Научная статья на тему 'Перспективы развития стратегической обстановки на постсоветском пространстве после 2021 года'

Перспективы развития стратегической обстановки на постсоветском пространстве после 2021 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАТО / ВОЕННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ / СООТНОШЕНИЕ СИЛ / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВА СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александров Михаил Владимирович, Родионов Олег Евгеньевич

Авторами политически оцениваются перспективы развития стратегической обстановки на постсоветском пространстве после 2021 г. и далее. При этом прогнозируется рост военной конфронтации между НАТО и Россией в ряде ключевых точек постсоветского пространства, включая Украину, Молдавию, Грузию и Прибалтику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospects for the Development of the Strategic Environment in the Post-Soviet Space after 2021

The article is devoted to the prospects for the development of the strategic environment in the post-soviet space after the year 2021 and beyond. The authors predict the growth of military confrontation between NATO and Russia in the several key points of the former USSR, including Ukraine, Moldova, Georgia and Baltic States.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития стратегической обстановки на постсоветском пространстве после 2021 года»

УДК 327

Перспективы развития стратегической обстановки на постсоветском пространстве после 2021 года*

Михаил АЛЕКСАНДРОВ Олег РОДИОНОВ

Обострение отношений между Западом и Россией в связи с ситуацией в Сирии стало важным симптомом, подтверждающим прогноз исследователей МГИМО о том, что военно-политическая и стратегическая обстановка в мире будет развиваться в контексте сценария «глобального военно-силового противоборства» западной цивилизации с российской и другими локаль-

ными человеческими цивилизациями (ЛЧЦ). В рамках этого сценария западная цивилизация будет стремиться удержать мировое доминирование в системе международных отношений (МО), в то время как другие ЛЧЦ - российская, китайская, индийская, исламская - будут добиваться создания полицентрич-ной мировой системы [1]. Эти качественные перемены в характере МО

АЛЕКСАНДРОВ Михаил Владимирович - доктор политических наук, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО. SPIN-код: 4911-7330; E-mail: [email protected]

РОДИОНОВ Олег Евгеньевич - заместитель директора Центра военно-политических исследований МГИМО, капитан первого ранга в отставке. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: стратегическое прогнозирование, постсоветское пространство, НАТО, военная конфронтация, соотношение сил, гибридная война, Россия, государства СНГ.

1 Проект долгосрочной стратегии национальной безопасности России с методологическими и методическими комментариями / рук. авт. кол. А. И. Подберёзкин и др. М.: МГИМО-Университет, 2016.

* Статья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда 14-18-02973 «Долгосрочное прогнозирование развития международных отношений».

позволяют говорить о начале формирования в мире такой стратегической обстановки, в которой отчётливо проявляется не только политическое, но и военное противостояние западной ЛЧЦ другим цивилизациям.

Упомянутый сценарий также предусматривает, что главный удар западная ЛЧЦ сконцентрирует на России как наиболее мощном независимом центре силы, способном противостоять Западу в военном отношении, и нанести ему в ходе военного конфликта неприемлемый ущерб. Поэтому основной военно-стратегической целью США и их союзников по НАТО будет являться максимальное ослабление России и по возможности её уничтожение как целостного государственного образования. В то же время добиваться данной цели Запад будет вынужден в условиях существенных объективных ограничений, связанных с существующим в мире балансом сил.

Ключевым элементом этого баланса является наличие паритета в области стратегических ядерных вооружений между Россией, с одной стороны, и США и их союзниками -с другой. Этот паритет препятствует развязыванию против России крупномасштабной войны, поскольку такая война неминуемо приведёт к уничтожению самой западной цивилизации. Между тем предпринимавшиеся США в последнее десятилетие попытки сломать военно-стратегический паритет за счёт создания глобальной системы ПРО

к успеху не привели. Ответные меры России в области модернизации своих стратегических ядерных сил и совершенствования собственной системы ПРО продемонстрировали бесперспективность американских усилий на этом направлении.

Конечно, нельзя ожидать, что США после 2021 г. откажутся от попыток достигнуть решающего превосходства над Россией в военной области. Однако, как отмечают некоторые российские исследователи, на современном уровне развития науки и техники какие-то принципиальные прорывы в военно-технической сфере объективно невозможны и вряд ли будут возможны в первой половине нынешнего столетия. А небольшие постепенные изменения в качестве вооружений не смогут дать решающего преимущества ни одной из сторон, так как могут быть относительно легко нивелированы усовершенствованием вооружений другой стороны [2].

