3. Barinova V.I. Features of the socio-economic phenomenon of poverty in modern Russia / V.I. Barinova // Bulletin of the Tula branch of the Financial University. - 2020. - No. 1. - pp. 321-323.
4. Gorshenina, E.V. Employment and unemployment / E.V. Gorshenina // Economic research. 2017. No. 3. p. 5.
5. Employment and unemployment in the Russian Federation in January 2021. URL: https ://gks. ru/bgd/free/B04_03/IssWWW. exe/Stg/d02/38.htm.
6. Zaitseva, I.Y. Employment and unemployment in Russia: Analysis of the main trends / I.Y. Zaitseva // Irkutsk National Research Technical University, 2018 No.5 (1). pp. 44-46.
7. Kublanov, AM. Employment and wages of the population as indicators of social quality of life / AM. Kublanov // Scientific Journal of NIU ITMO. Series: Economics and Environmental Management. 2018. No. 1. pp. 33-40.
8. Liferenko Yu.A National poverty and ways to overcome it / Yu.A Liferenko // Society and economy. - 2019. - No. 4. - pp. 73-88.
9. Simonin P.V. Problems of poverty and institutional solutions in the conditions of innovative development of human resources / P.V. Simonin // Modern innovations. - 2020. - № 1 (35). - Pp. 31-32.
10.Takhumova O. V. Analysis of the factors of the internal and external environment to substantiate management decisions to optimize the capital structure of Russian companies. Takhumova O.V., Khramchenko A A, Pushkarskaya M.A Kant. 2018. No. 1 (26). S. 233-237.
11.11.Khramchenko AA Analysis and assessment of financial risks of agricultural organizations in the Krasnodar Territory. Khramchenko A A, Bolotnova E.A, Shevchenko A I., Krbashyan AE. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 4 (33). S. 268-273.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-328-335
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEIHE Kuban SAU;
C.Ю. Соколова - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
S.Yu. Sokolova - student, FSBEI HE Kuban SAU, [email protected];
B.С. Попова - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
V.S. Popova - student, FSBEI HE Kuban SAU, [email protected]; ДА Криворучко- студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
D.A. Krivoruchko- student, FSBEI HE Kuban SAU.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. Процессы развития мировой экономики связаны с чередованием периодов взлетов и падений, с поиском механизмов выхода на траекторию устойчивого развития. В современных условиях такой путь определяется инновационным типом постиндустриального информационного общества. Осуществлен переход ведущих стран мира на новый этап, называемый пятым технологическим укладом, в основе которого лежат информационно-коммуникационные технологии, генная инженерия, нано- и биотехнологии, инновационные виды энергии и материалов, которые находят отражение в приоритетных областях науки. Все это изменит структуру и содержание человеческого капитала в будущем и приведет к новому шестому технологическому укладу, в котором будет преобладать роль науки.
В этот период развития общества важной составляющей является возникающая конкуренция между товарами и услугами, производимыми с помощью высоких технологий, превращение инноваций в основной фактор производства, отход от сырьевой ориентации и переориентация на экономику с высокой добавленной стоимостью, с выделением управленческих инноваций и технологий.
Масштабы развития новых форм предпринимательства оцениваются уровнем инновационно-сти страны, что требует новых подходов к ведению бизнеса, государственному регулированию и развитию институтов.
Abstract. The processes of development of the world economy are associated with the alternation of periods of ups and downs, with the search for mechanisms to enter the trajectory of sustainable development. In modern conditions, this path is determined by an innovative type of post-industrial information society. The leading countries of the world have moved to a new stage, called the fifth technological order, which is based on information and communication technologies, genetic engineering, nano- and biotechnology, innovative types of energy and materials, which are reflected in priority areas of science. All this will change the structure and content of human capital in the future and lead to a new sixth technological order, in which the role of science will prevail.
During this period of development of society, an important component is the emerging competition between goods and services produced using high technologies, the transformation of innovation into the main factor of production, a departure from a raw material orientation and a reorientation to an economy with high added value, with the allocation of managerial innovations and technologies. The scale of development of new forms of entrepreneurship is assessed by the level of innovation of the country, which requires new approaches to doing business, government regulation and development of institutions.
