^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА В РОССИИ
Качественный сервис улучшает жизнь, заставляя постоянно помнить об идеале и стремиться к совершенству1
Современное состояние сферы сервиса в России характеризуется состоянием молчания. Молчание, по-видимому, характеризует состояние, отнюдь не связанное с бурным развитием этой отрасли, а наоборот с очевидным неблагополучием - с отсутствием явных перспектив в выполнении той роли, которая отводится сфере сервиса в условиях развитой экономики:
- создание новых рабочих мест;
- формирование значимой доли в валовом внутреннем продукте страны;
- сокращение времени обслуживания домашнего хозяйства и повышение качества жизни населения страны.
Так ли это, стоит разобраться в историческом аспекте.
Эра бурного рост сферы сервиса в развитых западных странах приходится на 1960 -1980-е гг. и несмотря на то, что в Советском Союзе этот период был связан с развитием, в основном, перерабатывающей промышленности, развитие затронуло и отечественную сферу сервиса. Именно этот период связан с появлением спроса населения на бытовые услуги и созданием в Советском Союзе сети предприятий бытового обслуживания. В это же время были открыты высшие и средние специальные образовательные учреждения, готовящие специалистов и руководителей сферы бытовых услуг.
1990-е гг. в Российской Федерации связаны с формированием новой системы рыночных отношений, сопровождающимся падением уровня производства, а главное - падением реальных доходов населения, что привело к резкому снижению объема услуг к переходу на самообслуживание. С начала 2000-х гг. была сформирована новая модель экономики - рыночного типа [1]. Произошедшая приватизация привела к появлению спроса на развитие сферы услуг в следующих аспектах:
1. Разделение общества на имущественные классы привело к повышению спроса на платные услуги со стороны наиболее обеспеченных слоев населения
2. Демонополизация государства, на некоторые виды услуг и создание новой законодательно-правовой базы привело к росту предпринимательской деятельности в сфере сервиса
3. Либерализация ценообразования привела к формированию конкурентной среды, способствующей бурному развитию сервисного сектора России
4. Демонополизация внешнеэкономической деятельности привела к импорту уже развитого зарубежного сервиса в Россию.
Перечисленные и другие аспекты формирования нового экономического уклада в России способствовали диверсификации сервисной деятельности [2], к выходу сервиса на качественно новый уровень, связанный с применением высокотехнологичного оборудования и высококвалифицированных специалистов. В России сформировалась сфера услуг, которая в соответствии с ОКВЭД соответствовала видам экономической деятельности:
- Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования1
- Гостиницы и рестораны
- Транспорт и связь
- Финансовая деятельность
- Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
- Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
- Образование
- Здравоохранение и предоставление прочих видов услуг
- Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
- Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.
Модернизация, произошедшая в экономике Российской Федерации, привела к развитию не только традиционных видов услуг, но
1 © Джеймс Хиллман - американский психолог, основатель движения архетипической психологии
также к появлению новых, например, консалтинговых, дизайнерских, аудиторских и пр. Объем рынка бытовых услуг в РФ в 2000-х годах оценивался [3] примерной величиной около 500 млн. долларов США, которая в течение десятилетия непрерывно увеличивалась примерно на 5 - 10 % ежегодно.
Сформировавшийся в России рынок бытовых услуг значительно отличается от рынков развитых стран Европы и США, где в сфере бытового обслуживания населения получили распространение, в основном, малое частное предпринимательство и семейный бизнес. Значительную роль в формировании российского сектора услуг сыграл дефолт и обесценивание российской валюты в 2008 г., когда прекратили свое существование большинство предприятий малого бизнеса, становившегося в сфере бытового сервиса. Сегодня в России же сфера быта разделена примерно в следующих соотношениях: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13%. Причем наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг в России занимают услуги обязательного характера: жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи. Это не способствует устойчивому росту сферы сервиса и формированию в России среднего класса населения подобного по структуре США и европейским западным странам.
