УДК 338
В.Б. Тасеев*
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена проблемам совершенствования социально-экономической политики в Самарской области и перспективам ее развития.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, региональная социальная политика, региональная экономическая политика, социальные процессы, социальные технологии.
Состояние социальной сферы в определенном смысле является производным от той экономической политики, которая проводится уже два десятка лет в рамках так называемой радикальной экономической реформы. Последняя, как известно, включает шоковую терапию, приватизацию и дерегулирование экономики. В результате мы пришли к тому состоянию экономики, которое сейчас имеем.
В новых условиях в рамках новой мировой архитектоники мы оказались в когорте стран периферийного капитализма. И это несмотря на то, что формально Россия входит в «восьмерку» и «двадцатку» наиболее влиятельных стран мира. Несмотря на революционные изменения в экономике, приведшие первоначально к снижению в целом реальных доходов населения, граждане постарались удержать завоеванные социальные позиции. Так, несмотря на все финансовые трудности, Россия остается страной с высоким показателем числа студентов и с высоким уровнем образования населения. Ответственная социальная политика государства должна с этим считаться. Сохранение и развитие человеческого потенциала — это не только проблема удовлетворения сформировавшихся потребностей граждан, не только требование социальной справедливости, но и важнейший воспроизводственный фактор.
Что же делается и что нужно делать для создания экономических предпосылок сильной социальной политики, не зависимой от внешних факторов? К сожалению, за последние 10 лет, и этот факт констатировал президент страны, мы ничего не сделали для развития и модернизации экономики. Много сделано в создании рыночной инфраструктуры, стабилизации рубля. Но не были созданы условия для устойчивого развития. Экономический рост, связанный с благоприятной внешней конъюнктурой, в стране был, но развития не было. Создана сырьевая экономика открытого типа, сильно зависимая от внешнего рынка. Прак-
тически 50 % ВВП в ней производится через внешнеторговые операции. При этом так и не появился внутренний рынок для отечественного производителя [1].
Исходя из перспектив развития, социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и соответствующих органов управления приобретает все большее влияние, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который предполагает: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4— 1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 годы до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
В целях сохранения кадрового потенциала предполагается: повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая
* Тасеев В.Б., 2013
Тасеев Виктор Борисович ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета,443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Совместно с этим также было сказано о сохранении и развитии российской культуры, которое предполагает: создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 % издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев; увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации; увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 % от общего числа детей.
Следует отметить то, что Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между феде-
ральным уровнем и уровнем субъектов РФ. Формирование социальной политики на уровне региона — достаточно новое явление в России, поскольку до начала рышочныгх реформ регион не являлся самостоятельныш носителем социальноэкономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным «центром» правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т. д.
Таким образом, региональная социальная и экономическая политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены на устойчивое социальное развитие региона [2]. Так, 24 октября 2012 года состоялось заседание правительства Самарской области, где была представлена информация об итогах социально-экономического развития Самарской области за 2012 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
В целом индекс производства в промышленном комплексе региона в 2012 году оценивается в
101,6 % с ростом практически во всех его подотраслях. Рентабельность продукции в среднем по области составила в I полугодии 11,8 %, что превышает среднероссийский уровень, но на 1 процентный пункт (пр. п.) ниже уровня прошлого года.
По оценке областного министерства, темп роста инвестиций вдвое превысит показатель по Российской Федерации, а общий объем капиталовложений в Самарской области составит около 237 млрд рублей. Наиболее значительно — более чем в 3 раза — возрос уровень прямых иностранный инвестиций. Наибольший их объем быш привлечен в автомобильную отрасль за счет вложений альянса «Рено-Ниссан» и продолжения реализации проектов в Самарской области иностран-ныши компаниями — производителями автокомпонентов.
Однако по объему инвестиций на душу населения Самарская область — на 36-м месте в России и на 3—4-м месте в ПФО. А именно этот индикатор определяет дальнейшее развитие региона.