Ключевые слова: классическое предпринимательство, технологическое предпринимательство, цифровое предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, товарный продукт, инновации.
Keywords: dassic entrepreneurship, technology entrepreneurship, digital entrepreneurship, small and medium-sized enterprises, commodity product, innovation.
Говоря о различиях между технологическим и традиционным предпринимательством, необходимо учитывать различия между рынком инноваций и обычным рынком товаров и услуг: 1) рынок инноваций и новых технологий носит международный характер (предприниматели и ученые из разных стран конкурируют); 2) возникает термин «технологический предприниматель», который должен обладать способностью использовать интеллектуальную собственность, тем самым увеличивая капитализацию собственной компании; 3) существуют особенности функционирования, связанные с инфраструктурой.
Рассмотрена иерархия понятия «технологическое предпринимательство» по мере развития экономической мысли, дана сравнительная характеристика классического и технологического предпринимательства (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика традиционного и технологического предпринимательства
Сравнительные параметры Классическое предпринимательство Технологическое предпринимательство
Экономические закономерности Спрос рождает предложение Предложение рождает спрос
Способы оптимизации Рост прибыли за счет сокращения издержек Появление технологически нового продукта
Основная цель Получение прибыли Получение нового проду кта/ те хно ло гии
Стиль управления Консерваторский Новаторский
Итоги работы Насыщение рынка традиционного спроса товарами и услугами Создание нового продукта или услуги, повышающих НТП; при необходимости формирования спроса на инновацию
Материальные блага направляются на Воспроизводственный процесс На инновационную деятельность и совершенствование технологий
Процесс производства Поискресурсов; покупка средств производства; производство; реализация товара/услуги Замысел; научные исследования; создание опытного образца; апробация результатов; выпуск пробной серии; масштабирование; рост капитализации компании; устаревание компании; производство новых товаров и услуг или совершенствование су ще с тву ющих
Необходимо выделить свойства технологического предпринимательства:!) просвещение потребителя нового продукта или технологии; 2) необходимость донести ценность технологических продуктов или услуг до конечного потребителя при отсутствии первоначального спроса; 3) специфика мотивации (сама инновация); 4) содействие в сокращении временного разрыва от создания технологии до выхода на масштабный рынок (для проявления этого свойства необходимы три условия: возможность преобразования достижений НИОКР в бизнес; наличие венчурного финансирования; развитый рынок технологий).
Концепция технологического предпринимательства включает четыре основных комплекса мер, связанных с:
1) созданием новых технологий или выявлением существующих технологий (но ранее не освоенных);
2) признание и сравнение возможностей, возникающих в результате применения этих технологий, с потребностями развивающегося рынка;
3) разработка/применение технологий;
4) создание предприятий, основанных на технологическом и инновационном развитии.
Теоретически технологическое развитие описывается как состоящее из четырех технологических возможностей: 1) инвестиции; 2) производство; 3) инжиниринг; 4) инновации. Выход на стадию новых технологий указывает на то, что страны или предприятия обладают инновационным потенциалом и способны производить новые товары с добавленной стоимостью, что приводит к повышению производительности. О технологическом развитии также может свидетельствовать модернизация такого потенциала путем перехода от низкотехнологичных к высокотехнологичным или наукоемким отраслям промышленности [2].
Институт технологического предпринимательства рассматривается нами как результат взаимодействия организационных структур по поддержке предпринимательства, которое заключается в установлении определенных правил и норм, направленных на повышение вероятности достижения эффекта масштаба технологической идеи. Институт управления развитием технологического предпринимательства является одним из ключевых институтов, определяющих изменения в институциональном пространстве. Институционально-эволюционный подход позволяет оценить этапы развития этого института от стадии полного отрицания и даже физической ликвидации до развития современных институтов, в том числе связанных с этапами административной реформы в Российской Федерации, совершенствованием регулирующих, стимулирующих и развивающих функций.
С начала XXI века можно наблюдать тенденцию прорывных технологий, влияющих на развитие форм, видов предпринимательской деятельности и, как следствие, рынка труда. Развитие цифровой экономики приводит к появлению различных комбинаций предпринимательства с различными характеристиками и социально-экономическими взаимодействиями. Информационные и телекоммуникационные технологии позволили современным предпринимателям ускорить доступ к широким рынкам.