Например, в последние годы в России в связи с массовыми сокращениями персонала пользуются успехом агентства по трудоустройству и по подбору домашнего персонала. Востребованными услугами остаются работы парикмахеров, сантехников, электриков, мастерских по ремонту обуви и одежды, мастеров по ремонту бытовой техники, автоюристов, нотариусов. Востребованными в крупных мегаполисах являются услуги по доставке еды и воды, хозяйственных и канцтоваров в офисы и на дом. В связи с "проблемами", появившимися вместе с реформами в образовании, востребованы услуги центров развития для детей, центров дополнительного образования и переобучения для взрослых, центров повышения квалификации работников различных отраслей и видов экономической деятельности. Проблемы, породившие реформой в здравоохранении, привели к появлению широкой сети платных медицинских услуг - в первую очередь - по клиническому и биохимическому исследованию крови и мочи, гормонов, аллергических проб, инфекции. Несмотря на некоторое снижение уровня благосостояния у большинства населения, по-прежнему спросом пользуются
косметические процедуры, услуги салонов красоты, кислородное омоложение и др.
Тем не менее, динамика развития сферы сервиса с 2005 по 2014 гг., выражаемая долей сферы услуг в ВВП России, характеризуется непрерывным ростом (доля не ниже 55% от ВВП)2. В 2014 году был достигнут максимум, который характеризовался тем, что доля услуг достигла 63,6% от ВВП.
На рисунке 1 представлена динамика ВВП России по годам, из которой следует, что формирование и развитие сферы сервиса происходило во времена (2000 - 2013) гг., когда динамика ВВП была положительной. Очевидно, что это было связано с ростом благосостояния населения, в том числе и за счет формирования значительной группы населения, занятой в сфере сервиса, реальные доходы которых можно было отнести к среднему классу.
10,00
5,00 0,00 -5,00 -10,00 -15,00
[Г
I I I I I I I I I I г
1 I I I I I ■ I I I I I
ШШШШШООООООООО'Н *Ч*-|*-|*-|*-1ГМГМГМГМГМГМГМГМГМО
гм
Рисунок 1 - Динамика ВВП России по годам: 1992 - 2019 (данные Росстата)
По данным Росстата [3] начиная с 2014 года реальные денежные доходы населения России падают несмотря на ежегодный прирост доходов различных категорий работников по отраслям (рис.2). Фактически рост доходов обесценивается инфляцией (рис.3). Следствием снижения доходов является отказ населения от некоторых, прежде всего бытовых услуг и снова переход на самообслуживание. При этом сама услуга дорожает, что следует даже из уровня роста заработной платы работников сферы сервиса (рис.2).
2 Источник: Единый архив экономических и социологических данных
Данные Минэкономразвития показывают, что в 2018 году доходы населения России находятся на уровнях 2009 - 2010 годов. В 2019 году реальные доходы продолжали падать, в том числе вследствие повышения НДС до 20% .
С 2014 г. (наиболее заметно с 2015 г.) в России наблюдается снижение доли услуг в объеме ВВП страны, что указывает на то, что сфера сервиса в России сегодня испытывает далеко не лучшие времена. В 2019 году еще более замедлился рост потребления домашних хозяйств вследствие временного замедления темпов роста заработных плат и сохранения слабой динамики роста доходов населения. Тем не менее, средняя заработная плата работников сферы сервиса по видам экономической деятельности, практически не снижается.
Деятельность по организации отдыха и развлечений,... Предоставление прочих коммунальных, социальных и.
Здравоохранение и предоставление социальных.
Образование
Государственное управление и обеспечение военной. Операции с недвижимым имуществом, аренда и.
Финансовая деятельность
Транспорт и связь
Гостиницы и рестораны
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных...
