Научная статья на тему 'Перспективы развития сухого порта СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" в рамках расширения международного сотрудничества'

Перспективы развития сухого порта СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" в рамках расширения международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
665
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУХОЙ ПОРТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (СЭЗ)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смагулов Адиль Булатович

В статье анализируются перспективы развития сухого порта «Хоргос Восточные ворота». Описывается процесс строительства и развития Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос Восточные ворота».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сухого порта СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота" в рамках расширения международного сотрудничества»

Таблица 1. Определение твердости поверхности древесин

и/л наименование Твердость по Бринеллю Повышение твердости в %

!. Древесина (тополь) ймм2 н/мм2 н/мм2 н/мм2

1.1 Естественная 32 34 31 30

1.2 После термообработки 105 102 98 95 320 | 300 | 316 | 316

Таблица 2. Выносливость против гнили

п\п наименование Модуль упругости до начало опьгга Е, н/мм2 Модуль упругости 100 дней Е, в'мм2 Уменьшение модуля упругости Е, н/мм2 % Снижение веса %

1. Древесина (тополь)

1.1 Естественная 8105 5126 36.8 28

1.2 После термообработки 8426 8321 1,3 1,2

Литература

1. Гомонай М. В. Технология переработки древесины. - М.МГУЛ.2002 г.

2. Уголев Б. Н. Древесиноведение и лесное товароведение. М. - Издательство «Акадамия», 2004 г.

3. Ахметова Д. А., Зиатдинова Д. Ф., Темирбаева Р. Ф. Термомодификация древесины при кондуктивном подводе тепла в герметичных условиях. - М. Известия высших учебных заведений. 2005 г.

4. Авторское свидетельство (ЯИ) № 2255857, В27К 5/04, Опубл. 2005.07.10. г.

Перспективы развития сухого порта СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» в рамках расширения международного сотрудничества Смагулов А. Б.

Смагулов Адиль Булатович /Бша^иО А&1 БмШоукЬ - магистр, кафедра логистики и управления транспортными системами, Институт управления и информационных технологий, Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II,

г. Москва

Аннотация: в статье анализируются перспективы развития сухого порта «Хоргос -Восточные ворота». Описывается процесс строительства и развития Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос - Восточные ворота».

Ключевые слова: сухой порт, специальная экономическая зона (СЭЗ).

В соответствии с указом президента Казахстана № 187 от 29 ноября 2011 года образована свободная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос - Восточные ворота».1 Объект с отведенной площадью 5740 га расположен в Панфиловском районе Алматинской области на границе с Китаем. Географическое положение предполагает

1 Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 187 «О создании специальной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота».

35

развитие СЭЗ в качестве крупного логистического и промышленного центра. Проект включен в программу новой экономической политики РК «Н^рлы жол».

В структуру СЭЗ входят: международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС), сухой порт, индустриальная зона, населенный пункт и вспомогательная инфраструктура.

Первые строительные работы на МЦПС начались еще в 2005 году. На сегодняшний день здесь функционируют один гостиничный и четыре торговых комплекса. На территории действует тридцатидневный безвизовый режим, и отсутствуют таможенные пошлины на товары, стоимость которых не превышает 1,5 тыс. евро, а вес 50 кг, ввозимые физическими лицами для личного пользования не чаще одного раза в месяц. Такая схема, хотя и повышает риск злоупотреблений со стороны мелкооптовых торговцев (т. н. «челноков»), закупающих товар для предпринимательской деятельности, не противоречит Таможенному кодексу ТС. Сейчас, по неофициальным оценкам, МЦПС ежедневно посещают от 2 до 5 тыс. покупателей.

Строительство на территории СЭЗ сухого порта происходит с целью расширения транзитных возможностей Казахстана. Порт осуществляет перевалку контейнеров с китайской колеи (1435 мм) на широкую (1520 мм), действующую на постсоветском пространстве. Ввод объекта в эксплуатацию неоднократно откладывался. Первая очередь порта открылась в декабре 2014 года, а в конце июля 2015 г. была получена первая партия контейнеров из Китая. Всего за четыре месяца работы (с августа по ноябрь с. г.) было обработано около 30 тыс. контейнеров при плановых показателях в 200 тыс. контейнеров в 2015-2016 годах.1

Еще одной задачей СЭЗ выступает создание эффективного индустриального парка и привлечение производственных компаний. В этой связи в СЭЗ действуют льготные условия ведения бизнеса, включая отсутствие земельного налога, налога на имущество, корпоративного налога, а также НДС и таможенных пошлин на сырье и детали, завозимые для продукции, используемой и перерабатываемой на территории центра. Такой механизм предусмотрен Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон ТС от 18 июня 2010 года.