Во второй таблице рассматривается типология предпринимательских структур в концепции технологического предпринимательства с учетом взаимосвязи между технологическим предпринимательством и цифровой экономикой как новой технологией экономического роста (технологическое предпринимательство, предпринимательство цифровых 12 технологий, цифровое предпринимательство), что помогает определить варианты управления предпринимательской структурой с целью активизации предпринимательского процесса.
В деятельности технологического предпринимателя время выхода на рынок играет более важную роль, чем ресурсная составляющая, а также правильный расчет жизненного цикла нового продукта или услуги.
Для детального изучения технологического предпринимательства необходимо исследовать различия в типологии предпринимательских структур, связанных с технологическими (таблица 2).
Таблица 2 - Типология предпринимательских структур
Типология Конкре тизация Основные действия в процессе Финансирование
Технологическое предпринимательство Прорывные технологии при создании нового продукта с применением достижений НИОКР Подтверждение гипотезы на клиентах; поиск нишевого рынка Государственное грантовое финансирование; деньги единомышленников
Пример технологии - Графен
Предпринимательство цифровых технологий Инновации на основе ИКТ в сфере интернета вещей Проверка рынка с поиском возможностей для роста и масштабирования Региональные бизнес-ангелы; иностранные площадки бизнесангелов; венчурный капитал; фондовый рынок; краудфандинг
Пример технологии - Смартфон
Цифровое предпринимательство Сервисы услуг и товаров на базе интернета, работающие как облачные технологии, используя большие данные и искусственный интеллект Используя информацию о клиенте с помощью искусственного интеллекта предлагать индивидуальные услуги и товары, опережая конкурентов Региональные бизнес-ангелы; иностранные площадки бизнесангелов; венчурный капитал; фондовый рынок; краудфандинг акций
Пример технологии - Снапчат
Рассмотренные типологии и примеры позволяют нам группировать схожие пути эволюции и траектории роста, чтобы использовать полученную информацию для создания эффективной системы управления.
В процессе построения системы управления развитием технологического предпринимательства используется ряд прямых (инвестирование, субсидирование, лицензирование, лизинговая поддержка и т.д.) и косвенных (налоговые льготы, государственные заказы, льготное кредитование и т.д.) методов. Широко используемыми инструментами со стороны государства являются программно-целевые, инфраструктурные, государственно-частные партнерства, создание специальных фондов финансирования и т.д.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные источники финансирования инноваций, каждый из которых может быть использован в определенный период времени, в зависимости от стадии инновационного развития: гранты; «бизнес-ангелы»; венчурные фонды; инвестиционные партнерства; публичные компании. Наиболее распространенным методом первичного финансирования техноинноватора являются целевые государственные программы и грантодающие фонды различных типов: государственные (региональные, федеральные) фонды (Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям, АО «РОСНАНО» и др.); посреднические фонды (например, Всемирный банк); смешанные; частные фонды (независимые, ассоциированные, местные).
Финансирование ангельского бизнеса сегодня является основным источником финансирования молодых стартапов в международной практике, но ангельские инвестиции в России сегодня не имеют большого развития [3].
После того, как эффективность инновации доказана, происходит производство товарного продукта. На этом этапе финансирование обычно осуществляется с помощью венчурных фондов. Методом финансирования технологического предпринимательства венчурными фондами являются инвестиции в акции или ценные бумаги предприятия. Инвестор может получить прибыль после выхода из инвестиций и только в том случае, если технология будет успешно использована. Для выхода на массовый рынок, с большим объемом производства и продаж продукции, финансирования из венчурного фонда уже недостаточно. На данном этапе инновационного развития необходимо подключить фонды инновационного партнерства (Фонд ЧП).
После этого предприниматель вступает в стадию роста и начинает активные продажи. В большинстве стран налоговые стимулы для инноваций используются в качестве скрытых источников финансирования технологического предпринимательства.
