Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ЭТИКА БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков А.В.

Статья посвящена анализу социально-этического маркетинга в России и тенденций его развития. В частности, анализ особенностей функционирования социально-этического маркетинга, а также проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия в отношении социально-этического маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL-ETHICAL MARKETING IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of social and ethical marketing in Russia and its development trends. The analysis of the features of the functioning of social and ethical marketing, as well as the problems that Russian enterprises face in relation to social and ethical marketing.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ»

5. Очень лёгкий и очень трудный материал не создает интереса. Обучение должно быть тяжелым, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа занимающего, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная заинтересованность и участие самого педагога с большой силой влияет на ученика, на его отношение к предмету.

Использованные источники:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. №144-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ).

2. Буйлова, Л. Н. Особенности анализа дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Проблемы современного образования. - 2007. - № 51. - С. 200-208.

3. Малыхина, Л.Б. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области / Н.Н. Жуковицкая, Н.П. Царева, И.В. Дикун, Л.Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. - М.: «Витязь-М», 2006. - №11. - С. 7 - 15.

4. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. - Утверждена Приказом Министра образования и науки российской федерации от 16 апреля 2007 года.

5. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области. / Решение коллегии Минобразования РФ от 25 ноября 1997 г. №14.

УДК 339.138

Беляков А.В. магистрант

кафедра маркетинга, экономики предприятия и организаций

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов

Belyakov A. V., Master of Marketing, Department of Marketing Enterprise Economics and Organizations, Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Saratov

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL-ETHICAL MARKETING IN RUSSIA.

Аннотация: статья посвящена анализу социально-этического маркетинга в России и тенденций его развития. В частности, анализ особенностей функционирования социально-этического маркетинга, а

также проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия в отношении социально-этического маркетинга.

Abstract: The article is devoted to the analysis of social and ethical marketing in Russia and its development trends. The analysis of the features of the functioning of social and ethical marketing, as well as the problems that Russian enterprises face in relation to social and ethical marketing.

Ключевые слова. также Конкурентоспособность среднем, услуги, этика бизнеса, социально-этический маркетинг.

Keywords. Competitiveness, service, ethics of business, socio-ethical marketing.

В современных условиях получил развитие социально-этический маркетинг, что связано с ориентацией отечественной экономики на социальную защищенность населения страны. К тому в практику введения бизнеса вошло такое понятие, как этика бизнеса.

По мнению ряда, ученых понятие «этика бизнеса» в будущем должно стать главной составляющей в организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

На данный момент происходят поэтапные изменения в реализации бизнеса и поэтому важно быстро адаптироваться к меняющимся условиям на рынке. В этой связи предприятия вынуждены уделять достаточно серьезное внимания формированию и развитию маркетинговых инструментов и их социальной составляющей. Мировые тенденции развития, такие как глобализация, обострение конкуренции, важность охраны природы, индивидуальный подход к клиенту объясняют необходимость развития социально-этического маркетинга. 166 Концепция развития социально-этического маркетинга входит в общую концепцию холистического (целостного) маркетинга и руководствуется не просто удовлетворением потребностей индивидов, но и улучшением благосостояния всего социума. Концепция социально-этического маркетинга призвана решить социальные и этические проблемы ведения бизнеса. 167

В развитых странах при ведении бизнеса огромная роль уделяется развитию маркетинга, ориентации на удовлетворение потребностей клиента и реализации социально-этического поведения. 168

Современные государства все большее внимание уделяют социальной сфере и обеспечивают, с точки зрения закона, предприятия соответствующей рекламной поддержкой. В настоящее время в России при всех мировых тенденция развития социального маркетинга остаются нерешенными проблемы существующей коррупции. Предприятие зачастую уделяет

166 Recep Yucel, Halil Elibol Globalization and International Marketing Ethics Problems // International Research Journal of Finance and Economics, issue 26 (2009) http://www.eurojournals.com/finance.htm

167 Abela A., Murphy P. Marketing with integrity: ethics and the service-dominant logic for marketing // Journal of Academy of Marketing Science, issue3б(200S)http://www.ethicsbasedmarketing.net/articles/artices19_S_200S/Marketing%20with%20Integrity.pdf

168 Бейкер M. Маркетинг. - СПб: Питер, 2002. - 1200 с.

