Научная статья на тему 'Перспективы развития сферы платных услуг в Омской области'

Перспективы развития сферы платных услуг в Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна

Рассматривается роль сферы услуг в национальном социальноэкономическом развитии. Раскрыты функции, выполняемые сферой услуг в расширенном общественном воспроизводстве и социальном развитии страны. Показано значение сферы услуг в экономике развитых западных стран. Раскрыты основные факторы, влияющие на рост сферы услуг. Предложены меры по расширению регионального рынка платных услуг за счет развития сети мелких и средних предприятий в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of paid services development in Omsk region

The article deals with the role of services in the national social and economic development. The functions of services in extended social reproduction and social progress of the country are discussed. The importance of services in economics of the developed western countries is shown. The paper also concerns the basic factors that influence the growth of services. It suggests measures for extending the regional market of paid services based on the development of small and middle-sized businesses in this sphere

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сферы платных услуг в Омской области»

Г. Д. БОУШ

Омский государственный институт сервиса

УДК 336.215.2:646/649Д735

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СфЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМАТРИВАЕТСЯ РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. РАСКРЫТЫ ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СФЕРОЙ УСЛУГ В РАСШИРЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ. ПОКАЗАНО ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РАЗВИТЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАН. РАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОСТ СФЕРЫ УСЛУГ. ПРЕДЛОЖЕНЫ МЕРЫ ПО РАСШИРЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СЕТИ МЕЛКИХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭТОЙ СФЕРЕ.

Введение

Изменение общественно-экономического строя, произошедшее в нашей стране в 90-х годах, не изменило роли сферы услуг в социально-экономическом развитии национальной экономики.

Выбранное направление развития включает экономику нашей страны в зону действия законов экономического развития, свойственных промышленно развитым странам.

Современную стадию производства в зарубежных странах характеризует доминирующее положение сферы услуг в общественном производстве. Еще отчетливее проявляется одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг по сравнению с материальным производством. Существенный потенциал развития сферы услуг, особенно платных, имеется и в российской экономике. Однако институциональная организация в этой сфере является одним из главных препятствий для ее динамичного расширения.

Расширение рынка услуг представляется наиболее реальным через развитие мелкого предпринимательства в этой сфере.

1. Роль сферы услуг в социально-экономическом развитии страны

Эволюционное развитие национальной экономики и общества требуют расширения рынка услуг в опережающем темпе по отношению к материальному производству. Особую остроту приобретает этот аспект в условиях форсированного социальногэкономического развития страны.

Главная задача долговременной политики государства в области социально-экономического развития страны -это увеличение среднедушевого валового внутреннего продукта и повышение жизненного уровня народа.

Решение данной задачи требует динамичного развития общественного производства в отраслях, определяющих рост экономического потенциала страны. Кроме этого, требуется также развитие и повышение эффективности сферы обслуживания населения и производства, функционирование которой непосредственно влияет на материальное производство.

В настоящее время расширение воспроизводства материально-вещественной сферы обусловлено развитием системы услуг. С другой стороны, вещное производство вызывает рост услуг. Это связано с тем, что появление новых продуктов зачастую требует новых форм обслуживания процесса потребления. Возникающие новые формы обслуживания потребления также повышают эффективность использования старых продуктов. Развитие услуг стало обязательным условием эффективного потребления производимых вещей. Развиваются и новые услуги, которые, имея источником возникновения вещное

производство, становятся затем самостоятельным, обособленным от производства видом услуг.

Всепроникающая и всеохватывающая роль услуг в мировом хозяйстве зашла так далеко, что эффективное поступательное движение современной постиндустриальной экономики невозможно без адекватного расширения сферы услуг.

Рост объемов оказания услуг, возрастание роли невещного продукта в общем объеме общественного производства является закономерным результатом развития общественно-производительных сил, углубляющегося разделения труда между различными его видами. Но роль этого сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в структуре хозяйства. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.д.

Значительная роль сферы услуг обусловлена также тем, что она активизирует человеческий фактор в общественном производстве. Все материальные и духовные блага, имеющиеся в распоряжении общества, поступают к населению через сферу услуг.

Расширение образовательных, медицинских, информационных, торговых, транспортных услуг населению и организациям - непременное условие функционирования современного сектора экономики. И дело не только втом, что для индустриальной и, тем более, научно-технической системы производительных сил явно недостаточно, чтобы работник был только сыт, обут и одет. Без активизации человеческого фактора и повышения качества жизни, что прямо связано с развитием потребительских услуг, просто невозможно решить одну из глобальных проблем современности - в кратчайшие сроки преодолеть социально-экономическую отсталость.

Высокий уровень индустриализации хозяйства и эффективность хозяйственных процессов тесно связаны с увеличением затрат общественного труда в сферах, так или иначе отличающихся от материально-вещественного производства. Рост таких затрат становится непременным условием и важным фактором развития всего хозяйства и всей жизнедеятельности общества.

