Политика
КОЖЕВНИКОВ Владимир Васильевич,
канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]
УДК 327(471+52)
Текущее состояние и перспективы развития российско-японских отношений
Россия, Япония, политические отношения, проблема мирного договора, экономическое сотрудничество, переговоры на высшем уровне
В данной статье анализируется состояние российско-японских отношений в 2015-2016 гг. Рассматриваются причины ухудшения двусторонних отношений в 2014-2015 гг. Рассмотрен визит С.Абэ в Сочи в мае 2016 г., а также российско-японские переговоры на высшем уровне во Владивостоке на площадке Восточного экономического форума в сентябре 2016 г. Предложены перспективы будущего развития двусторонних отношений и возможные результаты встречи В. В. Путина и С. Абэ в Японии в декабре 2016 г.
Чтобы определить перспективы развития двусторонних отношений, необходимо чётко представлять себе, кто собственно принимает решение в России по внешнеполитическим вопросам. Как известно, по конституции Российская Федерация является президентской республикой. Она закрепляет за президентом исключительные полномочия в сфере принятия решений, связанных с внешнеполитической деятельностью государства. Это обстоятельство позволяет ему давать прямые указания отдельным ведомствам, включая Министерство иностранных дел. Таким образом, главным лицом со стороны России в отношениях с Японией является Президент РФ.
Головным ведомством, курирующим политические вопросы наших отношений с Японией, является Министерство иностранных дел. Но необходимо учитывать, что свобода манёвра, которой обладает руководство МИД, зависит от целого ряда факторов: политического веса и авторитета министра иностранных дел, его личных взаимоотношений с президентом, внутренних организационно-структурных и экспертно-аналитических возможностей самого МИД и т. д. [13].
Складывается впечатление, что в японском направлении в МИД РФ наблюдается недостаток стратегического видения большинства проблем, возникающих в отношениях с Токио. В профильных структурах МИД на среднем уровне явно наблюдается недостаток узких специалистов, хорошо разбирающихся во всех тонкостях и «подводных камнях» отношений с Японией. Что касается японского МИД, то здесь картина другая. Здесь активно привлекают специалистов-кон-
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ДВО РАН «Проекты и программы интеграционного взаимодействия в СВА:
формирование, реализация, результаты», проект № 15-19-010 и гранта Международного Японского Фонда 2015-2016 гг. (командировка в январе 2016 г.)
сультантов по России. Это лишний раз доказывает эмоциональная речь С. Абэ во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, в которой он проявил знание истории России и конкретно владивостокских реалий.
Конечно, помимо МИДа, своё влияние на внешнеполитический курс России в отношении Японии могут оказывать также «силовые ведомства»: Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки.
Разумеется, определённую роль в формировании российской политики в отношении Японии играет фактор общественного мнения. В целом в российском общественном мнении наблюдается определённое противоречие между благожелательным отношением к культурным и техническим достижениям Японии и негативной политической оценкой Японии в последние годы. В глазах большинства россиян в последнее время Япония представляется как страна, в лучшем случае не имеющая собственной внешней политики, в худшем - как сателлит США и геополитический противник России. В последние годы в связи с присоединением Японии в 2014 г. к антироссийским санкциям Запада россияне существенно ухудшили своё отношение к Стране восходящего солнца, которое традиционно было нейтрально-сдержанным. Так, если в мае 2008 г. основная часть (71 %) респондентов опроса, проведённого Левада-Центром, оценили отношения с Японией как «дружеские и нормальные», тогда как за вариант ответа «прохладные и враждебные» высказались 17 % опрошенных, то в сентябре 2014 г. это соотношение поменялось на 38 % и 55 % [4, с. 145]. А в октябре 2015 г. 75 % опрошенных были уверены, что Япония, а также США, Германия и Великобритания являются противниками России, «которые стремятся решать свои проблемы за её счёт и при удобном случае наносят ущерб её интересам», цит. по: [12].