Особое внимание следует уделить анализу возможностей для развития технологического предпринимательства в сфере МСП. Сектор МСП характеризуется креативностью, мобильностью, заинтересованностью в быстром развитии производства, освоении новых технологий и т.д. Уровень развития и система поддержки технологического предпринимательства существенно различаются в зависимости от уровня социально-экономического развития региона. Недавнее появление различных цифровых платформ и других инструментов взаимодействия в электронной среде значительно расширило возможности оказания государственной поддержки каждому предпринимателю.
Основными документами, отражающими инновационную политику на территории Российской федерации, являются «Стратегия экономического и социального развития РФ на период до 2035 года» и «Государственная программа «Развитие промышленности, инноваций и агропромышленного комплекса РФ» (подпрограмма «Инновационное развитие РФ»). Управление развитием технологического предпринимательства осуществляется путем реализации мероприятий подпрограммы, в том числе: мониторинг развития инновационной системы города; выделение субсидий на возмещение затрат, связанных с НИОКР; меры по развитию особой экономической зоны технико-инновационного типа на территории России; предоставление субсидий организациям инфраструктуры поддержки инноваций; выделение субсидий субъектам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности и научной деятельности, на возмещение части затрат на правовую охрану результатов интеллектуальной собственности и др. В рамках содействия развитию кластера в России, планируется разработка образовательных программ по подготовке и переподготовке специалистов для инновационных территориальных кластеров, а также мероприятий по продвижению кластерной продукции в рамках выставок, форумов, конгрессов, конференций, круглых столов. Предусмотренный объем финансирования подпрограммы запланирован на уровне 7,83 млрд рублей [5].
В ходе реализации подпрограммы должен быть сформирован перечень инновационных проектов по внедрению композитных материалов на территории РФ. Запуск таких проектов должен сопровождаться мониторингом процесса их реализации.
Доступ предпринимателей к мерам государственной поддержки инновационной деятельности в значительной степени обеспечивается организациями государственной инфраструктуры инновационной поддержки предпринимательства.
Инновационная инфраструктура России дополняется организациями инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, созданными в результате взаимодействия образовательных учреждений, научных организаций и коммерческих предприятий, занимающихся коммерциализацией научных достижений и разработок. В качестве успешного примера функционирования такой структуры можно назвать Технопарк Университета ИТМО (общая сумма полученных инвестиций составляет более 250 млн рублей; рассмотрено более 2000 заявок; более 150 команд стали выпускниками акселерационных программ).
Технопарк реализует проекты в следующих областях: АЯ/УЯ; робототехника; системы искусственного интеллекта; микроэлектроника; нанотехнологии, биофармацевтика, биомедицинские технологии и услуги, биоинформатические технологии, медицинское приборостроение и здравоохранение и др [6].
С точки зрения качественного подхода в развитии инновационной деятельности на региональном уровне задействован широкий спектр инструментов государственной поддержки, однако, что касается количественных оценок, то анализ отдельных показателей инновационной деятельности, проведенный в диссертационном исследовании, демонстрирует низкий вклад инноваций в общие экономические показатели.
Развитие инновационного процесса (в том числе технологического предпринимательства) лишь незначительно корректируется за счет средств федерального и региональных бюджетов в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственными программными документами [4].
Недостающие средства для стартапов и развития технологического предпринимательства должны быть получены из внебюджетных источников (в том числе из собственных средств предпринимателей).
Для успешного функционирования компании необходимо внедрить цифровую трансформацию, которая представляет собой процесс разработки бизнес-стратегии в контексте цифровизации, реализуемый посредством внедрения инновационной культуры, обновления бизнес-моделей, расширения потока информации и т.д. Цифровая трансформация требует реформирования структуры компании с выделением внутренних подразделений, которые будут специализироваться на цифровой трансформации, инициировать развитие инновационной культуры. Консалтинговые компании не смогут предоставить полный спектр услуг по цифровой трансформации компании. Этот процесс должен развиваться изнутри, и, в частности, он актуален для технологического предпринимательства.
Для разработки механизма, повышающего эффективность технологического предпринимательства, можно выделить ряд областей роста компании: обслуживание клиентов, партнерство и сотрудничество, работа с данными, инновации, ценность продукта/услуги, кадровая стратегия и инновационная культура. При разработке стратегии развития бизнеса на основе цифровой трансформации необходимо проанализировать все шесть возможных зон роста, поскольку показатели развития бизнеса зависят от их правильного учета.
