Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА / РАБОТНИКИ / ЭКОНОМИКА / РАБОТОДАТЕЛИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / КОЛЛЕКТИВНО ТРУДОВЫЕ СПОРЫ / ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева Е.О., Ивлиев П.В.

В данной статье рассматриваются объективные трудности, которые препятствуют формированию в России социального партнерства в сфере труда, как полноценного института гражданского общества. В настоящем исследовании подробно анализируется комплекс мер, в случае реализации которых можно будет утверждать о качественном переходе взаимоотношений между работниками и работодателями на всех уровнях социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE FIELD OF LABOR IN MODERN RUSSIA

This article discusses the objective difficulties that prevent the formation of social partnership in Russia in the sphere of labor, as a full-fledged institution of civil society. This study analyzes in detail a set of measures, if implemented, it will be possible to assert a qualitative transition in the relationship between employees and employers at all levels of social partnership.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_37

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF LABOR IN MODERN RUSSIA

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса, Академия ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса, Академия ФСИН России

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Institute

at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются объективные трудности, которые препятствуют формированию в России социального партнерства в сфере труда, как полноценного института гражданского общества. В настоящем исследовании подробно анализируется комплекс мер, в случае реализации которых можно будет утверждать о качественном переходе взаимоотношений между работниками и работодателями на всех уровнях социального партнерства.

Abstract: This article discusses the objective difficulties that prevent the formation of social partnership in Russia in the sphere of labor, as a full-fledged institution of civil society. This study analyzes in detail a set of measures, if implemented, it will be possible to assert a qualitative transition in the relationship between employees and employers at all levels of social partnership.

Ключевые слова: Социальное партнерство в сфере труда; работники, работодатели; экономика, органы государственной власти, гражданское общество, профессиональные союзы, коллективно трудовые споры, заработанная плата, уровни социального партнерства.

Keywords: Social partnership in the sphere of labor; workers, employers; economy, public authorities, civil society, trade unions, collective labor disputes, wages, levels of social partnership.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Перспективы развития социального партнерства в сфере труда в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 37-40. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_37.

For citation: Ananyeva E. O., Ivliev P. V. Prospects for the development of social partnership in the sphere of labor in modern Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 37-40. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_37.

Статья поступила в редакцию: 19.03.2023

Введение. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации в статье 1 устанавливает, что Россия есть демократическое правовое государство, а статья 8 содержит положение о гарантии свободы экономической деятельности, что постулирует наличие в нашем государстве именно рыночной экономики. Для более полномасштабного функционирования рыночной экономики необходимо иметь полноценно развитое гражданское общество со всеми его институтами. Именно социальное партнерство в сфере труда является неотъемлемым атрибутом развитого гражданского общества, что в свою очередь призвано улучшить взаимодействие между работниками и работодателями, а также обеспечить и защитить их права и интересы. На сегодняшний день в эпоху международных санкций введенных против России вопросы занятости населения, роста заработанной платы стоят очень остро.

Цель исследования. В рамках настоящего исследования авторы предприняли попытку выявить основные препятствия и трудности в сфере развития института социального партнерства в Российской Федерации. На основе проанализированных объективных проблем развития социального партнерства также предложены эффективные механизмы совершенствования системы социального партнерства в нашем государстве.

Методы исследования. В данном исследовании применялся формально-правовой метод и сравнительно-исторический метод. Посредством формально-правового метода проводился анализ текущего положения российского законодательства, и выявлялись его слабые стороны, требующие коррекции. А посредством сравнительно-исторического метода проводился, исследовались способов и методов развития института социального партнерства в зарубежных странах.

Для полного понимания темы настоящего исследования необходимо раскрыть общее положение о социальном партнерстве. Трудовое законодательство содержит легальное определение данной дефиниции, в соответствии с которым социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отноше-

ний и иных непосредственно связанных с ними отношений[1]. По факту отношения социального партнерства необходимы для улучшения взаимодействия между работодателями и работниками, касаемые индексации заработанной платы, предоставления социальных гарантий и многого другого. А сторонами социального партнерства выступают работники и их представители, то есть профессиональные союзы, а их контрагентами выступают работодатели и из представители объединения работодателей. Также в социальном партнерстве в сфере труда могут участвовать и органы власти, в том числе и Правительство Российской Федерации в особенности, если речь идет о федеральном уровне взаимодействия.

