Научная статья на тему 'ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПА В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ'

ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПА В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СТЕРЕОТИП / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гасило Е.Е.

В данной статье рассматривается проблема воздействия средств массовой коммуникации на сознание аудитории. Изучается стереотип на примере «все подростки трудные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гасило Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE STEREOTYPE IN MASS COMMUNICATION

The paper dwells the problem of mass media impact on audience’s consciousness. The example is studied on an example «all teenagers are difficult».

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПА В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

общества в целом. Увеличение влияния глобализации, большой ростом конкуренции во всем мире, важность сохранения окружающей природы и экологии и исполнения моральных и этических норм и правил - все это становится обязательным для функционирования сильного и успешного предприятия.

Использованные источники:

1. Abela A., Murphy P. Marketing with integrity: ethics and the service-dominant logic for marketing // Journal of Academy of Marketing Science, issue36(2008)ht1p://www.ethicsbasedmarketing.net/articles/artices19 8 2008/Mar ketin g%20with%20 Integri ty .pdf

2. Recep Yucel, Halil Elibol Globalization and International Marketing Ethics Problems // International Research Journal of Finance and Economics, issue 26 (2009) http://www.eurojournals.com/finance.htm

3. Бейкер М. Маркетинг. - СПб: Питер, 2002. - 1200 с.

4. Голодец Б. М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №6

5. Голубков Е. П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4

6. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 816 с.

7. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалин Л. Н. Маркетинг. - СПБ: Питер. -2004. - 400 с.

8. Российская Ассоциация Маркетинга, интернет ресурс: http : / /www. ram. ru/

9. Caux Round Table, интернет ресурс: http ://www.cauxroundtable.org/

УДК 316.776.33

Гасило Е.Е. студент 2 курса Гуманитарный факультет научный руководитель: Шигабетдинова Г.М., к.п.н.

доцент

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск Gasilo E.E. Student

2 year, Humanitarian faculty Scientific adviser: docent, candidate of Education Shigabetdinova G.M.

Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПА В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ EFFECT OF THE STEREOTYPE IN MASS COMMUNICATION В данной статье рассматривается проблема воздействия средств массовой коммуникации на сознание аудитории. Изучается стереотип на примере «все подростки трудные».

The paper dwells the problem of mass media impact on audience's consciousness. The example is studied on an example «all teenagers are difficult».

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, стереотип, аудитория.

Keywords: mass media, stereotype, audience.

Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям и явлениям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека под влиянием штампов. Возможно, что именно в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приобретают такую власть над людьми. Независимо от того, сознают это или нет, они всегда воспринимают окружающих через призму существующих у него стереотипов.

Активная деятельность средств массовой коммуникации может воздействовать на сознание людей, способствовать изменению и формированию социальных стереотипов, в том числе и касательно поведения подростков. Но эти стереотипы не всегда отражают реальную жизнь и в связи с этим нуждаются в развенчивании. В этом заключается актуальность данной работы.

Целью работы является выявление последствий трансляции стереотипа в массовых коммуникациях.

Объект — эффект стереотипа в массовых коммуникациях.

Эмпирический предмет — фильмы, сериалы, в которых присутствует стереотип «все подростки трудные» и которые сняты в 2000-х годах.

По результатам теоретического анализа было выявлено, что хотя понятие стереотипа, под которым понимается «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде» [1], возникло еще в 20-е годы ХХ века и было вызвано необходимостью изучения и объяснения законов функционирования массового сознания, его влияние до сих пор не является до конца изученным, однако то, что оно есть, признается неоспоримым фактом.

Социальный стереотип «все подростки трудные», как и многие другие, — это сочетание психологических исследований, негативных представлений в средства массовой коммуникации, личного опыта и отражения в искусстве (более всего в литературе).

Психические особенности подростков, которые нельзя не учитывать при изучении данного стереотипа, связаны с таким понятием, как фрустрация. Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации, снижением сложности поведения (иногда до глубокой агрессии).

Подобный образ подростков начал использоваться в культуре, литературе, рекламе и кино. Это, в сочетании с другими формами СМИ, и привело к прочному закреплению стереотипа во многих обществах.

Для выявление наиболее стереотипных поведений подростков нами было проанализированы отечественные и зарубежные фильмы и сериалы, снятые в 2000-х годах.

Мы не будем подробно останавливаться на каждом фильме и проблемах, в них отраженных, а лишь обозначим ключевые позиции.