Более того, попытки достигнуть решающего военного превосходства путём бесконечного наращивания количества вооружений и вооружённых сил также обречены на провал. И не только потому, что такое наращивание весьма обременительно для западных экономик, которые и так утрачивают былое экономическое лидерство в мире. Наличие ядерного оружия заведомо нейтрализует любые количественные наращивания конвенциональных сил, причём гораздо более дешёвым способом. Бесконечное наращивание ядерных сил также лишено смысла,

2 Стратегическое прогнозирование международных отношений / под ред. А. И. Подберёзкина, М. В. Александрова. М: МГИМО-Университет, 2016.

так как после определённого уровня ядерный потенциал становится избыточным для решения задачи уничтожения потенциального противника.

Зти объективные ограничения предопределяют форму развития военно-стратегической обстановки после 2021 г. Она будет вынуждать Запад применять нетрадиционные, нестандартные способы ведения войны, подразумевающие дозированное использование военной силы, чтобы избежать эскалации конфликта до уровня региональной, и тем более глобальной войны. Как ещё предсказывал русский военный теоретик Е. Э. Мес-снер, противоборство между США и Россией (СССР) будет протекать не в форме крупномасштабной войны с использованием ядерного оружия, а в форме мятежевойны, или, используя современную терминологию, гибридной войны. Основными способами ведения гибридной войны являются информационно-психологические операции, экономические санкции, использование «пятой колонны» для саботажа и вредительства на территории противника, ди-версионно-террористические акции, мятежи и восстания [3; 4].

Первая стадия гибридной войны против России началась уже в 2014 г. после государственного переворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией. Но в первой половине 2020-х годов она перейдёт

на новый уровень - её размах, масштаб и интенсивность существенно возрастут. По существу, она охватит всё постсоветское пространство и прилегающие регионы. На этом этапе гибридной войны (до 2025 г.) Запад будет стремиться к изменению региональных балансов сил по периметру российских границ в свою пользу, чтобы ограничить военно-политическое влияние России в соседних странах и регионах, равно как и возможности России проецировать силу за пределы своей территории.

На третьем этапе гибридной войны (2025-2035 гг.) целью Запада, в случае успеха на предыдущих этапах, станет перенесение иррегулярных боевых действий на собственно российскую территорию. Наряду с информационно-психологическими операциями, экономическими санкциями и действиями «пятой колонны» внутри страны это должно привести к дестабилизации политической ситуации в России и приходу к власти прозападных кругов, которые и осуществят демонтаж российской государственности.

Таким образом, после 2021 г. постсоветское пространство и прилегающие регионы будут представлять собой арену жёсткого противоборства между Россией и Западом. Военно-стратегический аспект этого противоборства будет состоять в стремлении Запада расширить и укрепить своё военное присутствие в различных районах постсовет-

3 Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е. Э. Месснера / под ред. В. И. Марченкова. М.: Военный университет, Русский путь, 2005.

4 Александров М. В. Сетецентрические войны и подготовка государства к их отражению // Обозреватель-ОЪэегтег. 2016. № 11.

ского пространства, где, во-первых, возможно дальнейшее продвижение НАТО на Восток (Грузия, Азербайджан), а во-вторых, где Россия могла бы предпринять ответные меры по отбрасыванию натовской экспансии. Такими уязвимыми точками в НАТО считают Украину, Молдавию, Грузию и даже Прибалтику.

Зта стратегическая линия отчётливо прослеживается в решениях, принятых на Варшавском саммите НАТО (в июль 2016 г.). Так, в п. 24 натовского коммюнике указывается, что альянс будет поддерживать «право всех наших партнёров на принятие независимых и суверенных решений в выборе своего внешнеполитического курса и политики безопасности».

Причём среди партнёров особо выделяются Армения, Азербайджан, Грузия и Молдавия [5, с. 7]. Понятно, что под «суверенным курсом» понимается сближение этих государств с НАТО вопреки возражениям России.

Ну, а Украина вообще обозначена как главное направление военно-политической экспансии за пределами границ Североатлантического альянса. В заявлении саммита подчёркивается, что Украина «принципиально важна для евроатлантической безопасности». В п. 118 коммюнике говорится, что «сотрудничество между НАТО и Украиной - важная часть вклада Североатлантического союза в усилия... по проецированию ста-

бильности в Евро-Атлантическом регионе и за его пределами». (Следует обратить внимание на новый термин НАТО - проецирование стабильности, который, по сути, является эвфемизмом понятия проецирование влияния или военно-политическая экспансия.)