Цифровая экономика включена в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года. Программные документы в области развития цифровой экономики предусматривают создание человеческих ресурсов, особый правовой режим, способствующий созданию высокотехнологичных компаний, которые станут конкурентоспособными на мировых рынках. Меры по цифровизации и финансированию, предоставляемые государством, призваны повлиять на производительность труда, трансформацию человеческого капитала и повышение инновационного потенциала страны.
МСП нуждаются в особой поддержке при запуске процессов цифровой трансформации. С этой целью при активной поддержке государства был запущен ряд цифровых сервисов, которые пользуются большим спросом у предпринимателей, в том числе:
- «Бизнес-навигатор МСП» (бесплатный ресурс для МСП). Ресурс содержит информацию о 171 крупном городе и 90 видах бизнеса в сфере городских услуг. Предприниматели могут изучить 300 образцов бизнес-планов. Число пользователей сервиса составляет более 200 тысяч человек [7].
- «Global Rus Trade» - это электронная платформа для внешней торговли.
- Российские программы облачного учета и электронной отчетности разработаны при государственной поддержке и чрезвычайно удобны для ведения бухгалтерского учета малого бизнеса.
Данные для системы предоставлены базами данных «2ГИС», «Росстат», «РОМИР Панель», «Евабета». Бизнес-навигатор МСП интегрирован с такими информационно-справочными системами, как: «ТАСС-Бизнес», «Поток» от Рамблера, «Жизненные ситуации».
Государство через созданные им предприятия инфраструктуры поддержки инноваций готово помочь технологическим предприятиям получить дальнейшее развитие, используя весь спектр механизмов: финансовых, образовательных, инфраструктурных, консалтинговых, информационных и т.д. Преобладающие инструменты поддержки будут отличаться для предприятий разного масштаба: крупных хозяйствующих субъектов и МСП. Субъекты МСП не имеют возможности содержать специальные подразделения для решения всех нюансов вывода технологического продукта на рынок, предусмотренных проектом, отсюда необходимость в узких специалистах на каждом этапе реализации проекта.
В случае МСП круг потенциальных источников финансирования сужается, в первую очередь из-за отсутствия гарантии на привлеченные средства. Кроме того, малому предприятию всегда нужны ресурсы не только для осуществления технологического предпринимательства, но и для ведения общей предпринимательской деятельности.
В ближайшем будущем планируется создать Центр цифровых услуг для малого и среднего бизнеса, одной из основных функций которого станет разработка методов цифровой трансформации бизнес-структур, интеграция достижений цифровизации в процесс реализации проектов с целью повышения их технологичности, эффективности, качества разработки и получаемого продукта. Очевидно, что такой специализированный вид консалтинга требует создания системы подготовки специалистов (высшее образование - повышение квалификации - переподготовка - стажировки - семинары - тренинги и т.д.). В вопросах создания такого центра государство должно оказывать методическую и финансовую помощь. Возможно, уже пришло время создать инфраструктуру государственной поддержки цифровизации бизнес-структур, и, в первую очередь, технологического предпринимательства как флагмана экономики.
Одним из потенциальных направлений развития инновационной инфраструктуры, а, следовательно, и технологического предпринимательства, является дальнейшее создание инновационных центров - ИЦ (в различных формах) на базе ведущих университетов страны. Примером такого развития является создание СК «Хайпарк ИТМО» в Санкт-Петербурге, финансирование строительства которого предусмотрено подпрограммой «Инновационное развитие Санкт-Петербурга». В рамках проекта наука, образование и бизнес будут более тесно объединены.
В современных условиях запуск каждого технологического проекта сопровождается процессами цифровой трансформации. В рамках реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должны быть созданы высокотехнологичные предприятия, которые разрабатывают «сквозные» технологии, управляют цифровыми платформами, работают на глобальном рынке и формируют систему «стартапов», исследовательских групп и промышленных предприятий, обеспечивающих развитие цифровой экономики и высокотехнологичного бизнеса.