Были выявлены следующие стереотипные характеристики в поведении подростков:

1. Курить, пить, принимать наркотики и ходить по клубам и вечеринкам — круто;

2. Мат и оскорбления — это норма;

3. Неуважительное поведение подростков по отношению к взрослым и своим сверстника;

4. Подростки рано вступают в интимную близость;

5. Подростки зависимы от гаджетов и Интернета;

6. Подростки не могут жить без кумиров.

_Табл. 1. Стереотипы о подростках в фильмах и сериалах

Стереотипы Фильмы, сериалы^^^ №1 №2 №3 №4 №5 №6

Переходный возраст (2004-2005) + + + + — +

Мальчик в девочке (2006) + + + + — +

Молокососы (2007-2013) + + + + + +

Класс (2008) - + + — — —

Оторва (2008) + — — — + —

Папе снова 17 (2009) + — + + — +

Юленька (2009) — — + — — —

10 причин моей ненависти (2009) + + + + — +

Школа (2010) + + + + — —

Милые обманщицы (2010-наст.) + + + + + +

Физика или химия (2011) + + + + — —

Крутые кексы (2011) + + + + — —

Закрытая школа (20112012) + - — + — —

LOL (2012) + + + + + —

Бунтарка(2012) — — + — + +

Семейный бизнес (20142016) - - + — — —

Простушка (2015) + + + + + +

Выпускной (2015) + + + + + —

Почти 17 (2016) + — + + — +

Нерв (2016) + + — — + +

Из приведенного выше можно сделать следующий вывод: создание фильма и сериала, как и любого другого проявления культуры, преследует несколько социально значимых целей. Среди них:

1. Режиссер хочет показать жизнь подростков такой, какая она есть на самом деле, без прикрас.

2. Через свои фильмы он стремиться донести до родителей те проблемы, которые переживают их дети, чтобы улучшить их отношения.

Однако режиссер, желая показать реальную жизнь подростков, невольно может спровоцировать распространение нежелательных моделей поведения. Подростки, просматривая фильм, на подсознательном уровне начинают действовать, как герои, параллельно используя оправдание «я трудный подросток».

Таким образом, средства массовой коммуникации (СМК) играют важную роль в формировании стереотипа в их массовом тиражировании. Это имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Стереотип «все подростки трудные», транслируемый СМК, помогает подросткам ориентироваться в обществе и выстраивать отношения со сверстниками, но с другой стороны, он фиксирует в сознании взрослых зрителей предвзятый и утрированный образ всей молодежи в целом, а у подростков может закреплять образцы поведения вообще.

Так перед режиссером стоит сложная задача — передавая реалии жизни, заботиться о формировании желательных моделей поведения. Он может сам выбирать художественные решения для этого. Главное, чтобы он помнил о свой миссии.

Использованные источники:

1. Липпман Уолтер. Общественное мнение / Пер. с англ. Т,В. Барчуновои.

Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

УДК 332.142.2

Глиненко Т. В. магистрант 2 курса Институт естественных и социально-экономических наук научный руководитель: Ионова Н. В., к.геогр.н.

доцент

Новосибирский государственный педагогический университет

Россия, г. Новосибирск ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РОССИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

РЕСУРСАМИ

Аннотация: в статье представлена методика и результаты расчета авторского рейтинга регионов России по уровню развития высшего образования.

Ключевые слова: рейтинг, высшее образование, эффективность региональных систем высшего образования, регионы России.

Glinenko T. V. master student

2 course, Institute of natural and socio-economic sciences Scientific adviser: candidate of geographical sciences, docent

Ionova N. V.

Novosibirsk state pedagogical university

Russia, Novosibirsk THE INTEGRATED RATING OF RUSSIAN REGIONS BY THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AS A REFLECTION OF THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF

EDUCATIONAL RESOURCES Annotation: the article presents the methodology and results of calculating the author's rating of regions of Russia the level of development of higher education.

Keywords: ranking, higher education, the effectiveness of regional higher education systems, regions of Russia.

Одним из важнейших условий модернизации российского образования, является совершенствование информационного обеспечения разработки и реализации образовательной политики и принятия управленческих решений. Действенным и востребованным инструментом в этом отношении могла бы стать система рейтингования регионов по показателям развития образования [1].

Рейтинги позволяют выявлять регионы лидеры, успешные зоны, точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.