Сказанное выше относится и к России, и к другим, в частности, развитым западным странам. Возрастание роли и места сферы услуг в социально-экономическом развитии национального хозяйства, вовлечение в этот сектор значительной части трудовых и материальных ресурсов, усиление его взаимодействия с отраслями материального производства представляет, пожалуй, одну из самых заметных тенденций в перестройке общественного воспроизводства после Второй мировой войны. Большое значение имеет качественная сторона указанных процессов, проявляющаяся в неуклонном расширении народнохозяйственных функций отраслей услуг, все более

широкое их участие в подготовке и осуществлении стадий кругооборота общественного капитала, в формировании фонда личного потребления и условий жизни населения.

2. Усиление значения сферы услуг в экономике зарубежных стран

За последнюю четверть века значительно ускорилась интеграция услуг в систему экономических и социальных отношений мирового сообщества, их превращение в активную и неотъемлемую часть общехозяйственного комплекса многих стран.

Рост услуг вызван действием закона возвышения потребностей, усиливающейся интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в характере экономического роста - выдвижением на первый план в комплексе его источников научного знания, нематериального накопления, человеческого фактора.

Во-первых, интенсификация производства, усложнение межотраслевых связей, перестройка структуры личного потребления и ряд других факторов привели к значительному повышению спроса на различные услуги со стороны предприятий, населения и государственного аппарата.

Во-вторых, вовлечение отраслей услуг в процесс воспроизводства общественного продукта налагает существенный отпечаток на развитие самой этой сферы, ведет к ее глубокой качественной и структурной перестройке. Это проявляется в быстром распространении рыночных форм предпринимательства, индустриальных методов организации труда, преобразовании материально-технической базы, повышении эффективности производства и качества предоставляемых услуг. В отраслях услуг растет концентрация капитала, наиболее перспективные рынки невещных благ становятся объектом монополистического соперничества.

К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства. Суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62-74% в ВВП, 63-75% - в общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства). [2,с.24]

Потребление услуг воздействует на процесс экономического роста по многим каналам. От стандартов здоровья, образования, профессиональной подготовки зависит качество рабочей силы, и в немалой степени, следовательно, интенсивность и эффективность использования накопленных производственных фондов, темпы экономического роста, скорость обновления материально-технической базы производства. Не следует также забывать и непосредственную экономическую рентабельность многих отраслей сферы услуг, которые являются важным источником накопления.

Уровень развития услуг, полнота их набора, их доступность и качество, непосредственно влияют на производительность труда всех занятых в материальном производстве, то есть создающих национальный доход и национальное богатство страны.

Следует отметить, что помимо выполнения чисто утилитарных социально-экономических функций потребительские услуги во всех странах, независимо от уровня их развития, немало способствуют модернизации общественного и индивидуального сознания, облегчают ломку стереотипов, подготавливают общество к восприятию, тиражированию и генерированию новых идей. Учитывая настоятельную потребность нашего общества в расширении массы людей, способных двигать вперед современное производство, а также в ускоренном обновлении всех форм общественных взаимосвязей, эту

функцию услуг, безусловно, трудно переоценить.

Форсированное развитие сферы услуг является непременным условием успешного завершения структурной перестройки мирового хозяйства. В ходе новой экономической революции в результате массового повсеместного внедрения компьютеров, промышленных роботов и полностью автоматизированных систем проектирования и управления производством потребности промышленности в живом труде снижаются, высвобождаемая рабочая сила переливается в сферу услуг. Одновременно усложняется экономическая организация производства, повышается требования к качеству рабочей силы. Это создает дополнительный спрос на услуги.

Сохраняющаяся нетранспортабельность многих услуг определяет более крупную роль зарубежных инвестиций в этой сфере. К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональные компании многих отраслей. В 1993 г. удельный вес отраслей услуг в прямых зарубежных инвестициях C11JA достиг 53%, Великобритании - 51, Японии - 66, Франции - 52%. Примерно на том же уровне находится и доля услуг в фонде прямых иностранных капиталовложений в этих странах. Прямые инвестиции идут в телекоммуникации, торговлю другие отрасли услуг - общественное питание, банковскую сферу, страховой бизнес, деловые услуги, рекреационные отрасли, здравоохранение и т.д.

Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

3. Основные факторы, стимулирующие рост сферы услуг

Тенденции развития общественного производства свидетельствуют о неизбежном стремительном росте сферы услуг. Это обусловлено рядом факторов.

Потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических: процесс гуманизации экономического роста сопровождается расширением комплекса услуг, направленных на совершенствование самого человека, удовлетворение его культурных, духовных и социальных потребностей.

В последние десятилетия появился ряд дополнительных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций возник целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания.

