Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
316
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИКА / РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / СУДОХОДСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Залян К.В., Кортунова О.В.

В данной статье обозначаются особенности развития Северного морского пути. Рассмотрены причины, создающие помехи на пути совершенствования данного маршрута. К ним можно отнести, например, большую протяженность, наличие мелководных участков, удаленных от берега на большое расстояние, недостаточную изученность рельефа дна, тяжелые ледовые условия. По итогу нами были предложены варианты решения вышеуказанных проблем, и была выделена перспектива СМП на ближайшее будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE

This article outlines the features of the development of the Northern Sea Route. The reasons that create obstacles to the improvement of this route are considered. These include, for example, a large extent, the presence of shallow areas remote from the shore for a long distance, insufficient knowledge of the bottom relief, severe ice conditions. As a result, we proposed solutions to the above problems, and the prospect of the NSR for the near future was highlighted.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

К.В. Залян, курсант

О.В. Кортунова, курсант

Научный руководитель: Т.А. Литвин, доцент

Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (Россия, г. Новороссийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-88-91

Аннотация. В данной статье обозначаются особенности развития Северного морского пути. Рассмотрены причины, создающие помехи на пути совершенствования данного маршрута. К ним можно отнести, например, большую протяженность, наличие мелководных участков, удаленных от берега на большое расстояние, недостаточную изученность рельефа дна, тяжелые ледовые условия. По итогу нами были предложены варианты решения вышеуказанных проблем, и была выделена перспектива СМП на ближайшее будущее.

Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, развитие, перспектива, безопасность, судоходство.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Арктика является важнейшим стратегическим регионом для России. В связи с этим, стоит вопрос об уточнении правового режима Северного морского пути. А развитие данного маршрута может привести к созданию кратчайшей транспортной артерии, связывающей Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Но есть ряд недостатков, которые снижают конкурентоспособность СМП в борьбе с традиционными маршрутами.

Недавний инцидент, произошедший с контейнеровозом «Ever Given» в Суэцком канале, должен послужить уроком, причем в общемировом масштабе. Блокировка Суэцкого канала заставила снова задуматься об альтернативных вариантах маршрутов и поставок. В качестве замены можно предложить северный морской путь, который обрел высокую популярность за последние 15 лет. В связи со своими природными особенностями данный путь является достаточно «капризным», ведь в отношениях навигационного маршрута представляет собой одну из самых сложных и опасных морских транспортных коммуникаций. Этому способствуют такие факторы, как:

- большая протяженность,

- наличие мелководных участков, удаленных от берега на большое расстояние,

- недостаточная изученность рельефа дна

- тяжелые ледовые условия.

Говоря о последнем факторе из вышеперечисленных, стоит отметить, что проходит положительная динамика в изменении климата. Так, в течение долгого времени специалисты в данной области не рассматривали СМП, как вариант жизнеспособного морского пути. Однако ситуация значительно изменилась, на сегодняшний день арктический регион прогревается вдвое быстрее, а также за последние десятилетия морской лед, снежный покров, ледники и вечная мерзлота резко сократились.

Если раньше проходить через арктические моря удавалось только мощным атомным ледоколам, то сегодня даже коммерческие суда способны перемещаться по СМП.

В этой связи, говоря о необходимости развития СМП Россией становится особенно актуальной проблема уточнения его правового режима. Задачи развития Северного морского пути на ближайшее будущее определены рядом документов, главные среди которых:

- Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года;

- Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ»;

- Федеральный проект «Северный морской путь в составе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года;

- План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года;

- Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года».

Проанализировав ряд документов, определяющих перспективу развития СМП, стоит отметить, что развитие данного морского пути является важнейшей задачей, сопоставимой по величине с основными национальными проектами. Так как, Северный морской путь - кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 6 тыс. км. При том, что он располагается в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

Востребованность СМП Среди иностранных судоходных и деловых кругов определяется двумя причинами. Во-первых, он может стать более выгодной с экономической точки зрения заменой для осуществляемых ныне перевозок между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Во-вторых, при налаживании стабильного функционирования СМП способен принять на себя большую часть транзитных грузов, проходящих через Суэцкий канал.

Но не стоит забывать, что судовладельцы станут использовать СМП только в случае, если это будет прибыльно. И если Россия обеспечит надежное и безопасное обслуживание мореплавания. Так как, при работе в такой зоне слишком велики эксплуатационные расходы, включая ледокольное обеспечение, тарифы за погра-

ничное и таможенное оформление, повышенные ставки страховой премии. Поэтому, для работы на СМП требуются большие капитальные вложения. Таким образом, необходимы специализированные суда ледового класса, а также экипаж судна, подготовленный для работы в столь суровом месте.