большее время не развитию социальной направленности бизнеса, а использует свои финансовые средства, чтобы обойти закон, при этом, нарушая маркетинговые принципы ведения бизнеса. Однако, при ведении этического бизнеса возникают ряд достаточно сложных вопросов. Довольно трудно определить линию между проведением существующей маркетинговой политики и неэтичным бизнесом. В России, если можно так выразиться, процветает неэтичный бизнес. Некоторые предприятия используют СМИ для заблуждения потребителей. Цены на некоторые товары не соответствуют качеству этого товара. Для выживания в современных рыночных условиях некоторые компании прибегают к нечестным методам борьбы с конкурентами. 169

Отметим несколько способов проведения несоциального и неэтичного маркетинга. Во-первых, некоторые компании используют метод ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация понимается как, процесс взимания с клиента наибольшей цены, за которую он готов отдать свои денежные средства. Примером ценовой дискриминации можно отнести довольно популярные случаи реализации авиабилетов компаниями по разной стоимости. Стоимость варьируется от дня, времени перелета, сроков в которые покупается билет и т.п. Цена, при приобретении билета за день до вылета будет, также существенно, отличатся от приобретения его за две недели до полета. Очень часто встречается ситуация, при которой стоимость билетов зависит от местоположения. Так, к примеру, цена на билет Саратов -Самара сейчас практически не отличается от стоимости билетов Саратов -Москва, при этом протяженность пути от Саратова до Самары в 2 раза меньше, чем до Москвы. Этот факт и указывает на то, что в данной экономической отрасли не существует конкурентная борьба.

Следующим проявлением недобросовестной политики социально-этического маркетинга является антисоциальная реклама и продвижения несоответствующей продукции. К примеру, реализация рекламной компании алкогольной и табачной продукции. Это в свою очередь провоцирует общество к нездоровому образу мышления. Большое влияние в современном мире оказывает интернет-реклама. Такая реклама становится все более доступной, но по своей сущности она неэтична. Потребителями такой рекламы очень часто становятся маленькие дети и подростки, чье сознание не готово к восприятию такой рекламы.

Проведенное обследование показало, что на предприятиях должным образом не уделяется внимание товарной политике. Предприятия часто пренебрегают безопасностью, дают неточную или искаженную информацию о товаре и не заботятся о последствиях или бездействиях в отношении окружающей среды. 170 Так, к примеру, ситуации с ненадлежащим

169 Голодец Б. М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. - №6

170 Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалин Л. Н. Маркетинг. - СПБ: Питер. - 2004. - 400 с.

качеством изготавливаемой продукции может означать что, предприятия используют вредные для здоровья человека материалы и комплектующие. Например, содержание разного рода добавок и усилителей вкуса отрицательно сказывается готовой продукции, а также на здоровье потребителей. Проблема усугубляется тем, что потенциальный потребитель часто не обращает внимание на эти факторы при покупке товара. В некоторых западных странах на этот счеты введены запреты на производство вредных добавок и красителей. Существует также практика запланированного устаревания товара. При этом многие предприятия производят продукцию с заранее плохим качеством, тем самым сознательно создают спрос. Предприятие заинтересованно в постепенном устаревании товаров, тем самым обеспечивая себя постоянной прибылью. Также можно отметить, что в Российской практике проведения неэтичного бизнеса бывает ситуация, когда продавец желает "спихнуть" товар любым возможным способом. При этом зачастую, руководствуясь неточной информацией или вовсе ложными фактами о товаре. Ситуация с послепродажным обслуживание и помощь в сервисном центре, еще одно проблема реализации социального-этичного маркетинга. Потребители периодически сталкиваются с проблемой возврата некачественного товара и получают недостоверную информацию о гарантийных обязательствах со стороны предприятия. 171 Приводить примеры ведения недобросовестного бизнеса и отсутствия социально-этического маркетинга можно еще очень много. Предприятия испытывают проблемы в отношениях между потребителями и работниками и наоборот. Российским компаниям еще предстоит научиться использовать актуальные маркетинговые инструменты и действовать в рамках закона и морали.