Необходимо отметить, что решение проблем социального партнерства в сфере труда лежит в плоскости развития экономики в целом и укрепления полноценного гражданского общества вообще. Речь идет о том, что по своей сути социальное партнерство в сфере труда является достоянием и даже привилегией развитого общественного организма. Социальное партнерство - категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализации социальных партнеров[2]. И полноценно работать данный механизм может только в условиях спокойного течения рыночных отношений и стабильного общества. Решая проблемы социального партнерства в сфере труда необходимо начинать данный процесс именно с создания для этого экономических и социальных условий. Надо отметить, что, по мнению многих аналитиков в области финансового сектора и народного хозяйства на сегодняшний день мир вступает в эпоху серьезного экономического кризиса. Все это создает серьезные затруднения в области проведения реформы социального партнерства в сфере труда.

Культура развития социального партнерства в России зародилась относительно не давно. Речь идет о том, что в советский период хоть и существовали планы по социальному развитию на заводах и фабриках, однако назвать их полноценным социальным партнерством, сравнимым с капиталистическим форматом было все-таки нельзя. Основу советского высоконравственного общества составляло моральное единство всех членов общества. Поэтому говорить о рыночной экономической модели взаимодействия работников и работодателей не приходилось. В постсоветской действительности в нашем государстве основным актором в сфере социального партнерства оставалось государство, а с учетом сложной социально-экономической обстановки приснопамятных 90-ых формировать полноценное гражданское общество с хорошо развитыми институтами, одним из которых является социальное партнерство в сфере труда не приходилось. Именно в этот период зарождалась культура социального партнерство со всеми его проблемами и атрибутами.

Первой такой проблемой является отсутствие сильных профессиональных союзов. Практика показывает, что существующие профсоюзы либо откровенно слабы и не могут в полной мере защищать интересы работников, либо же занимают откровенно конформистские позиции. Акции, организуемые профсоюзами как правило не приводят к радикальному изменению обстановке во взаимодействии работников и работодателей. Да и вообще акций протеста в российской действительности воспринимаются обществом как что-то исключительное. Другое дело во Франции где не редки многомиллионные митинги. Так, например профсоюзы во Франции обещают остановить экономику Франции. В конце марта 2023 года уже стартовало бессрочная забастовка сотрудников атомных электростанций, что может привести к ужасающим последствиям для промышленности Франции. Также необходимо отметить, что слабые позиции профсоюзов на предприятиях разных уровнях в России неспособны полноценно защищать интересы работников. Непродуманные реорганизации, например, объединение профорганизаций, нередко приводят к потери контактов профессиональных союзов с рядовыми членами и местными структурами.

Вторая проблема проявляется в том, что для большинства работников такие понятия как гражданское общество, правовое государство, правовая культура являются чем-то иллюзорным и никак не реальным. Это находит свое выражение в первую очередь в низкой правовой культуре и гражданского сознания. Большинство граждан надеются на какие-то структуры в лице государства или еще кого-то кто их защитит, но только не на самих себя. А это в свою очередь свидетельствует о фактическом отсутствии гражданского общества в стране. А если гражданское общество фиктивно продекларировано и существует только на словах или на бумаге, то не получится говорить о полноценном социальном партнерстве. Практика развития исследуемого нами института в зарубежных странах показывает, что эволюция институтов гражданского общества и становление процессов регулирования социально-трудовых отношений посредством социального партнерства являются полностью взаимозависимыми и взаимодополняющими.

Третьей проблемой является тот факт, что социальное партнерство как особый инструмент регулирования трудовых отношений должен зиждется на равных по силе сторонах. В данной ситуации речь идет о равенстве возможностей противостояния другой стороне в случае возникновения противоречий.

Четвертой проблемой выступает несовершенный механизм реализации условий прописанных в договорах. Необходимо отметить, что любые комиссии являются только лишь совещательными структурами и не имеют инструментов урегулирования процедуры исполнения соглашений. Так, например, в условиях двусторонних или трехсторонних переговоров профсоюзы выдвигают требования об увеличении заработанной платы, а работодатели пытаются их убедить в том, что в связи со сложной финансовой ситуацией повышать оплату труда не получится. Достигнутые компромиссы, как правило, не удовлетворяют ни одну из сторон.

