Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка АГЗС в России'

Перспективы развития рынка АГЗС в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Стасайтис

Необходимость поиска и внедрения альтернативных видов моторных топлив, которые могли бы составить конкуренцию традиционным бензинам и дизельному топливу, обусловлена постоянным увеличением количества автотранспорта, а, следовательно, ростом спроса на моторные виды топлива и прогнозируемым в ближайшем будущем снижением объемов мировой добычи нефти, как основного сырья для производства традиционного топлива. Другим немаловажным фактором является увеличенная нагрузка на окружающую среду, особенно в густонаселенных, промышленно развитых регионах мира, поскольку автомобиль является основным источником целого ряда агрессивных химических соединений, отравляющих атмосферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка АГЗС в России»



Перспективы развития рынка АГЗС

в России

А.В. Стасайтис,

аналитик Союза потребителей газового топлива

Необходимость поиска и внедрения альтернативных видов моторных топлив, которые могли бы составить конкуренцию традиционным бензинам и дизельному топливу, обусловлена постоянным увеличением количества автотранспорта, а, следовательно, ростом спроса на моторные виды топлива и прогнозируемым в ближайшем будущем снижением объемов мировой добычи нефти, как основного сырья для производства традиционного топлива. Другим немаловажным фактором является увеличенная нагрузка на окружающую среду, особенно в густонаселенных, промышленно развитых регионах мира, поскольку автомобиль является основным источником целого ряда агрессивных химических соединений, отравляющих атмосферу.

В нашем случае рассмотрим рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ), как одного из видов газомоторного топлива в России. Сегодня он характеризуется стабильным ростом и сбалансированностью спроса и предложения. Объем этого сектора розничного рынка оценивается в настоящее время в 550-700 тыс. т в год. В данном секторе сжиженный углеводородный газ конкурирует с автомобильными бензинами, которые и задают ценовой ориентир для сжиженного газа: конкурентоспособная оптовая цена поставки сжиженного газа (в рублях за 1 кг) составляет 50-60% цены бензина (в рублях за 1 л) распространенных марок (например, Аи-80).

Российский рынок автогазозаправочных станций

Рынок автогазозаправочных станций (АГЗС) в России и, в частности, в

центральных ее регионах продолжает «взрослеть», то есть процесс формирования разветвленной сети автогазозаправочных станций продолжает бурно развиваться, что влечет за собой их дальнейшее техническое совершенствование и расширение функциональности.

Объективная необходимость расширения сети автогазозаправочных станций в регионах России обусловлена следующими причинами:

1. Согласно методике Мирового банка, в России при темпах роста ВВП на уровне 7% в год должно ежегодно вводиться порядка 17 тыс. км новых дорог, то есть фактически в 10 раз больше, чем строится в настоящее время. По мере роста экономики страны следует ожидать в ближайшем будущем расширения объемов строительства новых автомобильных дорог, включая федеральные, межре-

гиональные и региональные шоссе. Очевидно, что появление новых автомобильных дорог потребует строительства вдоль них автозаправочных станций с дополнительными услугами - магазинами, кафе и ресторанами, мотелями и т.д.

2. После распада Советского Союза парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза. Темпы его роста составляли в среднем более 12% в год. Для сравнения: в странах Восточной Европы - 5,4%, а в Западной Европе - всего 2%. По прогнозам среднегодовые темпы прироста числа автомобилей в стране в предстоящие годы составят примерно 8%. Если в 2006 г. общее число единиц автомобильного транспорта составляло ориентировочно 26,7 млн., из которых 23,4 млн. ед. - легковые автомобили, 3,2 млн. ед. - грузовые автомобили и 0,1 млн. ед. - автобусы, то в 2010 г. ожидается увеличение их числа до 3235 млн. ед., из которых 27-30 млн. легковых и 6 млн. грузовых автомобилей. Ускоренный рост числа автомобилей вызовет столь же стремительный рост числа заправочных станций.

