Научная статья на тему 'Перспективы развития русско-японских отношений: взгляд в прошлое'

Перспективы развития русско-японских отношений: взгляд в прошлое Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
новый подход / оттепель / прагматизм / политическая воля / декларация / мирный до-говор / ядерный зонтик. / new approach / thaw / pragmatism / political will / declaration / peace treaty / nuclear umbrella

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудов Умид Бехзодович

В статье изучается вопросы русско-японских отношений в новое время. Развал Советского союза, становления Российской государственности в контексте налаживание отношений с Японией. Изменение характера отношений с приходом Путина и новый подход к решению территориальных проблем. Поли-тические результат и перспектива тандема Путин-Абе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-JAPANESE RELATIONS: RETROSPECT

The article studies the problems of Russian-Japanese relations in the new era. The collapse of the Soviet Union, the formation of Russian statehood in the context of establishing relations with Japan. Changes in the nature of relations with the advent of Putin and a new approach to solving the territorial issue. Political results and prospects of the Putin-Abe tandem.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития русско-японских отношений: взгляд в прошлое»

POLITICAL SCIENCE

Махмудов Умид Бехзодович Доктор политических наук Международная исламская академия Узбекистана DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10957 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РУССКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Mahmudov Umid Bekhzodovich

Doctor of politics, International Islamic Academy of Uzbekistan

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-JAPANESE RELATIONS: RETROSPECT

Аннотация

В статье изучается вопросы русско-японских отношений в новое время. Развал Советского союза, становления Российской государственности в контексте налаживание отношений с Японией. Изменение характера отношений с приходом Путина и новый подход к решению территориальных проблем. Политические результат и перспектива тандема Путин-Абе.

Abstract

The article studies the problems of Russian-Japanese relations in the new era. The collapse of the Soviet Union, the formation of Russian statehood in the context of establishing relations with Japan. Changes in the nature of relations with the advent of Putin and a new approach to solving the territorial issue. Political results and prospects of the Putin-Abe tandem.

Ключевые слова: новый подход, оттепель, прагматизм, политическая воля, декларация, мирный договор, ядерный зонтик.

Key words: new approach, thaw, pragmatism, political will, declaration, peace treaty, nuclear umbrella.

Чтобы лучше понять современное состояние русско-японских отношений, необходимо провести анализ Эпоху Хейсей[1], который продолжался более 30 лет. Условно этот период можно разделить на четыре этапа. Первый этап, так называемый конец Советского Союза (1989-1991 гг.) Второй этап это, правления Ельцина (1992-1999 гг.) Третий этап, период правление Путина в качестве Президента и премьер министра (2000-2012 гг.) Четвертый этап, начинается с 2012 года, когда был создан второй кабинет министров Абэ с японской стороны.

Первый этап - разрушение СССР

Когда в Японии начался, Эпоха Хейсей в Советском Союзе перестройка Хрущева шла полным ходом. Менялась не только внутренняя политика, но и внешняя. Политика сближение с Западом послужило поводом пересмотра двусторонних отношений с Японией. Волна перестройки, которого уже нельзя было остановить охватила всю коммунистическую часть Европы и процесс был не отвратим.

В январе 1989 года Япония потеряла последнего императора эпохи Шёва и визит первого заместителя председателя Президиума Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова в Токио даль старт новым взглядом. Год спустя уже в качестве председателя Верховного Совета Лукьянов посетил инаугурацию нового императора. Лукьянов считался сподвижником Горбачёва, затем его оппонентом. 1989 году Советский Союз снимает запрет на посещение иностранцам Сахалин. Прямое сообщение через пролив Лаперуза даёт возможность Японцам

посетить Курильские острова. При этом министерство иностранных дел Японии призывает своих граждан воздержаться от посещения, так как для этого требовалась получение виз.