Изучая вопрос этики ведения бизнеса, и социального маркетинга в России не стоит забывать тот факт, что, Россия значительно позднее, чем западные страны стала капиталистической и в ней появились рыночные отношения. Отечественные компании совсем недавно стали руководствоваться принципами маркетинга, чем в свою очередь, на западе занимаются уже давно. И при этом отметим, что в современной России концепция развития маркетинга приближается к мировым стандартам. Во-первых, стоит сказать, что повышается уровень образования населения, что в свою очередь, способствует более высокому уровню специалистов в стране. Также из вышесказанного можно заключить, что клиент теперь становится более квалифицированным и образованным в отношении выбора продукции или услуг. И в заключении отметим более высокий уровень конкурентной борьбы, из чего следует более качественное обслуживание и более внимательный подход к осуществлению социально-этического маркетинга. Наиболее весомым и важным становится мнения потребителей, так как

171 Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - №4

действуют некоторые законы: ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О защите прав потребителей» и другие. В свою очередь деятельность предприятий в маркетинговом аспекте тоже регулируется государством: Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «О рекламе» и другие. Примечательным для развития маркетинга в России стал факт образования в 90-е годы «Российской Ассоциации Маркетинга». 172 Эта организация взяла на себя роль организации международных собраний и конференций, а также проведение конкурсов и присвоения специальных сертификатов среди маркетологов. Итак, можно сказать, что маркетинг предприятий в России постепенно встает на социально-этический путь. Клиент в свою очередь, понимает конкуренцию на рынке и уделяет большее внимание к компаниям, которые осуществляют бизнес в социально-этическом и моральном плане.

Проведение статистическим исследований объясняю, что растет количество потребителей, внимание которых приковано к компаниям, занимающимся социальными проектами. В 2013 году компанией "Nielsen" было продемонстрированно исследование, в рамках которого были изучены 50 государств, включая Российскую Федерацию. Было проведено исследование, которое показало отношение клиентов к социально-этической активности компаний и отношения компаний к реализации своей социальной политики.

В нашей стране только 10% участников отметили необходимостью участия предприятий в социальных проектах общества. Примерно 16% опрошенных выразили озабоченность в отношении продукции и услуг, которые могли быть произведены по правилам этичного бизнеса. Также, большая часть опрошенных остро отреагировали в отношении охраны окружающей природы в нашей стране и её должном уходе. Около 32% участников голосования рассказали о важности осуществления компаниями политики сохранения здоровой экологии страны. Также порядка 32% опрошенных рассказали о необходимости знать о товаре или услуге как можно больше информации. Этим проголосовавшие объясняют о важности использования компаниями экологически чистого сырья и ресурсов, дабы не нанести вред природе. 173

В настоящее время отечественные компании стараются действовать в рамках политики социально-этического маркетинга, маркетинга, который во главу угла ставить не только потребности человека, но и потребности общества в целом. Актуальным событием в современной экономической ситуации является использование компаниями международной системы

172 Российская Ассоциация Маркетинга, интернет ресурс: http://www.ram.ru/

173 Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - №4

менеджмента качества ISO. Также предприятия в России руководствуются принципами корпоративной социальной ответственности в соответствии с мировыми стандартами. Уже несколько лет в Российской Федерации проходят слушания в парламенте на темы "Корпоративная социальная ответственность" и актуальные конкурсные мероприятия, к примеру, такие как, «Лучший социальный отчет в сфере развития благосостояния населения». В 2009 году некоторые компании выделились в области осуществления политики социального маркетинга. Среди них ОАО «Роснефть», ОАО «Аэрофлот" и др.