В коммюнике также приветствуется намерение Украины «укреплять в дальнейшем своё особое партнёрство с НАТО, а также вклад, который она вносила и продолжает вносить в операции под руководством НАТО и Силы реагирования НАТО, защищаясь при этом от агрессивных действий России». Особо выделяется роль недавно созданной литовско-польско-украинской бригады для «повышения оперативной совместимости наших сил», т. е. Украину уже сейчас намеренно готовят для совместных военных действий государств - членов НАТО против России. Альянс также подтверждает свои обязательства добиваться «реинтеграции районов Донецкой и Луганской областей, контролируемых поддерживаемыми Россией боевиками» и возвращения Крыма в состав Украины.

Очевидно, что все эти заявленные цели делают военный конфликт между НАТО и Россией на территории Украины неизбежным.

С Украиной напрямую связана активность НАТО в Молдавии. Обе эти страны рассматриваются НАТО как единый стратегический район (фронт), действия на котором будут

5 Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 г. // URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169. htm?selectedLocale=ru

управляться из Румынии. При этом группировка российских войск в Приднестровье является определённым препятствием для реализации натовских планов в Молдавии и на Украине. Поэтому НАТО, ещё со времён саммита в Уэльсе (2014 г.) проводит политику по втягиванию Молдавии в свои структуры. НАТО, как указывается в п. 116 коммюнике, оказывает поддержку военной реформе, «направленной на укрепление потенциала вооружённых сил Молдовы и оборонного сектора страны» [5, с. 34]. Укрепление военного потенциала Молдавии необходимо НАТО для подавления сил обороны Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и базирующегося там российского миротворческого контингента без прямого участия войск НАТО в условиях блокады Тирасполя со стороны Украины.

Важная роль в антироссийской стратегии НАТО отводится Грузии. Брюссель сохраняет открытым вопрос о членстве Грузии в альянсе, а также поддерживает усилия Тбилиси по насильственной реинтеграции Абхазии и Южной Осетии в состав Грузинского государства. В Грузии приступил к работе Объединённый центр НАТО по учебной подготовке и оценке, который помогает совершенствовать грузинский военный потенциал. На саммите в Варшаве НАТО подтвердила свои обязательства и дальше предоставлять ресурсы для укрепления грузинских вооружённых сил.

В п. 112 коммюнике отмечается, что альянс согласовал с Грузией дальнейшие способы оказания военной помощи. Прежде всего это касается развития противовоздушной обороны и воздушного наблюдения,

а также учебной подготовки, учений и совершенствования стратегических коммуникаций. Одним словом, Грузию продолжают готовить как потенциальный военный плацдарм, который в нужный момент может быть оперативно задействован для развёртывания сил НАТО.

В заявлении саммита НАТО также озвучены методы, которые уже применяются и будут применяться для достижения заявленных целей.

В п. 6 натовского коммюнике, в частности, отмечается, что альянс должен «сохранять свою способность к реагированию на кризисы за пределами своих границ и продолжать активное участие в проецировании стабильности и укреплении международной безопасности посредством работы с партнёрами и другими международными организациями» [5, с. 2], т. е. речь идёт о военно-политической экспансии как невоенными средствами («работа с партнёрами»), так и путём проецирования силы при помощи угроз, запугивания, шантажа, давления, а в случае необходимости и возможности - прямого военного вмешательства в кризисные ситуации на постсоветском пространстве.

Для реализации второго способа военно-политической экспансии НАТО будет неуклонно наращивать свои военные силы вдоль российских границ в Восточной Европе, а также в бассейне Балтийского и Чёрного морей. В этом направлении уже предпринят ряд мер, которые, в частности, включают:

- создание восьми многонациональных подразделений по интеграции сил НАТО на территории восточноевропейских членов альянса

в целях подготовки войск и принятия подкреплений, когда потребуется;

- расширение способности НАТО к наращиванию сил в Восточной Европе посредством новых проектов по развитию инфраструктуры и повышенной гибкости при быстрых перебросках войск по территории государств;

- увеличение числа и масштаба военных учений, в том числе у российских границ;

- усиление постоянных военно-морских сил НАТО и придание им дополнительных средств;

- обеспечение готовности к работе штаба многонационального корпуса «Северо-восток», расположенного в Польше, и создание штаба многонациональной дивизии «Юго-восток» в Румынии, задача которых состоит в управлении подразделениями по интеграции сил НАТО.

Особо следует выделить следующие моменты: НАТО сосредоточивает свои военные усилия на двух направлениях: северо-восточном и юго-восточном. (Для России это будет соответственно северо-западное и юго-западное.) Основным будет северо-восточное направление, с Польшей в качестве основной базы сосредоточения натовских сил и странами Прибалтики как дополнение. А вспомогательным - юго-восточное направление, где ключевым государством развёртывания является Румыния.