15 января 1990 года, делегация во главе с бывшим генеральным секретарем Либерально-демократической партии Синтаро Абэ, встретился Генеральным секретарем Советского Союза Михаилом Горбачевым. На встречи Абэ и Горбачев согласились «мудро решать сложные проблемы между Японией и Советским Союзом». 25 июля 1990 года, Горбачев встречается председателем Палаты представителей Ёсио Цудзючи и почетным президентом «Сока Гаккай» Дайсаку Икедой, где он сообщает о намерение посетить Японию осенью 1991 года. В апреле 1991 года Горбачев впервые посетил Японию в качестве российско-советского лидера, где встречался вышеупомянутыми лицами.

Последние годы перестройки реформы проходили с трудом, и Москва вынуждена была искать донора-соратника, который смог бы повлиять на изменение ситуации в стране. Япония в это время переживала, свои лучшее дни и тоже надеялась воспользоваться случаем и решит свои территориальные вопросы. Но, известные события в августе 1991 года изменило всю картинку происходящего.

Второй этап - Тандем Ельцин Хасимото

После распада Советского Союза Российская Федерация как правопреемница взяла на себя все обязательство и интересы государство. С этого момента, диалог между Россией и Японией приобретает новый характер. С распадом СССР и окончанием холодный войны идеологическое соперничество отошло на второй план и в Японии возросли

ожидания, связанные с урегулированием территориальной проблемы и заключением мирного договора.

Япония активно участвовала в переговорах и помогала России интегрироваться мировое сообщество. Переговоры о сотрудничестве Североатлантическим альянсом тоже проходило не без участия Японской стороны. Как известно, во многих международных организациях Япония участвует как основной донор и имеет свой «голос». С этой точки зрения, поддержка и посредничество Японии на переговорах с западными странами было важно для Москвы. С подписанием в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» был создан Совместный постоянный совет[2]. Новый мировой порядок, возникший после развала СССР, формировала некий политический вакуум, где Япония смогла действовать хот и частично, но независимо. Геополитическая обстановка в Восточной Азии, соперничество США и Китая в этом регионе послужило поводом ускорение переговоров между Японией и Россией.

После того как, 1996 году Либерально-демократическое партия Японии во главе с Хасимото Рютаро вернула себе единовластие в стране, во внешней политике произошли значительные изменения. В области внешней политики, главной задачей было определить по какому пути следует идти Японии в обстановке, когда действия Соединенных Штатов на тихоокеанском регионе «активизировались». «Евразийская политика» премьер министра Хасимото стала логическим следствием поиска ответов на этот вопрос.

Вопрос Тайваня, вокруг которого столкнулись интересы Китая и США, оказывало давление на позиции Токио. Япония как военно-политический союзник США регионе не будет противоречить интересам Вашингтона, но и откровенно критиковать действия Пекина тоже не хотелось. На японо-американском саммите в апреле 1996 года Хасимото даль понять своим заокеанским партнерам что, «Китай не откликнется, если США и Япония будут разговаривать с ним с позиций единого союза; поддерживая японо-американское взаимодействие, необходимо прилагать самостоятельные усилия» [3].

Позиция Хасимото заключался в том, что, находясь под давлением США и Китая, вовлечь Россию в дела Азиатско-Тихоокеанского региона с тем, чтобы, во-первых, имеет возможность маневрировать внешних делах, во-вторых решать свои двустороннее проблемы с Российской Федерацией.

Япония совместно с США приоткрыли двери «большой семерки» для России. На саммите в Денвере, Хасимото удалось поговорить тет-а-тет с Президентом России Борисом Ельциным и договорится о проведении «Саммита по построению доверия на Дальнем Востоке».

24 июля 1997 года, премьер-министра Хаси-мото выступил перед Японской ассоциации корпоративных руководителей, где обозначил свое виде-

ние по вопросам внешний политики. В своем выступление премьер назвал политику Японии по отношение России «политикой по отношение Евразии». С тех пор словосочетание «Евразийская дипломатия» прочно ассоциируются с Россией. Надо сказать, что, речь Хасимото произвел впечатления Российской стороне. В ноябре 1997 года, Ельцин и Хасимото встретились в Красноярске и подписали «План Хасимото-Ельцина». План состоял из шести пунктов:

1. Инициатива инвестиционного сотрудничества;

2. Содействие интеграции России в международную экономическую систему;

3. Расширение поддержки реформ;

4. План обучения корпоративного менеджера;

5. Укрепление энергетического диалога;

6. Сотрудничество в мирном использовании ядерной энергии[4].