Общий объем средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения в 2012 году,
прогнозируется на конец года в объеме около
17,2 млрд рублей. При этом доля инвестиционных расходов в общем объеме расходов областного бюджета увеличится на 1,6 пр. п. по сравнению с предыдущим годом, когда данный показатель составлял 12,6 %. Главная задача здесь состоит в увеличении эффективности областных инвестиций, всемерной их экономии и оптимизации. При тех же объемах необходимо иметь значительно больший результат. До конца года необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию порядка 70 социально значимых объектов. Вследствие роста производства и инвестиций положительные тенденции отмечаются и в сфере занятости населения. Растет спрос работодателей на рабочую силу, что подтверждается увеличением среднесписочной численности работников (на 0,7 %) и значительным количеством вакансий, более чем в 2 раза превышающим число безработных граждан. Размер общей безработицы опустился до рекордно низкой отметки — 2,7 % — это минимальный показатель в ПФО и один из самых низких в России. Уровень зарегистрированной безработицы — менее 1 %. Такие процессы позволяют ожидать в целом за 2012 год прирост численности занятых порядка 0,4 %.
В 2012 году региональный потребительский рынок характеризуется достаточно стабильной инфляционной ситуацией. За 9 месяцев индекс потребительских цен составил 104,6 %, что соответствует среднероссийскому уровню и является одним из самых низких в ПФО. В целом за год уровень инфляции оценивается в 106,6 %.
Продолжился рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая достигла по итогам 8 месяцев 20,2 тыс. рублей (109,5 % в реальном выражении). Тем не менее средняя заработная плата в регионе на 22 % ниже среднероссийского уровня, область занимает лишь 3—4-е места в ПФО.
Результатом роста благосостояния по итогам 2012 года может стать снижение численности бедного населения более чем на 41 тыс. человек (с 15,3 до 14,0 % от общей численности населения региона) и увеличение численности относительно обеспеченного населения (так называемого «среднего класса») на 39,2 тыс. человек (с 39,0 до 40,2 %).
Правительством Самарской области продолжается реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». За 8 месяцев 2012 года введено 359 тыс. кв. м жилья (84,5 % к аналогичному уровню 2011 года). Ожидаемый ввод по итогам года определен в объеме 1461 тыс. кв. м (109,8 % к уровню 2011 года). Планируется предоставить государственную поддержку 3880 семьям. По объему ипотечного жилищного кредито-
вания Самарская область занимает лидирующую позицию в Приволжском федеральном округе — за восемь месяцев он составил 15,4 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Однако по-прежнему в очереди на улучшение жилищных условий продолжает стоять 16 224 молодых семей и 12 644 льготных категорий граждан.
В 2012 году продолжалась работа по созданию условий для эффективного развития человеческого потенциала в регионе. За 8 месяцев 2012 года на 12 тыс. человек снизилась очередность на поступление в детские сады. Продолжающаяся модернизация системы общего образования позволит к концу 2012 года создать комфортные условия обучения для 60 % обучающихся, обеспечить охват горячим питанием 80 % школьников, обновить парк школьных автобусов на 70 единиц, подготовить к работе по новым стандартам образования около 4 тыс. педагогов. Выполнено соглашение с Министерством образования и науки РФ о доведении средней заработной платы учителей в IV квартале 2012 года до среднего уровня по экономике за 2011 год (18 600 рублей).
В рамках программы модернизации здравоохранения предусмотрен капитальный ремонт 216 объектов, будет закрыта потребность в фельдшерско-акушерских пунктах в населенных пунктах с численностью населения более 250 человек.
В 2012 году, как и на протяжении последних лет, демографические процессы в Самарской области преимущественно благоприятны. Растет рождаемость (за 8 месяцев прощлого года родилось на 1,4 тыс. детей больше, чем за аналогичный период прошлого года), сокращается смертность (умерло почти на 5 % меньше, чем в январе—августе прошлого года). В 4 муниципальных образованиях области наблюдается естественный прирост населения (г.о. Тольятти, м.р. Большечерниговский, Волжский и Ставропольский). В целом по области естественная убыль сократилась почти на 40 %. В результате в 2012 году численность населения снизится незначительно — на сотые доли процента.
Прогноз социально-экономического развития региона на 2013—2015 годы разработан в 2 вариантах. Первый вариант — умеренно-оптимистичный, предполагает умеренные темпы роста базовых секторов экономики, невысокий инвестиционный и потребительский спрос. Учитывает нестабильную ситуацию на мировом и российском рынке товаров и услуг. По данному варианту среднегодовой темп роста валового регионального продукта в 2013—2015 гг. прогнозируется на уровне
104,7 % [3].
