Научная статья на тему 'Перспективы развития табачной отрасли в России'

Перспективы развития табачной отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАЧНАЯ ОТРАСЛЬ / БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТРАСЛИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бестужев К.В.

В статье анализируется положение крупнейших предприятий табачной отрасли в России. Автор показывает проблемы и определяет пути повышения конкурентоспособности предприятий табачной отрасли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития табачной отрасли в России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАБАЧНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

© Бестужев К.В.*

Волгоградский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Волгоград

В статье анализируется положение крупнейших предприятий табачной отрасли в России. Автор показывает проблемы и определяет пути повышения конкурентоспособности предприятий табачной отрасли в России.

Ключевые слова: табачная отрасль, бизнес, конкурентоспособность отрасли, качество жизни населения.

На территории РФ свой бизнес ведут около десятка табачных компаний производителей, но крупными игроками не только в России, но и в мире в целом являются четыре лидера:

- Japan Tobacco International (JTI), четыре табачные фабрики: «Лиггетт-Дукат» г. Москва, «Петро» г. Санкт-Петербург, заводы по производству табачного сырья «Дж. Т И. Елец» г. Елец и «Крес Нева» г. Санкт-Петербург.

- Philip Morris International (PMI), две табачные фабрики: «Филип Моррис Ижора» г. Санкт-Петербург, «Филип Моррис Кубань» г. Краснодар.

- British American Tobacco (BAT), три табачные фабрики: «БАТ -Ява» г. Москва, «БАТ - СТФ» г. Саратов, «Ротманс - Нева» г. Санкт-Петербург.

- Imperial Tobacco (IT), две табачные фабрики: «Империал Тобакко Волга» г. Волгоград, «Империал Тобакко Ярославль» г. Ярославль.

Анализируя показатели последних 5 лет компании производители фиксируют ежегодное снижение объёмов на 1,5-2 %. А в 2014 г. предсказывается рекордное понижение в 7-9 %. Производители табачной продукции теряют потребителей в количественном показателе. Есть много причин по которым курильщики отказываются от сигарет, но самые распространённые это вред для здоровья и увеличение стоимости продукта. На примере лидеров рынка разберём примеры стратегий «выживания» в данной отрасли.

Japan Tobacco International, компания лидер рынка, компания охватывает около 36 % доли рынка. В прошлом году мощностями компании было про-

* Магистрант кафедры «Торговое дело».

Прогнозы и перспективы развития региональных рынков

89

изведено 145,6 млрд. сигарет. Компания владеет портфелем локальных марок (около 40), самые известные: Sobranie, Winston, More, Camel, LD, Mild Seven, Salem, Glamour, Monte Carlo, «Наша Прима», «Русский стиль», «Невские», «Пётр I», «Золотой Лист», а также папиросы «Беломорканал». Компания ориентирована на среднеценовой сегмент и на удержание своих позиций, через своего несменного лидера марки сигарет Winston. Многие называют JTI одномарочной компанией на российском рынке, потому как «львиную» долю своих продаж и прибыли компания имеет от реализации сигарет марки Winston. Это одновременно сказывается и положительно и отрицательно на деятельность компании. С одной стороны марка Winston, как настоящий исполин в своём классе, мало подвержена колебаниям и провокациям со стороны конкурентов, стабильна в продажах, компания всегда может рассчитывать на прибыль от её продаж. Но другая сторона медали такова, что любое изменения в самой марке, такое как внешний вид (упаковка), формат сигарет (KS, SS, NK), табачная мешка, смена формата фильтра и т.д. делают её менее гибкой относительно конкурентов. В связи с этим компания стремиться сбалансировать предлагаемый портфель другими марками сигарет.

Philip Morris International, компания занимает второе место в мировой табачной индустрии после CNTC - государственной табачной корпорации Китая, на долю которой приходится около 30 % всего мирового рынка сигарет. До 2007 года PMI была лидером на отечественно рынке, сейчас компания занимает около 26 % рынка России. В 2013 году на фабриках компании было произведено 99,1 млрд. сигарет. PMI владеет самым сбалансированным портфелем марок сигарет в России (около 55 марок), некоторые из них: Marlboro, L&M, Bond Street, Chesterfield, Parliament, Next, Оптима, Muratti, Virginia Slims, Союз-Аполлон. Marlboro остается самой популярной маркой сигарет в мире с 1972 года и является одним из наиболее мощных брендов среди товаров широкого потребления. В 2010 году объем продаж Marlboro за пределами США достиг 297,4 миллиарда сигарет. Эта цифра больше, чем у двух других лидирующих марок, вместе взятых, и превышает показатели продаж главных четырех марок компании «British American Tobacco», а также четырех основных марок компании «Japan Tobacco International». Продукция компании представлена во всех ценовых сегментах рынка и занимает уверенные позиции относительно конкурентов.