Так, в п. 40 коммюнике указывается, что НАТО решила создать «усиленное присутствие» в Эстонии, Латвии, Литве и Польше, которые специально определяются как «передовой район». Причём с начала

2017 г. «усиленное присутствие в передовом районе будет обеспечено многонациональными силами, выделенными рамочными государствами и другими странами НАТО, вносящими вклад на добровольной, устойчивой и ротационной основе, её будут составлять четыре батальонные тактические группы, которые будут вести согласованные действия вместе с национальными силами, постоянно присутствующими в этих странах и поддерживаемые надёжной стратегией усиления».

Контингенты для размещения в передовом районе выделят Канада, Германия, Англия и США.

В п. 41 говорится о намерении НАТО создать «адаптированное присутствие в передовом районе в юго-восточной части территории Североатлантического союза». Это включает «инициативу Румынии по созданию многонациональной рамочной бригады», чтобы «содействовать совершенствованию интегрированной учебной подготовки частей и подразделений стран НАТО, относящихся к штабу многонациональной дивизии "Юго-восток"». Также будут рассмотрены варианты усиления военно-воздушного и военно-морского присутствия НАТО на Чёрном море [5, с. 13-14]. Последнее будет иметь важную роль для военной поддержки Грузии, что сделает её положение менее зависимым от позиции главной опоры южного фланга НАТО - Турции.

Таким образом, на начало 2020-х годов вырисовывается стратегическая конфигурация, когда России будут противостоять две ударные группы НАТО на северо-западном и юго-западном направлениях. Численность и оснащённость этих

групп к тому времени значительно возрастёт. Они будут опираться на поддержку соседних натовских стран, хотя основной ударный контингент будут составлять войска Польши и Румынии, а также англосаксонских стран (Соединённых Штатов Америки, Англии, Канады) и Германии. Менее вероятно участие в этих контингентах значительных формирований французов, итальянцев и малых стран Европы, включая восточноевропейцев (болгар, венгров, чехов и словаков). Желание этих стран участвовать в войне с Россией является минимальным. Важную роль будет играть позиция Турции, которая, скорее всего, также воздержится от участия в военных приготовлениях против России при условии, что в Турции останется у власти Эрдоган или его преемник. Если же в Анкаре возобладает антироссийский курс, то Грузия также может превратиться в передовой район для развёртывания натовских войск, которые получат снабжение не только по Чёрному морю, но и через территорию Турции.

В этой стратегической конфигурации степень военной уязвимости России может быть разной в зависимости от контрдействий Москвы.

Понятно, например, что сохранение Украины в сфере влияния Запада коренным образом ухудшит стратегическую ситуацию вокруг России. Это будет означать возможность реальной блокады и удушения Приднестровья, а также развёртывание украинскими националистическими бандами диверсионно-тер-рористической войны в Крыму и других приграничных районах Российской Федерации. Причём от-

ветное применение силы Россией будет сдерживаться мощной натовской группировкой в Румынии и на Чёрном море.

Такая стратегическая обстановка намного облегчит развёртывание диверсионно-террористической войны также и на Северном Кавказе с территории Грузии. К тому же Грузия будет в полной мере подключена к экономической и транспортной блокаде российского союзника Армении, принуждая последнюю при поддержке Запада отказаться от оборонного союза с Россией. Расчёт будет делаться на то, что после разрыва этого союза Армения окажется беззащитной и под давлением Запада и Турции будет вынуждена пойти на сдачу Нагорного Карабаха Азербайджану. В обмен на эту ценную услугу Азербайджану придётся дать согласие присоединиться к западной коалиции в той или иной форме и открыть НАТО дорогу к Каспию через Грузию.

Таким образом, НАТО получит возможность перекрыть (или по крайней мере существенно затруднить) российские коммуникации с Ираном по Каспийскому морю. В этих условиях возможности Москвы по оказанию Ирану военной помощи в случае агрессии США и их союзников против этой страны будут серьёзно ограничены. А это, в свою очередь, сделает военный разгром Ирана или его принуждение к капитуляции перед Западом вполне осуществимой задачей. После этого стратегическая ситуация на южных рубежах постсоветского пространства станет для России катастрофической. Запад получит все возможности для военно-политического давления на стра-

ны Центральной Азии, включая Казахстан, с целью их перетягивания в свою сферу влияния. Неподатливые режимы будут свергаться при помощи «цветных революций» в сочетании с диверсионно-террористической войной с сопредельных территорий - Афганистан, Иран, Азербайджан.