Таким образом, главным источником политики России в отношении Японии является президент, и японская сторона хорошо это понимает, акцентируя внимание именно на его позиции. МИД России выступает в качестве своего рода «ледокола», который прокладывает фарватер для «линкора» - президента, принимающего окончательное решение. Этим, возможно, и объясняются некоторые расхождения в заявлениях президента и министра иностранных дел.
Так министр иностранных дел России неоднократно заявлял, что Россия не обсуждает с Японией территориальный вопрос, она обсуждает проблему мирного договора [2]. Заявление главы российской дипломатии Сергея Лаврова о нетождественности подписания мирного договора между РФ и Японией и решением «курильского вопроса» вызывает крайне возмущённую реакцию японской стороны. Поэтому она обращает внимание на позицию президента Российской федерации, считая, что он настроен более компромиссно к японской позиции. С другой стороны, сам В. В. Путин в своих заявления был не всегда последователен. Так, например, в ходе «прямой линии» с жителями России 27 сентября 2005 г. он говорил: «Что касается переговорного процесса с Японией по четырём островам: они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результат второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать»[1]. А впоследствии он предложил «хикивакэ» (ничью) в решении проблемы мирного договора, вы-
звавшее массу споров у экспертов, как в России, так и в Японии. Его идея «нет ни победителей ни побеждённых», которую он высказывает последнее время, вызывает неоднозначную реакцию в России. И всё-таки японская сторона возлагает особые надежды именно на политическую волю В. В. Путина.
Япония - важный партнёр России на Дальнем Востоке, с которым наша страна намерена укреплять взаимовыгодные добрососедские отношения.
В последнее время российско-японские связи заметно активизировались. Важнейшую роль в этом процессе играют контакты руководителей России и Японии. Большое значение для двусторонних отношений имела встреча В. В. Путина и премьер-министра Абэ 6 мая 2016 г. в Сочи, которая породила большие надежды в обеих странах. Это была необычная встреча для двусторонних отношений - четвёртая подряд на территории РФ. В ходе переговоров на высшем уровне была продемонстрирована взаимная нацеленность на поиск возможностей для укрепления отношений в различных областях, выражена готовность обеих сторон интенсивно развивать политический диалог. С. Абэ подтвердил приглашение В. В. Путину посетить Японию. Президент России, в свою очередь, пригласил японского Премьер-министра принять участие во Втором Восточном экономическом форуме в сентябре 2016 г. во Владивостоке. Японская сторона делала акцент на том, что в Сочи С. Абэ предложил В. Путину «новый подход к решению проблемы «северных территорий», не ограниченный старыми идеями».
Японские комментаторы попытались ответить на вопрос «что такое новый подход». Комментатор МИК Исикава Итиё так отвечал на него: «1. Решать вопрос в рамках построения российско-японских отношений, нацеленных на развитие в будущем; 2. Не ограничиваться старыми идеями; рассматривать вопросы не только в контексте двусторонних отношений, но и с глобальной точки зрения» [19].
И. Исикава при комментарии итогов встречи сказал, что японская сторона не дала конкретных объяснений касательно «нового подхода», который должен повлиять на ход переговоров и делает вывод, что С. Абэ не предлагал какого-либо компромисса в Сочи. Ему пришлось ограничиться заключением, что надо преодолевать застой в обсуждении юридических и исторических фактов и вести переговоры, нацеленные на реализацию идей в будущем.
Японская сторона после Сочи задавалась вопросом, удастся ли возобновить переговоры по территориальному вопросу, чтобы убедить В. Путина в необходимости его решения? Опять бросается в глаза главная задача японской дипломатии: убедить Путина! Убедить его пойти на уступки. И нет намёков, что японская сторона готова пойти на компромисс, другими словами, пойти на уступки в своей позиции.