Пятая проблема выражена в достаточно слабом правовом поле. Конфликты между работниками и работодателями являются очень частым явлением. Например, в период экономического роста предприятия тратят средства на выплаты дивидендов своим акционерам, и приобретают новые активы или иной капитал, а соответственно заработанные платы идут выше роста инфляции. А вот эпоху экономического спада предприниматели начинают перекладывать заботу о работниках на государство. При этом надо понимать, что даже если эффективность труда работников возрастет, то модель поведения работодателя вряд ли изменится.

Основное направление деятельности государства по развитию института социального партнерства в сфере труда является перенос под ответственность бизнеса решения трудностей и проблем социума в условиях дефицита государственных ресурсов. Как было отмечено выше

институт социального партнерства уже очень давно существует в развитых странах, а наше государство ощутило необходимость полноценного развития данного института только в эпоху финансово-экономического кризиса 2008 года. За короткий период с этого времени и по сегодняшний день сложно ожидать кардинальных улучшений в этой сфере так как, все это время России находилась под последствиями данного кризиса, а потом ситуация усугубилась международными санкциями и пандемией коронавируса, что продолжает препятствовать полноценному развитию в исследуемой сфере.

Для проведения полноценной реформы системы социального партнерства необходимо осуществить соответствующий комплекс мер.

Во-первых такой мерой будет являться необходимость осуществления совершенствования законодательства и инструментов его исполнения

В первую очередь, необходимо улучшить механизмы контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве. Недостаточное внимание к этому вопросу приводит к нарушениям прав работников и негативно влияет на отношения между работодателями и профсоюзами.

Также важно улучшить законодательство в области коллективных трудовых споров. В настоящее время, процедуры разрешения трудовых споров достаточно сложны и длительны по времени, что часто приводит к конфликтам между сторонами социального партнерства. Необходимо сокращение сроков разрешения трудовых споров и упрощение процедур.

Следует отметить, необходимость усиление ответственности за нарушения законодательства о социальном партнерстве. Недостаточное наказание за нарушения прав работников и несоблюдение законодательных норм по социальному партнерству приводит к повторению нарушений и отрицательно влияет на отношения между сторонами социального партнерства.

В целом, совершенствование правового поля социального партнерства и механизмов исполнения законов является важным шагом для улучшения отношений между работодателями и профсоюзами, обеспечения соблюдения прав работников и создания благоприятной рабочей среды. Развитие социального партнерства является одним из ключевых факторов для устойчивого развития экономики и общества в целом.

Во-вторых необходимо осуществить комплекс мер, связанных с повышением статуса органов социального партнерства на федеральном уровне. Повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне позволяет им более эффективно участвовать в разработке законодательных актов, касающихся трудовых отношений, защиты прав граждан и развития предпринимательства. Это способствует повышению качества законодательства и улучшению условий труда и жизни граждан. Таким образом, повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне является важным шагом в развитии социального партнерства в России. Он позволит улучшить сотрудничество между работодателями, работниками и государством, повысить качество законодательства и улучшить условия труда и жизни граждан.

В-третьих развитие социального партнерства должно происходить не только на федеральном уровне, но и на иных уровнях социального партнерства. Так, например, в последние годы все большее значение приобретает межрегиональное социальное партнерство, которое представляет собой сотрудничество между работодателями, работниками и государством на уровне федеральных округов. Межрегиональное социальное партнерство является важным инструментом развития экономики и социальной сферы на региональном уровне. Оно способствует установлению справедливых условий труда, повышению эффективности производства и улучшению качества жизни граждан в каждом регионе. Поэтому развитие межрегионального социального партнерства должно стать приоритетным направлением государственной политики в области трудовых отношений и социальной защиты населения.

В-четвертых, необходимо понимать, что существуют и другие, более низкие уровни социального партнерства в сфере труда, к которым можно отнести территориальный уровень системы социального партнерства. Это означает сотрудничество между работодателями, работниками и государством на муниципальном уровне и на межмуниципальном уровне. Данный вид социального партнерства означает сотрудничество между представителями местных органов власти, работодателями и работниками. Оно направлено на решение важных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, социальной защитой населения и развитием предпринимательства на муниципальном уровне. Этот вид партнерства носит принципиальное важное значение, так как на нем происходит непосредственное взаимодействие работников и работодателей, что в принципе является выражением гражданского общества и решением проблем работников в целом.