3. Насыщенность автомобильными автогазозаправочными станциями в России пока еще недостаточна и отстает от ведущих стран мира. По экспертным оценкам в США в настоящее время функционирует 45 тыс. АГЗС, что почти в 15 раз больше, чем в России. Большая доля АГЗС в РФ приходится на наиболее заселенные ее территории (Москва, Санкт-Петербург и прилегающие области).

4. Большая территория страны также вызывает необходимость размещения новых АГЗС для обеспечения розничных продаж СУГ вдоль дорог различного уровня.

5. Количество автомобилей, приходящихся в среднем на одну российскую АГЗС, составляет 3 200 ед., тогда как в США этот показатель превышает

7 тыс. Столь существенная разница обусловлена в основном относительно низким техническим оснащением большинства АГЗС в России, их недостаточной мощностью, а также отсутствием у большинства из них сопутствующих сервисных услуг.

В зависимости от расположения, одна АГЗС ежемесячно реализует 60300 т сжиженных углеводородных газов (около 120 т в среднем по России).

Российский рынок автогазоза-правочных станций в настоящее время активно формируется, что делает его очень привлекательным. Расширение сети происходит преимущественно путем приобретения (аренды) земельных участков и строительства на них новых АГЗС. Продажа действующих АГЗС или их сетей является относительно редким явлением, хотя информацию о таких сделках можно встретить в печати все чаще и чаще.

Основными участниками российского рынка автогазозаправочных станций являются такие крупнейшие компании как ОАО «Газэнергосеть», ОАО «Газпромнефть», ЗАО «МНК-Газозаправка», ООО «21 Век», ООО «Акойл», ОАО «СГ-Транс», ООО «Ку-баньгазификация», ОАО «Сибирская газовая компания», ООО «Ока-Про-пан-НН», ООО «Брянская газовая компания», ОАО «СИБУР холдинг», общая доля которых составляет более 50% рынка АГЗС. Оставшаяся часть рынка занята более мелкими игроками, которые в отличие от крупных компаний более заинтересованы в привлечении инвестиций для развития своего бизнеса.

В настоящее время на российском рынке автогазозаправочных станций активно продвигается принципиально новая бизнес-модель автогазозаправочной станции, как центра комплексного обслуживания, для которого удобство, комфорт и экологическая безопасность клиентов есть главная цель и одновременно источник доходов. Комплексность услуг и высокое качество обслуживания предопределили сложившийся тренд роста выручки от продажи

газомоторного топлива и уровня маржи.

Основные тенденции

развития рынка АГЗС

Основные тенденции в развитии сети автогазозаправочных станций в России соответствуют мировым. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, широким наступлением западных компаний, которые исповедуют агрессивную стратегию проникновения на российский рынок.

Как и во всех развитых странах, в России основным направлением в развитии автозаправочного бизнеса стало создание многофункциональных комплексов, обеспечивающих обслуживание клиентов в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Вместе с тем сегодняшняя ситуация на российском рынке розничных продаж имеет свою специфику, которая соответственно отражается и на стратегии автозаправочного бизнеса.

Например, в отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практически идентичны и не зависят от конкретных поставщиков, в России одним из ключевых факторов конкурентоспособности является именно качество топлива. На психологическом уровне предпочтение отдается сетевым станциям вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а также крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше.

В долгосрочной перспективе по мере широкого проникновения на российский рынок АГЗС западных компаний, привносящих свои стандарты качества топлива и услуг, этот рынок все более станет похожим на рынки развитых стран так же, как и ценообразующие критерии, применяемые для определения рыночных цен.

Таким образом, генеральной тенденцией развития российского рынка автогазозаправочных станций является расширение их функциональности, иными словами - допол-

нение продажи газомоторного топлива различными сопутствующими услугами. В перспективе типовая АГЗС должна включать в себя, помимо топливно-раздаточного комплекса, также мойку автомобилей, магазин сопутствующих товаров, кафе или ресторан быстрого питания, пункты попутного технического сервиса, например, чистка салона или подкачка шин.

На рисунке ниже схематично представлены основные задачи и пути их решения по повышению финансовой устойчивости автогазо-заправочных станций, являющиеся одними из основных стратегических целей современного развития АГЗС.