Интересно мнение другого японского эксперта по России Сато Масару, который считает встречу в Сочи колоссальным укреплением отношений доверия между Абэ и Путиным, в первую очень благодаря предложениям японской стороны в области экономики. По мнению Сато, эти предложения содержат меры, направленные на решение территориальной проблемы. Эксперт утверждал, что, судя по словам Абэ: «Мы договорились энергично вести переговоры с подходом, основанным на новых идеях, стремясь выработать курс на реше-
ние вопроса, приемлемое для обеих сторон», можно предположить, что премьер-министр Абэ Синдзо не настаивает на подтверждении изложенного в Токийской декларации (13 октября 1993 года) подхода - «заключение мирного договора после решения вопроса о принадлежности четырёх островов». По мнению М. Сато, для японского правительства нынешний саммит стал поводом для начала тихого отхода от Токийской декларации, которая предусматривала определение принадлежности четырёх островов, а потом подписание мирного договора [20].
Сейчас обе стороны тщательнейшим образом заботятся о том, чтобы не допустить утечек о содержании переговоров по вопросу Северных территорий. Встречу в Сочи премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента России Владимира Путина все охарактеризовали как конструктивную и полезную, хотя конкретных результатов она не принесла. По крайней мере, публике о них ничего не сообщили.
Сам факт приезда главы японского кабинета в условиях, когда старший партнёр (Вашингтон) этого делать настоятельно не рекомендовал, шаг, достойный того, чтобы быть оценённым [5]. Как и настойчивость Абэ, стремящегося найти какие-то новые возможности и подходы в казалось бы вдоль и поперёк изученном «территориальном вопросе». Пространство для компромисса, конечно, всё равно остаётся крайне тесным, но работу по заключению мирного договора снова пообещали продолжить.
По итогам переговоров в Сочи специальный представитель по отношениям с Россией при правительстве Японии Тикахито Харада заявил, что «мы представили наши идеи, основанные на новом подходе к проблеме. Это означает, что обе стороны будут базироваться на обновлённом подходе и на мудрости, независимо от прошлых идей. Цель такого шага - помочь преодолеть разногласия найти выход из зашедших в тупик переговоров» [18].
На встречу в Сочи С. Абэ привёз план из восьми пунктов, предполагающий развитие взаимовыгодных контактов между двумя странами в экономической сфере на Дальнем Востоке России. По мнению японской стороны, развитие деловых отношений должно помочь и территориальным переговорам по поводу южных Курильских островов. Поэтому открытым остаётся вопрос о мотивах Токио. Ведь Россия далеко не самый важный торговый партнёр Японии. И без того небольшой товарооборот в 2015 году упал на 30 %, а в первом полугодии 2016 года - ещё на 36 %, до $7,3 млрд ($14,6 млрд в годовом исчислении) [7].
И вряд ли можно предположить, что Япония строит большие экономические планы на российский Дальний Восток. Скорее всего, главная цель всё-таки политическая, то есть решение территориального вопроса.
В глазах российской общественности и российской политической элиты Япония представляет собой сложную и многоплановую картину. Российские стереотипные взгляды на Японию, по мнению российского эксперта Д. Стрельцова, можно представить в виде трёх групп: консерваторы, реалисты и меркантилисты. Это весьма условное деление, но оно помогает в целом понять природу разнообразного подхода к Японии в российском обществе [13, с. 21-23].