0 40000 80000
И2018 П2017 02016 л2015 02014 П2013
Рисунок 2 - Средняя заработная плата работников сферы сервиса по видам деятельности
Можно ли отнести данную группу к среднему классу? Некоторые исследователи считают, что для России межрегиональная дифференциация зарплат среди различных слоев населения составляет около 15 раз, поэтому границы доходов среднего класса колеблются от 60 до 120 тыс. рублей на члена семьи. Из диаграммы, характеризующей уровни средней зарплаты по видам деятельности (рис. 2), следует что к этому классу относятся лишь работ-
ники, занятые финансовой деятельностью. Учитывая дифференциацию зарплат внутри групп, к среднему классу можно отнести лишь руководящий состав предприятий любой сферы деятельности, составляющий относительно небольшую группу населения, которая и определяет спрос на основные услуги (рис.2).
20
15 10 5 0 -5 -10
lli.ll
I I I I I I I I I I I I I ' II I I I ■ I I ■ I I I " I
пг
ииииииииииииииииииии ОООООООООО'-'-'-'-1 '-'-'-'-1 '-'-1
оооооооооооооооооооо <N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N
Рисунок 3 - Динамика роста реальных доходов населения России (Источник:
http://investorschool.ru/realnye-doxody-naseleniya-
rossii-dinamika-s-2000-po-2017)
Становление и развитие сферы сервиса в 2000-е годы привело к необходимости подготовки кадров для данной отрасли. На базе ведущих вузов России создавались факультеты и институты, готовящие инженерные и экономические кадры для сферы сервиса и туризма. В г. Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Шахты, Владивосток и др. за относительно короткое время выросли крупные университеты, имеющие многопрофильную подготовку кадров по направлениям сервисной деятельности. В 2009 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики был создан Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса России, основная цель создания которого - объединение научных и образовательных ресурсов для решения задачи повышения качества подготовки кадров для сферы услуг на основе сетевого взаимодействия. Консорциум объединил вузы, в которых обучались 165 тысяч студентов и работали более 7 тысяч преподавателей. География участников - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до
Санкт-Петербурга. В его состав вошли: Владивостокский госуниверситет сервиса и экономики, Владимирский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический университет, Омский государственный институт сервиса, Поволжский госуниверситет сервиса, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Таким образом, была создана структура, способная обеспечить сферу сервиса высококвалифицированными кадрами в соответствии с потребностями ее развития и становления как самостоятельной отрасли экономики.
С началом второго десятилетия 21 -го века Минобразования России начал проводить жесткую реформу по сокращению числа высших учебных заведений, которая имеет тенденцию к продолжению сокращения численности студентов и преподавателей многих вузов и по сегодняшний день. Первоначальная цель данной реформы, состоящая в выявлении «неэффективных» вузов и в дальнейшей их реорганизации обосновывалась целесообразностью закрытия многих негосударственных вузов, несоответствующих лицензионным требованиям Минобразования и порой не имеющих аккредитации в системе Минобрнадзора. Однако вскоре это коснулось в первую очередь многих финансово благополучных и аккредитованных вузов в число которых попали относительно молодые сервисные вузы, многие из которых прекратили свою деятельность, или превратились в структурные подразделения других, порой непрофильных вузов, стали несоизмеримы по численности студентов и преподавателей.
Т.о., кадровое обеспечение сферы сервиса, как и в прошлое советское время, сегодня предоставлено непрофильным экономическим и техническим вузам. Исключением являются вузы, относящиеся к развитым туристическим регионам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи и др. ) и готовящим кадры для туристской отрасли.
К 2018 году число вузовских преподавателей сократилось более чем на 40 % [5]. Причем многие наиболее востребованные из них навсегда покинули сервис, как сферу научной деятельности. Вряд ли это привело к повышению уровня преподавания за счет повышения конкуренции в образовании в условиях тотального сокращения кадров.