Инвестиционная привлекательность газозаправочного бизнеса

На фоне постоянно растущей доли автотранспорта, использующего в качестве топлива СУГ, все более привлекательными становятся инвестиции в строительство АГЗС. Можно предположить, что потребности в альтернативных видах моторного топлива будут увеличиваться, и в ближайшей перспективе свой вклад в повышение интереса автомобилистов к переходу на СУГ внесут факторы ужесточения экологических требований к транспортным средствам и постоянный рост цен на традиционные виды углеводородного топлива (бензин, дизельное топливо), что приведет к неминуемому скачку спроса на СУГ.

Прогнозируется, что уже к началу 2008 г. общее количество АГЗС, действующих на российском рынке, составит 3 340 ед., что соответствует объему реализации более 1,8 млн. т СУГ ежегодно, или 31,5 млрд. руб. в год (при отпускной цене 10,5 руб. за 1 л газа по состоянию на 13 декабря 2007 г.). В среднем ежегодный темп прироста рынка по реализации сжиженного углеводородного газа автогазозаправочными станциями конечному потребителю составляет 12,3%, что в стоимостном выражении составляет 1,3 млрд. руб. ежегодно.

Инвестиции под строительство одного объекта АГЗС составляют около 15 млн. руб., величина которых зависит от месторасположения, наличия наземных или подземных емкостей для хранения СУГ.

По расчетам специалистов, средняя окупаемость любого типа АГЗС составляет менее двух лет. При этом рентабельность одного объекта АГЗС находится на уровне 50%, а при условии наличия достаточного количества потребителей сумма ежемесячной выручки от продажи СУГ только от одной АГЗС достигает более 3 млн. руб. в месяц, что в натуральном выражении соответствует реализации около 180 т СУГ. С учетом этого среднегодовая выручка одной АГЗС без учета расходов на ее эксплуатацию составляет 36 855 тыс. руб.

Стоит также отметить, что по экспертным оценкам, строительство одной АГЗС стимулирует переоборудование до 300 автомобилей для эксплуатации на СУГ.

Российский рынок оборудования для газозаправочных станций

Таким оборудованием мы будем считать средства заправки автомобилей СУГ - как стационарные, так и мобильные.

Согласно Государственным строительным нормам, АГЗС - это стационарная автомобильная заправочная станция, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом. На АГЗС СУГ поставляется автотранспортом.

К автогазозаправочным станциям относятся также и мобильные АГЗС на базе газовозов, оснащенных оборудованием по заправке автомобильных баллонов. К сожалению, не существует достоверных статистических данных касательно количества таких АГЗС.

Типичная автогазозаправочная станция состоит из 1-3 емкостей для хранения газов, 1-2 заправочных ко-

лонок, насосного блока, предназначенного для перекачки СУГ из газовозов в резервуары и подачи топлива из резервуаров в ТРК, запорной арматуры и т.д.

Специалисты отдельно выделяют автомобильные газозаправочные пункты (АЗЗП), как правило, характеризующиеся целевым месторасположением, например, на территории АТП, АГЗС, которые также предназначены для заправки газобаллонных автомобилей сжиженным углеводородным газом из стационарных емкостей или автоцистерн. АГЗП подразделяются на стационарные и временные.

Использование передвижных установок для заправки автомобилей СУГ новыми государственными нормами не предусмотрены. Тем не менее такая форма заправки газовых автомобилей предусматривается нормами пожарной безопасности (НПБ 111-98*) и существует в большинстве российских регионов. Под передвижной установкой понимается АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного

блока транспортировки и хранения СУГ, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Сегодня на российском рынке представлен довольно широкий перечень средств заправки автомобилей СУГ и транспортировки сжиженных углеводородных газов как отечественного, так и зарубежного производства. В Россию поставляются АГЗС, газовозы и передвижные газозаправщики из Германии, Польши, Болгарии, Италии.

Системы заправки автомобилей СУГ по конструктивному исполнению можно разделить на:

■ передвижные газозаправщики;

■ станции-моноблоки;

■ стационарные станции с подземным расположением резервуаров;

■ стационарные станции с наземным расположением резервуаров;

■ многотопливные станции.