Консерваторы. Они исходят из представления о Японии, как агрессоре, проигравшей во Второй мировой войне, а о России как о стране -победителе, гаранте ялтинско-потсдамской системы и постулата о незыблемости итогов Второй мировой войны. Этот стереотип распространён среди большей части политической элиты и поддерживается широкими общественными настроениями. Представители этой группы крайне негативно реагируют на территориальные претензии Японии к России. Любой компромисс, даже в духе декларации 1956 года, по их логике означал бы пересмотр итогов войны и заложил бы бомбу замедленного действия под всю конструкцию послевоенных границ. Именно эта точка зрения является основной в российском общественном мнении и служит основой неуступчивости российской позиции. Реалисты. Их взгляды базируются на предположении, что Япония стоит на слишком проамериканской позиции, не отвечающей интересам Японии. Они считают, что Япония должна строить отношения с Россией самостоятельно. Этой точки зрения придерживается часть российских японоведов и часть политической элиты России. Они полагают, что Россия и Япония способны найти компромисс по территориальному вопросу, вернувшись к условиям Совместной декларации 1956 г. Но они не учитывают того, что японскую сторону не устраивают условия Декларации 1956 г. Их поддерживает меньшинство электората. Меркантилисты. Представители этой группы призывают к максимальной деполитизации связей с Японией, опираясь на то, что нас объединяет, общие экономические интересы, основанные на способности России обеспечить Японию энергоресурсами, продовольствием и транспортными возможностями в Европу в обмен на японские инвестиции и технологии. Согласно этой наиболее про-японской точке зрения, российская политика односторонней опоры на Китай неприемлема, поскольку таит в себе риск превращения России в северную провинцию Поднебесной. Этот подход получил некоторое распространение среди российского экспертного сообщества, в экономическом блоке правительства, бизнес-сообществе, а также в либеральном крыле политических сил. Но в обществе эти взгляды не находят поддержки, и в политической практике нет их отражения. [13. с. 21-23] Возникает вопрос, какой же из рассмотренных стереотипов имеет преобладающее влияние на российское руководство и в частности на российского президента. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Возможно, у российских лидеров до сих пор нет цельного образа Японии, а следовательно, и последовательной стратегии развития отношений с этой страной. Во внешней политике России в отношениях с Японией уживаются различные, иногда даже взаимоисключающие точки зрения.
В настоящее время же позиции России и Японии расходятся, причём достаточно сильно. Некоторые российские аналитики ставят вопрос: а есть ли возможность на некоторое время просто снять проблему Курил с повестки? В принципе, наверное, это был бы идеальный вариант: если бы стороны договорились отложить решение данного вопроса на какой-то период, и беспрепятственно развивать отношения в других сферах. Такой подход не нов - в своё время китайский лидер Дэн Сяопин так предложил оставить в стороне проблему островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, оспариваемых Японией (здесь они известны как Сенкаку). И вроде бы в Токио тогда
согласились на это; правда, сейчас спор продолжается и Пекин отрицает, что предложения Дэн Сяопина имело место. Думается, сейчас такой подход был бы рационален, учитывая сегодняшнюю ситуацию обострения обстановки в мире и напряжённость российского общества. Но, даже если Россия согласится на это, Япония на подобный шаг вряд ли пойдёт. Проблема Курил у японцев уже в крови, десятилетиями им внушалось, что острова захвачены незаконно. Каждый премьер-министр Японии декларировал стремление «разрешить территориальную проблему» в двусторонних отношениях. Поэтому, пока у власти С. Абэ, «отложить» проблему Курил не удастся. Исходя из такой расстановки сил, по мнению российских экспертов, возможны три сценария развития двусторонних отношений.
Конфронтационный сценарий предполагает дальнейшую эскалацию кризиса на Украине, и соответственно, всё более активное участие Японии в санкционной войне против России, сворачивание с трудом наработанных контактов и снижение уровня экономического взаимодействия. В этом случае территориальная проблема не будет иметь каких-либо перспектив решения. Россия продолжит сближаться с Китаем - и экономически, и политически. Это нежелательный сценарий, в первую очередь для Японии. Согласно «нейтральному» сценарию, Япония продолжит политику тонкого балансирования, продолжая придерживаться солидарности с Западом, но не допуская необратимого ухудшения отношений с Москвой. Санкции не будут существенно усиливаться, но и снимать их Токио не будет. Этот наиболее вероятный путь развития ситуации, хотя он сопряжён с определёнными рисками. При этом проблема мирного договора останется во взвешенном состоянии. Наконец, в рамках третьего, позитивного сценария Япония активно развивает экономические и политические отношения с Россией, отколовшись от единого фронта Запада и отменив антироссийские санкции. Этот сценарий существенно повышает возможность заключения мирного договора и решения проблемы территориального размежевания. Этот вариант представляется менее осуществимым в условия современного мира и международной обстановки [14].