British American Tobacco, занимает третье место на российском рынке табака с 21 % доли рынка и 80,6 млрд. произведённых сигарет за 2013 год. Компания интересна своими новациями относительно продукта. Практически все новинки имеющиеся на российском рынке (формат сигарет nanok-ings, compact, капсула в фильтре меняющая вкус сигареты при нажатии, фильтр-мундштук) появились благодаря BAT. Марки сигарет предлагаемые

90

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

компанией в России: Dunhill, Kent, Vogue, Lucky Strike, Rothmans, Pall Mall, Ява Золотая, Alliance, Ява. Некоторые марки компании являются лидерами продаж в своём ценовом сегменте такие как: Kent, Vogue, Ява, Alliance.

Imperial Tobacco, не входит в так называемую «Большую тройку», но со своими 9 % доли рынка и 40,3 млрд. сигарет занимает четвёртое место на российском рынке табачной продукции. Ассортимент продукции: Davidoff, Gitanes, Gauloises, R1, West, Style, Максим, Столичные. Компания уверенно занимает немалую долю в ценовом сегменте доступных сигарет, самые продаваемые марки компании это West и Максим. Стратегическим решением стала покупка в 2002 году немецкой международной компании Reemtsma, которая имела сильные позиции в Центральной и Восточной Европе, а также Азии, и в 2008 году - компании Altadis, лидера европейского табачного рынка и мирового лидера в производстве сигар.

В условиях ужесточения законодательства в России относительно табачной индустрии, компании производители постоянно сталкиваются с барьерами и ограничениями в ведении бизнеса.

Ужесточения связаны с принятием законов об ограничении курения в общественных местах:

- под запрет попадает целый сегмент рынка HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe). Помимо потери продаж в этом канале сбыта, производители теряют возможность информирования покупателей о своём продукте, так как большая часть взаимодействия производителей сигарет с потребителями происходило при личном контакте консультанта представляющего определённую марку сигарет. А так как потребитель не может получить никакой информации о сигаретах, в связи с запретом рекламы табачной продукции, то потеря такого инструмента как непосредственная консультация, скажется негативным образом на показателях табачных компаний.

- запрет рекламы и выкладки продукции. Уже несколько лет на территории России действует закон о запрете рекламы табачной продукции, компании производители приспособились к требованиям закона и не нарушая его используют имеющейся опыт других стран, в которых похожие законы вступили в силу гораздо раньше чем в России. Рекламные материалы заменили на коммуникационные, не провоцирующие на совершение покупки, но несущие ассоциативный характер. Запрет на выкладку табачной продукции вступит в силу с июня 2014 года, но уже компании адаптируют установленное оборудование в местах реализации.

- запрет продаж сигарет через ларьки и киоски. В данном случае производители никак не смогут повлиять на принятие решения владельца об не исключении из реализации данной продукции.

Прогнозы и перспективы развития региональных рынков

91

- периодическое повышение акцизов на табачную продукцию, так же не подвластно табачным компаниям. Им только остаётся вести более гибкую политику в ценообразовании конечного продукта для курильщика. Всё это негативно отражается на компаниях, чей бизнес связан с производством и реализацией табачной продукции.

Таким образом, поскольку компании производители не могут влиять на ценовую политику, то им приходится исключить из инструмента воздействия на покупателя конечную цену товара. Рынок давно стагнирует и количественные показатели продаж и доли ранка всем известны и практически не подвержены изменениям, что позволяет строить долгосрочные планы на любые активности. На сегодняшний момент законодательством не запрещается рекламировать табачную продукцию в сети интернет на специализированных сайтах подтверждающих совершеннолетие посетителей. Так же не запрещается консультирование и информирование потребителей в местах реализации табачной продукции, эти две активности на сегодняшний день следует использовать максимально полно табачным компаниям, поскольку они являются единственными коммуникативными каналами, дающими возможность доводить качественную информацию от компании к потребителю. Так же эти каналы решают проблему ввода на рынок новых видов или марок сигарет, поскольку узнать о таковых покупателю не предоставляется альтернативных источников.

Список литературы:

1. Рынок табачных изделий отраслевой мониторинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research.cooUdea.ru/mdex.php?parent=mbricator &child=getresearch&id=4512.

2. Рынок табака (исследование) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/1209573.shtml.

3. Морозова Н.И. Диалектическая взаимосвязь категорий «уровень жизни» и «качество жизни» в динамике благосостояния общества // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. -№ 2. - С. 22-26.

4. Морозова Н.И. Планирование и регулирование развития территориальных социально-экономических систем по критерию качества жизни населения / Н.И. Морозова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т». - Волгоград, 2011.

5. Морозова Н.И. Качество жизни населения как необходимый критерий оценки общенациональной и территориальной системы планирования // Век качества. - 2011. - № 4. - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.