают необходимость создания единого механизма осуществления трансграничных операций между участниками альянса. Его функционирование на основе цифровых валют центральных банков позволит обособить систему трансграничных платежей БРИКС+, уменьшить издержки, связанные с их осуществлением, придать стимул наращиванию операций в национальных валютах и, тем самым, снизить зависимость как от инфраструктуры, так и валют западных стран, что в свою очередь приведет к снижению риска быть подвергнутым внешнему политическому и экономическому давлению с их стороны.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A CROSS-BORDER PAYMENT SYSTEM

WITHIN BRICS+ USING CBDC

A.A. Bityuk, Graduate Student M.V. Gliznutsa, Graduate Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to assessing the possibilities of optimizing the system of cross-border payments between countries participating in the BRICS+ interstate association through the use of digital currencies of central banks, which are currently being implemented by the participating countries; the need for their use is substantiated against the background of the growing volume of cross-border transactions between the BRICS+ countries and the desire of some of them to accelerate the process of de-dollarization and increase the volume of transactions in national currencies; problems that the BRICS countries may encounter when building a common system of cross-border payments based on national digital currencies are identified, and possible measures to solve the identified problems are proposed.

Keywords: BRICS+, digital currency, central banks, cross-border payments, sanctions, de-dollarization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.