Какой сценарий реализуется, пока судить трудно. Здесь необходимо учитывать и перспективы российско-американских отношений, так как российско-японские отношения, судя по всему, будут зависеть и от американо-российских отношений. 2-3 сентября 2016 г. во Владивостоке состоялся Восточный экономический форум, в ходе которого состоялась долгожданная встреча президента России В. В. Путина и премьер-министра Японии С. Абэ, от которой в обеих странах ждали многого. Японская сторона надеялась, что Путин пойдёт на какой-то компромисс, а российская сторона ждала конкретизации экономических предложений по развития Дальнего Востока, о которых говорил С. Абэ в Сочи в мае этого года. «Переговоры касались всех без исключений направлений наших отношений - политический диалог, экономика во всех её измерениях, межпарламентские связи, гуманитарные связи, сотрудничество во внешнеполитических вопросах», - прокомментировал министр иностранных дел Лавров, подводя итоги переговоров. По словам российского министра, « японские коллеги представили детализированные идеи, как по восьми областям сотрудничества, предложенным С. Абэ в Сочи, можно было бы
более эффективно взаимодействовать. С нашей стороны была высказана поддержка такому настрою» [3].
В целом, Россия и Япония на втором Восточном экономическом форуме подписали около 20 соглашений на сумму более чем 1,3 млрд. долларов. Но российскую сторону в первую очередь интересовали инвестиции, а в этом отношении надежды не совсем оправдались. В основном обе стороны ограничились намерениями. По традиции принято решение, что работа по конкретизации выполнения плана из восьми пунктов будет продолжена. Ожидается, что во время официального визита президента РФ В. В. Путина в Японию будут подписаны новые контракты экономического и научно-технического сотрудничества. В. В. Путин и С. Абэ не обошли вниманием и болезненную для Москвы и Токио тему подписания мирного договора. Перед вылетом во Владивосток С. Абэ заявил, что намерен добиться прогресса в переговорах по мирному договору и проблеме «северных территорий», причём ставя территориальную проблему на первое место. Впрочем, в Кремле отметили, что ждать прорыва по Курилам в ходе этой встречи не стоит. По словам российского министра после встречи, стороны условились продолжить консультации, результаты которых станут известны в ходе предстоящего визита российского руководителя в Японию, запланированного до конца этого года. Таким образом, фактически по этому вопросу никаких конкретных договорённостей достигнуто не было. Обращает на себя внимание тот факт, что Лавров заявил о том, что Москва ощущает готовность Токио обсуждать вопрос совместной хозяйственной и гуманитарной деятельности на Курилах. Но японская сторона практически сразу дезавуировала это заявление. Более того, «на сегодняшней встрече они это не обсуждали», - сообщил РИА Новости официальный представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура, отвечая на соответствующий вопрос. Официальный представитель МИД Японии сообщил, что Токио ожидает, что «Путин посетит префектуру Ямагути 15 декабря». Говоря о предстоящей встрече лидеров двух стран в декабре, он сообщил, что они «обсудят политические и экономические вопросы, в том числе мирный договор, стороны договорились работать, чтобы визит Путина был плодотворным». Кроме того, «сегодня оба лидера договорились встретиться на саммите АТЭС в Перу в ноябре», - добавил Ясухиса Кавамура [9].
Премьер Японии заявил, что если ни одна из сторон не пойдёт на уступки, «то мы можем вести такие дебаты десятилетиями», поэтому стоит задуматься о том, чтобы кардинально изменить текущее положение дел. Реакция российского президента была сдержана. Он сказал, что Москва готова к решительным, но подготовленным шагам. Российский президент вновь подчеркнул, что проблема различных споров с Японией, в том числе территориальных, должна быть решена исключительно на взаимовыгодных условиях. «Нам нужен уровень доверия, высокий уровень доверия, и нужна такая формула, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя проигравшей. Это сложное решение, но его можно найти», - сказал Путин. Президент РФ отметил, что с Абэ у него сложились добрые и доверительные отношение, однако, по словам Путина, японский премьер отметил, что территориальные и политические разногласия две стороны оценивают по-своему. «И каждый из нас смотрит сквозь призму своих национальных инте-
ресов на эту проблему. Но все мы едины в одном - проблемы нужно решить», - сказал президент РФ. Российский лидер заявил, что предложенные Абэ в мае в Сочи восемь направлений сотрудничества - «единственно правильный путь». Важнейшим выводом по итогам встречи во Владивостоке явились его слова: «Мы естественные партнёры с Японией, абсолютно естественные партнёры в развитии торгово-экономических связей и в решении вопросов безопасности в регионе»[10].