Второй вариант — форсированного роста — это целевой вариант. Он предполагает улучшение бизнес-климата, существенное повышение деловой и
инвестиционной активности, более значительный рост уровня жизни населения. Среднегодовой рост экономики области в 2013—2015 годах составит
107,2 %. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП может увеличиться с 25,3 % в 2012 году до
28,7 % в 2015 году.
Основные варианты прогноза (первый и второй варианты) исходят из сохранения позитивных тенденций восстановления мировой экономики.
При разработке прогноза учитывались и возможные риски — ухудшение динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), снижение цены на нефть, замедление роста российской экономики. Для таких условий проработан кризисный вариант развития.
В условиях нестабильной экономической ситуации в мире, неослабевающей угрозы разрастания финансовых проблем на российский рынок было принято решение использовать для разработки областного бюджета первый, умеренно-оптимистический вариант прогноза. Но руководство области видит свою задачу при реализации социально-экономической политики в достижении основных параметров второго, форсированного варианта прогноза.
Тем не менее по двум основным вариантам позитивная динамика развития в прогнозном периоде ожидается практически во всех секторах и сферах экономики области. Это дает основание ожидать роста стоимостной оценки объема валового регионального продукта в текущих ценах с
937,6 млрд рублей в 2012 году до 1,38 трлн рублей по второму варианту прогноза, т. е. почти в 1,5 раза.
За три года ВРП Самарской области в сопоставимых ценах увеличится на 14,8 и 23,1 % в зависимости от варианта прогноза, в том числе в 2013 году на 4 и 6,6 % соответственно. Темпы роста экономики Самарской области на протяжении всего прогнозного периода будут опережать среднероссийские (9,2 и 17,2 %).
Валовой региональный продукт на душу населения в Самарской области может увеличиться с 292 тыс. рублей в 2012 году до 407 тыс. рублей в 2015 году по первому варианту прогноза и до 430 тыс. рублей по второму варианту прогноза. Это позволит сократить отставание Самарской области от среднероссийского уровня с 80,9 % в 2009 году до 85,4 % по первому варианту и 87,3 % по второму варианту прогноза к концу 2015 года.
К 2015 году планируется достичь роста производительности труда в 1,3 раза против 2011 года, что позволит выполнить поставленную Президентом РФ цель достижения в 2018 году темпа роста в 1,5 раза.
Прогноз учитывает как создание новых рабочих мест, так и модернизацию действующих.
В соответствии с Указом Президента РФ в области необходимо создать и модернизировать к 2020 году 500 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
Среднегодовой уровень официальной безработицы на протяжении прогнозного периода по форсированному варианту не превысит 1,2 %.
За прогнозный период прирост объемов инвестиций в основной капитал по первому варианту прогноза — 21,2 %, по второму варианту — 42,2 %. Объем инвестиций должен составить за три года 1 трлн рублей, причем по варианту форсированного роста темпы увеличения инвестиций будут превышать общероссийские.
Достижение этой цели будет обеспечиваться реализацией крупномасштабных проектов в автомобилестроении, нефтепереработке, химии, сельском хозяйстве, производстве стройматериалов, добыче полезных ископаемых.
В настоящее время портфель только крупных инвестиционных проектов, которые уже реализуются или планируются к реализации в Самарской области, составляет порядка 740 млрд рублей. Успешная реализация всех значимых инвестиционных проектов позволит вдвое сократить отставание региона от среднероссийского показателя объема инвестиций на душу населения.
С целью привлечения российских и иностранных инвесторов необходимо решить амбициозную задачу — создать на региональном уровне эффективную систему безопасности инвестиций и их административной поддержки, а также обеспечить реальную работу стимулирующих мер.
Перед регионом стоит еще одна важнейшая задача — существенное увеличение объема привлекаемых федеральных ресурсов, в первую очередь инвестиционных ресурсов. В целом за прогнозный период федеральные инвестиции в регион должны вырасти не менее чем на треть, а в текущих ценах — почти вдвое, а доля федеральных инвестиций должна достичь средних значений по ПФО - 8-9 %.
Бюджетная инвестиционная политика Самарской области на 2013-2015 годы должна определяться необходимостью оптимизации расходов и снижения объемов незавершенного строительства, в том числе должна быть исключена практика вложения средств в проекты без четкого, продуманного результата.