По итогам этой встречи на высшем уровне в 1998 году был поддержан тесный политический диалог на высоком уровне, и отношения между Японией и Россией неуклонно развивались во всех областях. Что касается переговоров по мирному договору, то был создан Японско-российский объединенный комитет по заключительным вопросам мирного договора (под сопредседательством министров иностранных дел обеих стран и на уровне подкомитета), чтобы продвигать работу по заключению договора. Активно действующий «План Ха-симото-Ельцина» неуклонно осуществлялся в экономической сфере. Более того, стороны были намерены подписать мирный договор между двумя странами до 2000-го года. Что касается сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Япония призвала Россию играть конструктивную роль в качестве важного игрока в регионе с Японией и выразила поддержку присоединению России к АТЭС, что привело к ее официальному одобрению.

В качестве политического диалога на высоком уровне министр иностранных дел Обучи впервые посетил Россию в феврале 1998 года, чтобы встретиться с премьер-министром Примаковым и президентом Ельциным. Встреча с президентом Ельциным подтвердила красноярское соглашение о заключении мирного договора. Он также выразил намерение предоставить России заем от Японского экспортно-импортного банка на сумму около 1,5 млрд. долл. США в форме софинансирования со Всемирным банком в течение следующих двух лет[5].

В 1999 году поддерживался тесный политический диалог, состоялся встреча на высоком уровне и шесть переговоров на уровне министров иностранных дел. Помимо встречи между премьер-министром Обучи и премьер-министром Путиным в ходе саммита АТЭС, первый заместитель премьер-министра, возглавлявший российскую сторону «Японско-российского межправительственного комитета по торговой экономике», дважды посетил Японию.

На Кельнском саммите, состоявшемся в июне 1999 года, премьер-министр Обучи заявил, что хотел бы выполнить историческую работу по реализации Красноярского соглашения, демаркации границ и подписанию мирного договора. С другой стороны, президент Ельцин полностью согласился с этим и выразил позитивную позицию, что «демаркация границы - это мое предложение».

Министр иностранных дел России Иванов посетил Японию в феврале, а министр иностранных дел Такамура совершил ответный визит в мае. Была проведена консультация между министерствами. Что касается переговоров по мирному договору, было подтверждено что, откровенные дискуссии будут проведены на основе предложений двух стран, которыми обменялись на саммите в 1998 году, и работа будет продолжена в соответствии с рядом соглашений и деклараций после красноярских переговоров.

Таким образом, 1999 году сотрудничество между Японией и Россией продолжало развиваться в различных областях. В конце декабря президент Ельцин подал в отставку, но тенденцию улучшения двусторонних отношений уже называли «потоком истории» несмотря скорую смену администрации. Япония была намерена тесно сотрудничать с российским правительством во главе с новым президентом для дальнейшего развития японо-российских отношений, основываясь на достижениях, достигнутых с президентом Ельциным.

Третий этап - Оттепель 2000-х годов

После визита в Россию г-на Мунео Сузуки, члена Палаты представителей Японии апреле месяца, премьер-министр Мори и президент Путин провели встречу на высшем уровне. В результате для того чтобы сформировать основу для создания новых двусторонних отношений в XXI веке были выдвинуты следующие направление для сотрудничества. Это, построение стратегических и геополитических отношений между двумя странами, широкое экономического сотрудничества и заключения мирного договора.

В сентябре президент Путин официально посетил Японию и обсудил, с премьер-министром Японии Мори, вопросы японо-российских отношений в самых разных областях. По итогам встречи на высшем уровне два лидера подписали три документа: заявление по вопросам мирного договора, новую программу сотрудничества в области торговли и экономики, совместное заявление по международным вопросам. А также на встрече двух лидеров состоялся углубленный обмен мнениями по вопросу мирного договора. Оба лидера согласились по следующим пунктам и подписали заявление двух лидеров Японии и России по мирному договору.