Главным результатом встречи премьер-министра Японии Абэ и российского президента Путина во Владивостоке стало то, что «они снова встретятся в декабре», - иронически написал один из японских обозревателей. Судя по интервью В. Путина, очевидно, что Россия почти наверняка не может пойти на уступки в территориальном споре. Путин чётко дал понять, что компромисс с Японией в территориальном споре остаётся там же, где и в 1956 году, когда была обнародована Советско-японская Совместная декларация о прекращении войны и возобновлении дипломатических отношений между двумя странами. Черту под дискуссиями об итогах встречи во Владивостоке подвёл Генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихида Суга. Он заявил, что Япония не станет отказываться от своей позиции по Курилам и будет вести переговоры исходя из своей базовой позиции о заключении мирного договора с Москвой. Ёсихидэ Суга отметил, что позиция Японии «ясна - определить принадлежность четырёх островов и подписать мирный договор» [16].
Такая позиция Японии говорит об отсутствии у неё стремления к компромиссу, о котором говорил российский президент. Другими словами, во Владивостоке стороны действительно вернулись фактически к стартовой позиции, а ответ на вопрос о будущем двусторонних отношений откладывается на декабрь 2016 г. на очередную встречу Абэ - Путин, на этот раз в Японии. Тогда и станет более ясным, поможет ли активизация экономических связей на Дальнем Востоке, предложенная японской стороной, ускорению подписания мирного договора. Скорее всего, вряд ли... Последняя встреча лидеров двух стран во Владивостоке, казалось бы, показала готовность обеих стран к компромиссу, но заявление Ё. Суга показала, что до компромисса ещё далеко.
В последние дни в двусторонних отношениях произошли интересные события, которые подтверждают этот вывод. Недавно газета «Иомиури» сообщила о том, что Япония готова получить два острова: Хабомаи и Шикотан, а переговоры по Итурупу и Кунаширу продолжить после подписания мирного договора. Сразу после публикации этой «новости», в Токио опровергли эту публикацию, в очередной раз подчеркнув, что по-прежнему настаивают на возвращении всех четырёх островов. В этот раз эту позицию подтвердил лично премьер-министр Японии Синдзо Абэ, впервые после Владивостокской встречи. На заседании нижней палаты парламента он подчеркнул: «Мы думаем усиленно вести переговоры с российской стороной, чтобы, развивая отношения в самых широких областях, включая экономику, решить вопрос о возвращении четырёх островов и заключить мирный договор» [8].
Таким образом, надежды России на компромисс со стороны Японии не очень обоснованы. Она до сих пор явно не готова идти на ком-
промисс. Или такая позиция Японии просто форма торговли, на которую не соглашается В. В. Путин. Как вы помните, он заявлял в том же интервью агентству Bloomberg: «Мы не торгуем территориями», хотя «нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы. Речь не идёт о каком-то обмене, о каких-то продажах. Речь идёт о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побеждённой, ни проигравшей»[11]. Будущее покажет, удастся ли найти такое решение.
Литература
1. Владимир Путин о проблеме Курил // КоммерсантЪ, №235 15.12.2006. С. 9.
2. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Японии Ф.Кисидой, Москва, 21 сентября 2015 года [Электронный документ] // Министерство иностранных дел Российской Федерации, официальный сайт. URL http://www.mid.rU/vistupleniya_ministra/-/asset_ publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/1760488 (Дата обращения: 10.11.2015)
3. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова «на полях» Восточного экономического форума, Владивосток, 2 сентября 2016 года [Электронный документ] // Министерство иностранных дел Российской Федерации, официальный сайт. URL http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2419860 (Дата обращения:04.09.2016)
4. Казаков О. И. Об ухудшении российско-японских отношений в 2014 году // Российское японоведение сегодня: К 20-летию Ассоциации японоведов. - М.: ИДВ РАН, 2015. 524 с.