Следует отметить, что ограниченные ресурсы, которые государство выделяет на развитие системы государственной поддержки инноваций и малого и среднего предпринимательства, связаны с этапами разработки и реализации отдельных мер поддержки МСП, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Основные направления, в которых должны быть сосредоточены усилия по совершенствованию системы государственной поддержки технологического предпринимательства в сфере МСП: 1) дальнейшее развитие финансовых механизмов поддержки инновационного предпринимательства; 2) совершенствование грантовой поддержки; 3) дальнейшее повышение уровня информационно-консультационной поддержки МСП в целом и технологического предпринимательства в частности; 4) совершенствование системы образовательной поддержки и подготовки кадров для инфраструктуры поддержки инноваций
С учетом выявленных направлений совершенствования предлагается дорожная карта развития системы государственной поддержки технологического предпринимательства в сфере МСП на региональном уровне с основными этапами реализации, мероприятиями и продолжительностью этапов, а также ожидаемым результатом.
В связи с новыми вызовами экономическому развитию, связанными с пандемией ко-ронавируса СОУГО-19, нам следует ожидать обновления государственных стратегических и программных документов, национальных проектов, сокращения программных бюджетов и изменений в дорожных картах. Масштабы изменений можно оценить только после того, как эпидемия закончится и будут подсчитаны все понесенные потери ресурсов.
Источники:
1. Бичурина, В. А Роль технологического предпринимательства в предпринимательском образовании / В. А Бичурина // Известия МААО. - Санкт-Петербург: Международная академия аграрного образования. - 2020. - Вып. 49.
2. Кучеренко А А Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Кучеренко АА, Храмченко А А, Болотнова Е.А В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики финансов. сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей, в преддверии 25-летия факультета «Финансы и кредит» Кубанского государственного аграрного университета. 2019. С. 84-88.
3. Николаев А А Влияние технологических инноваций на структуру и функции крупного бизнеса в экономике // В сборнике: Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство сборник научных статей по итогам одиннадцатой международной научной конференции. 2019.
4. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва // В сборнике: Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения Материалы XVIII Международной научной конференции. 2019. С. 117-125.
5. Тахумова О.В. Анализ факторов внутренней и внешней среды для обоснования управленческих решений по оптимизации структуры капитала Российских компаний. Тахумова О.В., Храмченко АА, Пушкарская М.А Kant. 2018. № 1 (26). С. 233-237.
6. Трубин О.А Основные подходы по организации инновационной деятельности в России в современных условиях // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам С I международной научно-практической конференции. 2019. References:
1. Bichurina, V.A The role of technological entrepreneurship in entrepreneurial education / V.A Bi-churina // Izvestia MAAO. - St. Petersburg: International Academy of Agricultural Education. -2020. - Issue. 49.
2. Kucherenko A. A. The budget as an instrument of state regulation of the economy. A. A. Kucherenko, A A Khramchenko, E.A Bolotnova In the collection: Problems and prospects for the development of theory and practice of finance. collection of articles of the international scientific and practical conference of students, postgraduates and teachers, on the eve of the 25th anniversary of the faculty "Finance and Credit" of the Kuban State Agrarian University. 2019. S. 84-88.
3. Nikolaev A A The influence of technological innovations on the structure and functions of large business in the economy // In the collection: Advanced innovative developments. Prospects and experience of use, problems of implementation in production a collection of scientific articles based on the results of the eleventh international scientific conference. 2019.
4. Repnikova V.M. The role of small business in organizing a technological breakthrough // In the collection: Modernization of Russia: priorities, problems, solutions Proceedings of the XVIII International Scientific Conference. 2019.S. 117-125.
5. Takhumova O.V. Analysis of the factors of the internal and external environment to substantiate management decisions to optimize the capital structure of Russian companies. Takhumova O.V., Khramchenko A A, Pushkarskaya M.A Kant. 2018. No. 1 (26). S. 233-237.
6. Trubin O.A. The main approaches to the organization of innovative activity in Russia in modern conditions // In the collection: Young researcher: challenges and prospects, a collection of articles based on materials from the 1st international scientific and practical conference. 2019.