1. Продолжить усилия по реализации Красноярского соглашения.

2. Принять следующие меры для повышения эффективности переговоров по мирному договору.

а) Сформулировать новые меры по ускорению переговоров

b) Пересмотр совместных материалов по истории территориальных проблем между Японией и Россией

c) Активизация усилий по разъяснению важности заключения мирного договора[6]

Во время визита, касательно решение территориальных проблем между государствами Президент Путин призывает обратить внимание на «Японско-российское совместное декларации». На тот время позиция России можно было аргументировать, ссылаясь на совместное декларация. А также Россия признала эффективность «Токийской деклараций». В частности, две страны подтвердили в своем заявлении, что Совместная декларация 1956 года, является основным юридическим документом, который устанавливает отправную точку для переговоров. На основе Токийской декларации 1993 года стороны подтвердили, что мирный договор должен быть заключен путем решения проблемы присвоения четырех островов. Кроме того, было решено, что конкретное направление к заключению мирного договора будет решено в самое ближайшее время.

С другой стороны, с течением времени администрация Путина демонстрирует позицию, явно неодобряющую эффективность «Токийской декларации». После визита премьер-министра Коидзуми в 2003 году в Россию, в переговорах больше не указывается «Токийская декларация».

Например, во время визита премьер-министра Абэ в Россию в 2013 году была упомянута «Совместное заявление и план действий» 2003 года администрации Коидзуми, но не было прямой ссылки на «Токийскую декларацию».

Кроме того, в заявлении для прессы, опубликованном в день визита президента Путина в Японию 2016 году, указывалось, что «начало дискуссий о совместной экономической деятельности Японии и России на островах Эторофу, Кунашир, Шикотан и Хабомаи приведет к заключению мирного дого-вора[7]. Тогда тоже не была упомянута «Токийская декларация» и другие документы, которые признавали ее эффективность.

Таким образом, исходя из заявлений России в последние годы, можно сделать вывод, что российская сторона не готова признать эффективность «Токийской декларации». Позиция России зключается в том, что «Токийская декларация» была подписана, когда национальная власть России была в подавляющем большинстве слабой, и она стала более уступчивой по отношение к Японии, чем необходимо. Администрация Путина, лозунгом которой является восстановление «сильной России», похоже, мотивирована исправить негативное наследие эпохи «слабой России».

В январе 2019 года, ВЦИОМ провел опрос посвященного отношению жителей Курильских островов к претензиям Японии на Курильские острова. В вопросе передачи южных островов Японии жители Курил выступают солидарно: 93% респондентов считают, такое требование неприемлемым (среди россиян эта доля ниже - 77%). По мнению большинства, (89%) жителей Курил,

российские власти не должны передавать Японии ни один из спорных островов Курильской гряды [8].

С середины 2000-х годов администрация Путина, которая стала уверенной в своей национальной власти на фоне быстрого экономического роста, бросается в глаза, что у нее сильное отношение к Западу. Это можно понять по знаменитой «мюнхенской речи» Путина 2007 года. Со временем, отношение с Японией тоже приобрели «Принципиальный характер». Россия утверждает, что Япония как пораженная государство во 2-й мировой войне должно была передать управление курильскими островами другой стороне. Именно это является отправной точкой в переговорах по заключению мирного договора между сторонами.

Перспектива будущих переговоров по японско-российскому мирному договору

В последнее время российская сторона неоднократно делала замечания насчет островов японской стороне[9]. Например, в июне 2017 года Путин утверждал, что после «передачи» северных территорий «установка военных баз США и систем противоракетной обороны абсолютно неприемлема». В ноябре 2018 года, в Сингапуре после встречи, на высшем уровне принимая на себя обязательство, передать два острова Хабомаи и Шикотан, указанных в совместной японо-советской декларации, обратил внимание на то, что в декларации не уточняется вопрос суверенитета островов после пере-дачи[10]. Министр иностранных дел Лавров также заявил, что признание японской стороной итогов Второй мировой войны, в том числе суверенитет Курильских островов будет первым шагом в переговорах по территориальному вопросу[11].