Не обращая внимания на все сложности, с 2010 года по маршрутам арктической транспортной системы произошли значительные изменения. Они в первую очередь стали проявляться в увеличении интенсивности судоходства, возрастании доли крупнотоннажных судов, разрастании сети судоходных маршрутов и увеличении площади акватории, на которой стал использоваться режим круглогодичной навигации.

Работоспособность СМП связана с изменением состава и структуры арктического флота. Одно их важных значений в морских перевозках имеют нефтяные танкеры, танкеры для перевозки сжиженного природного газа и контейнеровозы.

Сравнивая нефтяные танкеры, работающие на СМП, следует отметить, что они по своим габаритам существенно отличаются от танкеров мирового флота. Основной причиной этому является ограничение по глубине. Так, на мелководных участках СМП осадка 9,5 м для традиционных маршрутов является предельной. А использование контейнеровозов в пределах акватории северного морского пути, имеющих большие размеры, ограничено глубинами и осадкой судов. Таким образом, необходимо тщательно провести поиск глубоководных маршрутов для нефтяных танкеров и контейнеровозов.

Маршруты СМП расположены в основном по участкам арктических морей, с многочисленными подводными опасностями. Разработка высокоширотной трассы началась около 15 лет назад. Маршруты предназначены для транзитного плавания крупнотоннажных судов по СМП. Высокоширотная трасса делится на альтернативную и основную трассы. Альтернативная трасса проходит севернее основной трассы по относительно большим глубинам. Главный недостаток пути - прохож-

дение области возможного положения многолетних ледовых массивов. Некоторые участки высокоширотных трасс протекают на большом расстоянии от материкового берега, что не позволяет использовать зрительные средства навигационного оборудования.

Приполюсные маршруты по всему расстоянию имеют достаточно большие глубины. Многолетний лед, перекрывающий трассу практически круглый год, является основным фактором, влияющим на безопасное судоходство. Приполюсные трассы расположены от берега на дальнем расстояния, что затрудняет проведение морских спасательных операций. Также практика показывает, что движение крупнотоннажных судов, выполняющих самостоятельное плавание, отклоняются от рекомендованных маршрутов. При этом во время перехода от летней навигации к зимней, когда на трассе присутствует лед, суда отклоняются от рекомендованных курсов на значительные расстояния. Это в свое время может привести в попадание области мелководья и тяжелых ледовых условий. Появляется опасность посадки судна на мель и получения ледовых повреждений. Таким образом, при судоход-

ются основными критериями навигационной безопасности. Поэтому, имея мощные ледоколы, способные преодолевать ледовые поля, трасса станет перспективным маршрутом.

Поскольку Суэцкий и Панамский каналы достигли предела своей пропускной способности, Северный морской путь становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях. Но для этого необходимо:

- проведение дноуглубительных работ, для обеспечения захода в порты и подходные каналы крупнотоннажных судов;

- создание системы безопасности судоходства в Арктике, с помощью построения ледокольного флота;

- сохранение Россией за собой право на регулирование порядка северного морского пути;

- строительство крупнотоннажных судов усиленного ледового класса;

- выполнение поисковых работ для определения перспективных районов по организации системы управления движением судов в акватории СМП;

- повышение уровня гидрографической изученности акватории арктических морей.

стве влияние глубин и влияние льда явля-

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года".

2. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 "О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера".

3. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1487 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути".

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1930-р О Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года.

5. Приказ Министерства транспорта РФ от 17 января 2013 г. N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути".

6. «Кодекс торгового мореплавания РФ» от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

7. Смирнов А.А. Перспективы развития Северного морского пути (к 55-летию атомного ледокольного флота России) / А.А. Смирнов, С.А. Головинский // Арктика: экология и экономика. - 2014. - №4 (16). - С. 108-114.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE

K.V. Zalyan, cadet

O.V. Kortunova, cadet

Supervisor: T.A. Litvin, Associate Professor

Admiral F.F. Ushakov State Maritime University

(Russia, Novorossiysk)

Abstract. This article outlines the features of the development of the Northern Sea Route. The reasons that create obstacles to the improvement of this route are considered. These include, for example, a large extent, the presence of shallow areas remote from the shore for a long distance, insufficient knowledge of the bottom relief, severe ice conditions. As a result, we proposed solutions to the above problems, and the prospect of the NSR for the near future was highlighted.

Keywords: Northern Sea Route, Arctic, development, perspective, safety, navigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.