Наряду с задачей усиления инвестиционной активности в ближайшие годы в регионе серьезно стоит задача повышения эффективности действия региональных институтов развития, как в сфере инновационного развития, так и в области поддержки предпринимательства. Предполагается создание недостающих элементов поддержки инновационных компаний, в том числе реальных инструментов финансирования инвестиционных про-
ектов на ранних стадиях (формирование фонда посевных инвестиций и фонда прямых инвестиций).
Рост промышленного производства региона в 2015 году по отношению к 2012 году составит
125,3 % по форсированному варианту прогноза, что весьма значительно превышает прогноз по Российской Федерации (114,3 %).
Увеличение валовой продукции сельского хозяйства предусмотрено в прогнозе на 14,1 %.
В ближайшие три года на цели развития дорожного хозяйства предусмотрено направить более 25 млрд рублей. Это позволит увеличить протяженность и пропускную способность автомобильных дорог, обеспечить дорогами с твердым покрытием сельские населенные пункты, которые пока не имеют круглогодичной связи с автодорогами общего пользования.
В приоритетном порядке продолжится реализация социально-демографической политики. По форсированному варианту демографического прогноза впервые за многолетний период возможен рост численности населения с 2013 года. За три года она вырастет на 5,3 тыс.человек — 0,2 % относительно 2012 года. Это произойдет за счет увеличения миграционного прироста, который будет превышать сокращающиеся естественные потери населения. В 2015 году планируется довести значение показателя продолжительности жизни граждан до среднероссийского уровня — 71—72 года (сейчас, по оценке, 68,7 года).
В 2015 году по сравнению с 2012 годом рост потребительских цен может составить 118 %. По второму варианту прогноза динамика реальной заработной платы в регионе (120,7 %) может несколько превысить среднероссийский показатель (120,0 %). В номинальном выражении среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году может составить 23—23,5 тыс. рублей, в 2015 году — 28—30 тыс. рублей.
Рост благосостояния работающего населения области, а также увеличение среднего размера пенсионных выплат (в 1,33 раза за три года) будут способствовать сокращению доли бедного населения. По второму варианту прогноза уровень бедности снизится с 14 % в 2012 году до 12,8 % в 2015 году.
В сфере образования в 2013 году в соответствии с Указом Президента РФ должно быть осуществлено доведение средней зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования. Будет продолжена работа по развитию системы дошкольного образования. К 2016 году предполагается полностью решить задачу по ликвидации очередности в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С 1 января 2013 года все муниципальные учреждения здравоохранения Самарской области будут переведены в областную собственность и получат статус государственных учреждений. Одновременно предусматривается переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В сфере физкультуры и спорта основной задачей остается повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, который в настоящее время составляет 18 % от норматива. В 2013-2015 годах в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010-2018 годы» предполагается ввести в эксплуатацию более 60 спортивных объектов. Это позволит увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 16 % в 2011 году до 22,2 % в 2015 году [4].
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Самарской области на среднесрочную перспективу выступает снижение уровня бедности в два раза. Стратегическая цель включает в себя достижение социально безопасного уровня бедности в долгосрочной перспективе при повышающемся прожиточном минимуме, снижение имущественной дифференциации жителей региона и создание эффективной системы адресной социальной поддержки нетрудоспособного населения.
Поставленная цель предполагает комплексную реализацию двух направлений деятельности:
- создание условий для реализации трудового и социального потенциала населения области, содействие росту экономической активности и мобильности трудоспособного населения, проведение активной социальной политики, учитывающей потребности групп социального риска в необходимой профессиональной подготовке и жесткой мотивации их трудовой деятельности;
- создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации -беженцы и т. п.) и гарантий их недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным социальным услугам.
Особенность российской (в том числе и самарской) бедности заключается в том, что семьи «работающих бедных» составляют значимую часть от их общей численности. Однако они слабо представлены среди крайне бедных, т. е. не отличаются большой глубиной бедности. Таким образом, создание условий для самостоятельного улучшения трудоспособными слоями населения своего материального положения предполагает решение двух ключевых проблем: с одной стороны, рас-
ширение легитимной занятости, с другой - установление минимальной заработной платы работникам не ниже прожиточного минимума.
Увеличение объема средств, направляемых на заработную плату работников, возможно прежде всего на основе высоких и устойчивых темпов экономического роста и совершенствования распределительных отношений, связанного в основном с сокращением незаконных форм оплаты труда, снижением внутри- и межотраслевой дифференциации в оплате труда, распространением гибких форм оплаты труда.