27 апреля 2018 года, был проведен 4-й «Японско-Российский Форум» которий организовал газета «Майничи синбун» и «Российская газета». На форуме присутствовал лидер Либерально-демократической партии Японии Тошихиро Никаи. Г-н Ника подчеркнул, что этот год получился плодотворным и выразил готовность поднять уровень обмена между народами двух стран до уровня отношения между Японией и Китаем. Кроме того, г-н Никаи проявил позитивное отношение к продвижению межпартийного обмена между Либерально-демократической партией и российской правящей партией «Единая Россия», а также встретился с премьер-министром Медведевым.

25 мая премьер-министр Абэ принял участие в Петербургском экономическом форуме. Затем в Москве провел двустороннюю встречу с Президентом Путиным. Оба лидера первые в истории открыли перекрестный «Год России в Японии» и «Год Японии в России» [12].

10 сентября в рамках Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке, была проведена встреча на высшем уровне и достигнута договоренность о дорожной карте (графике) для осуществления совместной экономической деятельности, охватывающей пять вопросов, таких как выращивание морепродуктов и т.д. Было большой

новостью, что на общем собрании форума президент Путин призвал к концу года заключить мирный договор без каких-либо предварительных условий, но «идея» так и не была реализована[13].

14 ноября в Сингапуре, лидеры Японии и России согласились на ускорения переговоров по мирному договору на основе совместной декларации Советского Союза 1956 года. Эксперты отмечают, что это «сигнал, показывающий возможность компромисса, что японская сторона не обязательно придерживается своей позиции».

12 ноября 2018 года, Росатом открыл свой японский офис. Росатом сотрудничает с японскими энергетическими компаниями более 20 лет, но открытие офиса показало, что экономическое сотрудничество между Японией и Россией неуклонно развивается.

19 ноября Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Кейданрен провели совместную встречу в Токио. Обсуждения проходило в 3 сессиях: 1.Российско-японские экономические отношения. 2.Как строить долгосрочные, устойчивые и сбалансированные отношения, 3. Японско-российское сотрудничество и модернизация российской экономики. Регионы России: области, в которых сотрудничество перспективно. Кейданрен рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются японские компании в России, и сделал конкретные предложения по улучшение ситуации. Компании-участники поделились важностью сотрудничества для реализации совместных инвестиционных проектов.

22 ноября 2019 года, Министр иностранных дел Тошимицу Моги встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который посетил Японию для участия в совещании министров иностранных дел G20.

В рамках совместной экономической деятельности на северных островах, в качестве пилотного (пробного) проекта была организовано поездка для туристов. Стороны согласовались приступить к обсуждению вопроса о полномасштабной коммерциализации со следующего года.

Что касается экономического сотрудничества, г-н Моги сказал: «Я хотел бы содействовать реализации дальневосточного проекта в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами» и содействовать индустриализации на Дальнем Востоке наряду с профилактической медициной и энергоэффективностью[14].

Mitsui & Co., Ltd. и Японская организация нефтяного природного газа, металлов и минеральных ресурсов (JOGMEC) решили инвестировать в проект развития сжиженного природного газа «Arctic LNG2», который Россия продвигает в Полярном круге. Общая стоимость проекта, который планируется запустить в производство четыре года спустя, 3 триллиона иен, из которых 10% принадлежит Японии. Это стало результатом экономического сотрудничества между Японией и Россией на фоне отсутствия прогресса в переговорах о мирном договоре, включая проблему северных территорий.

Перспектива русско-японских отношений по территориальному вопросу неоднозначно. С уверенностью можно сказать что, обе стороны горят желанием решать многолетний вопрос. Ясно и то что, Россия не хочет допустить ухудшение отношение с Японией. Но, при этом не будет торговать суверенитетом. Для России вопрос Курильских островов — это «политический вопрос» и соответственно решение этого вопроса лежит на политической плоскости.

Проблемы развития дальнего востока, экономический рывок в регионе больше частью определить будущее страны. «Совместная экономическая деятельность» который, станет фундаментом для решения территориального вопроса, должна расширяться и укреплять доверие между странами. Надо создать благоприятные условия для принятия серьезных решений. Только так можно найти подход к решению проблемы.