В современных научных трудах, касающихся развития маркетинга особенное внимание уделяется развитию социально-этическому маркетингу. Компаниям желательно соответствовать международным стандартам в плане организации социально-этического маркетинга, учитывать моральные ценности, строить свою деятельность, уделяя внимание достойному благосостоянию потребителей продукции. 174 Соблюдение социально-этического маркетинга при ведении бизнеса, руководителям компании поможет избежать множество проблем в будущем. Большое количество профессиональных организаций разрабатывают и декларируют этические нормы и правила. В 1996 году международная организация "Caux Round Table" создала международный этический кодекс правил и норм, включающий несколько важных пунктов, в которых выраженно отношение моральных и этических ценностей ведения бизнеса предприятиями. 175 Созданные принципы и правила, включенные в кодекс, отражают международные стандарты развития социального бизнеса. Конкурентоспособное и успешное предприятие в будущем времени не представляется возможным без участия предприятия в развитии благосостояния населения страны.

Выполнение этических норм и правил является главным двигателем прогресса в отношениях между обществом и бизнесом.

На сегодняшний день для предприятий действовать в рамках социально-этического маркетинга необходимо и это, в свою очередь, создает конкурентные преимущества для компании - повышении лояльности потребителей и созданию своего неповторимого имиджа. В последнее время многие западные страны активно используют преимущества социально-этического маркетинга. Российские компании также с недавнего времени стараются использовать социально-этические принципы ведения бизнеса. Этому способствует изменения в законодательстве в отношении предприятий, которые активно поддерживают всевозможные социальные и благотворительные проекты. Развитие социально-ответственного бизнеса неизбежно способствует развитию уровня жизни в стране. Когда предприятие заинтересованно не только в своем развитии, но и развитии

174 Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 816 с.

175 Caux Round Table, интернет ресурс: http://www.cauxroundtable.org/

общества в целом. Увеличение влияния глобализации, большой ростом конкуренции во всем мире, важность сохранения окружающей природы и экологии и исполнения моральных и этических норм и правил - все это становится обязательным для функционирования сильного и успешного предприятия.

Использованные источники:

1. Abela A., Murphy P. Marketing with integrity: ethics and the service-dominant logic for marketing // Journal of Academy of Marketing Science, issue36(2008)ht1p://www.ethicsbasedmarketing.net/articles/artices19 8 2008/Mar ketin g%20with%20 Integri ty .pdf

2. Recep Yucel, Halil Elibol Globalization and International Marketing Ethics Problems // International Research Journal of Finance and Economics, issue 26 (2009) http://www.eurojournals.com/finance.htm

3. Бейкер М. Маркетинг. - СПб: Питер, 2002. - 1200 с.

4. Голодец Б. М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №6

5. Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4

6. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 816 с.

7. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалин Л. Н. Маркетинг. - СПБ: Питер. -2004. - 400 с.

8. Российская Ассоциация Маркетинга, интернет ресурс: http : / /www. ram. ru/

9. Caux Round Table, интернет ресурс: http ://www.cauxroundtable.org/

УДК 316.776.33

Гасило Е.Е. студент 2 курса Гуманитарный факультет научный руководитель: Шигабетдинова Г.М., к.п.н.

доцент

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск Gasilo E.E. Student

2 year, Humanitarian faculty Scientific adviser: docent, candidate of Education Shigabetdinova G.M.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПА В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ EFFECT OF THE STEREOTYPE IN MASS COMMUNICATION В данной статье рассматривается проблема воздействия средств массовой коммуникации на сознание аудитории. Изучается стереотип на примере «все подростки трудные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.