Передвижные газозаправщики

предназначены для розничной реализации сжиженного газа «с колес». Мобильная технологическая система устанавливается на полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие. Передвижные газозаправщики могут использоваться и как стационарные посты заправки СУГ. В этом случае используется только цистерна-прицеп без тягача, как надземная емкость с колонкой,которая заполняется от другой цистерны с тягачом.

Анализ эксплуатации передвижных газозаправщиков показал относительно высокую эффективность использования этих средств заправки автомобилей. Производительность передвижных газозаправщиков, представленных сегодня на российском рынке, как правило, составляет 100 заправок в сутки.

Моноблоки - рамная конструкция, на которой устанавливается один резервуар объемом не более 20 м3 и гидровакуумный насос, который используется для подачи газа в колонку и для перекачки топлива из транспортного средства, ТРК. Поскольку моноблок предполагает размещение только одной ТРК, ее производительность невысока и составляет 50-150 заправок в сутки (в основном предлагаются моноблочные конструкции производительностью 100 заправок в сутки).

Стационарные АГЗС с подземным или наземным размещением одностенных или двустенных емкостей и надземными колонками и насосно-компрессорным отделением. Производительность таких станций составляет 150-500 заправок в сутки. Наиболее распространенными и экономичными являются стационарные АГЗС производительностью 200-300 заправок в сутки.

На территории многотопливной АГЗС может быть предусмотрена также заправка автотранспорта двумя-тремя видами топлива (бензины, дизельное топливо, СУГ, КПГ). Этот тип АГЗС может получить довольно широкое применение в связи с возрастающим вниманием региональных властей к диметиловому эфиру (ДМЭ) как заменителю дизельного топлива. На комбинированной АГЗС можно организовать реализацию одновременно СУГ и ДМЭ по подобию обычных АЗС, где реализуются бензин и дизельное топливо. Считается, что по своим экономическим показателям многотопливные АГЗС на 10-20% эффективнее, чем отдельно строящиеся АГНКС и АГЗС.

На российском рынке существует распространенная практика использования комплектующих разных производителей. Так, резервуары для хранения СУГ, арматура и другое оборудование, как правило, производятся в России и комплектуются зарубежными ТРК.

К крупнейшим российским производителям газозаправочного оборудования для СУГ можно отнести следующие предприятия:

1. ЗАО «Завод Джи Ти Сэвэн», г. Кузнецк, Пензенская обл.

2. ООО «Инжиниринг-АМТ», г. Москва.

3. ООО «FAS Химмаш», Н. Новгород.

4. ОАО «Рузхиммаш», г. Рузаевка, Республика Мордовия.

5. ООО «Гамард РСТ», г. Москва.

6. ООО «Промэкспорт С», г. Тамбов.

7. ОАО «АлексеевкаХиммаш», г. Алексеевка.

8. ЗАО «Бецема», г. Красногорск, Московская обл.

9. ООО «Производственно-Коммерческая фирма ПРОМСЕРВИС», г. Пенза.

10. ООО «СпецТехноГаз», г. Златоуст.

Тенденции спроса на газоемкостное оборудование

В настоящее время в России, по экспертным данным, функционируют более 3 тыс. пунктов заправки автомобилей СУГ. Из них около 1200 приходится на стационарные АГЗС с подземным/наземным расположением резервуаров, обеспечивающие производительность 150-300 заправок в сутки. По данным специализированных изданий 237 из них приходятся на новые АГЗС, расположенные в 162 городах 56 регионов России.