Будущее сферы сервиса в России предопределено разрабатываемыми прогнозами, а также указами и посланиями Президента В.В. Путина. Так в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанный в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [6] при изложении последних оперативных статистических данных и тенденций на финансовых и товарных рынках отмечается, что период с 2018 по 2024 год повысится доля в ВВП отраслей, которые формируют инвестиции в машиностроение и строительство. Прогнозируется также повышение вклада в области информации и связи, профессиональной, научной и технической деятельности, здравоохранения и образования. В непроизводственной сфере ожидается некоторый рост финансовой деятельности и услуг в области информации и связи (рис.4). Причем ожидается, что транспортные услуги, услуги водоснабжения и водоотведе-ния, обеспечения электроэнергией и другими видами энергии сохранят свой вес в ВВП на прогнозный период. Прочие услуги, в объеме которых - услуги бытового и жилищно-коммунального назначения потеряют свой вес от 17,6% в 2018 г. до 15,9% - в 2024г. Из чего следует, что развитие этой сферы в прогнозном периоде на уровне правительства России не рассматривается. А следовательно, не рассматривается тенденция к увеличению спроса на сервисные услуги, напрямую связанная с ростом благосостояния большей части населения страны.
Расходы на жилье и здравоохранение растут быстрее уровня благосостояния среднего класса. Именно, они определяют снижение уровня благосостояния. Решением являются специальные меры поддержки, программы обеспечения жильем, программы развития здравоохранения, которые позволяют людям, попавшим на нижний уровень среднего класса, уже не выпадать из этой страты при первом из-
менении жизненном ситуации и росте его расходов.
Государственное управле и обеспечение военной
Деятельност административна; Деятельность профессиональная. науч Деятельность по операция недвижимым имущество Деятельность финансова; страховая Деятельность в обл информации и связ Деятельность гостини предприятий...
Транспортировка и хране
Водоснабжение; водоотведени Обеспечение электричес энергией. газом и паром;.
-1,5
В 2024г. □ 2023г. к 2022г. Н 2021г. Н 2020г. и 2019г. В 2018
Рисунок 4 - Основные показатели прогноза в непроизводственной сфере
Нельзя отрицать, что Правительство России, проводя национальную экономическую политику, не стимулирует рост доходов большей части населения. Основными направлениями регулирования доходов населения [7] являются меры по регулированию и индексации тарифов сетевых организаций для населения и установления предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем целевую инфляцию, а также путем увеличения спроса на трудовые ресурсы и стимулированием роста заработной платы. Так в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшемся 20 февраля 2019 года, была подчеркнута необходимость сохранения результатов, уже достигнутых в сфере заработной платы работников социальной сферы.
В отношении прочих категорий работников бюджетной сферы также предполагается проведение ежегодной индексации. Принима-
ются меры по снижению уровня инфляции, а также нормативные правовые акты об индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений. Эти и другие меры, способствующие повышению уровня благосостояния населения, приведут к росту потребительского спроса, в том числе и на услуги, к ускорению роста оборота розничной торговли, увеличению объема предоставляемых населению платных услуг. В этих условиях ожидаются тенденции на становление новых высокотехнологичных услуг и дальнейшее становление сферы сервиса как отрасли экономики, формирующей средний класс населения в Российской Федерации.
Литература
1. Лепеш, Г.В. Сервис - инновационный путь развития. //Технико-технологические проблемы сервиса. - 2008. - №3(5), С. 4 - 6
2. Лепеш, Г.В. Территория сервиса //Технико-технологические проблемы сервиса. 1 2009. Г №4(10), С. 3 - 5
3. Обзор российского рынка бытовых услуг URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-10932.html (дата обращения 05.06.2019)
4. Дорофеева Л. В., Рослякова Н. А. Концепция умных городов как инструмент формирования умной специализации регионов: монография / Л.В. Дорофеева, Н.А. Рослякова. - СПб.: Издательство, 2019. - 150 с.
5. Бузанакова А. Р., Паклина С. Н. Курс на сокращение числа вузов в современной России: шаг к справедливости или к эффективности? // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 310-313. - URL https://moluch.ru/archive/66/10914/ (дата обращения: 28.11.2019).
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/ 71837200/ (дата обращения 08.08.2019)
7. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. // Министерство экономического развития Российской Федерации - 2019 г. 28 с.