5. Лукьянов Ф. Гибкость вместо обязательств [Электронный документ] // Сетевое издание Интернет-портал «Российской газеты» URL https://rg.ru/2016/05/10/lukianov-interesy-iaponii-ne-pozvoliaiut-zamknutsia-v-otvedennyh-ramkah.html (Дата обращения: 12.05.2016)
6. Кошкин А. Купит ли Япония Россию? Кремль искушают японскими миллиардами [Электронный документ] // ИА REGNUM. URL https://regnum.ru/news/polit/2187384.html (Дата обращения:25.09.2016)
7. Коростиков М. Япония начала многоходовую комбинацию. Синдзо Абэ создал новую систему отношений с Россией [Электронный документ] // KOMMERSANT.RU URL http://www.kommersant.ru/ doc/3081982 (Дата обращения: 10.10.2016)
8. Премьер Японии опроверг компромисс с Россией по Курилам [Электронный документ] // И А ТАСС. URL http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/3672393 (Дата обращения: 29.09.2016)
9. Путин и Абэ обсудили аспекты двусторонних отношений, включая мирный договор [Электронный документ] // РИА НОВОСТИ. URL https://ria.ru/world/20160902/1475955579.html (Дата обращения: 04.09.2016)
10. Путин: для решения проблем с Японией никто не должен быть проигравшим [Электронный документ] // РИА НОВОСТИ.
URL https://ria.ru/politics/20160903/1475991459.html (Дата обращения: 04.09.2016)
11. Путин: мы не торгуем территориями [Электронный документ] // rA3ETA.RU. URL www.gazeta.ru/politics/news/2016/09/02/n_9066197. shtml (Дата обращения:08.09.2016)
12. Социсследование: Враждебность к США в России выросла до рекордного уровня / В. Козлов [Электронный документ] // TUT.BY. URL http://news.tut.by/world/468485.html (Дата обращения: 11.11.2015)
13. Стрельцов Д.В. Внешнеполитический курс России в отношении Японии: внутренние факторы // Японские исследования. 2016. № 2. с. 14-25.
14. Стрельцов Д. Российско-японские отношения: системный кризис или новые возможности? [Электронный документ] // Сайт Российского совета по международным делам. 27января 2015 URL http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5153#top-co (Дата обращения: 17.06.2016)
15. Токио заявил о намерении добиваться передачи Японии всей южной части Курил. [Электронный документ] // ВЗГЛЯД. Деловая газета. URL http://www.vz.ru/news/2016/10/5/836279.html (Дата обращения 6 .10.2016)
16. Япония отказалась прислушаться к совету Путина по Курилам [Электронный документ] // LENTA.RU URL https://lenta.ru/ news/2016/09/06/japansugasaid/ (Дата обращения: 08.09.2016)
17. Япония собралась обменять Курилы на инвестиции [Электронный документ] // ИЗВЕСТИЯ. URL http://izvestia.ru/ news/634989#ixzz4LsItVezD (Дата обращения: 01.10.2016)
18. Япония представила «новый подход» к мирным переговорам с Россией [Электронный документ] // Сетевое издание Интернет-портал «Российской газеты» URL https://rg.ru/2016/06/23/iaponiia-predstavila-novyj-podhod-k-mirnym-peregovoram-s-rossiej.html (Дата обращения: 28.06.26]
^ 19. -#. ty^Bnrnu^rn
^Ц!) 2016^05^060 Исикава И. Японо-российские переговоры в Сочи. Что ждать? [Электронный документ] // NHKONLINE. URL http://www.nhk.or.jp/kaisetsu-blog/300/243786.html (Дата обращения: 16.07.20216]
20. -■^^^II^J Сато М. Встреча в Сочи даёт новый импульс отношениям Японии и России: территориальный вопрос и экономика в одном «праздничном наборе [Электронный ресурс] // URL http://www. nippon.com/ja/currents/d00221 (Дата обращения: 06.10.2016)