На сегодняшний день участниками индустриального парка Хоргоса являются 82 компании - преимущественно резиденты Казахстана. Из зарубежных игроков осторожный интерес проявляют Hewlett Packard, DBSchenker, Toyota, FESCO, BRAVTS, с которыми заключены договора по формированию контейнерных поездов транзитом через станцию Алтынколь и обработкой в Хоргосе. Пока нет данных о намерении иностранных фирм открыть производство в СЭЗ, что, среди прочего, может быть обусловлено неготовностью инфраструктуры.

В сентябре 2015 года Казахстан и Китай подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместному развитию проектов СЭЗ Хоргос и международной логистической зоны ШОС в г. Ляньюньган. Согласно документу, предполагается выделение Пекином 600 млн. дол. прямых инвестиций на финансирование казахстанской части СЭЗ. Документ полностью вписывается в объявленную КНР стратегию экономического пояса Шелкового пути. Он носит рамочный характер, и пока информация о конкретных шагах по его исполнению отсутствует. 2

Завершение строительства инфраструктуры казахстанской части СЭЗ намечено на середину 2016 года, выход сухого порта на полную мощность (4,5 млн. т) - на 2020 год. В Астане ожидают, что это существенно расширит транзитные возможности республики, несмотря на то, что текущие показатели загрузки объекта отстают от плановых, а иностранные компании до сих пор не спешат размещать здесь производственные мощности.

1 Указ Президента РК от 28.01.1998 № 3834 «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года».

2 Государственный портал www.ukimet.kz.

В прессе Казахстана путь через Хоргос нередко называют конкурентом российским железнодорожным магистралям. Утверждение корректно. Россия действительно вкладывает огромные средства в модернизацию Транссиба, но последний рассчитан по большей части на внутренние грузы и транзит из дальневосточных провинций Китая и Кореи, тогда как Хоргос - на товары западного Китая (СУАР). Основной грузопоток Хоргоса идет как на Европу, так и оседает на территории ЕАЭС. Поэтому Казахстан оставляет свой статус главного железнодорожного хаба Центральной Азии. Тем более что другая железнодорожная ветка, связывающая регион с Китаем, также проходит через Казахстан в районе пропускного пункта Достык. Для Пекина же проект означает расширение путей экспорта в соседние страны продукции Синьцзяна - наиболее удаленного от восточных портов китайского района.1

В целом, несмотря на существующие проблемы, наблюдается постепенное становление Хоргоса в качестве ключевого торгового и транзитного портала регионального уровня. «Восточные ворота» претендуют на исполнение в более цивилизованных формах роли, которую ранее в ЦА играли оптовые базары Киргизии. Для России, как рынка в составе ЕАЭС, деятельность СЭЗ потенциально сопряжена с рисками злоупотреблений таможенными льготами, которые, впрочем, могут быть успешно преодолены совместно с казахстанскими партнерами путем обеспечения надлежащего контроля и соблюдения базовых принципов общего таможенного пространства.2

Литература

1. [Электронный ресурс]. Государственный портал. 9.10.2015. URL: http://www.ukime t.kz/ru/novosti/28749-b-sagintaev-predlozWl-ukraiffikim-Mznesmenam-investirovat-v-selskoe-khozyajstvo-rk.html (дата обращения: 14.03.2016).

2. [Электронный ресурс]. Государственный портал. 29.02. 2016. URL: http://www.ak-orda.kz/ru/events/akorda_news/meetings_and_sittings/vstrecha-s-prezidentom-ao-nacionalnaya-kompaniya-kazahstan-temir-zholy-askarom-maminym (дата обращения: 19.03.2016).

3. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК (ГПФИИР), 2010-2014 гг.

4. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 187 «О создании специальной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота».

5. Указ Президента РК от 28.01.1998 № 3834 «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года».

6. [Электронный ресурс] Хоргос — «Восточные ворота» или «чёрная дыра». 26.12.2015 г. URL: http://newsland.com/user/4297848534/content/khorgos-vostochnye-vorota-ili-chiornaia-dyra/4920160 (дата обращения: 16.03.2016).

1 Государственный портал www.ak-orda.kz

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК (ГПФИИР), 2010-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.