Сильным стимулом развития ряда услуг послужила крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых зарубежных странах в 60-е годы. В это время намного выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанных с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития.

В результате действия этих факторов расширился спрос на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения к 1996 году в США увеличилась до 59%, во Франции - до 47%, Великобритании -до 48%, Японии - до 58%. [2.C.25]

Немаловажными стимулами расширения спроса на все виды услуг были и изменения в его характеристиках, вызванные растущей дифференциацией и индивидуализацией потребностей производства и

населения. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится.

4. Меры по расширению регионального рынка услуг

Возвращаясь к анализу места сферы услуг в экономике России, отметим, что и здесь данная сфера является той областью, которая активно влияет на увеличение объемов общественного производства, повышение его эффективности, способствует оптимизации структуры национального хозяйства, формирует условия жизни и труда населения, его трудовую и общественную активность.

В настоящее время сфера услуг в России развивается крайне медленно и неэффективно. Доля валового внутреннего продукта, производимого в сфере услуг и общая численность занятых в этой сфере значительно ниже, чем в западных странах. Поданным Л.С. Демидовой в 1990г. эти показатели составляли 23% и 37% соответственно. [2, с.28] Увеличение этих показателей до 50% и 53% в 1996 г, по ее мнению, связано с глубоким падением отечественного материального производства.

Между тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупномасштабной сферы услуг сразвитыми транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающими современным требованиям, Россия не сможет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в глобальную экономику. Немаловажен для России и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы занятости, которая при успешной реструктуризации материального производства приобретет критическую остроту.

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективной формой организации производства (и оказания) услуг являются малые предприятия, основанные на частной и смешанной собственности. Быстрый оборот средств в сфере платных услуг и необходимость небольшого авансированного капитала для организации дела способны стимулировать существенное расширение сети малых предприятий. Однако ненакапливаемосгь и нетранспортабельность большего количества услуг обуславливают высокую степень риска в сфере платных услуг

Малые предприятия в большей степени способны насытить региональный рынок платными услугами. Они наиболее остро чувствуют конъюнктуру. Рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация требуют быстрой смены ассортимента услуг, создания новых форм обслуживания, развития производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Этим и многим другим требованиям малые предприятия отвечают намного успешнее, чем крупные.

Малые предприятия и предприниматели как форма организации хозяйственной деятельности традиционно устойчивы в развитых экономиках. Важнейшим фактором данной устойчивости во всех странах остается развитая система государственной поддержки.

Развитию платных услуг, в силу их значимости для социально-экономического развития территорий, следует уделять внимания не меньше, чем развитию товарного рынка. Однако многочисленные сложности при организации, регистрации, открытии и функционировании небольших фирм являются существенным препятствием расширения этого сектора экономики.

Чтобы открыть свое дело, нужно собрать не один десяток согласований. А, например, работник санэпиднадзора способен похоронить сколь угодно хороший бизнес-план и даже целую государственную программу. Но больше всего предприниматели жалуются на милицию.

По опросам корреспондентов газеты "Аргументы и факты*, предпринимателям нужно немного: чтобы

деятельность проверяющих была упорядочена. И чтобы была реальная возможность действия проверяющих где-то оспорить. [З.с.8]

Думается, что на региональном уровне могут быть устранены не только эти проблемы, но и другие препятствия в развитии мелкого предпринимательства.

Очевидно, может и должна быть создана специальная система поддержки малого бизнеса и предпринимательства: налоговые льготы, обеспечение материально-техническими ресурсами, помещениями, оборудованием и оргтехникой. Государственные органы могут гарантировать финансовую помощь, страхование рисковых проектов, информационное и научно-техническое обеспечение производства, подготовку кадров.

Целесообразно стимулировать ориентацию малых предприятий на выпуск потребительских товаров, платных услуг населению и организациям, переработку отходов производства, решение экологических проблем.

В деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства должны включиться органы государственной (региональной) и муниципальной власти, вузы и колледжи, общественные организации.

Изучение мелкого предпринимательства, в частности, в сфере платных услуг г. Омска, показывает, что действия местных властей практически не улучшают условия хозяйственной деятельности предпринимателей.

Среди мер, способных обеспечивать поддержку малого бизнеса и предпринимательства, в том числе в сфере услуг, можно назвать следующие.

1. Организация подготовки кадров для малого бизнеса, в том числе для сферы платных услуг.

2. Развитие системы экономико-управленческого, юридического консультирования предпринимателей с привлечением преподавателей вузов, специалистов органов исполнительной власти города и области, общественных организаций.

3. Создание системы материально-технического обеспечения деятельности мелких предпринимателей.

4. Создание системы информационного обеспечения деятельности мелких предпринимателей.

5. Оказание помощи в установлении внешнеэкономических связей и поиске деловых партнеров.

6. Определение приоритетных направлений деятельности малого бизнеса, в том числе в сфере платных услуг, для осуществления государственной поддержки на региональном уровне.