Повышение благосостояния населения области должно строиться на механизмах финансового стимулирования и согласования интересов различных агентов социально-экономического развития - от вертикально интегрированных холдингов до ассоциаций малого бизнеса и организаций гражданского общества - и максимально учитывать местные особенности, стимулируя социально значимые экономические преобразования на муниципальном уровне [3].
К основным инструментам достижения цели относятся:
- привлечение масштабных инвестиций, повышение производительности труда, развитие механизмов поддержки малого бизнеса;
- развитие системы и совершенствование принципов социального партнерства, создание условий для легализации доходов и собственности населения;
- существенное повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере;
- расширение доступа населения к кредитным ресурсам;
- создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения, привлечение трудоспособного незанятого населения к общественным работам;
- обеспечение детям из малоимущих семей доступа к базовым услугам образования и медицинского обслуживания;
- развитие рынка жилья и специальных программ по решению жилищных проблем отдельных категорий населения;
- предоставление услуг по уходу за нетрудоспособными членами семьи с целью высвобождения времени для трудовой деятельности.
Поскольку социальный риск стать бедным связан либо с отсутствием кормильца в семье, либо с высокой иждивенческой нагрузкой, либо с ограничениями, обусловленными состоянием здоровья, снижению уровня бедности будут способствовать укрепление института семьи и улучшение здоровья жителей области в целом, дополненные предоставлением нетрудоспособному населению социальной помощи в денежном виде и ограниченного набора жизнеобеспечивающих услуг.
Именно данная часть общей стратегии содействия сокращению бедности будет напрямую работать на реализацию целей развития тысячелетия — снижение глубины общей бедности и ликвидацию крайней бедности.
Основные инструменты достижения цели следующие:
- социальные льготы и выплаты:
- поддержка института семьи, предупреждение и профилактика социального сиротства, сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях, материальное стимулирование всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- гарантированное предоставление материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам;
- упорядочение системы действующих социальных льгот и выплат: усиление адресности и сокращение их числа при одновременном росте значимости каждого вида помощи для бюджета семьи;
- развитие контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства гражданина при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, программах социальнопсихологической реабилитации и др.);
- обеспечение равных социальных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, неполным и многодетным семьям, детям-сиротам), прежде всего возможностей получения образования и трудоустройства;
- социальное обслуживание населения:
- обеспечение доступности социального обслуживания для всех категорий населения, развитие системы стационарного социального обслуживания;
- повышение эффективности социального обслуживания за счет развития практики частно-государственного партнерства, активного привлечения негосударственных организаций, использования альтернативных источников финансирования;
- внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, общественных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе региональных стандартов социального обслуживания;
- создание условий для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
- повышение эффективности социального обслуживания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания [5].
Стратегические приоритеты и целевые ориентиры обозначены в проекте Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [6].
Библиографический список
1. Павленко Ю.Г. Социальная политика в условиях модернизации / Институт экономики РАН, Москва. Круглый стол «Экономический кризис и социальная политика» // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 6. С. 160—161.
2. Социальная политика: учебник для бакалавров / Анисимова. С.А., Климантова Г.И., Маяцкая И.Н. [и др.]; под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М.: Юрайт, 2012. 367 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс.)
3. Тасеев В.Б. Административная реформа в России и региональные аспекты управления социальной политикой Самарской области // Основы экономики управления и права. 2012. № 5(5). С. 21—28.
4. Заседание правительства Самарской области. Итоговое сообщение от 11.10.2012 г. URL: http:// www.riasamara.ru/rus/news/region/authority/ article71565.shtml.
5. О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. Правительство Самарской области Постановление № 129 от 09 октября 2006 года. URL: http://docs.cntd.ru/ document.
6. Итоги социально-экономического развития Самарской области за январь-август 2011 года и ожидаемые итоги за 2011 год . URL: // Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Economy.samregion.ru/prognoz/ sredsenrochnij_prognoz.
V.B. Taseev*
THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY
IN THE SAMARA REGION
The article is devoted to the problems of improving social and economic policy in the Samara region and prospects of its development.
Key words: social and economic policy, regional social policy, regional economic policy, social processes, social technologies.
* Taseev Viktor Borisovich ([email protected]), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.