Прогнозирование спроса на оборудование для АГЗС основано на следующих предпосылках:

■ по экспертным данным среднее количество топлива, реализуемое на одной АГЗС, составляет около 100 т в месяц;

■ в соответствии с прогнозами «МосгазНИИпроекта», в перспективе около 30% реализации топлива будет производиться с помощью передвижных газозаправщиков, остальные объемы СУГ будут реализовываться через стационарные АГЗС;

■ производительность передвижных газозаправщиков в среднем в четыре раза ниже производительности стационарных АГЗС;

■ дополнительный прирост потребления СУГ в качестве моторного топлива составит к 2013 г. до 1 млн. т;

■ в силу несоответствия современным требованиям по пожарной и экологической безопасности и в связи с введением новых норм и стандартов (в частности, внесением изменений в НПЗ и СниП) в прогнозируемый период ожидается обновление действующей сети АГЗС;

Показатель Значение

Реализация газомоторного топлива через АГЗС в 2013 г., тыс. т 2 489

Объем перевозки пропан-бутана одной цистерной в год, тыс. т 1,8 (15 т * 10 циклов в месяц * 12 мес.)

Общая потребность в газовозах, шт. 1 355 (2 489 / 1,8)

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 январь 2008 г. Ä ВШИ В^ СВШ ЩИШИИИШ КФ

щ

Транспорт на СУГ

ш поскольку полезный срок службы газозаправщиков и цистерн-газовозов составляет 20 лет, замены потребуют порядка 20% существующей техники.

Таким образом, для обеспечения дополнительных объемов потребления пропан-бутана в качестве моторного топлива, обновления мощностей по реализации СУГ, повышения загрузки действующих мощностей по реализации сжиженных газов автотранспорту до 2013 г. потребуются около 1 582 стационарных АГЗС и около 809 ед. мобильных АГЗС.

Расчет транспортных мощностей, необходимых для обслуживания сети АГЗС (газовозов), производился на основе следующих предпосылок:

■ масса перевозимого одной цистерной-газовозом газа принимается равной 15 т (данный показатель соответствует цистерне-газовозу объемом 30 м3);

■ поскольку снабжение АГЗС топливом осуществляется с ГНС, расположенных в пределах одного реги-

она, оборачиваемость одной цистерны принимается равной трем дням.

Выше, в таблице представлен расчет потребности в газовозах для обеспечения сети АГЗС в 2008-2013 гг.

Российский рынок СУГ, как газомоторного топлива, будет неуклонно расти. Для этого есть все необходимые предпосылки:наличие ресурсной базы, позволяющей нарастить производство сжиженных углеводородных газов; наличие резерва производственных мощностей; ожидаемый рост цен на нефтяные топлива; повышение внимания к проблеме защиты окружающей среды как на федеральном, так и региональном уровнях.

Прогнозный баланс спроса-предложения на российском рынке сжиженных углеводородных газов показывает, что к 2013 г. производители будут вынуждены направлять до 2,5 млн. т СУГ на нужды автотранспорта. Нет сомнений, что развитие сети АГЗС, которое станет сопровождать расширение объемов поставок СУГ на рынок автомобильного топлива,

будет стимулировать дальнейшее переоборудование автотранспортных средств на СУГ, что позволит к 2013 г. довести парк пропановых автомобилей до 750 тыс. ед.

Для обеспечения реализации СУГ автомобильному транспорту потребуется существенно реорганизовать, расширить и обновить действующую сеть автогазозаправочных станций и пунктов. Произведенные расчеты позволяют предполагать, что спрос на стационарные АГЗС до 2013 г. составит 1582 ед., преимущество будет отдано АГЗС с подземным размещением резервуаров и производительностью 150-300 заправок в сутки, а также комбинированным АГЗС.

Анализ рынка АГЗС в России позволяет с полной уверенностью обозначить его, как динамично развивающийся бизнес, обладающий ликвидным залогом. Это перспективное направление обладает высокой инвестиционной привлекательностью и является активным потребителем услуг коммерческого кредитования.

Общество с ограниченной ответств

Тамард РСТ"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

остью

Н1111Г

117647, г.Москва, ул. Профсоюзная, д 123 "а", стр.13, тел./факс. +7 495 739 5986 E-mail: gamard@gamard.ru, www.gamard.ru

Оборудование для автогазозаправочных станций, баз хранения сжиженного газа

Насосы для перекачивания сжиженного газа и топлива,

поршневые компрессоры

Запорная и предохранительная арматура для сжиженных углеводородных газов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.