К сожалению, японская сторона не связывает одно с другим. Если Россия требует сначала заключить мирный договор и на основе этого обсуждать вопрос передачи островов, то Япония наоборот настаивает на передаче всех островов. К тому же, Японская сторона, мягко говоря, допускает «недипломатические высказывание» перед каждой встречей на высшем уровне. Например, перед визитом в России премьер-министр Абэ делает заявление о том, что, Курильские острова якобы вот-вот должны перейти к Японии. Более того, правонаци-оналистической газете «Санкэй симбун» утверждается что, Российский лидер выразил понимание в связи с тем, что, Япония «сначала хочет решить проблему принадлежности четырех островов, а затем заключить мир» [15].

Есть и позитивные моменты. Совместная хозяйственная деятельность на курильских островах приносить свои плоды. Обе стороны, активно участвует в проектах, которые способствуют улучшению условий для решения территориальных проблем, таких как обмены между четырьмя островами, свободное посещение могил и т.д. Кроме того, идет работа по координации и обеспечения безопасной эксплуатации японских рыболовецких судов в водах вокруг курильских островов.

С другой стороны, что касается укрепления российских вооружений на курильских островах, российской стороне был объявлен протест, что это несовместимо с позицией Японии по территориальным вопросам.

Тем временем, Россия недовольно, что курильские острова при передаче Японской стороне, станут «объектом» находящейся под прицелом у США.

Конечно, участье США в процессе переговоров по территориальной тематике недопустимо. Япония как военный союзник США на дальнем во-

стоке не будет действовать без «одобрение» заокеанских коллег. Но, опять же все зависит от политической воли премьер-министра Синдзо Абе и того на что он готов для решения проблемы.

Список литературы

1. В переводе с японского означает «установление мира». Продолжительность 1989-2019 гг.

2. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора // https://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_25 468.htm (проверено: 24.11.19)

3. Фунабаси Ёити. Дрейф альянса. Иванами -Япония. 1997. - С. 474.

4. Министерство иностранных дел Японии, Русско-японский саммит в Красноярске https ://www.mofa. go .jp/mofaj /kaidan/kiroku/s_hashi/ arc_97/russia97/hyoka.html (проверено: 25.11.19)

5. Газета "Коммерсантъ" №206 от 02.11.2000, С. 10.

6. Президент России, во дворце Акасака состоялись российско-японские переговоры на высшем уровне http://kremlin.ru/events/president/news/39227 (проверено: 13.11.19)

Министерство иностранных дел Японии, https://www.mofa.go.jp/mofaj/fi les/000212165.pdf (проверено: 10.11.19)

7. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=954

0

8. Лукьянов Ф. (2019) Без спешки и резких поворотов, Российская газета, 22 января 2019. https:// rg.ru/2019/01/22/lukianov-iaponiia-dlia-rossii-vazhna-kak-element-dolgosrochnogo-balansa-v-azii.html (проверено: 13.11.19)

9. ШжШЛ 2018 ^ 11 Щ 18 0 # http://www.tokyo-np.co.jp/article/politics/list/201811/ CK2018111802000132.html

(проверено: 1.12.19)

10. ШН^ИЛ 2019 ^ 1 Щ 14 0# https://mainichi.jp/articles/20190114/k00/00m/010/19 8000c (проверено: 13.11.19)

11. "Российская газета" Путин и Абэ обсудили мирный договор https://rg.ru/2018/05/26/abe-na-vstreche-s-putinym-nazval-srok-podpisaniia-mirnogo-dogovora.html (проверено: 1.12.19)

12. Газета "Коммерсантъ" №166 от 13.09.2018, С. 1.

13. The Sankei News. ^^ft.M^gt^M

12Щ№ттщШЪШШ

https://www.sankei.com/politics/news/191122/plt 1911220046-n1.html (проверено: 09.11.19)

14. The Sankei News. SfS^g,

https://www.sankei.com/politics/news/181116/plt 1811160027-n1.html (проверено: 09.11.19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.