Развитие территориального уровня системы социального партнерства имеет ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет более точно учитывать специфику каждого региона и муниципального образования. Во-вторых, это позволяет решать проблемы на местном уровне, что более эффективно и оперативно. В-третьих, это способствует развитию гражданского общества на местном уровне и повышению уровня доверия между работодателями, работниками и местными органами власти.

Развитие территориального уровня системы социального партнерства является важным направлением государственной политики в области трудовых отношений и социальной защиты населения. Оно способствует установлению справедливых условий труда, повышению эффективности производства и улучшению качества жизни граждан в каждом регионе.

В-пятых необходимо осуществлять укрупнение отраслевого уровня, то есть сокращения числа отраслевых секторов за счет расширения сферы их влияния. Этот подход используется для упрощения управления экономикой и повышения ее эффективности.

Одним из примеров укрупнения отраслевого уровня является создание так называемых "холдингов". Холдинг - это объединение нескольких компаний, работающих в разных секторах экономики, под единой управляющей структурой. Таким образом, компании получают возможность снизить затраты на управление и улучшить координацию своих действий.

Укрупнение отраслевого уровня также может происходить путем реорганизации производства. Например, компания может объединить

несколько заводов, занимающихся производством разных продуктов, в один большой завод, который будет выпускать все эти продукты.

Преимущества укрупнения отраслевого уровня очевидны. Ими являются:

— снижение издержек на управление и координацию действий компаний;

— повышению эффективности производства, так как компании могут обмениваться знаниями и технологиями;

— позволяет компаниям более точно реагировать на изменения в экономической ситуации;

— снижение затрат на производство и повышение его эффективности.

Необходимо отметить, что укрупнение отраслевого уровня не лишено и недостатков. Это может привести к сокращению рабочих мест, так как компании могут объединяться для снижения затрат на персонал. Более того это может привести к монополизации рынка, что может негативно сказаться на потребителях. Также это может привести к снижению инноваций и развития новых технологий.

В целом, укрупнение отраслевого уровня - это важный инструмент управления экономикой. Он позволяет компаниям повышать свою эффективность и конкурентоспособность, а также снижать издержки на управление. Однако, при реализации этого подхода необходимо учитывать его недостатки и балансировать между выгодами и рисками.

В-шестых необходимо конкретизировать договорные обязательства на локальном уровне - это процесс уточнения и детализации условий договора между двумя или более сторонами на местном уровне. Этот подход позволит повысить эффективность выполнения договорных обязательств и снизит риски возникновения конфликтов.

В-седьмых необходимо развивать правовую культуру в области социального партнерства. Работники должны знать свои права и обязанности, а работодатели и профсоюзы должны иметь четкое понимание законодательных норм и уметь применять их на практике.

В-восьмых необходимо обеспечить эффективный баланс между органами власти и предприятиями. Взаимодействие государства и бизнеса играет важную роль в становлении и развитии целостности, инновационности и прогрессирования национальной экономики [3].

Заключение. Необходимость решения проблем социального партнерства в сфере труда назрела достаточно давно. И на сегодняшний день с учетом сложившийся международной обстановки, в которой отечественная экономика претерпевает санкционное давление существует плодородная почва по решению проблем и в исследуемой сфере. Решения, которые необходимо предпринять государству должны затрагивать всех участников социального партнерства в сфере труда. Диалог между работниками и работодателями должен представлять не какое-то фиктивное взаимодействие, находящее свое выражение только лишь на бумаге, а реальное сотрудничество всех социальных партнеров. На данный момент времени существует объективная возможность устранения существенных проблем в совершенствовании социального партнерства и радикального повышения эффективности его использования.

Библиогра фия:

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

2. Рашидова А.И. «Социальное партнерство в сфере труда как категория зрелой рыночной экономики» // Вопросы структуризации экономики, № 3, 2012 г.,

С.226-227.

3. Сутягин А.С. «Социальное партнерство, взаимодействие государства бизнеса в России» // Сборники конференций НИЦ социосфера, № 33, 2015 г., С:68-

70.

References:

1. "Labor Code of the Russian Federation" dated 30.12.2001 N 197-FZ.

2. Rashidova A.I. "Social partnership in the sphere of labor as a category of a mature market economy" // Issues of structuring the economy, No. 3, 2012, pp.226-227.

3. Sutyagin A.S. "Social partnership, interaction of the state of business in Russia" // Collections of conferences of SIC Sociosphere, No. 33, 2015 G., With:68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.