7. Оказание услуг по изучению спроса населения и организаций по товарам и услугам, которые могут производить и оказывать мелкие предприниматели.

Заключение

Поступательное социально-экономическое развитие нашего региона требует динамичного расширения сферы услуг, опережающего по своим темпам материальное производство. Закономерность развития общественного производства убедитепьно свидетельствует о том, что рост'объемов оказания услуг и расширение их номенклатуры способствует процессу углубления разделения труда, повышению эффективности общественного производства. В современной экономике в сфере услуг формируются наиболее значительные факторы экономического роста: научное знание, информация, технологии ее передачи, глобализация, интернационализация хозяйственной деятельности.

Одной из основных институциональных форм в сфере услуг, как показывает мировой опыт, выступают малые и средние предприятия.

Омская область, на наш взгляд, обладает необходимым потенциалом роста сферы услуг. Имеются квалифицированные трудовые ресурсы, способные при

определенных условиях быть успешными предпринимателями и предлагать на рынке Омской области широкий ассортимент услуг высокого качества. В области есть многочисленные вузы и колледжи, предлагающие основное и дополнительное образование по специальностям, востребованным предпринимателями и работниками, занятыми в малых организациях, в том числе и в сфере услуг В регионе намечается устойчивая тенденция к росту спроса на услуги. Область успешно включилась в систему кредитования малого бизнеса.

Представляется позитивным то, что в Омской области разрабатываются нормативные законодательные акты, направленные на оказание поддержки малым предприятиям и начинающим предпринимателям.

Развитие сферы малого бизнеса способно в короткие сроки привести к расширению регионального рынка, в том

И. В. КАЛЬНИЦКАЯ Т. А. ЯКОВЛЕВА В. Г. МАЕВСКАЯ

Омский государственный институт сервиса

УДК 657.1.012:336.2

Согласно Закону РФ от27 декабря 1991 г. №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сумма налога на прибыль определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности. При этом прибыль, рассчитанная в соответствии с правилами бухгалтерского учета (бухгалтерская прибыль) согласно требованиям налогового законодательства подлежит корректировке, в результате которой определяется налогооблагаемая прибыль. Исходя из этого налогооблагаемая прибыль определяется как бухгалтерская прибыль, скорректированная в соответствии с нормами и правилами налогообложения.

Скорректированная бухгалтерская прибыль, для определения размера налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет отражается в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (далее по тексту - Справка). Данная Справка представляет собой обобщенный перечень ситуаций, когда предприятие обязано скорректировать сумму прибыли, определяемую по данным бухгалтерского учета.

Процесс корректировки прибыли, полученной поданным бухгалтерского учета для целей налогообложения, является многоэтапным и обусловлен разрывом между формированием финансовых результатов деятельности организаций по нормами налогового законодательства и правилам бухгалтерского учета.

Один из методов корректировки балансовой прибыли заключается в том, что полученное сальдо в конце отчетного периода на счете 99 "Прибыли и убытки"

числе рынка услуг. А это, в свою очередь, даст импульс общему социально-экономическому развитию Омской области.

Литература.

1. Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. -1999. - № 2. с. 21-32.

2. Сивкова В. Великая мечта о малом бизнесе// Аргументы и факты. - 2000. - № 45.

3. Парначев В.Г. Малый бизнес в сфере услуг.-М., 1991. с. 8.

БОУШ Галина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Омского государственного института сервиса.

изменяют в соответствии с требованиями налогового законодательства, для определения размера налогооблагаемой прибыли.

Так, план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению предусматривает формирование конечного финансового результата на счете 99 "Прибыли и убытки". На этом счете в течение отчетного года отражается прибыль или убыток от обычных видов деятельности в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", сальдо прочих доходов и расходов в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Однако сальдо 99 счета "Прибыли и убытки" не является конечным результатом, который можно было бы использовать для целей налогообложения при расчете налога на прибыль. Для заполнения Справки необходимо конечный финансовый результат, сформированный на счете 99 (в который уже вошли и прибыль (убыток) от обычных видов деятельности, и сальдо прочих доходов и расходов, и чрезвычайные доходы и расходы), еще раз подвергнуть корректировке, используя аналитические данные бухгалтерского учета. Таким образом, необходимо изменить величину этой прибыли в соответствии с Положением о составе затрат на сумму расходов на оплату процентов по кредитам банков, бюджетных ссуд и услуг банков, включаемых в себестоимость продукции, доходов от участия в уставных капиталах других организаций, если

НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ АКТУАЛЬНЫМ ОСТАЕТСЯ ПРОБЛЕМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ БУХГАЛТЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ, В ЧАСТНОСТИ, РАССМАТРИВАЕТСЯ МЕТОДИКА КОРРЕКТИРОВКИ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ СОГЛАСНО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.