На северо-западном направлении следует ожидать активизации подрывных действий НАТО против Калининградской области, не исключая в перспективе её полную экономическую блокаду. Затем, используя недовольство населения ухудшением своего экономического положения, Запад будет пытаться сформировать в Калининграде прозапад-

ную «пятую колонну», стремящуюся отделить область от России под броским лозунгом вступления в Евросоюз. На определённом этапе сепаратисты начнут получать вооружённую поддержку из Литвы, которая уже высказывалась в пользу отторжения Калининграда. Следует учитывать, что у Литвы есть успешный опыт проведения спецоперации по аннексии Мемеля (Клайпеды) после Первой мировой войны. Попытки же Москвы оказать воздействие на Литву будут ограничены тем, что эта страна является членом НАТО, а соотношение сил на границах Калининградской области к тому моменту уже не будет в пользу России как сегодня.

Следует понимать, что основные контуры будущей стратегической обстановки вокруг России закладываются уже в настоящее время. И улучшить эту стратегическую конфигурацию Москва сможет только в том случае, если уже сейчас начнёт проводить активную линию по вытеснению западного влияния из ключевых районов постсоветского пространства.

Главным направлением здесь является решение украинского вопроса. Представляется, что следование инерционному сценарию не позволит России решить украинский вопрос в желательном направлении в столь короткие сроки. Киевский режим, опирающийся на террор и запугивание населения и пользующийся поддержкой Запада, не может быть устранён естественным путём в ходе демократических процедур. Для этого потребуются активные наступательные действия, в том числе силового характера. По сути, Россия стоит перед выбором одного из двух вариантов: либо реализация проекта «Новороссия», с обеспечением контроля над всем Черноморским побережьем Украины, вплоть до границы с Приднестровьем, либо взятие Киева войсками ДНР и ЛНР с переходом всей Украины в российскую сферу влияния.

У России, кроме того, должен быть план в отношении Грузии, который вводится в действие в случае продолжения наращивания западного военного присутствия на территории этой страны. Здесь имеется несколько вариантов действий (обсуждение этих вариантов выходит за пределы формата настоящей статьи).

Аналогичный план должен быть и в отношении стран Прибалтики. России необходимо создать подавляющее военное превосходство в этом регионе (тем более что география позволяет это сделать) и дать ясно понять

НАТО, что в случае угрозы Калининграду неминуемо введёт войска в Прибалтику.

Если же брать ситуацию в целом, то главная задача России должна состоять в том, чтобы не дать Западу утвердиться в военно-политическом отношении в прилегающих к России государствах СНГ, чтобы не допустить создания здесь плацдармов для давления на Россию и перенесения на её территорию иррегулярных боевых действий с опорой на эти плацдармы.

В контексте этой задачи нельзя допустить дестабилизации союзников и перевода их под контроль Запада, а с другой стороны, важно дестабилизировать прозападные режимы, предоставляющие свою территорию для антироссийских действий.

Библиография • References

Александров М. В. Сетецентрические войны и подготовка государства к их отражению // Обозреватель-ОЬзегтег. 2016. № 11. С. 109-118. [Aleksandrov M. V. Setecentricheskie vojny i podgotovka gosudarstva k ih

otrazheniju // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 11. S. 109-118] Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 г. // URL: http://www. nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru [Zajavlenie po itogam vstrechi na vysshem urovne v Varshave. Obnarodovano glavami gosudarstv i pravitel'stv, uchastvujushhimi v zasedanii Severoatlanticheskogo soveta v Varshave 8-9 ijulja 2016 g. // URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/ official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru] Проект долгосрочной стратегии национальной безопасности России с методологическими и методическими комментариями / рук. авт. кол. А. И. Подберёзкин и др. М.: МГИМО-Университет, 2016. - 88 c. [Proekt dolgosrochnoj strategii nacional'noj bezopasnosti Rossii s metodologicheskimi i metodicheskimi kommentarijami / ruk. avt. kol. A. I. Podberjozkin i dr. M.: MGIMO-Universitet, 2016. - 88 s.] Стратегическое прогнозирование международных отношений / под ред. А. И. Подберёзкина, М. В. Александрова. М: МГИМО-Университет, 2016. -743 c.

[Strategicheskoe prognozirovanie mezhdunarodnyh otnoshenij / pod red.

A. I. Podberjozkina, M. V. Aleksandrova. M: MGIMO-Universitet, 2016. - 743 s.] Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е. Э. Месснера / под ред. В. И. Марченкова. М.: Военный университет, Русский путь, 2005. - 696 с. [Hochesh' mira, pobedi mjatezhevojnu! Tvorcheskoe nasledie E. Je. Messnera / pod red. V. I. Marchenkova. M.: Voennyj universitet, Russkij put', 2005. - 696 s.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.